Jump to content

Константин Нойка

Константин Нойка
Константин Нойка

Константин Нойка (англ. Румынский: [konstantin ˈnojka] ; 25 июля [ OS 12 июля] 1909 — 4 декабря 1987) — румынский философ , эссеист и поэт . Его интересы охватывали всю философию, от эпистемологии , философии культуры, аксиологии и философской антропологии до онтологии и логики , от истории философии до систематической философии, от древней до современной философии, от перевода и интерпретации до критики и творчества. В 2006 году по результатам общенационального опроса он был включен в список 100 величайших румын всех времен.

Биография

[ редактировать ]

Нойка родился в Витэнешть , уезд Телеорман .

Он учился в лицеях Димитрия Кантемира и Спиру Харет в Бухаресте . В Спиру Харет его учителем математики был Дэн Барбилиан ( псевдоним Ион Барбу, поэт и математик). Его дебют состоялся в Vlăstarul журнале университета в 1927 году. В период с 1928 по 1931 год он посещал курсы факультета литературы и философии Бухарестского , который окончил в 1931 году (диссертация: «Проблема lucrului în sine la Kant» / «Дело вещи в себе в Канта философии »). Здесь он познакомился с учителем-философом Наэ Ионеску .

Он работал библиотекарем на семинаре по истории философии и в течение года (1933) посещал курсы математического факультета. Он был членом Ассоциации «Критерий» (1932–1934). Вместе со своими тамошними друзьями, в том числе Мирчей Элиаде , Михаилом Полихрониадой и Хейгом Актерианом , он позже поддержал фашистскую Железную гвардию .

После посещения курсов во Франции в 1938–1939 годах по стипендии французского правительства он вернулся в Бухарест, где в 1940 году получил степень доктора философии (диссертация: « Очерк истории того, как происходит что-то новое» , опубликованная в том же году). ). После того, как генерал Ион Антонеску установил свою диктатуру в сотрудничестве с Железной гвардией в сентябре 1940 года, Нойка занимал должность главного редактора Buna Vestire , официальной газеты Железной гвардии. В своих статьях того периода он превозносил организацию и ее лидера Хорию Симу . По словам историка Зигу Орнеа , его преданность фашистской организации продолжалась и после того, как Железная гвардия была подавлена ​​после неудавшегося восстания . [1]

В октябре 1940 года он уехал в Берлин в качестве рецензента в Секстиля Пушкариу Румынско-немецкий институт .

После войны Советская армия осталась в Румынии, поддерживая установление коммунистического режима. Нойка подвергался преследованиям со стороны нового режима.

В 1949 году он был приговорён коммунистическими властями к 10 годам принудительного проживания в Кымпулунг-Мусселе , оставаясь там до 1958 года. В декабре того же года, после обнародования книги История и утопия» « Эмиля Чорана (уехавшего во Францию), он был приговорен к 25 годам принудительных работ в тюрьме Джилава как политический заключенный, все его имущество конфисковано. Он был помилован через 6 лет по всеобщей амнистии и освобожден в августе 1964 года.

С 1965 года жил в Бухаресте, где был главным научным сотрудником Румынской академии Центра логики . В своей двухкомнатной квартире, расположенной в Западном Друмул-Таберее , он проводил семинары по Гегеля , Платона и Канта философии . Среди участников были Сорин Виеру (его коллега по Центру логики), Габриэль Лийчану и Андрей Плешу .

В 1975 году он вышел на пенсию и переехал жить в Пэлтиниш , недалеко от Сибиу , где оставался в течение следующих 12 лет, до своей смерти 4 декабря 1987 года. [2] Он был похоронен в соседнем ските, оставив после себя множество философских сочинений.

В 1988 году Константин Нойка был посмертно награжден премией Гердера , а в 1990 году, после падения коммунизма в Румынии , он был посмертно избран членом Румынской академии .

Философия

[ редактировать ]

Считается, что в XX веке доминирует наука . Модель научного познания , означающая преобразование действительности в формальные и абстрактные понятия, применяется при оценке всей окружающей среды. Этот тип мышления Нойка называет «логикой Ареса», поскольку рассматривает индивидуума как простую переменную в Целом. При таком научном взгляде на вещи существование является статистическим фактом.

Чтобы восстановить индивидуальные чувства, смысл существования, Нойка предлагает, в противовес «логике Ареса», «логике Гермеса», способ мышления, который рассматривает индивидуума как отражение Целого. Логика Гермеса означает понимание Целого через часть, она означает выявление в едином существовании общих принципов реальности. Такой образ мышления позволяет понять смысл жизни человека, угнетенного сиюминутным моментом.

Нойка ценил греческих и немецких философов, а также нескольких румынских писателей. Он рекомендовал читать философию, изучать классические языки, особенно древнегреческий, и современные языки, особенно немецкий. [3]

  • 1934 – Mathesis или простые удовольствия («Mathesis sau bucuriile simple»)
  • 1936 — Открытые концепции в истории философии у Декарта , Лейбница и Канта («Открытые концепции в истории философии у Декарта, Лейбница и Канта»)
  • 1937 – Де Каэло. Эссе о знании и личности («De caelo. Эссе о знании и личности»)
  • 1937 – Жизнь и философия Рене Декарта («Жизнь и философия Рене Декарта»)
  • 1940 — Очерк к истории «Как случилось что-то новое».
  • 1943 — Два введения и переход к идеализму («Два введения и переход к идеализму»)
  • 1944 – Философский журнал («Jurnal filosofic»).
  • 1944 – Страницы румынской души («Страницы о румынской душе»).
  • 1962 - « Феноменология духа » Г.В.Ф. Гегеля в рассказе Константина Нойки («Fenomenologia Spiritului de GWF Hegel istorisită de Constantin Noica » ) .
  • 1969 — Двадцать семь уровней настоящего («Двадцать семь уровней настоящего»)
  • 1969 – Платон: Лисий
  • 1970 – Румынское философское высказывание [4] («Румынская философская речь»)
  • 1973 – Созидание и красота в румынском языке. [4] («Созидание и красота в румынском произношении»)
  • 1975 - Эминеску , или Мысли о целостном человеке румынской культуры («Эминеску, или Мысли о целостном человеке румынской культуры»)
  • 1976 – Расставание с Гете («Despărzirea de Goethe»)
  • 1978 - Румынское чувство бытия («Румынское чувство бытия») - переведено на английский язык в 2022 году. [5]
  • 1978 – Шесть болезней современного духа. Румынский дух в конъюнктуре времени («Шесть болезней современного духа. Румынский дух в условиях времени»)
  • 1980 — Повествования о человеке по мотивам » Гегеля « Феноменологии духа («Povestiri despre om»).
  • 1981 – Становление в Бытие , [6] т. 1: Очерк традиционной философии , т. 2: Трактат об онтологии («Становление», т. 1: «Очерк традиционной философии», т. 2: «Трактат об онтологии»)
  • 1984 – Три введения в становление в бытие [6] («Три вступления в становление»)
  • 1986 – Письма о логике Гермеса («Scrisori despre logica lui Hermes»)
  • 1988 — Достоинство Европы (на немецком языке )
  • 1990 – Молитесь за брата Александра! («Молитесь за брата Александра»)
  • 1991 – Журнал идей («Jurnal de idei»).
  • 1992 – Воскресные очерки («Воскресные очерки»)
  • 1992 – Простые знакомства с добротой нашего времени («Простые знакомства с добротой нашего времени»)
  • 1992 – Знакомство с Эминесским чудом («Введение в Эминесское чудо»)
  • 1997 - Рукописи Кымпулунга («Рукописи из Кымпулунга»).
  • 1998 – Духовное равновесие. Этюды и очерки (1929–1947) («Духовное равновесие. Этюды и очерки (1929–1947)»)
  1. ^ Орнеа, Зигу (2016). Тридцатые годы. Румынские крайне правые . Румынская книга. стр. 173–176. ISBN  978-973-46-5906-7 .
  2. ^ "Константин Нойка (р. 1909 - ум. 1987). С Охраной на последнем пути" [Константин Нойка (р. 1909 - ум. 1987). С Секуритатеа на последнем пути] (на румынском языке). Культурная информация. 12 декабря 2021 г. . Проверено 18 декабря 2021 г.
  3. ^ Ицу, Мирсия, «Conceptul de Spirit la Constantin Noica rapportat la Mircea Eliade» («Концепция духа в видении Константина Нойки и Мирчи Элиаде »), в Маноле, Георгикэ (2010), Lumină lină , Luceafărul , Botogani [1] . Проверено 7 июня 2016. ISSN 2065-4200: «Нойка говорил со мной о греческой философии, особенно об Аристотеле и Платоне , и о немецкой философии, особенно об Иммануиле Канте и Георге Вильгельме Фридрихе Гегеле . Я помню, что философ Нойка подчеркивал, что у человека не может быть личности. Если кто-то не читает этих авторов, он сказал это, то имел в виду Иоганна Вольфганга фон Гете . Его лицо просветлело, когда я упомянул его имя. как: Михай Эминеску , Титу Майореску и Лучиан Блага , и особенно авторам, которым было запрещено во время коммунистического режима, таким как следующие: Мирча Элиаде , Эмиль Чоран и Мирча Вулканеску . Он настаивал на необходимости изучения языков, подчеркивая изучение классических языков и особенно древнегреческого, а также современных языков, из которых он горячо рекомендовал немецкий».
  4. ^ Перейти обратно: а б Название построено на игре слов: «рост» = смысл , значение , а «а рости» = произносить , здесь переводится как произнести .
  5. ^ «Константин Нойка: Румынское чувство бытия» . Феноменологические обзоры . 30 сентября 2022 г. Проверено 9 декабря 2023 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Нойка использует старое румынское слово «într» (<лат. intro ), которое сейчас используется редко и заменяется в нынешнем использовании языка на «în» (= англ. in ). Посмотрите здесь, как Noica объясняет свое использование:
    «Если бы на румынской земле выросло питательное растение, которого мы не можем найти больше нигде, нам пришлось бы за это ответить. Если бы слова и значения, которые могут обогатить душу человека, появились в нашем языке, но не появились в других речи или мысли, нам тоже придется за них отвечать.
    Такое слово — интру ; таким смыслом, по-видимому, является смысл бытия. На самом деле, наше своеобразное понимание бытия, возможно, является результатом своеобразных значений întru , которые, по-видимому, выражают бытие изнутри , предполагая, что «быть» означает «быть в/ intru /чем-то», то есть быть, но не полностью, в чем-то, отдыхать, но и стремиться, закрываться, но и открываться. Таким образом бытие было вырвано из неподвижности и потрясено. Но если бы оно не тряслось, было бы оно по-настоящему? Что это за бытие, в котором нет места ни вибрации, ни движению?».
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4093b8b9e589eb135e446ecde65e9228__1707931680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/28/4093b8b9e589eb135e446ecde65e9228.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constantin Noica - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)