Jump to content

Тудор Виану

Тудор Виану

Тудор Виану (англ. Румынский: [ˈtudor viˈanu] ; 8 января 1898 — 21 мая 1964) — румынский литературный критик , искусствовед, поэт, философ, учёный и переводчик. Он сыграл важную роль в восприятии и развитии модернизма в румынской литературе и искусстве . Он был женат на Елене Виану , которая сама была литературным критиком , и был отцом Иона Виану , психиатра, писателя и эссеиста.

Биография

[ редактировать ]

Родился в Джурджу в еврейской семье. [1] обращенный в христианство , [2] начальное образование он получил в городе, в гимназии Иона Майореску , а затем в средней школе Георге Лазара в Бухаресте . Примерно в 1910 году он начал писать стихи, которые так и не опубликовал.

В 1915 году Виану стал студентом факультета философии и права Бухарестского университета . В этот период Виану начал посещать Александру Македонского , литературный кружок символистов а в 1916 году опубликовал исследование о Македонском, а затем и свои собственные стихи в журнале Flacăra .

После вступления Румынии в Первую мировую войну он был призван в румынскую армию , прошел обучение артиллерии курсантом в Ботошани и принял участие в Молдавской кампании . В 1918 году он вернулся в Бухарест, где был редактором журнала «Literatorul» Македонского , и возобновил учебу, получив высшее образование в 1919 году. Виану также работал в редакции Константина Рэдулеску-Мотру и «Ideea Europeană» « Luceafărul» . В 1921 году он начал свое длительное сотрудничество с Viata Românească , одновременно внося вклад в Евгения Ловинеску Sburătorul .

В 1923 году он получил докторскую степень по философии в Тюбингенском университете , защитив диссертацию Das Wertungsproblem in Schillers Poetik («Оценивание ценностей в Шиллера поэтике »), его первое крупное исследование по эстетике (доставленное в ноябре 1923 года). Работу похвалил Лучиан Блага , который впоследствии был коллегой Виану, когда они работали в Гандирее ; [3] эти двое разделяли понимание экспрессионизма . [4] В «Благах» он отстаивал ранние модернистские тенденции Гандиреа и стал выступать против активной защиты традиционализма Никифора Крайнича (в то время, когда редактор журнала Сезар Петреску занимал среднюю позицию). [5]

Опубликовав в 1925 году свою работу «Дуализм искусства» (за которой последовала долгая череда сборников эссе и исследований), Виану обеспечил себе место в культурном ландшафте современной Румынии и стал титулярным профессором эстетики в Бухарестском университете. Примерно в тот же период он дистанцировался от Гандиреи (которая становилась рупором крайне правого традиционализма Крайника) и вместо этого выступал за демократическое правительство . [6]

На протяжении всего межвоенного периода Виану был противником фашистской Железной гвардии и полемизировал с ее прессой, становясь объектом нападений, повторявшихся в Кувантуле . [7] Его статус профессора находился под угрозой во время создания Национального легионерского государства, созданного Гвардией в 1940 году, и он чувствовал неминуемую опасность физического нападения. [8] Антисемитские власти начали намекать на его еврейское происхождение, и в его адрес было сделано несколько резких высказываний. [2] После восстания легионеров и поражения гвардии он отправил поздравительную телеграмму проводнику ( букв. «Лидер», эквивалент титула «иль дуче» и «дер фюрер») Иону Антонеску . [9] В 1945 году, после падения режима Антонеску и Второй мировой войны, он получил письмо от своего друга Эжена Ионеско : в документе содержится список интеллектуалов, которых Ионеско резко критиковал за их активность в поддержку Железной гвардии (в их число входит Наэ Ионеску) . , Мирча Элиаде , Эмиль Чоран , Константин Нойка , Дэн Ботта , Мирча Вулканеску , Хория Стамату , Пол Стериан , Михаил Полихрониада , Хайг Актериан , Думитру Кристиан Амзар , Костин Деляну и Пол Деляну ). [10]

Возглавляя Национальный театр Румынии в 1945 году, посол в Социалистической Федеративной Республике Югославии в 1946 году, Виану стал почетным членом Румынской академии , начиная с 1955 года. Он сделал несколько уступок новым коммунистическим властям , которые Ион Виану описал как « чисто формально" [11] (оценку разделяет Ион Папук , который утверждал, что Виану вступил в Коммунистическую партию Румынии «из-за отсутствия выхода»). [2] Он активно поддерживал литераторов, которым, как бывшим членам «Железной гвардии», грозило тюремное заключение — Виану был свидетелем защиты на суде над Траяном Херсени , а вместе с Михаем Раля — автором обращения об освобождении Петре Цуцеа . [2]

В последние годы жизни он перевел на румынский язык несколько произведений Уильяма Шекспира . В начале лета 1964 года он завершил Аргези, поэт аль омулуи » (« Аргези , поэт человечества») с подзаголовком « Cântare omului» работу в области сравнительного литературоведения « («Песнь человечеству»). Он начал печататься в тот самый день, когда его автор умер от сердечного приступа .

Философия

[ редактировать ]

Исследования Виану в области истории культуры в сочетании с его живым интересом к социологии культуры позволили ему разработать влиятельную философию, которая приписывала культуре основополагающую роль в формировании человеческой судьбы. [12] По его мнению, культура, освободившая людей от естественных императивов, была активом, который интеллектуалы должны были сохранять, вмешиваясь в общественную жизнь. [12]

В своем анализе эпохи Просвещения и философии XIX века Виану прославлял Гегеля за то, что он объединил конкурирующие тенденции универсалистского рационализма и этноцентрического историзма . [12] Значительная часть его анализа была сосредоточена на современном кризисе ценностей, который он объяснял неспособностью ценностей навязать себя всем людям и который он продемонстрировал в идеях таких разных философов, как Фридрих Ницше , Карл Маркс и Сёрен. Кьеркегор . [12]

Избранные произведения

[ редактировать ]
  • Dualismul artei («Дуализм искусства») — 1925;
  • Fragmente Moderne («Пьесы модернизма») - 1925 г.;
  • «Поэзия Эминеску» («Поэзия Эминеску ») — 1930;
  • Arta si Trumosul («Искусство и красота») -1932;
  • Классическая идея человека («Классическая идея человека») -1934;
  • Estetica («Эстетика»), произведение в двух томах – 1934–1936;
  • Философия и поэзия – 1937;
  • Историзм и национализм («Историзм и национализм ») — 1938;
  • Introducere in teoria valorilor («Введение в теорию ценностей») - 1942 г.;
  • История современной румынской литературы («История современной румынской литературы»), в сотрудничестве с Шербаном Чокулеску и Владимиром Стрейну - 1944;
  • Философия культуры – 1945 ;
  • Dicóionar de maxime (commentat) («Словарь максим (с аннотациями)») - 1962.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Тапочка; Симонка
  2. ^ Jump up to: а б с д тапочка
  3. ^ Григореску, стр. 432-433.
  4. ^ Григореску, стр. 382, ​​384, 432-433.
  5. ^ Ливезяну, стр. 125-126.
  6. ^ Орнеа, стр.36, 69-70, 116-117.
  7. ^ Орнеа, стр.163, 453-454.
  8. ^ Тапочка; Коротко, стр.11
  9. ^ Краткое описание, стр.11.
  10. ^ Орнеа, стр.30-31, 184-185, 197-198, 202.
  11. ^ Симонка
  12. ^ Jump up to: а б с д Поп

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ион Бибери, Тудор Виану , Бухарест, Литературное издательство, 1966 г.
  • Тудор Виану. Библиография , Бухарест, Центральная университетская библиотека, 1967 г.
  • Ион Паскади, Эстетика Тюдора Виану , Бухарест, Научное издательство, 1968 г.
  • Траян Подгоряну, Гуманизм Тюдора Виану , Бухарест, Румынское книжное издательство, 1973 г.
  • Екатерина Цэралунга, Тудор Виану , Бухарест, Румынское книжное издательство, 1984 г.
  • Анри Залис, Тудор Виану – подходы, разграничения, сближения , Бухарест, Издательство Минерва, 1993 г.
  • Анри Залис, Тудор Виану , Бухарест, издательство Ресиф, 1997 г.
  • Анри Залис, Жизнь Тюдора Виану. Интеллектуальная биография , Бухарест, Atlas Publishing, 1997.
  • Василе Лунгу, Viaa lui Tudor Vianu , Бухарест, издательство Minerva, 1997 г.
  • Эмиль Моангэ, Тудор Виану в сознании критики , Бухарест, издательство Florea Darurilor, 1997 г.
  • Джордж Ганэ, Тудор Виану и мир культуры , Бухарест, издательство Минерва, 1998 г.
  • Василе Лунгу, Опера Луи Тудора Виану , Бухарест, Издательство Эминеску, 1999 г.
  • Петру Вайда, Философские работы Тудора Виану , Бухарест, Энциклопедическое издательство, 2004 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1016df418865687eecf8e66b6350b42d__1705001160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/2d/1016df418865687eecf8e66b6350b42d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tudor Vianu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)