Пратигха
Переводы упражняться | |
---|---|
Английский | гнев, отвращение |
санскрит | упражняться |
Есть | Патигха |
китайский | Ненависть(Т) / Ненависть(С) |
корейский | Джин ( RR : Джин ) |
тибетский | ярость་ ( Уайли : хонг хро; ТХЛ : Конг Тро ) |
Глоссарий буддизма |
Пратигха (санскрит; пали: paṭigha; тибетский Wylie: khong khro ) — буддийский термин, который переводится как «гнев». Оно определяется как враждебное отношение к живым существам, к разочарованию и к тому, что порождает разочарование; он функционирует как основа для поиска ошибок, для негативных действий и для того, чтобы не найти ни минуты покоя или счастья. [ 1 ] [ 2 ]
Пратигха идентифицируется как:
- Один из шести коренных нездоровых психических факторов Махаяны Абхидхармы . в традиции
- Одни из десяти оков в традиции Тхеравады (согласно Дхаммасангани ).
Определения
[ редактировать ]Тхеравада
[ редактировать ]Патигха (пали) определяется источниками Тхеравады как: гнев, отвращение, столкновение; [ 3 ] враждебность; раздражение; возмущение. [ 4 ]
Ньянатилока Махатеран дает следующее определение: [ 5 ]
- В этическом смысле оно означает: «отвращение», недовольство, обиду, гнев и является синонимом бьяпады, «недоброжелательности» (с. ниварана) и доса, «ненависти» (с. мула). Это одна из склонностей (анусайя, см.).
- «(Смысл-) реакция». Применительно к пятичувственному познанию, с. происходит в следующих контекстах:
- (а) как патигха-саннья, «восприятие чувственной реакции», которое, как говорят, отсутствует в нематериальных поглощениях (с. джхана 5). Альтернативные варианты перевода: восприятие сопротивления, восприятие рефлекса;
- (б) как патигха-сампхасса, «(умственное) впечатление, вызванное пятикратной сенсорной реакцией» (Д. 15); с. фасса;
- (в) как саппатигха-рупа, «реагирующая телесность», и аппатигха, «не реагирующий», что представляет собой абхидхаммическую классификацию телесности, встречающуюся в Дхсе. 659, 1050. Сапатигхой называются физические органы чувств, реагирующие (или отвечающие) на чувственные раздражители; а также физические объекты чувств, воздействующие (или оказывающие воздействие) на органы чувств. Вся остальная телесность является аппатигхой, не реагирующей и не соприкасающейся. Эти два термина по-разному интерпретировались как сопротивляющиеся и нет, реагирующие и не реагирующие, оказывающие влияние и не оказывающие воздействия.
Махаяна
[ редактировать ]«Абхидхарма -самуччая» сообщает:
- Что такое пратигха? Это недоброжелательность по отношению к живым существам, по отношению к страданию и по отношению к вещам, относящимся к страданию. Его функция — создать основу для несчастных состояний и плохого поведения. [ 1 ] [ 6 ]
Александр Берзин утверждает, что пратигха направлена на «другое ограниченное существо, собственное страдание или ситуации, влекущие за собой страдание». Это предполагает нетерпение по отношению к объектам пратиги ( гнева ) и желание избавиться от них, например, нанося им удары и причиняя им вред. Оно основано на восприятии объекта как непривлекательного или отталкивающего по самой своей природе. [ 7 ]
Берзин определяет двешу (отвращение) как подкатегорию пратигхи (гнева), направленную в первую очередь, хотя и не исключительно, на ограниченных существ. [ 8 ]
Альтернативные переводы
[ редактировать ]- Гнев (Герберт Гюнтер, Александр Берзин)
- Отвращение (Вальпола Рахула)
- Сопротивление (Таниссаро Бхиккху)
- Жесткость (бхиккху Суджато)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гюнтер (1975), Kindle Locations 728–729.
- ^ Кунсанг (2004), с. 25.
- ^ AP Буддхадатта Махатера, Краткий палийско-английский и англо-палийский словарь
- ^ Достопочтенный Аджан Паютто (Пхра Паютто), Пробужденные существа, раздел «Восемь благородных существ»
- ^ Буддийская дверь, Буддийский словарь, статья «патигха».
- ^ Уолпола Рахула (2007), Kindle Locations 757-759.
- ^ Запись в глоссарии Берзинского архива по слову «гнев».
- ^ Берзин (2006)
Источники
[ редактировать ]- Берзин, Александр (2006), Первичные умы и 51 психический фактор
- Чогьям Трунгпа (2009). Истина страдания и путь освобождения . Шамбала.
- Гоулман, Дэниел (2008). Разрушительные эмоции: научный диалог с Далай-ламой . Петух. Киндл издание.
- Гюнтер, Герберт В. и Лесли С. Кавамура (1975), Разум в буддийской психологии: перевод книги Е-шес гьял-мтшана «Ожерелье ясного понимания», издательство Dharma Publishing. Киндл издание.
- Кунсанг, Эрик Пема (переводчик) (2004). Ворота к знаниям, Vol. 1 . Североатлантические книги.
- Валпола Рахула (2007). Чему учил Будда . Гроув Пресс. Kindle издание