Хейг Актериан
Хейг Актериан | |
---|---|
Рожденный | Хейг Гарабет Актериана 5 марта 1904 г. |
Умер | 8 августа 1943 г. | ( 39 лет
Причина смерти | Убит в бою |
Национальность | румынский |
Альма-матер | Национальный университет театра и кино Караджале |
Род занятий | Кинорежиссер , Театральный режиссер , Критик , Драматург , Поэт , Журналист , фашист Политический деятель |
Работодатель | Национальный театр Бухареста |
Супруг | Мариэтта |
Родственники | Аршавир Актериан , Джени Актериан |
Хейг Актериан ( англ. Румынское произношение: [haˈiɡ akteriˈan] ; также известен под псевдонимом Михаил [михаил] ; 5 марта 1904 г. – ок. 8 августа 1943) — румынский режиссёр театра и кино, критик, драматург, поэт, журналист и фашистский политический деятель. Наряду с Михаилом Себастьяном и Камилом Петреску , он считается одним из крупнейших летописцев румынского театра в межвоенный период . [ 1 ]
Актериан также был известен своей дружбой с писателем и историком религии Мирчей Элиаде , философом Петре Цуцеа и британским драматургом Эдвардом Гордоном Крейгом . Он был женат на актрисе Мариетте Садовой (которая ранее была женой Иона Марина Садовяну ). [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Он родился в Констанце в армяно-румынской семье и был братом Аршавира Актериана и Джени Актерян . Хейг учился в средней школе Мирча чел Бэтрын в родном городе, затем учился в Национальном колледже Спиру Харет в Бухаресте . [ 2 ] Его литературный дебют состоялся в школьном журнале «Властаре» со статьями, которые привлекли внимание его коллеги Мирчи Элиаде. [ 2 ] Актериан подружилась с Элиаде в школьные годы. [ 3 ] Именно тогда он включил его в качестве персонажа в дебютное произведение Элиаде « Роман о близоруком подростке» . После пребывания в Британской Индии Элиаде посвятил свою повесть « Изабель и воды дьявола » «Моему другу Михаилу и слепой женщине Лалу» — Лалу был одним из знакомых Элиаде по Калькутте. [ 4 ]
По окончании учебы Актериан поступил в Бухарестский университет на философский факультет и в Консерваторию драматического искусства , где изучал драму и комедию у Люсии Стурдза-Буландра . [ 2 ] Он окончил курсы консерватории в 1926 году и дебютировал в поэзии в 1929 году с сборником под названием «Агония» («Агония»). [ 2 ] Актериан также завершил работу над короткой пьесой Dialog între închipuiri («Диалог между явлениями»), в которой он переосмыслил легенду о Местеруле Маноле , одну из центральных частей румынской мифологии , с христианской точки зрения. [ 2 ]
В 1930 году Актериан отправился в Берлин , где внимательно следил за развитием событий в немецком театре , и пришел полюбоваться достижениями местных жителей Макса Рейнхардта , Хайнца Хильперта , Эрвина Пискатора , Карлхайнца Мартина , а также достижениями советского режиссера Всеволода Мейерхольда . [ 2 ] По возвращении он поставил RC Sherriff » «Конец путешествия (переводится на румынский как Călătoria din urmă ), получив признание критиков. [ 2 ] Среди прочего, в нем снялся Тони Буландра . [ 2 ] Вскоре после этого Актериан начал сотрудничать с журналом «Времеа» , где написал свои первые портретные произведения современных театральных режиссеров и актеров, а также провел конференцию по румынскому театру (для фонда, спонсируемого королем Каролем II ). [ 2 ]
С 1932 по 1934 год Хейг Актериан был сценическим руководителем бухарестского театра Вентура. [ 2 ] К тому времени на него сильно повлияли классические произведения Уильяма Шекспира и Эсхила , но практические ограничения не позволили ему поставить их. [ 2 ] Он поставил ряд других пьес, в том числе пьесу Джорджа Бернарда Шоу . [ 2 ] Примерно в это же время он подружился с Петре Цуцеа , который интересовался миром театра. [ 5 ]
Изначально коммунист (как и Михаил Полихрониада ), [ 1 ] [ 6 ] Актериан публиковал статьи в Bluze Albastre ( литературный журнал , издававшийся в 1932 году при поддержке Румынской коммунистической партии ). [ 1 ] Он присоединился к «Амиции УРСС» («Друзья Советского Союза»), свободной группе левых интеллектуалов , которая была создана и расформирована в 1934 году. [ 7 ] Позже в том же году он отправился в Италию и обучался кинопроизводству в Cinecittà в Риме . [ 1 ] [ 2 ] Актериан приняла участие в Международной театральной конференции «Вольта» и рассказала о ней для «Времеи» . [ 2 ] В течение следующего года он путешествовал по Франции и Швейцарии , недолго проживая в Париже и Женеве ; это пребывание стало темой дневника, опубликованного позже. [ 2 ]
Вместе с Элиаде и другими Актериан был одним из основателей «Критерий» литературного общества . [ 8 ] [ 9 ] Отвергнув свои ранние политические идеи, он вскоре стал последователем Наэ Ионеску и треризма , а позже стал сторонником крайне правого движения «Железная гвардия» .
В 1936 году Актериан завершил свой Pretexte pentru o Dramaturgie românească («Темы для румынской драматургии») с предисловием своего друга Эдварда Гордона Крейга и опубликовал сборник стихов под названием Urmare («Продолжение»). [ 2 ] В следующем году он завершил длинное эссе, опубликованное под названием Orientarea Teatrului («Направление театра»). [ 2 ] Он также написал несколько работ по первой румынской монографии о Шекспире (1938). [ 1 ] [ 2 ] и эссе под названием Limitele Artei («Границы искусства», 1939). [ 2 ] Также в 1939 году Актериан продюсировал и снял два документальных фильма : один о Бухарестском промышленном заводе Николае Малакса ( Fabrica Malaxa ), а другой — о горах Апусени ( Munții Apuseni ). [ 2 ]
В качестве журналиста Актериан участвовал в пропаганде правительства Железной гвардии 1940 года, Национального государства легионеров , и был главой Национального театра Бухареста . [ 1 ] [ 10 ] [ 11 ] В этом качестве он вместе с Джорджем Франгой основал Национальный театральный музей. [ 2 ] В феврале он также организовал премьеру «Ифигении» , пьесы своего друга Элиаде, который в то время жил в Лондоне . [ 10 ]
Хейг Актериан был арестован во время ожесточенного столкновения гвардии с Иона Антонеску силами в январе 1941 года ( см. «Восстание легионеров и Бухарестский погром» ) и содержался под стражей до окончания операции «Барбаросса» ( вторжение Германии в Советский Союз, в котором Румыния участвовала в качестве страны Оси). страна; см. Румынию во время Второй мировой войны ). Актериану, как и другим заключенным, был предложен выбор: остаться в тюрьме или присоединиться к военным действиям в качестве солдата на Восточном фронте ; он был объявлен пропавшим без вести во время боев на Кубани ( см. Кубанский плацдарм ), и, вероятно, в это же время был убит. [ 1 ] [ 12 ]
Наследие
[ редактировать ]Несмотря на короткий период своей деятельности, Актериан получил признание [ кем? ] как новаторский режиссер и автор. [ нужна ссылка ] Принимая во внимание его многочисленные интересы, а также его «технические знания и духовный синтез», Элиаде определил его как « человека эпохи Возрождения ». [ 13 ] В 1989 году литературный критик Константин Мэчукэ выразил сожаление по поводу политического выбора Актериана и его «случайных негативных обобщений», но отметил его заслуги в поддержке национальной специфики румынской драматургии. [ 14 ]
В письме 1945 года историку литературы Тюдору Виану , резко критиковавшему политический выбор своего поколения, драматург Эжен Ионеско , который воочию стал свидетелем воздействия фашизма на его поколение, обвинил в смерти Актериана и Полихрониады первоначальное влияние, оказанное на них Наэ. Ионеску. [ 15 ] Уехавший из страны Элиаде вспомнил об Актериане и Михаиле Себастьяне в эссе 1951 года, в котором восхвалял их обоих. [ 10 ]
Дневник Хейга Cealaltă parte a vieii nooastre («Другая сторона нашей жизни») был опубликован в 1989 году издательством Аршавир Актериан. [ 1 ] Его фронтовые письма Мариетте Садовой хранятся в Национальном архиве Румынии . [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Хейг Актериан на пороге столетия», в Арарате , № 1. 284-285
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Тавитский
- ^ Аршавирский актериан, в Хандоке; Тавитский
- ^ Мирча Элиаде , Изабель и воды дьявола , Издательство Scrisul Românesc , Крайова , 1990 (титульный лист)
- ^ Александру Попеску, Петре Тутя: Между жертвой и самоубийством , Ashgate Publishing , Олдершот, 2004, стр.208. ISBN 0-7546-5006-5
- ^ Ионеско, в Орнее, стр.184; Ионел Джиану, в Петреу («Политизация: три пути»)
- ^ Чорояну, стр.114
- ^ Бежан, Кристина А. (2019). Интеллектуалы и фашизм в межвоенной Румынии . Чам, Швейцария: Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-3-030-20164-7 .
- ^ Аршавирский актериан, в Хандоке
- ^ Jump up to: а б с Ханнелора Мюллер, Ранний Мирча Элиаде , LIT Verlag , Берлин-Гамбург-Мюнстер, 2004, стр.101. ISBN 3-8258-7525-3
- ^ Орнеа, стр.186
- ^ Орнеа, стр.219
- ^ Элиаде, на тавитском языке
- ^ Мачука, на тавитском языке
- ^ Ионеско, в Орнее, стр.184.
Ссылки
[ редактировать ]- Адриан Чорояну , На плечах Маркса. Введение в историю румынского коммунизма , Издательство Curtea Veche , Бухарест, 2005 г.
- (на румынском языке) Мирча Хандока, Беседы с Мирчей Элиаде и о нем , на авторов (опубликованных авторов) странице издательства Humanitas ; получено 1 августа 2007 г.
- Зигу Орнеа , Тридцатые годы. Румынские крайне правые , Издательство Румынского культурного фонда , Бухарест, 1995 г.
- (на румынском языке) Марта Петреу , «Поколение '27 между Холокостом и ГУЛАГом» (I) , в Revista 22 , No. 676, февраль 2003 г.; получено 1 августа 2007 г.
- (на румынском языке) Симион Тавитян, «Restituiri. Haig Acterian» , в Biblion , Nr. 8/2003; получено 1 августа 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Петре Цуцея - Встреча с Брынкузи, встреча и диалог между Петре Цуцеа , Константином Брынкузи и Хейгом Актерианом.
- Румынские эссеисты
- Румынские кинорежиссеры
- Румынские журналисты
- Персонал Сухопутных войск Румынии
- Румынские поэты-мужчины
- Румынские театральные критики
- Румынские театральные режиссеры
- Румынские писатели-путешественники
- Председатели Национального театра Бухареста
- Румынские коммунисты
- Члены Железной гвардии
- Румынские политики ХХ века
- Люди из Констанцы
- Выпускники Бухарестского университета
- Румынский народ армянского происхождения
- Румынские военнослужащие погибли во Второй мировой войне
- 1904 рождения
- 1943 смертей
- Румынские поэты ХХ века
- Румынские драматурги и драматурги XX века
- Румынские драматурги и драматурги-мужчины
- Румынские эссеисты-мужчины
- эссеисты 20-го века
- Журналисты 20-го века
- Выпускники Национального университета театра и кино Караджале
- Пропал без вести во время Второй мировой войны
- Выпускники Национального колледжа Мирча чел Батрын (Констанца)
- Выпускники Национального колледжа Спиру Харет (Бухарест)
- Румынские коллаборационисты с нацистской Германией
- Румынские пропагандисты
- Бывшие марксисты