Эмиль Чоран
Эмиль Чоран | |
---|---|
![]() Чоран в Румынии, ок . | |
Рожденный | Эмиль Михай Чоран 8 апреля 1911 г. |
Умер | 20 июня 1995 г. Париж , Франция | (84 года)
Национальность | Румынский; без гражданства после 1948 года, когда Румыния стала коммунистической страной |
Альма-матер | |
Партнер | Симона Буэ |
Награды |
|
Область | |
Школа | |
Основные интересы | эстетика , антинатализм , этика , агиография , литературная критика , музыка , нигилизм , поэзия , религия , самоубийство |
Подпись | |
![]() |
Эмиль Михай Чоран (англ. Румынский: [eˈmil tʃoˈran] , Французский: [emil sjɔʁɑ̃] ; 8 апреля 1911 — 20 июня 1995) — румынский философ, афорист и эссеист, опубликовавший произведения на румынском и французском языках. Его работы известны своим всеобъемлющим философским пессимизмом , стилем и афоризмами. Его работы часто затрагивают проблемы страданий, разложения и нигилизма . В 1937 году Чоран переехал в Латинский квартал Парижа , который стал его постоянным местом жительства, где он жил в уединении со своей партнершей Симоной Буэ до своей смерти в 1995 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Чоран родился в Ресинаре, уезд Себен , Венгерское королевство (сегодня Рэшинарь , уезд Сибиу , Румыния). [1] Его отец, Эмилиан Чоран, был православным священником, а мать, Эльвира, была главой Христианской женской лиги . [2]
В 10 лет Чоран переехал в Сибиу , чтобы учиться в школе, а в 17 лет был зачислен на факультет литературы и философии Бухарестского университета , где познакомился с Эженом Ионеско и Мирчей Элиаде , которые стали его друзьями. [1] Будущий румынский философ Константин Нойка и будущий румынский мыслитель Петре Цуца стали его ближайшими академическими коллегами; все трое учились у Тудора Виану и Наэ Ионеску . Чоран, Элиаде и Цуца стали сторонниками идей Ионеску, известных как треризм . [ нужна ссылка ]
Чоран хорошо владел немецким языком, выучил его в раннем возрасте и начал читать философию, которая была доступна на немецком, но не на румынском языке. Записки юности Чорана указывают на изучение Фридриха Ницше , Оноре де Бальзака , Артура Шопенгауэра и Федора Достоевского , среди других. [3] Он стал агностиком , приняв за аксиому «неудобство существования». Во время учебы в университете на него оказали влияние Георг Зиммель , Людвиг Клагес и Мартин Хайдеггер , а также русский философ Лев Шестов , вкладом которого в центральную систему мышления Чорана была вера в то, что жизнь произвольна . Дипломная работа Чорана была посвящена Анри Бергсону , которого он позже отверг, заявив, что Бергсон не осознавал трагедии жизни. [ нужна ссылка ]
С 20 лет Чоран начал страдать от бессонницы , состояния, от которого он страдал всю оставшуюся жизнь, и пронизывал его произведения. [4] Решение Чорана написать о своих переживаниях в своей первой книге « На вершинах отчаяния » было вызвано эпизодом бессонницы. [5]
Карьера
[ редактировать ]Берлин и Румыния
[ редактировать ]В 1933 году он получил стипендию в Берлинском университете , где изучал Иоганна Готлиба Фихте , Гегеля , Эдмунда Гуссерля , Иммануила Канта , Георга Зиммеля , Шопенгауэра и Ницше. [3] Здесь он познакомился с Клагесом и Николаем Хартманном . Находясь в Берлине , он заинтересовался политикой нацистского режима колонку , написал в газете «Время» на эту тему (в которой Чоран признался, что «нет современного политика, которого я считаю более сочувствующим и достойным восхищения, чем Гитлер », [6] выразив одобрение Ночи длинных ножей — «что потеряло человечество, если были забраны жизни нескольких идиотов»), [7] и в письме, написанном Петру Комарнеску , назвал себя «гитлеристом » . [8] Он придерживался аналогичных взглядов на итальянский фашизм , приветствуя победы во Второй итало-абиссинской войне , утверждая, что: «Фашизм — это шок, без которого Италия представляет собой компромисс, сравнимый с сегодняшней Румынией». [9]
Первая книга Чорана Pe culmile disperării (дословный перевод: «На высотах отчаяния») была опубликована в Румынии в 1934 году. Она была удостоена премии Комиссии и премии молодых писателей как одна из лучших книг, написанных неопубликованным молодым писателем. . Тем не менее, позже Чоран отозвался о ней негативно, заявив, что «это очень плохо написанная книга, без какого-либо стиля». [10]
Впоследствии «Книга заблуждений» (1935 г.), «Преображение Румынии» (1936 г.) и «Слёзы и святые» в Румынии были опубликованы (1937 г.). «Слезы и святые » были «невероятно плохо приняты», и после публикации мать Чорана написала ему с просьбой отозвать книгу, поскольку она вызывала у нее общественное смущение. [11]
Хотя Чоран никогда не был членом группы, именно в это время, находясь в Румынии, он начал интересоваться идеями, выдвигаемыми « Железной гвардией» — крайне правой организацией, чью националистическую идеологию он поддерживал до первых лет Второй мировой войны. , несмотря на то, что они якобы не одобряют их насильственные методы. Позже Чоран осудил фашизм, назвав его в 1970 году «худшим безумием моей юности. Если я излечусь от одной болезни, то это наверняка именно она». [12]
Чоран существенно переработал «Преображение Румынии» во втором издании, выпущенном в 1990-х годах, исключив многочисленные отрывки, которые он считал экстремистскими или «претенциозными и глупыми». В своем первоначальном виде книга выражала симпатии к тоталитаризму . [13] точка зрения, которая также присутствовала в различных статьях, написанных Чораном в то время, [14] и целью которого было сделать « урбанизацию и индустриализацию » «двумя навязчивыми идеями растущего народа». [15]
Однако его ранний призыв к модернизации было трудно совместить с традиционализмом «Железной гвардии». [16] В 1934 году он писал: «Я считаю, что в Румынии единственным плодотворным, творческим и воодушевляющим национализмом может быть только тот, который не просто отвергает традицию, но также отрицает и побеждает ее». [17] Неодобрение того, что он считал специфически румынскими чертами, присутствовало в его произведениях («В любой максиме, в любой пословице, в любом размышлении наш народ выражает одну и ту же застенчивость перед жизнью, такое же колебание и покорность... [. ..] Повседневные румынские [труизмы] ошеломляют.») [18] что привело к критике со стороны крайне правой партии «Гандиря» (ее редактор Никифор Крайнич назвал «Преображение Румынии » «кровавой, беспощадной резней в сегодняшней Румынии, даже без [страха] матереубийства и святотатства » ), [19] а также из различных газет Iron Guard. [20]
Франция
[ редактировать ]
Вернувшись из Берлина в 1936 году, Чоран преподавал философию в средней школе имени Андрея Шагуна в Брашове в течение года . Его занятия были отмечены замешательством, и через год он бросил учебу.
В 1937 году он впервые подал заявку на стипендию в посольстве Испании в Бухаресте, но затем началась гражданская война в Испании. Затем он уехал в Париж со стипендией филиала Французского института в Бухаресте , которая затем была продлена до 1944 года. Он якобы работал над докторской диссертацией в Сорбонском университете , но у него не было намерения реально работать над ней, поскольку личность то, что он был студентом, дало ему возможность дешево питаться в университетской столовой. Так он продолжал до 1951 года, когда был принят закон, запрещавший набор студентов старше 27 лет. [21]
После недолгого пребывания на родине (ноябрь 1940 г. – февраль 1941 г.) Чоран больше не вернулся. [22] Этот последний период в Румынии был периодом, когда он продемонстрировал более тесные отношения с Железной гвардией, которая к тому времени пришла к власти ( см. Государство национальных легионеров ). 28 ноября для государственного румынского радио Чоран записал речь, посвященную портрету Корнелиу Зеля Кодряну , бывшего лидера движения, восхваляя его и гвардию, среди прочего, за то, что они «дали румынам цель». [23]
Позже он отказался не только от своей поддержки «Железной гвардии», но и от их националистических идей и часто выражал сожаление и раскаяние за свое эмоциональное участие в них. Например, в интервью 1972 года он осудил ее как «комплекс движений; более того, безумную секту и партию», сказав: «Тогда я узнал [...], что значит быть поддержанным помахать рукой без малейшего намека на убежденность [...] Теперь я невосприимчив к этому». [24]
Чоран начал писать «Страстный справочник» в 1940 году и закончил его к 1945 году. Это была последняя книга, которую он написал на румынском языке рассматривались пессимизм и человеконенавистничество , хотя и не последняя, в которой посредством лирических афоризмов . После этого Чоран публиковал книги только на французском языке. Именно в этот момент проявилось явное презрение Чорана к румынскому народу. Он сказал другу, что «хочет написать « Философию неудачи » с подзаголовком « Для исключительного пользования румынского народа ». [25] Более того, он описал свой переезд в Париж как «безусловно самый разумный поступок», который он когда-либо делал, а в « Проблеме с рождением» он говорит: «В постоянном бунте против своего происхождения я провел всю свою жизнь, желая стать кем-то еще: испанец, русский, каннибал — все что угодно, кроме того, кем я был». [26]
В 1942 году Чоран встретил Симону Буэ, еще одну страдающую бессонницей , с которой прожил всю оставшуюся жизнь. Чоран держал их отношения в тайне и никогда не говорил о своих отношениях с Буэ в своих статьях и интервью. [27]
В 1949 году его первая французская книга «Краткая история распада » была опубликована Галлимаром и была удостоена премии Ривароля в 1950 году за лучшую книгу, написанную нефранцузским автором. [28] На протяжении всей своей карьеры Чоран отказывался от большинства присужденных ему литературных премий. [29]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]
Латинский квартал Парижа стал постоянным местом жительства Чорана. Большую часть своей жизни он прожил в уединении, избегая публики, но по-прежнему поддерживал контакты с многочисленными друзьями, включая Мирчу Элиаде , Эжена Ионеско , Поля Целана , Сэмюэля Беккета , Анри Мишо и Фернандо Саватера . [ нужна ссылка ]
В интервью 1986 года Чоран сказал, что больше не курит, не употребляет кофе и алкоголь, сославшись на состояние здоровья. [30]
В 1995 году Чоран умер от болезни Альцгеймера. [31] и был похоронен на кладбище Монпарнас . [1]
Основные темы и стиль
[ редактировать ]Заявляя об отсутствии интереса к традиционной философии в ранней юности, Чоран отказался от абстрактных спекуляций в пользу личных размышлений и страстного лиризма. «Я ничего не изобретал. Я был единственным секретарем своих ощущений», - сказал он позже. [32] [33]
Афоризмы составляют большую часть библиографии Чорана, а некоторые из его книг, такие как «Проблемы с рождением» , полностью состоят из афоризмов. Говоря об этом решении, Чоран сказал:
Я пишу только такие вещи, потому что объяснения мне ужасно утомляют. Вот почему я говорю, когда пишу афоризмы, что я снова впал в усталость, зачем беспокоиться. Итак, афоризм презирается «серьёзными» людьми, профессора смотрят на него свысока. Когда они читают книгу афоризмов, они говорят: «О, посмотрите, что этот парень сказал десять страниц назад, теперь он говорит обратное. Он несерьёзен». Что касается меня, то я могу поставить рядом два противоречащих друг другу афоризма. Афоризмы также являются сиюминутными истинами. Это не указы. И почти в каждом случае я мог бы вам сказать, почему и когда я написал ту или иную фразу. Его всегда приводит в движение встреча, происшествие, приступ гнева, но у всего этого есть причина. Это вовсе не безвозмездно. [34]
Все его произведения характеризует философский пессимизм , который многие критики связывают с событиями его детства (считается, что в 1935 году его мать сказала ему, что если бы она знала, что он будет так несчастен, она бы сделала ему аборт ). Однако пессимизм Чорана (на самом деле его скептицизм , даже нигилизм ) остается одновременно и неисчерпаемым, и по-своему радостным; это не тот пессимизм, который можно свести к простому происхождению, поскольку само отдельное происхождение сомнительно. Когда мать Чорана заговорила с ним об аборте, он признался, что это его не беспокоило, а произвело необычайное впечатление, которое привело к пониманию природы существования («Я просто случайность. Зачем относиться ко всему этому так серьезно?» это то, что он позже сказал по поводу инцидента). [35]
Его работы часто изображают атмосферу мучений, состояние, которое переживал сам Чоран, и в котором преобладал лиризм и зачастую выражение сильного и даже жестокого чувства. Книги, которые он написал на румынском языке, особенно демонстрируют эту последнюю особенность. Озабоченный проблемами смерти и страданий, его привлекла идея самоубийства , полагая, что это идея, которая может помочь человеку продолжать жить, идея, которую он полностью исследовал в « На высоте отчаяния» . Он подробно рассматривает самоубийство в книге «Новые боги» , которая содержит раздел афоризмов, посвященных этой теме. Тема человеческого отчуждения, наиболее известная экзистенциалистская тема, представленная Жаном-Полем Сартром и Альбером Камю , была сформулирована в 1932 году молодым Чораном: «Возможно ли, что существование — это наше изгнание, а небытие — наш дом?» в «На высоте отчаяния» . [36]
Работы Чорана охватывают и множество других тем: первородный грех , трагический смысл истории, конец цивилизации, отказ от утешения через веру, одержимость абсолютом, жизнь как выражение метафизического изгнания человека и т. д. мыслитель, увлеченный историей; широко читал писателей, которые были связаны с « декадентским движением ». Одним из этих писателей был Освальд Шпенглер, который повлиял на политическую философию Чорана, предложив гностические размышления о судьбе человека и цивилизации. По мнению Чорана, пока человек сохраняет связь со своими истоками и не отрезает себя от самого себя, он сопротивляется упадку. Сегодня он находится на пути к собственному уничтожению через самообъективацию, безупречное производство и воспроизводство, избыток самоанализа и прозрачности, искусственный триумф. [ нужна ссылка ]
Что касается Бога , Чоран отметил, что «без Баха Бог был бы совершенно второсортной фигурой» и что «музыка Баха - единственный аргумент, доказывающий, что создание Вселенной не может рассматриваться как полный провал». [37] Далее Чоран сказал: «Бах, Шекспир , Бетховен , Достоевский и Ницше — единственные аргументы против монотеизма ». [38]
Уильям Х. Гасс » Чорана назвал «Искушение существования «философским романом на современные темы отчуждения, абсурда, скуки, тщетности, разложения, тирании истории, пошлости перемен, осознания как агонии, разума как болезни». [39]
По словам Сьюзан Зонтаг , предметом Чорана является «быть разумом, сознанием, настроенным на высшую степень утонченности» и «[в] произведениях Чорана... разум — это вуайерист. Но не «мир». Сам по себе Чоран в некоторой степени напоминает Беккета , озабоченного абсолютной целостностью мысли, то есть сведением или ограничением мысли до мышления о мышлении». [40] : 80
Чоран стал наиболее известным, когда писал не на румынском, а на французском языке, с которым он боролся с юности. При жизни Чорана Сен-Жон Перс называл его «величайшим французским писателем, чтившим наш язык после смерти Поля Валери ». [41] Тон и манера речи Чорана на принятом им языке редко были такими резкими, как на румынском (хотя говорят, что его использование румынского языка более оригинально). [ нужна ссылка ]
Наследие
[ редактировать ]После смерти давней спутницы Чорана, Симоны Буэ, коллекция рукописей Чорана (более 30 блокнотов) была найдена в квартире пары менеджером, который пытался продать их с аукциона в 2005 году. Решение принял Апелляционный суд Парижа. прекратил коммерческую продажу коллекции. Однако в марте 2011 года Апелляционный суд постановил, что законным владельцем рукописей является продавец. Рукописи приобрел румынский бизнесмен Джордж Брэилойу за 405 000 евро. [42]
Престарелый Чоран — главный герой пьесы румынского драматурга-актера Матея Вишнеца « Mansardă la Paris cu vedere spre moarte» («Парижский лофт с видом на смерть»). Спектакль, изображающий воображаемую встречу Вишнеца и Чорана. [43] Впервые был поставлен на сцену в 2007 году под руководством Раду Африма и с участием румынских и люксембургских актеров; Чорана сыграл Константин Кожокару. [44] Постановки были организованы в румынском городе Сибиу. [43] [44] и в Люксембурге, в Эш-сюр-Альзетте (и Сибиу, и город Люксембург в этом году были культурной столицей Европы ). [43] В 2009 году Румынская академия предоставила Чорану посмертное членство. [45]
Сьюзен Зонтаг была большой поклонницей Чорана, называя его «одним из самых тонких умов, пишущих сегодня о реальной власти». [40] : 82 Она написала эссе о его творчестве, которое послужило введением к английскому переводу книги «Искушение существовать» , опубликованному в 1967 году. Это эссе было включено в сборник Зонтаг 1969 года « Стили радикальной воли» .
При правлении Николае Чаушеску произведения Чорана были запрещены. [25] В 1974 году франкистская Испания запретила «Злого Демиурга» как «атеиста, богохульника и антихристианина», что Чоран считал «одной из величайших шуток в его абсурдном существовании». [1]
Американский электронный музыкант Oneohtrix Point Never назвал песню Эмиля из своего релиза 2009 года Zones Without People . [46]
Датский неофолк- музыкант Ким Ларсен воспроизвел фотографию удушающих рук Чорана на обложке альбома 2021 года Your Love Can't Hold This Wreath of Sorrow .
В мексиканско-американском англоязычном фильме 2023 года «Гниющий на солнце» актер и персонаж (и режиссер) Себастьян Сильва читает на пляже книгу Чорана «Проблемы с рождением» и цитирует отрывки из нее.
Основные работы
[ редактировать ]румынский
[ редактировать ]- На высоте отчаяния (в переводе « На высоте отчаяния »), Издательство «Fundaśia pentru Literatură si Artă», Бухарест, 1934 г.
- Книга заблуждений, Бухарест, 1936 г.
- Преображение Румынии («Преображение Румынии»), Бухарест, 1936 г.
- Lacrimi si Sfinśi («Слезы и святые»), «Editura autorului», 1937 г.
- Indretar patimas («Страстный справочник»), Humanitas, Бухарест, 1991 г.
Французский
[ редактировать ]Все основные произведения Чорана на французском языке были переведены на английский Ричардом Ховардом .
- Краткое изложение разложения (« Краткая история распада »), Галлимар , 1949 г.
- Силлогизмы горечи (тр. « Вся желчь разделена »), Галлимар, 1952 г.
- La Tentation d'exister («Искушение существования»), Галлимар, 1956 | Английское издание: ISBN 978-0-226-10675-5
- и утопия , История Галлимар, 1960 г.
- La Chute dans le temps («Падение во время»), Галлимар, 1964 г.
- Ле Мове демиург (буквально Злой Демиург ; тр. «Новые боги»), Галлимар, 1969 г.
- О неудобствах рождения (« Проблема с рождением »), Галлимар, 1973 г.
- Écartèlement (тр. «Вытянутый и четвертованный»), Галлимар, 1979 г.
- Упражнения восхищения 1986 г. и Aveux et anathèmes 1987 г. (тр. и сгруппированы как «Анафемы и восхищения»)
- Œuvres (Собрание сочинений), Gallimard-Quatro 1995.
- Mon pays / şara mea («Моя страна», написанная на французском языке, книга впервые была опубликована в Румынии в двуязычном томе), Humanitas, Бухарест, 1996 г.
- Cahiers 1957–1972 («Тетради»), Gallimard 1997 г.
- Слёзы и святые , Херн | Английское издание: ISBN 978-0-226-10672-4
- На вершинах отчаяния , Л'Эрн , | Английское издание: ISBN 978-0-226-10670-0
- Сумерки мыслей , Л'Эрн,
- Раньше и недавно Л'Эрн
- Валери перед своими кумирами , Л'Эрн, 1970, 2006 гг.
- Из Франции , Л'Эрн, 2009 г.
- Преображение Румынии , Херне, 2009 г.
- Cahier Cioran , L'Herne, 2009 (Несколько неопубликованных документов, писем и фотографий).
См. также
[ редактировать ]- Антинатализм
- Диоген Синопский
- Французские моралисты
- Мизантропия
- Философский пессимизм
- Румынская философия
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Некролог: Эмиль Чоран» . Независимый . 23 октября 2011 года . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ Чоран, Эмиль (1996). На вершине отчаяния . п. 13.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Реджер, Уиллис (2005). «Ницше Чорана» . Французский форум . 30 (3): 76. doi : 10.1353/frf.2006.0012 . JSTOR 40552402 . S2CID 170571716 – через JSTOR.
- ^ Реджер, Уиллис (2004). «Бессонница Чорана» . МЛН . 119 (5): 994–1012. дои : 10.1353/млн.2005.0018 . JSTOR 3251887 . S2CID 170780097 — через JSTOR.
- ^ Реджер, Уиллис (2004). «Бессонница Чорана» . МЛН . 119 (5): 996. doi : 10.1353/млн.2005.0018 . JSTOR 3251887 . S2CID 170780097 — через JSTOR.
- ^ Чоран, 1933, в Орнеа, стр.191.
- ^ Чоран, 1934, в Орнеа, стр.192.
- ^ Чоран, 1933, в Орнеа, стр.190.
- ^ Чоран, 1936, в Орнеа, стр.192.
- ^ Якоб, Мишель; Чоран, Эмиль; Гринспен, Кейт (1994). «Бодрствование и одержимость: Интервью с Э.М. Чораном» . Салмагунди . 103 (103): 143. JSTOR 40548762 – через JSTOR.
- ^ Якоб, Мишель; Чоран, Эмиль; Гринспен, Кейт (1994). «Бодрствование и одержимость: Интервью с Э.М. Чораном» . Салмагунди . 103 (103): 126. JSTOR 40548762 – через JSTOR.
- ^ Аквисто, Джозеф (2015). Падение из искупления: письмо и мышление за пределами спасения у Бодлера, Чорана, Фондана, Агамбена и Нэнси . Академик Блумсбери. п. 142.
- ^ Орнеа, стр.40
- ^ Орнеа, стр.50-52, 98.
- ^ Чоран, в Орнеа, стр.98.
- ^ Орнеа, стр. 127, 130, 137–141.
- ^ Чоран, 1934, в Орнеа, стр.127.
- ^ Чоран, 1936, в Орнеа, стр. 141.
- ^ Крайник, 1937, в Орнее, стр.143.
- ^ Орнеа, стр. 143–144.
- ^ «Философ неудачи: вершины отчаяния Эмиля Чорана» . Лос-Анджелесский обзор книг . 28 ноября 2016 года . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Грузинская, Александра (2001). «(Анти-)семитизм 1890-х/1990-х годов: Октав Мирбо и Э. М. Чоран» . Обзор языка и литературы Скалистых гор . 55 (1): 18. дои : 10.2307/1348152 . JSTOR 1348152 . S2CID 146282921 – через JSTOR.
- ^ Чоран, 1940, в Орнеа, стр.197.
- ^ Чоран, 1972, в Орнеа, стр.198.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пейс, Эрик (22 июня 1995 г.). «Э. М. Чоран, 84 года, писатель и философ отчаяния» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Чоран, Эмиль (1998). Проблема с рождением . Аркадное издательство. п. 62.
- ^ Реджер, Уиллис (2005). «Ницше Чорана» . Французский форум . 30 (3): 84. doi : 10.1353/frf.2006.0012 . JSTOR 40552402 . S2CID 170571716 – через JSTOR.
- ^ Реджер, Уиллис (2004). «Бессонница Чорана» . МЛН . 119 (5): 1000. дои : 10.1353/млн.2005.0018 . JSTOR 3251887 . S2CID 170780097 — через JSTOR.
- ^ Краткая история упадка, с. ix.
- ^ Вайс, Джейсон. "ЭМ Чоран" . Маршруты Колибри . Архивировано из оригинала 28 июля 2017 года . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Брадатан, Костика (28 ноября 2016 г.). «Философ неудачи: вершины отчаяния Эмиля Чорана» . Лос-Анджелесский обзор книг . Проверено 8 января 2018 г.
- ^ Киркуп, Джеймс (24 июня 1995 г.). «Некролог: Эмиль Чоран» . Независимый . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Нарисовано и четвертовано , с. 148.
- ^ "ЭМ Чоран" . Маршруты Колибри .
- ^ Вайс, Джейсон (1991). Написание под угрозой: интервью с необычными писателями . Университет Айовы Пресс. п. 9 . ISBN 9781587292491 .
Я просто случайность. Зачем относиться ко всему так серьезно?
- ^ Чоран, Эмиль (1992). На вершине отчаяния . Издательство Чикагского университета. п. 106.
- ↑ Чоран, 4 декабря 1989 г., в Newsweek.
- ^ Реджер, Уиллис (2005). «Ницше Чорана» . Французский форум . 30 (3): 78. doi : 10.1353/frf.2006.0012 . JSTOR 40552402 . S2CID 170571716 – через JSTOR.
- ^ Гасс, Уильям Х. (22 августа 1968 г.). «Злой Демиург» . Нью-Йоркское обозрение . ISSN 0028-7504 . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Зонтаг, Сьюзен (1969). Стили радикальной воли . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0312420215 .
- ^ Ильинка Зарифопол-Джонстон, В поисках Чорана (Издательство Университета Индианы), стр.6
- ^ «Рукописи румынского философа Чорана стоимостью 400 000 евро» . Балканский взгляд . 8 апреля 2011 года . Проверено 22 марта 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с (на румынском языке) «Румынский театр в Люксембурге» на HotNews.ro ; получено 15 ноября 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Иоан Т. Морар , «Хроника возле театров. Занимался ли Эмиль Чоран каратэ?», в Academia Caşavencu , 45/2007, стр.30
- ^ (на румынском языке) Вскрытие членов Румынской академии , на Румынской академии. сайте
- ^ «Зоны без людей» .
Ссылки
[ редактировать ]- Орнеа, З. (1995). Тридцатые годы. Румынские крайне правые . Бухарест: Румынский культурный фонд. ISBN 973-9155-43-Х . OCLC 33346781 .
- Зонтаг, Сьюзен . «Думая против себя»: размышления о Чоране» в Стили радикальной воли . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. 1969. ISBN 978-0312420215 .
- Вампол, Кристи. (2012) «Провиденциальный велосипед Чорана». Revista Transilvania , январь, стр. 51–54.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Cioran.eu – Проект Чоран: тексты, интервью, мультимедиа, ссылки.
- Э. М. Чоран о Сэмюэле Беккете На веб-сайте говорится: «На тысяче страниц журнала Чорана за 1957–1972 годы разбросано множество интригующих замечаний о Беккете и его работе, из которых наиболее запоминающимися являются следующие».
- Книга заблуждений [ Cartea amăgirilor ] (глава 5), переведенная с предисловием Камелии Элиас. Гиперион: О будущем эстетики , Vol. V, выпуск 1, МАЙ 2010 г.
- Изабела Василиу-Скраба, «Идеи – разнообразный фон в творчестве Чорана»
- 1911 рождений
- 1995 смертей
- Французские эссеисты XX века
- Французские философы XX века
- Антинаталисты
- Афористы
- Похороны на кладбище Монпарнас
- Смертность от болезни Альцгеймера
- Смертность от деменции во Франции
- Эпистемологи
- Экзистенциалисты
- Французские агностики
- французские школьные учителя
- Выпускники Берлинского университета Гумбольдта
- Члены Румынской академии избраны посмертно
- Нигилисты
- Онтологи
- Люди из округа Сибиу
- Философы искусства
- Философы культуры
- Философы литературы
- Философы разума
- Философы нигилизма
- Философы пессимизма
- Философы религии
- Лауреаты премии Роджера Нимье
- Румынские агностики
- Румынские австро-венгры
- Румынские эссеисты
- Румынские эмигранты во Франции
- румынские специалисты по этике
- Румынские философы
- румынские школьные учителя
- Простые живущие защитники
- Лица без гражданства
- Выпускники Бухарестского университета