Хатха-йога
Часть серии о |
индуизм |
---|
Хатха-йога ( / ˈ h ʌ t ə , ˈ h ɑː t ə / ; IAST : Хатха-йога ) [2] — это раздел йоги , который использует физические техники, чтобы попытаться сохранить и направить жизненную силу или энергию. Санскритское буквально означает «сила», имея в слово हठ хатха виду систему физических техник. [3] [4] Некоторые техники стиля хатха-йоги можно проследить, по крайней мере, до I века нашей эры, в таких текстах, как индуистские санскритские эпосы буддизма и палийский канон . [5] Самый старый датированный текст, описывающий хатха-йогу, — «Амритасиддхи» XI века — происходит из тантрической буддийской среды. [6] Самые старые тексты, в которых используется терминология хатхи , также относятся к буддизму Ваджраяны . [4] Тексты индуистской хатха-йоги появляются начиная с 11 века.
Некоторые из ранних текстов хатха-йоги (11-13 вв.) описывают методы поднятия и сохранения бинду (жизненной силы, то есть семени , а у женщин раджаса – менструальной жидкости). Это рассматривалось как физическая сущность жизни, которая постоянно капала из головы и терялась. [3] Две ранние техники хатха-йоги стремились либо физически обратить вспять этот процесс капания, используя гравитацию, чтобы заманить бинду в перевернутые позы, такие как випаритакарани , либо заставить бинду подниматься вверх через центральный канал , направляя поток дыхания в центральный канал с помощью мудр (йогических печатей, не путать с мудрами рук (жестами). [3]
Почти все хатха-йогические тексты принадлежат натх- сиддхам , а важные ранние тексты (11-13 вв.) приписываются Матсьендранатхе и его ученику Горакхнатху или Горакшанатху (11 вв.). [7] Ранние работы Натха обучают йоге, основанной на поднятии кундалини через энергетические каналы и чакры , называемой Лайя-йогой («йогой растворения»). Однако другие ранние тексты натхов, такие как Вивекамартанда, можно рассматривать как заимствование мудр хатха-йоги. [8] Более поздние тексты натхов, а также шактистские тексты перенимают практики хатха-йога-мудр в шиваитскую систему, объединяя их с методами лайя-йоги, не упоминая бинду. [8] Эти более поздние тексты продвигают универсалистскую йогу, доступную для всех, «без необходимости в священнических посредниках, ритуальных принадлежностях или сектантских посвящениях». [8]
В 20-м веке хатха-йога с упором на асаны (физические позы) стала популярной во всем мире как форма физических упражнений . Эта современная форма йоги сейчас широко известна просто как «йога».
Происхождение
[ редактировать ]Самые ранние текстовые ссылки
[ редактировать ]По словам индолога Джеймса Мэллинсона , некоторые техники стиля хатха-йоги, практикуемые только аскетами, можно проследить, по крайней мере, до I века нашей эры, в таких текстах, как санскритские эпопеи (индуизм) и палийский канон (буддизм). [5] Палийский канон содержит три отрывка, в которых Будда описывает прижатие языка к нёбу с целью контроля голода или ума, в зависимости от отрывка. [9] Однако нет никаких упоминаний о том, что язык вводится дальше в носоглотку, как в истинной кхечари мудре . Будда также использовал позу, в которой пяткой оказывается давление на промежность, аналогичную современным позам, используемым для стимуляции Кундалини . [а] В Махасачкака-сутте ( MN 36) Будда упоминает, что физические практики, такие как различные медитации на задержке дыхания, не помогли ему «достичь большего совершенства в благородном знании и проницательности, превосходящих человеческое состояние». Попробовав это, он начал искать другой путь к просветлению . [9] Термин хатха-йога впервые был использован в ок. III века Бодхисаттвабхуми , фраза на хатхайогена , по-видимому, означает только то, что бодхисаттва получит свои качества «не силой». [10]
Переход от тантрического буддизма к Натхатха-йоге
[ редактировать ]Тантрический буддизм
[ редактировать ]Самые ранние упоминания о хатха-йоге как о специфическом наборе техник относятся примерно к семнадцати годам. [б] Буддийские тексты Ваджраяны , в основном тантрические произведения, начиная с VIII века. [10] [4] В ок. Пундарики. 1030 В комментарии Вималапрабхи к Калачакратантре впервые дается определение хатха-йоги. [10] в контексте тантрического сексуального ритуала: [4]
когда бессмертный момент не возникает, потому что дыхание не сдерживается, [даже] когда образ виден посредством отстранения ( пратьяхара ) и других (вспомогательных средств йоги, т.е. дхьяны , пранаямы , дхараны , анусмрити и самадхи ), тогда, с силой ( хатена ) заставила поток дыхания течь в центральном канале посредством практики нада , которая вот-вот будет объяснена, [йог] должен достичь бессмертного момента, [ т удерживая бинду . е. семя] бодхичитты в ваджре [ пенисе] ], когда оно находится в лотосе мудрости [влагалище]. [4]
Хотя реальные средства практики не указаны, нагнетание дыхания в центральный канал и сдерживание эякуляции являются центральными особенностями более поздних текстов по практике хатха-йоги. [4] [10]
c. XI века Амритасиддхи - самый ранний существенный текст, описывающий хатха-йогу, хотя этот термин в нем не используется; это тантрическая буддийская работа, в которой используются метафоры из алхимии . В рукописи указана дата — 1160 год. [6] [11] Текст учит махабандхе , махамудре и махаведхе, которые включают в себя телесные позы и контроль дыхания, как средство сохранения амриты или бинду (жизненной энергии) в голове («луне») от стекания по центральному каналу и ожога огнем. («солнце») в промежности. Текст также критикует Ваджраяны йогу божеств как неэффективную. [12] [6] По словам Мэллинсона, в более поздних рукописях и изданиях этого текста буддийские элементы были скрыты или опущены (например, божество Чиннамаста , которое появляется в самых ранних рукописях и изначально было буддийским божеством, появившимся в индуистских произведениях только после 16 века). Однако самая ранняя рукопись ясно дает понять, что этот текст возник в среде буддистов Ваджраяны. [6] Надпись в конце одной из рукописей Амритасиддхи приписывает текст Мадхавачандре или Авадхутачандре и «говорится, что представляет учение Вирупакши ». [13] По мнению Мэллисона, эта фигура, скорее всего, — буддийский махасиддха Вирупа . [14]
Ранние индуистские тексты
[ редактировать ]c. X века Кубджикамататантра предвосхищает хатха-йогу своим описанием подъема Кундалини и системы шести чакр . [15] [16]
Примерно в 11 веке техники, связанные с хатха-йогой, также начинают излагаться в ряде ранних индуистских текстов. [10] Целями этих практик были сиддхи (сверхъестественные силы, такие как левитация) и мукти (освобождение) . [12]
В Индии хатха-йога в популярной традиции ассоциируется с йогами Натха -сампрадаи . [17] Почти все хатха-йогические тексты принадлежат натх- сиддхам , а наиболее важные из них приписываются Горакхнатху или Горакшанатху (около начала 11 века). [7] основатель индуистского монашеского движения Натх в Индии, [18] хотя эти сообщения датируются более поздним периодом. В современной традиции натхов Горакнатх рассматривается как ученик Матьендранатха (начало 10 века), который почитается как святой как в индуистских, так и в буддийских школах тантры и хатха-йоги и считается по традиции основателем Натха-сампрадаи. Ранние работы по хатха-йоге включают: [8] [19]
- Амараугха для (XII век, приписываемый Горакнатху) описывает три бандхи удержания жизненной энергии в теле, как в Амритасиддхи , но с добавлением подъема Кундалини. [8]
- « Даттатреяйогашастра » , вайшнавский текст, составленный, вероятно, в 13 веке, является самым ранним текстом, в котором представлена систематизированная форма хатха-йоги, и самым ранним текстом, в котором ее техники йоги объединены под названием «Хатха». Он учит восьмичастной йоге, идентичной восьми ступеням Патанджали, которые он приписывает Яджнавалкье и другим, а также восьми мудрам, которые, по его словам, выполнялись риши Капилой и другими риши. [12] Даттатреяйогашастра уддиянабандхе учит махамудре, махабандхе, кхечаримудре , джаландхарабандхе , сахаджоли , мулабандхе , випаритакарани , ваджроли, амароли и . [12]
- Вивекамартанда кхечаримудре , ранний текст натхов (13 век), приписываемый Горакнатху, современник Даттатреяйогашастры , учит набхомудре (т.е. ) , махамудре, випаритакарани и трем бандхам. [12] Он также учит шести чакрам и подъему Кундалини посредством «огненной йоги» ( ванийогена ). [8]
- Горакшашатака Сарасвати , текст натхов того же периода (13 век), учит шактичаланимудре («стимулирующей » ) наряду с тремя бандхами. [12] «Стимулирование Сарасвата» осуществляется путем обертывания языка тканью и потягивания его, стимулируя богиню Кундалини , которая, как говорят, обитает на другом конце центрального канала. В этом тексте не упоминается сохранение бинду, а просто говорится, что освобождение достигается путем контроля над умом посредством контроля над дыханием. [8]
- Шарнгадхарападдхати учение , антология стихов по широкому кругу тем, составленная Шарнгадхараином в 1363 году, описывает хатха-йогу, включая Даттатреяйогашастры о пяти мудрах. [20]
- Кхечаривидья , который предназначен для (14 век) учит только методу кхечаримудры того, чтобы дать человеку доступ к запасам амриты в теле и поднять Кундалини через шесть чакр. [8] [12]
- Йогабиджа » (ок. 14 века) учит трем бандхам и шактиланимудре («стимулирующей Сарасвати ) с целью пробуждения Кундалини. [8]
- Шивасамхита . : текст XIV или XV веков В первой главе обобщаются шиваитский недуализм и шривидья- шактизм ; остальная часть текста описывает йогу, важность гуру ( учителя) для ученика, различные асаны и мудры, а также сиддхи (силы), которых можно достичь с помощью йоги и тантры . [21]
Самые ранние методы хатха-йоги Амритасиддхи , Даттатреяйогашастра и Вивекамартанда использовались для поднятия и сохранения бинду ( спермы , а у женщин раджаса – менструальной жидкости), которая рассматривалась как физическая сущность жизни, которая постоянно капала с головы и терялась. . [3] Эту жизненную сущность также иногда называют амритой (нектаром бессмертия). [8] Эти техники стремились либо физически обратить этот процесс вспять (с помощью перевернутых поз, таких как випаритакарани ), либо использовать дыхание, чтобы направить бинду вверх через центральный канал . [3]
В отличие от них, ранние Натха произведения , такие как Горакшашатака и Йогабиджа, учат йоге, основанной на подъеме Кундалини (посредством шактичалани мудры). В этих ранних текстах это называется не хатха-йогой, а Лайя-йогой («йогой растворения»). Однако другие ранние тексты натхов, такие как Вивекамартанда, можно рассматривать как заимствование мудр хатха-йоги, призванных сохранить бинду. Затем, в более поздних текстах натхов, а также в шактистских текстах, хатха-йога более развита и сосредоточена исключительно на подъеме Кундалини, без упоминания бинду. [8]
Мэллинсон считает, что эти более поздние тексты продвигают универсалистскую йогу, доступную всем, без необходимости изучения метафизики санкхья-йоги или сложного эзотеризма Шайва-тантры. Вместо этого эта «демократизация йоги» привела к обучению этим техникам всех людей «без необходимости в священнических посредниках, ритуальных принадлежностях или сектантских посвящениях». [8]
Классическая хатха-йога.
[ редактировать ]В Хатхайогапрадипике
[ редактировать ]« Хатха-йогапрадипика» — один из самых влиятельных текстов хатха-йоги. [22] Он был составлен Сватмарамой в 15 веке нашей эры на основе более ранних текстов хатха-йоги. [20] [16] Более ранние тексты имели ведантическую или недвойственную шиваитскую ориентацию. [23] и от обоих Хатха Йога Прадипика заимствовала философию недвойственности (адвайта). По словам Мэллинсона, эта опора на недвойственность помогла хатха-йоге процветать в средневековый период, поскольку недвойственность стала «доминирующим сотериологическим методом в научном религиозном дискурсе в Индии». [23] В тексте перечислены 35 великих сиддхов йоги, начиная с Ади Натхи (индуистского бога Шивы), за которым следуют Матсьендранатх и Горакшанатх. [24] Он включает в себя информацию о шаткарме (шести актах самоочищения), 15 асанах (позах: сидя, лежа и стоя), пранаяме (дыхании) и кумбхаке (задержке дыхания), мудрах (интернализованных энергетических практиках), медитации, чакрах. (энергетические центры), кундалини , наданусандхана (концентрация на внутреннем звуке) и другие темы. [25] Текст включает в себя противоречивые цели поднятия Бинду, унаследованного от Амритасиддхи , и поднятия Кундалини, унаследованного от Кубджикамататантры . [15] [16]
Пост- Хатхайогапрадипика тексты
[ редактировать ]Тексты пост- Хатха-йогапрадипики по хатха-йоге включают: [26] [27]
- Амараугхасасана : рукопись этого текста хатха-йоги, написанная шрифтом Шарада, была скопирована в 1525 году нашей эры. Это примечательно тем, что фрагменты этой рукописи также были найдены недалеко от Кучи в Синьцзяне (Китай). В тексте обсуждается кхечаримудра , но она называется сараной . [28] Он связывает позу Уткатасана на корточках , а не использование мудр, с подъемом Кундалини. [29]
- Йогачинтамани : текст начала 17 века о восьми вспомогательных средствах йоги; раздел асан описывает 34 асаны, а варианты рукописей добавляют еще 84, упоминая большинство асан без стояния, используемых в современной йоге. [30]
- Хатха Ратнавали : текст 17-го века, в котором говорится, что Хатха-йога состоит из десяти мудр, восьми методов очищения, девяти кумбхак и 84 асан. Текст также примечателен отсутствием техники наданусандхана (внутренний звук). [28]
- Хатхапрадипика Сиддхантамуктавали : текст начала XVIII века, который расширяет Хатхайогапрадипико путем добавления практических идей и цитат к другим индийским текстам по йоге. [31]
- Гхеранда Самхита : текст 17 или 18 века, в котором хатха-йога представлена как «гхатастха-йога», по словам Мэллинсона. [31] [32] В нем представлены 6 методов очищения, 32 асаны, 25 мудр и 10 пранаям. [31] Это один из самых энциклопедических текстов по хатха-йоге. [33]
- Джогапрадипика : текст Рамананди Джаятарамы XVIII века на языке брадж, в котором хатха-йога представлена просто как «йога». В ней представлены 6 методов очищения, 84 асаны, 24 мудры и 8 кумбхак. [31]
современная эпоха
[ редактировать ]По словам Мэллинсона, хатха-йога представляет собой широкое движение в индийских традициях, открыто доступное каждому: [34]
Хатха-йогой, как и другими методами йоги, могут заниматься все, независимо от пола, касты, класса или вероисповедания. Во многих текстах прямо говорится, что только практика ведет к успеху. Сектантская принадлежность и философские наклонности не имеют значения. Тексты Хатха-йоги, за некоторыми исключениями, не содержат учений по метафизике или сектантских практик. [35]
Хатха-йога представляла собой тенденцию к демократизации идей йоги и религии, подобную движению Бхакти . Это устранило необходимость «либо аскетического отречения, либо священнических посредников, ритуальных принадлежностей и сектантских посвящений». [34] Это привело к его широкой исторической популярности в Индии. Позже, в 20 веке, утверждает Мэллинсон, отсутствие связи между хатха-йогой и религиозными аспектами и демократический доступ к хатха-йоге позволили ей распространиться по всему миру. [36]
Однако между 17 и 19 веками различные городские индуистские и мусульманские элиты и правящие классы относились к йогам с насмешкой. [37] Их преследовали во время правления Аурангзеба ; это положило конец длительному периоду религиозной терпимости , определявшему правление его предшественников, начиная с Акбара, который, как известно, учился у йогов и других мистиков. [38] Хатха-йога оставалась популярной в сельской Индии. Негативное впечатление на хатха-йогов продолжалось и в эпоху британского колониального правления. По словам Марка Синглтона , этот исторический негатив и колониальная антипатия, вероятно, побудили Свами Вивекананду провести решительное различие между «просто физическими упражнениями хатха-йоги» и «высшим духовным путем раджа-йоги ». [39] Это общее презрение со стороны чиновников и интеллектуалов замедлило изучение и принятие хатха-йоги. [40] [41] [с]
Хорошо известной школой хатха-йоги 20-го века является Общество Божественной Жизни, основанное Свами Шиванандой из Ришикеша (1887–1963) и его многочисленными учениками, включая, среди прочего, Свами Вишну-Девананду – основателя Международных центров Шивананда-йоги и веданты ; Свами Сатьянанда – из Бихарской школы йоги ; и Свами Сатчидананда из «Интегральной йоги» . [43] Школа йоги Бихара была одним из крупнейших центров подготовки учителей хатха-йоги в Индии, но мало известна в Европе и Америке. [44]
Книга Теоса Казимира Бернара 1943 года « Хатха-йога: отчет о личном опыте» представляет собой информативное, но вымышленное описание традиционной хатха-йоги как духовного пути. [45] [46]
Йога как упражнение
[ редактировать ]Йога как упражнение того типа, который наблюдается на Западе, находилась под сильным влиянием Свами Кувалаянанды и его ученика Тирумалая Кришнамачарьи , которые преподавали с 1924 года до своей смерти в 1989 году. И Кувалаянанда, и Кришнамачарья сочетали асаны хатха-йоги с гимнастическими упражнениями физического тела. культуре того времени, отказавшись от большинства своих религиозных аспектов, чтобы разработать плавный стиль физической йоги, в котором духовные цели хатха-йоги уделялись мало или совсем не уделялись внимания. [47] Среди учеников Кришнамачарьи, выдающихся в популяризации йоги на Западе, были К. Паттабхи Джойс, известный популяризацией энергичного стиля Аштанга Виньяса йоги , Б. К. С. Айенгар , который подчеркивал выравнивание и использование реквизита в йоге Айенгара , а также Индра Деви и сын Кришнамачарьи Т. К. В. Дешикачар . [43] Школы, связанные с Кришнамачарьей, стали широко известны в западном мире. [44] Примеры других фирменных форм йоги, вызывающих некоторые противоречия, в которых используется хатха-йога, включают Анусара-йогу , Бикрам-йогу , Интегральную йогу , Дживамукти-йогу , Кундалини-йогу , Крипалу-йогу , Крия-йогу , Шивананда-йогу и Вини-йогу . [48] Примерно после 1975 года йога становится все более популярной во всем мире, как в развитых, так и в развивающихся странах. [49]
Упражняться
[ редактировать ]Практика хатха-йоги сложна и требует от йога определенных качеств. В разделе 1.16 Хатха-йоги Прадипики , например, говорится, что это утсаха (энтузиазм, сила духа), сахаса (мужество), дхайрья (терпение), джняна таттва (сущность знания), нишчайя (решительность, решительность) и тьяга (одиночество). , отречение). [24]
В западной культуре хатха-йогу обычно понимают как упражнения с использованием асан , и ее можно практиковать как таковую. [50] В индийской и тибетской традициях хатха-йога объединяет идеи этики, диеты, очищения, пранаямы (дыхательных упражнений), медитации и системы духовного развития йога. [51] [52]
Цели
[ редактировать ]Цели хатха-йоги в различных индийских традициях включали физические сиддхи (особые силы, телесные преимущества, такие как замедление старения, магические силы) и духовное освобождение (мокша, мукти). [3] [53] По мнению Микеля Берли , некоторые из сиддх являются символическими отсылками к заветным сотериологическим целям индийских религий. Например, Ваю Сиддхи или «покорение воздуха» буквально подразумевает подъем в воздух, как при левитации, но, вероятно, имеет символическое значение «состояния сознания в огромном океане пространства» или идей «пустотности», встречающихся соответственно. в индуизме и буддизме. [54]
Некоторые традиции, такие как тантрическая секта Каула в индуизме и тантрическая секта Сахаджия в буддизме, преследовали более эзотерические цели, такие как алхимия (Нагарджуна, Карпита), магия, калаванчана (обман смерти) и паракаяправеша (вхождение в тело другого). [3] [55] [56] Мэллинсон, однако, не согласен и предполагает, что такие маргинальные практики далеки от основной цели йоги как средства достижения освобождения, основанного на медитации, в индийских религиях. [57] Большинство исторических текстов по хатха-йоге не придают сиддхи никакого значения . [58] Основная практика рассматривала стремление к магическим силам как отвлечение или препятствие на пути к конечной цели хатха-йоги - духовному освобождению, самопознанию или освобождению от перерождения, которое в индийских традициях называют мукти или мокша . [3] [53]
Цели хатха-йоги в ее самых ранних текстах были связаны с мумукшу (искателем освобождения, мокшей). В более поздних текстах были добавлены и экспериментированы цели бубхукшу (искателя наслаждений, бхоги). [59]
Диета
[ редактировать ]В некоторых текстах хатхи большое внимание уделяется митахаре , что означает «умеренная диета» или «умеренное питание». Например, разделы с 1.58 по 1.63 и 2.14 «Хатха -йоги прадипики» и разделы с 5.16 по 5.32 « Гхеранда-самхиты» обсуждают важность правильного питания для организма. [60] [61] Они связывают пищу, которую человек ест, и его пищевые привычки с балансировкой тела и получением наибольшей пользы от практики хатха-йоги. Еда, как утверждает « Гхеранда Самхита» , — это форма поклонения храму тела, как если бы человек выражал привязанность к богам. [60] Точно так же разделы 3.20 и 5.25 « Шива-самхиты» включают митахару как неотъемлемую часть целостной практики хатха-йоги. [62]
Стихи с 1.57 по 1.63 критического издания « Хатха Йога Прадипика» предполагают, что вкусовые пристрастия не должны определять пищевые привычки, а лучшая диета — это та, которая вкусна, питательна и приятна, а также достаточна для удовлетворения потребностей тела и здоровья. внутреннее я. Он рекомендует «есть только тогда, когда чувствуешь голод» и «не переедать и не есть, чтобы полностью наполнить желудок; лучше оставлять четверть порции пустой и наполнять три четверти качественной пищей и пресной водой». [63]
Согласно другому тексту, Горакша Шатаке , контролируемая диета является одной из трёх важных частей полноценной и успешной практики. В тексте не приводятся подробности и рецепты. В тексте говорится, по словам Мэллинсона, «пища должна быть маслянистой и сладкой», нельзя переедать и останавливаться, когда еще немного голоден (оставлять четверть желудка пустым), и все, что человек ест, должно доставлять удовольствие Шиве . [64]
Очистки
[ редактировать ]Хатха-йога учит различным этапам внутреннего очищения тела с консультациями учителя йоги. Его тексты различаются по специфике и количеству методов очищения: от простых гигиенических практик до своеобразных упражнений, таких как обращение вспять потока семенной жидкости. [66] Самый распространенный список называется шаткармы , или шесть очищающих действий: дхаути (очищение зубов и тела), басти (очищение прямой кишки), нети (очищение носовых ходов), тратака (очищение глаз), наули (массаж живота) и капалабхати (очищение). мокрота). [66] Фактическая процедура очищения варьируется в зависимости от текста хатха-йоги: некоторые предлагают омовение водой, а другие описывают использование очищающих средств, таких как ткань. [67]
Контроль дыхания
[ редактировать ]Пранаяма состоит из двух санскритских слов прана (प्राण, дыхание, жизненная энергия, жизненная сила). [68] [69] и аяма (आयाम, сдерживание, расширение, растяжение). [70] [69]
Некоторые тексты по хатха-йоге обучают дыхательным упражнениям, но не называют их пранаямой. Например, в разделе 3.55 « Гхеранда-самхиты» это называется гхатавастха (состояние горшка). [71] В других термин Кумбхака или Прана-самродха заменяет Пранаяму. [72] Независимо от номенклатуры, правильное дыхание и использование дыхательных техник во время позы являются основой хатха-йоги. В его текстах говорится, что правильные дыхательные упражнения очищают и балансируют тело. [73]
Пранаяма — одна из основных практик хатха-йоги, которая в ее основных текстах встречается как одна из частей независимо от того, составляет ли общее количество изучаемых частей четыре или более. [75] [76] [77] Это практика сознательного регулирования дыхания (вдоха и выдоха), концепция, разделяемая всеми школами йоги. [78] [79]
Это делается несколькими способами: вдох и затем задержка выдоха на некоторое время, выдох и затем задержка вдоха на некоторое время, замедление вдоха и выдоха, сознательное изменение времени/длины дыхания (глубокое, короткое дыхание), сочетание этих действий с определенными движениями. целенаправленные мышечные упражнения. [80] Пранаяма или правильное дыхание – неотъемлемая часть асан . Согласно разделу 1.38 « Хатха-йоги прадипики» , Сиддхасана — наиболее подходящая и простая поза для изучения дыхательных упражнений. [74]
В различных текстах хатха-йоги пранаяма обсуждается по-разному. Например, Хатха-йога прадипка в разделе 2.71 объясняет это как тройную практику: речака (выдох), пурака (вдох) и кумбхака (задержка). [81] В тексте говорится, что во время выдоха и вдоха движутся три вещи: воздух, прана и мысли йогина, и все три тесно связаны. [81] Это кумбхака , при которой возникают спокойствие и растворение. В тексте кумбхака разделена на два вида: сахита (поддерживаемая) и кевала (полная). Сахита кумбхака далее подразделяется на два типа: задержка на вдохе, задержка на выдохе. [82] Каждую из этих дыхательных единиц затем комбинируют в различных комбинациях, продолжительности, позах и целевых мышечных упражнениях, полагая, что они аэрируют и способствуют притоку крови к целевым областям тела. [80] [83]
Поза
[ редактировать ]Прежде чем приступить к практике йоги, как утверждают тексты хатха-йоги, йог должен выбрать подходящее место. Это место должно находиться вдали от всех отвлекающих факторов, желательно в матике (отшельнике), вдали от падающих камней, огня и влажной скользящей поверхности. [85] После того, как выбрано спокойное устойчивое место, йог приступает к упражнениям, называемым асанами . Эти позы имеют множество форм. Для новичка, как утверждает историк религии Мирча Элиаде , асаны неудобны, обычно сложны, заставляют тело трястись и их, как правило, невыносимо удерживать в течение длительного периода времени. [86] Однако при повторении и настойчивости по мере улучшения мышечного тонуса усилия уменьшаются, а осанка улучшается. Согласно текстам хатха-йоги, каждая поза становится совершенной, когда «усилие исчезает», человек больше не думает о позе и положении своего тела, нормально дышит в пранаяме и способен пребывать в своей медитации ( анантасамапаттибхьям ). [87]
Асаны значительно различаются в разных текстах хатха -йоги, и некоторые названия используются для разных поз. [88] Большинство ранних асан вдохновлены природой и представляют собой форму союза симметричных, гармоничных плавных форм животных, птиц или растений. [89]
санскрит [д] | Английский | Геранда Самхита [90] | Хатха-йога Прадипика [90] [91] | Шива Самхита [92] |
---|---|---|---|---|
Бхадрасана | удачливый | 2.9–910 | 1.53–954 | — |
Бхуджангасана | Змея | 2.42–943 | — | — |
Дханурасана | Поклон | 2.18 | 1.25 | — |
Гарудасана | Орел | 2.37 | — | — |
Гомукхасана | Коровье лицо | 2.16 | 1.20 | — |
Горакшасана | Пастух | 2.24–925 | 1.28–929 | 3.108–9112 |
Гуптасана | Секрет | 2.20 | — | — |
Куккутасана | Петух | 2.31 | 1.23 | — |
Курмасана | Черепаха | 2.32 | 1.22 | — |
Моя школа | Крокодил | 2.40 | — | — |
Мандукасана | Лягушка | 2.34 | — | — |
Матсьясана | Рыба | 2.21 | — | — |
Матсиендрасана | Поза Матсиендры | 2.22–923 | 1.26–927 | — |
Маюрасана | Павлин | 2.29–930 | 1.30–931 | — |
Муктасана | Свобода | 2.11 | — | — |
Падмасан | Лотос | 2.8 | 1.44–949 | 3.102–9107 |
Пасчимоттанасана | Наклон вперед сидя | 2.26 | 1.30–931 | — |
Сан Катасана | Контрактный | 2.28 | — | — |
Шалабхасана | Саранча | 2.39 | — | — |
Шавасана | Труп | 2.19 | 1.34 | — |
Сиддхасана | Удавшийся | 2.7 | 1.35–943 | 3.97–9101 |
Симхасана | Лев | 2.14–915 | 1.50–952 | — |
Йогасана | Союз | 2.44–945 | — | — |
Свастикасана | Благоприятный | 2.13 | 1.19 | 3.113–9115 |
Вришасана | Бык | 2.38 | — | — |
Уштрасана | Верблюд | 2.41 | — | — |
Уткатасана | Яростный | 2.27 | — | — |
Уттана Курмасана | Поднятая черепаха | 2.33 | 1.24 | — |
Уттана Мандукасана | Поднятая лягушка | 2.35 | — | — |
Ваджрасана | Удар молнии | 2.12 | — | — |
Преодоление | Герой | 2.17 | — | 3.21 |
Врикшасана | Дерево | 2.36 | — | — |
Мудры
[ редактировать ]По словам Мэллинсона, в самых ранних формулировках хатха-йога была средством поднятия и сохранения бинду, которая считалась одной из жизненных энергий. Двумя ранними техниками хатха-йоги, позволяющими достичь этого, были перевернутые позы для удержания бинду с помощью гравитации или мудры (йоговские печати). [и] чтобы заставить дыхание течь в центральный канал и заставить бинду подняться вверх. Однако в более поздней хатха-йоге каула -визуализация Кундалини, поднимающейся через систему чакр, была наложена на более раннюю систему, ориентированную на бинду. Целью было получить доступ к амрите (нектару бессмертия), расположенному в голове, который впоследствии наполняет тело, что противоречит цели ранней хатха-йоги - сохранению бинду. [94]
Классическими источниками мудр являются « Гхеранда-самхита» и «Хатха-йога прадипика» . [95] Йога-мудры разнообразны по частям тела и требуемым процедурам, например, Мула Бандха , Махамудра , Випарита Карани , Кхечари мудра и Ваджроли мудра . [96]
Медитация
[ редактировать ]Текст «Хатха-йога прадипика» почти треть своих стихов посвящает медитации . [97] Точно так же другие основные тексты хатха-йоги, такие как Шива-самхита и Гхеранда-самхита, обсуждают медитацию. [98] Во всех трех текстах медитация является конечной целью всех подготовительных очищений, асан, пранаямы и других шагов. Цель этой медитации — осознать Нада- Брахман , или полное поглощение и союз с Брахманом посредством внутреннего мистического звука. [98] По словам Гая Бека – профессора религиоведения, известного своими исследованиями йоги и музыки, хатха-йог на этом этапе практики ищет «внутренний союз физических противоположностей», во внутреннее состояние самадхи, которое описано в текстах хатха-йоги в в терминах божественных звуков и как союз с Нада-Брахманом в музыкальной литературе древней Индии. [99]
Отличия от йоги Патанджали
[ редактировать ]Хатха-йога – это ветвь йоги. Она разделяет многочисленные идеи и доктрины с другими формами йоги, такими как более древняя система, которой учил Патанджали . Отличия заключаются в добавлении одних аспектов и разном акценте на других. [100] Например, пранаяма имеет решающее значение во всех йогах, но она является основой хатха-йоги. [73] [101] Мудры и некоторые идеи, связанные с кундалини, включены в Хатха-йогу, но не упоминаются в « Йога-сутрах» Патанджали . [102] Патанджали-йога считает асаны важными, но уделяет меньше внимания различным асанам, чем тексты хатха-йоги. Напротив, тексты Хатха-йоги рассматривают медитацию как важную вещь, но меньше уделяют внимание методологии медитации, чем йога Патанджали. [103]
Тексты хатха-йоги признают и ссылаются на йогу Патанджали, свидетельствуя о древности последней. Однако это признание, по сути, носит лишь мимолетный характер, поскольку они не содержат серьезных комментариев или разъяснений системы Патанджали. Это говорит о том, что хатха-йога развивалась как ветвь более древней йоги. [104] По мнению П.В. Кейна, йога Патанджали больше концентрируется на йоге ума, тогда как хатха-йога фокусируется на теле и здоровье. [105] Некоторые индуистские тексты не признают это различие. Например, «Йогататтва-упанишада» учит системе, которая включает в себя все аспекты « Йога-сутр» Патанджали и все дополнительные элементы практики хатха-йоги. [106]
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Мэллинсон пишет: «Говорят, что сам Будда пробовал одновременно прижать язык к задней части рта, подобно хатха-йогической кхечаримудре, и уккутикаппадхану, позу приседания , которая может быть связана с хатха-йогическими техниками, такими как махамудра. , махабандха, махаведха, мулабандха и ваджрасана, в которых на промежность оказывается давление пяткой, чтобы заставить дыхание или Кундалини подняться вверх». [8]
- ^ Это Сарвабуддхасамайогадакиниджалашамвара , , Садангайога * Абхидханоттаратантра , Сампутатилака , Секанирдеша , Чатурмудранвая , Лагхукачакратантра , Вималапрабха , Анупамаракшиты Йогиманохара , , Секанирдешапанджика , Дакарнаватантра , Гудхапада , Гунабхарани , Амритаканика Шатика и Чарьямелапакапрадипа . [10]
- ↑ Карикатуры первой половины 20-го века высмеивали «индуистских святых» в позах хатха-йоги, сопровождаясь рассказами о слабостях западных женщин, которые влюбляются в их занятия йогой. [42]
- ^ Как утверждает Розен, асаны значительно различаются в разных текстах хатха-йоги, поэтому некоторые названия могли использоваться для обозначения других поз, чем те, которые сейчас ассоциируются с этими санскритскими названиями. [88]
- ^ Не путать с мудрами для рук , которые представляют собой жесты.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. хх.
- ^ «Определение ХАТХА-ЙОГИ» . www.merriam-webster.com . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Мэллинсон 2011 , с. 770.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Береза 2011 , стр. 527–558.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэллинсон 2011 , стр. 770–781.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мэллинсон, 2016b , стр. 1–14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Белый 2012 , с. 57.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Мэллинсон 2016 , стр. 109–140
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэллинсон 2008 , стр. 17–19.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Мэллинсон 2020 , стр. 177–199.
- ^ Маллинсон и Санто, 2021 , стр. 3–5, 20–23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Мэллинсон 2011 , с. 771.
- ^ Якобсен 2011 , с. 331.
- ^ Мэллинсон 2019 , стр. 1–33.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мэллинсон и Синглтон, 2017 , стр. 32, 180–181.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Синглтон 2020 .
- ^ «Мэллинсон, Джеймс (2011) «Натх Сампрадая». В: Энциклопедия индуизма Брилла , том 3. Брилл, стр. 407–428» (PDF) . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ Бриггс 1938 , с. 228.
- ^ Мэллинсон 2011 , стр. 771–772.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэллинсон 2011 , с. 772.
- ^ Мэллинсон 2007 , стр. ix–x.
- ^ Вернике-Олесен 2015 , с. 147.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэллинсон 2014 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сватмарама 2002 , стр. 1–7.
- ^ Мэллинсон 2011 , стр. 772–773.
- ^ Мэллинсон 2011 , стр. 773–774.
- ^ Синглтон 2010 , стр. 27–28.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэллинсон 2011 , с. 773.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. 493.
- ^ Берч, Джейсон . «118 асан середины 17 века» . Люминесцентный . Проверено 5 марта 2022 г. , который цитирует Берч, Дж. (2018). «Распространение асан в позднесредневековых текстах йоги». У Карла Байера; Филипп А. Маас; Карин Прейзенданц (ред.). Йога в трансформации: исторические и современные перспективы . Ванденхук и Рупрехт Unipress. ISBN 978-3847108627 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мэллинсон 2011 , с. 774.
- ^ Синглтон 2010 , с. 28.
- ^ Мэллинсон 2004 , стр. ix–x.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэллинсон 2012 , с. 26.
- ^ Мэллинсон 2011 , с. 778.
- ^ Мэллинсон 2011 , стр. 778–779.
- ^ Уайт 2012 , стр. 8–9.
- ^ Маярам 2003 , с. 40–41.
- ^ Синглтон 2010 , стр. 69–72, 77–79.
- ^ Синглтон 2010 , стр. 77–78.
- ^ Уайт 2011 , стр. 20–22.
- ^ Синглтон 2010 , стр. 78–81.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэллинсон 2011 , с. 779.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Синглтон 2010 , с. 213 примечание 14.
- ^ Сьоман 1999 , с. 38.
- ^ Винхоф 2011 , с. 20.
- ^ Синглтон 2010 , стр. 88, 175–210.
- ^ Ларсон, Бхаттачарья и Поттер 2008 , стр. 151–159.
- ^ Де Мишелис 2007 , стр. 1–19.
- ^ Розен 2012 , стр. 3–4.
- ^ Берли 2000 , стр. ix–x, 6–12.
- ^ Yeshe 2005 , pp. 97–130.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берли 2000 , стр. 44–950, 99–9100, 219–9220.
- ^ Берли 2000 , стр. 203–9204.
- ^ Мюллер-Ортега 2010 , стр. 55–56.
- ^ Уайт 2011 , стр. 10–12.
- ^ Мэллинсон 2013 , стр. 165–180
- ^ Мэллинсон 2011b , стр. 329–9330.
- ^ Мэллинсон 2011b , с. 328.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Розен, 2012 , стр. 25–26.
- ^ Элиаде 2009 , с. 231 со сноской 78.
- ^ Мэллинсон 2007 , стр. 44, 110.
- ^ Джоши 2005 , стр. 65–66.
- ^ Уайт 2011 , стр. 258–259, 267.
- ^ Mallinson & Singleton 2017 , стр. xxviii–xxxii, 46, 49–50, 71–79.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ларсон, Бхаттачарья и Поттер 2008 , с. 141.
- ^ Синглтон 2010 , стр. 28–30.
- ^ prAna Санскритско-английский словарь, Кельнский университет, Германия
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Розен 2012 , с. 220.
- ^ Монье Монье-Вильямс , Аяма , санскритско-английский словарь с этимологией, Oxford University Press
- ^ Синглтон 2010 , с. 213 Примечание 12.
- ^ Синглтон 2010 , стр. 9, 29.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Синглтон 2010 , стр. 29, 146–153.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берли 2000 , стр. 199–200.
- ^ Даниэлу 1955 , стр. 57–62.
- ^ Берли 2000 , стр. 8–10, 59, 99.
- ^ Розен 2012 , стр. 220–223.
- ^ Берли 2000 , стр. 8–10, 59–63.
- ^ Аранья 1983 , стр. 230–236.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берли 2000 , стр. 202–219.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берли 2000 , стр. 202–203.
- ^ Берли 2000 , стр. 202–205.
- ^ Элиаде 2009 , стр. 55–60.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 87–88, 104–105.
- ^ Берли 2000 , стр. 34–35.
- ^ Элиаде 2009 , с. 53.
- ^ Элиаде 2009 , стр. 53–54, 66–70.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Розен, 2012 , стр. 78–88.
- ^ Элиаде 2009 , стр. 54–55.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Розен, 2012 , стр. 80–81.
- ^ Ларсон, Бхаттачарья и Поттер 2008 , стр. 491–492.
- ^ Розен 2012 , стр. 80–981.
- ^ Mallinson & Singleton 2017 , стр. Глава 6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэллинсон 2011 , стр. 770, 774.
- ^ Сарасвати 1997 , с. 422.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 237–9252.
- ^ Берли 2000 , стр. 6–97.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бек 1995 , стр. 102–9103.
- ^ Бек 1995 , стр. 107–9110.
- ^ Берли 2000 , с. 10.
- ^ Берли 2000 , стр. 10, 59–61, 99.
- ^ Берли 2000 , стр. 6–12, 60–61.
- ^ Берли 2000 , стр. 10, 59–63.
- ^ Ларсон, Бхаттачарья и Поттер 2008 , стр. 139–147.
- ^ Ларсон, Бхаттачарья и Поттер 2008 , стр. 140.
- ^ Ларсон, Бхаттачарья и Поттер 2008 , стр. 140–141.
Библиография
[ редактировать ]- Аранья, Харихарананда (1983). Философия йоги Патанджали. Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 978-0873957281 .
- Бек, Гай Л. (1995). Звуковая теология: индуизм и священный звук . Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-81-208-1261-1 .
- Берч, Джейсон (2011). «Значение хатхи в ранней хатха-йоге». Журнал Американского восточного общества . 131 (4 (октябрь-декабрь 2011 г.)): 527–558. JSTOR 41440511 .
- Бриггс, GW (1938). Горакхнатх и канпхата-йоги (6-е изд.). Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120805644 . (Перепечатка 2009 г.)
- Берли, Микель (2000). Хатха-йога: ее контекст, теория и практика . Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-81-208-1706-7 .
- Даниэлу, Ален (1955). Йога: метод реинтеграции . Университетские книги. ISBN 978-0766133143 .
- Де Мишелис, Элизабет (2007). «Предварительный обзор современных исследований йоги». Азиатская медицина . 3 (1). Издательство Brill Academic: 1–19. дои : 10.1163/157342107x207182 .
- Джоши, Канзас (2005). Говоря о йоге и природной терапии . Стерлинговые издательства. ISBN 978-1-84557-045-3 .
- Элиаде, Мирча Эльде (2009). Йога: бессмертие и свобода . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-14203-6 .
- Якобсен, Кнут А. (2011). Силы йоги: необычайные способности, достигаемые посредством медитации и концентрации . Брилл. ISBN 978-90-04-21431-6 .
- Ларсон, Джеральд Джеймс ; Бхаттачарья, Рам Шанкар; Поттер, Карл Х. (2008). Йога: индийская философия медитации . Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-81-208-3349-4 .
- Мэллинсон, Джеймс (2004). Гхеранда Самхита: оригинальный санскрит и английский перевод . Йога Видья. ISBN 978-0971646636 .
- Мэллинсон, Джеймс (2007). Шива-самхита: критическое издание . Йога Видья. ISBN 978-0-9716466-5-0 .
- Мэллинсон, Джеймс (2008). Кхечаривидья Адинатхи: критическое издание и аннотированный перевод раннего текста Хатха-йоги . Рутледж . ISBN 978-1-134-16642-8 .
- Мэллинсон, Джеймс (2011). «Йога: Хатха-йога» . В Басу, Элен; Якобсен, Кнут А .; Малинар, Анжелика; Нарайанан, Васудха (ред.). Энциклопедия индуизма Брилла . Том. 3. Лейден : Издательство «Брилл» . стр. 770–781. дои : 10.1163/2212-5019_BEH_COM_000354 . ISBN 978-90-04-17641-6 . ISSN 2212-5019 – через Academia.edu .
- Мэллинсон, Джеймс (2011b). Кнут Якобсен (ред.). Сиддхи и Махасиддхи в ранней хатха-йоге в способностях йоги: необычайные способности, достигаемые посредством медитации и концентрации . Брилл Академик. стр. 327–344. ISBN 978-90-04-21214-5 .
- Мэллинсон, Джеймс (март 2012 г.). М. Моисей; Э. Стерн (ред.). «Йога и йоги» . Намарупа . 3 (15): 1–27.
- Мэллинсон, Джеймс (2013). «Последний трюк йогов» . Журнал Королевского азиатского общества . 24 (1). Издательство Кембриджского университета: 165–180. дои : 10.1017/s1356186313000734 . S2CID 161393103 .
- Мэллинсон, Джеймс (2014). «Философия Хатха-йоги: случайный союз недвойственностей». Журнал индийской философии . 42 (1): 225–247. дои : 10.1007/s10781-013-9217-0 . S2CID 170326576 .
- Мэллинсон, Джеймс (2016). «Шактизм и Хатха-йога». В Вернике-Олесене, Бьярне (ред.). Традиции Богини в тантрическом индуизме: история, практика и доктрина . Рутледж . стр. 109–140. ISBN 978-1317585213 .
- Мэллинсон, Джеймс (2020). «6: Ранняя история Хатха-йоги : от сексуального ограничения Ваджраяны к универсальной соматической сотериологии». Во «Наводнении», Гэвин (ред.). Индуистская практика (PDF) . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 177–199. ISBN 978-0198733508 .
- Мэллинсон, Джеймс (2016b). «Амритасиддхи: тантрический буддийский исходный текст Хатха-йоги» . Шиваизм и тантрические традиции . СОАС, Лондонский университет : 409.
- Мэллинсон, Джеймс ; Синглтон, Марк (2017). Корни йоги . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-241-25304-5 . OCLC 928480104 .
- Мэллинсон, Джеймс (2019). «Калаванчана в Конкане: как традиция Ваджраяны Хатха-йоги обманула смерть буддизма в Индии» . Религии . 10 (273): 1–33. дои : 10.3390/rel10040273 .
- Мэллинсон, Джеймс ; Санто, Петер-Даниэль (2021). Амритасиддхи и Амритасиддхимула: самые ранние тексты традиции хатха-йоги . Пондичерри: Французский институт Пондичерри, французская школа на Дальнем Востоке. ISBN 978-81-8470-242-2 .
- Маярам, Шаил (2003). Против истории, против государства: контрперспективы с окраин . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-12730-1 .
- Мюллер-Ортега, Пол Э. (2010). Триадное Сердце Шивы: Каула-тантризм Абхинавагупты в недвойственном шиваизме Кашмира . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-1-4384-1385-3 .
- Розен, Ричард (2012). Оригинальная йога: новое открытие традиционных практик хатха-йоги . Публикации Шамбалы. ISBN 978-0-8348-2740-0 .
- Сарасвати, Сатьянанда (1997). Асана Пранаяма Мудра Бандха . Мангер, Бихар, Индия: Бихар Йога Бхарти. п. 422. ИСБН 81-86336-04-4 .
- Синглтон, Марк (2010). Тело йоги: истоки современной практики поз . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-974598-2 .
- Синглтон, Марк (2020). «9. Ранняя хатха-йога». В Ньюкомбе, Сюзанна; О'Брайен-Коп, Карен (ред.). Справочник Routledge по изучению йоги и медитации . Абингдон, Оксон. стр. 120–129. ISBN 978-1-351-05075-3 . OCLC 1192307672 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Сьоман, Норман (1999) [1996]. Традиция йоги Майсурского дворца (2-е изд.). Публикации Абхинава. ISBN 81-7017-389-2 .
- Сватмарама (2002). Хатха-йога Прадипика . Перевод Акерса, Брайана. Йога Видья. ISBN 978-0-9899966-4-8 .
- Винхоф, Дуглас (2011). Белый лама: жизнь тантрического йогина Теоса Бернарда, посланника Тибета в Новый Свет . Книги Гармонии . ISBN 978-0385514323 .
- Уайт, Дэвид Гордон (2012). Алхимическое тело: традиции сиддхов в средневековой Индии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-14934-9 .
- Уайт, Дэвид Гордон (2011). Йога на практике . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-1-4008-3993-3 .
- Вернике-Олесен, Бьярне (2015). Традиции Богини в тантрическом индуизме: история, практика и доктрина . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-1317585213 .
- Еше, Тубтен (2005). Блаженство внутреннего огня: сердечная практика шести йог Наропы . Публикации мудрости . ISBN 978-0861719785 .