Антифундационализм
![]() |
Антифундаментализм (также называемый нонфундационализмом ) — это любая философия, которая отвергает фундаменталистский подход. Антифундационалист — это тот, кто не верит в существование какого-то фундаментального убеждения или принципа, который является основной основой исследования и знания. [ 1 ]
Антифундационализм может быть метафизическим (полагая основу бытия или метафизическую основу), этическим (полагая какую-то ценность или добродетель фундаментальной), эпистемологическим (т.е. фундаменталистская теория оправдания) или применяться к какой-либо другой области с фундаменталистскими теориями.
Антиэссенциализм
[ редактировать ]Антифундационалисты используют логические, исторические или генеалогические атаки на основополагающие концепции (см. особенно Ницше и Фуко ), часто в сочетании с альтернативными методами оправдания и направления интеллектуальных исследований, такими как прагматическое подчинение знаний практическим действиям. [ 2 ] Фуко назвал поиски возвращения к истокам платоническим эссенциализмом, предпочитая подчеркивать случайный характер человеческих практик. [ 3 ]
Антифундационалисты выступают против метафизических методов. Моральных и этических антифундационалистов часто критикуют за моральный релятивизм , но антифундационалисты часто оспаривают это обвинение, предлагая альтернативные методы морального мышления, которые, по их утверждению, не требуют оснований. Таким образом, хотя Чарльз Тейлор обвинял Фуко в том, что «не существует порядка человеческой жизни, или нашего образа жизни, или человеческой природы, к которым можно было бы апеллировать, чтобы судить или оценивать различные образы жизни», Фуко, тем не менее, настаивает на необходимости продолжения этических норм. исследование без какой-либо универсальной системы, к которой можно было бы обратиться. [ 4 ]
Никлас Луман использовал кибернетику , чтобы бросить вызов роли основополагающих единств и канонических достоверностей. [ 5 ]
Тотализация и легитимация
[ редактировать ]Антифундационалисты выступают против тотализирующих представлений о социальной, научной или исторической реальности, считая их нелегитимными. [ 6 ] и вместо этого отдают предпочтение местным повествованиям. Никакой социальной тотальности, но множество местных и конкретных практик; «не история , а в лучшем случае истории». [ 7 ] В таком неопрагматизме нет общей истины, а есть лишь продолжающийся процесс поиска лучших и более плодотворных методов назидания. [ 8 ] Даже наши самые само собой разумеющиеся категории для социального анализа — гендер, пол, раса и класс — рассматриваются антиэссенциалистами, такими как Марджори Гарбер, как социальные конструкции . [ 9 ]
Надежда и страх
[ редактировать ]Стэнли Фиш проводит различие между тем, что он называет «надеждой антифундационалистской теории» и «страхом антифундационалистской теории», однако находя их оба одинаково иллюзорными. [ 10 ]
Страх перед разрушительным воздействием антифундаментализма был широко распространен в конце двадцатого века, предвосхищая такие явления, как культурный кризис и моральная анархия. [ 11 ] или (по крайней мере) потеря необходимой критической дистанции, позволяющей использовать рычаги воздействия на статус-кво. [ 12 ] Однако для Фиша угроза утраты объективных стандартов рационального исследования с исчезновением любого основополагающего принципа была ложным страхом: антифундационализм не только не открывает путь к необузданной субъективности, но и оставляет человека прочно укорененным в конвенциональном контексте и стандартах. исследования/спора о дисциплине/профессии/привычке, в пределах которой он/она безвозвратно отнесен. [ 13 ]
По той же причине, однако, антифундационалистская надежда избежать локальных ситуаций через осознание случайности всех таких ситуаций – через признание конвенциональной/риторической природы всех претензий на господство принципов – эта надежда для Фиша в равной степени обречена по самой своей природе. ситуационного сознания, всеобъемлющего социального и интеллектуального контекста, в который каждый человек заключен отдельно. [ 14 ]
Фиш также отметил, что, в отличие от надежд на освобождение от антифундаментализма, антиэссенциалистские теории, утверждающие отсутствие трансконтекстуальной точки отсчета, преследовали консервативные и неоконсервативные, а также прогрессивные цели. [ 15 ] Так, например, Джон Сирл предложил концепцию построения социальной реальности, полностью совместимую с позицией принятия «человека, который чувствует себя как дома в своем обществе, человека, который находится в социальных институтах общества». .комфортно, как рыба в море». [ 16 ]
Критика
[ редактировать ]Антифундационалистов критиковали за критику всех общих требований, кроме их собственных; за предложение локализующей риторики, на практике противоречащей их собственному глобализирующему стилю. [ 17 ]
Эдвард Саид осудил радикальный антифундаментализм за чрезмерный культурный релятивизм и чрезмерную зависимость от лингвистического поворота в ущерб человеческим реалиям. [ 18 ]
Антифундационалисты
[ редактировать ]
- Джон Дьюи
- Стэнли Фиш
- Мишель Фуко
- ГВФ Гегель
- Макс Штирнер
- Уильям Джеймс
- Эмиль Чоран
- Юджин Такер
- Томас Лиготти
- Фридрих Ницше
- Чарльз Сандерс Пирс
- Людвиг Витгенштейн
- ТС Элиот
- Отто Нейрат
- Уилфрид Селларс
- Карл Поппер
- Anton Chekhov
- Ричард Рорти
- Чарльз Тейлор
- Жак Деррида
- Эдгар Морен
- Уиллард Ван Орман Куайн
- Нельсон Гудман
- Рой Бхаскар
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дж. Чайлдерс/Г. Хенци, Колумбийский словарь современной литературной и культурной критики (1995), стр. 100
- ^ Дж. Чайлдерс/Г. Хенци, Колумбийский словарь современной литературной и культурной критики (1995), стр. 240-1
- ^ Изд. Гэри Гаттинга, Кембриджский спутник Фуко (2007), стр. 34
- ^ Дж. В. Бернауэр / М. Махон, «Этическое воображение Мишеля Фуко», в издании Gutting, стр. 149-50
- ^ Никлас Луманн, Теории различия (2002), с. 192 и с. 110-12
- ^ Р. Аппиньанези/К. Гарратт, Постмодернизм для начинающих (Кембридж, 1995), с. 105-9
- ^ ЭД Эрмат, Продолжение истории (Принстон, 1992), с. 56-66
- ^ Дж. Чайлдерс/Г. Хенци, Колумбийский словарь современной литературной и культурной критики (1995), стр. 241
- ^ Адам Филлипс, О флирте (1994), с. 122-130
- ^ Изд. Х. Арама Визера, The Stanley Fish Reader (1999), стр. 94-5
- ^ Эрмат, с. 58-62
- ^ М. Хардт/К. Ред. Уикса, The Jameson Reader (2000), стр. 227
- ^ Изд. Визера, стр. 94
- ^ Изд. Визера, стр. 196-7 и с. 213
- ^ Стэнли Фиш, Профессиональная корректность (1995), с. 130 и с. х
- ^ Джон Р. Сирл, Построение социальной реальности (Penguin 1996), стр. 147
- ^ Никос П. Музелис, Социологическая теория: что пошло не так? (1995) с. 43-4
- ^ Тони Джадт, Переоценка (2008), с. 164
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кэтрин Н. Хейлс, «Связанный хаосом» (1990)
- WJT Митчелл, Против теории (1985)
- Ричард Рорти, Последствия прагматизма (1982)
- Эдвард Саид, Гуманизм и демократическая критика (2004)