Гангеша
Гангеша Упадхьяй | |
---|---|
Гангеш Упадхьяй | |
Рожденный | Гангеша |
Род занятий | Философ и логик |
Заметная работа | Школа индийской философии Навья Ньяя,Таттвачинтамани |
Область | Митхильский район |
Школа | Школа индийской философии Ньяя |
Язык | санскрит |
Известные идеи | Новая логика |
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
неортодоксальный | |
Гангеша ( санскрит : गङ्गेश उपाध्याय , Упадхьяя ) (первая половина 14 века) — индийский философ , логик и математик из царства Митхила Гангеша . Он основал школу Навья-Ньяя («Новая логика»). Его «Таттвачинтамани» («Драгоценность мысли о природе вещей»), также известная как «Праманачинтамани» («Драгоценность мысли о средствах достоверного знания»), является основным текстом для всех последующих разработок. Логики этой школы были прежде всего заинтересованы в определении своих терминов и понятий, относящихся к небинарным логическим категориям.
Жизнь [ править ]
Гангеша был уроженцем региона Митхила в современном Бихаре . [1] Судя по всему, он родился и вырос в деревне Чадана, однако ее уже невозможно идентифицировать. Позже он жил в деревне Карион, той самой деревне, из которой родом философ Удаяна , и которая находится в двенадцати милях к юго-востоку от города Дарбханга . [2]
Ученые изо всех сил пытались найти точную дату Гангеши, причем наиболее распространенная оценка относит его к концу тринадцатого века, однако по недавним оценкам он теперь отнесен к четырнадцатому веку. [1]
Таттвачинтамани [ править ]
Основополагающий текст Навья-Ньяи разделен на четыре кханды (книги): Пратьякшакханда (книга о восприятии), Ануманакханда (книга умозаключений), Упаманакханда (книга сравнения) и Шабдакханда (книга устных свидетельств). Первая книга открывается приветствием Шиве. [3]
Таттвачинтамани (TC) представляет собой систематическое описание эпистемологии, логики и философии грамматики. Другие темы, такие как доказательства существования Бога, рассматриваются вскользь.
Гангеша называет свое учение Новой Ньяей. Этот термин «Новая Ньяя» не следует понимать как подразумевающий какую-либо большую оригинальность в теории со стороны Гангеши, а скорее как оригинальность в методе. Его работа отличается от древнейшей ньяи тем, что он принимает многие принципы школы вайшешики, а также тем, что учения ньяи объединены в четыре раздела, а не в 16 предметов ( падартха ) Старой ньяи.
Новизна метода Гангеши — это новизна стиля и организации. Он гораздо точнее и тщательнее определяет свои термины, чем его предшественники; эти достоинства его работы ответственны за то, что, возможно, половина литературы Навья-Ньяя основана либо непосредственно на ТК, либо на комментариях к ТК. [4]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Поттер, Карл (1970). Энциклопедия индийской философии, том 6 . Мотилал Банарсидасс. стр. 85–86.
- ^ Видьябхушана, Сатис Чандра (1920). История индийской логики: древние, средневековые и современные школы . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 405–6. ISBN 9788120805651 .
- ^ Видьябхушана, Сатис Чандра (1920). История индийской логики: древние, средневековые и современные школы . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 407. ИСБН 9788120805651 .
- ^ Ингаллс, Дэниел Генри Холмс (1951). Материалы для изучения логики Навья-ньяя . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 5–6. ISBN 9788120803848 .
Внешние ссылки [ править ]
- Филлипс, Стивен. «Гангеша» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Ганери, Жонардон. «Аналитическая философия в Индии раннего Нового времени» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .