Гангеша
Гангеша Упадхьяй | |
---|---|
Гангеш Упадхьяй | |
Рожденный | Гангеша |
Род занятий | Философ и логик |
Заметная работа | Школа индийской философии Навья Ньяя, Таттвачинтамани |
Область | Митхильский район |
Школа | Школа индийской философии Ньяя |
Язык | санскрит |
Известные идеи | Новая логика |
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
|
|
неортодоксальный | |
|
|
Гангеша ( санскрит : गङ्गेश उपाध्याय , Упадхьяя ) (первая половина 14 века) — индийский философ , логик и математик из царства Митхила Гангеша . Он основал школу Навья-Ньяя («Новая логика»). Его «Таттвачинтамани» («Драгоценность мысли о природе вещей»), также известная как «Праманачинтамани» («Драгоценность мысли о средствах достоверного знания»), является основным текстом для всех последующих разработок. Логики этой школы были прежде всего заинтересованы в определении своих терминов и понятий, относящихся к небинарным логическим категориям.
Жизнь
[ редактировать ]Гангеша был уроженцем региона Митхила в современном Бихаре . [ 1 ] Судя по всему, он родился и вырос в деревне Чадана, однако ее уже невозможно идентифицировать. Позже он жил в деревне Карион, той самой деревне, из которой родом философ Удаяна , и которая находится в двенадцати милях к юго-востоку от города Дарбханга . [ 2 ]
Ученые изо всех сил пытались найти точную дату Гангеши, причем наиболее распространенная оценка относит его к концу тринадцатого века, однако по недавним оценкам он теперь отнесен к четырнадцатому веку. [ 1 ]
Учения
[ редактировать ]Работа Гангеши в основном сосредоточена на эпистемологии , хотя в своем анализе он полагается на онтологические системы. Он унаследовал свои мысли от своего предшественника Удаяны , которые он включил в свою систему Навья-Ньяя . В своем исследовании причинно-следственных связей Гангеша выделяет несколько категорий возможных референтов, которые играют роль в понимании причинности. Эти категории основаны на отношениях между причинами и следствиями и включают в себя: [ 3 ]
Неотъемлемость (самавая): это относится к неразрывной связи между субстанцией и ее качествами или действиями. Например, цвет горшка неразрывно связан с самим горшком. Неприсущность (Асамавая): эта категория включает в себя отношения, которые не являются прямыми, но все же играют решающую роль в причинных связях, например, цвет ниток влияет на цвет ткани. Несуществование (Абхава): Гангеша также обсуждает концепцию несуществования как возможного референта в причинных отношениях. Несуществование может относиться к отсутствию причины или следствия, что играет решающую роль в понимании того, почему определенные следствия не возникают. [ 3 ]
Восприятие
[ редактировать ]Гангеша подробно описывает восприятие (пратьякшу) как фундаментальное средство приобретения знаний. Он делит восприятие на два типа:
Сенсорное восприятие: этот тип относится к прямому контакту между органами чувств и внешними объектами, ведущему к познанию. Анализ восприятия Гангеши включает понимание того, как чувства воспринимают различные качества объектов, такие как цвет или звук. Необычайное восприятие (Алаукика Пратьякша): Хотя статья затрагивает понимание Гангешей восприятия прежде всего в сенсорном контексте, он также обсуждает возможность необычного восприятия, которое происходит в ситуациях, выходящих за рамки обычных чувственных переживаний. [ 3 ]
Вывод
[ редактировать ]Умозаключение (анумана) — еще один критический метод познания в философии Гангеши. Гангеша определяет вывод как процесс, который позволяет делать выводы на основе наблюдаемых отношений. Он различает два типа умозаключений:
Вывод для себя (Свартанумана): этот тип вывода используется человеком для самостоятельного получения знаний на основе собственных наблюдений и рассуждений. Вывод для других (парартханумана): этот тип умозаключения представлен таким образом, чтобы его можно было передать другим, обеспечивая логическую основу для убеждения других в определенном выводе. Анализ умозаключений Гангеши включает в себя исследование условий, при которых выводы действительны, с упором на взаимосвязь между наблюдаемыми свидетельствами и выводами, сделанными на их основе. [ 3 ]
Таттвачинтамани
[ редактировать ]Основополагающий текст Навья-Ньяи разделен на четыре кханды (книги): Пратьякшакханда (книга о восприятии), Ануманакханда (книга умозаключений), Упаманакханда (книга сравнения) и Шабдакханда (книга устных свидетельств). Первая книга открывается приветствием Шиве. [ 4 ]
Таттвачинтамани (TC) представляет собой систематическое описание эпистемологии, логики и философии грамматики. Другие темы, такие как доказательства существования Бога, рассматриваются вскользь.
Гангеша называет свое учение Новой Ньяей. Этот термин «Новая Ньяя» не следует понимать как подразумевающий какую-либо большую оригинальность в теории со стороны Гангеши, а скорее как оригинальность в методе. Его работа отличается от древнейшей ньяи тем, что он принимает многие принципы школы вайшешики, а также тем, что учения ньяи объединены в четыре раздела, а не в 16 предметов ( падартха ) Старой ньяи.
Новизна метода Гангеши — это новизна стиля и организации. Он гораздо точнее и тщательнее определяет свои термины, чем его предшественники; эти достоинства его работы ответственны за то, что, возможно, половина литературы Навья-Ньяя основана либо непосредственно на ТК, либо на комментариях к ТК. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Поттер, Карл (1970). Энциклопедия индийской философии, том 6 . Мотилал Банарсидасс. стр. 85–86. ISBN 978-81-208-0894-2 .
- ^ Видьябхушана, Сатис Чандра (1920). История индийской логики: древние, средневековые и современные школы . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 405–6. ISBN 9788120805651 .
- ^ Jump up to: а б с д «Гангеша» . Стэнфордская энциклопедия философии . 2024.
- ^ Видьябхушана, Сатис Чандра (1920). История индийской логики: древние, средневековые и современные школы . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 407. ИСБН 9788120805651 .
- ^ Ингаллс, Дэниел Генри Холмс (1951). Материалы для изучения логики Навья-ньяя . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 5–6. ISBN 9788120803848 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Филлипс, Стивен. «Гангеша» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Ганери, Жонардон. «Аналитическая философия в Индии раннего Нового времени» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .