Jump to content

Джатакарма

Джатакарман ( санскрит : जातकर्मन्; IAST : Джатакарман; букв. «Родовые обряды») — одна из главных самскар в индуизме, посвященная рождению ребенка. [1] Обычно это частный обряд посвящения, который соблюдают новые родители, родственники ребенка и близкие друзья.

Этимология

[ редактировать ]

Джатакарман — составное санскритское слово, имеющее корни Джата и Карман . Слово Джата (जात) буквально означает «рожденный, возникший, порожденный, возникший, вызванный, появившийся». [2] Слово карман (कर्मन्) буквально означает «действие, исполнение, долг, обязательство, любая религиозная деятельность или обряд, достижение». [3] Таким образом, составное слово Джатакарман означает «обряд рождения» или «церемония рождения». [4] [5]

Корень обряда посвящения связан с Джатаком , древним санскритским словом, обозначающим «новорожденного младенца». [5]

Описание

[ редактировать ]

Джатакарман — это первый послеродовой обряд посвящения новорожденного в древних текстах индуизма. Он празднует рождение ребенка, а также связь отца с ребенком. [6] Во время традиционного ритуала Джатакармана отец приветствует ребенка, касаясь его губ медом и топленым маслом. Иногда этот ритуал сопровождается чтением ведических гимнов. Первое значение гимнов объясняется в текстах Грихасутры как медхаджанана (санскрит: मेधाजनन), или инициировать ум и интеллект ребенка в чреве мира после того, как формирование тела ребенка завершилось в утробе матери. Вторая часть гимна желает малышке долгих лет жизни. [6]

Литература

[ редактировать ]

Брихадараньяка-упанишада, в последней главе, подробно описывающей уроки этапа жизни грихастхи для ученика, описывает этот обряд перехода в стихах с 6.4.24 по 6.4.27 следующим образом: [7]

Когда рождается ребенок, он готовит огонь, кладет ребенка к себе на колени и, налив Пришададжью Дахи (топленого масла) в металлический кувшин, приносит смесь (йогурта) и Гриты в жертву огню, говоря:
«Пусть я, процветая в этом моем доме, накормлю тысячу людей! Пусть удача никогда не подводит в своем роде, с потомством и скотом, Свах!
Я предлагаю тебе [ребенку] в своем уме жизненное дыхание, которое находится во мне, Свах!
Что бы в своей работе я ни сделал слишком много или что бы я ни сделал слишком мало, пусть мудрый Агни исправит это, сделает это правильно, Свах!»

Упанишады включают молитву божеству Сарасвати во время этого обряда посвящения, богине знания и мудрости в индуистской традиции. Сюда же входит трехкратное повторение «Речи, Речи» с утверждением ребенку на ухо отца: «Ты – Веды! Итак, живи сто осеней». [6] [8] По окончании ритуального произнесения отца он подносит ребенка к материнской груди для вскармливания. [7] [8]

Хотя в самых ранних Дхармасутрах Джатакарма и Намакарама рассматриваются как две разные санскары, во многих текстах Грихасутры они превращаются в одну. Ко времени Пантанджали эти два обряда перехода слились в один и завершились в течение первых двух недель после рождения ребенка, обычно примерно на десятый день. [9]

  1. ^ Пандей, Раджбали (1992). Индуистские самскары: социально-религиозное исследование индуистских таинств . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 70–77. ISBN  978-81-208-0396-1 .
  2. ^ jAta , Санскритско-английский словарь Монье Уильямса, (редакция 2008 г.), Cologne Digital Sanskrit Lexicon, Германия
  3. ^ Карман , Санскритско-английский словарь Монье Уильямса, (редакция 2008 г.), Cologne Digital Sanskrit Lexicon, Германия
  4. ^ jAtakarman , Санскритско-английский словарь Монье Уильямса (редакция 2008 г.), Cologne Digital Sanskrit Lexicon, Германия
  5. ^ Перейти обратно: а б jAtakarman Apte Санскритский словарь английского языка, Чикагский университет
  6. ^ Перейти обратно: а б с Кэти Джексон (2005), Ритуалы и закономерности в жизни детей, University of Wisconsin Press, ISBN   978-0299208301 , стр. 46.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Поль Дойссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120814684 , стр. 534–539
  8. ^ Перейти обратно: а б с Макс Мюллер, Брихадараньяка Упанишад VI Адхьяя 4 Брахмана 24 , Oxford University Press, стр. 222–224 со сносками.
  9. ^ Герман Ольденберг, Фридрих Макс Мюллер, Санкхаяна Грихья Сутра в Google Книгах , в Грихья-сутры: Правила ведических домашних церемоний, стр. 51–52.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5c39366e0fb227851af49385476565f2__1713251880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/f2/5c39366e0fb227851af49385476565f2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jatakarma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)