Джатакарма
Часть серии о |
индуизм |
---|
Джатакарман ( санскрит : जातकर्मन्; IAST : Джатакарман; букв. «Родовые обряды») — одна из главных самскар в индуизме, посвященная рождению ребенка. [1] Обычно это частный обряд посвящения, который соблюдают новые родители, родственники ребенка и близкие друзья.
Этимология
[ редактировать ]Джатакарман — составное санскритское слово, имеющее корни Джата и Карман . Слово Джата (जात) буквально означает «рожденный, возникший, порожденный, возникший, вызванный, появившийся». [2] Слово карман (कर्मन्) буквально означает «действие, исполнение, долг, обязательство, любая религиозная деятельность или обряд, достижение». [3] Таким образом, составное слово Джатакарман означает «обряд рождения» или «церемония рождения». [4] [5]
Корень обряда посвящения связан с Джатаком , древним санскритским словом, обозначающим «новорожденного младенца». [5]
Описание
[ редактировать ]Джатакарман — это первый послеродовой обряд посвящения новорожденного в древних текстах индуизма. Он празднует рождение ребенка, а также связь отца с ребенком. [6] Во время традиционного ритуала Джатакармана отец приветствует ребенка, касаясь его губ медом и топленым маслом. Иногда этот ритуал сопровождается чтением ведических гимнов. Первое значение гимнов объясняется в текстах Грихасутры как медхаджанана (санскрит: मेधाजनन), или инициировать ум и интеллект ребенка в чреве мира после того, как формирование тела ребенка завершилось в утробе матери. Вторая часть гимна желает малышке долгих лет жизни. [6]
Литература
[ редактировать ]Брихадараньяка-упанишада, в последней главе, подробно описывающей уроки этапа жизни грихастхи для ученика, описывает этот обряд перехода в стихах с 6.4.24 по 6.4.27 следующим образом: [7]
Когда рождается ребенок, он готовит огонь, кладет ребенка к себе на колени и, налив Пришададжью Дахи (топленого масла) в металлический кувшин, приносит смесь (йогурта) и Гриты в жертву огню, говоря:
«Пусть я, процветая в этом моем доме, накормлю тысячу людей! Пусть удача никогда не подводит в своем роде, с потомством и скотом, Свах!
Я предлагаю тебе [ребенку] в своем уме жизненное дыхание, которое находится во мне, Свах!
Что бы в своей работе я ни сделал слишком много или что бы я ни сделал слишком мало, пусть мудрый Агни исправит это, сделает это правильно, Свах!»
Упанишады включают молитву божеству Сарасвати во время этого обряда посвящения, богине знания и мудрости в индуистской традиции. Сюда же входит трехкратное повторение «Речи, Речи» с утверждением ребенку на ухо отца: «Ты – Веды! Итак, живи сто осеней». [6] [8] По окончании ритуального произнесения отца он подносит ребенка к материнской груди для вскармливания. [7] [8]
Хотя в самых ранних Дхармасутрах Джатакарма и Намакарама рассматриваются как две разные санскары, во многих текстах Грихасутры они превращаются в одну. Ко времени Пантанджали эти два обряда перехода слились в один и завершились в течение первых двух недель после рождения ребенка, обычно примерно на десятый день. [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пандей, Раджбали (1992). Индуистские самскары: социально-религиозное исследование индуистских таинств . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 70–77. ISBN 978-81-208-0396-1 .
- ^ jAta , Санскритско-английский словарь Монье Уильямса, (редакция 2008 г.), Cologne Digital Sanskrit Lexicon, Германия
- ^ Карман , Санскритско-английский словарь Монье Уильямса, (редакция 2008 г.), Cologne Digital Sanskrit Lexicon, Германия
- ^ jAtakarman , Санскритско-английский словарь Монье Уильямса (редакция 2008 г.), Cologne Digital Sanskrit Lexicon, Германия
- ^ Перейти обратно: а б jAtakarman Apte Санскритский словарь английского языка, Чикагский университет
- ^ Перейти обратно: а б с Кэти Джексон (2005), Ритуалы и закономерности в жизни детей, University of Wisconsin Press, ISBN 978-0299208301 , стр. 46.
- ^ Перейти обратно: а б с Поль Дойссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , стр. 534–539
- ^ Перейти обратно: а б с Макс Мюллер, Брихадараньяка Упанишад VI Адхьяя 4 Брахмана 24 , Oxford University Press, стр. 222–224 со сносками.
- ^ Герман Ольденберг, Фридрих Макс Мюллер, Санкхаяна Грихья Сутра в Google Книгах , в Грихья-сутры: Правила ведических домашних церемоний, стр. 51–52.