Шикха (прическа)
Шикха санскрит ( ) : शिखा , латинизированный : shikha держит на затылке — это пучок волос, который индус после постриг . [ 1 ] Хотя традиционно считается важным признаком индуиста, [ 2 ] сегодня его в основном носят брахманы , особенно те, кто служит храмовыми священниками . [ 3 ]
Номенклатура
[ редактировать ]Шикха буквально означает «гребень» или «пучок» на санскрите. [ 4 ] Прическа называется джутту или шикхе на каннаде, чоти на хинди, тики на бенгали, чурки на бходжпури, кудуми на малаялам и тамильском языке, чойн на одиа, шенди на маратхи и тупи на непальском. [ 5 ] [ 6 ]
Описание
[ редактировать ]Шикха ) сосредоточение на духовной означает однонаправленное ( эканта цели и преданность Богу. Это также показатель чистоты и личной жертвы Богу. Согласно текстам Смрити , всем индусам обязательно носить шихху . [ 7 ] особенно для дваждырожденных (посвященных священным шнуром, называемым яджнопавита ). [ 8 ] Считается, что человек, не держащий пучок, не получает всех достоинств религиозных церемоний. Для искупления рекомендуется удалить пучок с помощью аскезы, называемой таптакриччра врата . [ 9 ]
Его рекомендуется носить в центре головы, поскольку считается, что именно в этой области тела божество Брахма духовно обитает и, как говорят, рождается фонтан света. Согласно школе Тантры , шиха , как говорят, представляет собой отверстие, через которое человеческий дух входит в тело во время рождения и покидает его после смерти, и, следовательно, также считается фокусной точкой духа. В этой традиции считается, что преданный, носящий пучок, способен спокойно встретить любое событие в жизни. [ 10 ] Манусмрити . предписывает носить пучок во время купания, подачи милостыни, подношения огню и во время молитвы [ 11 ]
приобрела Считается , что шиха известность во время составления текстов Сутр . В Катьяяна Грихья Сутре говорится, что по случаю жертвоприношения все волосы и бороды, за исключением шихи, должны быть сбриты. В «Гобхила Грихья Сутре» говорится, что шиха мальчика должна быть организована в соответствии с обычаями его семьи. [ 12 ]
Процедура
[ редактировать ]Традиционно индуистские мужчины в детстве сбривают все волосы во время самскары или ритуала, известного как чудакарана . [ 13 ] На макушке оставляют прядь волос ( сахасрара ). [ 14 ] В отличие от большинства других восточных культур, где во время церемонии совершеннолетия удалялись детские пряди волос, похожие на шиху, в Индии эту прическу в препубертатном возрасте оставляют расти на протяжении всей жизни мужчины, хотя обычно только самые религиозные мужчины продолжают эту прическу. [ нужна ссылка ]
Расположение пучка предлагается по-разному, по-разному среди ученых и сообществ. Яджнавалкья Смрити , например, предписывает сохранять пучок в соответствии с готрой ( кланом): [ 15 ]
Людям, принадлежащим Васиштха Готре, следует держать прядь по направлению к правой части волос; Атри и Кашьяпа с обеих сторон; бритый Бхригу; Ангираса — пять пучков — ради благоприятности; другие по обычаю своей семьи.
В том же тексте также цитируются « Грхья-сутры »: [ 16 ]
Молча расчесав волосы, он укладывает оставшиеся локоны в соответствии с манерой своего предка Риши или в соответствии с тем, к какой семье он принадлежит.
В популярной культуре
[ редактировать ]В своей автобиографии Мохандас К. Ганди пишет о своей встрече со Свами Шраддханандом : [ 17 ]
Ему было больно скучать по шихе (пучку волос) на моей голове и священной нити на моей шее, и он сказал: «Мне больно видеть тебя, верующего индуса, идущего без священного шнура и шиххи. Это два внешних символа индуизма, и каждый индус должен их носить». ... [T] он шиха считался обязательным старейшинами. Однако накануне моего отъезда в Англию я избавился от шихы, чтобы, когда я буду без шапки, она не выставила бы меня на посмешище и не заставила бы меня выглядеть, как мне тогда казалось, варваром в глазах англичан. На самом деле это трусливое чувство завело меня так далеко, что в Южной Африке я попросил своего двоюродного брата Чхаганлала Ганди, который религиозно носил шихху, покончить с этим. Я боялся, что это может помешать его общественной деятельности, и поэтому, даже рискуя причинить ему боль, заставил его избавиться от этого.
- История моих экспериментов с истиной, часть V
Считается, что Чанакья отменил свою шиху после того, как его оскорбил король Дхана Нанда из династии Нанда , поклявшись не делать этого, пока он не добьется разрушения династии. [ 18 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Дикшитар из Чидамбарама с шихой .
-
Индуистский ребенок с шихой.
-
Преданный ИСККОН с шихой.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Умайр Мирза (1 октября 2003 г.). Краткая энциклопедия индуизма . п. 171.
- ^ Шарма, Арвинд (2003). Изучение индуизма . Университет Южной Каролины Press. п. 3. ISBN 978-1-57003-449-7 .
- ^ Лоу, Скотт (28 июля 2016 г.). Волосы . Издательство Блумсбери США. п. 86. ИСБН 978-1-62892-221-9 .
- ^ Фейерштейн, Георг (16 августа 2022 г.). Энциклопедия йоги и тантры . Публикации Шамбалы. п. 336. ИСБН 978-1-61180-185-9 .
- ^ О'Мэлли, Льюис Сидней Стюард (1935). Популярный индуизм: религия масс . Архив Кубка. п. 116.
- ^ Хейс, Джеффри. «ДЕТИ В НЕПАЛЕ | Факты и подробности» . factsanddetails.com . Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ Бхагавата-пурана 6.8.8.
- ^ Бхагавата-пурана 6.19.7.
- ^ Пандей, Раджбали (1969). Индуистские самскары: социально-религиозное изучение индуистских таинств . Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0396-1 – через Интернет-архив.
- ^ Чаттерджи, Гаутам (2001). Священные индуистские символы . Публикации Абхинава. п. 49. ИСБН 978-81-7017-397-7 .
- ^ Бхалла, Прем П. (2006). Индуистские обряды, ритуалы, обычаи и традиции: от А до Я индуистского образа жизни . Пустак Махал. п. 132. ИСБН 978-81-223-0902-7 .
- ^ Кришна Мурти (1982). Прически в древнеиндийском искусстве . п. 12.
- ^ Сегал, Сунил (1999). Энциклопедия индуизма Саруп и сыновья. п. 1067. ИСБН 978-81-7625-064-1 .
- ^ Повседневная жизнь в Древней Индии, Жаннин Обуайе , ISBN 1-84212-591-5 , стр. 164-5.
- ^ Офис Панини Бхуванешвари Асрама Бахадургандж (1909 г.). Яджнавалкьяс Смрити Вол-и (на английском и хинди).
- ^ Офис Панини Бхуванешвари Асрама Бахадургандж (1909 г.). Яджнавалкьяс Смрити Вол-и . п. 47.
- ^ Ганди, Мохандас К. (12 сентября 2017 г.). Автобиография: или история моих экспериментов с истиной . Открытые дорожные медиа. п. 382. ИСБН 978-1-5040-4816-3 .
- ^ Гаррет, Джон (28 марта 2023 г.). Классический словарь Индии . Совет директоров – Книги по запросу. п. 126. ИСБН 978-3-382-16152-1 .