Бинду (символ)
Бинду ( санскрит : बिंदु ) — санскритское слово, означающее «точка», «капля» или «точка».
Философия
[ редактировать ]В индуистской метафизике бинду считается точкой, в которой начинается творение и может стать единством . Его также называют «священным символом космоса в его непроявленном состоянии». [1] [2] Бинду — это точка, вокруг которой создается мандала , представляющая Вселенную. [3]
Бинду часто сливается с [семенем] (или спермой ) и яйцеклеткой . В Йогачудамани Упанишад Бинду представляет собой двойственность: белый Бинду представляет шукла (чистый), а красный Бинду представляет махараджа ( мастерство ). Белый Бинду находится в бинду-висарге и связан с Шивой и Луной , тогда как красный Бинду находится в муладхара -чакре и связан с Шакти и Солнцем . [4] В йоге союз этих двух частей приводит к восхождению кундалини в сахасрару . [5]
В тибетском буддизме бинду является компонентом тонкого тела , которое состоит из капель (тибетский: ཐིག་ལེ thig le ) и ветров (тибетский: རླུང rLung ). [6]
Чакра
[ редактировать ]Тантрические чакры |
---|

В Тантре Бинду (или Бинду висарга — «падающая капля») — это точка на затылке, где у брахманов растет пучок волос . [7] [8] Эта точка находится ниже сахасрара -чакры и выше аджна -чакры и представлена полумесяцем с белой каплей. Он представляет собой проявление таких творений, как сознание . [9]
Чакра визуализируется в виде лотоса с 23 лепестками. Его символом является луна, которая поддерживает рост растительности. Кришна сказал в Бхагавад-гите XV/13: «Становясь нектарной луной, я питаю все растения». Его божество — Шива , которого изображают с полумесяцем в волосах. [ нужна ссылка ]
В хатха-йоге
[ редактировать ]
В хатха-йоге Бинду -Висарга считается источником жидкости Бинду, которая содержит нектар ( амриту ) и яд. [11] Бинду отождествляется со семенем и контролируется такими техниками, как Випарита Карани и Кхечари Мудра . [10] Жидкость высвобождается из Бинду-висарги и может храниться в лалана-чакре и очищаться в Вишуддха -чакре. Когда Вишудха неактивна, жидкость течет в манипура- чакру, где она расходуется (что приводит к физическому упадку). Согласно «Хатха-йога-прадипике» , практикующий хатха-йогу может продлить свою жизнь, контролируя поток жидкости. [12] Посредством практики Кхечари мудры практикующий может управлять потоком жидкости из лаланы в Вишуддху (где она очищается до амриты). [ нужна ссылка ]
Практики
[ редактировать ]Упражнения для бинду-чакры: [13]
- Агнисара Крия
- Уджайи Пранаяма с Кхечари Мудрой и Джаландхара Бандхой
- Випаритакарани (как мудра)
- Ширшасана
- Сарвангасана
Существуют также специальные медитации на Бинду-чакру. [14]
См. также
[ редактировать ]- Биндудам Храм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ханна 1979 , с. 171.
- ^ Ранганатананда 1991 , с. 21.
- ^ Шакья 2000 , стр. 82–83.
- ^ Сарасвати 1996 , с. 144.
- ^ Кумар 2000 , с. 94.
- ^ http://studybuddhism.com/web/en/archives/e-books/unpublished_manuscripts/developing_balanced_sensitivity/pt5/sensitivity_17.html Цепляясь за естественные функции разума ради безопасности. Александр Берзин
- ^ Сарасвати 1996 , с. 21.
- ^ Кумар 2000 , стр. 8–9.
- ^ Сарасвати 1996 , с. 143.
- ^ Jump up to: а б Мэллинсон и Синглтон, 2017 , стр. 32, 180–181.
- ^ Сарасвати, стр.141-142.
- ^ Хатха-йога прадипика .
- ^ Махешварананда 2004 , Упражнения для бинду-чакры.
- ^ Махешварананда, Парамханс Свами (2004). «Практики медитации для бинду-чакры» . Скрытая сила в людях: чакры и Кундалини . Ибера Верлаг. ISBN 3-85052-197-4 .
Источники
[ редактировать ]- Кханна, Мадху (1979). Янтра: тантрический символ космического единства . Темза и Гудзон.
- Кумар, Равиндра (2000). Кундалини для начинающих: кратчайший путь к самореализации . Ллевеллин по всему миру.
- Махешварананда, Парамханс Свами (2004). «Упражнения для бинду-чакры» . Скрытая сила в людях: чакры и Кундалини . Ибера Верлаг. ISBN 3-85052-197-4 .
- Мэллинсон, Джеймс ; Синглтон, Марк (2017). Корни йоги . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-241-25304-5 . OCLC 928480104 .
- Ранганатананда, Свами (1991). Человеческое существо в глубине: научный подход к религии . СУНИ Пресс. п. 21. ISBN 0791406792 .
- Сарасвати, Сатьянанда (1996). Кундалини Тантра . Бихарская школа йоги.
- Шакья, Милан (2000). «Основные понятия Мандалы» . Голоса истории . 15 (1): 81–87. дои : 10.3126/voh.v15i1.70 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рана, Дипак (2012). Янтра, мантра и тантризм: полное руководство . Непрадака Пресс.