Jump to content

Ваджрайогини

Изображение Ваджрайогини в форме Хакини Наропы.

Ваджрайогини ( санскрит : Ваджрайогини Ваджрайогини ; тибетский : རྡོ་རྗེ་རྣལ་འབྱོར་མ་ , Уайли : rdo rje rnal 'byor ma , Dorje Naljorma ) — важная фигура в буддизме , особенно почитаемая в тибетском буддизме . В Ваджраяне ее считают женщиной- Буддой и Дакини . Ваджрайогини часто описывают эпитетом сарвабуддхадакини , что означает « Дакини [которая является Сущностью] всех будд». Она является медитативным божеством Ануттарайога-тантры ( иштадевата ), и ее практика включает методы предотвращения обычной смерти, промежуточного состояния ( бардо ) и перерождения ( самсары ) путем преобразования их в пути к просветлению, а также для преобразования всего мирского повседневного опыта в более высокие духовные пути. [1]

Истоки учений Ваджрайогини датируются периодом с 10 по 12 века и черпают вдохновение из индуистских шиваитских тантр . Она появляется как супруга Падмы Тотренга Цала и Чакрасамвары , в то время как В отдельной практике Ваджрайогини ее неразлучные супруги представлены кхатвангой ( посохом) на ее левом плече. Линия передачи практики Ваджрайогини восходит к изначальному учению Ваджрадхары и делится на три основные линии: Нарокачо , Майтрикхачо и Индракхачо .

Сущность Ваджрайогини — это «великая страсть» ( махарага ), трансцендентная страсть, свободная от эгоизма и иллюзий — она интенсивно работает ради благополучия других и для разрушения цепляния за эго. Считается, что она идеально подходит людям с сильными страстями и дает возможность превратить эти страсти в просветленные добродетели. [1] Она визуализируется в символическом облике 16-летней женщины, с красной кожей, третьим глазом мудрости и множеством других символических атрибутов, таких как изогнутый нож и чаша из черепа или дамару . Ее яростное, но блаженное поведение передает духовный смысл.

Практики, связанные с ней, — это Чод и Шесть йог Наропы . Ее многочисленные храмы в долине Катманду почитаются как места силы как в неварском , так и в тибетском буддизме. По словам ученого Миранды Э. Шоу , Ваджрайогини «бесспорно является верховным божеством тантрического пантеона. Ни один Будда-мужчина, включая ее божественного супруга Херуку Чакрасамвару, не приближается к ней в метафизическом или практическом смысле». [2]

Кроме того, в пантеоне женщин-будд линия Кхенмос (настоятельниц) монастыря Самдинг в Тибете традиционно рассматривается как эманации Ваджраварахи , которая продолжает эту специфическую линию женских тулку и по сей день.

Происхождение и родословная

[ редактировать ]

Садхана Ваджрайогини зародилась между десятым и двенадцатым веками на фоне индуистских шиваитских тантр. [3] [4] Буддийские йогинитантры , посвященные йогиням и дакини , основаны на шайвских писаниях. В частности, Чакрасамвара -тантра содержит множество отрывков, адаптированных из шиваитских источников. Текст и комментарии к нему выявили многочисленные попытки буддистов расширить и изменить его, как удалить ссылки на шиваитских божеств, так и добавить больше буддийской технической терминологии. [4]

В Чакрасамвара-тантре Ваджрайогини появляется как его яб-юм , супруга [5] стать самостоятельной практикой - тантры . Ануттарайога [6] Практика Ваджрайогини принадлежит к классу Материнской Тантры ( Wylie : ma rgyud ) Ануттарайога-тантр наряду с другими тантрами, такими как Чакрасамвара и Хеваджра-тантры .

Ваджраяна учит, что двум стадиям практики Ваджрайогини (стадии зарождения и стадии завершения) изначально обучал Ваджрадхара . Он явился в образе Херуки , чтобы разъяснить Коренную Тантру Чакрасамвары , и именно в этой тантре он объяснил практику Ваджрайогини. Все многочисленные линии передачи наставлений по Ваджрайогини можно проследить до этого первоначального откровения. Из этих линий передачи наиболее часто практикуются три: линия Нарокачо, которая передалась от Ваджрайогини Наропе ; линия передачи Майтрикхачо, которая передалась от Ваджрайогини Майтрипе; и линия передачи Индракхачо, которая передалась от Ваджрайогини Индрабодхи. [7] [8]

Иконография

[ редактировать ]

Ваджрайогини визуализируется как полупрозрачная темно-красная символическая форма 16-летней женщины с третьим глазом мудрости, расположенным вертикально на лбу, и распущенными распущенными волосами. Ваджрайогини обычно изображается с традиционным снаряжением дакини , включая картику ( нож для снятия свежести с ваджрной ручкой) в правой руке и капалу, наполненную кровью в левой руке, из которой она пьет с перевернутым ртом. Ее супруга Чакрасамвара часто символически изображается в виде кхатванги на левом плече Ваджрайогини, когда она находится в форме «одинокого героя». Кхатванга Ваджрайогини отмечена ваджрой , и на ней свисают барабан дамару , колокол и тройное знамя. Ее вытянутая правая нога наступает на грудь красного Каларатри , а согнутая левая нога наступает на лоб черного Бхайравы , запрокидывая его голову назад и прижимая ее к его спине на уровне сердца. Ее голову украшает корона из пяти человеческих черепов, и она носит ожерелье из пятидесяти человеческих черепов . Она изображена стоящей в центре пылающего огня высшей мудрости. На ее лице одновременно видны эротические и свирепые черты: «В полноте блаженства она смеется и обнажает клыки». [9]

Каждый аспект формы и мандалы Ваджрайогини призван передать духовный смысл. Например, ее блестящее красное тело символизирует пылающий ее туммо ( чандали ) или «внутренний огонь» духовной трансформации, а также жизненную силу ( Шакти ), кровь рождения и менструальную кровь. [9] Ее единственное лицо символизирует то, что она осознала, что все явления имеют одну природу в пустоте. Ее две руки символизируют осознание двух истин. Ее три глаза символизируют ее способность видеть все в прошлом, настоящем и будущем. Она смотрит вверх, в сторону Чистой Земли Дакини, демонстрируя свое постижение внешней и внутренней Чистой Земли Дакини, и показывая, что она ведет своих последователей к этим достижениям. Изогнутый нож-дригук в ее правой руке показывает ее силу разрезать континуум заблуждений и препятствий ее последователей и всех живых существ. Питьевая кровь из капалы в левой руке символизирует переживание высшего блаженства. [10]

Ваджраварахи и другие формы

[ редактировать ]

Ваджрайогини — женское божество, и хотя иногда ее визуализируют просто как Ваджрайогини, в сборнике ее садхан она визуализируется в альтернативной форме более чем в двух третях практик. [11] Другие ее формы включают Ваджраварахи ( Уайли : rdo-rje phag-mo «Ваджра Соу») и Кродикали (альт. Кродхакали , Калика , Кродхешвари , Кришна Кродхини , тибетское Трома Накмо ; Уайли : khros ma nag mo , «Гневная леди», « Свирепый Черный»). [12] [13]

В своей форме Ваджраварахи («Ваджрная свинья») ее часто изображают с головой свиньи сбоку от нее в качестве украшения, а в одной из форм она сама имеет голову свиньи. Ваджрайогини часто ассоциируется с триумфом над невежеством, а свинья в буддизме ассоциируется с невежеством. Эта голова свиньи связана с происхождением Ваджраварахи от индуистской богини с лицом свиньи Варахи . [14]

Форма Ваджрайогини с отрубленной головой похожа на индийскую богиню Чиннамаста , которую признают как индуисты, так и буддисты. [15]

Практики

[ редактировать ]
Написанная в XIX веке тибетская мандала традиции Наропы , Ваджрайогини стоит в центре красной гексаграммы , Художественный музей Рубина .

Ваджрайогини действует как божество медитации или супруга такого божества в Ваджраяны буддизме . Она появляется в мандале , которую практикующий визуализирует в соответствии с садханой, описывающей практику конкретной тантры. Существует несколько сборников, содержащих садханы, связанные с Ваджрайогини, в том числе один сборник, Гухьясамаясадханамала , содержащий только садханы Ваджрайогини и включающий сорок шесть работ различных авторов. [16]

Йидам , с которым медитирующий отождествляет себя при практике Шести йог Наропы, — это Ваджрайогини, и она является важным божеством для тантрического посвящения, особенно для новых посвященных, поскольку практика Ваджрайогини, как говорят, хорошо подходит тем, у кого сильная привязанность к желаниям, а также тем, кто живущих в нынешнюю «эпоху дегенерации». В качестве Ваджраварахи ее супругом является Чакрасамвара (тиб. Хорло Демчог), которого часто символически изображают в виде кхатванги на ее левом плече. В этой форме она также является супругой Джинасагары (тиб. Гьялва Гьяцо), красного Авалокитешвары (тиб. Ченрезиг).

Ваджрайогини — ключевая фигура в продвинутой тибетской буддийской практике Чод , где она появляется в своих формах Калика ( стандартный тибетский : Хрос ма наг мо ) или Ваджраварахи (тибетский: rDo rje phag mo ).

Ваджрайогини также появляется в версиях гуру-йоги школы Кагью тибетского буддизма . В одной популярной системе практикующий поклоняется своему гуру в образе Миларепы , визуализируя себя при этом как Ваджрайогини. [17]

Цель визуализации Ваджрайогини — достичь реализации тантры стадии зарождения , на которой практикующий мысленно визуализирует себя как своего йидама Божества или медитативного божества, а свое окружение — как мандалу . Цель стадии зарождения — преодолеть обычные видимости и обычные представления, которые в буддизме Ваджраяны считаются препятствиями на пути к освобождению (санскр. нирвана ) и просветлению . [18]

Храмы Ваджрайогини

[ редактировать ]

В долине Катманду в Непале есть несколько важных неварских храмов, посвященных различным формам Ваджрайогини. Эти храмы являются важными местами силы непальского буддизма Ваджраяны. [19] а также являются важными местами паломничества тибетских буддистов. К этим храмам относятся храм Санкху Ваджрайогини , храм Видхешвари Ваджрайогини , храм Парпинга Ваджрайогини и храм Гухьешвари .

Эманации

[ редактировать ]

Самдинг Дордже Пхагмо

[ редактировать ]

Женщина -тулку , которая была настоятельницей монастыря Самдинг на берегу озера Ямдрок Цо , недалеко от Гьянце , Тибет, традиционно была нирманакая- эманацией Ваджраварахи (тибетский: Дордже Пхагмо ). [20] Родословная Чос - началась в 15 веке с принцессы Гунгтанга , Чокьи Дронмы ( Уайли : кьи сгрон-ме ) (1422–1455). [21] Она стала известна как Самдинг Дордже Пагмо ( Wylie : bSam-lding rDo-rje phag-mo ) и положила начало линии женщин- тулку , лам- перевоплощений . Чарльз Альфред Белл встретил тулку в 1920 году и сфотографировал ее, назвав в своей книге Дордже Памо . [22] [23] Нынешнее воплощение, 12-е в этой линии, проживает в Лхасе . [24]

См. также

[ редактировать ]

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Бенар, Элизабет Энн (2000). Чиннамаста: ужасная буддийская и индуистская тантрическая богиня . Мотилал Банарсидасс. ISBN  978-81-208-1748-7 .
  • Димбергер, Хильдегард (2007). Когда женщина становится религиозной династией: Самдинг Дордже Пхагмо из Тибета . Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-0231143202 .
  • Инглиш, Элизабет (2002). Ваджрайогини: ее визуализации, ритуалы и формы . Бостон: Публикации мудрости. ISBN  0-86171-329-Х .
  • Грей, Дэвид Б.; Оверби, Райан Ричард (2016). Тантрические традиции в передаче и переводе . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-061378-5 .
  • Хантингтон, Джей Си; Бангдел, Д. (2003). Круг блаженства: буддийское медитативное искусство . Публикации Сериндии. ISBN  978-1932476019 .
  • Лепча, Рабден (ноябрь 1920 г.). Дордже Памо в монастыре Самдинг (фото) . Проверено 7 декабря 2022 г.
  • Логан, Памела (зима 2004 г.). «Тулку в Тибете» . Harvard Asia Quarterly . VIII (1).
  • Пейн, Ричард К. (2018). Язык в буддийской тантре Японии: индийские корни мантры . Издательство Блумсбери. ISBN  978-1-350-03727-4 .
  • Ри, ММ; Турман, Королевские ВВС (1991). Мудрость и сострадание: священное искусство Тибета . Музей азиатского искусства Сан-Франциско. ISBN  978-0939117048 .
  • Шакья, Мин Бахадур (1994). Иконография непальского буддизма . Катманду: Ремесленная ассоциация Непала.
  • Шоу, Миранда (2006). Буддийские богини Индии . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-12758-3 .
  • Симмер-Браун, Джудит (2002). Теплое дыхание Дакини: женский принцип в тибетском буддизме . Публикации Шамбалы. ISBN  978-1570629204 .
  • Церинг, Таши (н. д.). «Предварительная реконструкция последовательных реинкарнаций Самдинга Дордже Пхагмо; выдающегося женского воплощения Тибета». Юмцо - Журнал исследований тибетских женщин (1): 20–53.
  • Ватт, Джефф (апрель 1998 г.). «Предмет: Ваджрайогини (Буддийское Божество) — Кродха Кали (Гневная Чёрная Варахи)» . Ресурсы гималайского искусства . Гималайские художественные ресурсы Inc. Проверено 4 ноября 2021 г.
  • Ватт, Джефф (декабрь 2019 г.). «Буддийское Божество: главная страница Ваджрайогини» . Ресурсы гималайского искусства . Гималайские художественные ресурсы Inc. Проверено 4 ноября 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кэмпбелл, июнь (1996 г.). Путешественница в космосе: В поисках женской идентичности в тибетском буддизме . Джордж Бразиллер. ISBN  978-0-8076-1406-8 .
  • Хаас, Микаэла (2013). Сила Дакини: Двенадцать выдающихся женщин, формирующих распространение тибетского буддизма на Западе . Снежный лев. ISBN  978-1559394079 .
  • Норбу, Тинли (1981). Волшебный танец: проявление внутренней природы пяти дакини мудрости (2-е изд.). Издательство «Жемчужина». ISBN  978-0-9607000-0-4 .
  • Падмасамбхава ; Кунсанг, Эрик Пема (тр.) (1999). Учения Дакини (2-е изд.). Публикации Рангджунг Еше. ISBN  978-962-7341-36-9 .
  • Тарчин, Сермей Хенсур Лобсанг (1997). Возвышенный путь в рай Кечара . Махаяна Сутра и Тантра Пресс. ISBN  0-918753-13-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e9d0a4cb461cae9b79b37f59f5a2e3b0__1717163100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/b0/e9d0a4cb461cae9b79b37f59f5a2e3b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vajrayogini - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)