Авидья (буддизм)
Переводы авидья | |
---|---|
Английский | незнание, заблуждения |
санскрит | авидья ( Дев : Авидья) |
Есть | в полете ( Брах .: 𑀅𑀯𑀺𑀚𑁆𑀚𑀸 ) |
бирманский | Невежество ( MLCTS : əweɪʔzà ) |
китайский | Невежество ( Пиньинь : у мин ) |
индонезийский | невежество, внутренняя глупость |
японский | Невежество (мумё) |
кхмерский | Невежество, невежество ( МОЛОДОСТЬ : avĭchchea , явитья ) |
корейский | (Хангыль) неизвестно (Ханджа) Невежество ( RR : Му Мён ) |
сингальский | Невежество |
тибетский | невежество ( Уайли : ma rig pa; ТХЛ : Извините ) |
Тагальский | авидья |
тайский | невежество ( RTGS : авича ) |
вьетнамский | невежество |
Глоссарий буддизма |
Часть серии о |
буддизм |
---|
Авидья ( санскрит : अविद्या; пали : 𑀅𑀯𑀺𑀚𑁆𑀚𑀸 , латинизировано: avijjā ; тибетское фонетическое: ма ригпа ) в буддийской литературе обычно переводится как «невежество». [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Эта концепция относится к незнанию или неправильным представлениям о природе метафизической реальности, в частности о непостоянстве и доктринах анатты о реальности. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Это коренная причина Дуккхи (страдания, боли, неудовлетворённости). [ 6 ] и утверждается в качестве первого звена в буддийской феноменологии процесса, ведущего к повторному рождению . [ 7 ]
Авидья упоминается в буддийских учениях как невежество или непонимание в различных контекстах:
- Четыре благородные истины [ 8 ]
- Первое звено из двенадцати звеньев зависимого происхождения.
- Один из трех ядов буддийской традиции Махаяны.
- Одна из шести корневых клеш в учении Махаяны Абхидхармы.
- Одни из десяти оков традиции Тхеравады.
- Эквивалент мохи в учении Тхеравады Абхидхармы.
В контексте двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения авидью обычно символизирует слепой человек или человек с повязкой на глазах. [ нужна ссылка ]
Этимология
[ редактировать ]Авидья — это ведическое санскритское слово, состоящее из а- префикса и видья , что означает «не видья». Слово видья происходит от санскритского корня вид , что означает «видеть, сознательно видеть, знать». [ 9 ] Следовательно, авидья означает «не видеть, не знать». Термины , связанные с вид*, широко встречаются в Ригведе и других Ведах . [ 9 ]
В ведической литературе авидья означает «невежество, духовное невежество, иллюзия»; в ранних буддийских текстах, утверждает Монье-Вильямс, это означает «невежество с небытием». [ 10 ]
Слово происходит от протоиндоевропейского корня * weid —, означающего «видеть» или «знать». Это родственно латинскому глаголу vidēre («видеть») и английскому wit .
Обзор
[ редактировать ]Авидья объясняется по-разному и на разных уровнях в разных буддийских учениях и традициях. На самом фундаментальном уровне это незнание или непонимание природы реальности; [ а ] более конкретно о природе доктрин не-Я и зависимого происхождения. [ 2 ] [ 5 ] [ 13 ] Авидья — это не недостаток информации, утверждает Питер Харви, а «более глубоко укоренившееся неправильное восприятие реальности». [ 8 ] Гетин называет авидью «позитивным заблуждением», а не просто отсутствием знания. [ 14 ] Это ключевая концепция буддизма, в которой считается авидья о природе реальности, а не греха основным корнем Дуккхи . [ 15 ] Устранение этой авидьи приводит к преодолению дуккхи . [ 16 ]
Хотя авидья, встречающаяся в буддизме и других индийских философиях, часто переводится как «невежество», утверждает Алекс Уэйман, это неправильный перевод, поскольку он означает нечто большее, чем невежество. Он предлагает лучше использовать термин «немудрость». [ 17 ] Этот термин включает в себя не только невежество из тьмы, но также затемнение, неправильные представления, ошибочное принятие иллюзии за реальность или непостоянства за постоянное, страдания за блаженство или не-я за самость (заблуждения). [ 17 ] Неправильное знание — это еще одна форма авидьи, утверждает Уэйман. [ 17 ]
Невежество
Монахи, но когда есть установка «Я есть»,
там есть спуск
пять чувственных способностей глаза.... тела.
Монахи, вот орган разума,
существуют ментальные объекты,
есть элемент знания;
монахи, необразованные обычные люди,
тронут чувством,
рожденный в результате воздействия духовного невежества [ Авиджа ],
думает: «Я есть».
- Самьютта Никая III.46 [ 18 ]
В других контекстах авидья включает в себя незнание или непонимание природы явлений как непостоянных, Четырех Благородных Истин , [ 8 ] другие буддийские доктрины или путь прекращения страданий. [ 19 ] [ 20 ] Сонам Ринчен утверждает Авидью в контексте двенадцати звеньев, что «[Неведение] противоположно пониманию того, что человек или другие явления лишены внутреннего существования. Те, на кого влияет это невежество, совершают действия, которые ускоряют их дальнейшее мирское существование. " [ 21 ] Непонимание Четырех Благородных Истин или их последствий также является авидьей. [ 22 ]
В буддийских традициях
[ редактировать ]Авидья является основным предметом обсуждения в двух доктринах природы реальности в различных буддийских традициях. [ 23 ] [ 24 ] Один относится к доктрине Анатты (Анатмана), то есть невежеству или неправильным представлениям о «Я», тогда как в действительности, согласно буддизму, существует только «Не-Я». [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Второе относится к доктрине Аниччи , то есть невежеству или неправильным представлениям о «постоянстве», когда природа реальности — непостоянство. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Тхеравада
[ редактировать ]
|
Бхиккху Бодхи утверждает, что авидья является важной частью учения Тхеравады Абхидхармы о зависимом возникновении от условий, которые поддерживают колесо рождения и смерти. Одним из таких состояний являются кармические образования, возникающие из-за невежества. Другими словами, утверждает Бодхи, невежество (авиджа) затмевает «восприятие истинной природы вещей так же, как катаракта затмевает восприятие видимых объектов». В литературе Суттанты это невежество относится к незнанию Четырех Благородных Истин. В литературе Абхидхармы, в дополнение к Четырем Благородным Истинам, это незнание своих «прошлых пренатальных жизней» и «посмертных будущих жизней», а также зависимого происхождения. [ 31 ]
Махаяна
[ редактировать ]Традиция Махаяны считает незнание о природе реальности и незапамятных прошлых жизнях изначальной силой, сломить которую можно только посредством постижения Пустоты ( шуньяты ). [ 32 ] Однако по сравнению с другими буддийскими традициями, утверждает Йенс Браарвиг, авидье уделяется не столько внимание, сколько упор на «конструирование иллюзорной реальности», основанное на концептуализации, когда конечной реальностью является Пустота. [ 33 ]
Авидья – величайшая нечистота и первопричина страдания, перерождения. Понимание Пустоты, утверждают Гарфилд и Эдельгласс, то есть «отсутствие внутренней природы всех явлений, включая самого себя, отсекает нечистоты», понимание Пустоты приводит к полному пробуждению. [ 34 ]
Ваджраяна
[ редактировать ]Традиция Ваджраяны рассматривает невежество как оковы рабства сансары, и ее учения сосредоточены на тантрическом пути под руководством учителя, позволяющем устранить авидью и достичь освобождения за одну жизнь. [ 35 ]
Авидья определяется как первое из двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения (двенадцати нидан) — последовательности звеньев, которые описывают, почему существо перевоплощается и остается связанным в сансаре , цикле повторяющихся рождений и смертей в шести сферах существования. [ 36 ] Двенадцать нидан — это применение буддийской концепции пратитьясамутпада (зависимого происхождения). Эта теория, представленная в Самьютта Никае II.2–4 и Дигха Никае II.55–63, утверждает, что перерождение, повторное старение и повторная смерть в конечном итоге возникают через серию из двенадцати звеньев или нидан, в конечном итоге коренящихся в Авидье, и двенадцатой Шаг Джарамарана запускает зависимое возникновение авидьи , воссоздавая бесконечный цикл дуккхи (страдания, боли, неудовлетворённость). [ 36 ] [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]- Авидья (индуизм)
- Клешас (буддизм)
- Майя (иллюзия)
- Ментальные факторы (буддизм)
- Танха для дополнительного корня страдания в буддизме.
- Три яда (буддизм)
- Двенадцать Нидан
Примечания
[ редактировать ]- ^ Авидью можно определять на разных уровнях; например, его можно определить как неправильное восприятие природы реальности или непонимание четырех благородных истин. Например:
- Джеффри Хопкинс утверждает: «[Невежество] — это не просто неспособность постичь истину, но и активное неправильное понимание статуса самого себя и всех других объектов — собственного разума или тела, других людей и т. д. Это представление или предположение, что явления существуют гораздо более конкретным образом, чем они есть на самом деле. На основании этого неправильного понимания статуса людей и вещей мы втягиваемся в омрачающие желания ( рага ) и ненависть (рага). двеша )..." [ 11 ]
- Сонам Ринчен утверждает: «Каждое действие оставляет свой отпечаток в уме, а позже жажда и цепляние активируют этот отпечаток, чтобы добиться результата. В основе такого рода действий лежит наше невежество, а именно наше врожденное неправильное представление о себе, корень всех наших неприятности. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Киоун 2013 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б с Трейнор 2004 , с. 74.
- ^ Роберт Басвелл и Дональд Лопес 2013 , стр. 1070.
- ^ Дэн Люстхаус (2014). Буддийская феноменология: философское исследование буддизма Йогачара и Чэн Вэй-ши Лунь . Рутледж. стр. 533–534. ISBN 978-1-317-97342-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Конзе 2013 , стр. 39–40.
- ^ Роберт Басвелл и Дональд Лопес 2013 , с. 86.
- ^ Дэвид Вебстер (31 декабря 2004 г.). Философия желания в буддийском палийском каноне . Рутледж. п. 206. ИСБН 978-1-134-27941-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Харви 1990 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Монье Монье-Вильямс (1872 г.). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 918.
- ^ Монье Монье-Вильямс (1872 г.). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 96.
- ^ Далай-лама (1992), с. 4 (из введения Джеффри Хопкинса)
- ^ Сонам Ринчен (2006), с. 14.
- ^ Williams & Tribe 2000 , стр. 66–67, Цитата: С этой точки зрения Не-Я и зависимое происхождение вместе образуют два столпа окончательного гнозиса (видья), который является противоядием от невежества (авидья).
- ^ Гетин 1998 , стр. 150.
- ^ Харви 1990 , стр. 65–68.
- ^ Эдельгласс 2009 , с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б с Алекс Уэйман (1957). «Значение немудрости (Авидья)». Философия Востока и Запада . 7 (1/2): 21–25. дои : 10.2307/1396830 . JSTOR 1396830 .
- ^ Питер Харви 2013 , с. 40.
- ^ Йоханнес Бронкхорст (2009), Буддийское учение в Индии, Саймон и Шустер, ISBN 0-861715667 , страницы 40–43.
- ^ Питер Харви 2013 , стр. 5, 40, 134–137.
- ^ Сонам Ринчен (2006), с. 51.
- ^ Аджан Сучитто (2010), Kindle Locations 1125-1132.
- ^ Уинстон Л. Кинг (2013). Буддизм и христианство: некоторые мосты взаимопонимания . Рутледж. стр. 186–192. ISBN 978-1-134-56555-9 .
- ^ Джозеф Мицуо Китагава; Фрэнк Э. Рейнольдс; Теодор М. Людвиг (1980). Переходы и трансформации в истории религий: Очерки в честь Джозефа М. Китагавы . БРИЛЛ Академик. стр. 56–58. ISBN 90-04-06112-6 . , Цитата: Страдание описывает состояние сансарного (этого мирского) существования, возникающее в результате действий, порожденных неведением анатты и аниччи. Таким образом, доктрины отсутствия самости и непостоянства являются краеугольными камнями дхаммического порядка».
- ^ Гетин 1998 , стр. 146–159, 243.
- ^ Харви 1990 , с. 72, 125-126, 144.
- ^ Ян Чарльз Харрис (1991). Преемственность Мадхьямаки и Йогачары в индийском буддизме Махаяны . БРИЛЛ Академик. стр. 138–141. ISBN 90-04-09448-2 .
- ^ Гетин 1998 , стр. 73–75.
- ^ Харви 1990 , с. 68.
- ^ Ян Чарльз Харрис (1991). Преемственность Мадхьямаки и Йогачары в индийском буддизме Махаяны . БРИЛЛ Академик. стр. 174–178. ISBN 90-04-09448-2 .
- ^ Комплексное руководство по Абхидхамме: Абхидхамматтха Сангаха , Бхиккху Бодхи (2003), стр. 295
- ^ Бруно Петцольд (1995). Классификация буддизма . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 259–260, 849. ISBN. 978-3-447-03373-2 .
- ^ Гутторм Флёйстад (2012). Philosophie asiatique/Азиатская философия . Спрингер. стр. 201. ISBN 978-94-011-2510-9 .
- ^ Джей Л. Гарфилд; Уильям Эдельгласс (2011). Оксфордский справочник мировой философии . Издательство Оксфордского университета. п. 288. ИСБН 978-0-19-532899-8 .
- ^ Трейнор 2004 , с. 162.
- ^ Перейти обратно: а б Питер Харви (2015). Стивен М. Эммануэль (ред.). Спутник буддийской философии . Джон Уайли и сыновья. стр. 50–60. ISBN 978-1-119-14466-3 .
- ^ Ф. Гарольд Смит (2013). Буддийский образ жизни: его философия и история . Рутледж. стр. 37–38. ISBN 978-1-135-02929-6 .
Источники
[ редактировать ]- Роберт Басвелл; Дональд Лопес (2013), Принстонский словарь буддизма , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, ISBN 9780691157863
- Конзе, Эдвард (2013), Буддийская мысль в Индии: три фазы буддийской философии , Routledge, ISBN 978-1-134-54231-4
- Эдельгласс, Уильям; и др. (2009), Буддийская философия: основные материалы для чтения , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-532817-2
- Гетин, Руперт (1998), Основы буддизма , Oxford University Press
- Харви, Питер (1990), Введение в буддизм , издательство Кембриджского университета.
- Питер Харви (2013), Самоотверженный ум: личность, сознание и нирвана в раннем буддизме , Routledge, ISBN 978-1-136-78329-6
- Киоун, Дэмиен (2013). Буддизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-966383-5 .
- Трейнор, Кевин (2004), Буддизм: Иллюстрированное руководство , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-517398-7
- Уильямс, Пол; Племя, Энтони (2000), Буддийская мысль: полное введение в индийскую традицию , Routledge, ISBN 0-415207010
- Аджан Сучитто (2010). Вращение колеса истины: комментарий к первому учению Будды . Шамбала.
- Бхиккху Бодхи (2003), Подробное руководство по Абхидхамме , Pariyatti Publishing.
- Чогьям Трунгпа (1972). «Карма и перерождение: Двенадцать Нидан, Чогьям Трунгпа Ринпоче». Карма и Двенадцать Нидан, Справочник для школы буддийских исследований Шамбалы. Публикации Ваджрадхату.
- Далай-лама (1992). Смысл жизни , переведенный и отредактированный Джеффри Хопкинсом, Бостон: Мудрость.
- Мингьюр Ринпоче (2007). Радость жизни: раскрытие секрета и науки счастья . Гармония. Киндл издание.
- Сонам Ринчен (2006). Как работает карма: Двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения , Снежный Лев.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Авиджа и Асава , Сурендранатх Дасгупта, 1940 г.
- Дэниел Гоулман : Жизненная ложь, простые истины: психология самообмана (1985) Bloomsbury Publishing. ISBN 978-0-7475-3413-6
- Авиджа Сутта в переводе с пали Таниссаро Бхиккху