Постмодернистская философия
Постмодернизм |
---|
Предшественник модернизма |
Постмодерн |
Поля |
Реакции |
Связанный |
Постмодернистская философия — философское движение, возникшее во второй половине 20-го века как критический ответ на предположения, предположительно присутствующие в модернистских философских идеях относительно культуры, идентичности, истории или языка, которые были разработаны в эпоху Просвещения 18-го века . [1] [2] Постмодернистские мыслители разработали такие концепции, как различие , повторение, след и гиперреальность , чтобы ниспровергнуть « большие повествования », однозначность бытия и эпистемическую уверенность. [3] Постмодернистская философия ставит под сомнение важность властных отношений, персонализации и дискурса в «конструировании» истины и мировоззрений. Многие постмодернисты, похоже, отрицают существование объективной реальности и существование объективных моральных ценностей. [1]
Жан-Франсуа Лиотар определил философский постмодернизм в «Состоянии постмодерна» , написав: «Упрощая до крайности, я определяю постмодерн как недоверие к метаповествованиям...». [4] он подразумевает где под метанарративом нечто вроде единой, полной, универсальной и эпистемически достоверной истории обо всем, что есть. Постмодернисты отвергают метанарративы, потому что они отвергают концептуализацию истины, которую предполагают метанарративы. Философы-постмодернисты в целом утверждают, что истина всегда зависит от исторического и социального контекста, а не является абсолютной и универсальной, и что истина всегда частична и «спорна», а не полна и определенна. [3] [ не удалось пройти проверку ]
Постмодернистская философия часто особенно скептически относится к простым бинарным оппозициям, характерным для структурализма , подчеркивая проблему философа, четко отличающего знание от незнания, социальный прогресс от реверсии, доминирование от подчинения, добро от зла и присутствие от отсутствия. [5] [6]
Предметы [ править ]
О литературе [ править ]
Постмодернистская философия имела прочные связи с существенной литературой по критической теории . [7] хотя некоторые критические теоретики, такие как Юрген Хабермас [8] выступили против постмодернистской философии.
О Просвещении [ править ]
Многие постмодернистские утверждения критикуют определенные ценности Просвещения 18-го века. Некоторые постмодернисты терпят множество концепций морали, даже если субъективно с ними не согласны. [9] [10] Постмодернистские произведения часто фокусируются на деконструкции роли, которую власть и идеология играют в формировании дискурса и убеждений. Постмодернистская философия имеет онтологическое сходство с классическими скептическими и релятивистскими системами убеждений. [1]
Об истине и объективности [ править ]
В «Философской энциклопедии Рутледжа» говорится, что «Предположение о том, что не существует общего знаменателя в «природе» или «истине»… который гарантирует возможность нейтрального или объективного мышления» является ключевым предположением постмодернизма. [11] Национальный исследовательский совет охарактеризовал убеждение в том, что «исследования в области социальных наук никогда не смогут генерировать объективные или заслуживающие доверия знания» как пример постмодернистской веры. [12] Жана-Франсуа Лиотара В основополагающей книге «Состояние постмодерна» 1979 года говорится, что его гипотезам «следует придавать не прогностическую ценность по отношению к реальности, а стратегическую ценность по отношению к поднятым вопросам». Заявление Лиотара в 1984 году о том, что «я определяю постмодерн как недоверие к метанарративам», распространяется и на недоверие к науке. Жак Деррида , которого обычно называют постмодернистом, заявил, что «каждый референт, вся реальность имеет структуру дифференциального следа». [3] Есть сильное сходство с постмодернизмом в творчестве Пола Фейерабенда ; Фейерабенд считал, что современная наука не более оправдана, чем колдовство, и осуждал «тиранию» «абстрактных понятий, таких как «истина», «реальность» или «объективность», которые сужают видение людей и их способы существования в мире». . [13] [14] [15] Фейерабенд также защищал астрологию, придерживался альтернативной медицины и симпатизировал креационизму. Защитники постмодернизма заявляют, что многие описания постмодернизма преувеличивают его антипатию к науке; например, Фейерабенд отрицал, что он был «антинаукой», признал, что некоторые научные теории превосходят другие теории (даже если сама наука не превосходит другие способы исследования), и пытался использовать традиционные методы лечения во время своей борьбы с раком. [13] [16] [17]
Влияния [ править ]
На постмодернистскую философию большое влияние оказали труды Серена Кьеркегора и Фридриха Ницше в 19 веке, а также других философов начала и середины 20 века, в том числе феноменолога Мартина Хайдеггера , психоаналитика Жака Лакана , культурного критика Ролана Барта , теоретика Жоржа Батая , и более поздние работы Людвига Витгенштейна . [18]
Постмодернистская философия также опиралась на мир искусства и архитектуры, особенно на Марселя Дюшана , Джона Кейджа и художников, практиковавших коллаж , а также на архитектуру Лас-Вегаса и Центра Помпиду . [ нужна ссылка ]
Философы постмодерна [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2023 г. ) |
Мишель Фуко [ править ]
Мишеля Фуко часто называют ранним постмодернистом, хотя лично он отверг этот ярлык. Вслед за Ницше Фуко утверждал, что знание производится посредством действий власти и фундаментально меняется в разные исторические периоды. [ нужна ссылка ]
Жан Бодрийяр [ править ]
Бодрийяр, известный своей теорией симуляции , утверждал, что индивидуальный опыт и восприятие реальности полностью основываются на идеалах и образах, пропагандируемых средствами массовой информации. Реальное и фантастическое становятся неразличимыми, что приводит к возникновению широко распространенной симуляции реальности. [19]
Жан Франсуа Лиотар
Работы Лиотара были в основном посвящены роли повествования в человеческой культуре и, в частности, тому, как эта роль изменилась, когда мы покинули современность и вошли в «постиндустриальное» или постмодернистское состояние . Он утверждал, что современные философии узаконивают свои утверждения об истине не (как они сами утверждали) на логических или эмпирических основаниях, а скорее на основании общепринятых историй (или « метанарративов ») о знании и мире, сравнивая их с концепцией языка Витгенштейна. -игры . Он далее утверждал, что в наших постмодернистских условиях эти метанарративы больше не работают для легитимизации утверждений об истине. Он предположил, что после краха современных метанарративов люди разрабатывают новую «языковую игру», которая не претендует на абсолютную истину, а скорее прославляет мир постоянно меняющихся отношений (между людьми, между людьми и мир). [20]
Жак Деррида [ править ]
Деррида, отец деконструкции , практиковал философию как форму текстовой критики . Он критиковал западную философию за то, что она отдает предпочтение концепции присутствия и логотипа , а не отсутствию, маркировке или письменам. [21]
Ричард Рорти [ править ]
В США известным прагматиком и самопровозглашенным постмодернистом был Ричард Рорти . Философ-аналитик, Рорти считал, что объединение Уилларда Ван Ормана Куайна критики аналитического и синтетического различия с Уилфрида Селларса критикой « мифа о данном » позволяет отказаться от взгляда на мысль или язык как на зеркало. реальности или внешнего мира. Далее, опираясь на критику Дональда Дэвидсона дуализма между концептуальной схемой и эмпирическим содержанием, он бросает вызов смыслу вопроса о том, связаны ли наши конкретные концепции с миром соответствующим образом, можем ли мы оправдать наши способы описания мира как по сравнению с другими способами. Он утверждал, что истина заключается не в правильном ее понимании или представлении реальности, а в том, что она является частью социальной практики, а язык служит нашим целям в определенное время; древние языки иногда невозможно перевести на современные, поскольку они обладают другим словарным запасом и сегодня бесполезны. Дональда Дэвидсона обычно не считают постмодернистом, хотя и он, и Рорти признали, что между их философиями мало различий. [22] [23]
Дуглас Келлнер [ править ]
Дуглас Келлнер настаивает на том, что «предположения и процедуры современной теории» следует забыть. Келлнер анализирует положения этой теории на примере реального опыта и примеров. [24] Келлнер использует исследования науки и техники как основную часть своего анализа; он утверждает, что без этого теория будет неполной. Масштаб шире, чем просто постмодернизм; его необходимо интерпретировать посредством культурных исследований, где исследования науки и техники играют большую роль. Реальность терактов 11 сентября в Соединенных Штатах Америки стала катализатором его объяснений. В ответ Келлнер продолжает изучать последствия понимания последствий терактов 11 сентября. Он задается вопросом, можно ли понять эти нападения только в ограниченной форме постмодернистской теории из-за уровня иронии. [25] Вывод, который он изображает, прост: постмодернизм, в том виде, в котором большинство его использует сегодня, будет решать, какие переживания и знаки в чьей-либо реальности будут той реальностью, какой они ее знают. [26]
Критика [ править ]
Распространенная критика постмодернизма заключается в том, что ему недостает последовательности и он враждебен таким понятиям, как истина , логика и объективность . В частности, считается, что постмодернизм может быть бессмысленным, пропагандирует мракобесие и чрезмерно использует релятивизм (в культуре , морали и знании ). [ нужна ссылка ]
Проблемы с определениями [ править ]
Католический философ и семиотик Джон Дили выступил в поддержку спорного утверждения о том, что ярлык «постмодернистский» для таких мыслителей, как Деррида и др. преждевременно . Поскольку «так называемые» постмодернисты следуют совершенно современной тенденции идеализма , это скорее ультрамодернизм , чем что-либо еще. Постмодернизм, который, следовательно, оправдывает свое название, не должен больше ограничиваться ни домодернистской озабоченностью «вещами», ни современной ограниченностью «идеями», а должен прийти к соглашению со способом знаков, воплощенным в семиотических доктринах такие мыслители, как португальский философ Джон Пуансо и американский философ Чарльз Сандерс Пирс . [27] Пишет Дили,
Эпоха греческой и латинской философии была основана на бытии в совершенно точном смысле: на существовании вещей независимо от человеческого понимания и отношения. Гораздо более короткая эпоха современной философии основывалась скорее на инструментах человеческого познания, но таким образом, что это излишне скомпрометировало бытие. По мере завершения XX века есть основания полагать, что вместе с новым веком наступает новая философская эпоха, обещающая стать самой богатой эпохой для человеческого понимания. Эпоха постмодерна располагает к синтезу на более высоком уровне — уровне опыта, где бытие вещей и деятельность конечного познающего дополняют друг друга и предоставляют материалы, из которых могут быть получены знания о природе и знания о культуре во всей их полноте. симбиоз — достижения древних и современников таким образом, чтобы полностью отдать должное заботам обоих. Эпоха постмодерна имеет своей отличительной задачей в философии исследование нового пути, уже не древнего образа вещей и не современного пути идей, а пути знаков, посредством которого вершины и долины как древней, так и современной мысли могут быть одинаково проанализированы. исследовано и взращено поколением, которому предстоит покорить новые вершины и найти долины. [28]
См. также [ править ]
- Гиперреальность
- Натуральная философия
- Онтологический плюрализм
- Физическая онтология
- Постматериализм
- Постмодернистское искусство
- Постмодернизм
- Постмодерн
Примечания [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дуиньян, Брайан. «постмодернизм (философия) (Британская энциклопедия)» . Британская энциклопедия . Проверено 19 апреля 2016 г.
- ^ «Определение ПОСТМОДЕРНА» . www.merriam-webster.com . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эйлсворт, Гэри (2015). «Постмодернизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2015 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- ^ Лиотар, Ж.-Ф. (1979). Состояние постмодерна: отчет о знаниях . Университет Миннесоты Пресс.
- ^ Сим, Стюарт. Рутледж-компаньон постмодернизма
- ^ Тейлор, Виктор и Чарльз Винквист. Энциклопедия постмодернизма «Бинарная оппозиция»
- ^ Проблематизация глобальных знаний . Теория, культура и общество. Том. 23 (2–3). Мудрец, 2006 г.
- ^ https://plato.stanford.edu/entries/postmodernism/ https://web.archive.org/web/20211201023207/https://plato.stanford.edu/entries/postmodernism/
- ^ Баграмян, Мария и Картер, Дж. Адам, « Релятивизм. Архивировано 18 марта 2019 года в Wayback Machine », Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск лета 2017 г.), Эдвард Н. Залта (ред.)
- ^ Блэкберн, Саймон (2005). «Постмодернизм». Оксфордский философский словарь . Издательство Оксфордского университета, Великобритания. ISBN 9780198610137 .
В своих постструктуралистских аспектах оно включает отрицание... любой фиксированной реальности, истины или факта, которые могут быть объектом исследования.
- ^ Эрмарт, Элизабет Дидс. Постмодернизм, 1998, дои : 10.4324/9780415249126-N044-1 . Энциклопедия философии Routledge, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/postmodernism/v-1. Архивировано 19 апреля 2018 г. в Wayback Machine .
- ^ Совет национальных исследований; Образование, Отдел поведенческих и социальных наук; Образование, Центр; Исследования, Комитет по научным принципам образования (2002). Научные исследования в образовании . Пресса национальных академий. стр. 20, 25. ISBN. 9780309082914 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Престон, Джон (2016). «Поль Фейерабенд» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ^ Филлипс, Денис Чарльз; Бурбулес, Николас К. (2000). Постпозитивизм и образовательные исследования . Роуман и Литтлфилд. п. 1. ISBN 9780847691227 .
- ^ Кидд, Ян Джеймс (21 декабря 2016 г.). «Был ли Фейерабенд постмодернистом?». Международные исследования в философии науки . 30 (1): 55–68. дои : 10.1080/02698595.2016.1240463 . S2CID 151746255 .
В этой статье задается вопрос, можно ли разумно классифицировать философию Пола К. Фейерабенда как постмодернистскую - ярлык, который на него навешивают как друзья, так и враги.
- ^ Хорган, Джон . «Был ли философ Пол Фейерабенд действительно злейшим врагом науки?» . Scientific American Перекрестная проверка (блог) . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ^ Пьер, Элизабет Адамс Стрит (июль 2016 г.). «Комментарий: «Наука» отвергает постмодернизм». Исследователь образования . 31 (8): 25–27. дои : 10.3102/0013189X031008025 . S2CID 145216107 .
- ^ Эйлсворт, Гэри (5 февраля 2015 г.) [1-й паб. 2005]. «Постмодернизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . сентябрь-постмодернизм (изд. Весна 2015 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ Ханней, Аластер (2005). «Бодрийяр, Жан». В Хондерихе, Тед (ред.). Оксфордский справочник по философии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 81.
- ^ Лиотар, Жан Франсуа, Состояние постмодерна, 1979, перевод 1984, [1]
- ^ Деррида, Жак, Грамматологии, 1967, перевод 1976 г., [2]
- ^ «Интервью с Рорти» . unc.edu . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Дэвидсон, Д., 1986, «Теория согласованности истины и знания», «Истина и интерпретация», «Перспективы философии Дональда Дэвидсона», изд. Эрнест Лепор, Бэзил Блэквелл, Оксфорд, послесловия.
- ^ Келлнер, Дуглас (1988). «Постмодернизм как социальная теория: некоторые вызовы и проблемы». Теория, культура и общество . 5 (2–3): 239–269. дои : 10.1177/0263276488005002003 . ISSN 0263-2764 . S2CID 144625142 .
- ^ Луле, Джек (2001). « Постмодернистское приключение [обзор книги]». Ежеквартальный журнал «Журналистика и массовые коммуникации» . 78 (4): 865–866. дои : 10.1177/107769900107800415 . S2CID 221059611 .
- ^ Данто, AC (1990). «Гиперинтеллектуал». Новая Республика . Том. 203, нет. 11/12. стр. 44–48.
- ^ Джон Дили, Четыре возраста понимания: первый постмодернистский обзор философии с древних времен до рубежа двадцать первого века (Торонто: Университет Торонто, 2001).
- ^ Джон Дили, «Философия и опыт», American Catholic Philosophical Quarterly LXVI.4 (зима 1992 г.), 299–319, особенно. 314–15.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Чарльз Артур Уиллард Либерализм и проблема знаний: новая риторика современной демократии. Издательство Чикагского университета. 1996.
- Джон Дили «Quid sit Postmodernismus?», в книге Романа Чапало (ред.) «Постмодернизм и христианская философия» , 68–96, Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. 1997.
Внешние ссылки [ править ]
- Эйлсворт, Гэри (2005). «Постмодернизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- Современные философские дискуссии (архивировано 14 июля 2011 г.)