Карма в буддизме
Переводы карма | |
---|---|
Английский | карма |
санскрит | Карман ( ИАСТ : Карман ) |
Есть | 𑀓𑀫𑁆𑀫 ( камма ) |
Бенгальский | Карма ( кворум ) |
бирманский | удача ( MLCTS : kàɰ̃ ) |
китайский | промышленность или промышленность ( Пиньинь : вчера ) |
японский | карма или гоу ( Ромаджи : гоу ) |
кхмерский | Карма ( UNGEGN : камм ; ALA-LC : камма ; ВЛИЯНИЕ: [кам] ) |
корейский | 업 или 業 ( RR : ухб ) |
сингальский | Карма ( карма ) |
тибетский | от་. ( Уайли : Лас; ТХЛ : ле; ) |
Тагальский | оставаться |
тайский | карма ( RTGS : гам ) |
вьетнамский | Карма |
Глоссарий буддизма |
Часть серии о |
буддизм |
---|
Карма (санскрит: कर्म, пали: камма ) — это санскритский термин, который буквально означает «действие» или «действие». В буддийской традиции карма относится к действию, вызванному намерением ( четана ), которое приводит к будущим последствиям. Эти намерения считаются определяющим фактором перерождения в сансаре , цикла перерождения.
Этимология
[ редактировать ]Карма (санскрит, также karman , пали: kamma , тиб. las [1] ) — это санскритский термин, который буквально означает «действие» или «действие». Слово карма происходит от глагольного корня kṛ , который означает «делать, совершать, совершать, совершать». [2]
Кармафала (тиб. rgyu'bras [3] [1] [примечание 1] ) — «фрукт» , [4] [5] [6] "эффект" [7] или «результат» [8] кармы . Похожий термин — кармавипака , «взросление». [9] или «готовить» [10] от кармы :
Отдаленные последствия кармического выбора называются «зрелостью» (випака) или «плодом» (пхала) кармического действия». [5]
Метафора заимствована из сельского хозяйства: [6] [11]
Кто-то сеет семя, проходит некоторое время, в течение которого происходит какой-то таинственный невидимый процесс, а затем растение прорастает, и его можно собирать. [6]
Буддийское понимание кармы
[ редактировать ]Карма и кармапхала — фундаментальные понятия в буддизме. [8] [12] Концепции кармы и кармапхалы объясняют, как намеренные действия удерживают человека привязанным к перерождению в сансаре , тогда как буддийский путь, примером которого является Благородный Восьмеричный Путь , показывает нам выход из сансары . [13]
Возрождение
[ редактировать ]Возрождение , [примечание 2] , является общим убеждением во всех буддийских традициях. В нем говорится, что рождение и смерть в шести мирах происходят в последовательных циклах, вызванных невежеством ( авидья ), желанием ( тришна ) и ненавистью ( двеша ). Цикл перерождений называется самсарой . Это безначальный и постоянно продолжающийся процесс. [14] Освобождения от сансары можно достичь, следуя буддийскому пути . Этот путь ведет к видье (знанию) и успокоению тришны и двеши . Тем самым продолжающийся процесс перерождения останавливается.
Карма
[ редактировать ]Цикл перерождений определяется кармой , [14] буквально «действие». [примечание 3] В буддийской традиции карма относится к действиям, движимым намерением ( четана ), [20] [21] [6] [цитата 1] поступок, совершенный сознательно посредством тела, речи или ума, который приводит к будущим последствиям. [24] Ниббедхика Сутта , Ангуттара Никая 6.63:
Намерение ( четана ), говорю вам, — это камма. С намерением человек совершает камму посредством тела, речи и интеллекта. [Интернет 1] [примечание 4]
По словам Питера Харви,
Это психологический импульс, стоящий за действием, и есть «карма», то, что запускает цепочку причин, завершающуюся кармическими плодами. Таким образом, действия должны быть намеренными, если они хотят принести кармические плоды. [25]
И, по словам Гомбриха,
Будда определил карму как намерение; независимо от того, проявлялось ли намерение в физической, голосовой или мысленной форме, только намерение имело моральный характер: хороший, плохой или нейтральный [...] Фокус интереса сместился с физического действия, вовлекающего людей и предметы в реальность. мир, к психологическому процессу. [26]
По мнению Гомбриха, это было великое новшество, опровергающее брахманскую, кастовую этику. Это отказ от кастовых различий, дающий одинаковую возможность достичь освобождения всем людям, а не только брахманам: [27]
Брамин или изгой бывает не по рождению, а по делам ( камма ). [28] [примечание 5]
То, как следует интерпретировать этот акцент на намерении, стало предметом споров внутри различных буддийских школ и между ними. [29] [примечание 6]
Кармафала
[ редактировать ]Карма ведет к будущим последствиям, карма-пхала , «плоду действия». [4] Любое действие может вызвать самые разные результаты, но кармическими результатами являются только те результаты, которые являются следствием как морального качества действия, так и намерения, стоящего за ним. [31] [примечание 7] По мнению Райхенбаха,
[Последствия, предусмотренные законом кармы, включают в себя больше (и меньше), чем наблюдаемые естественные или физические результаты, которые следуют за выполнением действия. [33]
Действует «закон кармы».
... конкретно в моральной сфере [.] [Он] касается не общих отношений между действиями и их последствиями, а скорее моральных качеств действий и их последствий, таких как боль и удовольствие, а также хороший или плохой опыт. для исполнителя действия. [33]
Хорошие моральные поступки ведут к здоровым перерождениям, а плохие моральные поступки ведут к нездоровым перерождениям. [14] [цитата 3] [цитата 4] Главным фактором является то, как они способствуют благополучию других в положительном или отрицательном смысле. [38] Особенно дана , дающая буддийскому ордену, становилась все более важным источником положительной кармы . [39]
Как эти намеренные действия приводят к перерождению и как идею перерождения следует согласовать с доктринами непостоянства и отсутствия «я» , [40] [цитата 5] является вопросом философского исследования в буддийских традициях, для которого было предложено несколько решений. [14] В раннем буддизме не разработано явной теории перерождения и кармы. [17] и «доктрина кармы могла быть второстепенной в ранней буддийской сотериологии ». [18] [19] В раннем буддизме возрождение приписывалось жажде или невежеству. [15] [16]
В позднем буддизме основная идея заключается в том, что намеренные действия, [41] движимый клешами («тревожными эмоциями»), [Интернет 3] четана («воля»), [20] или танха («жажда», «жажда») [42] создавать впечатления , [Интернет 4] [примечание 8] тенденции [Интернет 4] или «семена» в уме. Эти впечатления, или «семена», созреют в будущий результат или плод . [43] [цитата 6] [примечание 9] Если мы сможем преодолеть свои клеши , то мы разорвем цепь причинных следствий , ведущую к перерождению в шести сферах. [Интернет 3] Двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения обеспечивают теоретическую основу, объясняющую, как беспокоящие эмоции приводят к перерождению в сансаре . [44] [примечание 10]
Сложный процесс
[ редактировать ]Учение Будды о карме не является строго детерминистским, а включает в себя косвенные факторы, в отличие от учения джайнов . [45] [46] [Интернет 6] [цитата 7] Это не жесткий и механический процесс, а гибкий, текучий и динамический процесс. [47] и не все нынешние условия можно приписать карме. [46] [примечание 11] [цитата 8] Не существует установленной линейной зависимости между конкретным действием и его результатами. [Интернет 6] Кармический эффект поступка определяется не только самим поступком, но и характером человека, совершающего поступок, и обстоятельствами, в которых оно совершено. [Интернет 6] [48]
Карма также не то же самое, что «судьба» или «предопределение». [Интернет 7] Кармические результаты — это не «приговор», вынесенный Богом или другим всемогущим существом, а скорее результаты естественного процесса. [49] [25] [6] [цитата 9] Определенный жизненный опыт является результатом предыдущих действий, но наши реакции на этот опыт не предопределены, хотя и приносят свои плоды в будущем. [54] [цитата 10] Несправедливое поведение может привести к возникновению неблагоприятных обстоятельств, которые облегчают совершение еще более несправедливого поведения, но, тем не менее, свобода не совершать несправедливое поведение остается. [55]
Освобождение от сансары
[ редактировать ]Реальная важность учения о карме и ее плодах заключается в признании необходимости срочно остановить весь процесс. [56] [57] Ачинтита Сутта предупреждает, что «результаты каммы» — это один из четырех непостижимых предметов . [58] [сайт 8] предметы, находящиеся за пределами всякой концептуализации [58] и не может быть понято логическим мышлением или разумом. [примечание 12]
По мнению Гомбриха, эта сутра могла быть предостережением против тенденции «вероятно, со времен Будды и до сих пор» понимать учение о карме «обратно», объяснять неблагоприятные условия в этой жизни, когда другие объяснения недоступны. [61] Возможно, обретение лучшего перерождения было [62] [63] и до сих пор является главной целью для многих людей. [64] [65] Принятие мирянами буддийских верований и практик считается хорошим делом, которое приносит заслуги и хорошее перерождение. [66] но не приводит к нирване , [66] и освобождение от сансары , конечная цель Будды. [67] [61]
В палийских суттах
[ редактировать ]Согласно буддийской традиции, Господь Будда обрел полное понимание действия кармы во время своего просветления. [68] [примечание 13] По словам Бронкхорста, эти знания являются более поздними дополнениями к истории. [69] точно так же, как и само понятие «освобождающего прозрения». [69] [примечание 14]
В AN 5.292 Господь Будда утверждал, что невозможно избежать переживания результата кармического поступка после его совершения. [73]
В Ангуттара Никае утверждается, что кармические результаты переживаются либо в этой жизни (П. диттадхаммика ), либо в будущих жизнях (П. сампарайика ). [74] Первое может включать в себя легко наблюдаемую связь между действием и кармическими последствиями, например, когда вор схвачен и подвергнут пыткам властями; [74] но связь не обязательно должна быть настолько очевидной и фактически обычно не наблюдаема.
Самьютта Никая проводит основное различие между прошлой кармой (П. пуранакамма ), которая уже возникла, и кармой, созданной в настоящем (П. Навакамма ). [75] Поэтому в настоящем человек как создает новую карму (П. навакамма ), так и сталкивается с результатом прошлой кармы (П. каммавипака ). Карма в раннем каноне также тройственна: мысленное действие (С. manaḥkarman ), телесное действие (S. kāyakarman ) и речевое действие (S. vākkarman ). [76]
В буддийских традициях
[ редактировать ]В рамках буддизма развивались различные буддийские философские школы, дающие различные интерпретации более тонких аспектов кармы. Основная проблема — это соотношение между доктриной отсутствия «я» и «хранением» следов своих поступков. [40] для чего предлагались различные решения.
Ранний индийский буддизм
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Понятие кармы зародилось в ведической религии , где оно было связано с выполнением ритуалов. [77] или инвестиции в добрые дела [78] обеспечить вход на небеса после смерти, [77] [78] в то время как другие люди отправляются в подземный мир. [78]
Досектантский буддизм
[ редактировать ]Концепция кармы, возможно, имела второстепенное значение в раннем буддизме. [17] [79] Шмитхаузен задался вопросом, играла ли уже роль кармы в теории возрождения раннего буддизма. [79] [19] отмечая, что «доктрина кармы могла быть второстепенной в ранней буддийской сотериологии». [18] Лангер отмечает, что первоначально карма могла быть лишь одной из нескольких концепций, связанных с перерождением. [80] [примечание 15] Тиллман Веттер отмечает, что в раннем буддизме возрождение приписывалось жажде или невежеству. [15] Басвелл также отмечает, что «Ранний буддизм не отождествляет телесное и умственное движение, а желание (или жажду, тришна ) как причину кармических последствий». [16] Мэтьюз отмечает, что «не существует единого основного систематического изложения» темы кармы и «необходимо составить отчет из десятков мест, где карма упоминается в текстах». [17] это может означать, что эта доктрина была второстепенной по отношению к основной перспективе ранней буддийской сотериологии. [17]
По словам Веттера, «Будда сначала искал и осознал «бессмертное» ( амата/амрита). [примечание 16] ), который касается здесь и сейчас. [примечание 17] Только после этого осознания он познакомился с доктриной возрождения». [87] Бронкхорст не согласен и заключает, что Будда «ввел концепцию кармы, которая значительно отличалась от общепринятых взглядов его времени». [88] По мнению Бронкхорста, не физическая и умственная деятельность как таковая считалась ответственной за перерождение, а намерения и желания. [89]
Учение о карме, возможно, было особенно важно для простых людей, для которых было важнее справиться с непосредственными требованиями жизни, такими как проблемы боли, несправедливости и смерти. Доктрина кармы отвечала этим требованиям и со временем стала важной сотериологической целью сама по себе. [65]
Традиция вайбхашика-сарвастивадина
[ редактировать ]Вайбхашика-Сарвастивада имела широкое влияние в Индии и за ее пределами. Их понимание кармы в Сарвастиваде стало нормативным для буддизма в Индии и других странах. [90] По словам Денниса Хироты,
Сарвастивадины утверждали, что существует дхарма «одержимости» ( прапти ), которая действует со всеми кармическими действиями, так что каждое действие или мысль, хотя и мгновенно исчезают, создают «обладание» этим действием в континууме мгновений, которые мы переживаем как человек. Это обладание само по себе кратковременно, но постоянно воспроизводит подобное владение в последующий момент, даже если первоначальное действие находится в прошлом. Благодаря такому постоянному возрождению действие «обладает» до тех пор, пока не будет реализован результат. [91]
» «Абхидхармахридая Дхармашри была первым систематическим изложением доктрины вайбхашика-сарвастивады, а третья глава, « Карма-варга» , систематически рассматривает концепцию кармы. [92]
Другое важное толкование, Махавибхаса , дает три определения кармы:
- действие; карма здесь заменяется в тексте синонимами крия или каритра , оба из которых означают «деятельность»;
- формальное поведение винаи;
- человеческая деятельность как агент различных эффектов; Карма как то, что связывает определенные действия с определенными последствиями, является основной темой экспозиции. [93]
IV века Философ Васубандху составил « Абхидхарма-кошу» — обширный сборник, в котором развились позиции школы вайбхашика - сарвастивадин по широкому кругу вопросов, поднятых в ранних сутрах. Четвертая глава Коши посвящена изучению кармы, а вторая и пятая главы содержат формулировки механизма плода и возмездия. [76] Это стало основным источником понимания точки зрения раннего буддизма для более поздних философов Махаяны . [94]
Дарштантика-Саутрантика
[ редактировать ]Школа Дарштантика- Саутрантика стала пионером идеи кармических семян (С. Биджа ) и «особой модификации психофизической серии» (С. самтатипанамавишеша ) для объяснения действия кармы. [95] По словам Денниса Хироты,
[Т] он Саутрантикас [...] настаивал на том, что каждое действие существует только в настоящий момент и немедленно исчезает. Чтобы объяснить причинно-следственную связь, они учили, что с каждым кармическим действием происходит «ароматизация», которая, хотя и не является дхармой или существующим фактором сама по себе, оставляет остаточное впечатление в последующих сериях ментальных мгновений, заставляя его подвергаться процессу тонкой эволюции, в конечном итоге приводящему к к результату действия. Таким образом, считается, что совершенные хорошие и плохие поступки оставляют «семена» или следы настроения, которые принесут свои плоды. [91]
Традиция Тхеравадина
[ редактировать ]Канонические тексты
[ редактировать ]В Тхераваде Абхидхамме и комментаторских традициях карма рассматривается подробно. Абхидхамма Сангаха Ануруддхачарии предлагает рассмотрение этой темы, исчерпывающее рассмотрение которого содержится в пятой книге (5.3.7). [96]
Катхаватту , в которой обсуждается ряд спорных моментов, прямо или косвенно связанных с понятием каммы». [97] Это включало дебаты со школой Пудгалавадина , которая постулировала временное существование человека (S. pudgala , P. puggala ), чтобы объяснить созревание кармических последствий с течением времени. [97] В «Катхаватту» также записаны дебаты тхеравадинов с андхаками (которые, возможно, были махасангхиками ) относительно того, являются ли старость и смерть результатом ( випака ) кармы. [98] не потому, что между ними нет причинно-следственной связи, а потому, что они хотели зарезервировать термин випака исключительно для умственных результатов. Тхеравада утверждала, что это не «субъективные явления, возникающие в результате воздействия каммы», — [98]
В каноническом взгляде Тхеравады на камму «вера в то, что совершенные дела или идеи, возникшие в момент смерти, имеют особое значение». [99]
Передача заслуг
[ редактировать ]Милиндапаньха , предлагает некоторые интерпретации теории кармы , , параканонический текст Тхеравады противоречащие ортодоксальной позиции. [100] В частности, Нагасена допускает возможность передачи заслуг людям и одному из четырех классов петов , возможно, из уважения к народным верованиям. [101] Нагасена ясно дает понять, что недостатки не могут быть переданы. [102] Один ученый утверждает, что разделение заслуг «может быть связано с ведической шраддхой , поскольку буддийская практика заключалась в том, чтобы не нарушать существующие традиции, когда устоявшиеся обычаи не противоречат буддийскому учению». [103]
Петаватту , которая является полностью канонической, поддерживает еще более широкую передачу заслуг, включая возможность разделения заслуг со всеми петами. [101]
Махаянская традиция
[ редактировать ]Индийская традиция йогачары
[ редактировать ]В философской традиции Йогачара , одной из двух основных школ Махаяны, принцип кармы был значительно расширен. В формулировке Йогачары говорится, что весь опыт без исключения является результатом созревания кармы. [104] Говорят, что кармические семена (S. bija ) хранятся в «хранилище сознания» (S. ālayavijñāna ) до тех пор, пока они не созреют в опыте. Также используется термин васана («ароматизация»), и йогачарины спорили, были ли васана и биджа по сути одним и тем же, семена были результатом ароматизации или ароматизация просто влияла на семена. [105] Кажущийся внешний мир — это всего лишь «побочный продукт» ( адхипати-пхала ) кармы. Обусловленность ума, возникающая в результате кармы, называется самскара . [106] «Трактат о действии» ( Кармасиддхипракарана ), также написанный Васубандху, подробно рассматривает тему кармы с точки зрения Йогачары. [107] По словам ученого Дэна Люстхауса,
») Васубандху В «Вимшатике» ( «Двадцати стихах неоднократно и разными способами подчеркивается, что карма интерсубъективна и что на течение каждого потока сознания ( виджняна-сантана , то есть изменяющегося человека) глубоко влияют его отношения с другими потоками сознания. [106]
По мнению Бронкхорста, в то время как в более ранних системах «не было ясно, как серия полностью ментальных событий (поступок и его следы) могла привести к нементальным, материальным последствиям», с (предполагаемым) идеализмом системы Йогачара это это не проблема. [108]
В традициях Махаяны карма не является единственной основой перерождения. бодхисаттв что перерождения после Говорят , седьмой стадии (С. бхуми ) сознательно направляются на благо других, все еще находящихся в ловушке сансары . [109] Таким образом, это не неконтролируемые перерождения. [109]
Философия мадхьямаки
[ редактировать ]Нагарджуна сформулировал трудности формирования теории кармы в своей самой выдающейся работе «Муламадхьямакакарика» («Основные стихи о Срединном пути»):
Если бы (действие) длилось до времени созревания, (действие) было бы вечным. Если бы (действие) было прекращено, как прекращенное могло бы принести плод? [подпримечание 3]
Муламадхьямакавритти -Акутобхайя , также обычно приписываемая Нагарджуне, [110] заключает, что невозможно, чтобы действие каким-то образом продолжалось, а также чтобы оно немедленно исчезло и сохраняло эффективность в более позднее время. [примечание 18]
Тибетский буддизм
[ редактировать ]В тибетском буддизме учение о карме относится к предварительным учениям, обращающим ум к буддийской дхарме. [111]
В традиции Ваджраяны негативная прошлая карма может быть «очищена» с помощью таких практик, как медитация на Ваджрасаттву, поскольку обе они являются психологическим феноменом ума. [112] [113] Совершивший действие после очищения кармы не испытывает тех негативных результатов, которые он получил бы в противном случае. [114] Совершение десяти негативных действий из эгоизма и заблуждений причиняет вред всем участникам. В противном случае, любя других, получает любовь; тогда как; люди с закрытыми сердцами могут быть лишены счастья. [113] В карме хорошо то, что ее можно очистить исповедью, если мысли станут позитивными. [115] В рамках практики семи ответвлений Гуру-йоги исповедь является противоядием от отвращения.
Восточноазиатские традиции
[ редактировать ]Это было
[ редактировать ]В этом разделе используются тексты из религиозной или религиозной системы без ссылки на вторичные источники , которые их критически анализируют. ( Октябрь 2017 г. ) |
Догэн Киген утверждал в своем «Сёбогэндзо» , что кармические латентности решительно не пусты, доходя до того, что заявлял, что веру в пустоту кармы следует характеризовать как «небуддийскую», хотя он также утверждает, что «закон кармана не имеет конкретных существование." [116]
Дзэн Самый известный коан о карме называется « Дикая лисица Байчжана» (百丈野狐). История коана повествует о древнем учителе дзэн, чей ответ на вопрос представляет неправильное представление о карме, утверждая, что человек, имеющий основу в развитии великой практики, «не впадает в причину и следствие». Из-за своего неумелого ответа учитель пожинает плоды, прожив 500 жизней дикой лисой. Затем он может появиться в облике человека и задать тот же вопрос учителю дзэн Байчжану, который отвечает: «Он не в неведении относительно причины и следствия». Услышав этот ответ, старый учитель освобождается от жизни дикой лисы. Точка зрения дзэн избегает двойственности утверждения, что просветленный человек либо подчиняется закону кармы, либо свободен от него, и что ключ не в незнании кармы.
Полагать
[ редактировать ]Японский Тендай / Чистой Земли учитель Генсин преподавал серию из десяти размышлений для умирающего человека, в которых особое внимание уделялось размышлениям о Будде Амида как средству очищения огромного количества кармы. [117] [ соответствующий? ]
Нитирэн буддизм
[ редактировать ]Буддизм Нитирэн учит, что трансформация и изменение посредством веры и практики меняют неблагоприятную карму — негативные причины, созданные в прошлом, которые приводят к негативным результатам в настоящем и будущем, — на позитивные причины для благ в будущем. [118]
Современные интерпретации и противоречия
[ редактировать ]Социальная обусловленность
[ редактировать ]Буддийские модернисты часто предпочитают приравнивать карму к социальной обусловленности, в отличие от, как выразился один учёный, «ранних текстов, [которые] дают нам мало оснований интерпретировать «обусловленность» как вливание в психику внешних социальных норм или пробуждение». как просто выход за пределы всех психологических обусловленностей и социальных ролей, кармическая обусловленность семантически смещается в сторону «культурной обусловленности» под влиянием западных дискурсов, которые возвышают личность над социальными, культурными и институциональными, однако, традиционный смысл процесса кармической обусловленности заключается в следующем. прежде всего этические и сотериологические — действия обусловливают обстоятельства в этой и будущих жизнях». [119]
По сути, это понимание ограничивает рамки традиционного понимания кармических последствий, так что оно охватывает только самскары – привычки, склонности и тенденции – а не внешние эффекты, и в то же время расширяет сферу, включив в нее социальную обусловленность, которая не включает в себя конкретное влияние. волевое действие. [119]
Теория кармы и социальная справедливость
[ редактировать ]Некоторые западные комментаторы и буддисты возразили против некоторых аспектов теории кармы и предложили различные варианты ее пересмотра. Эти предложения подпадают под категорию буддийского модернизма . [120]
«Основная критика» буддийской доктрины кармы заключается в том, что некоторые считают, что «карма может быть социально и политически обессиливающей по своему культурному эффекту, что, даже не желая этого, карма может фактически поддерживать социальную пассивность или молчаливое согласие перед лицом угнетения со стороны общества». различные виды». [121] Дейл С. Райт, ученый, специализирующийся на дзен-буддизме, предложил переформулировать эту доктрину для современных людей, «отделив ее от элементов сверхъестественного мышления», чтобы утверждалось, что карма обуславливает только личные качества и склонности, а не перерождение и внешние события. . [122]
Лой утверждает, что идея слишком легкого накопления заслуг становится «духовным материализмом», и эту точку зрения разделяют другие буддийские модернисты. [примечание 19] и более того, эта карма использовалась для оправдания расизма, касты, экономического угнетения, врожденных дефектов и всего остального. [123]
Лой далее утверждает, что точка зрения, согласно которой страдания, подобные тем, которые пережили жертвы Холокоста, можно частично объяснить кармическим созреванием этих жертв, является «фундаментализмом, который обвиняет жертв и оправдывает их ужасающую судьбу», и что это «нечто больше нельзя спокойно терпеть. Настало время современным буддистам и современному буддизму «перерасти это», пересмотрев или отвергнув учение о карме. [124]
Другие учёные, однако, утверждают, что учение о карме не поощряет осуждение и обвинение, учитывая, что жертвами были не те же люди, которые совершили действия, а, скорее, они были просто частью того же потока мыслей — континуума, что и действующие лица прошлого. [125] и что учение о карме вместо этого дает «полностью удовлетворительное объяснение страданий и потерь», в котором верующие находят утешение. [125]
См. также
[ редактировать ]- буддизм
- Паттхана
- Анантарика-карма
- Сознание (буддизм)
- Развитие кармы в буддизме
- Указатель статей по буддизму
- Карма
- Заслуги (буддизм)
- Пратитья-самутпада (Взаимозависимое возникновение)
- Самсара (буддизм)
- Светский буддизм
- Двенадцать Нидан
- Индийские религии
- Другой
- Миф об Эр (Платон)
Примечания
[ редактировать ]- ^ В общей тибетской речи термин las , «карма», часто используется для обозначения всего процесса кармы и плодов. [1]
- ^ Санскрит, пунараавритти, пунарутпатти, пунарджанман или пунарджилвату
- ^ В раннем буддизме возрождение приписывалось жажде или невежеству. [15] [16] а теория кармы , возможно, имела второстепенное значение в ранней буддийской сотериологии. [17] [18] [19]
- ^ Существует много разных переводов приведенной выше цитаты на английский язык. Например, Питер Харви переводит цитату следующим образом: «Именно волю ( четана ), о монахи, я называю кармой; пожелав, человек действует посредством тела, речи и ума». (А.III.415). [25]
- ↑ Сутта-нипата, стих 1366.
- ^ Например, Саутрантика , подраздел Сарвастивады , самой важной из ранних буддийских школ , [30] считали намерение стимулом кармы , действия, которое приводит к последствиям. [29] Вайбхашика . , другая часть Сарвастивады, отделила намерение от действия, рассматривая намерение как собственно карму [24] [цитата 2]
- ^ В Абхидхарме для ясности они упоминаются под конкретными именами: кармические причины являются «причиной результатов» (S. vipāka-hetu ), а кармические результаты являются «результирующим плодом» (S. vipāka-phala ). . [32]
- ^ См. также Санкхара .
- ^ О бидже см. также Йогачара # Карма, семена и сознание-хранилище.
- ^ Двенадцатичленная цепь в том виде, в каком мы ее знаем, является результатом постепенного развития. Известны и более короткие версии. Согласно Шуману, двенадцатичастная цепь может представлять собой комбинацию трех последовательных жизней, каждая из которых показана некоторыми самкарами. [44]
- ^ См. также Шивака Сутту (Самьютта Никая 36.21), в которой Будда упоминает восемь различных возможных причин, из-за которых могут возникнуть чувства. Только восьмая причина может быть приписана карме. [46]
- ↑ Дасгупта объясняет, что в индийской философии ачинтья — это «то, что неизбежно следует принимать для объяснения фактов, но что не выдерживает проверки логики». [59] См. также Агги-Ваччаготта Сутта , «Беседа с Ватсаготрой об [сравнении] Огня», Маджхима Никая 72, [60] [Интернет 9] в котором Ватсаготра задает Будде «десять неопределенных вопросов», [60] и Будда объясняет, что Татхагата подобен потухшему огню и «глубок, безграничен, непостижим, как море». [Интернет 9]
- ↑ Понимание перерождения и нового появления в соответствии со своими поступками — это первые два знания, которые, как говорят, Будда приобрел во время своего просветления, как описано в Маджхима Никае 36. [69]
- ^ Бронкхорст следует за Шмитхаузеном, который в своей часто цитируемой статье « О некоторых аспектах описаний или теорий «освобождающего прозрения» и «просветления» в раннем буддизме » отмечает, что упоминание четырех благородных истин как составляющих «освобождающее прозрение», который достигается после овладения рупа-джханами и является более поздним дополнением к таким текстам, как Маджхима Никайя 36. [69] [70] [71] Это ставит под сомнение надежность этих рассказов, а также связь между дхьяной и прозрением, которая является основной проблемой в изучении раннего буддизма. [69] [70] [72] По мнению Тильмана Веттера, первоначально только практика дхьяны и возникающее в результате успокоение ума могли составлять освобождающую практику Господа Будды. [70]
- ^ Лангер: «Когда я искал материал в санскритских текстах, стали очевидными две вещи: во-первых, перерождение, занимающее центральное место в индийской философии, не встречается в самых ранних текстах; и, во-вторых, возрождение и карман, по-видимому, не существуют. Фактически, первоначально карман, по-видимому, был лишь одной из нескольких концепций, связанных с перерождением, но с течением времени он оказался более популярным, чем другие. любопытное понятие «перерождения по желанию», иногда называемое в текстах камачара. Желание, называемое в текстах по-разному камой или крату, направлено к определенной форме или месту перерождения и может быть спонтанным. в момент смерти) или культивируемое в течение длительного времени. Это понимание, кажется, имеет некоторое сходство с буддийским представлением о том, что умственное усилие, позитивное состояние ума могут привести к хорошему перерождению». [80]
- ^ Станислав Шайер, польский ученый, в 1930-х годах утверждал, что Никаи сохраняют элементы архаической формы буддизма, близкой к брахманическим верованиям. [81] и выжил в традиции Махаяны. [82] [83] По словам Шайера, одним из этих элементов является то, что нирвана была задумана как достижение бессмертия и обретение бессмертной сферы, из которой не будет пути назад. [84] Согласно Фальку, в доканонической традиции существует тройственное разделение реальности, третье царство — это царство нирваны, «сфера амриты», характеризующаяся праджней. Эта нирвана является «обителью» или «местом», которого достигает просветленный святой человек. [85] По мнению Фалька, эта схема отражена в доканонической концепции пути к освобождению. [85] Нирванический элемент как «сущность» или чистое сознание имманентен самсаре. Три тела представляют собой концентрические реальности, которые удаляются или оставляются, оставляя только ниродхакаю освобожденного человека. [85] См. также Риту Лангер (2007), «Буддийские ритуалы смерти и возрождения: современная шри-ланкийская практика и ее истоки» , стр. 26-28, о «повторной смерти» ( punarmrtyu ). [86]
- ^ Тилманн Веттер, Пробуждение Будды , на который ссылается Бронкхорст. [87]
- ^ Муламадхьямакавритти-Акутобхайя , sDe dge тибетский Трипитака (Токио, 1977), стр. 32, 4.5, цит. по Даргьяю, 1986, стр. 170. [40]
- ^ Кен Джонс, Социальное лицо буддизма: подход к политической и социальной активности , Wisdom Publications, 1989, цитируется в «Буддийская этика без кармического возрождения?» Уинстон Л. Кинг Журнал буддийской этики, том 1, 1994 г.
Кавычки
[ редактировать ]- ^ Руперт Гетин: «[Карма — это] преднамеренные «действия» тела, речи и разума существа — все, что делается, сказано или даже просто мыслится с определенным намерением или волеизъявлением»; [22] «[а] коренная карма или «действие» считается умственным действием или намерением; это аспект нашей умственной жизни: «Это «намерение» я называю кармой; сформировав намерение, человек совершает действия (карма) телом, речью и умом». [23]
- ^ Гомбрич: «Телесные и словесные действия выражали намерение другим и поэтому назывались виджняпти, «информация». [24]
- ^ Карма и сансара:
- Питер Харви: «Перемещение существ между перерождениями — это не случайный процесс, а упорядоченный и управляемый законом кармы, принципом, согласно которому существа перерождаются в соответствии с природой и качеством своих прошлых действий; они являются «наследниками» своих прошлых действий». действия (М.III.123)». [34]
- Дэмиен Киоун: «В космологии [сфер существования] карма функционирует как лифт, который переносит людей с одного этажа здания на другой. Хорошие дела приводят к движению вверх, а плохие — к нисходящему. система наград и наказаний, установленная Богом, но своего рода естественный закон, подобный закону гравитации, таким образом, индивидуумы являются единственными виновниками своих удач и неудач». [35]
- Александр Берзин: «Коротко говоря, внешний и внутренний циклы времени очерчивают сансару – бесконтрольно повторяющиеся перерождения, чреватые проблемами и трудностями. Эти циклы движутся импульсами энергии, известными в системе Калачакры как «ветры кармы». Карма – это сила, тесно связанная с разумом и возникающая из-за замешательства относительно реальности». [Интернет 2]
- Пол Уильямс: «Все перерождения происходят из-за кармана и непостоянны. Если не достичь просветления, в каждом перерождении человек рождается и умирает, чтобы переродиться в другом месте в соответствии с совершенно безличной причинной природой собственного кармана. Бесконечный цикл рождения перерождение и повторная смерть — это самсара». [36]
- ^ Полезные и вредные действия:
- Рингу Тулку: «Мы создаем [кармические результаты] тремя разными способами: действиями, которые являются положительными, отрицательными или нейтральными. Когда мы чувствуем доброту и любовь и с таким отношением совершаем хорошие дела, которые приносят пользу как нам самим, так и другим, это Когда мы совершаем вредные поступки из одинаково вредных намерений, это негативное действие. Наконец, когда наша мотивация безразлична и наши действия не являются ни вредными, ни полезными, это нейтральное действие, которое мы испытываем, будет соответствовать качеству. наших действий». [37]
- Гетин: [Р]рождение в низших мирах считается результатом относительно нездоровой (акушала/акусала) или плохой (папа) кармы, тогда как перерождение в высших сферах является результатом относительно здоровой (кушала/кусала), или хорошая (пунья/пунья) карма. [22]
- ^ Даргрей: «Когда [буддийское] понимание кармы соотносится с буддийской доктриной всеобщего непостоянства и отсутствия самости, возникает серьезная проблема относительно того, где хранится этот след и что представляет собой оставшийся след. Проблема усугубляется, когда След остается скрытым в течение длительного периода, возможно, в течение многих жизней. Решающая проблема, стоявшая перед всеми школами буддийской философии, заключалась в том, где хранится след и как он может оставаться в постоянно меняющемся потоке явлений, которые формируют личность. и какова природа этого следа». [40]
- ^ Семена и плоды:
- Питер Харви: «Карму часто сравнивают с семенем, а два слова, обозначающие кармический результат, випака и пхала , означают соответственно «созревание» и «плод». Таким образом, действие похоже на семя, которое рано или поздно прорастет как часть его естественный процесс созревания приводит к тому, что тот, кто совершает действие, получает определенные плоды». [25]
- Кен Маклеод: «Карма, таким образом, описывает, как наши действия развиваются в опыт, внутренний и внешний. Каждое действие — это семя, которое вырастает или развивается в наше восприятие мира. Каждое действие либо запускает новый процесс роста, либо усиливает старый, поскольку описывается четырьмя результатами . [подпримечание 1] [Интернет 5]
- ^ Таниссаро Бхиккху : «В отличие от теории линейной причинности , которая побудила ведистов и джайнов рассматривать отношения между действием и его результатом как предсказуемые и взаимные, принцип этой/той обусловленности делает эти отношения по своей сути сложными. Результаты каммы, переживаемой в любой момент времени, происходят не только из прошлой каммы, но и из настоящей каммы. Это означает, что, хотя существуют общие закономерности, связывающие привычные действия с соответствующими результатами [МН 135], не существует установленного одного. взаимосвязь между конкретным действием и его результатами. Вместо этого результаты определяются контекстом действия, как с точки зрения действий, которые предшествовали ему или следовали за ним [MN 136], так и с точки зрения самого человека. состояние ума в момент действия или переживания результата [АН 3:99]. [...] Петли обратной связи, присущие той или иной обусловленности, означают, что выработка любой конкретной причинно-следственной связи может быть действительно очень сложной. Это объясняет, почему Будда говорит в AN 4:77, что результаты каммы являются результатом. невесомый . Только человек, развивший умственный диапазон Будды – еще одного невесомого – сможет проследить хитросплетения каммической сети. Основная предпосылка каммы проста — умелые намерения приводят к благоприятным результатам, а неумелые — к неблагоприятным, — но процесс, посредством которого эти результаты проявляются сами по себе, настолько сложен, что его невозможно полностью отобразить. Мы можем сравнить это с множеством Мандельброта , математическим набором, порожденным простым уравнением, но чей график настолько сложен, что, вероятно, никогда не будет полностью исследован». [подпримечание 2] [Интернет 6]
- ^ Шивака Сутта (Самьютта Никайя 36.21): «Поэтому любые брахманы и созерцатели, которые придерживаются доктрины и считают, что все, что чувствует человек - удовольствие, боль, ни удовольствие, ни боль - полностью вызвано тем, что было сделано раньше, - ускользает мимо того, что они сами знают, проскользнут мимо того, что согласовано миром. Поэтому я говорю, что эти брахманы и созерцатели неправы».
- ^ Не система поощрений и наказаний:
- Дэмиен Киоун: «Карма — это не система наград и наказаний, установленная Богом, а своего рода естественный закон, аналогичный закону гравитации. Таким образом, люди являются единственными авторами своих удач и неудач».
- Питер Харви заявляет: [25] - «Закон кармы рассматривается как естественный закон, присущий природе вещей, подобно закону физики. Он не управляется Богом, и действительно, сами боги находятся под его властью. Хорошие и плохие перерождения не происходят, следовательно, рассматриваются как «награды» и «наказания», а просто как естественные результаты определенных видов действий». [50]
- Дзонгсар Кхьенце: «[Карму] обычно понимают как своего рода моралистическую систему возмездия – «плохую» карму и «хорошую» карму. Но карма – это просто закон причины и следствия, который не следует путать с моралью или этикой. Нет один, включая Будду, установил фундаментальную планку того, что является негативным и что является позитивным. Любая мотивация и действие, которые уводят нас от таких истин, как «все составные вещи непостоянны», могут привести к негативным последствиям или плохой карме. это приближает нас к пониманию таких истин, как «все эмоции — это боль», которые могут привести к положительным последствиям или хорошей карме. В конце концов, не Будде было судить, только вы можете по-настоящему знать мотивацию своих действий; ." [51]
- Кхандро Ринпоче утверждает: «Буддизм – нетеистическая философия. Мы верим не в Создателя, а в причины и условия, которые создают определенные обстоятельства, которые затем реализуются. Это называется кармой. Это не имеет ничего общего с суждением; не существует тот, кто отслеживает нашу карму и отправляет нас вверх или вниз, Карма — это просто целостность причины, или первого действия, и ее следствия, или результата, который затем становится другой причиной. Фактически, одна кармическая причина может иметь множество причин. плоды, каждый из которых может вызвать тысячи новых творений. Подобно тому, как горсть семян может созреть в целое поле зерна, небольшое количество кармы может породить безграничные последствия». [52]
- Валпола Рахула утверждает: «Теорию кармы не следует путать с так называемой «моральной справедливостью» или «вознаграждением и наказанием». Идея моральной справедливости, или награды и наказания, возникает из концепции высшего существа, Бог, который судит, является законодателем и решает, что правильно, а что нет. Термин «справедливость» двусмыслен и опасен, и от его имени человечеству причиняется больше вреда, чем пользы. Теория кармы. теория причины и следствия, действия и противодействия; это естественный закон, который не имеет ничего общего с идеей справедливости или вознаграждения и наказания. Каждое волевое действие производит свои последствия или результаты, если хорошее действие производит хорошие последствия и. Плохое действие приводит к плохим последствиям, это не справедливость, не награда и не наказание, назначенное кем-либо или какой-либо силой, осуждающей ваши действия, но это происходит в силу его собственной природы, его собственного закона». [53]
- ^ Руперт Гетин: «С буддийской точки зрения определенный жизненный опыт действительно является результатом предыдущих действий; но наши реакции на этот опыт, желательные или нежелательные, не предопределены, а представляют собой новые действия, которые со временем приносят свои плоды в будущее Буддийское понимание индивидуальной ответственности не означает, что мы никогда не должны искать или ожидать помощи другого, чтобы лучше справляться с жизненными невзгодами. Вера в то, что сломанная нога на одном уровне может быть объяснена как результат нездоровья. действия, совершенные в прошлой жизни, не означают, что не следует обращаться к врачу, чтобы вправить сломанную ногу». [54]
Подзаметки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Группа переводов Падмакара, 1994 , с. 101.
- ^ Чаппл 1986 , с. 2.
- ^ Лихтер и Эпштейн 1983 , с. 232.
- ^ Jump up to: а б Земля 1992 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б Киоун 2000 , стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б с д и Гомбрич 2009 , с. 19.
- ^ Глава 2001 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б Краг 2006 , с. 11.
- ^ Киоун 2000 , с. 810-813.
- ^ Клостермайер 1986 , с. 93.
- ^ Киоун 2000 , с. 37.
- ^ Ламотт 1987 , с. 15.
- ^ Бакнелл 1984 .
- ^ Jump up to: а б с д Басуэлл 2004 , с. 712.
- ^ Jump up to: а б с Веттер 1988 , с. XXI.
- ^ Jump up to: а б с Басуэлл 2004 , с. 416.
- ^ Jump up to: а б с д и Мэтьюз 1986 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б с Шмитхаузен 1986 , стр. 206–207.
- ^ Jump up to: а б с Бронкхорст 1998 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Бронкхорст, 1998 год .
- ^ Гетин 1998 , стр. 119–120.
- ^ Jump up to: а б Гетин 1998 , с. 119.
- ^ Гетин 1998 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с Гомбрич 1997 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с д и Харви 1990 , стр. 39–40.
- ^ Гомбрич 1997 , с. 51.
- ^ Гомбрич 1996 , стр. 65–66.
- ^ Гомбрич 1996 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б Гомбрич 1997 , стр. 54–55.
- ^ Гомбрич 1997 , с. 54.
- ^ Райхенбах 1988 , с. 399.
- ^ Уолдрон 2003 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Райхенбах 1990 , с. 1.
- ^ Харви 1990 , с. 39.
- ^ Keown 2000 , Kindle Location 794-797.
- ^ Уильямс 2002 , с. 74.
- ^ Рингу Тулка 2005 , с. 31.
- ^ Веттер 1988 , с. 84.
- ^ Веттер 1988 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б с д и Даргяй 1986 , с. 170.
- ^ Веттер 1988 , с. 52, примечание 8.
- ^ Бронкхорст 1998 , с. 12.
- ^ Харви 1990 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Шуман 1997 , стр. 88–92.
- ^ Земля 1975 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б с Гомбрич 2009 , с. 20.
- ^ Харви 1990 , с. 42.
- ^ Земля 1975 , с. 131.
- ^ Киоун 2000 , стр. 794–796.
- ^ Keown 2000 , Kindle лок. 794-796.
- ^ Дзонгсар Джамьянг Кьенце 2012 , стр. 76.
- ^ Кхандро Ринпоче 2003 , с. 95.
- ^ Уолпола Рахула, 2007 , Kindle Locations 860-866.
- ^ Jump up to: а б Гетин 1998 , с. 27.
- ^ Гетин 1998 , стр. 153–154.
- ^ Гомбрич 2009 , стр. 21–22.
- ^ Веттер 1988 , стр. 79–80.
- ^ Jump up to: а б Басвелл и Лопес 2013 , с. 14.
- ^ Дасгупта 1991 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Басвелл и Лопес 2013 , с. 852.
- ^ Jump up to: а б Гомбрич 2009 , стр. 20–22.
- ^ Веттер 1987 , стр. 50–52.
- ^ Веттер 1988 , стр. 80–82.
- ^ Гомбрич 1991 .
- ^ Jump up to: а б Мэтьюз 1986 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б Коллинз 1999 , с. 120.
- ^ Веттер 1988 , с. 79.
- ^ Гольдштейн 2011 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б с д и Бронкхорст, 1993 год .
- ^ Jump up to: а б с Веттер 1988 .
- ^ Шмитхаузен и др. 1981 год .
- ^ Гомбрич 1997 .
- ^ Макдермотт 1980 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б МакДермотт 1984 , с. 21.
- ^ СН.4.132
- ^ Jump up to: а б Ламотт 2001 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Самуэль 2010 .
- ^ Jump up to: а б с Веттер 1988 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б Шмитхаузен 1986 .
- ^ Jump up to: а б Лангер 2007 , с. 26.
- ^ Линдтнер 1997 ; Линдтнер 1999 ; Акизуки 1990 , стр. 25–27; Рэй 1999 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Реат 1998 , с. xi.
- ^ Конзе 1967 , с. 10.
- ^ Рэй 1999 , стр. 374–377.
- ^ Jump up to: а б с Рэй 1999 , с. 375.
- ^ Лангер 2007 , стр. 26–28.
- ^ Jump up to: а б Бронкхорст 1998 , с. 3.
- ^ Бронкхорст 1998 , с. 16.
- ^ Бронкхорст 1998 , с. 14.
- ^ Рёсе 1987 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Хирота 2004 , с. 5100.
- ^ Рёсе 1987 , стр. 3–4.
- ^ Рёсе 1987 , стр. 39–40.
- ^ Ламотт 2001 .
- ^ Парк 2007 , стр. 234–236.
- ^ Мэтьюз 1986 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б МакДермотт 1975 , с. 424.
- ^ Jump up to: а б Макдермотт 1975 , стр. 426–427.
- ^ Макдермотт 1980 , с. 168.
- ^ МакДермотт 1984 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б Макдермотт 1984 , стр. 109–111.
- ^ МакДермотт 1977 , с. 463.
- ^ МакДермотт 1977 , с. 462.
- ^ Харви 2000 , с. 297 .
- ^ Люстхаус 2002 , с. 194.
- ^ Jump up to: а б Люстхаус 2002 , с. 48.
- ^ Ламотт 2001 , стр. 13, 35.
- ^ Бронхорст 2000 .
- ^ Jump up to: а б Харви 2000 , с. 130.
- ^ Хантингтон 1986 , с. 4.
- ^ Norgay 2014 , p. v.
- ^ Калу Ринпоче 1993 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б Сопа Ринпоче 2004 , с. ix.
- ^ Трангу Ринпоче, 2012 , стр. 20–21.
- ^ Patrul Rinpoche 2011 , pp. 264–265.
- ^ Догэн 1975 , стр. 142, 149.
- ^ Лопес 2001 , с. 239.
- ^ Фаулер и Фаулер 2009 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б МакМахан 2008 , с. 198.
- ^ МакМахан 2008 , с. 174.
- ^ Райт 2004 , с. 81.
- ^ Райт 2004 , стр. 89–90.
- ^ Лой 2008 , с. 57.
- ^ Лой 2008 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Берк 2003 , стр. 32–33.
Источники
[ редактировать ]Печатные источники
[ редактировать ]Сутта Питака
[ редактировать ]- Связанные беседы Будды: новый перевод Самьютта Никаи , перевод Бодхи, Бхиккху, Бостон: Wisdom Publications, 2000, ISBN 0-86171-331-1
- Беседы Будды средней длины: новый перевод Маджхима Никаи , перевод Нанамоли, Бхиккху, Бостон: Wisdom Publications, 1995, ISBN 0-86171-072-Х
Буддийские учителя
[ редактировать ]- Далай-лама (1998), Четыре благородные истины , Торсонс
- Догэн, Киген (1975), Сёбогэндзо: Глаз и сокровищница истинного закона, Том. 1 , Косен Нисияма и Джон Стивенс (переводчики), Сендай, Япония: Daihokkaikaku Publishing Co.
- Дзонгсар Джамьянг Кьенце (2012), Не для счастья, Руководство по так называемым предварительным практикам , Публикации Шамбалы, ISBN 978-1-61180-030-2
- Геше Таши Церинг (2005), Четыре благородные истины: основа буддийской мысли, Том I , Мудрость, Kindle Edition
- Гольдштейн, Джозеф (2011), Одна Дхарма: развивающийся западный буддизм , HarperCollins, Kindle Edition
- Гольдштейн, Джозеф (2013), Осознанность: Практическое руководство по пробуждению , звучит правдоподобно, Kindle Edition
- Калу Ринпоче (1993), Светлый ум: Путь Будды , Мудрость, ISBN 0-86171-118-1
- Каменец, Роджер (1995), Еврей в лотосе: новое открытие поэтом еврейской идентичности в буддийской Индии , HarperOne
- Кхандро Ринпоче (2003), Эта драгоценная жизнь , Шамбала
- Кхенчен Кончог Гьялтшен (2009), Полное руководство по буддийскому пути , Снежный лев
- Лама Сурья Дас (1997), Пробуждение внутреннего Будды , Broadway Books, Kindle Edition
- Лейф, Джудит (2009), Введение в книгу Чогьяма Трунгпы «Истина о страдании и пути освобождения» (под редакцией Джуди Лейф) , Шамбала
- Мингьюр Ринпоче (2007), Радость жизни: раскрытие секрета и науки счастья , Harmony Kindle Edition
- Моффитт, Филип (2008), Танцы с жизнью: буддийские идеи для поиска смысла и радости перед лицом страдания , Родейл, Kindle Edition
- Группа переводов Падмакара (1994), Слова моего идеального учителя , HarperCollins Publishers India
- Патрул Ринпоче (2011), Слова моего идеального учителя , Первое университетское издательство, ISBN 978-0-300-16532-6
- П.А. Паютто (1993), «Недоразумения закона каммы» , Добро, зло и за его пределами: Камма в учении Будды , www.buddhanet.net, заархивировано из оригинала 4 октября 2013 г.
- Рингу Тулку (2005), Смелые шаги к бесстрашию: три средства передвижения тибетского буддизма , Снежный лев
- Рингу Тулку (2012), Путаница возникает как мудрость: сердечный совет Гампопы на пути Махамудры , Шамбала, Kindle Edition.
- Сонам Ринчен (2006), Как работает карма: Двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения , Снежный лев
- Тубтен Джинпа (2014), Тренировка разума: Большая коллекция (Kindle Edition) , Мудрость
- Трангу Ринпоче (2001), Двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения , Снежный лев
- Трангу Ринпоче (2012), Указывая на Дхармакаю: Учения по тексту Девятого Кармапы , Нама Будда
- Тралег Кьябгон (2001), Сущность буддизма , Шамбала
- Цонкапа (2000), Катлер, Джошуа В.К. (редактор), Великий трактат об этапах пути к просветлению, том 1 , Снежный лев
- Уолпола Рахула (2007), Чему учил Будда (изд. Kindle), Grove Press
- Сопа Ринпоче, Лама Тубтен (2004), Николас Рибуш (ред.), Становление Ваджрасаттвой: тантрический путь очищения / Лама Тубтен Еше , Wisdom Publications, ISBN 0-86171-389-3
Научные источники
[ редактировать ]- Акизуки, Рёмин (1990), Новая Махаяна: буддизм для постмодернистского мира , Jain Publishing Company
- Бронхорст, Йоханнес (1993), Две традиции медитации в древней Индии , Мотилал Банарсидасс
- Бронкхорст, Йоханнес (1998), «Верил ли Будда в карму и перерождение?» , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 21 (1): 1–20.
- Бронкхорст, Йоханнес (2000), «Карма и телеология: проблема и ее решения в индийской философии» , Studia Philologica , серия монографий, том. XV, Токио: Международный институт буддийских исследований Международного колледжа передовых буддийских исследований, заархивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2019 г.
- Бакнелл, Род (1984), «Буддийский путь к освобождению: анализ списка этапов», Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 7 (2)
- Берк, Эрин (2003), «Кармические расчеты: социальные последствия кармической причинности в Тибете», Хрестоматия: Ежегодный обзор студенческих исследований в Чарльстонском колледже, том 2, 2003 г.
- Басуэлл, Роберт Э., изд. (2004), Энциклопедия буддизма , Macmillan Reference USA
- Басвелл, Роберт Э.; Лопес, Дональд С. младший, ред. (2013), Принстонский словарь буддизма , Princeton University Press
- Чаппл, Кристофер (1986), Карма и творчество , State University of New York Press, ISBN 0-88706-250-4
- Коллинз, Стивен (1999), Самоотверженные люди: образы и мысли в буддизме Тхеравады , Cambridge University Press
- Конзе, Эдвард (1967), Тридцать лет исследований буддизма. Избранные эссе Эдварда Конзе (PDF) , Бруно Кассирера
- Даргьяй, Лобсанг (1986), «Концепция кармы Цон-Кха-Па», в Нойфельдте (ред.), Карма и возрождение: постклассические разработки , State University of New York Press, ISBN 0-87395-990-6
- Дасгупта, Сурендранатх (1991), История индийской философии, Том 4 , Мотилал Банарсидасс
- Даулинг, Томас Л. (2006), «Доктрина кармы и сектантское развитие», в Нарайне, А.К. (редактор), Исследования на пали и буддизме: мемориальный том в честь Бхикку Джагдиша Кашьяпа , BR Publishing Corporation
- Фаулер, Джинин; Фаулер, Мерв (2009). Пение на склонах холмов . Портленд, Орегон: Sussex Academic Press.
- Гарфилд, Джей Л. (1995), Фундаментальная мудрость Срединного пути. Муламадхьямакакарика Нагарджуны , Oxford University Press
- Гарфилд, Джей (2013), «Просто еще одно слово для обозначения того, что терять нечего: свобода, свобода действий и этика для мадхьямиков», в Дасти, Мэтью Р.; Брайант, Эдвин Ф. (ред.), Свобода воли, свобода действий и индивидуальность в индийской философии , Oxford University Press.
- Гетин, Руперт (1998), Основы буддизма , Oxford University Press
- Гомбрич, Ричард Ф. (1991), Буддийские заповеди и практика. Традиционный буддизм в сельской местности Цейлона , Мотилалл Банарсидасс
- Гомбрич, Ричард (1996), Буддизм Тхеравады. Социальная история от древнего Бенареса до современного Коломбо , Рутледж
- Гомбрич, Ричард Ф. (1997), Как начался буддизм. Условное происхождение ранних учений , Нью-Дели: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. ООО
- Гомбрич, Ричард (2009), Что думал Будда , Равноденствие
- Гудман, Стивен Д. (1992), «Ситуационное моделирование: Пратитьясамутпада», в Тартанг Тулку (ред.), Карма и возрождение: постклассические разработки , Crystal Mirror Series I-III, Dharma Publishing
- Харви, Питер (1990), Введение в буддизм , издательство Кембриджского университета.
- Харви, Брайан Питер (1995), Самоотверженный ум: личность, сознание и нирвана в раннем буддизме , Routledge, ISBN 0-7007-0338-1
- Харви, Брайан Питер (2000), Введение в буддийскую этику: основы, ценности и проблемы , Routledge, ISBN 0-521-55640-6
- Хирота, Деннис (2004), «Карман: буддийские концепции», Джонс, Линдси (редактор), Энциклопедия религии (2-е изд.), Macmillan Reference USA
- Хантингтон, Клер В. младший (1986), «Акутобхая» и ранняя индийская Мадхьямика (тома I и II) (буддизм, Индия, Китай, Тибет). доктор философии диссертация , Мичиганский университет
- Хантингтон, Джон К.; Бангдел, Дина (2003), Круг блаженства: буддийское медитативное искусство , Сериндия
- Калупахана, Дэвид (1975), Причинность: центральная философия буддизма , University of Hawaii Press
- Калупахана, Дэвид Дж. (1992), Принципы буддийской психологии , Дели: Публикации Шри Сатгуру.
- Калупахана, Дэвид (1995), Этика в раннем буддизме , University of Hawaii Press
- Киоун, Дэмиен (2000), Буддизм: очень краткое введение , Oxford University Press, Kindle Edition
- Клостермайер, Клаус К. (1986), «Современные концепции кармы и перерождения среди североиндийских вайшнавов», в Нойфельдте, Рональд В. (редактор), Карма и перерождение: постклассическое развитие , публикации Шри Сатгуру
- Копф, Гереон (2001), За пределами личной идентичности: Догэн, Нисида и феноменология отсутствия себя , Psychology Press
- Краг, Ульрих Тимме (2006), Ранние буддийские теории действия и результата: исследование Кармафаласамбандхи, Прасаннапада Чандракирти, стихи 17.1–20 , Рабочая группа по тибетским и буддийским исследованиям, Венский университет, ISBN 3-902501-03-0
- Ламотт, Этьен (1987), Кармасиддхи Пракарана: Трактат о действии Васубандху , Asian Humanities Press
- Ламот, Этьен (1988), История индийского буддизма , публикации Института востоковедов Лувена.
- Ламот, Этьен (2001), Кармасиддхи Пракарана: Трактат о действии Васубандху , английский перевод Лео М. Прюдена, Asian Humanities Press
- Лангер, Рита (2007), Буддийские ритуалы смерти и возрождения: современная практика Шри-Ланки и ее истоки , Routledge
- Лихтер, Дэвид; Эпштейн, Лоуренс (1983), «Ирония в тибетских представлениях о хорошей жизни», в книге Киз, Чарльз Ф.; Дэниел, Э. Валентен (ред.), Карма: антропологическое исследование , University of California Press
- Линдтнер, Кристиан (1997), «Проблема доканонического буддизма» , Обзор буддийских исследований , 14 (2): 2, doi : 10.1558/bsrv.v14i2.14851 , S2CID 247883744
- Линдтнер, Кристиан (1999), «От брахманизма к буддизму», Asian Philosophy , 9 (1): 5–37, doi : 10.1080/09552369908575487
- Лопес, Дональд С. (2001), История буддизма , HarperCollins
- Лой, Дэвид Р. (2008), Деньги, Секс, Война, Карма: Заметки для буддийской революции , Мудрость, ISBN 978-0861715589
- Люстхаус, Дэн (2002), Буддийская феноменология: философское исследование буддизма йогачара и Чэн Вэй-ши лунь , RoutledgeCurzon, ISBN 0-415-40610-2
- Мэйси, Джоанна (1991), Взаимная причинность в буддизме и общей теории систем: Дхарма природных систем , SUNY
- Мэтьюз, Брюс (1986), «Глава седьмая: Постклассическое развитие концепций кармы и перерождения в буддизме Тхеравады», в Нойфельдте, Рональд В. (редактор), Карма и возрождение: Постклассическое развитие , Государственный университет Нью-Йорка Йорк Пресс, ISBN 0-87395-990-6
- Макдермотт, Джеймс Пол (1975), «Дебаты о Катхаватту Камме», Журнал Американского восточного общества , том. 95, нет. 3 июля – сентябрь 1975 г.
- Макдермотт, Джеймс Пол (1977), «Камма в Милиндапанье», Журнал Американского восточного общества , том. 97, нет. 4 октября – декабрь 1977 г.
- Макдермотт, Джеймс П. (1980), «Карма и возрождение в раннем буддизме», в О'Флаэрти, Венди Донигер (редактор), Карма и возрождение в классических индийских традициях , University of California Press, ISBN 0-520-03923-8
- Макдермотт, Джеймс Пол (1984), Развитие ранней буддийской концепции каммы / кармы , Munshiram Manoharlal Publishers, ISBN 81-215-0208-Х
- МакМахан, Дэвид Л. (2008), Создание буддийского модернизма , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-518327-6
- Монье-Вильямс (1964) [1899], Санскритско-английский словарь (PDF) , Лондон: Oxford University Press , получено 27 декабря 2008 г.
- Норгей, Кхенпо Тензин (2014), Смахивание пыли с вашей природы будды: цель предварительных занятий по Дзогчену , Независимая издательская платформа CreateSpace, ISBN 978-1505587319
- Падма, Шри; Барбер, AW, ред. (2009), Буддизм в долине реки Кришна в Андхре , State University of New York Press
- Пак, Чанхван (2007), Возвращение к теории саутрантики семян ( биджа ) (докторская диссертация), Калифорнийский университет, Беркли
- Рэй, Реджинальд (1999), Буддийские святые в Индии: исследование буддийских ценностей и ориентаций , Oxford University Press.
- Риат, Н. Росс (1998), Салистамба Сутра , Мотилал Банарсидасс
- Райхенбах, Брюс (1988), «Закон кармы и принцип причинности», Philosophy East and West , 38 (4): 399–410, doi : 10.2307/1399118 , JSTOR 1399118
- Райхенбах, Брюс (1990), Закон кармы: философское исследование , Гавайский университет Press, ISBN 0-8248-1352-9
- Ронкин, Ноа (2005), Ранняя буддийская метафизика: создание философской традиции , Routledge, ISBN 0-203-53706-8
- Рёсе, Ватару (1987), Исследование Абхидхармардаи: историческое развитие концепции кармы в мысли Сарвастивады (PDF) (докторская диссертация), Университет Висконсина-Мэдисона, заархивировано из оригинала (PDF) 16 ноября, 2014 год
- Рис Дэвидс, Кэролайн Августа (2007), буддизм , Davids Press
- Сэмюэл, Джеффри (2010), Истоки йоги и тантры. Индийские религии до тринадцатого века , издательство Кембриджского университета
- Шуман, Ганс Вольфганг (1997), буддизм. Основатель компании «Школы и системы» , Асока
- Шмитхаузен, Ламберт; Везлер, Альбрехт; Брюн, Клаус; Альсдорф, Людвиг (1981). «О некоторых аспектах описаний или теорий« освобождающего прозрения »и« просветления »в раннем буддизме». Исследования в области джайнизма и буддизма . Старые и новые индийские исследования. Том 23. Висбаден: Франц Штайнер. ISBN 9783515028745 . OCLC 1086295202 .
- Шмитхаузен, Ламберт (1986), «Критический ответ», в книге Рональда В. Нойфельдта (редактор), Карма и возрождение: постклассические разработки , SUNY
- Симмер-Браун, Джудит (1987), «Видеть зависимое происхождение страдания как ключ к освобождению», Журнал созерцательной психотерапии , вып. 4, Институт Наропы
- Смит, Хьюстон; Новак, Филип (2009), Буддизм: краткое введение (изд. Kindle), HarperOne
- Веттер, Тиллман (1987), «Некоторые замечания о старых частях Суттанипиты», в Сейфорте Рюгге, Сейфорт; Шмитхаузен, Ламберт (ред.), Ранний буддизм и мадхьямака , BRILL
- Веттер, Тилманн (1988), Идеи и медитативные практики раннего буддизма , BRILL
- Уолдрон, Уильям С. (2003), Буддийское бессознательное: Алая-виджняна в контексте индийской буддийской мысли , Рутледж
- Уолсер, Джозеф (2005), Нагарджуна в контексте: буддизм Махаяны и ранняя индийская культура , издательство Колумбийского университета
- Уорднер, АК (1970), индийский буддизм
- Уотсон, Бертон (1993), Сутра Лотоса , издательство Колумбийского университета
- Уильямс, Пол (2002), Буддийская мысль (изд. Kindle), Тейлор и Фрэнсис
- Уильямс, Пол, изд. (2005), Буддизм — критические концепции в религиоведении II , Ши Хуэйфэн
- Райт, Дейл С. (2004), «Критические вопросы к натурализованной концепции кармы в буддизме» , Журнал буддийской этики , 11
Веб-источники
[ редактировать ]- ^ Таниссаро Бхиккху, пер. (1997). Ниббедхика Сутта: Проникающий , AN 6.63, PTS: A iii
- ^ Александр Берзин, Обзор Калачакры.
- ^ Jump up to: а б Тубтен Чодрон (1993). Двенадцать звеньев – Часть 2 из 5 (PDF)
- ^ Jump up to: а б «Карма | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com .
- ^ Что такое Карма? стр.2 , Кен МакЛеод
- ^ Jump up to: а б с д «Крылья пробуждения: Часть I» (PDF) . www.accesstoinsight.org . Перевод Таниссаро Бхиккху. Центр долины, Калифорния: Лесной монастырь Метта. 2010. стр. 47–48.
- ^ «Что такое карма?» . Studybuddhism.com .
- ^ «Ачинтита Сутта: Непредсказуемое» . www.accesstoinsight.org .
- ^ Jump up to: а б «Агги-Ваччагота Сутта: Ваччаготта в огне» . www.accesstoinsight.org . Перевод Таниссаро Бхиккху.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Научные источники
- Нойфельдт, Рональд В., изд. (1986), Карма и возрождение: постклассические разработки , SUNY
- Гананатх Обейсекере (2002). Представление о карме: этическая трансформация в возрождении индейцев, буддистов и греков . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-23243-3 .
- Гетин, Руперт (1998). Основы буддизма . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-289223-1 .
- Журнал
- Плохая карма Будды: проблема в истории буддизма Тхеравады Джонатан С. Уолтерс, Numen, Vol. 37, № 1 (июнь 1990 г.), стр. 70–95.
- Первоисточники
- Далай-лама (1992). Смысл жизни , переведенный и отредактированный Джеффри Хопкинсом. Мудрость.
- Геше Сонам Ринчен (2006). Как работает карма: Двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения . Снежный лев
- Кхандро Ринпоче (2003). Эта драгоценная жизнь . Шамбала
- Рингу Тулку (2005). Смелые шаги к бесстрашию: три средства тибетского буддизма . Снежный лев.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Общий
- Буддийская философия, Камма , Сурендранатх Дасгупта, 1940 г.
- Что такое Карма? , Кен МакЛеод
- «Основные положения о карме» , Джеффри Котик
- Что такое реинкарнация? , Александр Берзин
- Понимание кармы , Реджинальд Рэй
- Сарвастивада
- Тхеравада
- Карма Таниссаро Бхиккху
- Непонимание закона каммы Праюдх Паютто
- Дхаммапада Стих 128 Суппабуддхасакья Ваттху Рассказ о Будде и Суппабудде, отце бывшей жены Будды Яшодхары
- Йогачара
- Ричард Кинг (1998), Виджнаптиматрата и контекст Абхидхармы ранней Йогачары , Азиатская философия, Vol. 8 № 1 марта 1998 года.
- Ньингма
- Лонгченпа (1308–1364), Карма, причина и следствие , глава IV «Великой колесницы».