Jump to content

храмы йогинь

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Храм йогини в Митаоли , на скалистой вершине холма, под открытым небом.
Карта храмов йогинь в Индии

Храмы йогини без крыш, построенные в 9-м и 12-м веках в Индии представляют собой гипаэтральные святилища в честь йогинь , женщин-мастеров йоги в индуистской тантре , широко приравниваемых к богиням, особенно к Парвати , воплощающим священную женскую силу. Они оставались в значительной степени неизвестными и неизученными учеными до конца 20 века. В некоторых святилищах есть ниши для 64 йогинь, поэтому их называют храмами Чаузат Йогини (Чаузат Йогини Мандир, от चौसठ, хинди для 64, [ 1 ] также пишется Чаунсат или Чаусати); другие имеют 42 или 81 нишу, что подразумевает разные группы богинь, хотя их тоже часто называют храмами йогини Чаусат. Даже если йогинь 64, они не всегда одинаковы.

Сохранившиеся храмы имеют либо круглую, либо прямоугольную форму в плане; они разбросаны по центральной и северной Индии в штатах Уттар-Прадеш , Мадхья-Прадеш и Одиша . Затерянные храмы, местонахождение которых установлено по сохранившимся изображениям йогинь, еще более широко распространены по субконтиненту: от Дели на севере и границы Раджастана на западе до Большой Бенгалии на востоке и Тамилнада на юге.

Капала чаша, вырезанная из человеческого черепа, используемая в тантре, в том числе йогинями.

Примерно с 10-го века йогини появляются группами, часто по 64 человека. Они появляются как богини, но человеческие женщины-адепты тантры могут подражать «и даже воплощать» эти божества, которые могут выглядеть как смертные женщины, создавая двусмысленную и размытую границу между человеческое и божественное. [ 2 ] Йогини, божественные или человеческие, принадлежат к кланам; в Шайве одними из важнейших являются кланы 8-ми Матерей (матрис или матрик ). Йогини часто териоморфны , имеют формы животных, представленных в скульптуре в виде женских фигур с головами животных. Йогини ассоциируются с «настоящим превращением » в самок животных и способностью трансформировать других людей. [ 3 ] Они связаны с культом Бхайравы , часто носят с собой черепа и другие тантрические символы и практикуют на местах кремации и в других пограничных местах. Они могущественны, нечисты и опасны. Они одновременно защищают и распространяют эзотерические тантрические знания. Они обладают сиддхами , необычайными способностями, включая способность летать; [ 4 ] многие йогини имеют форму птиц или используют птицу в качестве ваханы , или животного-транспортного средства. [ 5 ] В более позднем тантрическом буддизме дакини , женский дух, способный летать, часто используется как синоним йогини. [ 6 ] Ученый Шаман Хэтли пишет, что архетипическая йогиня - это «автономный небесный путешественник ( кхечари )», и что эта сила является «высшим достижением для практикующего, ищущего сиддхи ». [ 7 ]

Культ шайвских йогинь процветал примерно между 700 и 1200 годами. Это задокументировано в писаниях Брахмаямалатантры . [ 8 ] Не-йогини консультировались с йогинями во время «визионерских, деловых встреч». [ 8 ] Культ привел к строительству каменных храмов с 10 по 13 века по всему Индийскому субконтиненту . [ 9 ]

повторное открытие

[ редактировать ]

Основные сохранившиеся в Индии святыни 64 йогинь ( Чаусати Джоган ) находятся в Одише и Мадхья-Прадеше . Александр Каннингем посетил и описал их в 19 веке для Археологической службы Индии , и тогда о них почти забыли. В 1986 году Видья Дехеджия записала, что святыни были «отдаленными и труднодоступными», почти не исследовались в течение ста лет и часто посещались дакойтами , бандами грабителей, которые использовали храмы как места убежища, неизвестные властям. Хорошо сохранившийся храм Чаусати Йогини в Хирапуре был вновь открыт только в 1953 году, несмотря на его близость к месту храма Бхубанешвара , что Дехеджия описывает как «весьма удивительное». [ 10 ]

Характеристики

[ редактировать ]
Инфографика о значении храмов йогинь, показывающая дизайн для общения с йогинями, которые, как считается, способны летать. [ 7 ]

Святилища йогини обычно представляют собой круглые помещения, гипаэтральные и открытые небу, в отличие от большинства индийских храмов. Внутри круглой стены расположены ниши, чаще всего 64, в которых находятся статуи женских фигур, йогинь. Их тела описываются как красивые, но головы часто принадлежат животным. [ 10 ] Храмы йогини обычно располагались несколько в стороне от основной группы храмов и в самой высокой точке местности. [ 11 ]

Иконографии статуй йогинь в храмах йогинь не однородны, и йогини не одинаковы в каждом наборе из 64 штук. В храме Хирапура все йогини изображены со своими ваханами (транспортными животными) и в стоячих позах. В храме Ранипур-Джариал изображения йогини находятся в танцующих позах. В храме Бхедагхат йогини сидят в лалитасане , царственной позе. [ 12 ] и окружены сценами кремации с участием «плотоядных гулей » и животных- падальщиков . [ 13 ]

Значение

[ редактировать ]

Hatley, following Vidya Dehejia , [ 14 ] предполагает, что храмы йогини относятся к тантрической йогини-чакре. Это « мандала мантр - богинь, окружающих Шиву / Бхайраву , установка которой… занимала центральное место в ритуале эзотерического шайвского культа йогинь». [ 15 ] Глава 9 « Кауладьяна Нимайя» , приписываемая мудрецу X века Матсьендранатху , описывает систему из 8 чакр, представленных в виде восьмилепестковых цветов лотоса , всего 64 лепестка обозначают 64 йогини. [ 16 ]

Хэтли комментирует, что «тантрическое поклонение «кругам» йогинь ( йогиничакрам ), по-видимому, возникло раньше храмов, по крайней мере, на два столетия, и замечательное соответствие в текстовых изображениях йогинь Шайва и их изображениях в скульптуре предполагает прямую преемственность» между практиками, описанными в тантрические тексты и храмы йогинь. [ 15 ]

Практики

[ редактировать ]

Индуистские тантрические практики были секретными. [ 17 ] Однако тексты из ок. 600 г. н.э. описывают эзотерические ритуалы, часто связанные с местами кремации . Женщины-практики индуистского тантризма, также называемые йогинями, считались олицетворением сверхчеловеческих йогинь. [ 18 ] [ 19 ]

Мероприятия включали Прана Пратиштху , ритуальное освящение изображений, например, йогинь. Современные ритуалы этого типа могут длиться три дня с командой священников и включают ритуальное очищение, церемонию открытия глаз, поклонение (йогини -пуджа ), призывание защитников и подготовку диаграммы янтры йогини , содержащей мандалу и набор орехов арека для 64 богинь. Самыми ранними практиками йогини были капалики . погребальные обряды [ 20 ]

Варанасимахатмья танцы Бхайравапрадурбхавы храме йогини в описывает церемонии поклонения, включающие пение и в Варанаси, резюмированные Питером Бишопом:

Для людей, поклоняющихся там, ничто не остается напрасным. Те, кто бодрствует в эту ночь, исполняя великий праздник песни и танца, и поклоняясь кругу кулайогини на рассвете, получают от них знание Каулы ... Все йогини наслаждаются этой обителью в центре Варанаси. Там стоит богиня Виката, это самая божественная обитель. [ 21 ]

Кашиханды . Раздел Скандапураны , повествующий миф о замаскированном прибытии 64 йогинь в Варанаси [ 22 ] утверждает, что поклонение может быть простым, поскольку йогиням нужны только ежедневные дары в виде фруктов, благовоний и света. Он предписывает главный осенний ритуал с огненными возлияниями, чтением имен йогинь и ритуальными подношениями, в то время как все жители Варанаси должны посещать храм весной во время праздника Холи, чтобы выразить почтение богиням. [ 23 ]

Дехеджиа пишет, что

Кажется вероятным, что Каула Чакра [тантрический ритуальный круг] сформировался внутри круга храма йогини, с подношениями йогиням матсья [рыбы], мамсы [мяса], мудры [жеста], мадья [алкоголя] и, наконец, майтхуна [тантрический секс] тоже. [ 24 ]

Активное поклонение ( пуджа ) продолжается в некоторых храмах йогини, например в Хирапуре. [ 25 ]

64 святилища йогини

[ редактировать ]

Небольшой храм йогинь 9-го века в Хирапуре , всего 25 футов в диаметре. [ 26 ] находится в районе Хурда , Одиша , в 10 милях к югу от Бхубанешвара . 60 йогинь расположены по кругу вокруг небольшого прямоугольного храма, в котором, возможно, содержалось изображение Шивы. В круг можно попасть через выступающий входной проход, так что план храма имеет форму йони - постамента для лингама Шивы . [ 27 ] [ 28 ] По крайней мере, восемь йогинь стоят на транспортных средствах-животных, представляющих знаки зодиака , включая краба , скорпиона и рыбу , что предполагает связь с астрологией или календарной работой. [ 28 ]

Ученый Иштван Кеул пишет, что изображения йогини сделаны из темного хлоритового камня , высотой около 40 см и стоят в разных позах на постаментах или ваханах; у большинства из них «нежные черты лица и чувственные тела с тонкой талией, широкими бедрами и высокой круглой грудью», с различными прическами и украшениями на теле. [ 29 ] Он утверждает, что центральная структура украшена тремя изображениями йогини и «четырьмя обнаженными итифаллическими изображениями Бхайравы». [ 29 ]

Вокруг храма снаружи расположены девять неулыбчивых богинь, которых местные жители называют девятью катьяяни , что является необычной особенностью для храма йогини. [ 27 ] Вход окружен парой мужчин -дварапал , стражей дверей. [ 27 ] Два дополнительных изображения рядом с дварапалами могут быть бхайравами. [ 29 ] Ученый Шаман Хэтли предполагает, что если храм рассматривать как тантрическую мандалу, воплощенную в камне, Шиву окружают 4 йогини и 4 бхайравы внутреннего круга, а также шестьдесят йогинь внешнего круга. [ 30 ]

Ранипур-Джариал, Балангир

[ редактировать ]

Чаусати Йогини Питха в Ранипур-Джариале , недалеко от городов Титилагарх и Кантабанджи в районе Балангир , Одиша, представляет собой более крупный гипаэтральный храм 64 йогини. Сохранилось 62 изображения йогини. [ 31 ] В центре находится храм с четырьмя колоннами, на котором изображен Натешвар , Шива как Повелитель танца. [ 32 ] Изображение Чамунды такого же размера в храме, возможно, когда-то размещалось вместе с Шивой в центральном святилище. [ 32 ] [ 33 ]

Ранипур-Джариал был первым из обнаруженных храмов йогинь; он был описан генерал-майором Джоном Кэмпбеллом в 1853 году. [ 34 ]

Кхаджурахо

[ редактировать ]

9-го или 10-го века Храм йогини в Кхаджурахо , Мадхья-Прадеш, расположен к юго-западу от западной группы храмов в Кхаджурахо, недалеко от Чхатарпура в округе Чхатарпур , и является самым старым храмом на этом месте. Он прямоугольный, в отличие от других храмов йогинь, но, как и они, гипаэтральный. [ 35 ] [ 36 ] Нет никаких признаков центрального храма; центральное божество, будь то Шива или Богиня, по-видимому, размещалось в нише, большей остальных, напротив входа. [ 32 ] Он состоял из 65 келий-святилищ (10 спереди, 11 сзади, включая камеру для центрального божества, и 22 с каждой стороны), каждая с дверным проемом из двух квадратных гранитных столбов и перемычки, и каждая с крыша башни. 35 клеток выживают. Он стоит на платформе высотой 5,4 метра. Три приземистых изображения Брахмани , Махешвари и Хингаладжи ( Махишамардини ) сохранились на этом месте и выставлены в тамошнем музее. [ 36 ]

Митаоли, Морена

[ редактировать ]

Хорошо сохранившийся храм йогини 11-го века в Митаоли (также пишется Митавали и Митавали) в районе Морена , Мадхья-Прадеш , в 30 милях к северу от Гвалиора, также называемый храмом Экаттарсо Махадева, имеет центральную мандапу , посвященную Шиве, в открытом круглом дворе с 65 ниши. Сейчас все ниши заполнены статуями Шивы, но когда-то в них стояли статуи 64 йогинь и божества. [ 37 ] [ 38 ]

Гипаэтральный храм одиноко стоит на вершине скалистого холма. Вход прямо в круглую стену. Снаружи храм украшен небольшими нишами, в которых когда-то стояли статуи пар с девушками по обе стороны, но большинство из них сейчас утеряны или сильно повреждены. Непонятно, почему в храме было 65, а не 64 кельи; Дехеджия отмечает предположение, что дополнительная камера предназначалась для Деви, супруги Шивы, у которой есть павильон в центре храма, поэтому божественная пара была затем окружена 64 йогинями. Она отмечает, что это также может объяснить наличие 65-й камеры в Кхаджурахо, и в этом случае там когда-то также было центральное святилище Шивы. [ 39 ]

Храм 81-йогини

[ редактировать ]

Бхедагхат, Джабалпур

[ редактировать ]

Храм йогини 10-го века в Бхедагате (также пишется Бхерагхат ), недалеко от Джабалпура в районе Джабалпур , Мадхья-Прадеш , является святыней 81 йогини. Это самый большой из круглых храмов йогини, около 125 футов в диаметре. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] Хэтли называет Бхедагат «самым впечатляющим и, возможно, самым известным из храмов йогинь». [ 44 ] Внутри круглой стены храма был крытый переход с 81 кельей для йогинь. В центре двора находится более поздняя святыня. [ 44 ] 81 изображение включает в себя 8 Матрик , богинь-матерей, существовавших в более ранние времена. [ 44 ] [ 45 ]

42 святилища йогини

[ редактировать ]

दुदाही

[ редактировать ]

Храм в Дудахи , местное название Ахада, недалеко от Лалитпура в Уттар-Прадеше , ныне находящийся в руинах, имел круглую форму с нишами для 42 йогинь. Диаметр круга составляет 50 футов. [ 46 ] [ 40 ]

Гадармальный храм Матери , Бадох, Уттар-Прадеш , имеет 42 ниши для йогинь.

Примерно в 30 милях от Дудахи, в Бадохе в районе Видиша , в Мадхья-Прадеше находится храм Гадармал Матери , еще один храм йогини с 42 нишами, один из немногих прямоугольных храмов. Ниже пояса сохранились 18 разбитых изображений богинь, которые когда-то помещались в пазы храмовой платформы. Он состоит из прямоугольной святыни и высокой и массивной Шихары , примыкающей к некоторым джайнским храмам. Видья Дехеджия пишет, что храм йогини, должно быть, когда-то был гипаэтральным. [ 46 ] [ 40 ] [ 47 ]

Два святилища 42-йогинь, вероятно, датируются где-то между 950 и 1100 годами. [ 46 ]

Потерянные святыни

[ редактировать ]

Несколько храмов йогини были потеряны либо в результате преднамеренного разрушения, либо в результате разграбления строительных материалов. К ним относятся следующие.

находился храм йогини Похоже, что в начале 10-го века на вершине холма в Лохари, округ Банда , Уттар-Прадеш, набор из двадцати изображений, почти все териоморфные . Зафиксирован , с фигурами, имеющими головы животных, таких как лошадь, корова, кролик, змея, буйвол, коза, медведь и олень. Дехеджиа описывает их скорее как поразительные, чем как особенно художественные. [ 48 ] [ 49 ]

Нарешвар

[ редактировать ]

Другой набор из двадцати изображений X века с небрежными более поздними надписями XII века был спасен из Нарешвара (также называемого Налешвар и Наресар) в Мадхья-Прадеше, места, где до сих пор сохранилось около двадцати небольших шиваитских храмов, в музей Гвалиора , около пятнадцати. миль отсюда. [ 50 ]

Хинглайгарх

[ редактировать ]

Территория Хингладжгарх, на границе Мадхья-Прадеша и Раджастана , была очищена от скульптур для строительства плотины Ганди Сагар . Спасенные статуи содержат достаточно фрагментов изображений йогинь, чтобы Дехеджия мог заявить, что когда-то в Хингладжгархе был храм йогинь. [ 51 ] [ 52 ] [ а ]

Примерно в 150 милях к северу от Кхаджурахо, на южном берегу реки Ямуны , в округе Банда, штат Уттар-Прадеш, находятся фрагментарные остатки того, что, по-видимому, было прямоугольным храмом 64 йогини в долине Рикхиян. Это часть комплекса других храмов, в отличие от одиночных храмов йогинь, таких как Митаоли. Когда это место было сфотографировано в 1909 году, там было десять плит с изображением четырех йогинь. Дехеджиа утверждает, что числа, кратные 4, предполагают общее количество йогинь 64, в то время как прямолинейность плит предполагает прямоугольный план (как в Кхаджурахо). Семь из них были неоднократно украдены, а последние три плиты были перевезены в близлежащий форт Гадхва в целях их безопасности. Плиты изображают йогинь на простом фоне без обычных фигурок сопровождающих. Они сидят в церемониальной позе Лалитасаны, положив одну ногу на свое животное-повозку. У них «тяжелая грудь, широкая талия и большой живот». [ 54 ] У одного голова лошади, и он держит труп, отрубленную голову, дубинку и колокольчик, и таким же может быть Хаянана, «Лошадь с головой». Эта и другие йогини, изображенные с трупами, связывают храм с ритуалом трупов. [ 54 ] В 1909 году также были сфотографированы три плиты с тремя матриками; Дехеджия предполагает, что они составляли часть прямоугольного храма Восьми Матрик в сопровождении Ганеши. [ 54 ] Хорошо сохранившаяся плита с четырьмя йогинями из Рикхияна хранится в Денверском художественном музее . [ 54 ]

Йогини X века из Каверипаккама , сейчас находится в галерее Артура М. Саклера . Она держит чашу из черепа .

Изображения йогинь из района Шахдол (ранее Сахаса-доллака) в Мадхья-Прадеше были перенесены в музей Дхубела недалеко от Кхаджурахо, Индийский музей в Калькутте и деревенские храмы Антара и Панчгаон в районе Шахдол. Йогини сидят в церемониальной позе Лалитасаны , а за головами у них есть нимбы, окруженные летающими фигурами. [ 55 ]

Канчипурам или Каверипаккам

[ редактировать ]

Дехеджиа публикует и обсуждает изображения йогинь периода Чола , около 900 года нашей эры, найденные в северном Тамилнаду . [ 56 ] В их число входит один, который сейчас находится в Британском музее , [ 57 ] другие в Мадрасском музее , Бруклинском музее , Миннеаполисском институте искусств , Детройтском институте искусств и Королевском музее Онтарио . Йогини из Британского музея приписываются Канчипураму ; место сбора неизвестно, но многие скульптуры того же стиля были обнаружены в большом «резервуаре» (искусственном озере) в Каверипаккаме , по-видимому, взятом из близлежащих храмов. Изображение составляло часть большого набора йогинь. [ 57 ] [ 56 ]

Большая Бенгалия

[ редактировать ]

Надписи и археологические данные свидетельствуют о том, что в Большой Бенгалии было построено несколько храмов йогинь . [ 58 ] Дехеджия отмечает, что «тексты о Каула Чакрапудже [поклонении в тантрическом круге] косвенно раскрывают свое бенгальское происхождение, указывая разновидности рыб, известных только в водах Бенгалии» и что «большинство текстов, содержащих списки йогинь, были написаны в Бенгалии». [ 59 ]

Варанаси

[ редактировать ]
Место кремации Чаумсати Гхат (крайний слева) на реке Ганг в Варанаси.

Тексты XII века, включая Варанасимахатмью Бхайравапрадурбхавы , существовал круглый храм гипаэтральной йогини предполагают, что в Варанаси (также называемом Бенаресом и Каши) в XI веке . В городе обнаружено несколько мест, связанных с йогинями. Прямо над местом кремации Чаумсати Гхат находится храм Чаумсати Деви; он не упоминается в писаниях, но именно здесь собираются современные преданные, особенно на весеннем фестивале Холи , как предписано в Кашиханде . [ 5 ] [ 60 ]

Легенда гласит, что храм йогини был построен в южном районе Дели Мехраули ; традиция называет это храмом Йогмайя без надежных доказательств. Регион за пределами имперского города Индрапрастхи , описанного в Махабхарате , назывался Йогинипура, город йогини. Индрапрастху отождествляли с Дели . [ 61 ]

Круглый Сансад Бхаван в Нью-Дели , доме парламента Индии.

Широко распространено мнение, без надежных доказательств, что круглый план храма Митаоли вдохновил архитектуру здания парламента Индии, Сансад Бхаван . [ 62 ] [ 63 ] который был спроектирован британскими архитекторами сэром Эдвином Лютиенсом и сэром Гербертом Бейкером в 1912-1913 годах и завершен в 1927 году. [ 64 ]

Изображение Вришананы Йогини с головой буйвола украдено, контрабандой вывезено во Францию ​​и возвращено в Индию. [ 65 ]

Йогини Вришанана X века с головой буйвола была украдена из музея в Уттар-Прадеше и переправлена ​​контрабандой во Францию. Изображение было идентифицировано как одно из тех, что опубликованы в книге Дехеджиа, и Национальный музей Дели связался с коллекционером Робертом Шримпфом. Его вдова подарила скульптуру Индии в 2008 году, а в 2013 году она была возвращена, названа газетой Deccan Herald «бесценной» и принята «домой» в Национальный музей со специальной выставкой. Газета отмечает, что изолированное расположение храмов йогини делает их уязвимыми для контрабандистов антиквариата. [ 65 ]

Падма Каймал написал книгу путешествий о процессах, посредством которых статуи йогинь превращались из религиозных изображений в произведения искусства, которые можно было грабить, контрабандой, покупать и собирать в западном мире. [ 66 ] [ 67 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Стелла Дюпюи, автор книги «Храмы йогини в Индии» , [ 52 ] разместила на своем сайте серию фотографий йогинь Хинглайгарх. [ 53 ]
  1. ^ «чаусат» . EngHindi.com . Проверено 27 октября 2020 г.
  2. ^ Хэтли 2007 , стр. 12–13.
  3. ^ Хэтли 2007 , стр. 13–14.
  4. ^ Хэтли 2007 , стр. 16–17.
  5. ^ Jump up to: а б Хэтли 2007 , с. 14.
  6. ^ Хэтли 2007 , с. 59.
  7. ^ Jump up to: а б Хэтли 2007 , с. 17.
  8. ^ Jump up to: а б Хэтли 2007 , с. iv.
  9. ^ Хэтли 2007 , с. 21.
  10. ^ Jump up to: а б Дехеджиа 1986 , стр. ix.
  11. ^ Дехеджия 1986 , стр. 145.
  12. ^ Чаудхури, Джанмеджей. Происхождение тантризма и культа шестидесяти четырех йогинь в Ориссе в Orissa Review , октябрь 2004 г. Архивировано 25 мая 2010 г. в Wayback Machine.
  13. ^ Уайт 2006 , с. 137.
  14. ^ Дехеджиа 1986 , стр. 185–186.
  15. ^ Jump up to: а б Хэтли 2007 , стр. 117–118.
  16. ^ «Чакры и 64 йогини» . Шива Шакти . 2018 . Проверено 27 октября 2020 г.
  17. ^ 2019 , с. 11.
  18. ^ Кеул 2012 , стр. 367.
  19. ^ Рой 2015 .
  20. ^ Кеул 2012 , стр. 370–375.
  21. ^ Кеул 2012 , стр. 378.
  22. ^ Кеул 2012 , стр. 380–383, 399.
  23. ^ Кеул 2012 , стр. 382–383.
  24. ^ Дехеджия 1986 , стр. 62.
  25. ^ Уиллис, Майкл (2009). Археология индуистского ритуала: храмы и установление богов . Издательство Кембриджского университета. п. 94. ИСБН  978-0-521-51874-1 , Хирапур (район Хурда, Орисса) Храм йогини, одиннадцатый век. Богиня под активным поклонением.
  26. ^ Дехеджия 1986 , стр. 10.
  27. ^ Jump up to: а б с Хэтли 2007 , с. 112.
  28. ^ Jump up to: а б Томсен, Маргрит (март 1980 г.). «Числовой символизм и ориентация в некоторых храмах 64 йогинь». Статьи по исследованиям в области искусства и археологии : 53–56.
  29. ^ Jump up to: а б с Кеул 2012 , стр. 367–369.
  30. ^ Хэтли 2007 , с. 113.
  31. ^ Патель, CB Монументальное расцвет Ранипура-Джариала в обзоре Ориссы , август 2004 г., стр. 41-44. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
  32. ^ Jump up to: а б с Хэтли 2007 , с. 114.
  33. ^ Дональдсон 2002 , с. 670.
  34. ^ Панда, Сасанка С. (декабрь 2005 г.). «Археологические исследования и раскопки в Западной Ориссе» (PDF) . Обзор Ориссы . Проверено 26 октября 2020 г.
  35. ^ Хэтли 2007 , стр. 114–115.
  36. ^ Jump up to: а б «Алфавитный список памятников — Мадхья-Прадеш» . Археологическая служба Индии, Бхопалский круг. Архивировано из оригинала 2 ноября 2016 года . Проверено 16 ноября 2016 г.
  37. ^ Музеи (2001). Пуратан, Том 12 . Департамент археологии и музеев Мадхья-Прадеша.
  38. ^ «Храм Экаттарсо Махадева» . Археологическая служба Индии. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 26 октября 2020 г.
  39. ^ Дехеджиа 1986 , стр. 122–124.
  40. ^ Jump up to: а б с Хэтли 2007 , с. 111.
  41. ^ Дехеджиа 1986 , стр. 10, 125–140.
  42. ^ Официальный сайт округа Джабалпур - о нас. Архивировано 14 августа 2007 г. в Wayback Machine.
  43. Храм Чаузат Йогини - План территории, фотографии и опись богинь. Архивировано 17 апреля 2010 г. в Wayback Machine.
  44. ^ Jump up to: а б с Хэтли 2007 , стр. 115–116.
  45. ^ Дехеджиа 1986 , стр. 125–127.
  46. ^ Jump up to: а б с Дехеджиа 1986 , стр. 141–145.
  47. ^ «Храм Гадармаль» . Археологическая служба Индии . Проверено 11 декабря 2018 г.
  48. ^ Хэтли 2007 , с. 117.
  49. ^ Дехеджиа 1986 , стр. 156–184.
  50. ^ Дехеджиа 1986 , стр. 145–153.
  51. ^ Дехеджия 1986 , стр. 153–155.
  52. ^ Jump up to: а б С 2008 года .
  53. ^ Дюпюи, Стелла (15 марта 2017 г.). «Йогини-защитницы и Богини-разрушители демонов. Синкретизм между Хингладж Матой и Махишаурамардини» . Стелла Дюпюи. Архивировано из оригинала 21 июня 2017 года . Проверено 29 октября 2020 г.
  54. ^ Jump up to: а б с д Дехеджиа 1986 , стр. 118–121.
  55. ^ Дехеджия 1986 , стр. 163–174.
  56. ^ Jump up to: а б Дехеджиа 1986 , стр. 177–182.
  57. ^ Jump up to: а б «Фигура, музейный номер 1955,1018.2» . Британский музей . Проверено 28 октября 2020 г. Фигура богини-матери (матрики), несущей посох, увенчанный черепом, и чашу из черепа. Изготовлен из камня (гранита).
  58. ^ Хэтли 2014 , с. 196.
  59. ^ Дехеджия 1986 , стр. 79.
  60. ^ Кеул 2012 , стр. 366–402.
  61. ^ «Мистика Мехраули» . Индус . 1 января 2017 года . Проверено 29 октября 2020 г.
  62. ^ Дей, Монидипа (11 мая 2019 г.). «Храмы, вдохновившие дизайн индийского парламента: Чаусат Йогини Мандир в Мадхья-Прадеше» . Финансовый Экспресс (Индия) . Проверено 26 октября 2020 г.
  63. ^ «Правительство должно доверять этой палате» . Индус . 9 августа 2012 г. Архивировано из оригинала 20 марта 2018 г.
  64. ^ Госал, Джаянта (27 сентября 2019 г.). «Сансад Бхаван будет обновлен; все депутаты получат отдельные кабинеты» . Индийское телевидение . Проверено 26 октября 2020 г.
  65. ^ Jump up to: а б Бхаумик, Анирбан (18 сентября 2013 г.). «Скульптура йогини X века возвращается в Индию» . Проверено 28 октября 2020 г.
  66. ^ Каймал 2012 , стр. 1 фф.
  67. ^ Ким, Джина (октябрь 2013 г.). «Ким он Каймал, «Разбросанные богини: путешествия с йогинями» » . Гуманитарные и социальные науки онлайн . Проверено 29 октября 2020 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e0d265465378f6ff1b6e82d0e4692e97__1712632200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/97/e0d265465378f6ff1b6e82d0e4692e97.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yogini temples - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)