Самдинг Дордже Пхагмо
Дордже Пхагмо | |
---|---|
![]() Фреска с изображением Чокьи Дронмы , первого воплощения Самдинга Дордже Пхагмо, в монастыре Ньемо Чекар. |
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |
Самдинг Дордже Пхагмо ( Уайли : samding rdo rje phag mo ) — высшее женское воплощение в Тибете. [1] и третий по рангу человек в иерархии после Далай-ламы и Панчен-ламы . [2] Она числилась среди самых высокопоставленных реинкарнаций во времена Далай-ламы V , признана тибетским правительством и признана императорами Цинского Китая . [3] В своем первом воплощении, как Чокьи Дронма (1422 г. – 1455 г. н.э. ), она была ученицей и супругой знаменитого эрудита Тханг Тонг Гьялпо . [4] который первым определил в ней эманацию Ваджраварахи , [5] и супруга Бодонга Панчена. [6] Резиденция Самдинга Дордже Пхагмо находится в монастыре Самдинг в Тибете.
История и предыстория
[ редактировать ]Резиденция Самдинга Дордже Пхагмо находится в монастыре Самдинг, «Храме парящей медитации». Монастырь Самдинг связан со Бодонг школой тибетского буддизма . Он был уникален тем, что половина жителей были монахами , другая половина — монахинями , а главой его была женщина. [7]
Женщина- тулку , которая была настоятельницей Самдинга, традиционно была нирманакая- эманацией Ваджраварахи . [8] Родословная началась в пятнадцатом веке с принцессы Гунгтанга, Чокьи Дронмы ( Wylie : chos kyi sgron me , 1422–1455). [9] Она стала известна как Самдинг Дордже Пагмо ( Wylie : bsam lding rdo rje phag mo ) и положила начало линии женщин-тулку, лам- перевоплощений . Она была современницей Первого Далай-ламы (1391–1474), и ее учитель Бодонг Панчен Чогли Намгьял также был одним из его учителей. Она явилась в монастыре Самдинг, чтобы укротить озеро Ямдрок , священное озеро, а также опасную точку возгорания масштабных наводнений в Тибете . [10] Однако ее влияние было более практичным: будучи настоятельницей Самдинга, она остановила вторжение джунгар , которые, как сообщается, были напуганы ее великими способностями сиддхи . Столкнувшись с ее гневом (по общему мнению, из-за того, что 80 монахинь-послушниц, находящихся под ее опекой, превратились в разъяренных диких свиноматок), они оставили награбленные товары и ценности в качестве подношений в монастыре и покинули этот регион. [11]

Чарльз Альфред Белл встретил тулку в 1920 году и сфотографировал ее, назвав ее тибетским именем Ваджраварахи, Дордже Памо (которое он перевел как «Свинья-громовержец») в своей книге. [12] [13] [14] Нынешнее воплощение, 12-е в этой линии, [15] проживает в Лхасе . [16] где она известна как Женщина-Живой Будда Дордже Пальма в Китае . [17]

Нынешнее воплощение [то есть в 1882 году] божественного Дордже Пхагмо — женщина двадцати шести лет по имени Наг-ван ринчен кунзаг вангмо. Она носит длинные волосы; ее лицо приятно, ее манеры величавы и чем-то напоминают манеры Лхачама, хотя она гораздо менее привлекательна, чем она сама. От нее требуется, чтобы она никогда не отдыхала лежа; днем она может лежать на подушках или в кресле, но ночью она сидит в позе, предписанной для медитации. [...] В 1716 году, когда джунгарские захватчики Тибета пришли в Нангарце, их вождь послал Самдингу известие к Дорджо Пхагмо, чтобы она предстала перед ним, чтобы он мог увидеть, действительно ли у нее, как сообщается, свиная голова. Ему был дан мягкий ответ; но, разгневанный ее отказом подчиниться его призыву, он разрушил стены монастыря Самдинг и ворвался в святилище. Он нашел его пустынным, в нем не было ни одного человека, только восемьдесят свиней и столько же свиноматок хрюкали в зале собрания под предводительством большой свиньи, и он не осмелился разграбить место, принадлежавшее свиньям.Когда джунгары отказались от всякой идеи разграбить Самдинга, свиньи внезапно исчезли и превратились в почтенных лам и монахинь во главе со святым Дордже Пхагмо. Исполненный изумления и почтения к священному характеру настоятельницы, вождь преподнес ее монастырю огромные подарки. [18]
Монастырь Самдинг был разрушен после 1959 года, но находится в процессе восстановления. [1]
Родословная
[ редактировать ]- Самдинг Дордже Пхагмо I, Чокьи Дронма (1422–1455)
- Самдинг Дордже Пхагмо II, Кунга Зангмо (1459-1502)
- Самдинг Дордже Пакмо III, Ньендрак Зангмо (1503-1542)
- Самдинг Дордже Пхагмо IV, Оргьен Цомо (род. 1543?)
- Samding Dorje Phagmo V, Yeshe Tsomo (17th century)
- Самдинг Дордже Пхагмо VI, Дечен Тринле Цомо (17 век)
- Самдинг Дордже Пхагмо VII, Чодрон Вангмо (умер в 1746 г.)
- Самдинг Дордже Пхагмо VIII, Келсанг Чоден Вангмо (1746-1774)
- Самдинг Дордже Пхагмо IX, Чойинг Дечен Цомо (умер в 1843 г.)
- Самдинг Дордже Пхагмо X, Нгаванг Кунзанг Дечен Вангмо (род. 1857)
- Самдинг Дордже Пхагмо XI, Тубтен Чойинг Пелмо (род. 1896)
- Самдинг Дордже Пхагмо XII, Дечен Чокьи Дронма (1938 г.р.?)
В досовременном Тибете к последовательным воплощениям Дордже Пакмо относились с королевскими привилегиями, и, наряду с Далай-ламами и Панчен-ламами (а когда они были в Тибете, китайскими амбанями) [19] им разрешалось путешествовать в паланкине или паланкине . В отличие от большинства других монахинь, Дордже Пакмо разрешалось носить длинные волосы, но ей никогда не разрешалось спать лежа – днем она могла спать сидя в кресле, а ночью должна была оставаться в медитативной позе. [20]
Первый Дордже Пхагмо, Чокьи Дронма
[ редактировать ]
Первый Дордже Пхагмо, Чокьи Дронма (1422–1455), была дочерью Три Лхаванга Гьялцена (1404–1464), короля Мангьюла Гунгтанга и потомка древних царей Тибета. [21] Гунгтанг был независимым королевством на юго-западе Тибета в 15 веке. Будучи принцессой, она была замужем за принцем южного Лато ( Ла стод лхо ), который описывался как сторонник практик Бон . [ нужна ссылка ] После смерти своего единственного ребенка, дочери, примерно в 1442 году она отказалась от своего семейного и королевского статуса и стала буддийской монахиней. [22] Чокьи Дронма считался воплощением Мачиг Лабдрон . [23]
Она быстро прославилась как динамичная и вдохновляющая последовательница, возможно, тантрическая супруга ( Wylie : phyag rgya ma ) трех выдающихся религиозных тантрических мастеров той эпохи. Она также была признана самостоятельным мастером и духовной наследницей своего главного учителя. Она внесла свой вклад в создание некоторых из наиболее значительных произведений искусства, архитектуры и техники своего времени и оказала плодотворное влияние на развитие книгопечатания. Более того, она выразила особую приверженность женщинам, содействуя их образованию, открывая женские монастыри и даже создавая религиозные танцы, включающие в себя определенные роли. Чокьи Дронма умерла в возрасте тридцати трех лет, оставив ощутимый след в истории не только своими поступками, но еще больше тем, что произошло после ее смерти: ее ученики искали девушку, в которой она перевоплотилась, и таким образом положили начало линии женские воплощения, ставшие первыми и самыми известными в Тибете». [3]
Чокьи Дронма был ведущей фигурой в тибетской традиции Бодонгпа , которая постепенно пришла в упадок под властью Гелуг, но сегодня постепенно восстанавливается. [24] Она умерла в монастыре Манмоганг в Цари к юго-востоку от Дакпо, недалеко от границы с Индией, в 1455 году. [25] Димбергер также говорит:
[T] Достопочтенная Леди ушла на небеса дакини ( кхечара ), свой истинный дом. Она оставила свой череп с особыми чертами как исполняющую желания драгоценность великого центра медитации Цагонг . Великий сиддха [Тханг Тонг Гьялпо] ранее сказал: «Череп с особыми чертами придет в это священное место вместе с горным жителем из Нгари», и, таким образом, пророчество сбылось, значительно усилив преданность Конгпо народа . ." [26]
В рамках своих отношений с Тханг Тонг Гьялпо Чокьи Дронма получила полные учения Сердечная практика ( thugs sgrub ) сокровищных учений от Трасанга ( bkra bzang gter kha ), а также Чод (учения Мачига Лабдрона и наставления Махамудры от него) . . [27]
Разнообразие имен
[ редактировать ]Чокьи Дронма при жизни была известна под разными именами. Димбергер пишет:
Три имени, в частности, определяют ее личность [Дордже Пхагмо] в соответствии с классической тибетской тройственной моделью: как королевскую принцессу ее называли Королевой Драгоценности (Кончог Гьялмо), ее «внешнее» имя; когда она приняла обеты, она стала известна как Светильник Учения (Чокьи Дронма), ее «внутреннее» имя; как божественное воплощение ее называли Свиньей-Громовержцем (Дордже Пхагмо), ее «тайным» именем.
Транслитерация Chos ее имени Уайли дана Димбергером как kyi sgron me . [28]
Три главных имени принцессы, кажется, относятся к трем различным способам проявления себя в разных контекстах: Кончог Гьялмо (Королева Драгоценности), ее имя при рождении; Чокьи Дронма (Светильник Дхармы), имя, которое ей дали, когда она была посвящена в послушницы; и Дордже Пхагмо ( Ваджраварахи ), имя, присвоенное ей, когда она проявилась как эманация этого божества. [29]
Во вступительном письме, написанном Тханг Тонг Гьялпо перед отъездом Чокьи Дронмы из Северного Лато в 1454 году, он подарил ей следующее письмо с описанием ее имен:
Теперь есть женщина, происходящая из царского рода Богов Ясного Света (Од гсал лха), которая посвятила себя духовному освобождению и благу всех живых существ. Ее внешнее имя — Леди Королева Драгоценностей (bDag mo dKon mchog rgyal mo); ее внутреннее имя — Женщина-Учительница-Светильник Учения (sLob dpon ma Chos kyi sgron ma); ее тайное имя - Ваджраварахи (rDo rje phag mo). Ее место жительства не определено. [30]
Второй Дордже Пхагмо, Кунга Зангмо
[ редактировать ]
Кунга Сангмо (Уайли: Кун дга бзанг мо) (1459–1502).
Девятая школа Дордже Пхагмо, Чойинг Тен
[ редактировать ]Девятый Дордже Пхагмо, Чойинг Дечен Чомо, например, стал известным духовным учителем не только Самдинга, но и традиции Ньингма , открыл некоторые терма и умер в Самье . Ее череп до сих пор сохраняется и почитается как святая реликвия в монастыре Ньингмапа на острове Юмбудо на озере Ямдрок Цо. [31]
Нынешний Самдинг Дордже Пхагмо
[ редактировать ]Нынешний (12-й) Самдинг Дордже Пакмо Трулку — Дечен Чокьи Дронма, родившийся в 1938 или 1942 (?).
Двенадцатая Самдинг Дордже Пхагмо была очень молода во время китайской оккупации , и точная дата ее рождения оспаривается. Некоторые источники утверждают, что она родилась за год до смерти предыдущего воплощения (и, следовательно, не может быть истинной реинкарнацией). [32]

признал Дечен Чокьи Дронму Однако нынешний 14-й Далай-лама истинным воплощением и занимал должность вице-президента Буддийской ассоциации Китая в 1956 году, будучи президентом, , а Чокьи Гьялцен, 10-й Панчен-лама, также был вице-президентом. Она отправилась в Лхасу в 1958 году и получила посвящение Ямантаки от Далай-ламы и посвящение Ваджрайогини от наставника Далай-ламы Триджанга Лобсанга Еше Тензин Гьяцо . [33]
Дечен Чокьи Дронма прошел обучение в традиции Бодонгпа и остается главой монастыря Самдинг . Одновременно она занимает пост высокого государственного аппарата Тибетского автономного района . В результате многие обвинили ее в «сотрудничестве» с китайцами. [34] [35] [36]
Другие линии воплощений
[ редактировать ]также существует линия Дордже Пхагмо По словам Димбергера, в Бутане :
[Она] была признана Сакья-ламой Рики Джатрелем, считавшимся воплощением Тангтонга Гьялпо (1385–1464 или 1361–1485). Дордже Пхагмо в настоящее время является членом монашеской общины женского монастыря Тангтонг Девачен в Зилингкхе в Тхимпху , который следует традициям Ньингма и Шангпа Кагью ». [37] [38]
Иконография
[ редактировать ]Одной из отличительных особенностей иконографии Самдинга Дордже Пхагмо является черная шляпа. Эту шляпу можно увидеть как на древних, так и на современных фресках, а также на фотографиях более поздних реинкарнаций. Эта черная шляпа очень похожа на шляпу Кармапы. [39] и связан с дакини и, в частности, с Еше Цогьял . [40]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Места силы Центрального Тибета: Путеводитель паломника , (1988) с. 268. Кейт Доуман. ISBN 0-7102-1370-0 .
- ^ Четырнадцать Далай-лам: Священное наследие реинкарнации , с. 175. Гленн Х. Маллин . Издательство Clear Light. Санта-Фе, Нью-Мексико. ISBN 1-57416-092-3 .
- ^ Jump up to: а б Димбергер 2007 , с. 2.
- ^ Стернс 2007 , с. 4 и далее.
- ^ Димбергер 2007 , с. 46–47.
- ^ Стернс 2007 , с. 554, н.837.
- ^ Макговерн 1924 , с. 294.
- ^ Таши Церинг . «Предварительная реконструкция последовательных реинкарнаций Самдинга Дордже Пхагмо; выдающегося женского воплощения Тибета». Юмцо - Журнал исследований тибетских женщин . 1 : 20–53.
- ↑ Когда женщина становится династией: Самдинг Дордже Пхагмо из Тибета. Архивировано 5 июля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Симмер-Браун, Джудит (2002). Теплое дыхание Дакини: женский принцип в тибетском буддизме (1-е издание). Бостон, Массачусетс; Лондон: Шамбала. п. 144. ИСБН 978-1570629204 .
- ^ Джудит Зиммер-Браун. Теплое дыхание Дакини: женский принцип в тибетском буддизме. (2002). Издательство Шамбала. п. 185. ISBN 978-1570629204
- ^ Дордже Памо в монастыре Самдинг . tibet.prm.ox.ac.uk .
- ^ Хильдегард Димбергер. «Содержание книги «Когда женщина становится династией: Самдинг Дордже Пхагмо Тибета» . catdir.loc.gov .
- ^ Белл, Чарльз (1946) Портрет Далай-ламы . Лондон: Коллинз; стр. 134, 195 и табл. XVII «Свинья-Громовержец, высочайшее женское призрачное тело, сидящая в образе Будды на своем ложе в палатке»
- ↑ Краткий отчет Международного конгресса 2007 года о роли женщин в Сангхе: Бхикшуни Виная и линии передачи посвящений см. Вклад дост. Лобсанг Дечен, содиректор проекта тибетских монахинь, Дхарамсала, Индия
- ^ Памела Логан, Тулку в Тибете , Harvard Asia Quarterly , Vol. VIII, № 1. Зима 2004 г.
- ^ - Путеводитель по озеру Ямжог Юмко, выбранный из китайского Тибета Самшубой Гонджор Юндайн.
- ^ 1902 , с. 139.
- ^ Лхаса: Священный город , с. 60. Ф. Спенсер Чепмен. (1940). Readers Union Ltd., Лондон.
- ^ Макговерн 1924 , с. 294–295.
- ^ Стернс 2007 , с. 570, н. 997.
- ^ Димбергер 2007 , с. 1–2, 6, 45.
- ^ Стернс 2007 , с. 467, н. 17.
- ↑ Традиция Бодонг . Архивировано 7 ноября 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Димбергер 2007 , с. 46.
- ^ Димбергер, стр. 236.
- ^ Стернс 2007 , с. 570, н. 998.
- ^ Димбергер 2007 , с. 7, 333, н. 6.
- ^ Димбергер 2007 , с. 141.
- ^ Димбергер 2007 , с. 141-142.
- ^ Димбергер 2007 , с. 289, 290.
- ^ Димбергер 2007 , с. 299–300.
- ^ Димбергер 2007 , с. 302-303.
- ^ Тибет, Тибет: Личная история затерянной земли , с. 220. (2003). Патрик Френч. Альфред А. Кнопф, Нью-Йорк. ISBN 1-4000-4100-7 .
- ^ «Тибетский Ани-с: Жизнь монахини в Тибете», с. 20. Дженис Д. Уиллис. Тибетский журнал . Том. IX, № 4, зима 1984 г. Библиотека тибетских произведений и архивов, Дхарамсала, Индия.
- ↑ Синьхуа (сообщено Reuters, 29 апреля 2008 г.). «Женщина-Будда осуждает Далай-ламу – Синьхуа». Проверено: 30 мая 2008 г.
- ^ см. стр. 334, примечание 4 главы 3, часть I книги.
- ^ «она здесь тоже упоминается» . www.highlightreisen.com .
- ^ «Черная корона Кармап» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2009 года.
- ^ Димбергер 2007 , с. 262.
Источники
[ редактировать ]- Дас, Сарат Чандра (1902). Путешествие в Лхасу и Центральный Тибет. EP Даттон и компания.
- Димбергер, Хильдегард (2007). Когда женщина становится религиозной династией: Самдинг Дордже Пхагмо из Тибета . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-14320-2 .
- Димбергер, Хильдегард (апрель 2014 г.). «Первый Самдинг Дордже Пакмо, Чокьи Дронма» . Сокровищница жизней .
- Димбергер, Хильдегард (апрель 2014 г.). «Второй Самдинг Дордже Пакмо, Кунга Зангмо» . Сокровищница жизней .
- Макговерн, WM (1924). В переодетую Лхасу: секретная экспедиция по загадочному Тибету . Перепечатка: Дели, Азиатские образовательные службы, 2000 г. ISBN 81-206-1456-9
- Стернс, Сайрус (2007). Король пустой равнины: тибетский строитель железных мостов Тангтонг Гьялпо . Публикации Снежного Льва. ISBN 978-1559392754 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Буддийская принцесса и шерстяной тюрбан: другие небуддисты в биографии XV века [ постоянная мертвая ссылка ] Хильдегард Димбергер