Метанарратив
Метанарратив . (также метанарратив и большое повествование ; французский язык : métarécit или grand récit ) — это повествование о повествованиях исторического значения, опыта или знаний, которое предлагает обществу легитимацию посредством ожидаемого завершения (пока еще нереализованной) главной идеи . [1] [2] [3]
Этимология
[ редактировать ]« Мета » по-гречески означает «за пределами»; «Нарратив» — это история , которая характеризуется тем, как ее рассказывают (она каким-то образом сообщается). [4]
Хотя этот термин впервые был использован ранее в 20-м веке, этот термин приобрел известность благодаря Жану-Франсуа Лиотару в 1979 году, когда он заявил, что постмодернистский характерен именно недоверием к «большим повествованиям» ( Прогресс , Просвещение , Эмансипация , Марксизм ). это составило существенную часть современности . [5]
Скептицизм
[ редактировать ]В книге «Состояние постмодерна: отчет о знаниях » (1979) Лиотар подчеркивает растущий скептицизм постмодернистских условий по отношению к тотализирующей природе метанарративов и их зависимости от некоторой формы «трансцендентной и универсальной истины»: [6]
Упрощая до крайности, я определяю постмодерн как недоверие к метанарративам. ... Нарративная функция теряет своих функторов, своего великого героя, свои великие опасности, свои великие путешествия, свою великую цель. Он рассеивается в облаках повествовательного языка... Где после метанарративов может находиться легитимность?
Лиотар и другие мыслители -постструктуралисты (например, Фуко ). [7] рассматривают это как в целом позитивное событие по ряду причин. Во-первых, попытки построить великие теории имеют тенденцию неоправданно игнорировать естественно существующий хаос и беспорядок во Вселенной, силу отдельного события. [8]
что неясно, описывает ли Лиотар глобальное состояние скептицизма Sociology.org.uk заявляет , по отношению к метанарративам в постмодерне или предписывает такой скептицизм. Его критики отмечают тот неловкий факт, что метанарративы явно продолжают играть важную роль в современном постмодернистском мире. [9]
Замена великих, универсальных повествований небольшими, локальными повествованиями.
[ редактировать ]Лиотар предположил, что метанарративы должны уступить место petits récits , или более скромным и «локализованным» повествованиям, которые могут «отбросить» большое повествование, сосредоточив внимание на единственном событии. [10] Заимствуя работы Витгенштейна и его теорию «моделей дискурса», [11] Лиотар строит свое видение прогрессивной политики , основанной на сосуществовании целого ряда разнообразных и всегда легитимных на местном уровне языковых игр . [12]
Постмодернисты пытаются заменить метанарративы, сосредоточив внимание на конкретных местных контекстах, а также на разнообразии человеческого опыта. Они утверждают, что существует «множественность теоретических точек зрения». [13] а не для великих, всеобъемлющих теорий.
Нарратология и общение
[ редактировать ]По мнению Джона Стивенса и Робин МакКаллум, метанарратив «является глобальной или тотальной культурной повествовательной схемой , которая упорядочивает и объясняет знания и опыт ». [14] – рассказ об рассказе, охватывающий и объясняющий другие «маленькие истории» в рамках концептуальных моделей , собирающих «маленькие истории» в единое целое. Постмодернистские нарративы часто намеренно нарушают шаблонные ожидания, которые дают такие культурные коды. [15] указывая тем самым на возможный пересмотр социального кодекса. [16]
В коммуникации и стратегической коммуникации главный нарратив (или метанарратив) — это «трансисторический нарратив, глубоко укоренившийся в конкретной культуре». [17] Таким образом, основное повествование — это особый тип повествования, который определяется как «связная система взаимосвязанных и последовательно организованных историй , которые разделяют общее риторическое желание разрешить конфликт путем установления ожиданий аудитории в соответствии с известными траекториями ее литературной и риторической формы». ". [17]
Консорциум стратегических коммуникаций также поддерживает веб-сайт, посвященный основным повествованиям. [18]
Другие связывают метанарративы с генеральными сюжетами, «повторяющимися скелетными историями, принадлежащими культурам и отдельным людям, которые играют важную роль в вопросах идентичности, ценностей и понимания жизни». [19]
Критика тезиса Лиотара
[ редактировать ]Дж. В. Бертенс и Д. Фоккема утверждали, что, поскольку одной из целей Лиотара была наука, он ошибался, думая, что наука опирается на большой нарратив для социального и эпистемического подтверждения, а не на накопление множества меньших нарративных успехов. [20]
Сам Лиотар также раскритиковал свою диссертацию как «просто худшую из всех моих книг».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дж. Чайлдерс/Г. Под ред. Хентзи, Колумбийский словарь современной литературной и культурной критики (1995), стр. 186
- ^ Р. Аппиньанези/К. Гарратт, Постмодернизм для начинающих (1995), стр. 102–3.
- ^ Жан-Франсуа Лиотар, Постмодерн, объясненный детям (1992), с. 29
- ^ Мета-повествование. «Урок 1: Что такое метанарратив?» . Ютуб . 11 октября 2013 г.
- ^ Чайлдерс, стр. 166–7.
- ^ Лиотар, Жан-Франсуа. Введение: Состояние постмодерна: отчет о знаниях », 1979: xxiv – xxv. Архивировано 10 июня 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Изд. Г. Потрошения, Кембриджский спутник Фуко (2007), стр. 36
- ^ К. Нуве и др. ред., Minima Moralia (2007), стр. xii-iv
- ^ «Метанарративы» . Архивировано из оригинала 1 июля 2012 г. Проверено 28 августа 2012 г.
- ^ Нуве, с. xvi
- ^ Ханс Бертенс, Идея постмодерна: история , Routledge, 1995, с. 124. ISBN 0-415-06011-7
- ^ Жан-Франсуа Лиотар, The Differend (1988), стр. 151–161.
- ^ Майкл А. Питерс, Постструктурализм, марксизм и неолиберализм: между теорией и политикой , Rowman & Littlefield, 2001, с. 7. ISBN 0-7425-0987-7
- ^ Стивенс, Джон и Робин МакКаллум. (1998). Пересказ историй, создание культуры: традиционные истории и метанарративы в детской литературе . ISBN 0-8153-1298-9 .
- ^ Дж. В. Бертенс/Д. Фоккема, Международный постмодернизм (1997), с. 186
- ^ ЭД Эрмат, Продолжение истории (1992), с. 156
- ^ Jump up to: а б Халверсон, Джеффри Р., Х.Л. Гудолл-младший и Стивен Р. Корман. Основные рассказы об исламистском экстремизме . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2011. с. 14
- ^ «ЦСК Центр стратегических коммуникаций |» . Комопс.орг. Архивировано из оригинала 27 апреля 2012 г. Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ Х. Портер Эбботт, Кембриджское введение в повествование , 2-е изд., Кембриджское введение в литературу (Кембридж: Cambridge University Press, 2008), 236.
- ^ Дж. В. Бертенс/Д. Фоккема, Международный постмодернизм (1997), с. 94
Источники
[ редактировать ]- Жан-Франсуа Лиотар . Состояние постмодерна : отчет о знаниях . Миннеаполис: University of Minnesota Press, 1984 [1979], переиздание 1997 года. Перевод Джеффа Беннингтона и Брайана Массуми.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвид Карр, Время, повествование и история (Индиана, 1986)
- Джеффри Беннингтон , Лиотар: Написание события (1988)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с метанарративами, на Викискладе?
- Постмодернистская стратегия: языковые игры