Jump to content

Ведический метр

Ведический размер относится к поэтическому размеру в ведической литературе. Изучение ведического размера, наряду с постведическим размером, является частью Чанды , одной из шести дисциплин Веданги . [1]

Семь основных ведических метров [2]
Метр Слоговая структура Количество стихов [3] Примеры [4]
Гаятри 8 8 8 2447 Ригведа 7.1.1-30, 8.2.14 [5]
Ушних 8 8 12 341 Ригведа 1.8.23-26 [6]
Анустубх 8 8 8 8 855 Ригведа 8.69.7-16, 10.136.7 [7]
Брихати 8 8 12 8 181 Ригведа 5.1.36, 3.9.1-8 [8]
Панкти 8 8 8 8 + 8 312 Ригведа 1.80–82. [9]
Триштубх 11 11 11 11 4253 Ригведа 4.50.4, 7.3.1-12 [10]
В Джагате 12 12 12 12 1318 Ригведа 1.51.13, 9.110.4-12 [11]

Помимо этих семи, есть четырнадцать менее частых слоговых размеров ( Варна-вритта или Акшара-чанды ): [12]

8. Атиягати (13х4); 9. Саккари (14х4); 10. Атишакари (15х4); 11. Ашти (16х4);
12. Атяшти (17х4); 13. Дхрити (18х4); 14. Атидхрити (19x4); 15. Крити (20х4);
16. Пракрити (21х4); 17. Акрити (22x4): 18. Викрити (23x4); 19. Санкрити (24x4);
20. Атикрити (25х4); 21. Уткрити (26х4).

Примечание: все счетчики имеют несколько разновидностей (от 2 до 30 в зависимости от корпуса).

Существует также метр под названием Дандака , который является общим названием других метров этого класса, превышающих размер (26х4) Уткрити ( Дандака занимает 22-е место в списке, составленном Х.С. Вильсоном). [13] ).

В Ведах встречается еще несколько второстепенных размеров, два примера которых приведены ниже:

Вирадж : 4 строки по 10 слогов. [14]
Какубх : 3 строки по 8, 12, 8 слогов. [15]

Разработка

[ редактировать ]

Е. В. Арнольд разделил гимны Ригведы на четыре периода, частично по языковому признаку, частично по размеру. [16]

В самый ранний период, который он называет «бардическим», когда часто известны имена отдельных поэтов, используются разнообразные размеры, включая, например, десятисложную версию триштубха ; в некоторых стихотворениях этого периода также часто присутствует ямбический ритм (ᴗ – ᴗ –) во второй части метров триштубх и джагати.

Второй период, «Нормальный», имеет более регулярные размеры.

Третий период, «Кретический», демонстрирует предпочтение критического ритма (- ᴗ -) в слогах с 5 по 7 триштубха и джагати после цезуры в 4-м слоге.

Последний период, названный «Популярный», содержит несколько гимнов, которые также встречаются в сборнике Атхарваведы ; в этот период ануштубх также имеет тенденцию к форме, которую он имел в эпический период, с хореической каденцией (ᴗ – – x) в строках 1 и 3.

Гаятри-метр

[ редактировать ]

Самый короткий и самый священный из ведических размеров — это размер Гаятри. [17] Стих состоит из трёх восьмисложных частей ( пада ). [17] [18] Ниже приводится пример начала гимна Ригведы размером Гаятри:

Гимн:
Сыновья Индры, сыновья Индры, великие сыновья Индры, сыновья Индры, сыновья Арки дали ему голос Индры.

Транслитерация в формате 3x8:
Индрам ид Гатино Брихад
индрам аркебхир аркинах
индрам ва́нир анушата

Музыкальные ритмы:
/ – ᴗ – – / ᴗ – ᴗ ᴗ /
/ – ᴗ – – / ᴗ – ᴗ – /
/ – – – – / ᴗ – ᴗ – /

/ДУМ да ДУМ ДУМ /да ДУМ да да/
/ДУМ да ДУМ ДУМ /да ДУМ да ДУМ/
/ДУМ ДУМ ДУМ ДУМ /да ДУМ да ДУМ/

Перевод:
Певчие громко пели Индре :
певцы пели свои песни Индре,
музыканты откликнулись на Индру.

- Ригведа 1.7.1, Переводчик: Фриц Стаал [18]

Счетчик Гаятри считается самым изысканным и священным из ведических размеров и продолжает оставаться частью современной индуистской культуры как часть йоги и гимнов медитации на восходе солнца. [19]

Общая схема Гаятри представляет собой строфу из трех восьмисложных строк. Длина слогов варьируется, но ритм имеет тенденцию быть ямбическим (ᴗ – ᴗ –), особенно в каденции (последние четыре слога) каждой строки. Однако есть одна редкая разновидность, используемая, например, в Ригведе 8.2.1–39, в которой каденция хорейная (– ᴗ – x). [20] Другая каденция, которая иногда встречается (особенно в первой строке строфы), — это (ᴗ ᴗ ᴗ x). Последний слог строки может быть длинным или коротким безразлично.

Счетчик Гаятри составляет около 25% всей Ригведы. [21] Единственный размер, который чаще используется в Ригведе, чем в Гаятри, - это размер Тристубха . Структура Гаятри и других ведических размеров более гибкая, чем постведических размеров. [22]

Одним из самых известных стихов Гаятри является Гаятри-мантра , взятая из книги 3.62.10 (последний гимн 3-й книги) Ригведы.

Когда поют Ригведу, исполнители традиционно читают первые две пады Гаятри, не делая перерыва между ними, в соответствии с общепринятым текстом самхиты . Однако, по мнению Макдонелла, «нет оснований полагать, что в исходном тексте второй стих более резко отделялся от третьего, чем от первого». [23] [24] С другой стороны, когда читается Гаятри-мантра обычно делается пауза , после каждой пады .

При наличии паузы короткий слог в конце строки можно считать длинным по принципу brevis in longo .

Хотя Гаятри очень распространена в Ригведе, она рано вышла из употребления и не встречается в санскритской поэзии классического периода. Похожий строфный размер 3х8 имеется в авестийских писаниях древнего Ирана. [25]

Джагати-метр

[ редактировать ]

Счетчик джагати состоит из строк по 12 слогов, и его общая схема такова: [26]

/ х – х – / х ᴗ ᴗ – / ᴗ – ᴗ х /

где x = длинный или краткий слог. Иногда в первой половине строки ᴗ – может быть заменено на – ᴗ или наоборот.

Другие авторы делят эту линию иначе. Например, Э. В. Арнольд делит его на три «члена» следующим образом: [27]

/ x – x – / x ᴗ ᴗ / – ᴗ – ᴗ x

Центральный раздел он называет «обрывом», так как в этом месте нарушается преимущественно ямбический ритм вступления.

Первый гимн Ригведы, в котором повсюду используется джагати, - это 1.55, первая строфа которого выглядит следующим образом:

Транслитерация:
дивас цид асйа варима и папратха
индрам на махна́ пртхиви чана прати
бхимас тувишман чаршанибхйа атапах
Шишите ваджрам теджасе на вамсагах

Музыкальные ритмы:
/ ᴗ – ᴗ – / ᴗ ᴗ ᴗ – / ᴗ – ᴗ ᴗ /
/ – – ᴗ – / – ᴗ ᴗ – / ᴗ – ᴗ ᴗ /
/ – – ᴗ – / – – ᴗ – / ᴗ – ᴗ – /
/ ᴗ – – – / – – ᴗ – / ᴗ – ᴗ – /

/да ДУМ да ДУМ / да да да ДУМ / да ДУМ да да /
/ ДУМ ДУМ да ДУМ / ДУМ да да ДУМ / да ДУМ да да /
/ ДУМ ДУМ да ДУМ / ДУМ ДУМ да ДУМ / да ДУМ да ДУМ /
/да ДУМ ДУМ ДУМ / ДУМ ДУМ да ДУМ / да ДУМ да ДУМ /

Перевод:
Хотя даже на просторах этого неба и на земле они разбросаны,
ни небо, ни земля не могут сравниться по величию с Индрой.
Ужасный и очень сильный, причиняющий горе людям,
он точит свою молнию для остроты, как бык.

Обычно бывает разрыв слова ( цезура ) после пятого слога, но иногда и после четвертого. [26]

Недавнее исследование, включающее почти все 12-сложные строки Ригведы, показало следующий процент длинных (тяжелых) слогов в каждой позиции строки, подтверждая, что 6-я позиция почти всегда короткая (легкая): [28]

51%, 87%, 51%, 95%, 67%, 10%, 37%, 97%, 3%, 98%, 1%, 83%

Таким образом, статистика предполагает счетчик как таковой:/ x – x – / – ᴗ ᴗ – / ᴗ – ᴗ x /

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джеймс Лохтефельд (2002), «Чандас» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, Vol. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN   0-8239-2287-1 , стр. 140
  2. ^ Елизаренкова Татьяна Юрьевна (1995). Язык и стиль ведических риши . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 111–121. ISBN  978-0-7914-1668-6 .
  3. ^ Шарма 2000 , стр. 232.
  4. ^ Уилсон 1841 , стр. 418–422.
  5. ^ Арнольд 1905 , стр. 10, 48.
  6. ^ Арнольд 1905 , с. 48.
  7. ^ Арнольд 1905 , с. 11, 50 с примечанием ii(a).
  8. ^ Арнольд 1905 , с. 48, 66 с примечанием 110(i).
  9. ^ Макдонелл (1916), с. 440.
  10. ^ Арнольд 1905 , стр. 48 с таблицей 91, 13 с примечанием 48, 279 с таблицей Мандалы VII.
  11. Арнольд 1905 , стр. 12 с примечанием 46, 13 с примечанием 48, 241–242 с примечанием 251.
  12. ^ Нумерация, приведенная ниже, соответствует нумерации Х. Х. Уилсона в цитируемой работе, стр. 422-426.
  13. ^ Уилсон 1841 , стр. 426.
  14. ^ Ральф Т.Х. Гриффит, Гимны Ригведы, Приложение II. Метра, 1896 год . Список различных ведических метров см. в « Вирадже ». Проверено 15 ноября 2021 г. .
  15. ^ Ральф Т.Х. Гриффит, Гимны Ригведы, Приложение II. Метра, 1896 год . Список различных ведических размеров см. в « Какуп или Какубх ». Проверено 15 ноября 2021 г. .
  16. ^ Арнольд, Е.В. Ведический метр в его историческом развитии , Cambridge University Press, 1905; стр. 12–13, 48.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 392–394.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фриц Стаал (2014). Джеральд Джеймс Ларсон и Элиот Дойч (ред.). Интерпретация через границы: новые очерки сравнительной философии . Издательство Принстонского университета. стр. 217–219. ISBN  978-1-4008-5927-6 .
  19. ^ Аннетт Уилк и Оливер Мобус 2011 , стр. 393–394.
  20. ^ Макдонелл, А.А. Ведическая грамматика для студентов , с. 439.
  21. ^ История санскритской литературы , Артур МакДонелл, Oxford University Press/Appleton & Co, стр. 56
  22. ^ Стефани Джеймисон; Джоэл Бреретон (2014). Ригведа: Трехтомник . Издательство Оксфордского университета. стр. 71–75. ISBN  978-0-19-972078-1 .
  23. ^ Макдонелл, А.А. Ведическая грамматика для студентов , с. 438.
  24. См. также Гункель и Райан (2018).
  25. ^ Макдонелл, А.А. Ведическая грамматика для студентов , с. 438.
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кипарский, П. (2018). «Индоевропейское происхождение греческого гекзаметра» . В Хакштейн О. и Гункель Д. (2018). Язык и метр (стр. 77–128). Брилл; стр. 91–2.
  27. ^ Арнольд, Э.В. (1905) Ведический метр в его историческом развитии , Cambridge University Press; п. 13.
  28. ^ Гункель, Дитер и Райан, Кевин (2011). «Избегание хиатуса и метрификация в Ригведе». В материалах 22-й ежегодной индоевропейской конференции Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе под ред. Джеймисон, Юго-Запад; Мельхерт, ХК; Вайн, Б; п. 57.
Библиография
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd6c8d9cdd812cf37656c82509852b3c__1703412120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/3c/bd6c8d9cdd812cf37656c82509852b3c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vedic metre - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)