Jump to content

Гангеша

Гангеша Упадхьяй
Гангеш Упадхьяй
Рожденный
Гангеша
Род занятий Философ и логик
Заметная работа Школа индийской философии Навья Ньяя, Таттвачинтамани
Область Митхильский район
Школа Школа индийской философии Ньяя
Язык санскрит
Известные идеи
Новая логика

Гангеша ( санскрит : गङ्गेश उपाध्याय , Упадхьяя ) (первая половина 14 века) — индийский философ , логик и математик из царства Митхила Гангеша . Он основал школу Навья-Ньяя («Новая логика»). Его «Таттвачинтамани» («Драгоценность мысли о природе вещей»), также известная как «Праманачинтамани» («Драгоценность мысли о средствах достоверного знания»), является основным текстом для всех последующих разработок. Логики этой школы были прежде всего заинтересованы в определении своих терминов и понятий, относящихся к небинарным логическим категориям.

Гангеша был уроженцем региона Митхила в современном Бихаре . [ 1 ] Судя по всему, он родился и вырос в деревне Чадана, однако ее уже невозможно идентифицировать. Позже он жил в деревне Карион, той самой деревне, из которой родом философ Удаяна , и которая находится в двенадцати милях к юго-востоку от города Дарбханга . [ 2 ]

Ученые изо всех сил пытались найти точную дату Гангеши, причем наиболее распространенная оценка относит его к концу тринадцатого века, однако по недавним оценкам он теперь отнесен к четырнадцатому веку. [ 1 ]

Работа Гангеши в основном сосредоточена на эпистемологии , хотя в своем анализе он полагается на онтологические системы. Он унаследовал свои мысли от своего предшественника Удаяны , которые он включил в свою систему Навья-Ньяя . В своем исследовании причинно-следственных связей Гангеша выделяет несколько категорий возможных референтов, которые играют роль в понимании причинности. Эти категории основаны на отношениях между причинами и следствиями и включают в себя: [ 3 ]

Неотъемлемость (самавая): это относится к неразрывной связи между субстанцией и ее качествами или действиями. Например, цвет горшка неразрывно связан с самим горшком. Неприсущность (Асамавая): эта категория включает в себя отношения, которые не являются прямыми, но все же играют решающую роль в причинных связях, например, цвет ниток влияет на цвет ткани. Несуществование (Абхава): Гангеша также обсуждает концепцию несуществования как возможного референта в причинных отношениях. Несуществование может относиться к отсутствию причины или следствия, что играет решающую роль в понимании того, почему определенные следствия не возникают. [ 3 ]

Восприятие

[ редактировать ]

Гангеша подробно описывает восприятие (пратьякшу) как фундаментальное средство приобретения знаний. Он делит восприятие на два типа:

Сенсорное восприятие: этот тип относится к прямому контакту между органами чувств и внешними объектами, ведущему к познанию. Анализ восприятия Гангеши включает понимание того, как чувства воспринимают различные качества объектов, такие как цвет или звук. Необычайное восприятие (Алаукика Пратьякша): Хотя статья затрагивает понимание Гангешей восприятия прежде всего в сенсорном контексте, он также обсуждает возможность необычного восприятия, которое происходит в ситуациях, выходящих за рамки обычных чувственных переживаний. [ 3 ]

Умозаключение (анумана) — еще один критический метод познания в философии Гангеши. Гангеша определяет вывод как процесс, который позволяет делать выводы на основе наблюдаемых отношений. Он различает два типа умозаключений:

Вывод для себя (Свартанумана): этот тип вывода используется человеком для самостоятельного получения знаний на основе собственных наблюдений и рассуждений. Вывод для других (парартханумана): этот тип умозаключения представлен таким образом, чтобы его можно было передать другим, обеспечивая логическую основу для убеждения других в определенном выводе. Анализ умозаключений Гангеши включает в себя исследование условий, при которых выводы действительны, с упором на взаимосвязь между наблюдаемыми свидетельствами и выводами, сделанными на их основе. [ 3 ]

Таттвачинтамани

[ редактировать ]

Основополагающий текст Навья-Ньяи разделен на четыре кханды (книги): Пратьякшакханда (книга о восприятии), Ануманакханда (книга умозаключений), Упаманакханда (книга сравнения) и Шабдакханда (книга устных свидетельств). Первая книга открывается приветствием Шиве. [ 4 ]

Таттвачинтамани (TC) представляет собой систематическое описание эпистемологии, логики и философии грамматики. Другие темы, такие как доказательства существования Бога, рассматриваются вскользь.

Гангеша называет свое учение Новой Ньяей. Этот термин «Новая Ньяя» не следует понимать как подразумевающий какую-либо большую оригинальность в теории со стороны Гангеши, а скорее как оригинальность в методе. Его работа отличается от древнейшей ньяи тем, что он принимает многие принципы школы вайшешики, а также тем, что учения ньяи объединены в четыре раздела, а не в 16 предметов ( падартха ) Старой ньяи.

Новизна метода Гангеши — это новизна стиля и организации. Он гораздо точнее и тщательнее определяет свои термины, чем его предшественники; эти достоинства его работы ответственны за то, что, возможно, половина литературы Навья-Ньяя основана либо непосредственно на ТК, либо на комментариях к ТК. [ 5 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Поттер, Карл (1970). Энциклопедия индийской философии, том 6 . Мотилал Банарсидасс. стр. 85–86. ISBN  978-81-208-0894-2 .
  2. ^ Видьябхушана, Сатис Чандра (1920). История индийской логики: древние, средневековые и современные школы . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 405–6. ISBN  9788120805651 .
  3. ^ Jump up to: а б с д «Гангеша» . Стэнфордская энциклопедия философии . 2024.
  4. ^ Видьябхушана, Сатис Чандра (1920). История индийской логики: древние, средневековые и современные школы . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 407. ИСБН  9788120805651 .
  5. ^ Ингаллс, Дэниел Генри Холмс (1951). Материалы для изучения логики Навья-ньяя . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 5–6. ISBN  9788120803848 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1bd9626dd5a4a0a466b04cf0f55dc91a__1724922660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/1a/1bd9626dd5a4a0a466b04cf0f55dc91a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gaṅgeśa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)