Jump to content

Таттвачинтамани

Таттвачинтамани — это трактат на санскрите, написанный индийским логиком и философом XIV века н. э. Гангесой (ок. 1325 г.). Название можно перевести на английский как «Мысль-драгоценность истины». Трактат также известен как Прамана-чинтамани («Драгоценность мысли достоверного знания»). [1]

Трактат открыл новую эру в истории индийской логики. Сатис Чандра Видьябхушана в своей авторитетной 681-страничной истории индийской логики разделил тысячелетнюю историю индийской логики на три иногда пересекающихся периода: древний период (650 г. до н.э. – 100 г. н.э.), средневековый период (100–1200 г. н.э.) и современный период ( с 900 г.). Он также определил определенные стандартные работы как типичных представителей каждого из этих периодов. Таттвачинтамани из Гангеши — это текст, признанный стандартным трудом Нового периода в истории индийской логики. [2] стандартными произведениями для более ранних периодов являются «Ньяя Сутра» Акшапада Гаутамы (древний период) и «Прамана-самуччая» ( Дигнаги средневековый период). О том, что «Таттвачинтамани» пользовалась большой популярностью, свидетельствует появление многочисленных комментариев, написанных в течение столетий, последовавших за появлением книги. Подсчитано, что, хотя оригинальный текст «Таттвачинтамани» насчитывает около 300 страниц, все комментарии вместе взятые содержат около миллиона (10 лакхов) страниц. [3]

Автор Таттвачинтамани

[ редактировать ]

Гангеша Упадхьяя , также известный как Гангешвара Упадхьяя, майтхила-брамин , процветавший в XII веке нашей эры, является автором «Таттвачинтамани». Гангеша был уроженцем Митхилы, родился в деревне Чадана и прожил свою дальнейшую жизнь в деревне Карион на берегу реки Камала, в двенадцати милях к юго-востоку от Дарбханги . Существует легенда о том, что Гангеша в молодости был совершенно неграмотным и умилостивил богиню Кали на месте кремации, примыкающем к дому своего дяди, и получил от нее в качестве дара глубокую эрудицию в науке Логики. Он принадлежал Кашьяпа-готре . Считается, что у него было несколько жен, три сына и дочь. Одним из его сыновей был Вардхамана Упадхьяя, который также был учеником Гангеши. Сам Варадхамана стал великим знатоком ньяи и написал комментарий к Таттвачинтамани под названием «Таттвачинтамани-пракаша», а также несколько других произведений. [4]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Большие разделы трактата еще не переведены на английский или другие индийские языки. В широком смысле «Таттва-Чинтамани» разделена на четыре книги, посвященные соответственно восприятию (пратьякша), умозаключению (анумана), сравнению (упамана) и устному свидетельству (шабда). Согласно доктринам ньяи, это четыре средства получения достоверного знания. Следующие ссылки представляют собой источники, в которых можно найти подробные описания содержания «Таттва-Чинтамани». [5]

Гангеша начинается с благословляющего стиха Шиве. [6]

Комментарии к Таттва-Чинтамани

[ редактировать ]

Таттва-Чинтамани вызвала множество комментариев. Вардхамана Махопадхьяя, сын Гангеши, сам написал комментарий к «Таттва-Чинтамани». В «Истории логики» даются краткие отчеты о 48 комментариях. [7]

  1. ^ Сатис Чандра Видьябхушана (1920). История индийской логики: древние, средневековые и современные школы . Дели: Мотилал Банарсидас. п. 405 . ISBN  9788120805651 .
  2. ^ Сатис Чандра Видьябхушана (1920). История индийской логики: древние, средневековые и современные школы . Дели: Мотилал Банарсидас. п. 7 . ISBN  9788120805651 .
  3. ^ Сатис Чандра Видьябхушана (1920). История индийской логики: древние, средневековые и современные школы . Дели: Мотилал Банарсидас. п. 454 . ISBN  9788120805651 .
  4. ^ Карл Х. Поттер, Сибаджибан Бхаттачарья (1993). Том 6 Энциклопедии индийской философии: Индийский философский анализ Ньяя-Вайшешика от Гангеши до Рагхунатхи Широмани . Мотилал Банарсидасс. п. 85. ИСБН  9788120803077 .
  5. ^ Могут ли логика и критическое мышление навсегда устранить страдания? - Гангеша и его Таттва-чинта-мани , получено 8 ноября 2021 г.
  6. ^ Госвами, Диптимани (май 2014 г.). Исследование категорий ньяваишешика с особым упором на таркасамграху (докторскую диссертацию). Университет Гаухати. п. 11.
  7. ^ Сатис Чандра Видьябхушана. История индийской логики . Мотилал Банарсидасс. стр. 454–487 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Гангеша, Классическая индийская философия индукции: точка зрения ньяя (Переводчик: Кисор Кумар Чакрабарти), ISBN   9780739147054 , ОСЛК   665834163
  • Гангеша, Таттва-чинта-мани («Драгоценность») в переводе Стивена Филлипса, «Драгоценность размышлений об истине об эпистемологии» . 3 тома, Лондон: Блумсбери, 2020.
  • Сатис Чандра Видьябхушана. История индийской логики . Мотилал Банарсидасс. стр. 405–453 .
  • Карл Х. Поттер, Сибаджибан Бхаттачария (1993). Том 6 Энциклопедии индийской философии: Индийский философский анализ Ньяя-Вайшешика от Гангеши до Рагхунатхи Широмани . Мотилал Банарсидасс. стр. 85–311. ISBN  9788120808942 .

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fd53867707f905a92430558590dfcd0e__1712684940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/0e/fd53867707f905a92430558590dfcd0e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tattvachintamani - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)