Jump to content

Мудра

(Перенаправлено из Мудры )
датируемая 10-м веком династии Чола . Бронзовая скульптура индуистского бога Натараджи ( Шивы ), позирующего различные мудры,
Индийская статуя Будды Шакьямуни, делающая мудру бхумиспарша или «свидетель земли», ок. 850
Японский свиток XII века с изображением различных жестов мудры.

Мудра ( / m u ˈ d r ɑː / ; Санскрит : мудра , IAST : мудра , «печать», «знак» или «жест»; Тибетский : ཕྱག་རྒྱ་ , THL : chakgya ) — символический или ритуальный жест или поза в индуизме , джайнизме и буддизме . [1] Хотя некоторые мудры задействуют все тело, большинство выполняется руками и пальцами. [2]

Помимо того, что мудры являются духовными жестами, используемыми в иконографии и духовной практике индийских религий , они имеют значение во многих формах индийского танца и йоги . Диапазон мудр, используемых в каждой области (и религии), различается, но частично пересекается. Кроме того, многие буддийские мудры используются за пределами Южной Азии и в других местах получили развитие различных местных форм.

В хатха -йоге мудры используются в сочетании с пранаямой (йоговскими дыхательными упражнениями), обычно в сидячей позе, для стимуляции различных частей тела, участвующих в дыхании, и воздействия на поток праны . Это также связано с бинду , бодхичиттой , амритой или сознанием в теле. В отличие от старых тантрических мудр, хатха-йогинские мудры, как правило, представляют собой внутренние действия, затрагивающие тазовое дно, диафрагму, горло, глаза, язык, анус, гениталии, живот и другие части тела. Примерами такого разнообразия мудр являются Мула Бандха , Махамудра , Випарита Карани , Кхечари мудра и Ваджроли мудра . Их число увеличилось с 3 в « Амритасиддхи » до 25 в « Гхеранда-самхите» , а классический набор из десяти возник в « Хатха-йога-прадипике» .

Мудра используется в иконографии индуистского («отделенные» , и буддийского искусства Индийского субконтинента и описывается в писаниях, таких как Натьяшастра , в которой перечислены 24 асамюта что означает «одна рука») и 13 самьюта («соединенные», что означает «двуручные») мудры. Позы мудры обычно формируются как рукой, так и пальцами. Наряду с асанами («сидячими позами») они используются статически в медитации и динамически в практике натья в индуизме.

Индуистская и буддийская иконография разделяет некоторые мудры. В некоторых регионах, например в Лаосе и Таиланде , они отличаются друг от друга, но имеют общие иконографические традиции.

Согласно Джамгону Конгтрулу в его комментарии к « Хеваджра-тантре» , украшения гневных божеств и ведьм, сделанные из человеческих костей (санскр.: aṣṭhimudrā ; Wylie : rus pa'i rgyan phyag rgya ), также известны как мудры «печати». [3]

Этимология и номенклатура

[ редактировать ]

Слово мудра имеет санскритские корни. По словам ученого сэра Монье Монье-Вильямса, это означает «печать» или «любой другой инструмент, используемый для запечатывания». [4]

Буддийская иконография

[ редактировать ]

Изображение Будды может иметь одну из нескольких распространенных мудр в сочетании с разными асанами. Основные используемые мудры представляют определенные моменты жизни Будды и являются их стенографическими изображениями.

Абхая Мудра

[ редактировать ]

Абхаямудра . «жест бесстрашия» [5] представляет защиту, мир, доброжелательность и рассеивание страха. В буддизме Тхеравады это обычно делается стоя, правая рука согнута и поднята на высоту плеча, ладонь обращена вперед, пальцы сомкнуты и направлены вверх, а левая рука лежит в стороне. В Таиланде и Лаосе эта мудра ассоциируется с Идущим Буддой , которого иногда также изображают с обеими руками, делающими двойную абхая мудру, которая является одинаковой.

Эта мудра, вероятно, использовалась до возникновения буддизма как символ добрых намерений, предлагающих дружбу при приближении к незнакомцам. В искусстве Гандхары это видно при показе действия проповеди. Он также использовался в Китае в эпоху Вэй и Суй в IV и VII веках.

Этот жест использовался Буддой, когда на него напал слон, усмирив его, как показано на нескольких фресках и надписях. [6]

В буддизме Махаяны божества часто изображаются сочетающими Абхая Мудру с другой Мудрой, используя другую руку.

Бхумиспарша мудра

[ редактировать ]

Бхумиспарша , или мудра «свидетель земли» Гаутамы Будды, является одним из самых распространенных знаковых изображений буддизма. Другие имена включают «Будда, призывающий землю в свидетели» и «касающийся земли». На нем изображена история из буддийской легенды о моменте, когда Будда достиг полного просветления : Будда сидел в медитации, положив левую руку с поднятой ладонью на колени, а правая рука касалась земли. Согласно легенде, Будде бросил вызов злой Мара , который потребовал, чтобы свидетель подтвердил его право на достижение цели. В ответ на Мару Будда коснулся земли, и Пхра Мэ Торани , богиня земли, оказалась свидетелем просветления Будды. [7] [8]

В Восточной Азии эта мудра (также называемая позицией Маравиджайи ) может показывать, что пальцы Будды не достигают земли, как это обычно бывает в бирманских или индийских изображениях.

Бодхьянги Мудра

[ редактировать ]

Бодхьянги мудра , «мудра шести элементов» или «кулак мудрости». [9] Это жест, при котором указательный палец левой руки захватывается правой рукой. Его часто можно увидеть на статуях Будды Вайрочаны .

Дхармачакра Правартана Мудра

[ редактировать ]

Будда произнес свою первую проповедь после просветления в Дир-парке в Сарнатхе . Дхармачакра . Правартана или «поворот колеса» [10] мудра представляет этот момент. В целом, только Гаутама Будда совершает эту мудру, за исключением Майтрейи как носителя Закона. Дхармачакра мудра — это две руки, сдвинутые вместе перед грудью в витарке , правая ладонь вперед, а левая ладонь вверх, иногда обращенная к груди.Есть несколько вариантов, например, на фресках пещер Аджанты , где две руки разделены и пальцы не соприкасаются. В -греческом стиле Гандхара индо сжатый кулак правой руки как бы перекрывает пальцы, соединенные с большим пальцем левой руки. На изображениях Хорю-дзи в Японии правая рука наложена на левую. Некоторые фигуры Амитабхи использовали эту мудру до 9 века в Японии.

Дхьяна в мудре

[ редактировать ]

Дхьяна («медитативная мудра») — мудра это жест медитации, концентрации Благого Закона и сангхи . Две руки кладутся на колени, правая рука - на левую, пальцы полностью вытянуты (четыре пальца лежат друг на друге, большие пальцы обращены вверх друг к другу по диагонали), ладони обращены вверх; таким образом руки и пальцы образуют форму треугольника, который символизирует духовный огонь или Три Драгоценности .Эта мудра используется в изображениях Гаутамы Будды и Амитабхи . Иногда дхьяна мудра используется в некоторых изображениях Бхайшаджьягуру как «Будды Медицины» с чашей с лекарством, помещенной в руки. Он возник в Индии, скорее всего, в Гандхаре и в Китае во времена Северной Вэй .

Он широко используется в Юго-Восточной Азии в буддизме Тхеравады ; однако большие пальцы прижаты к ладоням. Дхьяна мудра также известна как « самадхи мудра» или «йога мудра», китайское : 禅定印 ; пиньинь : [Чань]дин инь ; Японское произношение : дзёин, дзёкай дзёин. [ нужна ссылка ] .

Мида -но дзёин (弥陀定印) — японское название разновидности дхьяна-мудры, при которой указательные пальцы сводятся вместе с большими. В основном это использовалось в Японии, чтобы отличить Амитабху (отсюда «мида» от Амиды) от Будды Вайрочаны. [11] и редко использовался где-либо еще.

Варада Мудра

[ редактировать ]

искренность . «Жест щедрости» Варадамудра означает предложение, прием, благотворительность, даяние, сострадание и Его почти всегда изображают сделанным левой рукой почитаемым человеком, посвятившим себя спасению человека от жадности, гнева и заблуждений. Это можно сделать с согнутой рукой и слегка повернутой ладонью вверх или, если рука обращена вниз, с поднятой ладонью и пальцами вертикально или слегка согнутыми. Варада-мудру редко можно увидеть без другой мудры, используемой правой рукой, обычно это абхая-мудра. Ее часто путают с витарка мудрой, на которую она очень похожа. В Китае и Японии в периоды Северной Вэй и Аска соответственно пальцы жесткие, а затем постепенно начинают ослабевать по мере развития, что в конечном итоге привело к стандарту династии Тан , где пальцы естественно изогнуты.

В Индии Варада Мудра используется как сидящими, так и стоящими фигурами Будды, бодхисаттв и других фигур, а в индуистском искусстве особенно ассоциируется с Вишну . Он использовался в изображениях Авалокитешвары , начиная с искусства Гуптов (IV и V века). Варада мудра широко используется в статуях Юго-Восточной Азии .

Ваджра Мудра

[ редактировать ]

Ваджра - мудра «громовой жест» — это жест знания. [12]

Витарка Мудра

[ редактировать ]

Витарка мудра «мудра обсуждения» — это жест обсуждения и передачи буддийского учения. Это делается путем соединения кончиков большого и указательного пальцев вместе, а остальные пальцы удерживаются прямыми, очень похоже на мудры абхая и варада, но большие пальцы касаются указательных пальцев. Эта мудра имеет множество вариантов в буддизме Махаяны . В тибетском буддизме это мистический жест Тары и бодхисаттв с некоторыми отличиями божеств Яб-Юма . Витарка мудра также известна как Вьякхьяна мудра («мудра объяснения»). Это также называется чин-мудра. [13]

В Джняна Мудре

[ редактировать ]

Джняна мудра («мудра мудрости») выполняется путем прикосновения кончиков большого и указательного пальцев друг к другу, образуя круг, и рука держится ладонью внутрь, к сердцу. [14] Мудра представляет собой духовное просветление в религиях индийского происхождения . Иногда садху предпочитали быть похороненными заживо в этой позе самадхи . Устроенный таким образом скелет возрастом 2700 лет был найден в Балатале в Раджастхане, что позволяет предположить, что в то время могло существовать что-то вроде йоги. [15]

Карана Мудра

[ редактировать ]

Карана мудра — это мудра, которая изгоняет демонов и устраняет такие препятствия, как болезни или негативные мысли. Это делается путем поднятия указательного пальца и мизинца и сгибания остальных пальцев. Это почти то же самое, что и западный « знак рогов », с той разницей, что в Карана мудре большой палец не придерживает средний и безымянный палец. Эта мудра также известна как тарджани мудра.

Индийский классический танец

[ редактировать ]

В индийском классическом танце и производных танцах (таких как кхмерский , тайский или балийский ) [16] используется термин «Хаста Мудра». В Натья Шастре описываются 24 мудры, а в Дарпане Нандикешвары Абхиная — 28. [17] Во всех формах индийского классического танца мудры схожи, хотя названия и способы использования различаются. В Бхаратанатьям 28 (или 32) коренных мудр , в Катхакали — 24 и в Одисси — 20 . Эти коренные мудры комбинируются по-разному, например, одна рука, две руки, движения рук, выражение тела и лица. В Катхакали , имеющем наибольшее количество комбинаций, словарный запас составляет ок. 900. Саньюкта мудры используют обе руки, а асаньюкта мудры — одну руку. [18] В тайских танцах 9 мудр.

Пример использования мудр в качестве йогической практики.
Различные йога-мудры задействуют разные части тела и соответственно разнообразные процедуры, как правило, для сохранения жизненной энергии праны . В Випарита Карани тело переворачивается, чтобы позволить силе тяжести удерживать бинду. Иллюстрированная рукопись « Джога Прадипика» , 1830 г.

Классическими источниками йогических печатей являются « Гхеранда Самхита» и «Хатха Йога Прадипика» . [19] В «Хатха-йога-прадипике» говорится о важности мудр в практике йоги: «Поэтому богиню [ Кундалини ], спящую у входа в дверь Брахмы [у основания позвоночника], следует постоянно пробуждать, прилагая все усилия, тщательно выполняя мудру». В XX и XXI веках учитель йоги Сатьянанда Сарасвати , основатель Бихарской школы йоги , продолжал подчеркивать важность мудр в своем учебном тексте « Асана, Пранаяма, Мудра, Бандха» . [19]

Жесты рук

[ редактировать ]

существует множество мудр В йоге жестов рук. Каждый жест руки основан на концепции пяти элементов, связанных с пальцами.

Хатха-йога

[ редактировать ]

Йога-мудры разнообразны по частям тела и требуемым процедурам, например, в Мула Бандхе , [20] Махамудра , [21] Випарита Карани , [22] в Кхечари Мудре , [23] и Ваджроли Мудра . [24]

Мула Бандха

[ редактировать ]
Способ действия мудр, служащих для улавливания энергетических жидкостей (дыхания, праны, бинду, амриты) и, таким образом, помогающих разблокировать центральный сушумны. канал [25]

Мула Бандха, Корневой Замок, состоит из нажатия одной пятки на анус, обычно в асане сидя со скрещенными ногами, и сокращения промежности , заставляя прану войти в центральный канал сушумны . [20]

Махамудра

[ редактировать ]

Махамудра, Великая Печать, также имеет одну пятку, прижатую к промежности; подбородок прижимается к груди в Джаландхара Бандхе , Горловом Замке, и задерживается дыхание, закрывая верхние и нижние отверстия тела, снова чтобы направить прану в канал сушумны. [21]

Випарита Карани

[ редактировать ]

Випарита Карани, Инвертор, представляет собой позу, в которой голова опущена, а ноги подняты, в которой для удержания праны используется сила тяжести. Постепенно время пребывания в позе увеличивается, пока ее можно будет удерживать в течение «трех часов». утверждает, что эта практика Даттатреяйогашастра уничтожает все болезни, изгоняет седые волосы и морщины. [22]

Кхечари мудра

[ редактировать ]

Кхечари мудра, Печать Кхечари, состоит в повороте языка назад «в полость черепа». [23] запечатывает жидкость бинду , чтобы она не стекала с головы и не терялась, даже когда йог «обнимает страстную женщину». [23] Чтобы сделать язык достаточно длинным и гибким, чтобы его можно было таким образом загибать назад, Кхечаривидья делать надрез на ширину волоса глубоко в уздечке языка советует йогу раз в неделю . Шесть месяцев такого лечения разрушают уздечку, в результате чего язык может складываться назад; затем йогу рекомендуется попрактиковаться в вытягивании языка, придерживая его тканью, удлинять его и научиться касаться поочередно каждого уха и основания подбородка. Говорят, что после шести лет практики, которую нельзя торопить, язык способен закрыть верхний конец канала сушумны. [26]

Ваджроли Мудра

[ редактировать ]

Ваджроли мудра, Печать Ваджроли, требует от йога сохранять семя , либо научившись не выпускать его, либо, если оно высвобождается, вытягивая его через уретру из влагалища «женщины, посвятившей себя практике йоги». [27]

Боевые искусства

[ редактировать ]

Некоторые азиатских боевых искусств формы содержат позиции (по-японски: in ), идентичные этим мудрам. [28] Буддизм Тэндай и Сингон заимствовал предположительно мощные жесты из буддизма Миккё, которые до сих пор можно найти во многих Корю («старых») боевых искусствах Рю (школах), основанных до 17 века. Например, «рука-нож» или жест Шуто тонко скрыт в некоторых ката Корю и в буддийских статуях, символизируя меч просветления. [29]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Британская энциклопедия . (2010). «мудра (символические жесты)» . Проверено 11 октября 2010 г.
  2. ^ «Слово мудра в санскритско-английском онлайн-словаре Монье-Вильяма: «Н. участия. положения или переплетения пальцев (24 числа, обычно практикуемые в религиозном поклонении и предположительно обладающие оккультным значением и магической эффективностью Даш ( Дашакумара-чарита ). Сарвад . Каранд . RTL. 204; 406)" " . Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 г. Проверено 13 мая 2012 г.
  3. ^ Конгтрул, Джамгон (автор); (Английские переводчики: Гуариско, Элио; Маклеод, Ингрид) (2005). Сокровищница знаний (шес бья кун ла кхьяб паи мдзод). Книга шестая, часть четвертая: Системы буддийской тантры, Неразрушимый путь тайной мантры . Болдер, Колорадо, США: Публикации Snow Lion. ISBN   1-55939-210-X (алк.бумага), стр.493
  4. ^ Монье-Вильямс, Монье (1872). «Мудра». Санскритско-английский словарь . Кларендон.
  5. ^ Басвелл, Роберт младший , изд. (2013). Принстонский словарь буддизма . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 2. ISBN  9780691157863 .
  6. ^ «Абхая Мудра Жест рассеивания страха» . Проверено 3 февраля 2019 г. Однажды Будда шел через деревню. Девадатта напоил алкоголем особенно разъяренного слона по имени Налагири и заставил его напасть на Будду. Разъяренный бык бросился к Будде, который протянул руку, чтобы коснуться хобота животного. Слон почувствовал метту, любящую доброту Будды, которая сразу его успокоила. Животное остановилось перед Буддой и склонилось на колени в знак покорности.
  7. ^ Шоу, Миранда Эберле (2006). Буддийские богини Индии . Издательство Принстонского университета. стр. 17–27 . ISBN  978-0-691-12758-3 .
  8. ^ Вессантара, Встреча с Буддами: Путеводитель по буддам, бодхисаттвам и тантрическим божествам , стр. 74-76, 1993, Windhorse Publications, ISBN   0904766535 , 9780904766530, книги Google
  9. ^ Т.В. Рис Дэвидс, доктор философии. доктор юридических наук; Виктория Чарльз (24 ноября 2014 г.). 1000 гениальных Будд . Паркстоун Интернэшнл. п. 515. ИСБН  978-1-78310-463-5 .
  10. ^ объяснение буддийских мудр
  11. ^ Японская система пользователей сети по архитектуре и искусству . «ЯАНУС / мида-но-джоуин 弥陀定印» . Проверено 2 июля 2016 г.
  12. ^ написано; Пиво, иллюстрация Роберта (2003). Справочник тибетских буддийских символов (1-е изд.). Чикаго (Иллинойс): Сериндия. п. 228. ИСБН  978-1932476033 .
  13. ^ https://www.google.co.in/books/edition/Mudras_of_Yoga/NacaAwAAQBAJ?hl=en&gbpv=1&dq=chin+mudra&printsec=frontcover
  14. ^ Перевод джнянамудры как «жеста знания» см.: Stutley 2003 , p. 60.
  15. ^ Ширер, Алистер (2020). История йоги : от древней Индии до современного Запада . Лондон: Издательство Херст. п. 19. ISBN  978-1-78738-192-6 .
  16. ^ «Тайский классический танец | Азиатский традиционный театр и танец» . 2 октября 2017 г.
  17. ^ Деви, Рагини. Танцевальные диалекты Индии Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN   81-208-0674-3 . Стр. 43.
  18. ^ Барба и Саварезе 1991 , стр. 136
  19. ^ Перейти обратно: а б Сарасвати, Сатьянанда (1997). Асана Пранаяма Мудра Бандха . Мангер, Бихар, Индия: Бихар Йога Бхарти. п. 422. ИСБН  81-86336-04-4 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Мэллинсон и Синглтон, 2017 , стр. 242.
  21. ^ Перейти обратно: а б Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 237–238, 241.
  22. ^ Перейти обратно: а б Мэллинсон и Синглтон, 2017 , стр. 242, 245.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Мэллинсон и Синглтон, 2017 , стр. 241, 244–245.
  24. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 242, 250–252.
  25. ^ Mallinson & Singleton 2017 , стр. Глава 6, особенно страницы 228–229.
  26. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 247–249.
  27. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 242–243, 250–252.
  28. ^ Джонсон 2000 , с. 48.
  29. ^ Муромото, Уэйн (2003) Мудра в боевых искусствах. Архивировано 15 декабря 2007 г. в Wayback Machine . . Проверено 20 декабря 2007 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Сондерс, Эрнест Дейл (1985). Мудра: исследование символических жестов в японской буддийской скульптуре . Издательство Принстонского университета. ISBN   978-0-691-01866-9 .
  • Хирши, Гертруда. Мудры: йога в ваших руках .
  • Тайсен Мията: Исследование ритуальных мудр в традиции Сингон: феноменологическое исследование восемнадцати способов эзотерического чтения в традиции Коясан . Имя издателя
  • Ачарья Кешав Дев: Мудры для исцеления; Мудра Вигьян: Образ жизни . Ачарья Шри Энтерпрайзис, 1995. ISBN   9788190095402 .
  • Гаури Деви: Эзотерические мудры Японии . Международный. Академия индийской культуры и Адитья Пракашан, 1999. ISBN   9788186471562 .
  • Локеш Чандра и Шарада Рани: Мудры в Японии . Книги Ведамса, 2001. ISBN   9788179360002 .
  • Эмма И. Гоникман: ​​Даосские лечебные жесты . YBK Publishers, Inc., 2003. ISBN   9780970392343 .
  • Фредрик В. Банс: Мудры в буддийских и индуистских практиках: иконографический анализ . ДК Принтмир, 2005. ISBN   9788124603123 .
  • А.С. Умар Шариф: Раскрытие целительной силы в ваших руках: система 18 мудр цигун . Схолари, Инк, 2006. ISBN   978-0963703637 .
  • Дхирен Гала: Здоровье на кончиках пальцев: Мудра-терапия, часть Аюрведы, очень эффективна, но ничего не стоит . Навнеет, 2007. ISBN   9788124603123 .
  • К. Рангараджа Айенгар: Мир мудр/здоровья и других мудр . Книжный дом «Сапна», 2007. ISBN   9788128006975 .
  • Суман К. Чиплункар: Мудры и перспективы здоровья: индийский подход . Абхиджит Пракашана, 2008. ISBN   9788190587440 .
  • Ачарья Кешав Дев: Исцеляющие руки (наука йоги-мудры) . Ачарья Шри Энтерпрайзис, 2008. ISBN   9788187949121 .
  • Каин Кэрролл и Ревитал Кэрролл: Мудры Индии: подробное руководство по жестам рук в йоге и индийском танце . Поющий дракон, 2012. ISBN   9781848190849 .
  • Джозеф и Лилиан Ле Пейдж: Мудры для исцеления и трансформации . Интегративная йогатерапия, 2013. ISBN   978-0-9744303-4-8 .
  • Токи, Хорю; Кавамура, Сейичи, тр. (1899). «Си-до-ин-дзоу; жесты служителей мистических церемоний сект Тендай и Сингон» , Париж, Э. Леру.
  • Адамс, Осень: Маленькая книга мудрых медитаций . Рокридж Пресс, 2020. ISBN   9781646114900 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3ad5e8385b468f659714d42a12f1ec43__1718134440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/43/3ad5e8385b468f659714d42a12f1ec43.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mudra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)