Удаяна
Удаяна | |
---|---|
![]() Статуя Удаяначарья в Удаяначарья Мандире в деревне Кариян района Самастипур в районе Митхила в Бихаре | |
Персональный | |
Рожденный | 975 г. н.э. |
Умер | 1050 г. н.э. |
Религия | индуизм |
Крид | Школа индийской философии Ньяя |
Основной интерес(и) | Ньяя Шастра |
Известная идея (ы) | Существование Бога с точки зрения логики |
Известные работы | Ньяякусуманджали |
Занятие | Философ и Учитель |
Удаяна , ( Деванагари : удаян), также известный как Удаяначарья ( Удьяначарья , или Мастер Удаяна ), (около 975–1050 гг. н.э.). [2] ) был индийским философом и логиком десятого века школы ньяя , который пытался разработать рациональное богословие , чтобы доказать существование Бога с помощью логики и противостоять нападкам на существование Бога со стороны буддийских философов, таких как Дхармакирти , Джнянашри. и против индийской школы материализма (Чарвака) . [3] [4] Он считается самым важным философом традиции ньяя. [5]
Он работал над примирением взглядов двух основных школ логики ( Ньяя и Вайшешика ). Это стало корнем школы Навья-Ньяя («Новая Ньяя ») тринадцатого века, основанной школой «правильного» рассуждения Гангеша Упадхьяя , которая до сих пор признается и которой следуют в некоторых регионах Индии сегодня. Он жил в деревне Кариян в Митхиле , недалеко от современной Дарбханги , Бихар штат , Индия .
Удаяна написал дополнительный толкование к работе Вачаспати Мишры под названием «Ньяя-ваартика-таатпарья-тиикаа-паришуддхи». [6] Он написал несколько других работ, таких как «Кусуманджали», «Атма-таттва-вивека», «Киранавали» и «Ньяя-паришишта» (также называемые «Бодха-сиддхи» или «Бодха-шуддхи»).
Найяики отдают ему должное за то, что он окончательно опроверг утверждения буддийских логиков. [7] [8] Считается, что все его известные работы сохранились, что свидетельствует о том значении, которое ему придавалось в индийской философии. [9]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сейчас большинство ученых признают, что он был родом из Митхилы , штат Бихар . В самой школе Ньяя-Вайшешика , к которой он принадлежит, он занимает исключительное положение, авторитет и известность. Расцветая в период перехода от Старой Ньяи к Новой ( Навья-Ньяе ), он сияет как непревзойденный мастер первой и вдохновляющий провозвестник второй. Например, Гангеша Упадхьяя , индийский философ и математик XIV века, основавший школу Навья-Ньяя, называет Удаяну «Ачарьях» (букв. Учитель/Учитель). Д.К. Бхаттачарья отмечает: «Начиная с XII века на него [= Удаяна] смотрели как на величайшего представителя доктрин ньяя-вайшешики и он был величайшей мишенью для всех ученых противоположных лагерей».
Один индийский писатель XIV века, Мадхавачарья, автор «Сарвадаршанасамграхи», говорит о нем не только как о «человеке, чья слава распространилась повсюду» (viśvavikhyātakīrtih) , но и как « тот, кто видел противоположный берег океана принципы логики» (nyayanayapāravaraparadṛk), эпитет, который показывает его известность как логика. [10]
Споры о времени жизни Удаяны, похоже, были разрешены открытием «Лакшанавали», в заключительном стихе которого говорится, что он был написан в эпоху саков 906 года (984–985 гг. Н. Э.). Следовательно, он был философом с конца 10 века до начала 11 века. [11]
Ньяякусуманджали и существование Бога
[ редактировать ]Удаяны Ньяякусуманджали привел следующие девять аргументов в пользу существования творческого Бога. [12] [13] [14]
- Карьят (букв. «Из следствия»): мир - это следствие, все следствия имеют действующую причину, следовательно, мир должен иметь действующую причину. Эта действующая причина — Бог. [12]
- Айоджанат (букв. от комбинации): Атомы неактивны. Чтобы образовать вещество, они должны объединиться. Чтобы объединиться, они должны двигаться. Ничто не движется без разума и источника движения. Поскольку мы воспринимаем вещество, какой-то разумный источник должен был сдвинуть неактивные атомы. Этот разумный источник — Бог. [12]
- Дхтьядех (букв. от «поддержка»): Что-то поддерживает этот мир. Что-то разрушает этот мир. Неразумные Адришта (невидимые принципы природы) не могут этого сделать. Мы должны сделать вывод, что за этим стоит что-то разумное. Это Бог. [12]
- Падат (букв. от слова): Каждое слово имеет значение и представляет собой объект. Эта репрезентативная сила слов имеет причину. Эта причина – Бог.
- Пратьяятах (буквально: от веры): Веды непогрешимы. Человеческие существа подвержены ошибкам. Непогрешимые Веды не могли быть написаны подверженными ошибкам людьми. Кто-то является автором непогрешимых Вед. Этот автор — Бог. [12]
- Шрутех (букв. из писаний): Безошибочные Веды свидетельствуют о существовании Бога. Таким образом, Бог существует. [12]
- Вакьят (букв. от заповедей): Веды посвящены моральным законам, добру и злу. Они божественны. Божественные предписания и запреты могут исходить только от божественного создателя законов. Этот божественный создатель – Бог. [12]
- Самкхьявишешат (букв. из области чисел): Согласно правилам восприятия, только число «один» может быть непосредственно воспринято. Все числа, кроме единицы, являются умозаключениями и понятиями, созданными сознанием. Когда человек рождается, его разум неспособен к выводам и концепциям. Он развивает сознание по мере своего развития. Развитие сознания самоочевидно и доказано благодаря способности человека иметь совершенное числовое представление. Эта способность создавать численно совершенные концепции должна от чего-то зависеть. Это нечто — божественное сознание. Итак, Бог должен существовать. [12]
- Адрешат (букв. от «непредвиденного»): Каждый пожинает плоды своих действий. Достоинства и недостатки возникают в результате его собственных действий. Невидимая сила ведет баланс достоинств и недостатков. Но поскольку эта невидимая сила неразумна, для работы ей необходимо разумное руководство. Этот разумный руководитель — Бог. [12]
Другие работы Удаяны
[ редактировать ]Удаяне приписывают семь работ. Ниже приведены названия произведений в хронологическом порядке, в котором они предположительно были написаны. [11]
- Лакшанамала : Это краткое руководство, дающее очень четкие определения и основные подразделения шестнадцати категорий ньяи и шести категорий системы вайшешики.
- Лакшанавали : Эта работа напоминает Лакшанамалу по форме, цели и методу лечения. Он отличается от последнего тем, что имеет дело исключительно с категориями Вайшешики и их подразделениями.
- Атмататтвавивека : Это независимая работа, состоящая из четырех глав разной длины. Каждая из этих глав посвящена опровержению различных теорий, выдвигаемых для установления несуществования постоянной души (атмы), как это предполагали Ньяя-вайшешики.
- Ньяякусуманджали : (См. схему выше)
- Ньяяпаришиста : Здесь речь идет исключительно о джати и ниграхастханах, которые составляют предмет пятой главы Ньяясутры.
- Ньяяварттикататпарьяпаришуддхи : Это подробный комментарий к Ньяяварттикататпарьятике Вачаспатимишры.
- Киранавали : Это комментарий к Падартхадхармасамграхе Прашастапады.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Далал, Roshen (2014), Индуизм: Алфавитный справочник , Великобритания: Пингвин
- ^ Плотт, К. (2000). Глобальная история философии: период схоластики (Часть II, 800–1150 гг. Н.э.) . Мотилал Банарсидасс. п. 476. ИСБН 978-81-208-0551-4 .
- ^ Дасгупта, Сурендранатх (1975). История индийской философии . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 978-81-208-0412-8 .
- ^ Матилал, Бимал Кришна; Ганери, Жонардон; Тивари, Конституция (1 января 1998 г.). Характер логики в Индии . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-3739-1 .
- ^ «Удаяна (11 век)» . Философская энциклопедия Рутледжа . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ Субодх, Капур (2002), Сопутствующая энциклопедия индуистской философии: изложение принципа [sic] религиозно-философских систем и исследование различных школ мысли . Издательство Генезис
- ^ Тачикава, М. (2012), Структура мира в реализме Удаяны: исследование Лакшанавали и Киранавали . Спрингер
- ^ Видьябхушана СК (1988). История индийской логики: древние, средневековые и современные школы . Мотилал Банарсидасс.
- ^ Поттер, Карл; Бхаттачарья, Сибаджибан (1970). Энциклопедия индийской философии, Том 2 . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 521. ИСБН 9788120803091 . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Мадхавачарья (Видьяранья Свами), Э.Б. Коуэлл (1882). Сарва-даршана-самграха Мадхавачарьи (Видьяранья Свами) - тр Э.Б.Коуэлла . Сабьясачи Мишра.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джордж Чемпарати (1972). Индийская рациональная теология: введение в Ньякусуманджали Удаяны . Печать: Эрнст Беквар, A-1130 Вена: Индологический институт Венского университета, Коллекция Де Нобили. стр. 19–25.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Шарма, К. (1997). Критический обзор индийской философии , Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0365-5 , стр. 209-10.
- ^ Моханти, Дж. Н. и Гупта, Бина (2000). Классическая индийская философия , Роумен и Литтлфилд.
- ^ Маджумдар, АК (1977). Краткая история Древней Индии: индуизм: общество, религия и философия
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Библиография работ Удаяны, № 560 , Карл Поттер, Вашингтонский университет (копия из интернет-архива)
- Работы Удаяны в Интернет-архиве