Ведический метр
Ведический размер относится к поэтическому размеру в ведической литературе. Изучение ведического размера, наряду с постведическим размером, является частью Чанды , одной из шести дисциплин Веданги . [1]
Обзор
[ редактировать ]Метр | Слоговая структура | Количество стихов [3] | Примеры [4] |
---|---|---|---|
Гаятри | 8 8 8 | 2447 | Ригведа 7.1.1-30, 8.2.14 [5] |
Ушних | 8 8 12 | 341 | Ригведа 1.8.23-26 [6] |
Анустубх | 8 8 8 8 | 855 | Ригведа 8.69.7-16, 10.136.7 [7] |
Брихати | 8 8 12 8 | 181 | Ригведа 5.1.36, 3.9.1-8 [8] |
Панкти | 8 8 8 8 + 8 | 312 | Ригведа 1.80–82. [9] |
Триштубх | 11 11 11 11 | 4253 | Ригведа 4.50.4, 7.3.1-12 [10] |
В Джагате | 12 12 12 12 | 1318 | Ригведа 1.51.13, 9.110.4-12 [11] |
Помимо этих семи, есть четырнадцать менее частых слоговых размеров ( Варна-вритта или Акшара-чанды ): [12]
- 8. Атиягати (13х4); 9. Саккари (14х4); 10. Атишакари (15х4); 11. Ашти (16х4);
- 12. Атяшти (17х4); 13. Дхрити (18х4); 14. Атидхрити (19x4); 15. Крити (20х4);
- 16. Пракрити (21х4); 17. Акрити (22x4): 18. Викрити (23x4); 19. Санкрити (24x4);
- 20. Атикрити (25х4); 21. Уткрити (26х4).
Примечание: все счетчики имеют несколько разновидностей (от 2 до 30 в зависимости от корпуса).
- Существует также метр под названием Дандака , который является общим названием других метров этого класса, превышающих размер (26х4) Уткрити ( Дандака занимает 22-е место в списке, составленном Х.С. Вильсоном). [13] ).
В Ведах встречается еще несколько второстепенных размеров, два примера которых приведены ниже:
Разработка
[ редактировать ]Е. В. Арнольд разделил гимны Ригведы на четыре периода, частично по языковому признаку, частично по размеру. [16]
В самый ранний период, который он называет «бардическим», когда часто известны имена отдельных поэтов, используются разнообразные размеры, включая, например, десятисложную версию триштубха ; в некоторых стихотворениях этого периода также часто присутствует ямбический ритм (ᴗ – ᴗ –) во второй части метров триштубх и джагати.
Второй период, «Нормальный», имеет более регулярные размеры.
Третий период, «Кретический», демонстрирует предпочтение критического ритма (- ᴗ -) в слогах с 5 по 7 триштубха и джагати после цезуры в 4-м слоге.
Последний период, названный «Популярный», содержит несколько гимнов, которые также встречаются в сборнике Атхарваведы ; в этот период ануштубх также имеет тенденцию к форме, которую он имел в эпический период, с хореической каденцией (ᴗ – – x) в строках 1 и 3.
Гаятри-метр
[ редактировать ]Самый короткий и самый священный из ведических размеров — это размер Гаятри. [17] Стих состоит из трёх восьмисложных частей ( пада ). [17] [18] Ниже приводится пример начала гимна Ригведы размером Гаятри:
Гимн:
Сыновья Индры, сыновья Индры, великие сыновья Индры, сыновья Индры, сыновья Арки дали ему голос Индры.
Транслитерация в формате 3x8:
Индрам ид Гатино Брихад
индрам аркебхир аркинах
индрам ва́нир анушата
Музыкальные ритмы:
/ – ᴗ – – / ᴗ – ᴗ ᴗ /
/ – ᴗ – – / ᴗ – ᴗ – /
/ – – – – / ᴗ – ᴗ – /
/ДУМ да ДУМ ДУМ /да ДУМ да да/
/ДУМ да ДУМ ДУМ /да ДУМ да ДУМ/
/ДУМ ДУМ ДУМ ДУМ /да ДУМ да ДУМ/
Перевод:
Певчие громко пели Индре :
певцы пели свои песни Индре,
музыканты откликнулись на Индру.
Счетчик Гаятри считается самым изысканным и священным из ведических размеров и продолжает оставаться частью современной индуистской культуры как часть йоги и гимнов медитации на восходе солнца. [19]
Общая схема Гаятри представляет собой строфу из трех восьмисложных строк. Длина слогов варьируется, но ритм имеет тенденцию быть ямбическим (ᴗ – ᴗ –), особенно в каденции (последние четыре слога) каждой строки. Однако есть одна редкая разновидность, используемая, например, в Ригведе 8.2.1–39, в которой каденция хорейная (– ᴗ – x). [20] Другая каденция, которая иногда встречается (особенно в первой строке строфы), — это (ᴗ ᴗ ᴗ x). Последний слог строки может быть длинным или коротким безразлично.
Счетчик Гаятри составляет около 25% всей Ригведы. [21] Единственный размер, который чаще используется в Ригведе, чем в Гаятри, - это размер Тристубха . Структура Гаятри и других ведических размеров более гибкая, чем постведических размеров. [22]
Одним из самых известных стихов Гаятри является Гаятри-мантра , взятая из книги 3.62.10 (последний гимн 3-й книги) Ригведы.
Когда поют Ригведу, исполнители традиционно читают первые две пады Гаятри, не делая перерыва между ними, в соответствии с общепринятым текстом самхиты . Однако, по мнению Макдонелла, «нет оснований полагать, что в исходном тексте второй стих более резко отделялся от третьего, чем от первого». [23] [24] С другой стороны, когда читается Гаятри-мантра обычно делается пауза , после каждой пады .
При наличии паузы короткий слог в конце строки можно считать длинным по принципу brevis in longo .
Хотя Гаятри очень распространена в Ригведе, она рано вышла из употребления и не встречается в санскритской поэзии классического периода. Похожий строфный размер 3х8 имеется в авестийских писаниях древнего Ирана. [25]
Джагати-метр
[ редактировать ]Счетчик джагати состоит из строк по 12 слогов, и его общая схема такова: [26]
- / х – х – / х ᴗ ᴗ – / ᴗ – ᴗ х /
где x = длинный или краткий слог. Иногда в первой половине строки ᴗ – может быть заменено на – ᴗ или наоборот.
Другие авторы делят эту линию иначе. Например, Э. В. Арнольд делит его на три «члена» следующим образом: [27]
- / x – x – / x ᴗ ᴗ / – ᴗ – ᴗ x
Центральный раздел он называет «обрывом», так как в этом месте нарушается преимущественно ямбический ритм вступления.
Первый гимн Ригведы, в котором повсюду используется джагати, - это 1.55, первая строфа которого выглядит следующим образом:
Транслитерация:
дивас цид асйа варима и папратха
индрам на махна́ пртхиви чана прати
бхимас тувишман чаршанибхйа атапах
Шишите ваджрам теджасе на вамсагах
Музыкальные ритмы:
/ ᴗ – ᴗ – / ᴗ ᴗ ᴗ – / ᴗ – ᴗ ᴗ /
/ – – ᴗ – / – ᴗ ᴗ – / ᴗ – ᴗ ᴗ /
/ – – ᴗ – / – – ᴗ – / ᴗ – ᴗ – /
/ ᴗ – – – / – – ᴗ – / ᴗ – ᴗ – /
/да ДУМ да ДУМ / да да да ДУМ / да ДУМ да да /
/ ДУМ ДУМ да ДУМ / ДУМ да да ДУМ / да ДУМ да да /
/ ДУМ ДУМ да ДУМ / ДУМ ДУМ да ДУМ / да ДУМ да ДУМ /
/да ДУМ ДУМ ДУМ / ДУМ ДУМ да ДУМ / да ДУМ да ДУМ /
Перевод:
Хотя даже на просторах этого неба и на земле они разбросаны,
ни небо, ни земля не могут сравниться по величию с Индрой.
Ужасный и очень сильный, причиняющий горе людям,
он точит свою молнию для остроты, как бык.- Ригведа 1.55.1, Переводчик: Ральф Т.Х. Гриффит
Обычно бывает разрыв слова ( цезура ) после пятого слога, но иногда и после четвертого. [26]
Недавнее исследование, включающее почти все 12-сложные строки Ригведы, показало следующий процент длинных (тяжелых) слогов в каждой позиции строки, подтверждая, что 6-я позиция почти всегда короткая (легкая): [28]
- 51%, 87%, 51%, 95%, 67%, 10%, 37%, 97%, 3%, 98%, 1%, 83%
Таким образом, статистика предполагает счетчик как таковой:/ x – x – / – ᴗ ᴗ – / ᴗ – ᴗ x /
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеймс Лохтефельд (2002), «Чандас» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, Vol. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN 0-8239-2287-1 , стр. 140
- ^ Елизаренкова Татьяна Юрьевна (1995). Язык и стиль ведических риши . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 111–121. ISBN 978-0-7914-1668-6 .
- ^ Шарма 2000 , стр. 232.
- ^ Уилсон 1841 , стр. 418–422.
- ^ Арнольд 1905 , стр. 10, 48.
- ^ Арнольд 1905 , с. 48.
- ^ Арнольд 1905 , с. 11, 50 с примечанием ii(a).
- ^ Арнольд 1905 , с. 48, 66 с примечанием 110(i).
- ^ Макдонелл (1916), с. 440.
- ^ Арнольд 1905 , стр. 48 с таблицей 91, 13 с примечанием 48, 279 с таблицей Мандалы VII.
- ↑ Арнольд 1905 , стр. 12 с примечанием 46, 13 с примечанием 48, 241–242 с примечанием 251.
- ^ Нумерация, приведенная ниже, соответствует нумерации Х. Х. Уилсона в цитируемой работе, стр. 422-426.
- ^ Уилсон 1841 , стр. 426.
- ^ Ральф Т.Х. Гриффит, Гимны Ригведы, Приложение II. Метра, 1896 год . Список различных ведических метров см. в « Вирадже ». Проверено 15 ноября 2021 г. .
- ^ Ральф Т.Х. Гриффит, Гимны Ригведы, Приложение II. Метра, 1896 год . Список различных ведических размеров см. в « Какуп или Какубх ». Проверено 15 ноября 2021 г. .
- ^ Арнольд, Е.В. Ведический метр в его историческом развитии , Cambridge University Press, 1905; стр. 12–13, 48.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 392–394.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фриц Стаал (2014). Джеральд Джеймс Ларсон и Элиот Дойч (ред.). Интерпретация через границы: новые очерки сравнительной философии . Издательство Принстонского университета. стр. 217–219. ISBN 978-1-4008-5927-6 .
- ^ Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 393–394.
- ^ Макдонелл, А.А. Ведическая грамматика для студентов , с. 439.
- ^ История санскритской литературы , Артур МакДонелл, Oxford University Press/Appleton & Co, стр. 56
- ^ Стефани Джеймисон; Джоэл Бреретон (2014). Ригведа: Трехтомник . Издательство Оксфордского университета. стр. 71–75. ISBN 978-0-19-972078-1 .
- ^ Макдонелл, А.А. Ведическая грамматика для студентов , с. 438.
- ↑ См. также Гункель и Райан (2018).
- ^ Макдонелл, А.А. Ведическая грамматика для студентов , с. 438.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кипарский, П. (2018). «Индоевропейское происхождение греческого гекзаметра» . В Хакштейн О. и Гункель Д. (2018). Язык и метр (стр. 77–128). Брилл; стр. 91–2.
- ^ Арнольд, Э.В. (1905) Ведический метр в его историческом развитии , Cambridge University Press; п. 13.
- ^ Гункель, Дитер и Райан, Кевин (2011). «Избегание хиатуса и метрификация в Ригведе». В материалах 22-й ежегодной индоевропейской конференции Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе под ред. Джеймисон, Юго-Запад; Мельхерт, ХК; Вайн, Б; п. 57.
- Библиография
- Арнольд, Эдвард Вернон (1905). Ведическая метра в ее историческом развитии . Издательство Кембриджского университета (перепечатка 2009 г.). ISBN 978-1113224446 . (Также здесь )
- Гункель, Дитер и Кевин М. Райан. (2018) «Фонологические доказательства сплоченности падов в ригведическом стихосложении» . В языке и метре , изд. Дитер Гункель и Олав Хакштейн, 34–52 года. Лейден: Брилл.
- Макдонелл, А.А. (1916) Ведическая грамматика для студентов . Приложение II. Ведический метр (стр. 436–447).
- Мюллер, Ф. Макс, Ведические гимны, Часть I ( Священные книги Востока , Том 32)
- Милиус, Клаус (1983) История древнеиндийской литературы , Висбаден.
- Ольденберг, Х. Пролегомены о метре и текстовой истории Ригведы , Берлин, 1888. Тр. В.Г. Паранджпе и М.А. Мехендейл, Мотилал Банарсидасс, 2005 г. ISBN 81-208-0986-6
- Шарма, Арвинд (2000). «О шудрах , сутах и шлоках : почему Махабхарата преимущественно занимает ануштубх -метр?» . Индо-иранский журнал . 43 (2000) (3): 225–278. дои : 10.1163/000000000124994047 . JSTOR 24663308 . S2CID 189770752 . .
- ван Нутен, Б. и Г. Холланд, Ригведа, метрически восстановленный текст , Департамент санскрита и индийских исследований, Гарвардский университет, издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс и Лондон, Англия, 1994.
- Уилке, Аннетт; Оливер Мобус (2011). Звук и коммуникация: эстетическая культурная история санскритского индуизма . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-018159-3 .
- Уилсон, Гораций Хейман (1841). Введение в грамматику санскрита . Мэдден.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гимны Ригведы V1, Том 1 Список размеров.
- Приложение II перевода Гриффита , список названий различных ведических размеров с примечаниями.
- А.А. Макдонелл о ведической метрике . (Содержит только метрическое приложение).
- Ригведа пела . Гимн Индре звучит в 12:28.
- Транслитерированный текст книги Ригведы 1 .
- Гаятри мантра поется