Jump to content

Двиджа

Двиджа ( санскрит : द्विज) означает «дваждырожденный». Эта концепция основана на вере в то, что человек сначала рождается физически, а позднее рождается во второй раз духовно, обычно когда он проходит обряд посвящения , который направляет его в школу ведического изучения. [ 1 ] [ 2 ] Этот термин также относится к членам трех варн в традиционной индуистской социальной системе или социальным классам — брахманам (священникам и учителям), кшатриям (воинам) и вайшьям торговцам), чья самскара посвящения Упанаяны (земледельцам, пастухам и рассматривалось как второе или духовное рождение. [ 1 ] [ 2 ]

Слово Двиджа не встречается ни в каких Ведах и Упанишадах , а также не встречается ни в одной литературе Веданги, такой как Шраута-сутры или Грихья-сутры. [ 3 ] Это слово почти не встречается в литературе Дхармасутры . [ 3 ] Все больше упоминаний о нем появляется в текстах Дхармасастр, относящихся к текстам середины и конца I тысячелетия нашей эры. Присутствие слова Двиджа указывает на то, что текст, вероятно, является индийским текстом средневековой эпохи. [ 3 ]

Значение двух рождений

[ редактировать ]
Церемония нити Упанаянам, отмечающая посвящение в Двиджу.

«Двиджа» означает «дваждырожденный»: первое рождение — физическое, а второе — «духовное». [ 4 ] Второе «рождение» происходит, когда человек начинает выполнять свою роль в обществе во время Упанаяны посвящения церемонии . Например, брамина отправляют в школу для изучения и следования Брахмопадеше (проповеди, совета) в вопросах природы Брахмана , высшей реальности . Традиционно кшатрий начинал учиться владению оружием, а вайшья начинал торговое обучение. [ 4 ]

Предпосылка концепции Двиджа заключалась в том, что человек рождается физически через своих родителей дома, духовно – через своего учителя в школе ( гурукул ), который помогает ученику сформировать разум и реализовать себя. [ 5 ] [ 6 ]

Литература

[ редактировать ]

Слово Двиджа и его эквивалент, такой как Двиджати , не встречаются ни в каких Ведах , ни в Упанишадах , ни в какой-либо литературе Веданги, такой как Вьякарана , Шикша , Нирукта , Чанды , Шраута-сутры или Грихья-сутры. [ 7 ] Такие слова, как Двиджанман, появляются в главе 1.60 Ригведы, но контекст - не люди, а «огонь», однажды рожденный на небесах, а затем принесенный и рожденный снова на земле. [ 7 ]

Этот термин отсутствует во всех теологических и ритуальных текстах, предшествующих II веку до нашей эры, а также в самых ранних текстах Дхармасутры . Впервые оно появляется в «Гаутама Дхармасутре», но не в том контексте, который был понят позже. [ 3 ]

Первое значительное упоминание слова Двиджа происходит в Ману Смрити (166 упоминаний), составленном между 2 и 3 веками нашей эры. В Яджнавалкья Смрити , составленном в 4 или 5 веке нашей эры, это слово упоминается реже (40 раз). В крупных индуистских эпосах « Вальмики Рамаяна» и «Махабхарата» слово Двиджа упоминается 214 и 1535 раз соответственно. [ 7 ] [ примечание 1 ] Это, как утверждает Патрик Оливель , позволяет предположить, что Двиджа — это не ведическая или древняя традиция индуизма, а нововведение, появившееся где-то в 1-м тысячелетии нашей эры. [ 7 ] Это слово является важным научным маркером, позволяющим идентифицировать текст как вероятный из средневековой Индии. [ 3 ]

Подразумеваемое

[ редактировать ]

Двиджа в средневековых индийских текстах относится к представителям первых трёх варн браминам , кшатриям и вайшьям . Ашвалаяна указывает , Сутра что ребенок, не являющийся двиджей, также может быть отнесен к категории двиджа, если он желает выполнять обязанности, связанные с этими варнами. [ 4 ]

Церемония инициации (упанаяна) наделяет посвященных мужчин священной нитью — петлей, которую носят рядом с кожей через левое плечо и через правое бедро. [ нужна ссылка ] Эта Двиджа-церемония была рекомендована в текстах средневековой эпохи для брахманов (священников и учителей), кшатриев (воинов) и вайшьев (торговцев) до того, как они открыли свои школы. Напротив, в этих текстах шудры считались непригодными для участия в Двиджа-церемонии и формальном обучении. [ 8 ]

Некоторые санскритские тексты представляют иную точку зрения. Махабхарата, например, утверждает, что шудра, обладающий сдержанностью и чистым поведением, подобен двидже , и предполагает, что шудры могут обладать ведическими знаниями. [ 8 ] С 19 века концепция Двиджи подвергается все большему сомнению. Женщины стали изучать санскрит и ведические предметы, особенно в государственных высших учебных заведениях Индии, распевали ведические стихи и даже предлагали свои услуги в качестве специалистов по брахманским ритуалам. [ нужна ссылка ]

Индуистские тексты предлагают противоречивое мнение о том, был ли доступ к гуру и образованию ограничен мужчинами и определенными варнами (социальными классами или кастами). [ 9 ] [ 10 ] Веды и Упанишады никогда не упоминают каких-либо ограничений ни по признаку пола, ни по варне . [ 9 ] Упанишады утверждают, что рождение человека не определяет его право на духовное знание, имеют значение только его усилия и искренность. [ 10 ] Некоторые Дхармасутры и Дхармашастры, такие как Параскара Грихьясутра, Гаутама Смрити и Яджнавалкья Смрити, заявляют, что все четыре варны подходят для всех областей знаний; в то время как стихи Манусмрити утверждают, что изучение Вед доступно только мужчинам трех варн, но недоступно Шудре и женщинам. [ 9 ] [ 10 ]

Брахманские центры обучения были открыты для всех каст Двиджа, утверждает Ромила Тапар, и «похоже, что они привлекали в основном учеников-брахманов». [ 11 ] Ограничения Двиджи могут быть теоретическими, поскольку большинство студентов приобретали свои экономически полезные навыки посредством ученичества в своей семье или в гильдиях. [ 11 ] Другие ученые также рассматривают концепцию Двиджи как теорию, потому что в действительности в древней и средневековой Индии были ремесленные школы, где все социальные классы, включая шудров, обучались навыкам, и эти ремесленники и рабочие строили сложные произведения искусства, изделия и большие храмы. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

На практике, как утверждают Стелла Крамриш и другие, традиция гуру и доступность образования распространялись на все слои древнего и средневекового общества. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Лиз МакКин утверждает, что концепция гуру была распространена во многих классах и кастах, а ученики, которых привлекает гуру, принадлежат к обоим полам, а также к различным классам и кастам. [ 18 ] Во время движения бхакти в индуизме, которое началось примерно в середине 1-го тысячелетия нашей эры, в число гуру входили женщины и представители всех варн . [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В Махабхарате около 1,8 миллиона слов. Слово Двиджа встречается в среднем один раз на каждые 1170 слов.
  1. ^ Перейти обратно: а б Двиджа , Британская энциклопедия (2014)
  2. ^ Перейти обратно: а б Манилал Бозе (1998). Социальная и культурная история Древней Индии . Концепция. стр. 55–56. ISBN  978-81-7022-598-0 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Патрик Оливель (2012). Сильвия Д'Интино, Катерина Гуензи (ред.). На краю поляны: индийские и сравнительные исследования в честь Чарльза Маламуда . Том 7 библиотеки Школы высоких исследований, религиозных наук: серия «История и просопография». Брепольс, Бельгия. стр. 117–132. ISBN  978-2-503-54472-4 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Джулия Лесли (2003). Авторитет и значение в индийских религиях: индуизм и случай Валмики . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 189 . ISBN  978-0-7546-3431-7 . Проверено 22 февраля 2013 г.
  5. ^ Радха Кумуд Мукерджи (1989). Древнеиндийское образование . Мотилал Банарсидасс. стр. 67–68, 133. стр.  978-81-208-0423-4 .
  6. ^ Джоэл Млеко (1982), Гуру в индуистской традиции , Нумен, Том 29, Fasc. 1, стр. 33-61
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Патрик Оливель (2012). Сильвия Д'Интино, Катерина Гуензи (ред.). На краю поляны: индийские и сравнительные исследования в честь Чарльза Маламуда . Том 7 библиотеки Школы высоких исследований, религиозных наук: серия «История и просопография». Брепольс, Бельгия. стр. 124–126. ISBN  978-2-503-54472-4 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Сурес Чандра Банерджи (1999). Краткая история Дхармашастры . Абхинав. стр. 176–178. ISBN  978-81-7017-370-0 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с К.С. Мурти (1993), Ведическая герменевтика, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120811058 , страницы 14–17.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Арвинд Шарма (2000), Классическая индуистская мысль: введение, Oxford University Press, ISBN   978-0195644418 , страницы 147–158.
  11. ^ Перейти обратно: а б Ромила Тапар (1978). Социальная история Древней Индии: некоторые интерпретации . Ориент Блэксван. п. 126. ИСБН  978-81-250-0808-8 . Проверено 22 февраля 2013 г.
  12. ^ Стелла Крамриш (1958), Традиции индийского мастера, Журнал американского фольклора, том 71, номер 281, страницы 224-230
  13. ^ Сэмюэл Паркер (1987), Художественная практика и образование в Индии: исторический обзор, Журнал эстетического образования, страницы 123-141.
  14. ^ Р. Н. Мисра (2011), Сильписы в Древней Индии: за пределами их приписываемого локуса в древнем обществе , Социолог, Vol. 39, № 7/8, стр. 43-54
  15. ^ Стелла Крамриш (1994), Исследование сакрального искусства Индии (редактор: Барбара Миллер), Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120812086 , страницы 59-66.
  16. ^ Хартмут Шарф (2007), Образование в Древней Индии: Справочник по востоковедению, Brill Academic, ISBN   978-9004125568 , страницы 75-79, 102-103, 197-198, 263-276.
  17. ^ Радха Мукерджи (2011), Древнеиндийское образование: брахманское и буддийское, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120804234 , страницы 174-175, 270-271.
  18. ^ Лиз МакКин (1996), Божественное предприятие: гуру и индуистское националистическое движение, University of Chicago Press, ISBN   978-0226560106 , страницы 14–22, 57–58.
  19. ^ Джон Страттон Хоули (2015), Буря песен: Индия и идея движения бхакти, издательство Гарвардского университета, ISBN   978-0674187467 , страницы 304-310.
  20. ^ Ричард Кикхефер и Джордж Бонд (1990), Святость: ее проявления в мировых религиях, University of California Press, ISBN   978-0520071896 , страницы 116-122.
  21. ^ Шелдон Поллок (2009), Язык богов в мире людей, University of California Press, ISBN   978-0520260030 , страницы 423-431.
[ редактировать ]
  • медиафайлы по теме: Двиджа Викискладе есть
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 230ed9c383af031616afc36b7043606e__1714779300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/6e/230ed9c383af031616afc36b7043606e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dvija - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)