Jump to content

Удаяна

Удаяна
Статуя Удаяначарья в Удаяначарья Мандире в деревне Кариян района Самастипур в районе Митхила в Бихаре
Персональный
Рожденный 975 г. н.э.
Кариона, Митхила ( Бихар ),Индия [1]
Умер 1050 г. н.э.
Религия индуизм
Крид Школа индийской философии Ньяя
Основной интерес(и) Ньяя Шастра
Известная идея (ы) Существование Бога с точки зрения логики
Известные работы Ньяякусуманджали
Занятие Философ и Учитель

Удаяна , ( Деванагари : удаян), также известный как Удаяначарья ( Удьяначарья , или Мастер Удаяна ), (около 975–1050 гг. н.э.). [2] ) был индийским философом и логиком десятого века школы ньяя , который пытался разработать рациональное богословие , чтобы доказать существование Бога с помощью логики и противостоять нападкам на существование Бога со стороны буддийских философов, таких как Дхармакирти , Джнянашри. и против индийской школы материализма (Чарвака) . [3] [4] Он считается самым важным философом традиции ньяя. [5]

Он работал над примирением взглядов двух основных школ логики ( Ньяя и Вайшешика ). Это стало корнем школы Навья-Ньяя («Новая Ньяя ») тринадцатого века, основанной школой «правильного» рассуждения Гангеша Упадхьяя , которая до сих пор признается и которой следуют в некоторых регионах Индии сегодня. Он жил в деревне Кариян в Митхиле , недалеко от современной Дарбханги , Бихар штат , Индия .

Удаяна написал дополнительный толкование к работе Вачаспати Мишры под названием «Ньяя-ваартика-таатпарья-тиикаа-паришуддхи». [6] Он написал несколько других работ, таких как «Кусуманджали», «Атма-таттва-вивека», «Киранавали» и «Ньяя-паришишта» (также называемые «Бодха-сиддхи» или «Бодха-шуддхи»).

Найяики отдают ему должное за то, что он окончательно опроверг утверждения буддийских логиков. [7] [8] Считается, что все его известные работы сохранились, что свидетельствует о том значении, которое ему придавалось в индийской философии. [9]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Сейчас большинство ученых признают, что он был родом из Митхилы , штат Бихар . В самой школе Ньяя-Вайшешика , к которой он принадлежит, он занимает исключительное положение, авторитет и известность. Расцветая в период перехода от Старой Ньяи к Новой ( Навья-Ньяе ), он сияет как непревзойденный мастер первой и вдохновляющий провозвестник второй. Например, Гангеша Упадхьяя , индийский философ и математик XIV века, основавший школу Навья-Ньяя, называет Удаяну «Ачарьях» (букв. Учитель/Учитель). Д.К. Бхаттачарья отмечает: «Начиная с XII века на него [= Удаяна] смотрели как на величайшего представителя доктрин ньяя-вайшешики и он был величайшей мишенью для всех ученых противоположных лагерей».

Один индийский писатель XIV века, Мадхавачарья, автор «Сарвадаршанасамграхи», говорит о нем не только как о «человеке, чья слава распространилась повсюду» (viśvavikhyātakīrtih) , но и как « тот, кто видел противоположный берег океана принципы логики» (nyayanayapāravaraparadṛk), эпитет, который показывает его известность как логика. [10]

Споры о времени жизни Удаяны, похоже, были разрешены открытием «Лакшанавали», в заключительном стихе которого говорится, что он был написан в эпоху саков 906 года (984–985 гг. Н. Э.). Следовательно, он был философом с конца 10 века до начала 11 века. [11]

Ньяякусуманджали и существование Бога

[ редактировать ]

Удаяны Ньяякусуманджали привел следующие девять аргументов в пользу существования творческого Бога. [12] [13] [14]

  • Карьят (букв. «Из следствия»): мир - это следствие, все следствия имеют действующую причину, следовательно, мир должен иметь действующую причину. Эта действующая причина — Бог. [12]
  • Айоджанат (букв. от комбинации): Атомы неактивны. Чтобы образовать вещество, они должны объединиться. Чтобы объединиться, они должны двигаться. Ничто не движется без разума и источника движения. Поскольку мы воспринимаем вещество, какой-то разумный источник должен был сдвинуть неактивные атомы. Этот разумный источник — Бог. [12]
  • Дхтьядех (букв. от «поддержка»): Что-то поддерживает этот мир. Что-то разрушает этот мир. Неразумные Адришта (невидимые принципы природы) не могут этого сделать. Мы должны сделать вывод, что за этим стоит что-то разумное. Это Бог. [12]
  • Падат (букв. от слова): Каждое слово имеет значение и представляет собой объект. Эта репрезентативная сила слов имеет причину. Эта причина – Бог.
  • Пратьяятах (буквально: от веры): Веды непогрешимы. Человеческие существа подвержены ошибкам. Непогрешимые Веды не могли быть написаны подверженными ошибкам людьми. Кто-то является автором непогрешимых Вед. Этот автор — Бог. [12]
  • Шрутех (букв. из писаний): Безошибочные Веды свидетельствуют о существовании Бога. Таким образом, Бог существует. [12]
  • Вакьят (букв. от заповедей): Веды посвящены моральным законам, добру и злу. Они божественны. Божественные предписания и запреты могут исходить только от божественного создателя законов. Этот божественный создатель – Бог. [12]
  • Самкхьявишешат (букв. из области чисел): Согласно правилам восприятия, только число «один» может быть непосредственно воспринято. Все числа, кроме единицы, являются умозаключениями и понятиями, созданными сознанием. Когда человек рождается, его разум неспособен к выводам и концепциям. Он развивает сознание по мере своего развития. Развитие сознания самоочевидно и доказано благодаря способности человека иметь совершенное числовое представление. Эта способность создавать численно совершенные концепции должна от чего-то зависеть. Это нечто — божественное сознание. Итак, Бог должен существовать. [12]
  • Адрешат (букв. от «непредвиденного»): Каждый пожинает плоды своих действий. Достоинства и недостатки возникают в результате его собственных действий. Невидимая сила ведет баланс достоинств и недостатков. Но поскольку эта невидимая сила неразумна, для работы ей необходимо разумное руководство. Этот разумный руководитель — Бог. [12]

Другие работы Удаяны

[ редактировать ]

Удаяне приписывают семь работ. Ниже приведены названия произведений в хронологическом порядке, в котором они предположительно были написаны. [11]

  • Лакшанамала : Это краткое руководство, дающее очень четкие определения и основные подразделения шестнадцати категорий ньяи и шести категорий системы вайшешики.
  • Лакшанавали : Эта работа напоминает Лакшанамалу по форме, цели и методу лечения. Он отличается от последнего тем, что имеет дело исключительно с категориями Вайшешики и их подразделениями.
  • Атмататтвавивека : Это независимая работа, состоящая из четырех глав разной длины. Каждая из этих глав посвящена опровержению различных теорий, выдвигаемых для установления несуществования постоянной души (атмы), как это предполагали Ньяя-вайшешики.
  • Ньяякусуманджали : (См. схему выше)
  • Ньяяпаришиста : Здесь речь идет исключительно о джати и ниграхастханах, которые составляют предмет пятой главы Ньяясутры.
  • Ньяяварттикататпарьяпаришуддхи : Это подробный комментарий к Ньяяварттикататпарьятике Вачаспатимишры.
  • Киранавали : Это комментарий к Падартхадхармасамграхе Прашастапады.
  1. ^ Далал, Roshen (2014), Индуизм: Алфавитный справочник , Великобритания: Пингвин
  2. ^ Плотт, К. (2000). Глобальная история философии: период схоластики (Часть II, 800–1150 гг. Н.э.) . Мотилал Банарсидасс. п. 476. ИСБН  978-81-208-0551-4 .
  3. ^ Дасгупта, Сурендранатх (1975). История индийской философии . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN  978-81-208-0412-8 .
  4. ^ Матилал, Бимал Кришна; Ганери, Жонардон; Тивари, Конституция (1 января 1998 г.). Характер логики в Индии . СУНИ Пресс. ISBN  978-0-7914-3739-1 .
  5. ^ «Удаяна (11 век)» . Философская энциклопедия Рутледжа . Проверено 19 февраля 2022 г.
  6. ^ Субодх, Капур (2002), Сопутствующая энциклопедия индуистской философии: изложение принципа [sic] религиозно-философских систем и исследование различных школ мысли . Издательство Генезис
  7. ^ Тачикава, М. (2012), Структура мира в реализме Удаяны: исследование Лакшанавали и Киранавали . Спрингер
  8. ^ Видьябхушана СК (1988). История индийской логики: древние, средневековые и современные школы . Мотилал Банарсидасс.
  9. ^ Поттер, Карл; Бхаттачарья, Сибаджибан (1970). Энциклопедия индийской философии, Том 2 . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 521. ИСБН  9788120803091 . Проверено 8 июля 2020 г.
  10. ^ Мадхавачарья (Видьяранья Свами), Э.Б. Коуэлл (1882). Сарва-даршана-самграха Мадхавачарьи (Видьяранья Свами) - тр Э.Б.Коуэлла . Сабьясачи Мишра.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джордж Чемпарати (1972). Индийская рациональная теология: введение в Ньякусуманджали Удаяны . Печать: Эрнст Беквар, A-1130 Вена: Индологический институт Венского университета, Коллекция Де Нобили. стр. 19–25. {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Шарма, К. (1997). Критический обзор индийской философии , Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN   81-208-0365-5 , стр. 209-10.
  13. ^ Моханти, Дж. Н. и Гупта, Бина (2000). Классическая индийская философия , Роумен и Литтлфилд.
  14. ^ Маджумдар, АК (1977). Краткая история Древней Индии: индуизм: общество, религия и философия
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6e0b0553dc0d068c584f24be2a2a190b__1720969140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/0b/6e0b0553dc0d068c584f24be2a2a190b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Udayana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)