История
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
|
|
неортодоксальный | |
|
|
Ньяя ( санскрит : न्यायः, IAST : 'nyāyaḥ'), буквально означает «справедливость», «правила», «метод» или «суждение». [ 1 ] [ 2 ] является одной из шести ортодоксальных ( астика ) школ индуистской философии . [ 2 ] Наиболее значительным вкладом Ньяи в индийскую философию было систематическое развитие теории логики, методологии и трактатов по эпистемологии . [ 3 ] [ 4 ]
школы Ньяя Эпистемология принимает четыре из шести Праман как надежные средства получения знаний - Пратьякша (восприятие), Анумана (вывод), Упамана (сравнение и аналогия) и Шабда (слово, свидетельства надежных экспертов прошлого или настоящего). [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] По своей метафизике школа Ньяя ближе Вайшешика . других к школе индуизма [ 2 ] Он утверждает, что человеческие страдания являются результатом ошибок/дефектов, возникших в результате деятельности на основе неверных знаний (представлений и невежества). [ 8 ] В нем говорится, что мокша (освобождение) достигается посредством правильного знания. Эта предпосылка побудила Ньяю заняться эпистемологией, которая является надежным средством получения правильных знаний и устранения неверных представлений. Ложное знание для наяйиков – это не просто невежество, оно включает в себя заблуждение. Правильное знание — это обнаружение и преодоление своих заблуждений, а также понимание истинной природы души, себя и реальности. [ 9 ]
Ученые-найяики подходили к философии как к форме прямого реализма , заявляя, что все, что действительно существует, в принципе познаваемо человеком. Для них правильное знание и понимание отличаются от простого, рефлексивного познания; для этого требуется Анувьявасая (अनुव्यवसाय, перекрестный допрос познания, рефлексивное познание того, что, по мнению человека, он знает). [ 10 ] Влиятельным собранием текстов по логике и разуму являются Ньяя-сутры , приписываемые Аксападе Гаутаме , которые, по разным оценкам, были составлены между 6-м веком до нашей эры и 2-м веком нашей эры. [ 11 ] [ 12 ]
Школа Ньяя разделяет некоторые свои методологии и основы человеческих страданий с буддизмом ; однако ключевое различие между ними заключается в том, что буддизм считает, что не существует ни души, ни личности; [ 13 ] Школа Ньяя , как и некоторые другие школы индуизма, такие как Двайта и Вишиштадвайта, верит, что существует душа и «я», с освобождением ( мокша ) как состоянием устранения невежества, неправильного знания, обретения правильного знания и беспрепятственного продолжения жизни. [ 14 ] [ 15 ]
Этимология
[ редактировать ]Ньяя (न्याय) — это санскритское слово, которое означает справедливость, равенство всех существ, особенно совокупность общих или универсальных правил. [ 1 ] В некоторых контекстах это означает модель, аксиому, план, судебное разбирательство, судебный приговор или решение. Ньяя также может означать «то, что указывает путь», следуя его санскритской этимологии. В теории логики и индийских текстах, обсуждающих ее, этот термин также относится к аргументу, состоящему из энтимемы или иногда к любому силлогизму . [ 1 ] В философском контексте ньяя включает в себя уместность, логику и метод. [ 16 ]
Панини , почитаемый санскритский грамматик, вывел слово « ньяя » от корня «и», который передает то же значение, что и «гам» – идти. « Ньяя », обозначающая логику, этимологически идентична «нигаме», заключению силлогизма. [ 17 ]
Ньяя связана с рядом других понятий и слов, используемых в индийской философии: Хету-видья (наука о причинах), Анвикшики (наука исследования, систематическая философия), Прамана-шастра (эпистемология, наука правильного знания), Таттва-шастра (наука о правильном знании). категорий), Тарка-видья (наука рассуждения, инноваций, синтеза), Вадартха (наука дискуссии) и Пхаккика-шастра (наука раскрытия софизма, мошенничества, ошибки, поиска подделок). [ 18 ] Некоторые из них включают в себя или используют инструменты ньяи .
Обзор
[ редактировать ]Тогда не было ни несуществующего, ни существующего:
не было ни воздушного царства, ни неба за ним.
Что скрыто и где? и что дало приют?
Была ли там вода, неизмеримая глубина воды?
...
Кто на самом деле знает? Кто здесь провозгласит это?
Откуда оно было произведено? Откуда это творение?
Боги пришли после создания этого мира,
Кто знает, откуда оно впервые появилось?»
Говорят, что Ньяя логики была основана мудрецом по имени Гаутама. [ 21 ] Он также известен как Гаутама, Аксапада и Диргхатапас. [ 22 ] Имена Готама и Гаутама указывают на семью, к которой он принадлежал, а имена Аксапада и Диргхатапас относятся соответственно к его медитативным привычкам и практике длительного покаяния. [ 17 ] Жители Митхилы (современная Дарбханга в Северном Бихаре) приписывают основание философии ньяи Гаутаме, мужу Ахалии , и указывают в качестве места его рождения деревню под названием Гаутамастхана , где каждый год на 9-й день месяца проводится ярмарка. лунный месяц Чайтра (март – апрель). Он расположен в 28 милях к северо-востоку от Дарбханги . [ 17 ]
Историческое развитие школы ньяя неясно, хотя гимны Насадия из книги 10, главы 129 Ригведы излагают ее духовные вопросы в логических положениях. [ 19 ] В первые века до нашей эры, утверждает Клуни , первые ученые ньяя начали собирать науку рациональных, последовательных исследований и стремления к знаниям. [ 23 ] Ко II веку нашей эры Аксапада Гаутама составил Ньяя-сутры , основополагающий текст школы Ньяя, в котором в первую очередь обсуждаются логика, методология и эпистемология. [ 12 ] Последующие ученые ньяи усовершенствовали его, расширили и применили к духовным вопросам. Хотя ранние ученые ньяи практически не публиковали анализ того, существует ли сверхъестественная сила или Бог, они все же применили свое понимание разума и надежных средств познания к вопросам природы существования, духовности, счастья и мокши . Более поздние ученые ньяи, такие как Удаяна , исследовали различные аргументы теизма и попытались доказать существование Бога. [ 24 ] Другие ученые ньяи предложили аргументы, опровергающие существование Бога. [ 23 ] [ 25 ] [ 26 ]
Наиболее важным вкладом, внесенным школой ньяя в индуистскую мысль, были ее трактаты по эпистемологии и системе логики , которые впоследствии были приняты большинством других индийских школ. [ 10 ]
Шестнадцать категорий ( падартхас )
[ редактировать ]Метафизика ньяи признает шестнадцать падартх или категорий и включает все шесть (или семь) категорий Вайшешики во вторую из них, называемую прамея . [ 27 ]
Эти шестнадцать категорий таковы:
- Методы и объекты исследования
- прамана (действительные средства познания или источники знаний),
- прамея (объекты достоверного знания),
- Условия и составляющие запроса
- самшая (сомнение),
- проект (цель),
- дрштанта (пример),
- сиддханта (вывод или принятая позиция),
- авайава (члены силлогизма или компоненты вывода),
- тарка (гипотетические/предположительные рассуждения),
- нирная (урегулирование или уверенность),
- Формы и стратегии дебатов
- вада (дебаты, направленные на истину),
- халпа (дебаты, направленные на победу),
- витанда (разрушительные дебаты),
- хетвабхаса (неполноценные причины),
- чала (трюки),
- джати (сложное опровержение или вводящие в заблуждение/бесполезные возражения) и
- ниграхастхана (точка поражения или решающий момент). [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
может быть полезно интерпретировать слово джняна как познание, а не знание. По мнению Мэтью Дасти и Стивена Филлипса, при изучении системы ньяя [ 31 ] [ 32 ]
Эпистемология
[ редактировать ]Часть серии о |
Философия |
---|
![]() |

Школа индуизма Ньяя разработала и усовершенствовала множество трактатов по эпистемологии , которые оказали большое влияние на другие школы индуизма. Ньяя рассматривала ее как теорию познания, а ее ученые развили ее как Прамана -шастры . Прамана , санскритское слово, буквально означает «средство познания». Оно включает в себя один или несколько надежных и действенных средств, с помощью которых люди получают точные, истинные знания. [ 33 ] В центре внимания Прамана то, как можно получить правильные знания, как человек знает, а как нет, и в какой степени можно получить знания, относящиеся к кому-то или чему-то. [ 6 ] [ 34 ]
Наияики (ученые ньяя) признавали четыре действительных средства ( прамана ) получения достоверного знания ( прамея ) –
- восприятие ( пратьякша ),
- вывод ( анумана ),
- сравнение ( упамана ) и
- слово/свидетельство надежных источников ( шабда ).
Ученые ньяя, наряду с представителями других школ индуизма, также разработали теорию ошибок, чтобы методично установить средства выявления ошибок и процесс, посредством которого совершаются ошибки в стремлении человека к знаниям. К ним относятся самшайя (समस्या, проблемы, несоответствия, сомнения) и випарьяя (विपर्यय, упрямство, ошибки). [ 35 ] которые можно исправить или решить с помощью систематического процесса тарки (तर्क, рассуждения, техники). [ 36 ] [ 37 ]
Пратьякша (восприятие)
[ редактировать ]Пратьякша (восприятие) занимает ведущее положение в эпистемологии ньяи . Восприятие может быть двух типов: лаукика (обычное) и алаукика (необыкновенное). [ 38 ] Обычное восприятие определяется Акшападой Гаутамой в его Ньяя-сутре (I, i.4) как «безошибочное познание, возникающее в результате взаимодействия органов чувств с объектами».
Индийские тексты выделяют четыре требования для правильного восприятия: [ 39 ] Индрийартхасанникарша (непосредственное переживание органом(ами) чувств объекта, независимо от того, что изучается), Авьяпадеся (невербальное; правильное восприятие достигается не по слухам , по мнению древнеиндийских ученых, когда орган чувств человека полагается на принятие или отвержение кого-либо). чужое восприятие), авьябхичара (не блуждает; правильное восприятие не меняется и не является результатом обмана, поскольку его орган чувств или средства наблюдения дрейфующий, дефектный, подозрительный) и Вьявасаятмака (определенный; правильное восприятие исключает суждения, вызывающие сомнение, либо из-за неспособности наблюдать все детали, либо из-за того, что человек смешивает умозаключение с наблюдением и наблюдает за тем, что хочет наблюдать, или не наблюдает за тем, что хочет не хочет наблюдать). [ 39 ]
Обычное восприятие для ученых ньяи основывалось на прямом восприятии реальности глазами, ушами, носом, осязанием и вкусом. [ 38 ] Необыкновенное восприятие включало йогаджа или пратибха (интуицию), саманьялаксанапратьякшу (форму индукции от воспринимаемой специфики к универсальной) и джнаналаксанапратьякшу (форму восприятия предшествующих процессов и предыдущих состояний «темы изучения» путем наблюдения за ее текущим состоянием). . [ 38 ] [ 40 ]
Определенное и неопределенное восприятие.
[ редактировать ]Найяйика поддерживает два режима или стадии восприятия. Первый называется нирвикальпа (неопределенный), когда человек просто воспринимает объект, не будучи в состоянии узнать его характеристики, и второй савикальпа (определенный), когда человек способен ясно знать объект. [ 41 ] Все лаукика и алаукика пратьякши являются савикальпой , но ей обязательно предшествует более ранняя стадия, когда она неопределенна. Ватсаяна говорит, что если объект воспринимается с его именем, мы имеем определенное восприятие, но если он воспринимается без имени, мы имеем неопределенное восприятие. Джаянта Бхатта говорит, что неопределенное восприятие воспринимает субстанцию, качества, действия и универсалии как отдельные и нечеткие, без какой-либо связи с какими-либо именами, тогда как определенное восприятие воспринимает их все вместе с именем. Есть еще одна стадия, называемая Пратьябхиджна , когда человек способен заново распознать что-то на основе памяти. [ 42 ]
Анумана (вывод)
[ редактировать ]Анумана (вывод) — один из наиболее важных вкладов ньяи. Он может быть двух типов: умозаключение для себя ( Свартанумана , где не требуется никакой формальной процедуры и максимум три последних из 5 шагов), и умозаключение для других ( Паратханумана , требующее систематической методологии из 5 шагов). ). Вывод также можно разделить на 3 типа: Пурвават (вывод о невоспринимаемом следствии из воспринимаемой причины), Шешават (вывод о невоспринимаемой причине из воспринимаемого следствия) и Саманьятодришта (когда вывод основан не на причинно-следственной связи, а на единообразии сосуществования). . Также дан подробный анализ ошибок, объясняющий, когда анумана может быть ложной. [ 42 ]
Теория вывода
[ редактировать ]Методология вывода предполагает сочетание индукции и дедукции путем перехода от частного к частному через общность. Он состоит из пяти шагов, как в показанном примере: [ 43 ] [ 44 ]
- На холме горит огонь (называемый Пратиджня , требуется доказательство)
- Потому что там дым (называется Хету , причина)
- Везде, где есть дым, есть огонь, например, на кухне (так называемая Удахарана , пример вьяпти).
- Холм имеет дым, пронизанный огнем (называемый Упаная , подтверждение или применение).
- горит огонь. Поэтому на холме (называемом Нигамана , заключение)
В терминологии ньяя для этого примера холм будет называться пакша (второстепенный термин), [ 44 ] : 31 огонь – это садхья (основной термин), [ 44 ] : 21 дым это хету , [ 44 ] : 31 а связь между дымом и огнем — вьяпти (средний термин). [ 44 ] : 19
Хету также имеет пять характеристик. [ 45 ]
- Оно должно присутствовать в Пакше (рассматриваемом случае),
- Оно должно присутствовать во всех положительных экземплярах ( сапакша , или гомологи),
- Он должен отсутствовать во всех отрицательных случаях.
- Оно не должно быть несовместимо с установленной истиной ( абадхитатва ).
- Отсутствие другого доказательства противоположного тезиса ( асатпратипакшитва )
Заблуждения в Анумане ( хетвабхасе ) могут возникнуть из-за следующих причин: [ 46 ]
- Асиддха : Именно недоказанная хету приводит к этому заблуждению.
- Ашрайасиддха : Если Пакша [второстепенный термин] сама по себе нереальна, тогда не может быть локуса хету. например, Небесный лотос ароматен, потому что это лотос, как и любой другой лотос.
- Сварупаддха : Хету вообще не может существовать в пакше. Например, звук — это качество, потому что он видим.
- Вьяпятвасиддха : Условное хету. «Где огонь, там и дым». Наличие дыма связано с влажным топливом.
- Савьябхичара : Это заблуждение неправильного хету.
- Садхарана : Хету слишком широкая. Он присутствует как в сапакше, так и в випакше. «На холме есть огонь, потому что он познаваем».
- Асадхарана : Хету слишком узкий. Оно присутствует только в Пакше, его нет в Сапакше и в Випакше. «Звук вечен, потому что его можно услышать».
- Анупасамхари : Здесь хету не является исключительным. Хету всеобъемлющий и не оставляет ничего в виде сапакши или випакши. например: «Все вещи не вечны, потому что они познаваемы».
- Сатпратипакса : Здесь хету противоречит другому хету. Если оба имеют одинаковую силу, то ничего не следует. «Звук вечен, потому что его можно услышать» и «Звук невечен, потому что он производится». Здесь «слышимое» уравновешивается «произведенным», и оба имеют одинаковую силу.
- Бадхита : Когда другое доказательство (например, посредством восприятия) определенно противоречит и опровергает средний термин (хету). «Огонь холоден, потому что это субстанция».
- Вируддха : Вместо того, чтобы доказывать что-то, мы доказываем обратное. «Звук вечен, потому что он производится».
Упамана (сравнение, аналогия)
[ редактировать ]Упамана (उपमान) означает сравнение и аналогию. [ 6 ] [ 7 ] Упамана , утверждает Лохтефельд, [ 47 ] можно объяснить на примере путешественника, который никогда не посещал земли или острова с эндемичным населением диких животных. Кто-то, кто там побывал, рассказал ему или ей, что в этих землях можно увидеть животное, похожее на корову, пасущееся как корова, но отличающееся от коровы таким-то и таким-то образом. Такое использование аналогий и сравнений, как утверждают индийские эпистемологи, является действенным средством условного познания, поскольку оно помогает путешественнику позже идентифицировать новое животное. [ 47 ] Субъект сравнения формально называется упамеям , объект сравнения называется упаманам , а атрибут(ы) идентифицируются как саманья . [ 48 ] Таким образом, объясняет Монье Уильямс , если мальчик говорит: «Ее лицо очаровательно похоже на луну», «ее лицо» — это упамеям , луна — это упаманам , а очаровательность — это саманья . В тексте VII века «Бхаттикавья» в стихах с 10.28 по 10.63 обсуждаются многие типы сравнений и аналогий, определяя, когда этот эпистемический метод более полезен и надежен, а когда нет. [ 48 ] В различных древних и средневековых текстах индуизма 32 типа упаманы обсуждаются и их значение в эпистемологии.
Шабда (слово, свидетельство)
[ редактировать ]Шабда (शब्द) означает полагаться на слова, свидетельства надежных экспертов прошлого или настоящего. [ 6 ] [ 49 ] Хирияна объясняет Шабда-прамана как концепцию, означающую свидетельство надежного и заслуживающего доверия человека ( аптавакья ). Школы индуизма, которые считают это эпистемически обоснованным, предполагают, что человеку необходимо знать множество фактов, и при ограниченности времени и энергии он может напрямую изучить только часть этих фактов и истин. [ 50 ] Он должен полагаться на других, своих родителей, семью, друзей, учителей, предков и родственных членов общества, чтобы быстро приобретать и делиться знаниями и тем самым обогащать жизнь друг друга. Это средство получения надлежащего знания либо устное, либо письменное, но посредством шабда (слов). [ 50 ] Надежность источника важна, и законное знание может быть получено только из шабда надежных источников. [ 49 ] [ 50 ] Разногласия между школами индуизма заключались в том, как обеспечить надежность. Некоторые школы, такие как Чарвака , утверждают, что это невозможно, и поэтому Шабда не является настоящей праманой . В других школах дебаты означают установление надежности. [ 51 ]
Свидетельство может быть двух типов: Вайдика ( Ведическое ), то есть слова четырех священных Вед, и Лаукика , или слова и писания заслуживающих доверия людей. Свидетельство Вайдики предпочтительнее свидетельства Лаукики . Знания, полученные из Лаукики, должны подвергаться сомнению и пересматриваться по мере того, как становятся доступными более достоверные знания. [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]
Прямой реализм
[ редактировать ]В философии ньяя прямой реализм утверждает, что наши познания представляют собой информационные состояния, раскрывающие внешние объекты. По мнению Ньяи, мир состоит из стабильных трехмерных объектов, а их система категорий точно отражает структуру реальности. Философия ньяя подчеркивает важность универсалий, качеств и отношений в понимании организации мира. Считается, что эти основополагающие элементы играют важную роль в определении феноменологической , причинной и логической организации мира, играя решающую роль в классификации объектов. [ 55 ]
Сравнение с другими школами индуизма
[ редактировать ]Каждая школа индуизма имеет свои трактаты по эпистемологии с разным количеством Праман . Например, по сравнению с четырьмя праманами школы Ньяя , школа Чарвака имеет только один (восприятие), в то время как школа Адвайта Веданта признает шесть средств к достоверному знанию. [ 5 ] [ 49 ]
Теория причинно-следственной связи
[ редактировать ]Метафизика
Ньяя-Вайшешика предлагает одну из самых энергичных попыток построения субстанциалистской, реалистической онтологии, которую когда-либо видел мир. Он представляет собой расширенную критику онтологий событий и идеалистической метафизики. (...) Эта онтология является платонической, реалистической, но не исключительно физикалистской или феноменалистической.
- Карл Поттер , Энциклопедия индийской философии. [ 56 ]
Причина а следствие — определяется как безусловный и неизменный антецедент следствия , как безусловное и неизменное следствие причины. Одна и та же причина производит то же следствие; и тот же эффект производится той же самой причиной. Причина не присутствует в какой-либо скрытой форме в своем следствии.
Должны быть соблюдены следующие условия:
- Причина должна быть предшествующей [Пурвавритти].
- Неизменность [Ниятапурвавритти]
- Безусловность [Ананьятхасиддха]
Ньяя различает пять видов случайных предшественников [Аньятхасиддха]
- Просто случайный предшественник. Например, цвет ткани гончара.
- Удаленная причина не является причиной, поскольку она не безусловна. Например, Отец гончара.
- Сопутствующие следствия причины не связаны причинно-следственной связью.
- Вечные субстанции или вечные условия не являются безусловными предшественниками, например пространство.
- Ненужные вещи, например, осел горшечника.
Ньяя различает три вида причин:
- Самавайи , материальная причина, например, нить ткани.
- Асамавайи — цвет нити, придающий цвет ткани.
- Нимитта , действующая причина, например, ткач ткани.
Аньятхьятивада (теория ошибок)
[ редактировать ]Теория ошибок ньяи аналогична теории ошибок Кумарилы в «Випарита-кхьяти» (см. «Мимамса» ). Найяики, как и Кумарила, также верят, что ошибка возникает из-за неправильного синтеза представленных и изображаемых объектов. Представленный объект путают с представляемым. Слово « анйатха » означает «иначе» и «в другом месте», и оба этих значения приводятся ошибочно. Представленный объект воспринимается иначе, и представленный объект существует где-то еще. Они также утверждают, что знание не является действительным по своей сути, а становится таковым из-за внешних условий ( паратах прамана как в период действительности, так и в период недействительности).
О Боге и спасении
[ редактировать ]Ранние наяики очень мало писали об Ишваре (буквально, Высшей Душе). Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что ранние ученые ньяи были нетеистами или атеистами. [ 57 ] [ 58 ] Позже и со временем ученые ньяя попытались применить некоторые из своих эпистемологических идей и методологий к вопросу: существует ли Бог? Кто-то приводил аргументы против, кто-то за. [ 23 ]
Аргументы о том, что Бога не существует
[ редактировать ]В главе 1 книги Ньяя Сутры, стихи 19–21, постулируется, что Бог существует, излагается следствие, затем представлены противоположные доказательства и из противоречия делается вывод, что постулат недействителен. [ 59 ]
Господь является причиной, поскольку мы видим, что человеческая деятельность лишена результатов.
Это не так, поскольку, по сути, ни один результат не может быть достигнут без действий человека.
Поскольку это действенно, разуму не хватает силы.- Ньяя Сутра, IV.1.19 – IV.1.21 [ 59 ]
Буквальная интерпретация трех стихов предполагает, что школа ньяя отвергла необходимость существования Бога для эффективности человеческой деятельности. Поскольку человеческие действия и результаты не требуют предположения или необходимости существования Бога, сутра IV.1.21 рассматривается как критика «существования Бога и постулата теизма». [ 59 ] Контекст приведенных выше стихов включает в себя различные действенные причины. Например, стихи с IV.1.22 по IV.1.24 Ньяя Сутры исследуют гипотезу о том, что мир объясняет «случайная случайность», после того как эти индийские ученые отвергли Бога как действующую причину. [ 23 ]
Аргументы в пользу существования Бога
[ редактировать ]В «Ньяякусуманджали » Удаяна приводит следующие девять аргументов в пользу существования творящего Бога, а также опровергает существующие возражения и вопросы атеистических систем чарваки, мимамсы, буддистов, джайнов и санкхьи: [ 24 ]
- Карьят (букв. «от эффекта»): мир является следствием. Все следствия имеют действующую причину. Следовательно, мир должен иметь действенную причину. Эта действующая причина — Бог. [ 24 ]
- Айоджанат (букв. от комбинации): Атомы неактивны. Чтобы образовать вещество, они должны объединиться. Чтобы объединиться, они должны двигаться. Ничто не движется без разума и источника движения. Поскольку мы воспринимаем вещество, какой-то разумный источник должен был сдвинуть неактивные атомы. Этот разумный источник — Бог. [ 24 ]
- Дхтьядех (букв. от «поддержка»): Что-то поддерживает этот мир. Что-то разрушает этот мир. Неразумные Адришта (невидимые принципы природы) не могут этого сделать. Мы должны сделать вывод, что за этим стоит что-то разумное. Это Бог. [ 24 ]
- Падат (букв. от слова): Каждое слово имеет значение и представляет собой объект. Эта репрезентативная сила слов имеет причину. Эта причина – Бог.
- Пратьяятах (буквально: от веры): Веды непогрешимы. Человеческие существа подвержены ошибкам. Непогрешимые Веды не могли быть написаны людьми, способными ошибаться. Кто-то является автором непогрешимых Вед. Этот автор — Бог. [ 24 ]
- Шрутех (букв. из писаний): Безошибочные Веды свидетельствуют о существовании Бога. Таким образом, Бог существует. [ 24 ]
- Вакьят (букв. от заповедей): Веды посвящены моральным законам. Они божественны. Божественные предписания и запреты могут исходить только от божественного создателя законов. Этот божественный создатель – Бог. [ 24 ]
- Самкхьявишешат (букв. из области чисел): Согласно правилам восприятия, только число «один» может быть воспринято напрямую. Все остальные числа, кроме единицы, являются умозаключениями и понятиями, созданными сознанием. Когда человек рождается, его разум неспособен к выводам и концепциям. Он развивает сознание по мере своего развития. Развитие сознания самоочевидно и доказано благодаря способности человека иметь совершенное числовое представление. Эта способность создавать численно совершенные концепции должна от чего-то зависеть. Это нечто — божественное сознание. Итак, Бог должен существовать. [ 24 ]
- Адрешат (букв. от «непредвиденного»): Каждый пожинает плоды своих действий. Достоинства и недостатки возникают из его собственных действий. Невидимая Сила ведет баланс достоинств и недостатков. Но поскольку эта Невидимая Сила неразумна, для работы ей необходимо разумное руководство. Этот разумный руководитель — Бог. [ 24 ]
Найяики характеризуют Ишвару как человека, лишенного адхармы , ложного знания и ошибок; и обладание дхармой , правильным знанием и невозмутимостью. Кроме того, Ишвара всемогущ и действует во благо своих существ. [ 60 ]
Освобождение
[ редактировать ]Найяики верят, что рабство мира происходит из-за ложного знания, которое можно устранить, постоянно думая о его противоположности ( пратипакшабхаване ), а именно об истинном знании. [ 61 ] Вступительный афоризм Ньяя -сутры гласит, что только истинное знание ведет к нихшрейасе (освобождению). [ 29 ] Однако школа ньяя также утверждает, что благодать Бога необходима для получения истинного знания. [ 62 ] Джаянта в своей книге «Ньяяманджари» описывает спасение как пассивную стадию самости в ее естественной чистоте, не связанную с удовольствием, болью, знанием и желанием. [ 63 ]
Литература
[ редактировать ]В « Ягьявалкья-смрити» ньяя упоминается как одна из четырнадцати основных ветвей обучения. Матсья -Пурана утверждает, что знание о Ньяе пришло из уст Брахмы . Махабхарата также упоминает принципы ньяи. [ 64 ]
Самый ранний текст школы ньяя — это « Ньяя-сутра» Гаутамы Акшапады . Текст разделен на пять книг, каждая из которых состоит из двух разделов. Ватсаяны « Ньяя-бхашья» — классический комментарий к « сутре». Ньяя- » Удйотакары « Ньяя Варттика (6 век н.э.) написана с целью защитить Ватсаяну от нападений Дигнаги . Вачаспати Мишры ( «Ньяяварттикататпарьятика» 9 век н. э.) является следующим крупным изложением этой школы. два других текста, Ньяяшучинибандха и Ньяясутраддхара Ему также приписывают Удаяны (984 г. н.э.) . «Ньяятатпарьяпаришуддхи» является важным комментарием к . трактату Вачаспати Его «Ньяякусуманджали» представляет собой первое систематическое описание ньяи. теистической других его работ — «Атмататтвавивека» , «Киранавали» и «Ньяяпаришта». Среди Джаянты Бхатты » « Ньяяманджари (10 век н. э.) по сути является независимым произведением. Бхасавараджны » « Ньяясара (10 век н. э.) представляет собой обзор философии ньяи . [ 65 ]
Более поздние работы по ньяе приняли категории вайшешики , а Варадараджи » «Таркикаракша (12 век н.э.) является известным трактатом этой синкретистской школы. Кешавы Мишры » « Таркабхаша (13 век н. э.) — еще одно важное произведение этой школы. [ 66 ]
» Гангеши Упадхьяи ( «Таттвачинтамани 14 век н. э.) — первый крупный трактат новой школы Навья-Ньяя . Его сын, Вардхаманы Упадхьяи » «Ньяянибандхапракаша , хотя и является комментарием к Удаяны » «Ньяятатпарьяпаришуддхи , вобрал в себя взгляды своего отца. Джаядева написал комментарий к Таттвачинтамани, известный как Алока (14 век н.э.). Васудевы Сарвабхаумы » « Таттвачинтаманивьякхья (16 век н. э.) — первое великое произведение Навадвипы школы Навья-Ньяя . Рагхунатхи Широмани « Таттвачинтаманидидхити » и «Падартхакхандана» являются следующими важными работами этой школы. Вишванатхи » « Ньяясутравритти (17 век н.э.) также является примечательным произведением. [ 67 ] «Комментарии к Таттвачинтаманидидхити» Джагадиша Таркаланкара (17 век н.э.) и Гададхара Бхаттачарьи (17 век н.э.) являются двумя последними известными произведениями этой школы.
Аннамбхатта (17 век н. э.) пытался разработать последовательную систему, объединив древние и новые школы, Прачина ньяя , Навья-ньяя и Вайшешика, чтобы развить школу ньяя-вайшешика . Его «Таркасамграха» и «Дипика» — популярные руководства этой школы. [ 67 ]
Комментарии к Ньяя-сутре
[ редактировать ]С момента ее создания к Ньяя-сутре было написано множество комментариев. Некоторые из этих комментариев доступны для справки на сайте www.archive.org . Некоторые из комментариев упомянуты ниже: [ 68 ]
- Ньяя-сутра Готамы или Аксапады
- Ньяя-бхашья Ватсияяны
- Ньяя-Варттика Удьотакара
- Ньяя-Варттика татпарья-тика Вачаспати Мишры
- Ньяя-Варттика-татпараятика-парисуддхи от удаян
- Парисуддхипракаша Вардхаманы
- Вардхаманеду Падманабхи Мишры
- Ньяяланкара Шриканты
- Ньяяланкара Вритти Джаянты
- Ньяя-манджари Джаянты
- Ньяя-Вритти, автор Абхайятилакопадхьяя
- Ньяя-Вритти от Вишванатхи
- Митабхасини Вритти Махадева Веданти
- Ньяяпракаша Кешавы Мишры
- Nyayabodhini by Govardhana
- Ньяя Сутра Вьякья Матхуранатхи
Отличия от западной логики
[ редактировать ]![]() | статьи первый раздел Возможно, придется переписать . ( Август 2021 г. ) |
![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Август 2021 г. ) |
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2021 г. ) |
Знаменательно, что название «логика» этимологически связано с греческим словом « логос» , обозначающим как «мысль», так и «слово» или «рассуждение». Значение этой этимологической связи можно адекватно оценить, если вспомнить, что логика в своем зарождении и развитии в западном мире, особенно в Греции, была тесно связана с риторикой . Таким образом, название «логика» имеет красноречивый характер в его применении к логике на Западе; и его можно рассматривать как указание на то, как почти с самого своего зарождения западная логика оказалась в твердой хватке формализма и как потребовалось более двадцати столетий для того, чтобы научный метод, лежащий в основе « Аристотеля Органона» , был искуплен, выдвинут на видное место и внедрен в Novum Organum Фрэнсиса Бэкона (1561–1626). Термин «логика» не следует воспринимать как несущий в себе все последствия европейской истории, когда он используется во фразе « индийская логика» . [ 69 ]
Основные черты логики западной традиции хорошо отражены в следующем высказывании известного логика Алонсо Чёрча :
Логика — это систематическое исследование структуры предложений и общих условий достоверного вывода методом, который абстрагируется от содержания или содержания предложений и занимается только их логической формой. Это различие между формой и материей проводится всякий раз, когда мы различаем логическую обоснованность или обоснованность части рассуждений и истинность посылок, из которых они вытекают, и в этом смысле оно знакомо из повседневного использования. Однако точное определение различия должно быть сделано со ссылкой на конкретный язык или систему обозначений, формализованный язык, который должен избегать неточностей и систематически вводящих в заблуждение нарушений структуры и выражения, которые встречаются в обычном (разговорном или литературном) английском языке. и других естественных языках и должен следовать логической форме или воспроизводить ее. [ 70 ]
Таким образом, основными чертами западной логики являются: Она занимается изучением «предложений», особенно их «логической формы», абстрагированной от их «содержания» или «материи». Он имеет дело с «общими условиями достоверного вывода», при которых истинность или ошибочность посылок не имеют никакого отношения к «логической обоснованности или достоверности» вывода. Это достигается за счет обращения к символическому языку, который имеет мало общего с естественными языками. Главной задачей западной логики на всем протяжении ее развития была систематизация моделей математических рассуждений, при этом математические объекты считались существующими либо в независимом идеальном мире, либо в формальной области. Однако индийская логика не имеет дела с идеальными сущностями, такими как предложения, логическая истина в отличие от материальной истины, или с чисто символическими языками, которые, очевидно, не имеют ничего общего с естественными языками.
Центральным предметом индийской логики, основанной на ньяе, является эпистемология, или теория познания. Таким образом, индийская логика занимается не просто тем, чтобы сделать аргументы формальной математики строгими и точными, но занимается гораздо более широкой проблемой обеспечения строгости аргументов, встречающихся в естественных науках (включая математику, которая в индийской традиции имеет атрибуты естествознания и не то, что представляет собой набор контекстно-свободных формальных утверждений), а также в философском дискурсе. Умозаключение в индийской логике является «дедуктивным и индуктивным», «формальным и материальным». По сути, это метод научного исследования. Таким образом, индийская «формальная логика» не является «формальной» в общепринятом смысле: в индийской логике «форма» не может быть полностью отделена от «содержания». Фактически, большое внимание уделяется исключению из логического дискурса терминов, не имеющих референциального содержания. Ни одно утверждение, заведомо ложное, не может быть принято в качестве посылки в валидном аргументе. Таким образом, «метод косвенного доказательства» ( reductio ad абсурдум ) не принимается в качестве действенного метода — ни в индийской философии, ни в индийской математике — для доказательства существования сущности, существование которой не доказуемо (даже в принципе) другими (прямыми) средствами доказательства.
Индийская логика не делает никаких попыток разработать чисто символический и независимый по содержанию или «формальный язык» как средство логического анализа. Вместо этого индийская логика, особенно на более поздней стадии Навья-Ньяи , начиная с работы Гангеша Упадхьяи XIV века, разработала технический язык, основанный на естественном языке санскрите , но избегающий «неточностей» и «неточностей». введение в заблуждение нарушений» с помощью различных технических устройств. Этот технический язык, основанный на естественном языке санскрите, унаследовал определенную естественную структуру и интерпретацию, а также чувствительность к контексту исследования. С другой стороны, символические формальные системы западной логики, хотя в их структуре (скажем, в квантификации и т. д.) значительное влияние оказывают основные закономерности, различимые в европейских языках, они явно являются чисто символическими, не несущими никакой интерпретации. Предполагается, что оно должно предоставляться отдельно в конкретном контексте конкретной области исследования, «используя» символическую формальную систему. [ 71 ]
См. также
[ редактировать ]- Ньяя Сутры
- Древний университет Митхилы
- Гаутама Будда
- Гаутама Махариши
- Индуистская философия
- Список учителей Ньяи
- Нети нети "не это", "ни это" ( нети - сандхи от на-ити "не так").
- Шастра праманам в индуизме
- Тарка-Санграха
- Падартха
- Вайшешика # Категории или Падартха
- Категории (Аристотель)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Санскритско-английский словарь nyAya Monier-Williams, Cologne Digital Sanskrit Lexicon, Германия
- ^ Перейти обратно: а б с «Ньяя | Логика, эпистемология, этика | Британника» . www.britanica.com . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ Б. Гупта (2012), Введение в индийскую философию: взгляды на реальность, знания и свободу , Рутледж, ISBN 978-0-415-80003-7 , страницы 171–189.
- ^ PT Raju (1985), Структурные глубины индийской мысли: на пути к конструктивной постмодернистской этике, State University of New York Press, ISBN 978-0-88706-139-4 , стр. 223
- ^ Перейти обратно: а б с Джон А. Граймс, Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке, State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-3067-5 , стр. 238
- ^ Перейти обратно: а б с д DPS Bhawuk (2011), Духовность и индийская психология (редактор: Энтони Марселла), Springer, ISBN 978-1-4419-8109-7 , стр. 172.
- ^ Перейти обратно: а б с Гэвин Флад , Введение в индуизм, издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-43878-0 , стр. 225
- ^ Василис Витсасис (2009), Мысль и вера, Somerset Hall Press, ISBN 978-1-935244-04-2 , стр. 131.
- ^ БК Матилал (1997), Логика, язык и реальность: индийская философия и современные проблемы, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0717-4 , страницы 353–357.
- ^ Перейти обратно: а б Оливер Лиман (2006), Ньяя, в Энциклопедии азиатской философии , Routledge, ISBN 978-0-415-86253-0 , страницы 405–407.
- ^ Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN 978-1-898723-94-3 , стр. 129.
- ^ Перейти обратно: а б Б.К. Матилал «Восприятие. Очерк классических индийских теорий познания» (Oxford University Press, 1986), с. xiv.
- ^ К. Н. Джаятиллеке (2010), Ранняя буддийская теория познания, ISBN 978-81-208-0619-1 , страницы 246–249, начиная с примечания 385;
Стивен Коллинз (1994), Религия и практический разум (редакторы: Фрэнк Рейнольдс, Дэвид Трейси), Государственный университет Нью-Йорка Пресс, ISBN 978-0-7914-2217-5 , стр. 64; Цитата: «Центральное место в буддийской сотериологии занимает учение о не-я (пали: анатта, санскрит: анатман, противоположная доктрина атмана занимает центральное место в брахманической мысли). Короче говоря, это [буддийское] учение, которым обладают люди. нет души, нет «я», нет неизменной сущности».
Эдвард Роер (переводчик), «Введение Шанкары» , с. 2, в Google Книгах , страницы 2–4.
Кэти Джавоно (2013), Совместима ли буддийская доктрина отсутствия самости со стремлением к нирване? , Философия сейчас;
Джон К. Плотт и др. (2000), Глобальная история философии: осевой век, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0158-5 , стр. 63, Цитата: «Буддийские школы отвергают любую концепцию Атмана. Как мы уже заметили, это основное и неистребимое различие между индуизмом и буддизмом». - ^ БК Матилал (1997), Логика, язык и реальность: индийская философия и современные проблемы, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0717-4 , страницы 354–355.
- ^ Дэвид Амбель (1998), Онтология в индийской философии, в Философской энциклопедии Routledge (редактор: Эдвард Крейг), Routledge, ISBN 978-0-415-07310-3 , страницы 118–127.
- ^ Зритель в Google Книгах , Индуистская философия , том 32, страница 1260
- ^ Перейти обратно: а б с Ньяя Сутры Гаутамы (оригинальный текст, английский перевод и комментарии) Перевод и комментарии на английском языке М.М. Сатисы Чандры Видьябхушаны, отредактированные с санскритским предисловием доктора Сухрама ISBN 978-81-7110-629-5
- ^ Н Синха (1990), Ньяя Сутры Готамы, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0748-8 , см. Введение, страницы i–ii.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Кристиан (1 сентября 2011 г.). Карты времени: введение в большую историю . Издательство Калифорнийского университета. стр. 18–. ISBN 978-0-520-95067-2 .
- ^ Кеннет Крамер (январь 1986 г.). Мировые Писания: Введение в сравнительное религиоведение . Паулист Пресс. стр. 34 и далее. ISBN 978-0-8091-2781-8 .
- ^ Найшадачаритам 17–75.
- ↑ Падмапурана Уттаракханда, глава 263.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фрэнсис X. Клуни (2010), Индуистский Бог, Христианский Бог: Как разум помогает сломать границы, Oxford University Press, ISBN 978-0-19-973872-4 , страницы 18–19, 35–39.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Шарма, К. (1997). Критический обзор индийской философии , Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0365-5 , стр. 209–10.
- ^ Г. Джа (1919), Оригинальный атеизм ньяи, в индийской мысли - Труды и труды Первого Восточного конгресса , Том II, страницы 281–285
- ^ Дейл Рипе (1979), Индийская философия с момента обретения независимости , Том 1, BR Grüner Нидерланды, ISBN 978-90-6032-113-3 , стр. 38.
- ^ Шарма, К. (1997). Критический обзор индийской философии , Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0365-5 , стр.192.
- ^ Друзья, М. (1993, переиздание 2000 г.). Очерки индийской философии , Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-1099-6 , стр. 245,245n
- ^ Перейти обратно: а б Чаттопадхьяя, Д. (1986), Индийская философия: популярное введение , Народное издательство, Нью-Дели, ISBN 81-7007-023-6 , стр.163
- ^ Дас, Ниланджан (1 марта 2023 г.). «Поиск определений в ранней ньяя-вайшешике» . Журнал индийской философии . 51 (1): 133–196. дои : 10.1007/s10781-022-09530-4 . ISSN 1573-0395 .
- ^ Роу., Дасти, Мэтью (2010). Рациональная вера в классической Индии: эпистемология Ньяи и защита теизма . [Техасский университет]. OCLC 664141068 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Лейн, Джой (2019). «Ньяя-сутра: Избранное с ранними комментариями Мэтью Дасти и Стивена Филлипса» . Преподавание философии . 42 (1): 73–77. дои : 10.5840/teachphil20194216 . ISSN 0145-5788 . S2CID 150789983 .
- ^ Джеймс Лохтефельд, «Прамана» в «Иллюстрированной энциклопедии индуизма», Vol. 2: Новая Зеландия, издательство Rosen Publishing. ISBN 0-8239-2287-1 , страницы 520–521.
- ^ Карл Поттер (2002), Предпосылки философии Индии, Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0779-0 , страницы 25–26.
- ^ Карл Поттер и Сибаджибан Бхаттачарья (1994), Энциклопедия индийской философии, Том 6, Princeton University Press, ISBN 978-0-691-07384-2 , стр. 422
- ^ Карл Поттер и Сибаджибан Бхаттачарья (1994), Логическая теория, Гангеса и другие главы, в Энциклопедии индийской философии, том 6, Princeton University Press, ISBN 978-0-691-07384-2 , страницы 69–81, 178–201, 462–466.
- ^ Джеральд Ларсон и Рам Бхаттачарья, Энциклопедия индийской философии (редактор: Карл Поттер), Том 4, Princeton University Press, ISBN 978-0-691-07301-9 , страницы 361–362.
- ^ Перейти обратно: а б с Трой Орган, Философия и личность: Восток и Запад, Associated University Presse, ISBN 978-0-941664-80-6 , страницы 91–94.
- ^ Перейти обратно: а б Карл Поттер (1977), Значение и истина, в Энциклопедии индийской философии, том 2, Princeton University Press, перепечатано в 1995 году Мотилалом Банарсидасом, ISBN 81-208-0309-4 , страницы 160–168.
- ^ Карл Поттер (1977), Значение и истина, в Энциклопедии индийской философии, том 2, Princeton University Press, перепечатано в 1995 году Мотилалом Банарсидасом, ISBN 81-208-0309-4 , страницы 168–169.
- ^ Карл Поттер (1977), Значение и истина, в Энциклопедии индийской философии, том 2, Princeton University Press, перепечатано в 1995 году Мотилалом Банарсидасом, ISBN 81-208-0309-4 , страницы 170–172.
- ^ Перейти обратно: а б К. Шарма, Критический обзор индийской философии, Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0365-5 , страницы 192-196.
- ^ Дасти, Мэтью Р., Ньяя , Интернет-энциклопедия философии , получено 7 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Видьясагара, Пандит Джибананда (1872 г.). Таркасанграха Аннабхатты . Калькутта: Сарасудхани Пресс. п. 24 . Проверено 31 мая 2022 г.
- ^ Матилал, Бимал Кришна (1 января 2008 г.). Логика, язык и реальность: индийская философия и современные проблемы (2-е изд.). Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 43. ИСБН 978-81-208-0008-3 . Проверено 31 мая 2022 г.
- ^ Синха, Джадунатх (1949). Введение в индийскую философию (1-е изд.). Агра: Лакшми Нараин Агарвал. стр. 53–58.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Лохтефельд, «Упамана» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, том. 2: Новая Зеландия, издательство Rosen Publishing. ISBN 0-8239-2287-1 , стр. 721
- ^ Перейти обратно: а б Монье Уильямс (1893), Индийская мудрость - религиозные, философские и этические доктрины индусов, Luzac & Co, Лондон, страницы 457–458
- ^ Перейти обратно: а б с
- Элиотт Дойче (2000), в книге «Философия религии: индийская философия, том 4» (редактор: Рой Перретт), Routledge, ISBN 978-0-8153-3611-2 , страницы 245–248;
- Джон А. Граймс, Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке, State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-3067-5 , стр. 238
- ^ Перейти обратно: а б с М. Хирияна (2000), Основы индийской философии, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1330-4 , стр. 43.
- ^ П. Биллимория (1988), Шабдапрамана: слово и знание, Исследования классической Индии, том 10, Springer, ISBN 978-94-010-7810-8 , страницы 1–30.
- ^ Чаттерджи, Сатишандра (1 января 2016 г.). Теория познания ньяя: критическое исследование некоторых проблем логики и метафизики . Мотилал Банарсидасс. п. 319. ИСБН 978-81-208-4082-9 . Проверено 31 мая 2022 г.
- ^ Дас, Канти Лал; Мукерджи, Анирбан (2008). Язык и онтология . Нью-Дели: Северный книжный центр. п. 71. ИСБН 978-81-7211-228-8 .
- ^ Афоризмы философии ньяя Гаутамы . Аллахабад: Пресса пресвитерианской миссии. 1850. с. 51 . Проверено 31 мая 2022 г.
- ^ Бартли, CJ (2011). Введение в индийскую философию . Лондон; Нью-Йорк: Континуум. п. 91. ИСБН 978-1-84706-448-6 .
- ^ Карл Поттер (2004), Энциклопедия индийской философии: индийская метафизика и эпистемология, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0309-1 , стр. 1
- ^ Джон Клейтон (2010), Религии, причины и боги: очерки межкультурной философии религии, Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-12627-4 , стр. 150
- ^ Дж. Оберхаммер (1965), К проблеме доказательства Бога в индийской философии, Нумен, 12: 1–34.
- ^ Перейти обратно: а б с Оригинальный санскрит: Ньяясутра , Анандашрам санскрит Грантхвали, страницы 290–292;
Английский перевод: Фрэнсис X. Клуни (2010), Индуистский Бог, Христианский Бог: Как разум помогает сломать границы, Oxford University Press, ISBN 978-0-19-973872-4 , стр. 37. - ^ Клостермайер, Клаус К. (10 марта 2010 г.). Обзор индуизма: третье издание . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 340. ИСБН 978-0-7914-8011-3 .
- ^ Дасгупта, Сурендранатх (1975). История индийской философии , Том. Я, Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0412-8 , стр.365.
- ^ Шарма, К. (1997). Критический обзор индийской философии , Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0365-5 , стр.208.
- ^ Дасгупта, Сурендранатх (1975). История индийской философии , Том. Я, Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0412-8 , стр.366.
- ^ Госвами, Диптимани (май 2014 г.). Исследование категорий ньяявайшешики с особым упором на таркасамграху (докторская диссертация). Университет Гаухати. hdl : 10603/64250 .
- ^ Радхакришнан, С. Индийская философия , Том. II, Издательство Оксфордского университета, Нью-Дели, 2006 г., ISBN 0-19-563820-4 , стр. 36–40.
- ^ Радхакришнан, С. Индийская философия , Том. II, Издательство Оксфордского университета, Нью-Дели, 2006 г., ISBN 0-19-563820-4 , стр.40.
- ^ Перейти обратно: а б Радхакришнан, С. Индийская философия , Vol. II, Издательство Оксфордского университета, Нью-Дели, 2006 г., ISBN 0-19-563820-4 , стр.41.
- ^ Доктор Сукрам, изд. (2018). Ньяя-сутры Гаутамы: оригинальный текст, английский перевод и примечания . Перевод Сатиса Чандры Видьябхушаны (Первое изд.). Дели. ISBN 978-81-7110-629-5 . OCLC 1175607882 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Куппусвами Шастри, С. (1951). Букварь индийской логики . Университет Османии, Цифровая библиотека Индии. Исследовательский институт Куппусвами Шастри.
- ^ Алонзо, Черч (1959). « Логика» в Британской энциклопедии, XIV издание, Чикаго, 1959 г.». Журнал символической логики . 23 (1): 22–29. дои : 10.2307/2964454 . ISSN 0022-4812 . JSTOR 2964454 . S2CID 117854610 .
- ^ Матилал, Бимал Кришна . «Индийский подход к логике» (PDF) . cpsindia.org . Проверено 14 января 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кисор Кумар Чакрабарти (1995), Определение и индукция: историческое и сравнительное исследование , University of Hawaii Press, ISBN 978-0-585-30953-8 , ОСЛК 45728618
- Гангеса (2010), Классическая индийская философия индукции: точка зрения ньяя (Переводчик: Кисор Кумар Чакрабарти), ISBN 978-0-7391-4705-4 , ОСЛК 665834163
- Гангеша (2020), Таттва-чинта-мани («Драгоценность»), перевод Стивена Филлипса, « Драгоценность размышлений об истине об эпистемологии» . 3 тома, Лондон: Блумсбери.
- Гопи Кавирадж (1961), Крупицы истории и библиографии литературы ньяя-вайшешика , Индийские исследования: прошлое и настоящее, ОСЛК 24469380
- Артур Кейт (1921), Индийская логика и атомизм: изложение систем ньяя и вайчешика , Greenwood Press, ОСЛК 451428
- Бимал Матилал (1977), История индийской литературы - Ньяя-Вайшешика , Отто Харрасовиц Верлаг, ISBN 978-3-447-01807-4 , ОСЛК 489575550
- Стивен Филлипс (2012), Эпистемология в классической Индии: источники знаний школы ньяя , Рутледж, ISBN 978-0-415-89554-5 , ОСЛК 701015636
- Карл Поттер (1977), Индийская метафизика и эпистемология: традиция Ньяя-Вайшешики до Гангеши , Princeton University Press, ОСЛК 3933891
Навья-ная школа
[ редактировать ]- Бимал Матилал, Доктрина отрицания Навья-ньяя: семантика и онтология негативных утверждений , издательство Гарвардского университета, ОСЛК 606911358
- Дэниел Х. Х. Ингаллс , Материалы для изучения логики Навья-ньяя , издательство Гарвардского университета, ОСЛК 1907221
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Залта, Эдвард Н. (ред.). «Аналитическая философия в Индии раннего Нового времени» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- Залта, Эдвард Н. (ред.). «Эпистемология в классической индийской философии» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- «Няя» . Интернет-энциклопедия философии .
- Лекции о ньяе. Архивировано 21 января 2021 года в Wayback Machine, Оксфордский центр индуистских исследований, Оксфордский университет.
- Ганери, Джонардон , Эдвард Н. Залта (редактор), «Аналитическая философия в Индии раннего Нового времени» , Стэнфордская энциклопедия философии .