Jump to content

Авидья (буддизм)

(Перенаправлено с Авидья (буддизм) )
Переводы
авидья
Английский незнание, заблуждения
санскрит авидья
( Дев : Авидья)
Есть в полете
( Брах .: 𑀅𑀯𑀺𑀚𑁆𑀚𑀸 )
бирманский Невежество
( MLCTS : əweɪʔzà )
китайский Невежество
( Пиньинь : у мин )
индонезийский невежество,
внутренняя глупость
японский Невежество
(мумё)
кхмерский Невежество, невежество
( МОЛОДОСТЬ : avĭchchea , явитья )
корейский (Хангыль) неизвестно
(Ханджа) Невежество

( RR : Му Мён )
сингальский Невежество
тибетский невежество
( Уайли : ma rig pa;
ТХЛ : Извините
)
Тагальский авидья
тайский невежество
( RTGS : авича )
вьетнамский невежество
Глоссарий буддизма

Авидья ( санскрит : अविद्या; пали : 𑀅𑀯𑀺𑀚𑁆𑀚𑀸 , латинизировано: avijjā ; тибетское фонетическое: ма ригпа ) в буддийской литературе обычно переводится как «невежество». [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Эта концепция относится к незнанию или неправильным представлениям о природе метафизической реальности, в частности о непостоянстве и доктринах анатты о реальности. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Это коренная причина Дуккхи (страдания, боли, неудовлетворённости). [ 6 ] и утверждается в качестве первого звена в буддийской феноменологии процесса, ведущего к повторному рождению . [ 7 ]

Авидья упоминается в буддийских учениях как невежество или непонимание в различных контекстах:

В контексте двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения авидью обычно символизирует слепой человек или человек с повязкой на глазах. [ нужна ссылка ]

Этимология

[ редактировать ]

Авидья — это ведическое санскритское слово, состоящее из а- префикса и видья , что означает «не видья». Слово видья происходит от санскритского корня вид , что означает «видеть, сознательно видеть, знать». [ 9 ] Следовательно, авидья означает «не видеть, не знать». Термины , связанные с вид*, широко встречаются в Ригведе и других Ведах . [ 9 ]

В ведической литературе авидья означает «невежество, духовное невежество, иллюзия»; в ранних буддийских текстах, утверждает Монье-Вильямс, это означает «невежество с небытием». [ 10 ]

Слово происходит от протоиндоевропейского корня * weid —, означающего «видеть» или «знать». Это родственно латинскому глаголу vidēre («видеть») и английскому wit .

Авидья объясняется по-разному и на разных уровнях в разных буддийских учениях и традициях. На самом фундаментальном уровне это незнание или непонимание природы реальности; [ а ] более конкретно о природе доктрин не-Я и зависимого происхождения. [ 2 ] [ 5 ] [ 13 ] Авидья — это не недостаток информации, утверждает Питер Харви, а «более глубоко укоренившееся неправильное восприятие реальности». [ 8 ] Гетин называет авидью «позитивным заблуждением», а не просто отсутствием знания. [ 14 ] Это ключевая концепция буддизма, в которой считается авидья о природе реальности, а не греха основным корнем Дуккхи . [ 15 ] Устранение этой авидьи приводит к преодолению дуккхи . [ 16 ]

Хотя авидья, встречающаяся в буддизме и других индийских философиях, часто переводится как «невежество», утверждает Алекс Уэйман, это неправильный перевод, поскольку он означает нечто большее, чем невежество. Он предлагает лучше использовать термин «немудрость». [ 17 ] Этот термин включает в себя не только невежество из тьмы, но также затемнение, неправильные представления, ошибочное принятие иллюзии за реальность или непостоянства за постоянное, страдания за блаженство или не-я за самость (заблуждения). [ 17 ] Неправильное знание — это еще одна форма авидьи, утверждает Уэйман. [ 17 ]

Невежество

Монахи, но когда есть установка «Я есть»,
там есть спуск
пять чувственных способностей глаза.... тела.
Монахи, вот орган разума,
существуют ментальные объекты,
есть элемент знания;
монахи, необразованные обычные люди,
тронут чувством,
рожденный в результате воздействия духовного невежества [ Авиджа ],
думает: «Я есть».

- Самьютта Никая III.46 [ 18 ]

В других контекстах авидья включает в себя незнание или непонимание природы явлений как непостоянных, Четырех Благородных Истин , [ 8 ] другие буддийские доктрины или путь прекращения страданий. [ 19 ] [ 20 ] Сонам ​​Ринчен утверждает Авидью в контексте двенадцати звеньев, что «[Неведение] противоположно пониманию того, что человек или другие явления лишены внутреннего существования. Те, на кого влияет это невежество, совершают действия, которые ускоряют их дальнейшее мирское существование. " [ 21 ] Непонимание Четырех Благородных Истин или их последствий также является авидьей. [ 22 ]

В буддийских традициях

[ редактировать ]

Авидья является основным предметом обсуждения в двух доктринах природы реальности в различных буддийских традициях. [ 23 ] [ 24 ] Один относится к доктрине Анатты (Анатмана), то есть невежеству или неправильным представлениям о «Я», тогда как в действительности, согласно буддизму, существует только «Не-Я». [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Второе относится к доктрине Аниччи , то есть невежеству или неправильным представлениям о «постоянстве», когда природа реальности — непостоянство. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]

Тхеравада

[ редактировать ]
  12 Ниданов:  
Невежество
Формации
Сознание
Имя и форма
Шесть основ чувств
Контакт
Чувство
Страстное желание
Цепляясь
Став
Рождение
Старость и смерть
 

Бхиккху Бодхи утверждает, что авидья является важной частью учения Тхеравады Абхидхармы о зависимом возникновении от условий, которые поддерживают колесо рождения и смерти. Одним из таких состояний являются кармические образования, возникающие из-за невежества. Другими словами, утверждает Бодхи, невежество (авиджа) затмевает «восприятие истинной природы вещей так же, как катаракта затмевает восприятие видимых объектов». В литературе Суттанты это невежество относится к незнанию Четырех Благородных Истин. В литературе Абхидхармы, в дополнение к Четырем Благородным Истинам, это незнание своих «прошлых пренатальных жизней» и «посмертных будущих жизней», а также зависимого происхождения. [ 31 ]

Традиция Махаяны считает незнание о природе реальности и незапамятных прошлых жизнях изначальной силой, сломить которую можно только посредством постижения Пустоты ( шуньяты ). [ 32 ] Однако по сравнению с другими буддийскими традициями, утверждает Йенс Браарвиг, авидье уделяется не столько внимание, сколько упор на «конструирование иллюзорной реальности», основанное на концептуализации, когда конечной реальностью является Пустота. [ 33 ]

Авидья – величайшая нечистота и первопричина страдания, перерождения. Понимание Пустоты, утверждают Гарфилд и Эдельгласс, то есть «отсутствие внутренней природы всех явлений, включая самого себя, отсекает нечистоты», понимание Пустоты приводит к полному пробуждению. [ 34 ]

Ваджраяна

[ редактировать ]

Традиция Ваджраяны рассматривает невежество как оковы рабства сансары, и ее учения сосредоточены на тантрическом пути под руководством учителя, позволяющем устранить авидью и достичь освобождения за одну жизнь. [ 35 ]

Авидья определяется как первое из двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения (двенадцати нидан) — последовательности звеньев, которые описывают, почему существо перевоплощается и остается связанным в сансаре , цикле повторяющихся рождений и смертей в шести сферах существования. [ 36 ] Двенадцать нидан — это применение буддийской концепции пратитьясамутпада (зависимого происхождения). Эта теория, представленная в Самьютта Никае II.2–4 и Дигха Никае II.55–63, утверждает, что перерождение, повторное старение и повторная смерть в конечном итоге возникают через серию из двенадцати звеньев или нидан, в конечном итоге коренящихся в Авидье, и двенадцатой Шаг Джарамарана запускает зависимое возникновение авидьи , воссоздавая бесконечный цикл дуккхи (страдания, боли, неудовлетворённость). [ 36 ] [ 37 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Авидью можно определять на разных уровнях; например, его можно определить как неправильное восприятие природы реальности или непонимание четырех благородных истин. Например:
    • Джеффри Хопкинс утверждает: «[Невежество] — это не просто неспособность постичь истину, но и активное неправильное понимание статуса самого себя и всех других объектов — собственного разума или тела, других людей и т. д. Это представление или предположение, что явления существуют гораздо более конкретным образом, чем они есть на самом деле. На основании этого неправильного понимания статуса людей и вещей мы втягиваемся в омрачающие желания ( рага ) и ненависть (рага). двеша )..." [ 11 ]
    • Сонам ​​Ринчен утверждает: «Каждое действие оставляет свой отпечаток в уме, а позже жажда и цепляние активируют этот отпечаток, чтобы добиться результата. В основе такого рода действий лежит наше невежество, а именно наше врожденное неправильное представление о себе, корень всех наших неприятности. [ 12 ]
  1. ^ Киоун 2013 , с. 73.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Трейнор 2004 , с. 74.
  3. ^ Роберт Басвелл и Дональд Лопес 2013 , стр. 1070.
  4. ^ Дэн Люстхаус (2014). Буддийская феноменология: философское исследование буддизма Йогачара и Чэн Вэй-ши Лунь . Рутледж. стр. 533–534. ISBN  978-1-317-97342-3 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Конзе 2013 , стр. 39–40.
  6. ^ Роберт Басвелл и Дональд Лопес 2013 , с. 86.
  7. ^ Дэвид Вебстер (31 декабря 2004 г.). Философия желания в буддийском палийском каноне . Рутледж. п. 206. ИСБН  978-1-134-27941-8 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с Харви 1990 , с. 67.
  9. ^ Перейти обратно: а б Монье Монье-Вильямс (1872 г.). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 918.
  10. ^ Монье Монье-Вильямс (1872 г.). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 96.
  11. ^ Далай-лама (1992), с. 4 (из введения Джеффри Хопкинса)
  12. ^ Сонам ​​Ринчен (2006), с. 14.
  13. ^ Williams & Tribe 2000 , стр. 66–67, Цитата: С этой точки зрения Не-Я и зависимое происхождение вместе образуют два столпа окончательного гнозиса (видья), который является противоядием от невежества (авидья).
  14. ^ Гетин 1998 , стр. 150.
  15. ^ Харви 1990 , стр. 65–68.
  16. ^ Эдельгласс 2009 , с. 171.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Алекс Уэйман (1957). «Значение немудрости (Авидья)». Философия Востока и Запада . 7 (1/2): 21–25. дои : 10.2307/1396830 . JSTOR   1396830 .
  18. ^ Питер Харви 2013 , с. 40.
  19. ^ Йоханнес Бронкхорст (2009), Буддийское учение в Индии, Саймон и Шустер, ISBN   0-861715667 , страницы 40–43.
  20. ^ Питер Харви 2013 , стр. 5, 40, 134–137.
  21. ^ Сонам ​​Ринчен (2006), с. 51.
  22. ^ Аджан Сучитто (2010), Kindle Locations 1125-1132.
  23. ^ Уинстон Л. Кинг (2013). Буддизм и христианство: некоторые мосты взаимопонимания . Рутледж. стр. 186–192. ISBN  978-1-134-56555-9 .
  24. ^ Джозеф Мицуо Китагава; Фрэнк Э. Рейнольдс; Теодор М. Людвиг (1980). Переходы и трансформации в истории религий: Очерки в честь Джозефа М. Китагавы . БРИЛЛ Академик. стр. 56–58. ISBN  90-04-06112-6 . , Цитата: Страдание описывает состояние сансарного (этого мирского) существования, возникающее в результате действий, порожденных неведением анатты и аниччи. Таким образом, доктрины отсутствия самости и непостоянства являются краеугольными камнями дхаммического порядка».
  25. ^ Гетин 1998 , стр. 146–159, 243.
  26. ^ Харви 1990 , с. 72, 125-126, 144.
  27. ^ Ян Чарльз Харрис (1991). Преемственность Мадхьямаки и Йогачары в индийском буддизме Махаяны . БРИЛЛ Академик. стр. 138–141. ISBN  90-04-09448-2 .
  28. ^ Гетин 1998 , стр. 73–75.
  29. ^ Харви 1990 , с. 68.
  30. ^ Ян Чарльз Харрис (1991). Преемственность Мадхьямаки и Йогачары в индийском буддизме Махаяны . БРИЛЛ Академик. стр. 174–178. ISBN  90-04-09448-2 .
  31. ^ Комплексное руководство по Абхидхамме: Абхидхамматтха Сангаха , Бхиккху Бодхи (2003), стр. 295
  32. ^ Бруно Петцольд (1995). Классификация буддизма . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 259–260, 849. ISBN.  978-3-447-03373-2 .
  33. ^ Гутторм Флёйстад (2012). Philosophie asiatique/Азиатская философия . Спрингер. стр. 201. ISBN  978-94-011-2510-9 .
  34. ^ Джей Л. Гарфилд; Уильям Эдельгласс (2011). Оксфордский справочник мировой философии . Издательство Оксфордского университета. п. 288. ИСБН  978-0-19-532899-8 .
  35. ^ Трейнор 2004 , с. 162.
  36. ^ Перейти обратно: а б Питер Харви (2015). Стивен М. Эммануэль (ред.). Спутник буддийской философии . Джон Уайли и сыновья. стр. 50–60. ISBN  978-1-119-14466-3 .
  37. ^ Ф. Гарольд Смит (2013). Буддийский образ жизни: его философия и история . Рутледж. стр. 37–38. ISBN  978-1-135-02929-6 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Предшественник Двенадцать Ниданов
Авидья
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ca852236257200dea16adb1716ee8ae2__1710079500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/e2/ca852236257200dea16adb1716ee8ae2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Avidyā (Buddhism) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)