Jump to content

Хатха-йога

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Компоненты хатха-йоги включают в себя (сверху слева направо) Шаткарма (очищение, здесь Наули ), Асаны (позы, здесь Маюрасана , Поза Павлина), Мудры (манипуляции жизненной энергией, здесь Випарита Карани ), Пранаяма (контроль дыхания, здесь Анулома Вилома ). . [1]

Хатха-йога ( / ˈ h ʌ t ə , ˈ h ɑː t ə / ; IAST : Хатха-йога ) [2] — это раздел йоги , который использует физические техники, чтобы попытаться сохранить и направить жизненную силу или энергию. Санскритское буквально означает «сила», имея в слово हठ хатха виду систему физических техник. [3] [4] Некоторые техники стиля хатха-йоги можно проследить, по крайней мере, до I века нашей эры, в таких текстах, как индуистские санскритские эпосы буддизма и палийский канон . [5] Самый старый датированный текст, описывающий хатха-йогу, — «Амритасиддхи» XI века — происходит из тантрической буддийской среды. [6] Самые старые тексты, в которых используется терминология хатхи , также относятся к буддизму Ваджраяны . [4] Тексты индуистской хатха-йоги появляются начиная с 11 века.

Некоторые из ранних текстов хатха-йоги (11-13 вв.) описывают методы поднятия и сохранения бинду (жизненной силы, то есть семени , а у женщин раджаса – менструальной жидкости). Это рассматривалось как физическая сущность жизни, которая постоянно капала из головы и терялась. [3] Две ранние техники хатха-йоги стремились либо физически обратить вспять этот процесс капания, используя гравитацию, чтобы заманить бинду в перевернутые позы, такие как випаритакарани , либо заставить бинду подниматься вверх через центральный канал , направляя поток дыхания в центральный канал с помощью мудр (йогических печатей, не путать с мудрами рук (жестами). [3]

Почти все хатха-йогические тексты принадлежат натх- сиддхам , а важные ранние тексты (11-13 вв.) приписываются Матсьендранатхе и его ученику Горакхнатху или Горакшанатху (11 вв.). [7] Ранние работы Натха обучают йоге, основанной на поднятии кундалини через энергетические каналы и чакры , называемой Лайя-йогой («йогой растворения»). Однако другие ранние тексты натхов, такие как Вивекамартанда, можно рассматривать как заимствование мудр хатха-йоги. [8] Более поздние тексты натхов, а также шактистские тексты перенимают практики хатха-йога-мудр в шиваитскую систему, объединяя их с методами лайя-йоги, не упоминая бинду. [8] Эти более поздние тексты продвигают универсалистскую йогу, доступную для всех, «без необходимости в священнических посредниках, ритуальных принадлежностях или сектантских посвящениях». [8]

В 20-м веке хатха-йога с упором на асаны (физические позы) стала популярной во всем мире как форма физических упражнений . Эта современная форма йоги сейчас широко известна просто как «йога».

Происхождение

[ редактировать ]

Самые ранние текстовые ссылки

[ редактировать ]
Тибетское изображение практики Туммо ( чандали , внутреннее тепло), показывающее центральный канал, сушумну.

По словам индолога Джеймса Мэллинсона , некоторые техники стиля хатха-йоги, практикуемые только аскетами, можно проследить, по крайней мере, до I века нашей эры, в таких текстах, как санскритские эпопеи (индуизм) и палийский канон (буддизм). [5] Палийский канон содержит три отрывка, в которых Будда описывает прижатие языка к нёбу с целью контроля голода или ума, в зависимости от отрывка. [9] Однако нет никаких упоминаний о том, что язык вводится дальше в носоглотку, как в истинной кхечари мудре . Будда также использовал позу, в которой пяткой оказывается давление на промежность, аналогичную современным позам, используемым для стимуляции Кундалини . [а] В Махасачкака-сутте ( MN 36) Будда упоминает, что физические практики, такие как различные медитации на задержке дыхания, не помогли ему «достичь большего совершенства в благородном знании и проницательности, превосходящих человеческое состояние». Попробовав это, он начал искать другой путь к просветлению . [9] Термин хатха-йога впервые был использован в ок. III века Бодхисаттвабхуми , фраза на хатхайогена , по-видимому, означает только то, что бодхисаттва получит свои качества «не силой». [10]

Переход от тантрического буддизма к Натхатха-йоге

[ редактировать ]

Тантрический буддизм

[ редактировать ]

Самые ранние упоминания о хатха-йоге как о специфическом наборе техник относятся примерно к семнадцати годам. [б] Буддийские тексты Ваджраяны , в основном тантрические произведения, начиная с VIII века. [10] [4] В ок. Пундарики. 1030 В комментарии Вималапрабхи к Калачакратантре впервые дается определение хатха-йоги. [10] в контексте тантрического сексуального ритуала: [4]

когда бессмертный момент не возникает, потому что дыхание не сдерживается, [даже] когда образ виден посредством отстранения ( пратьяхара ) и других (вспомогательных средств йоги, т.е. дхьяны , пранаямы , дхараны , анусмрити и самадхи ), тогда, с силой ( хатена ) заставила поток дыхания течь в центральном канале посредством практики нада , которая вот-вот будет объяснена, [йог] должен достичь бессмертного момента, [ т удерживая бинду . е. семя] бодхичитты в ваджре [ пенисе] ], когда оно находится в лотосе мудрости [влагалище]. [4]

Хотя реальные средства практики не указаны, нагнетание дыхания в центральный канал и сдерживание эякуляции являются центральными особенностями более поздних текстов по практике хатха-йоги. [4] [10]

Фолиант средневековой копии Амритасиддхи , написанной на двух языках: санскрите и тибетском языке.

c. XI века Амритасиддхи - самый ранний существенный текст, описывающий хатха-йогу, хотя этот термин в нем не используется; это тантрическая буддийская работа, в которой используются метафоры из алхимии . В рукописи указана дата — 1160 год. [6] [11] Текст учит махабандхе , махамудре и махаведхе, которые включают в себя телесные позы и контроль дыхания, как средство сохранения амриты или бинду (жизненной энергии) в голове («луне») от стекания по центральному каналу и ожога огнем. («солнце») в промежности. Текст также критикует Ваджраяны йогу божеств как неэффективную. [12] [6] По словам Мэллинсона, в более поздних рукописях и изданиях этого текста буддийские элементы были скрыты или опущены (например, божество Чиннамаста , которое появляется в самых ранних рукописях и изначально было буддийским божеством, появившимся в индуистских произведениях только после 16 века). Однако самая ранняя рукопись ясно дает понять, что этот текст возник в среде буддистов Ваджраяны. [6] Надпись в конце одной из рукописей Амритасиддхи приписывает текст Мадхавачандре или Авадхутачандре и «говорится, что представляет учение Вирупакши ». [13] По мнению Мэллисона, эта фигура, скорее всего, — буддийский махасиддха Вирупа . [14]

Ранние индуистские тексты

[ редактировать ]

c. X века Кубджикамататантра предвосхищает хатха-йогу своим описанием подъема Кундалини и системы шести чакр . [15] [16]

Примерно в 11 веке техники, связанные с хатха-йогой, также начинают излагаться в ряде ранних индуистских текстов. [10] Целями этих практик были сиддхи (сверхъестественные силы, такие как левитация) и мукти (освобождение) . [12]

В Индии хатха-йога в популярной традиции ассоциируется с йогами Натха -сампрадаи . [17] Почти все хатха-йогические тексты принадлежат натх- сиддхам , а наиболее важные из них приписываются Горакхнатху или Горакшанатху (около начала 11 века). [7] основатель индуистского монашеского движения Натх в Индии, [18] хотя эти сообщения датируются более поздним периодом. В современной традиции натхов Горакнатх рассматривается как ученик Матьендранатха (начало 10 века), который почитается как святой как в индуистских, так и в буддийских школах тантры и хатха-йоги и считается по традиции основателем Натха-сампрадаи. Ранние работы по хатха-йоге включают: [8] [19]

  • Амараугха для (XII век, приписываемый Горакнатху) описывает три бандхи удержания жизненной энергии в теле, как в Амритасиддхи , но с добавлением подъема Кундалини. [8]
  • « Даттатреяйогашастра » , вайшнавский текст, составленный, вероятно, в 13 веке, является самым ранним текстом, в котором представлена ​​систематизированная форма хатха-йоги, и самым ранним текстом, в котором ее техники йоги объединены под названием «Хатха». Он учит восьмичастной йоге, идентичной восьми ступеням Патанджали, которые он приписывает Яджнавалкье и другим, а также восьми мудрам, которые, по его словам, выполнялись риши Капилой и другими риши. [12] Даттатреяйогашастра уддиянабандхе учит махамудре, махабандхе, кхечаримудре , джаландхарабандхе , сахаджоли , мулабандхе , випаритакарани , ваджроли, амароли и . [12]
  • Вивекамартанда кхечаримудре , ранний текст натхов (13 век), приписываемый Горакнатху, современник Даттатреяйогашастры , учит набхомудре (т.е. ) , махамудре, випаритакарани и трем бандхам. [12] Он также учит шести чакрам и подъему Кундалини посредством «огненной йоги» ( ванийогена ). [8]
  • Горакшашатака Сарасвати , текст натхов того же периода (13 век), учит шактичаланимудре («стимулирующей » ) наряду с тремя бандхами. [12] «Стимулирование Сарасвата» осуществляется путем обертывания языка тканью и потягивания его, стимулируя богиню Кундалини , которая, как говорят, обитает на другом конце центрального канала. В этом тексте не упоминается сохранение бинду, а просто говорится, что освобождение достигается путем контроля над умом посредством контроля над дыханием. [8]
  • Шарнгадхарападдхати учение , антология стихов по широкому кругу тем, составленная Шарнгадхараином в 1363 году, описывает хатха-йогу, включая Даттатреяйогашастры о пяти мудрах. [20]
  • Кхечаривидья , который предназначен для (14 век) учит только методу кхечаримудры того, чтобы дать человеку доступ к запасам амриты в теле и поднять Кундалини через шесть чакр. [8] [12]
  • Йогабиджа » (ок. 14 века) учит трем бандхам и шактиланимудре («стимулирующей Сарасвати ) с целью пробуждения Кундалини. [8]
  • Шивасамхита . : текст XIV или XV веков В первой главе обобщаются шиваитский недуализм и шривидья- шактизм ; остальная часть текста описывает йогу, важность гуру ( учителя) для ученика, различные асаны и мудры, а также сиддхи (силы), которых можно достичь с помощью йоги и тантры . [21]
Ранняя бинду-модель хатха-йоги, описанная в « Хатха-йога прадипике» и других текстах. [15]
Поздняя модель хатха-йоги Кундалини, описанная в « Хатха-йога прадипике» и других текстах. [15]

Самые ранние методы хатха-йоги Амритасиддхи , Даттатреяйогашастра и Вивекамартанда использовались для поднятия и сохранения бинду ( спермы , а у женщин раджаса – менструальной жидкости), которая рассматривалась как физическая сущность жизни, которая постоянно капала с головы и терялась. . [3] Эту жизненную сущность также иногда называют амритой (нектаром бессмертия). [8] Эти техники стремились либо физически обратить этот процесс вспять (с помощью перевернутых поз, таких как випаритакарани ), либо использовать дыхание, чтобы направить бинду вверх через центральный канал . [3]

В отличие от них, ранние Натха произведения , такие как Горакшашатака и Йогабиджа, учат йоге, основанной на подъеме Кундалини (посредством шактичалани мудры). В этих ранних текстах это называется не хатха-йогой, а Лайя-йогой («йогой растворения»). Однако другие ранние тексты натхов, такие как Вивекамартанда, можно рассматривать как заимствование мудр хатха-йоги, призванных сохранить бинду. Затем, в более поздних текстах натхов, а также в шактистских текстах, хатха-йога более развита и сосредоточена исключительно на подъеме Кундалини, без упоминания бинду. [8]

Мэллинсон считает, что эти более поздние тексты продвигают универсалистскую йогу, доступную всем, без необходимости изучения метафизики санкхья-йоги или сложного эзотеризма Шайва-тантры. Вместо этого эта «демократизация йоги» привела к обучению этим техникам всех людей «без необходимости в священнических посредниках, ритуальных принадлежностях или сектантских посвящениях». [8]

Классическая хатха-йога.

[ редактировать ]

В Хатхайогапрадипике

[ редактировать ]

« Хатха-йогапрадипика» — один из самых влиятельных текстов хатха-йоги. [22] Он был составлен Сватмарамой в 15 веке нашей эры на основе более ранних текстов хатха-йоги. [20] [16] Более ранние тексты имели ведантическую или недвойственную шиваитскую ориентацию. [23] и от обоих Хатха Йога Прадипика заимствовала философию недвойственности (адвайта). По словам Мэллинсона, эта опора на недвойственность помогла хатха-йоге процветать в средневековый период, поскольку недвойственность стала «доминирующим сотериологическим методом в научном религиозном дискурсе в Индии». [23] В тексте перечислены 35 великих сиддхов йоги, начиная с Ади Натхи (индуистского бога Шивы), за которым следуют Матсьендранатх и Горакшанатх. [24] Он включает в себя информацию о шаткарме (шести актах самоочищения), 15 асанах (позах: сидя, лежа и стоя), пранаяме (дыхании) и кумбхаке (задержке дыхания), мудрах (интернализованных энергетических практиках), медитации, чакрах. (энергетические центры), кундалини , наданусандхана (концентрация на внутреннем звуке) и другие темы. [25] Текст включает в себя противоречивые цели поднятия Бинду, унаследованного от Амритасиддхи , и поднятия Кундалини, унаследованного от Кубджикамататантры . [15] [16]

Пост- Хатхайогапрадипика тексты

[ редактировать ]
XVIII века Йогини в Раджастане

Тексты пост- Хатха-йогапрадипики по хатха-йоге включают: [26] [27]

  • Амараугхасасана : рукопись этого текста хатха-йоги, написанная шрифтом Шарада, была скопирована в 1525 году нашей эры. Это примечательно тем, что фрагменты этой рукописи также были найдены недалеко от Кучи в Синьцзяне (Китай). В тексте обсуждается кхечаримудра , но она называется сараной . [28] Он связывает позу Уткатасана на корточках , а не использование мудр, с подъемом Кундалини. [29]
  • Йогачинтамани : текст начала 17 века о восьми вспомогательных средствах йоги; раздел асан описывает 34 асаны, а варианты рукописей добавляют еще 84, упоминая большинство асан без стояния, используемых в современной йоге. [30]
  • Хатха Ратнавали : текст 17-го века, в котором говорится, что Хатха-йога состоит из десяти мудр, восьми методов очищения, девяти кумбхак и 84 асан. Текст также примечателен отсутствием техники наданусандхана (внутренний звук). [28]
  • Хатхапрадипика Сиддхантамуктавали : текст начала XVIII века, который расширяет Хатхайогапрадипико путем добавления практических идей и цитат к другим индийским текстам по йоге. [31]
  • Гхеранда Самхита : текст 17 или 18 века, в котором хатха-йога представлена ​​как «гхатастха-йога», по словам Мэллинсона. [31] [32] В нем представлены 6 методов очищения, 32 асаны, 25 мудр и 10 пранаям. [31] Это один из самых энциклопедических текстов по хатха-йоге. [33]
  • Джогапрадипика : текст Рамананди Джаятарамы XVIII века на языке брадж, в котором хатха-йога представлена ​​просто как «йога». В ней представлены 6 методов очищения, 84 асаны, 24 мудры и 8 кумбхак. [31]

современная эпоха

[ редактировать ]

По словам Мэллинсона, хатха-йога представляет собой широкое движение в индийских традициях, открыто доступное каждому: [34]

Хатха-йогой, как и другими методами йоги, могут заниматься все, независимо от пола, касты, класса или вероисповедания. Во многих текстах прямо говорится, что только практика ведет к успеху. Сектантская принадлежность и философские наклонности не имеют значения. Тексты Хатха-йоги, за некоторыми исключениями, не содержат учений по метафизике или сектантских практик. [35]

Хатха-йога представляла собой тенденцию к демократизации идей йоги и религии, подобную движению Бхакти . Это устранило необходимость «либо аскетического отречения, либо священнических посредников, ритуальных принадлежностей и сектантских посвящений». [34] Это привело к его широкой исторической популярности в Индии. Позже, в 20 веке, утверждает Мэллинсон, отсутствие связи между хатха-йогой и религиозными аспектами и демократический доступ к хатха-йоге позволили ей распространиться по всему миру. [36]

Однако между 17 и 19 веками различные городские индуистские и мусульманские элиты и правящие классы относились к йогам с насмешкой. [37] Их преследовали во время правления Аурангзеба ; это положило конец длительному периоду религиозной терпимости , определявшему правление его предшественников, начиная с Акбара, который, как известно, учился у йогов и других мистиков. [38] Хатха-йога оставалась популярной в сельской Индии. Негативное впечатление на хатха-йогов продолжалось и в эпоху британского колониального правления. По словам Марка Синглтона , этот исторический негатив и колониальная антипатия, вероятно, побудили Свами Вивекананду провести решительное различие между «просто физическими упражнениями хатха-йоги» и «высшим духовным путем раджа-йоги ». [39] Это общее презрение со стороны чиновников и интеллектуалов замедлило изучение и принятие хатха-йоги. [40] [41] [с]

Хорошо известной школой хатха-йоги 20-го века является Общество Божественной Жизни, основанное Свами Шиванандой из Ришикеша (1887–1963) и его многочисленными учениками, включая, среди прочего, Свами Вишну-Девананду – основателя Международных центров Шивананда-йоги и веданты ; Свами Сатьянанда – из Бихарской школы йоги ; и Свами Сатчидананда из «Интегральной йоги» . [43] Школа йоги Бихара была одним из крупнейших центров подготовки учителей хатха-йоги в Индии, но мало известна в Европе и Америке. [44]

Книга Теоса Казимира Бернара 1943 года « Хатха-йога: отчет о личном опыте» представляет собой информативное, но вымышленное описание традиционной хатха-йоги как духовного пути. [45] [46]

Йога как упражнение

[ редактировать ]
Йога как упражнение распространилась в различных формах, таких как Аштанга Виньяса Йога , Бикрам Йога , Айенгар Йога и Шивананда Йога .

Йога как упражнение того типа, который наблюдается на Западе, находилась под сильным влиянием Свами Кувалаянанды и его ученика Тирумалая Кришнамачарьи , которые преподавали с 1924 года до своей смерти в 1989 году. И Кувалаянанда, и Кришнамачарья сочетали асаны хатха-йоги с гимнастическими упражнениями физического тела. культуре того времени, отказавшись от большинства своих религиозных аспектов, чтобы разработать плавный стиль физической йоги, в котором духовные цели хатха-йоги уделялись мало или совсем не уделялись внимания. [47] Среди учеников Кришнамачарьи, выдающихся в популяризации йоги на Западе, были К. Паттабхи Джойс, известный популяризацией энергичного стиля Аштанга Виньяса йоги , Б. К. С. Айенгар , который подчеркивал выравнивание и использование реквизита в йоге Айенгара , а также Индра Деви и сын Кришнамачарьи Т. К. В. Дешикачар . [43] Школы, связанные с Кришнамачарьей, стали широко известны в западном мире. [44] Примеры других фирменных форм йоги, вызывающих некоторые противоречия, в которых используется хатха-йога, включают Анусара-йогу , Бикрам-йогу , Интегральную йогу , Дживамукти-йогу , Кундалини-йогу , Крипалу-йогу , Крия-йогу , Шивананда-йогу и Вини-йогу . [48] Примерно после 1975 года йога становится все более популярной во всем мире, как в развитых, так и в развивающихся странах. [49]

Упражняться

[ редактировать ]

Практика хатха-йоги сложна и требует от йога определенных качеств. В разделе 1.16 Хатха-йоги Прадипики , например, говорится, что это утсаха (энтузиазм, сила духа), сахаса (мужество), дхайрья (терпение), джняна таттва (сущность знания), нишчайя (решительность, решительность) и тьяга (одиночество). , отречение). [24]

В западной культуре хатха-йогу обычно понимают как упражнения с использованием асан , и ее можно практиковать как таковую. [50] В индийской и тибетской традициях хатха-йога объединяет идеи этики, диеты, очищения, пранаямы (дыхательных упражнений), медитации и системы духовного развития йога. [51] [52]

Цели хатха-йоги в различных индийских традициях включали физические сиддхи (особые силы, телесные преимущества, такие как замедление старения, магические силы) и духовное освобождение (мокша, мукти). [3] [53] По мнению Микеля Берли , некоторые из сиддх являются символическими отсылками к заветным сотериологическим целям индийских религий. Например, Ваю Сиддхи или «покорение воздуха» буквально подразумевает подъем в воздух, как при левитации, но, вероятно, имеет символическое значение «состояния сознания в огромном океане пространства» или идей «пустотности», встречающихся соответственно. в индуизме и буддизме. [54]

Некоторые традиции, такие как тантрическая секта Каула в индуизме и тантрическая секта Сахаджия в буддизме, преследовали более эзотерические цели, такие как алхимия (Нагарджуна, Карпита), магия, калаванчана (обман смерти) и паракаяправеша (вхождение в тело другого). [3] [55] [56] Мэллинсон, однако, не согласен и предполагает, что такие маргинальные практики далеки от основной цели йоги как средства достижения освобождения, основанного на медитации, в индийских религиях. [57] Большинство исторических текстов по хатха-йоге не придают сиддхи никакого значения . [58] Основная практика рассматривала стремление к магическим силам как отвлечение или препятствие на пути к конечной цели хатха-йоги - духовному освобождению, самопознанию или освобождению от перерождения, которое в индийских традициях называют мукти или мокша . [3] [53]

Цели хатха-йоги в ее самых ранних текстах были связаны с мумукшу (искателем освобождения, мокшей). В более поздних текстах были добавлены и экспериментированы цели бубхукшу (искателя наслаждений, бхоги). [59]

В некоторых текстах хатхи большое внимание уделяется митахаре , что означает «умеренная диета» или «умеренное питание». Например, разделы с 1.58 по 1.63 и 2.14 «Хатха -йоги прадипики» и разделы с 5.16 по 5.32 « Гхеранда-самхиты» обсуждают важность правильного питания для организма. [60] [61] Они связывают пищу, которую человек ест, и его пищевые привычки с балансировкой тела и получением наибольшей пользы от практики хатха-йоги. Еда, как утверждает « Гхеранда Самхита» , — это форма поклонения храму тела, как если бы человек выражал привязанность к богам. [60] Точно так же разделы 3.20 и 5.25 « Шива-самхиты» включают митахару как неотъемлемую часть целостной практики хатха-йоги. [62]

Стихи с 1.57 по 1.63 критического издания « Хатха Йога Прадипика» предполагают, что вкусовые пристрастия не должны определять пищевые привычки, а лучшая диета — это та, которая вкусна, питательна и приятна, а также достаточна для удовлетворения потребностей тела и здоровья. внутреннее я. Он рекомендует «есть только тогда, когда чувствуешь голод» и «не переедать и не есть, чтобы полностью наполнить желудок; лучше оставлять четверть порции пустой и наполнять три четверти качественной пищей и пресной водой». [63]

Согласно другому тексту, Горакша Шатаке , контролируемая диета является одной из трёх важных частей полноценной и успешной практики. В тексте не приводятся подробности и рецепты. В тексте говорится, по словам Мэллинсона, «пища должна быть маслянистой и сладкой», нельзя переедать и останавливаться, когда еще немного голоден (оставлять четверть желудка пустым), и все, что человек ест, должно доставлять удовольствие Шиве . [64]

Шаткарма предназначалась для очищения тонкого тела. [65]

Хатха-йога учит различным этапам внутреннего очищения тела с консультациями учителя йоги. Его тексты различаются по специфике и количеству методов очищения: от простых гигиенических практик до своеобразных упражнений, таких как обращение вспять потока семенной жидкости. [66] Самый распространенный список называется шаткармы , или шесть очищающих действий: дхаути (очищение зубов и тела), басти (очищение прямой кишки), нети (очищение носовых ходов), тратака (очищение глаз), наули (массаж живота) и капалабхати (очищение). мокрота). [66] Фактическая процедура очищения варьируется в зависимости от текста хатха-йоги: некоторые предлагают омовение водой, а другие описывают использование очищающих средств, таких как ткань. [67]

Контроль дыхания

[ редактировать ]

Пранаяма состоит из двух санскритских слов прана (प्राण, дыхание, жизненная энергия, жизненная сила). [68] [69] и аяма (आयाम, сдерживание, расширение, растяжение). [70] [69]

Некоторые тексты по хатха-йоге обучают дыхательным упражнениям, но не называют их пранаямой. Например, в разделе 3.55 « Гхеранда-самхиты» это называется гхатавастха (состояние горшка). [71] В других термин Кумбхака или Прана-самродха заменяет Пранаяму. [72] Независимо от номенклатуры, правильное дыхание и использование дыхательных техник во время позы являются основой хатха-йоги. В его текстах говорится, что правильные дыхательные упражнения очищают и балансируют тело. [73]

Хатха Йога Прадипика рекомендует Сиддхасану для дыхательных упражнений. [74]

Пранаяма — одна из основных практик хатха-йоги, которая в ее основных текстах встречается как одна из частей независимо от того, составляет ли общее количество изучаемых частей четыре или более. [75] [76] [77] Это практика сознательного регулирования дыхания (вдоха и выдоха), концепция, разделяемая всеми школами йоги. [78] [79]

Это делается несколькими способами: вдох и затем задержка выдоха на некоторое время, выдох и затем задержка вдоха на некоторое время, замедление вдоха и выдоха, сознательное изменение времени/длины дыхания (глубокое, короткое дыхание), сочетание этих действий с определенными движениями. целенаправленные мышечные упражнения. [80] Пранаяма или правильное дыхание – неотъемлемая часть асан . Согласно разделу 1.38 « Хатха-йоги прадипики» , Сиддхасана — наиболее подходящая и простая поза для изучения дыхательных упражнений. [74]

В различных текстах хатха-йоги пранаяма обсуждается по-разному. Например, Хатха-йога прадипка в разделе 2.71 объясняет это как тройную практику: речака (выдох), пурака (вдох) и кумбхака (задержка). [81] В тексте говорится, что во время выдоха и вдоха движутся три вещи: воздух, прана и мысли йогина, и все три тесно связаны. [81] Это кумбхака , при которой возникают спокойствие и растворение. В тексте кумбхака разделена на два вида: сахита (поддерживаемая) и кевала (полная). Сахита кумбхака далее подразделяется на два типа: задержка на вдохе, задержка на выдохе. [82] Каждую из этих дыхательных единиц затем комбинируют в различных комбинациях, продолжительности, позах и целевых мышечных упражнениях, полагая, что они аэрируют и способствуют притоку крови к целевым областям тела. [80] [83]

Куккутасана XIII века была описана в Васиштха-самхите . [84]

Прежде чем приступить к практике йоги, как утверждают тексты хатха-йоги, йог должен выбрать подходящее место. Это место должно находиться вдали от всех отвлекающих факторов, желательно в матике (отшельнике), вдали от падающих камней, огня и влажной скользящей поверхности. [85] После того, как выбрано спокойное устойчивое место, йог приступает к упражнениям, называемым асанами . Эти позы имеют множество форм. Для новичка, как утверждает историк религии Мирча Элиаде , асаны неудобны, обычно сложны, заставляют тело трястись и их, как правило, невыносимо удерживать в течение длительного периода времени. [86] Однако при повторении и настойчивости по мере улучшения мышечного тонуса усилия уменьшаются, а осанка улучшается. Согласно текстам хатха-йоги, каждая поза становится совершенной, когда «усилие исчезает», человек больше не думает о позе и положении своего тела, нормально дышит в пранаяме и способен пребывать в своей медитации ( анантасамапаттибхьям ). [87]

Асаны значительно различаются в разных текстах хатха -йоги, и некоторые названия используются для разных поз. [88] Большинство ранних асан вдохновлены природой и представляют собой форму союза симметричных, гармоничных плавных форм животных, птиц или растений. [89]

Асаны (позы) в некоторых текстах хатха-йоги.
санскрит [д] Английский Геранда
Самхита

[90]
Хатха-йога
Прадипика

[90] [91]
Шива
Самхита

[92]
Бхадрасана удачливый 2.9–910 1.53–954   —
Бхуджангасана Змея 2.42–943   —   —
Дханурасана Поклон 2.18 1.25   —
Гарудасана Орел 2.37   —   —
Гомукхасана Коровье лицо 2.16 1.20   —
Горакшасана Пастух 2.24–925 1.28–929 3.108–9112
Гуптасана Секрет 2.20   —   —
Куккутасана Петух 2.31 1.23   —
Курмасана Черепаха 2.32 1.22   —
Моя школа Крокодил 2.40   —   —
Мандукасана Лягушка 2.34   —   —
Матсьясана Рыба 2.21   —   —
Матсиендрасана Поза Матсиендры 2.22–923 1.26–927   —
Маюрасана Павлин 2.29–930 1.30–931   —
Муктасана Свобода 2.11   —   —
Падмасан Лотос 2.8 1.44–949 3.102–9107
Пасчимоттанасана Наклон вперед сидя 2.26 1.30–931   —
Сан Катасана Контрактный 2.28   —   —
Шалабхасана Саранча 2.39   —   —
Шавасана Труп 2.19 1.34   —
Сиддхасана Удавшийся 2.7 1.35–943 3.97–9101
Симхасана Лев 2.14–915 1.50–952   —
Йогасана Союз 2.44–945   —   —
Свастикасана Благоприятный 2.13 1.19 3.113–9115
Вришасана Бык 2.38   —   —
Уштрасана Верблюд 2.41   —   —
Уткатасана Яростный 2.27   —   —
Уттана Курмасана Поднятая черепаха 2.33 1.24   —
Уттана Мандукасана Поднятая лягушка 2.35   —   —
Ваджрасана Удар молнии 2.12   —   —
Преодоление Герой 2.17   — 3.21
Врикшасана Дерево 2.36   —   —
Мудры . предназначались для управления жизненными энергиями [93] [94]

По словам Мэллинсона, в самых ранних формулировках хатха-йога была средством поднятия и сохранения бинду, которая считалась одной из жизненных энергий. Двумя ранними техниками хатха-йоги, позволяющими достичь этого, были перевернутые позы для удержания бинду с помощью гравитации или мудры (йоговские печати). [и] чтобы заставить дыхание течь в центральный канал и заставить бинду подняться вверх. Однако в более поздней хатха-йоге каула -визуализация Кундалини, поднимающейся через систему чакр, была наложена на более раннюю систему, ориентированную на бинду. Целью было получить доступ к амрите (нектару бессмертия), расположенному в голове, который впоследствии наполняет тело, что противоречит цели ранней хатха-йоги - сохранению бинду. [94]

Классическими источниками мудр являются « Гхеранда-самхита» и «Хатха-йога прадипика» . [95] Йога-мудры разнообразны по частям тела и требуемым процедурам, например, Мула Бандха , Махамудра , Випарита Карани , Кхечари мудра и Ваджроли мудра . [96]

Медитация

[ редактировать ]

Текст «Хатха-йога прадипика» почти треть своих стихов посвящает медитации . [97] Точно так же другие основные тексты хатха-йоги, такие как Шива-самхита и Гхеранда-самхита, обсуждают медитацию. [98] Во всех трех текстах медитация является конечной целью всех подготовительных очищений, асан, пранаямы и других шагов. Цель этой медитации — осознать Нада- Брахман , или полное поглощение и союз с Брахманом посредством внутреннего мистического звука. [98] По словам Гая Бека – профессора религиоведения, известного своими исследованиями йоги и музыки, хатха-йог на этом этапе практики ищет «внутренний союз физических противоположностей», во внутреннее состояние самадхи, которое описано в текстах хатха-йоги в в терминах божественных звуков и как союз с Нада-Брахманом в музыкальной литературе древней Индии. [99]

Отличия от йоги Патанджали

[ редактировать ]

Хатха-йога – это ветвь йоги. Она разделяет многочисленные идеи и доктрины с другими формами йоги, такими как более древняя система, которой учил Патанджали . Отличия заключаются в добавлении одних аспектов и разном акценте на других. [100] Например, пранаяма имеет решающее значение во всех йогах, но она является основой хатха-йоги. [73] [101] Мудры и некоторые идеи, связанные с кундалини, включены в Хатха-йогу, но не упоминаются в « Йога-сутрах» Патанджали . [102] Патанджали-йога считает асаны важными, но уделяет меньше внимания различным асанам, чем тексты хатха-йоги. Напротив, тексты Хатха-йоги рассматривают медитацию как важную вещь, но меньше уделяют внимание методологии медитации, чем йога Патанджали. [103]

Тексты хатха-йоги признают и ссылаются на йогу Патанджали, свидетельствуя о древности последней. Однако это признание, по сути, носит лишь мимолетный характер, поскольку они не содержат серьезных комментариев или разъяснений системы Патанджали. Это говорит о том, что хатха-йога развивалась как ветвь более древней йоги. [104] По мнению П.В. Кейна, йога Патанджали больше концентрируется на йоге ума, тогда как хатха-йога фокусируется на теле и здоровье. [105] Некоторые индуистские тексты не признают это различие. Например, «Йогататтва-упанишада» учит системе, которая включает в себя все аспекты « Йога-сутр» Патанджали и все дополнительные элементы практики хатха-йоги. [106]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мэллинсон пишет: «Говорят, что сам Будда пробовал одновременно прижать язык к задней части рта, подобно хатха-йогической кхечаримудре, и уккутикаппадхану, позу приседания , которая может быть связана с хатха-йогическими техниками, такими как махамудра. , махабандха, махаведха, мулабандха и ваджрасана, в которых на промежность оказывается давление пяткой, чтобы заставить дыхание или Кундалини подняться вверх». [8]
  2. ^ Это Сарвабуддхасамайогадакиниджалашамвара , , Садангайога * Абхидханоттаратантра , Сампутатилака , Секанирдеша , Чатурмудранвая , Лагхукачакратантра , Вималапрабха , Анупамаракшиты Йогиманохара , , Секанирдешапанджика , Дакарнаватантра , Гудхапада , Гунабхарани , Амритаканика Шатика и Чарьямелапакапрадипа . [10]
  3. Карикатуры первой половины 20-го века высмеивали «индуистских святых» в позах хатха-йоги, сопровождаясь рассказами о слабостях западных женщин, которые влюбляются в их занятия йогой. [42]
  4. ^ Как утверждает Розен, асаны значительно различаются в разных текстах хатха-йоги, поэтому некоторые названия могли использоваться для обозначения других поз, чем те, которые сейчас ассоциируются с этими санскритскими названиями. [88]
  5. ^ Не путать с мудрами для рук , которые представляют собой жесты.
  1. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. хх.
  2. ^ «Определение ХАТХА-ЙОГИ» . www.merriam-webster.com . Проверено 1 апреля 2023 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Мэллинсон 2011 , с. 770.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Береза ​​2011 , стр. 527–558.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэллинсон 2011 , стр. 770–781.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мэллинсон, 2016b , стр. 1–14.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Белый 2012 , с. 57.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Мэллинсон 2016 , стр. 109–140
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэллинсон 2008 , стр. 17–19.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Мэллинсон 2020 , стр. 177–199.
  11. ^ Маллинсон и Санто, 2021 , стр. 3–5, 20–23.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Мэллинсон 2011 , с. 771.
  13. ^ Якобсен 2011 , с. 331.
  14. ^ Мэллинсон 2019 , стр. 1–33.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мэллинсон и Синглтон, 2017 , стр. 32, 180–181.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Синглтон 2020 .
  17. ^ «Мэллинсон, Джеймс (2011) «Натх Сампрадая». В: Энциклопедия индуизма Брилла , том 3. Брилл, стр. 407–428» (PDF) . Проверено 1 апреля 2023 г.
  18. ^ Бриггс 1938 , с. 228.
  19. ^ Мэллинсон 2011 , стр. 771–772.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэллинсон 2011 , с. 772.
  21. ^ Мэллинсон 2007 , стр. ix–x.
  22. ^ Вернике-Олесен 2015 , с. 147.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэллинсон 2014 .
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сватмарама 2002 , стр. 1–7.
  25. ^ Мэллинсон 2011 , стр. 772–773.
  26. ^ Мэллинсон 2011 , стр. 773–774.
  27. ^ Синглтон 2010 , стр. 27–28.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэллинсон 2011 , с. 773.
  29. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. 493.
  30. ^ Берч, Джейсон . «118 асан середины 17 века» . Люминесцентный . Проверено 5 марта 2022 г. , который цитирует Берч, Дж. (2018). «Распространение асан в позднесредневековых текстах йоги». У Карла Байера; Филипп А. Маас; Карин Прейзенданц (ред.). Йога в трансформации: исторические и современные перспективы . Ванденхук и Рупрехт Unipress. ISBN  978-3847108627 .
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мэллинсон 2011 , с. 774.
  32. ^ Синглтон 2010 , с. 28.
  33. ^ Мэллинсон 2004 , стр. ix–x.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэллинсон 2012 , с. 26.
  35. ^ Мэллинсон 2011 , с. 778.
  36. ^ Мэллинсон 2011 , стр. 778–779.
  37. ^ Уайт 2012 , стр. 8–9.
  38. ^ Маярам 2003 , с. 40–41.
  39. ^ Синглтон 2010 , стр. 69–72, 77–79.
  40. ^ Синглтон 2010 , стр. 77–78.
  41. ^ Уайт 2011 , стр. 20–22.
  42. ^ Синглтон 2010 , стр. 78–81.
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэллинсон 2011 , с. 779.
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Синглтон 2010 , с. 213 примечание 14.
  45. ^ Сьоман 1999 , с. 38.
  46. ^ Винхоф 2011 , с. 20.
  47. ^ Синглтон 2010 , стр. 88, 175–210.
  48. ^ Ларсон, Бхаттачарья и Поттер 2008 , стр. 151–159.
  49. ^ Де Мишелис 2007 , стр. 1–19.
  50. ^ Розен 2012 , стр. 3–4.
  51. ^ Берли 2000 , стр. ix–x, 6–12.
  52. ^ Yeshe 2005 , pp. 97–130.
  53. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берли 2000 , стр. 44–950, 99–9100, 219–9220.
  54. ^ Берли 2000 , стр. 203–9204.
  55. ^ Мюллер-Ортега 2010 , стр. 55–56.
  56. ^ Уайт 2011 , стр. 10–12.
  57. ^ Мэллинсон 2013 , стр. 165–180
  58. ^ Мэллинсон 2011b , стр. 329–9330.
  59. ^ Мэллинсон 2011b , с. 328.
  60. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Розен, 2012 , стр. 25–26.
  61. ^ Элиаде 2009 , с. 231 со сноской 78.
  62. ^ Мэллинсон 2007 , стр. 44, 110.
  63. ^ Джоши 2005 , стр. 65–66.
  64. ^ Уайт 2011 , стр. 258–259, 267.
  65. ^ Mallinson & Singleton 2017 , стр. xxviii–xxxii, 46, 49–50, 71–79.
  66. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ларсон, Бхаттачарья и Поттер 2008 , с. 141.
  67. ^ Синглтон 2010 , стр. 28–30.
  68. ^ prAna Санскритско-английский словарь, Кельнский университет, Германия
  69. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Розен 2012 , с. 220.
  70. ^ Монье Монье-Вильямс , Аяма , санскритско-английский словарь с этимологией, Oxford University Press
  71. ^ Синглтон 2010 , с. 213 Примечание 12.
  72. ^ Синглтон 2010 , стр. 9, 29.
  73. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Синглтон 2010 , стр. 29, 146–153.
  74. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берли 2000 , стр. 199–200.
  75. ^ Даниэлу 1955 , стр. 57–62.
  76. ^ Берли 2000 , стр. 8–10, 59, 99.
  77. ^ Розен 2012 , стр. 220–223.
  78. ^ Берли 2000 , стр. 8–10, 59–63.
  79. ^ Аранья 1983 , стр. 230–236.
  80. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берли 2000 , стр. 202–219.
  81. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берли 2000 , стр. 202–203.
  82. ^ Берли 2000 , стр. 202–205.
  83. ^ Элиаде 2009 , стр. 55–60.
  84. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 87–88, 104–105.
  85. ^ Берли 2000 , стр. 34–35.
  86. ^ Элиаде 2009 , с. 53.
  87. ^ Элиаде 2009 , стр. 53–54, 66–70.
  88. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Розен, 2012 , стр. 78–88.
  89. ^ Элиаде 2009 , стр. 54–55.
  90. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Розен, 2012 , стр. 80–81.
  91. ^ Ларсон, Бхаттачарья и Поттер 2008 , стр. 491–492.
  92. ^ Розен 2012 , стр. 80–981.
  93. ^ Mallinson & Singleton 2017 , стр. Глава 6.
  94. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэллинсон 2011 , стр. 770, 774.
  95. ^ Сарасвати 1997 , с. 422.
  96. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 237–9252.
  97. ^ Берли 2000 , стр. 6–97.
  98. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бек 1995 , стр. 102–9103.
  99. ^ Бек 1995 , стр. 107–9110.
  100. ^ Берли 2000 , с. 10.
  101. ^ Берли 2000 , стр. 10, 59–61, 99.
  102. ^ Берли 2000 , стр. 6–12, 60–61.
  103. ^ Берли 2000 , стр. 10, 59–63.
  104. ^ Ларсон, Бхаттачарья и Поттер 2008 , стр. 139–147.
  105. ^ Ларсон, Бхаттачарья и Поттер 2008 , стр. 140.
  106. ^ Ларсон, Бхаттачарья и Поттер 2008 , стр. 140–141.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b1a529d34091b881a8b3b2cd58a94b2__1721217600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/b2/5b1a529d34091b881a8b3b2cd58a94b2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hatha yoga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)