Тристубх (Ведический метр)
Триштубх ( санскрит : त्रिष्टुभ , IPA: [tɽɪˈʂʈʊbʱ] , IAST : Triṣṭubh ) — ведический размер из 44 слогов (четыре пады по одиннадцать слогов в каждой), или любой гимн, составленный на этот размер. Это наиболее распространенный размер Ригведы , на который приходится примерно 40% ее стихов.
Триштубх пада содержит «разрыв» или цезуру после четырех или пяти слогов, обязательно на границе слова и, если возможно, на синтаксическом разрыве.
Структура
[ редактировать ]Разные учёные используют разные методы отображения структуры линии. Так, Герман Ольденберг (1888) разделил строку на три части, поместив один разрыв в цезуре, а другой — за четыре слога до конца: [1]
- ххххх, | хх | – ᴗ – х [2]
- хххх, | ххх | – ᴗ – х
Э. Вернон Арнольд (1905) разделил его на 4+3+4 слога, независимо от цезуры: [3]
- хххх | ххх | – ᴗ – х
Более поздний автор, Х. Н. Рэндл (1957), напротив, делит его на 4 + 4 + 3: [4]
- хххх | ххх – | ᴗ – х
Деление 4 + 4 + 3 также предпочитает сравнительный метрист Пол Кипарски (2018). [5]
Поскольку строка каталектическая , последние четыре слога образуют хореическую каденцию.
Статистика
[ редактировать ]Статистическое исследование 600 строк, проведенное Рэндлом, показывает, что 75% строк триштубха начинаются с ямба (x – x –). На открытие xu – – приходится еще 10%, x – ᴗ ᴗ на 6% и x – – ᴗ на 4%.
Вторая мера, как правило, не является полностью ямбической: x – ᴗ – встречается менее чем в 7% строк, а x – – – почти не встречается. Наиболее распространенными формами второй меры являются x ᴗ ᴗ – (63%) и x ᴗ – – (30%). При использовании x ᴗ – – цезура всегда следует за 4-м слогом.
Другое исследование, проведенное Гункелем и Райаном (2011), основанное на гораздо большем корпусе, подтверждает вышеизложенное и показывает, что склонность к тому, чтобы слог в триштубхе был длинным, наибольшая на 2-й, 4-й, 5-й, 8-й и 10-й позициях слога. линия, а 6-я и 9-я почти всегда короткие. Длинные (тяжелые) слоги встречаются в следующих процентных соотношениях в различных позициях: [6]
- 49%, 86%, 52%, 96%, 63%, 12%, 40%, 97%, 4%, 98% 76%.
Две позиции цезуры (после 4-го или 5-го слога), согласно статистике Рэндла, в целом почти одинаково распространены. Но когда второй такт — ᴗ ᴗ —, цезура после 5-го слога встречается в четыре раза чаще.
Таким образом, суммируя приведенную выше статистику, наиболее распространенной схемой является:
- х – х – | –, ᴗ ᴗ – | ᴗ – х
Но когда цезура стоит после 4-го слога, обычно происходит следующее:
- х – ᴗ –, | ᴗ ᴗ – – | ᴗ – х
Пример
[ редактировать ]Примером строфы триштубх является RV 2.3.1:
- самиддхо агнир нихитах притхивйам
- пратьян вишвани бхуванан и й астхат
- хота паваках прадивах сумедха
- дево деван йаджат у в агнир архан
- « Агни восседает на земле, хорошо зажженный
- он стоит в присутствии всех существ.
- Мудрый, древний Бог, Жрец и Очиститель
- пусть Агни служит богам, ибо он достоин».
- (пер. Ральф Т.Х. Гриффит ; переводчик пытается имитировать размер на английском языке)
Следуя разделению Рэндла, приведенные выше строки можно просмотреть следующим образом:
- ᴗ – – – | –, ᴗ ᴗ – | ᴗ – х
- – – – – | ᴗ, ᴗ ᴗ – | ᴗ – х
- – – – ᴗ | –, ᴗ ᴗ – | ᴗ – х
- – – – –, | ᴗ ᴗ ᴗ – | ᴗ – х
В Авесте есть параллельная строфа из 4x11 слогов с цезурой после четвертого слога.
Позднее использование
[ редактировать ]Стихи Триштубха также используются в более поздней литературе, их архаичные ассоциации используются для подчеркивания «ведического» характера поэзии. Бхагавад -гита , хотя и составлена в основном в шлоках (развитых на основе ведической ануштубх [7] ) перемежается с Триштубхами. Особенно длинный раздел Триштубхов — это глава 11, стихи 15–50.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ольденберг, Х. (1888). Гимны Ригведы , т. е. Метрики и тексто-исторические пролегомены. См. стр. 58 i; цитируется Рэндлом (1957).
- ^ Здесь x = anceps , т.е. либо длинный (тяжелый), либо короткий (легкий).
- ^ Арнольд, Э.В. (1905). Ведическая метрика в ее историческом развитии ; разделы 42–8; цитируется Рэндлом (1957).
- ^ Рэндл, HN (1957). «Образцы «триштубха».» Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , Том. 20, № 1/3. (Исследования в честь сэра Ральфа Тернера, директора Школы восточных и африканских исследований, 1937–57, стр. 459–469.)
- ^ Кипарский, П. (2018). «Индоевропейское происхождение греческого гекзаметра» . В Хакштейн О. и Гункель Д. (2018). Язык и метр (стр. 77–128). Брилл; стр. 89–90.
- ^ Гункель, Дитер и Райан, Кевин (2011). «Избегание хиатуса и метрификация в Ригведе». В материалах 22-й ежегодной индоевропейской конференции Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе под ред. Джеймисон, Юго-Запад; Мельхерт, ХК; Вайн, Б; п. 57.
- ^ Макдонелл, Артур А., Санскритская грамматика для студентов , Приложение II, стр. 232 (Издательство Оксфордского университета, 3-е издание, 1927 г.).