Таттвачинтамани
Таттвачинтамани — это трактат на санскрите, написанный индийским логиком и философом XIV века н. э. Гангесой (ок. 1325 г.). Название можно перевести на английский как «Мысль-драгоценность истины». Трактат также известен как Прамана-чинтамани («Драгоценность мысли достоверного знания»). [1]
Трактат открыл новую эру в истории индийской логики. Сатис Чандра Видьябхушана в своей авторитетной 681-страничной истории индийской логики разделил тысячелетнюю историю индийской логики на три иногда пересекающихся периода: древний период (650 г. до н.э. – 100 г. н.э.), средневековый период (100–1200 г. н.э.) и современный период ( с 900 г.). Он также определил определенные стандартные работы как типичных представителей каждого из этих периодов. Таттвачинтамани из Гангеши — это текст, признанный стандартным трудом Нового периода в истории индийской логики. [2] стандартными произведениями для более ранних периодов являются «Ньяя Сутра» Акшапада Гаутамы (древний период) и «Прамана-самуччая» ( Дигнаги средневековый период). О том, что «Таттвачинтамани» пользовалась большой популярностью, свидетельствует появление многочисленных комментариев, написанных в течение столетий, последовавших за появлением книги. Подсчитано, что, хотя оригинальный текст «Таттвачинтамани» насчитывает около 300 страниц, все комментарии вместе взятые содержат около миллиона (10 лакхов) страниц. [3]
Автор Таттвачинтамани
[ редактировать ]Гангеша Упадхьяя , также известный как Гангешвара Упадхьяя, майтхила-брамин , процветавший в XII веке нашей эры, является автором «Таттвачинтамани». Гангеша был уроженцем Митхилы, родился в деревне Чадана и прожил свою дальнейшую жизнь в деревне Карион на берегу реки Камала, в двенадцати милях к юго-востоку от Дарбханги . Существует легенда о том, что Гангеша в молодости был совершенно неграмотным и умилостивил богиню Кали на месте кремации, примыкающем к дому своего дяди, и получил от нее в качестве дара глубокую эрудицию в науке Логики. Он принадлежал Кашьяпа-готре . Считается, что у него было несколько жен, три сына и дочь. Одним из его сыновей был Вардхамана Упадхьяя, который также был учеником Гангеши. Сам Варадхамана стал великим знатоком ньяи и написал комментарий к Таттвачинтамани под названием «Таттвачинтамани-пракаша», а также несколько других произведений. [4]
Краткое содержание
[ редактировать ]Большие разделы трактата еще не переведены на английский или другие индийские языки. В широком смысле «Таттва-Чинтамани» разделена на четыре книги, посвященные соответственно восприятию (пратьякша), умозаключению (анумана), сравнению (упамана) и устному свидетельству (шабда). Согласно доктринам ньяи, это четыре средства получения достоверного знания. Следующие ссылки представляют собой источники, в которых можно найти подробные описания содержания «Таттва-Чинтамани». [5]
Гангеша начинается с благословляющего стиха Шиве. [6]
Комментарии к Таттва-Чинтамани
[ редактировать ]Таттва-Чинтамани вызвала множество комментариев. Вардхамана Махопадхьяя, сын Гангеши, сам написал комментарий к «Таттва-Чинтамани». В «Истории логики» даются краткие отчеты о 48 комментариях. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сатис Чандра Видьябхушана (1920). История индийской логики: древние, средневековые и современные школы . Дели: Мотилал Банарсидас. п. 405 . ISBN 9788120805651 .
- ^ Сатис Чандра Видьябхушана (1920). История индийской логики: древние, средневековые и современные школы . Дели: Мотилал Банарсидас. п. 7 . ISBN 9788120805651 .
- ^ Сатис Чандра Видьябхушана (1920). История индийской логики: древние, средневековые и современные школы . Дели: Мотилал Банарсидас. п. 454 . ISBN 9788120805651 .
- ^ Карл Х. Поттер, Сибаджибан Бхаттачарья (1993). Том 6 Энциклопедии индийской философии: Индийский философский анализ Ньяя-Вайшешика от Гангеши до Рагхунатхи Широмани . Мотилал Банарсидасс. п. 85. ИСБН 9788120803077 .
- ^ Могут ли логика и критическое мышление навсегда устранить страдания? - Гангеша и его Таттва-чинта-мани , получено 8 ноября 2021 г.
- ^ Госвами, Диптимани (май 2014 г.). Исследование категорий ньяваишешика с особым упором на таркасамграху (докторскую диссертацию). Университет Гаухати. п. 11.
- ^ Сатис Чандра Видьябхушана. История индийской логики . Мотилал Банарсидасс. стр. 454–487 .
Библиография
[ редактировать ]- Гангеша, Классическая индийская философия индукции: точка зрения ньяя (Переводчик: Кисор Кумар Чакрабарти), ISBN 9780739147054 , ОСЛК 665834163
- Гангеша, Таттва-чинта-мани («Драгоценность») в переводе Стивена Филлипса, «Драгоценность размышлений об истине об эпистемологии» . 3 тома, Лондон: Блумсбери, 2020.
- Сатис Чандра Видьябхушана. История индийской логики . Мотилал Банарсидасс. стр. 405–453 .
- Карл Х. Поттер, Сибаджибан Бхаттачария (1993). Том 6 Энциклопедии индийской философии: Индийский философский анализ Ньяя-Вайшешика от Гангеши до Рагхунатхи Широмани . Мотилал Банарсидасс. стр. 85–311. ISBN 9788120808942 .