Карма в тибетском буддизме
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |
Карма в тибетском буддизме — один из центральных вопросов восточной философии и важная часть ее общей практики.
Карма — это принцип причинности , в котором основное внимание уделяется трем концепциям: причинам, действиям и последствиям; именно явления разума направляют действия, которые совершает актер. Буддизм тренирует действия действующего лица для достижения постоянных и ненадуманных благих результатов, направленных на уменьшение страданий. Это соответствует структуре субъект-глагол-объект .
Обзор
[ редактировать ]В тибетском буддизме карма создается физическими действиями, речью и даже мыслями. Не существует понятия хорошей или плохой кармы — это просто карма. Тибетский буддизм учит, что каждое существо беспомощно переселялось с безначальных времен под влиянием невежества и что отсутствие у них понимания привело к совершению действий, которые создали связи с циклическим существованием . Чтобы сломать этот стереотип, необходимо переориентировать свое мышление в соответствии с реальностью. [ 1 ] Тибетский буддизм использует для решения проблем современный человеческий интеллект, а не высшее божество или силу.
Карма буквально означает «действие», но оно относится к действию в широком смысле, включая мысли, слова и дела. Более того, оно включает в себя все последствия этих различных видов действий, как немедленные и видимые, так и долгосрочные и невидимые. Карма — это сила, которая связывает все моменты жизни друг с другом и все вещи друг с другом. [ 2 ]
С точки зрения собственных мотивов и стремлений человека вопрос о кармических результатах других людей вряд ли имеет значение. Важность заключается в его собственном намерении. [ 3 ] Карма — это зависимая сущность, чьи силы являются прямым результатом мыслей, действий и слов человека. Согласно тибетскому буддизму, Будда учил, что нынешняя жизнь человека — это лишь одно из безначальной серии воплощений, и каждое из них определяется действиями человека в предыдущих жизнях. [ 1 ] Философия тибетского буддизма считает, что мы рождаемся заново после смерти, и впоследствии карма, которую мы создали в прошлых жизнях, переносится в нашу следующую жизнь. Концепция кармы тибетского буддизма аналогична Третьему закону движения Ньютона , который гласит, что на каждое действие есть соответствующее противодействие. Это представлено как универсальный закон, не имеющий ничего общего с абстрактными идеями справедливости, вознаграждения или наказания. [ 1 ] Карма, осознаёт ли человек это или нет, создаётся постоянно. Тибетский буддизм учит, что карма может иметь немедленные реакции или реакции могут прийти позже в жизни, в будущей жизни или в интервале бардо между жизнями, что создает основу для формы, которую примет следующая жизнь. Понимая взаимосвязь между кармой и личностью, можно лучше понять тибетский буддизм в целом.
Гелугпа – Цонкапа
[ редактировать ]Цонкапа (1357–1419), основатель школы гелуг тибетского буддизма, утверждал, что позиция Прасангики допускает постулирование чего-то, называемого «прекращением действия» ( las zhig pal ), которое сохраняется и фактически является субстанцией ( рдзас или днгос по , с. васту ), и который объясняет связь причины и следствия. [ 4 ] Горампа , важный философ школы тибетского буддизма Сакья , обвинил Цонкапу в доктринальном нововведении, не имеющем законного основания в работах Чандракирти и представляющем собой не более чем (небуддийскую) концепцию вайшешика . [ 5 ] Ученые гелугпа предложили защиту этой идеи. [ 5 ]
Ньингма
[ редактировать ]В школе Ньингма (возникшей около 760 г.) карме можно обучать на третьей из четырех мыслей, которые обращают ум к дхарме на внешних предварительных занятиях. [ 6 ] Ему обучают в рамках предварительных практик Лонгчен Ньингтиг , «Сердце-эссенция бескрайнего простора». Это терма или «духовное открытие», скрытое учение Падмасамбхавы , которое было открыто Джигме Лингпой (1729-1798). [ 7 ] Это одно из наиболее широко практикуемых учений школы Ньингмапа. [ 8 ] Цикл обучения «Сердце-сущность необъятных просторов» имеет следующую структуру: [ 9 ]
- Предварительные практики ( снгон'гро ):
- Внешние или внешние предварительные мероприятия:
- свободы и преимущества драгоценного человеческого возрождения;
- истина непостоянства и перемен;
- действие кармы; [ примечание 1 ]
- страдания живых существ в сансаре
- Внутренние подготовительные этапы: принятие прибежища, пробуждение бодхичитты , Ваджрасаттвы, подношение мандалы и гуру-йога. [ примечание 2 ]
- Внешние или внешние предварительные мероприятия:
- Основная практика ( днгос гжи ): фаза зарождения , фаза совершенствования и Великое совершенство. [ примечание 3 ]
Джигме Лингпа
[ редактировать ]В книге Джигме Лингпы «Применение осознанности: уникальные предварительные наставления по великому совершенству » карма возникает для создания сансары , от которой следует отказаться. Все десять добродетелей и недобродетелей дадут результаты, аналогичные причине, и могут размножаться. Благодаря этому пониманию развитие стабильного ума поможет избежать недобродетельных поступков и оценить добродетельные поступки. [ 15 ]
Patrul Rinpoche
[ редактировать ]Патрул Ринпоче записал предварительные практики Джигме Лингпы от своего учителя Джикме Гьялве Ньюгу. Они были переведены в книгу под названием «Слова моего совершенного учителя» . [ примечание 4 ] [ 8 ] В нем описаны десять негативных действий, которых следует избегать. [ нужна ссылка ] [ примечание 5 ] и позитивные действия, которые необходимо принять . [ нужна ссылка ] Согласно Патрулу Ринпоче, каждое негативное действие порождает четыре вида кармических последствий: [ нужна ссылка ]
- Полностью созревший эффект: перерождение в одном из низших миров сансары; [ нужна ссылка ]
- Следствие, подобное причине: перерождение в человеческом облике, в котором мы имеем предрасположенность к тем же негативным действиям или подвергаемся тем же негативным действиям, которые на нас воздействуют; [ нужна ссылка ]
- Обусловливающий эффект: негативное действие формирует наше окружение; [ нужна ссылка ]
- Эффект размножения: постоянное повторение прежних негативных действий, которое заставляет нас бесконечно блуждать в сансаре. [ нужна ссылка ] Позитивные действия включают в себя обет никогда не совершать никаких негативных действий. [ нужна ссылка ] По мнению Патрула Ринпоче, качество наших действий определяет все удовольствия и страдания, которые испытывает человек. [ нужна ссылка ]
Кхенпо Нгаванг Пелзанг
[ редактировать ]Кхенпо Нгаванг Пелзанг , квалифицированный комментатор Лонгчен Ньингтиг , объяснил, что средство от вредной кармы состоит в том, чтобы сначала встретиться с духовным другом, а затем слушать учения и размышлять над ними. Когда возникают кармические препятствия, ученик может обрести уверенность в кармических законах; сожалеет о прошлых действиях, и учащийся может применить другие подходящие средства правовой защиты. [ 17 ] Продолжающаяся вредная карма может привести к более низкому перерождению. Уменьшение прошлых результатов похвальной деятельностью приводит к более высоким перерождениям. [ 18 ] Студентам, достигшим чистой кармы, будет предложено в любой момент отправиться прямо к освобождению. [ 19 ] Поскольку вредные действия коренятся в негативных эмоциях, а они коренятся в вере в себя, некоторые осознают, что не верят в себя, и затем прекращают как карму, так и эмоции. Затем ученики могут достичь , результата нирваны Архата пути « с остатком или без него, подобно Больше не учиться» . [ 20 ] Бодхисаттвы могут молиться о том, чтобы вся карма созрела в них, чтобы максимально очистить ее эффект для ученика. [ 21 ]
Чагдуд Тулку Ринпоче
[ редактировать ]Чагдуда Тулку Ринпоче Ученица Дуджома Лингпы Джейн Тромге составила свои учения Дуджом Терсар Нёндро на основе откровения терма . Карма сплетает пережитые закономерности как неизбежные результаты вытекающих причин. Понимание кармы и очищений может установить духовный компас, который будет направлять поведение в позитивном согласии до порога просветления. Просветленный Будда вышел за пределы кармического дуализма к пробуждению бесконечного отражающего сияния. Карма создается в источнике ума, а речь и тело следуют указаниям ума. Буддийские десять недобродетелей и десять добродетелей определяют, от чего следует отказаться, а что принять. Распространение добродетельных действий переносит повторения в будущие жизни. [ 22 ]
Дзонсар Джамьяг Хенце
[ редактировать ]Комментарий Дзонсара Джамьяга Кхенце к Лонгчену Ньингтигу объясняет, что забвение о смерти и карме проявляется, когда мы жалуемся на всех остальных. [ нужна ссылка ] В сутрах говорится, что третья стрела Мары направлена на тех, кто придерживается неправильных взглядов, например, не верит в причину, состояние и следствие (карма). [ примечание 6 ] Защиты можно достичь с помощью дисциплины, медитации и мудрости. [ нужна ссылка ] Исчерпание кармы ведет к просветлению, и невозможно быть независимым и контролировать что-либо, имеющее так много причин. [ нужна ссылка ] Учёные могут верить в карму, а не в реинкарнацию как результат добродетели и недобродетели. [ нужна ссылка ] Это может подорвать веру в высшую истину о взаимозависимой реальности, шуньяте и тройной драгоценности , которые требуют от будд и бодхисаттв не переходить в Паринирвану. [ нужна ссылка ] Карма является синонимом реинкарнации. [ нужна ссылка ] Кармические долги проходят из каждой жизни. [ нужна ссылка ] Заслуги производят хорошую карму. [ нужна ссылка ]
Кхенпо Тензин Норгей
[ редактировать ]В учениях Кхенпо Тензина Норгея Нам Чо Нгондро (предварительная практика) подчеркивается важность очищения кармы по отношению к переходу к практикам Дзогчен. В Нёндро есть 10 ступеней быстрого просветления, а карма находится на 3-й ступени. Карма следует за блужданием ума в сансаре и может продвигаться в шесть миров . Только ученик может очистить поведение и результаты и управлять ими. [ 23 ] Переход к Дзогчену и отказ от практик Нёндро могут привести к неправильным взглядам на карму, когда избегание кармы вызывает опасные нигилистические (отрицающие бодхичитту) взгляды, а противоядия могут стать ядами. Например, Сутра Сердца , объясняющая отсутствие страдания, отсутствие причины страдания, отсутствие пути и отсутствие результата, может привести к парадоксу, задающемуся вопросом, зачем вообще заниматься практикой. Понимание кармы в контексте Нёндро помогает ответить на этот парадокс. Карма лежит в основе всех буддийских практик и требует как логики, так и веры для принятия. Карма требует принятия того, что чувства не могут воспринимать материально. [ 24 ] Кармический закон не установлен законом, он является природой будды и неизбежен. Это способ выразить, как функционирует разум и его можно тренировать. Абхидхарма подробно объясняет карму , поскольку карма рассматривается в четырех благородных истинах. Дхарма проявляется в неразличении всех, когда есть общие кармические убеждения. [ 25 ]
Кхенпо Цултрим Лодро
[ редактировать ]Кхенпо Цултрим Лодро интерпретирует карму как причину: всякий раз, когда совершается карма, семя будет посажено в сознании алая , и следствие созреет. Существует четыре типа созревания; первое созревает в этой жизни. Тогда как остальные три типа могут созреть в следующей жизни. Неверная карма: слабая причина может столкнуться с сильным противоядием, и причинно-следственная связь может быть нарушена. Неизменяемая карма и изменчивая карма могут иметь неопределенный результат. Добродетельная карма может созревать медленно, и это возможно во время страданий. Некоторые болезни являются результатом предыдущих жизней. Абхидхарма -коша-шастра ясно объясняет действие причины и следствия. Согласно Махаянабхиддхарма-сангити-шастра , раскаяние с безначальных времен и обет никогда больше не совершать зла, заглушает злую карму, которая является причиной страдания. Благодаря преданности заслугам семя счастья посеяно и может спасти добродетельную карму и предотвратить ее изменение. Дети могут унаследовать карму своих родителей. С точки зрения относительной истины, когда есть причина, есть и следствие. [ 26 ]
Лопон Нацок Зугчек
[ редактировать ]по Нгондро Лопона Нацока Зугчена 100-дневный ретрит , основанный на «Лонгчн Ньингтик» и « Словах моего совершенного учителя» , следует руководству Кхенпо Нгаванга Пелзанг и содержит учения о карме на 46-55-й день. Качество и преимущества причины и следствия имеют общий смысл: добродетельные действия принесут счастье, а недобродетельные смерти приведут к страданию.
Причина или карма имеет выбор добродетели, недобродетели или невозмутимости, которую также называют общей кармой и особой кармой (с невозмутимостью). Мышление – это карма ума, и так далее, а также действия тела или голоса, которые раскрывают. Оскверненные действия в сансаре вызывают либо счастье, либо страдание. Когда карма вызывает эффект в нирване, истина пути называется незагрязненным действием.
В одиночной жизни это карма видения, приводящая к созреванию в текущей жизни. В следующей жизни это называется увидеть результат в будущей жизни. Причины в будущей жизни, результаты увидите в другое время.
Очищение с целью уменьшения кармы имеет неопределенность в результате. Завершение кармы осуществляется с помощью шести ветвей:
- завершить его целенаправленно,
- сделай это полностью,
- не жалей,
- радуйся тому, что сделал это,
- не очищается и
- обладающий потенциальностью от созревания результата.
Это карма творения и ненакопления.
Карма, приводящая к появлению шести миров, называется побуждающей кармой. Карма, возникающая в одной и той же жизни, совершенствует результат. [ 27 ]
Очищение кармы
[ редактировать ]В традиции Ваджраяны негативная прошлая карма может быть «очищена» с помощью таких практик, как медитация на Ваджрасаттву, поскольку обе они являются психологическим феноменом ума. [ 28 ] [ 29 ] Совершивший действие после очищения кармы не испытывает тех негативных результатов, которые он получил бы в противном случае. [ 30 ] Совершение десяти негативных действий из эгоизма и заблуждений причиняет вред всем участникам. В противном случае, любя других, получает любовь; тогда как; люди с закрытыми сердцами могут быть лишены счастья. [ 29 ] Карма хороша тем, что ее можно очистить исповедью, если мысли станут позитивными. [ 31 ] В рамках семичастной практики подношений Гуру-йоги исповедь является противоядием от отвращения.
Тубтен Сопа Ринпоче
[ редактировать ]Тубтен Сопа Ринпоче объясняет, что очищение влечет за собой применение четырех сил, где каждое действие имеет четыре аспекта, которые определяют, является ли действие полным или неполным. Этими аспектами являются: мотивация, объект, результативность и завершение. Если действие завершено во всех четырех аспектах, это отбрасывание кармы и может определить перерождение в шести сферах; или, если это полезно при хорошей карме, к лучшему перерождению. Недостающий аспект становится завершенной кармой, тем самым определяя качество будущей жизни, а завершенное негативное действие продолжает продолжать страдания. Первая из четырех сил очищения — это принятие прибежища и порождение бодхичитты, вторая — освобождение для противодействия последствиям, сходным с причиной, третья — лекарство с применением противоядий от отбрасывающей кармы, а четвертая — нерушимая решимость путем преодоления склонности привычно творить. негатив снова и снова. [ примечание 7 ]
Эта логика является общей для всех практик Ваджраяны. Осознание пустоты – это высшее очищение. Четыре власти являются конфессиональными и отличаются от христианских конфессиональных; однако параллели существуют. Каждое действие оставляет отпечаток, который созревает как положительный для счастья или отрицательный для страдания. [ 32 ] Для правильного применения требуется квалифицированный лама, который будет внимательно руководить процессом; одного лишь чтения метода может быть недостаточно. [ 33 ]
Тибетская Книга Мертвых
[ редактировать ]Тибетская Книга Мертвых содержит тщательно продуманные практики очищения кармы для естественного освобождения действия циклического перерождения. Это включает в себя естественную практику освобождения ума; с духовным учителем; с обнаженным восприятием; с почтением к священным просветляйте семьи привычным склонностям; при исповедальных действиях, при визуальном распознавании признаков смерти; со смертельным ритуальным обманом от страха; с воспоминанием для переноса сознания; в основном со слушанием великого освобождения; и с износом психофизических агрегатов . [ 34 ] Исповедальные действия в этом контексте важны для очищения (без отречения), где четырьмя силами являются 1) опора на визуализацию ста мирных и гневных божеств, 2) фактическое противоядие с тщательно продуманными исповедальными действиями, практикой естественного освобождения и мантрой Ваджрасаттвы, 3) раскаяние, негатив. действует искреннее воспоминание и 4) решение никогда больше не совершать подобных негативных действий. [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ карма как действия: Палтрул Ринпоче объясняет карму как действия: принцип причины и следствия, который охватывает весь процесс: причину, условия, следствие как действие. [ 10 ] При этом он имеет в виду, что ум его учителя не находится за пределами самсары, но является прекрасным примером для учеников в действиях по следованию пути развития колесниц ; [ 10 ]
- ^ Гуру-йога: Объяснение практики гуру-йоги Кенпо Нгаванга Пелзанга предлагает практику очищения кармы, при которой ученик сначала визуализирует поле заслуг, выполняет подношения семи ветвей, молится с решительным доверием и принимает четыре посвящения вместе с учителем. Каждая из семи ветвей, предлагающих действия, имеет противоядие от ядов: [ нужна ссылка ]
- Прострация от гордости
- Предложение для прикрепления
- Исповедь в отвращении
- Радуемся за зависть
- Призыв будд повернуть колесо дхармы из-за невежества
- Просьба к Будде не входить в нирвану из-за неправильных воззрений
- Преданность неопределенности.
- убийство своего отца или
- чью-то мать или
- и Архат;
- создание раскола в Сангхе;
- злонамеренный, вызывающий кровотечение у Будды.
- нечистое поведение с женщиной-Архатом;
- убийство Бодхисаттвы;
- убийство кого-то, кто готовится к высшему уровню;
- кража средств к существованию Сангхи;
- разрушение ступы.
- критикуя добро,
- восхваляющее зло,
- прерывая накопление заслуг добродетельного человека,
- тревожащие умы тех, кто обладает преданностью,
- отказ от своих ваджрных братьев и сестер,
- осквернение мандалы. [ 13 ]
- ^ Перенос: Кхенпо Нгаванг Пелзанг объясняет быстрое действие практики переноса в рамках великого совершенства как основную ветвь практики. Когда осознание уязвимо перед обстоятельствами, это относится к фазе зарождения и совершенствования с пятью методами переноса. В то время как в переносе нет необходимости для человека с непоколебимым и совершенно стабильным осознаванием, который тогда все равно должен медитировать на самой визуализации и практике переноса. Это наставления «состояния будды без медитации». [ 14 ]
- ↑ Совершенный Учитель: Джигме Гьялвай Ньюгу, получивший учение от Джигме Лингпы, был Совершенным Учителем Палтрула Ринпоче. [ нужна ссылка ] Палтрул Ринпоче считается эманацией речи Джигме Лингпы. [ 16 ]
- ^ Десять действий, которых следует избегать: [ нужна ссылка ]
- Забирая жизнь
- Взять то, что не дано
- Сексуальные проступки
- Врущий
- Сеять раздор
- Резкая речь
- Бесполезная болтовня
- Жадный
- Желание зла другим
- Неправильные взгляды.
- ^ Стрела Мары: [ нужна ссылка ] Дзонсар Джамьяг Кхенце имеет в виду труды Джамгона Конгтрула Лодро Тайи и «укрощение ума» из ссылки Конгтрула Ринпоче.
- ^ Четыре силы Патрула: Четыре силы Патрула Ринпоче объясняются следующим образом:
- поддержка (Прибежище в Ваджрасаттве и пробуждение бодхичитты. Например, Тридцать пять Будд оказывают поддержку при чтении Сутры в трех частях),
- сожалея о том, что поступил неправильно,
- разрешение и
- действие как противоядие (совершить как можно больше положительных действий).
- поддержка имеет два аспекта (внутренний и внешний),
- сожаление – это раскаяние,
- резолюция – это обет не повторять, и
- Действие в качестве противоядия заключается в развитии настоящего желания практиковать дхарму. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Пауэрс, Джон. Введение в тибетский буддизм. Итака, Нью-Йорк, США: Snow Lion Publications, 1995. Печать.
- ^ Коллер, Джон М. Азиатские философии. Np: Pearson Education, 2002. Печать.
- ^ Уильямс, Пол. Буддизм Махаяны: основы доктрины. Лондон: Рутледж, 1989. Печать.
- ^ Даргьяй 1986 , с. 173.
- ^ Перейти обратно: а б Даргяй 1986 , с. 176.
- ^ Norgay 2014 , p. v.
- ^ Группа переводов Падмакара, 1994 , с. xxxii-xxxiv.
- ^ Перейти обратно: а б Группа переводов Падмакара, 1994 , с. хххв.
- ^ Группа переводов Падмакара, 1994 , с. xxxv-xxxviii.
- ^ Перейти обратно: а б Patrul Rinpoche 2011 , p. 382.
- ^ Patrul Rinpoche 2011 , p. 322.
- ^ Перейти обратно: а б Patrul Rinpoche 2011 , p. 414.
- ^ Patrul Rinpoche 2011 , p. 412.
- ^ Кхенпо Нгаванг Пелзанг 2004 , стр. 281–286.
- ^ Даль, Кортленд (16 февраля 2010 г.). Вход в великое совершенство. Руководство по предварительным практикам Дзогчен . США: Публикации Шамбалы. стр. 56–59 из 260. ISBN. 9781559393393 .
- ^ Patrul Rinpoche 2011 , p. 420.
- ^ Кхенпо Нгаванг Пелзанг 2004 , с. 48–49.
- ^ Кхенпо Нгаванг Пелзанг 2004 , с. 56.
- ^ Кхенпо Нгаванг Пелзанг 2004 , с. 63 .
- ^ Кхенпо Нгаванг Пелзанг 2004 , с. 72.
- ^ Кхенпо Нгаванг Пелзанг 2004 , с. 179 .
- ^ Чагдуд Тулку Ринпоче, Джейн; Тромге, Джейн (1 октября 1995 г.). Комментарий Нёндро: инструкции по кратким предварительным практикам нового сокровища Дуджома . Падма Паблишинг. стр. 29–37 из 124. ISBN. 978-1881847069 .
- ^ Норгей 2014 , с. 19.
- ^ Норгей 2014 , с. 28-3
- ^ Норгей 2014 , с. 57-3
- ^ Лодро 2014 , с. 102-117.
- ^ Цугчен, Его Преосвященство Лопон Нацок (2018). Медицина, Кхенпо Медицина (ред.). 100-дневный ретрит Нёндро (1-е изд.). Гейтерсбург, Мэриленд: Буддийский институт культуры Йешеде. стр. 100-1 81–91. ISBN 1726335798 .
- ^ Калу Ринпоче 1993 , с. 204.
- ^ Перейти обратно: а б Сопа Ринпоче 2004 , с. ix.
- ^ Трангу Ринпоче 2012 , стр. 20–21.
- ^ Patrul Rinpoche 2011 , pp. 264–265.
- ^ Сопа Ринпоче 2004 , с. 1-3.
- ^ Сопа Ринпоче 2004 , с. 6.
- ^ Согьял Ринпоче 2009 , стр. 4.
- ^ Согьял Ринпоче 2009 , стр. 115.
Источники
[ редактировать ]- Даргьяй, Лобсанг (1986), «Концепция кармы Цон-Кха-Па», в Нойфельдте (ред.), Карма и возрождение: постклассические разработки , State University of New York Press, ISBN 0-87395-990-6
- Калу Ринпоче (1993), Светлый ум: Путь Будды , Мудрость, ISBN 0-86171-118-1
- Кхенпо Нгаванг Пелзанг (2004), Путеводитель по словам моего совершенного учителя , Shambhala Publications, ISBN 978-1-59030-073-2
- Лодро, Кхенпо Цултрим (2014), Правильный взгляд: превращение верующих в бодхисаттв , Larong Books, Inc., ISBN 978-986-90204-5-9
- Норгей, Кхенпо Тензин (2014), Смахивание пыли с вашей природы будды: цель предварительных занятий по Дзогчену , Независимая издательская платформа CreateSpace, ISBN 978-1505587319
- Группа переводов Падмакара (1994), «Введение переводчика», «Слова моего идеального учителя» , HarperCollins Publishers India
- Патрул Ринпоче (1998), Слова моего совершенного учителя , Альтамира
- Патрул Ринпоче (2011), Слова моего идеального учителя , Первое университетское издательство, ISBN 978-0-300-16532-6
- Согьял Ринпоче (2009), Тибетская книга жизни и смерти , Харпер Коллинз, Kindle Edition
- Трангу Ринпоче (2012), Указывая на Дхармакаю: Учения по тексту Девятого Кармапы , Нама Будда
- Сопа Ринпоче, Лама Тубтен (2004), Стать Ваджрасаттвой: тантрический путь очищения / Лама Тубтен Еше: под редакцией Николаса Рибуша , Wisdom Publications, ISBN 0-86171-389-3