Монастырь Сакья
Монастырь Сакья | |
---|---|
![]() Монастырь Сакья | |
Религия | |
Принадлежность | Тибетский буддизм |
Секта | Сакья |
Лидерство | Сакья Тризин |
Расположение | |
Расположение | Префектура Шигадзе , Тибетский автономный район |
Географические координаты | 28 ° 54'18 "N 88 ° 1'5" E / 28,90500 ° N 88,01806 ° E |
Архитектура | |
Основатель | Кхон Кончок Гьялпо |
Дата установления | 1073 |
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |


Монастырь Сакья ( тибетский : Монастырь Сакья , Уайли : са Скья дгон па ), также известный как Пел Сакья ( тибетский : Дпал Сакья , Уайли : dpal sa skya ; «Белая Земля» или «Бледная Земля») — буддийский монастырь , расположенный в городе Сагья (сакья), уезд Сагья , примерно в 127 километрах (79 миль) к западу от Шигадзе в Тибетском автономном районе . [1] Монастырь считается резиденцией школы Сакья (или Сакьяпа) тибетского буддизма . [2]
История
[ редактировать ]Монастырь Сакья был основан в 1073 году Кхон Кончок Гьялпо ( тибетский : དཀོན་ མཆོག་ རྒྱལ་ པོ། , Уайли : dkon mchog rgyal po ; 1034–1102), первоначально монах Ньингмапа из могущественного дворянского рода Цанг , ставший первым Сакья Тризином . [3]
«Южный монастырь» был основан по приказу Дрогона Чогьяла Пхагпы в 1268 году, через реку от более ранних построек. Сообщается, что для его строительства было привлечено 130 000 рабочих. [4] Его могущественные настоятели управляли Тибетом в 13-м и 14-м веках под властью монгольской династии Юань после падения Тибетской империи , пока их не затмил подъем новых Кагью и Гелуг школ тибетского буддизма . Большая часть южного монастыря сгорела в 16 веке. В прежние размеры его восстановили только в 1948 году. [4]
Его архитектура сильно отличается от архитектуры храмов в Лхасе и Ярлунге . Единственное сохранившееся древнее здание — Лхаканг Чемпо или Сибгон Трулпа. Первоначально это была пещера на склоне горы, она была построена в 1268 году дпон-ченом Сакья Сангпо и восстановлена в 16 веке. Он содержит одни из самых великолепных сохранившихся произведений искусства во всем Тибете, которые, судя по всему, не были повреждены в последнее время. Территория Гомпы занимает площадь более 18 000 квадратных метров, а огромный главный зал занимает около 6 000 квадратных метров. [5] [6] [7]
После восстания в Лхасе 10 марта 1959 года, направленного на защиту 14-го Далай-ламы от Китая коммунистической Народно-освободительной армии , большинство монахов монастыря Сакья были вынуждены покинуть монастырь. Как утверждает в своей книге Намкай Норбу , «раньше в Великом монастыре Сакья было около пятисот монахов, но к концу 1959 года осталось всего 36 пожилых монахов». [8] Северный монастырь был разрушен во время Культурной революции , а южная половина уцелела от разрушения. Монастырь был отремонтирован и перестроен в 2002 году. [4]
Дас Шарат Чандра пишет:
Что касается великой библиотеки Сакья, то она находится на полках вдоль стен большого зала Лхакхангчен-по. Здесь сохранилось множество томов, написанных золотыми буквами; страницы имеют длину шесть футов и ширину восемнадцать дюймов. На полях каждой страницы есть иллюстрации, а в первых четырех томах есть изображения тысячи Будд. Эти книги в железном переплете. Они были изготовлены по приказу императора Хубилай-хана и преподнесены ламе Пхагпа во время его второго визита в Пекин.
В этом храме сохранилась также раковина с завитками, поворачивающимися слева направо [по-тибетски Я чю дунгкар ], подарок Хубилая Пхагпе. Ламы трубят в него только тогда, когда к просьбе прилагается подарок в семь унций серебра; но взорвать его или заставить его взорваться считается поступком большой заслуги». [9]
Библиотека и искусство
[ редактировать ]В монастыре Сакья находится огромная библиотека, насчитывающая до 84 000 книг на традиционных стопках длиной 60 метров (200 футов) и высотой 10 метров (33 фута). Большинство из них представляют собой буддийские писания, хотя они также включают произведения литературы, истории, философии, астрономии, математики, сельского хозяйства и искусства. [10] Одно Священное Писание весит более 500 килограммов (1100 фунтов) и является самым тяжелым в мире. Коллекция также включает в себя множество томов рукописей из пальмовых листьев , которые хорошо сохранились благодаря засушливому климату региона. [4] В 2003 году библиотека прошла проверку Тибетской академии социальных наук . [11] Оцифровку библиотеки монастырь начал в 2011 году. По состоянию на 2022 год. [update], все книги проиндексированы, более 20% полностью оцифрованы. Монахи теперь ведут цифровую библиотеку, в которой собраны все отсканированные книги и документы. [12]
Более 3000 фресок в монастыре Сакья изображают религиозные, исторические и культурные темы, включая ценные записи исторических сцен, таких как Пхагпы встреча с Хубилай-ханом и основание монастыря. В главном зале библиотеки находится фреска длиной 66 метров, изображающая жизнь Гаутамы Будды . В зале также представлено более 1100 предметов фарфора, датируемых периодом династии Юань до начала 14 века. [4]
В Интернете циркулировали утверждения о том, что в библиотеке хранятся записи возрастом 10 000 лет, но они не соответствуют действительности. [13]
Галерея
[ редактировать ]- Библиотека монастыря Сакья
Монастырь Сакья в Индии
[ редактировать ]41-й Сакья Тризин , Нгаванг Кунга , тогдашний трон Сакьяпы, отправился в изгнание в Индию в 1959 году после китайского вторжения в Тибет. Он жил в Дехрадуне , в предгорьях Западных Гималаев, где был восстановлен монастырь Сакья. Он был там с рядом старших монахов и ученых, которые также бежали из Тибета, присоединившись к новому монастырю и обеспечив преемственность традиций Сакья. Эти монахи и ученые сохранили несколько свитков из первоначального монастыря Сакья в Тибете, переправив их контрабандой в Индию. Сакья Тризин и его последователи основали несколько учреждений в районе Дехрадуна и его окрестностях, в том числе благотворительную больницу, монастырский колледж и женский монастырь. Будучи древней наследственной линией, старшие сыновья школы Сакья обычно женились, чтобы сохранить семейную линию. 41-й Сакья Тризин , ныне известный как Кьябгон Сакья Гонгма Тричен, также обрел супругу в 1974 году и имел двух сыновей, которые с тех пор приняли на себя и в настоящее время принимают на себя ответственность как 42-й и 43-й. Сакья Тризинс соответственно. Директором монастыря Сакья, или Центра Сакья, как его чаще всего называют, в настоящее время является досточтимый. Сонам Чогьял функционирует под руководством Кьябгона Сакья Гонгмы Тричена Ринпоче и обычно контролируется 42-м Сакья Тризин Ратна Ваджра Ринпоче , который продолжает работать над улучшением и укреплением монастыря с точки зрения его физической инфраструктуры, религиозной деятельности и образовательных программ. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ТБРК. в небе дгон больше. ТБРК G880. Нью-Йорк: TBRC, 2011. http://tbrc.org/link?RID=G880.
- ^ Ханда, О.К. (2004). Буддийские монастыри Химачала . Издательская компания Инд. п. 219. ИСБН 978-81-7387-170-2 . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Бенард, Э.А. (2022). Сакья Джецунмас: скрытый мир тибетских женщин-лам . Шамбала. п. 198. ИСБН 978-0-8348-4425-4 . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Монастырь Сакья» Тибет Онлайн .
- ^ Дауман, Кейт. Места силы Центрального Тибета: Путеводитель паломника . Рутледж и Кеган Пол, 1988, стр. 275–276. ISBN 0-7102-1370-0 (pbk)
- ^ Бакли, Майкл и Штраус, Роберт. Тибет — дорожный набор для выживания . Публикации Lonely Planet. 1986, стр. 170–174. ISBN 0-908086-88-1 .
- ^ Норбу, Тубтен Джигме и Тернбулл, Колин. Тибет: его история, религия и люди . Чатто и Виндус, 1969. Переиздание Penguin Books. 1987, с. 193.
- ^ Норбу, Дава (1999). Тибет: дорога вперед . Лондон: Рэндом Хаус. стр. 225 . ISBN 978-0-7126-7063-0 . OCLC 728663181 .
- ^ Дас, Сарат Чандра. Лхаса и Центральный Тибет , (1902), стр. 241–242. Перепечатка: Офсетная типография Mehra, Дели. 1988.
- ^ Сингх, Р. (2011). Стать Буддой: культура мудрости для осмысленной жизни . Пингвин Ананда. п. 131. ИСБН 978-0-670-08537-8 . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ «Древние лекции тибетского буддизма, требующие разбора» . Китай через объектив . Китайский интернет-информационный центр . Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ «Тибетский монастырь Сакья завершает цифровое сканирование 20% древних книг» Китайская служба новостей 28 февраля 2022 г. Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ «Заявление о том, что 10-тысячелетняя тибетская библиотека обнаружила, что не стоит бумаги, на которой она написана» . Австралийское агентство Ассошиэйтед Пресс . Проверено 6 октября 2023 г.
- ↑ Краткая история линии и ордена Сакья. Архивировано 18 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с монастырем Сакья , на Викискладе?
- Берзин, Александр (сентябрь 1991 г.). «Краткая история монастыря Сакья» . Изучайте буддизм. Оригинальная версия опубликована в «Монастырях Сакья». Чо-Янг, издание «Год Тибета» (Дхарамсала, Индия), (1991) . Проверено 6 июня 2016 г.
- Монастыри и храмы Сакья
- Буддийские монастыри в Тибете
- Буддийские храмы в Тибете
- 1073 заведения в Азии
- Основные национальные исторические и культурные достопримечательности Тибета
- Древние библиотеки
- Библиотеки редких книг
- Тибетские буддийские монастыри и храмы в Индии
- Храмы в Уттаракханде
- Здания и сооружения в Дехрадуне
- Заведения 1950-х годов в Уттаракханде