Jump to content

Философия в Канаде

Изучение и преподавание философии в Канаде датируется временами Новой Франции . В целом канадские философы не разработали уникальных форм философской мысли; скорее, канадские философы отразили особые взгляды устоявшихся европейских, а затем и американских школ философской мысли, будь то томизм , объективный идеализм или шотландский реализм здравого смысла . С середины двадцатого века глубина и масштаб философской деятельности в Канаде резко возросли. Эта статья посвящена эволюции эпистемологии , логики , философии разума , метафизики , этики и метаэтики , а также континентальной философии в Канаде.

1700-1900-е годы [ править ]

Римско-католическая церковь и философия [ править ]

Римско -католическая церковь , одно из учреждений-основателей Новой Франции , оказала глубокое влияние на философию в Канаде. Еще в 1665 году философия, рассматриваемая как служанка богословия , преподавалась в Квебеке в тамошнем иезуитском колледже и включала изучение физики, метафизики и этики, а также работ св. Фомы Аквинского (1224–1274). Просвещение картезианские британцев после 1759 года привнесли в Новую Францию ​​новые идеи, включая сомнения , атеизм Просвещения и приход и суверенитет государства. Последовала реакция на эти идеи, вдохновленная французским философом Фелисите де Ламенне (1782–1854) и нашедшая отражение в трудах колониального философа аббата Жерома Демерса . Эта реакция первоначально приняла форму возражения и опровержения этих «тревожных» идей, принятых другими мыслителями, такими как Пьер дю Кальве . После 1840 года в Европе, а также в Новой Франции реакция католической церкви на идеи Просвещения приняла форму более жесткой реакции, направленной на подтверждение католической точки зрения и установление «католической» философии, которая устранила светскую неопределенность путем укрепления место Бога в центре повседневной жизни. Эта новая философия приняла форму Томизм , который во многих отношениях считается «французско-канадской» философией.

В 1920-х годах изучение философии началось в университетах Квебека, в том числе в Университете Монреаля в 1921 году и Университете Лаваля в Квебеке в 1935 году. Это развитие было вдохновлено и совпало с публикацией в 1931 году папского заявления Deus Scientarium. , который стремился мобилизовать науку как основу веры. Новый век также был отмечен заметным вкладом в изучение средневековой истории и философии отца Эфрема Лонгпреса, францисканского медиевиста и доминиканских философов, в том числе Эрмаса Бастьена , [1] Шарль Де Конинк , отец Луи Лашанс , [ нужна ссылка ] Отец Аркад Монетт, отец Жюльен Пегер, отец Луи-Мари Режис и отец Патрис Робер.

Английский Канада [ править ]

В англоязычной Канаде философские исследования были исключительной прерогативой колледжей и университетов англоязычной Британской Северной Америки, а затем и Канады. Колледжи, основанные во время колониального режима, включали Университет Далхаузи в Галифаксе, Новая Шотландия в 1818 году, Университет Макгилла в Монреале в 1821 году, Университет Торонто в 1827 году, Университет Куинса в Кингстоне, Онтарио в 1841 году и Университет Оттавы в 1848 году. Последняя часть XIX века стал свидетелем основания Университета Манитобы в Виннипеге в 1877 году, Университета Монреаля и Университета Западного Онтарио в Лондоне, Онтарио, в 1878 году и Университета Макмастера в Гамильтоне, Онтарио, в 1887 году. Университет Альберты в Эдмонтоне и Университет Британской Колумбии в Ванкувере, Британская Колумбия, были основаны в 1908 году. Все они читали курсы философии.

Протестантская Реформация вдохновила первых философов в англоязычной Канаде. Все эти ученые преподавали в недавно созданных колониальных университетах, и в их исследованиях подчеркивались философские основы религии, в данном случае протестантизма, философское понимание мира природы (натурфилософия) и философские основы политических систем. Одним из первых примеров является книга Джеймса Бивена « Элементы естественного богословия» , которая была, возможно, первой философской работой, написанной в англо-канадском языке.

Среди других заметных сторонников этих идей были Джон Уотсон из Королевского университета в Кингстоне и Джордж Джон Блюетт из Университета Торонто. Среди других философов были Ричард Морис Бак из Лондона, Онтарио, Джон Макдональд из Университета Альберты, Герберт Лесли Стюарт из Университета Далхаузи в Галифаксе, Руперт Клендон Лодж из Университета Манитобы, а также Джордж Сидни Бретт и Джон Ирвинг из Университета Торонто. Многие из этих деятелей находились под влиянием британской идеалистической традиции, представленной такими фигурами, как Бернар Бозанке и Томас Хилл Грин, доминировавшими в Великобритании в конце 19 - начале 20 веков.

Особого внимания в середине двадцатого века заслуживала работа одного из величайших ученых Канады Гарольда Инниса из Университета Торонто. Хотя его обычно считают экономистом и социологом, его работы также отражают важное количество философских концепций, связанных с экономикой и коммуникациями. Он имел большое влияние на своего коллегу Маршалла Маклюэна .

Новые дисциплины [ править ]

Рост и специализация некоторых элементов философии в Европе со временем привели к их становлению как новых дисциплин, отдельных от философии. Натуральная философия стала изучением физики, моральная философия превратилась в социологию и антропологию, а психология стала отраслью исследований, свободной от влияния философии. Эти события нашли отражение в Канаде в конце девятнадцатого и начале двадцатого века. Первые полные профессорские должности по физике , в отличие от естественной философии, были учреждены в Далхаузи, Галифакс, в 1879 году, в Торонто, в 1887 году, и в Макгилле, в Монреале, в 1890 году. Хотя это были в основном преподавательские должности, существовала некоторая исследовательская деятельность. В Далхаузи профессор Дж. Г. МакГрегор, первый, кто занял эту должность в этом университете, за время своего пребывания в должности с 1879 по 1899 год опубликовал около 50 статей. Среди других выдающихся исследователей в этой области в то время были Х. Л. Каллендар и Э. Резерфорд , профессора физики Макдональда. в Макгилле и Дж. К. МакЛеннане в Университете Т.

Психология в Канаде изначально считалась частью философской дисциплины, и университетские курсы читались членами философских факультетов. Первый курс психологии в Канаде был прочитан в Университете Далхаузи в 1838 году Томасом Маккалоком в рамках изучения философии. К 1866 году Далхаузи открыл кафедру психологии и метафизики. Макгилл предлагал курсы, начиная с 1850 года, когда лекции по этой теме читал профессор У.Т.Лич с докторской степенью из Эдинбурга. Первый учебник по психологии, написанный в Канаде, был написан Уильямом Лайаллом из Галифакса в 1855 году. Однако к концу века психология все еще считалась дополнением к философии, не важным предметом как таковым, а скорее предпосылкой для углубленных исследований. этики и метафизики.

Во второй половине девятнадцатого века психология постепенно стала выделяться как отдельная дисциплина. Первая лаборатория психологии в Канаде была основана в Университете Торонто профессором Джеймсом Марком Болдуином в 1890 году. Именно здесь в 1909 году Август Киршманн , который учился у профессора Вундта в его знаменитой лаборатории в Лейпциге , предпринял первые фундаментальные психологические исследования. в Канаде и провел семинары по «новой психологии». Доктор Джордж Сидни Бретт , известный философ из Университета Торонто, написал трехтомную « Историю психологии» между 1912 и 1921 годами. Макгилл основал психологическую лабораторию под руководством профессора Уильяма Данлопа Тейта в 1910 году, после чего была создана психологическая лаборатория. факультет был отделен от философии в 1922 году. Вскоре в Торонто был основан собственный автономный факультет психологии. К 1890 году Макмастер нанял профессора психологии. Первая мировая война оказала важное положительное влияние на эту дисциплину, которая получила признание за ее использование в области отбора кадров, обучения и послевоенной реабилитации раненых солдат.

В годы после Первой мировой войны число сотрудников Университета Т увеличилось до семи, и доктор Э.А. Ботт провел важные исследования , касающиеся реабилитации солдат с мышечными нарушениями. К 1927 году факультет психологии Университета Т добился полной независимости от факультета философии. В этот период Ганс Селье предпринял фундаментальные исследования стресса, выходящие за рамки медицинских исследований, биологии и психологии. Он начал свою работу в Макгилле в 1936 году и продолжил свои исследования в Монреальском университете, начиная с 1945 года. Он описал функционирование гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси как механизма борьбы организма со стрессом и опубликовал ряд книг, в том числе «Стресс». жизни в 1953 году.

Еще находясь под влиянием факультетов философии, такие известные философы, как Джон Уотсон из Квинса, Джон Макихран из Альберты, Уильям Колдуэлл из Макгилла и Дж.С. Бретт из Университета штата Техас, выступали за признание психологии как самостоятельной дисциплины. что привело к созданию во многих университетах отдельных кафедр философии и психологии. К концу тридцатых годов рост этой дисциплины был достаточным, чтобы оправдать создание Канадской психологической ассоциации в 1939 году. Социологическая дисциплина развилась из идей философов Огюста Конта и Эмиля Дюркгейма во Франции в девятнадцатом веке. Однако только в 1922 году Карл А. Доусон был назначен первым канадским профессором социологии в Макгилле. Программы с отличием по социологии были учреждены в Макгилле в 1926 году и в Университете Торонто в 1932 году. Антропология возникла на основе долгой истории интереса к коренным народам Канады со стороны иезуитских миссионеров, исследователей и университетских профессоров, включая сэра Дэниела Уилсона из Университета Торонто и сэр Джон Уильям Доусон из McGill и вдохновение моральной философии. Профессиональная антропология зародилась в Канаде в 1910 году, когда премьер-министр Уилфрид Лорье основал Отдел антропологии в рамках Геологической службы Канады.

1965 – настоящее время [ править ]

Поля [ править ]

Эпистемология

Исследования в этой области часто фокусируются на философии психологии. Важная работа в этой области была проделана в Канаде, особенно в Центре когнитивных наук Университета Западного Онтарио, Патрисией и Полом Черчлендами, Зеноном Пилишиным и Аусонио Маррасом в начале восьмидесятых годов.

Логика

Исследования в области логики проводились рядом людей. Бас Ван Фраассен, Уильям Розебум и Аласдер Уркхарт специализировались на семантике логики, а Ханс Герцбергер и Уильям Харпер изучали природу предпочтений. Джон Вудс исследовал концепции, связанные с релевантностью и парадоксом. Другие внесли свой вклад в эту область, в том числе Чарльз Морган (модальная логика), Чарльз Морган (семантика вероятности) и Анил Гупта (семантика истины и парадоксов).

Философия разума

Во всех «Группе тринадцати» есть кафедры философии, где сотрудники с докторской степенью проводят исследования, связанные с философией разума. Следует отметить работу доктора Пола Р. Тагарда из Университета Ватерлоо, касающуюся когнитивных функций и когерентности. Чарльз Тейлор , почетный профессор Университета Макгилла в Монреале, изучал сознание в контексте гегельянства. Зенон Пилишин, психолог и ученый-компьютерщик из Университета Западного Онтарио с 1964 по 1994 год, внес значительный вклад в когнитивную науку. Другие ученые-когнитивисты, родившиеся в Канаде и получившие образование, оставили свой след в США, в том числе Дэвид Кирш , Джон Роберт Андерсон , Кит Холиоак и Стивен Пинкер .

Метафизика и религия

Метафизика занимается изучением природы реальности. Со времен Просвещения реальность рассматривалась через призму как религии, так и науки, и между взглядами этих двух сторон часто возникал конфликт. После ужасов Второй мировой войны нападки на религиозные взгляды стали особенно энергичными, когда наука перешла в наступление.

Канадские философы в послевоенную эпоху пытались разными способами разрешить эти конфликты и узаконить религиозные убеждения. Были использованы различные подходы. Некоторые подчеркивали сходство между религией и наукой, например Ф. Уотерс (1967) и Аластер Маккиннон (1970). Другие, в том числе Лайонел Рубинофф, подчеркивали важность помещения нашего научного взгляда на мир в более широкий человеческий контекст. Были попытки разрешить конфликт с помощью науки, как видно из работ Чарльза Де Конинка (1960), Томаса Гуджа (1961) и А. Х. Джонсона (1962). Другие пытались доказать рациональную природу религиозных убеждений. Некоторые из них, вдохновленные Св. Фомой Аквинским, включают Бернара Лонергана (1952), Луи-Мари Режиса (1959), Джозефа Оуэнса (1968), Жана-Луи Алларда (1979, 1982) и Лоуренса Дьюана, ОП. Более общие подходы, защищающие разумность религии, были приняты Лесли Армором и Уильямом Свитом . Третьи пытались решить проблемы философии религии, ставя под сомнение основные проблемы метафизики. Среди последователей этого подхода в рамках аналитической традиции — Кай Нильсен, Дональд Эванс (1963), Теренс Пенелхам (1970), Алистер М. Маклеод (1973) и Джей Ньюман (1986). Феноменология также сыграла свою роль, как видно из работ Эмиля Факенхайма (1961), Бенуа Прюша (1977–1980), Рене л'Экюйера (1980), Жака Крото (1981), Сирила Уэлча (1982), Гэри Мэдисона ( 1988), Хендрик Харт (1990), Жан Гронден (1995) и Томас Де Конинк (1995).

Этика - социальная и политическая философия

Этика — это изучение вопросов, касающихся природы добра и зла, добра и зла в их отношении к поведению человека. Во многих случаях цель состоит в том, чтобы использовать философию, чтобы сделать наш мир и общество лучше. В послевоенные годы работы в этой области расширились. Исследования проводились большим количеством людей, включая Фрэнсиса Спаршотта , Кая Нильсена, Дэвида Брейбрука, Джонатана Беннета , Джеральда Коэна, Дональда Брауна, Дэниела Вайнстока, Уильяма Свита , Чарльза Тейлора . Уэйн Самнер активно работал в области прикладной философии. Реальный Филлион объединил философию и политику в своей оригинальной работе о мультикультурализме .

Положение французского языка и культуры в качестве меньшинства в Канаде и Северной Америке отражается в озабоченности большого количества франко-канадских философов метаэтикой. Фернан Дюмон, Клод Савари, Жак Гран Мезон, Мишель Морен, Клод Бертран, Жозеф Пестьо, Фердинанд Дюмон, Ги Лафорест, Луи Бальтазар, Венсан Лемье, Ги Лафорест, Франсуа Бле, Диана Ламуре, Мишель Сеймур, Жерар Бержерон, Морис Лаге, Жан Ги Менье, Серж Кантен, Жан Рой, Ги Лафранс, Роже Ламбер, Доминик Лейде, Жиль Лабелль, Ивонн Терио, Ги Лафранс, Жозиан Аюб, Пьер Робер, Бьерн Мелькевик и Филип Ни внесли важный вклад. Их можно считать светскими потомками своих предков-томистов. Особый интерес представляет работа экономиста и томиста философа- Бернарда Лонергана , отраженная в книгах «Проникновение: исследование человеческого понимания» (1957) и «Метод в теологии» (1972), в которых описывается его Обобщенный эмпирический метод . Его сочинения вошли в сборник из 25 томов, который редактирует издательство Университета Торонто.

Континентальная философия

Европейские философы 20-го века положили начало ряду философских движений, которые были революционными как внутри философии, так и в более широкой культуре. Эти движения — феноменология, экзистенциализм и деконструкция — часто не были хорошо приняты в университетах Северной Америки, но они стали регулярной и растущей частью философского ландшафта Северной Америки с 1950-х годов, и канадские университеты сыграли важную роль в развитии и распространение этих философских идей. В 1970-х и 1980-х годах Университет Торонто, в частности, был известен во всем мире своими экспертами в области так называемой « континентальной философии ». Эмиль Факенхайм , Кеннет Л. Шмитц , Грэм Николсон и другие сделали Университет Торонто международным центром изучения этих подходов к философским исследованиям. В то же время учитель Грэма Николсона Джеймс Доулл , гегельянец, с которым Эмиль Факенхайм активно обсуждал в печати вопросы, связанные с интерпретацией Гегеля, преподавал философию, а также классическую литературу на факультете классической литературы в университете. Университет Далхаузи в Галифаксе. В настоящее время Университет Торонто с такими учеными, как Роберт Гиббс и Ребекка Комай [1] , Университет Райерсона в Торонто с Кимом Маклареном, Джоном Каруаной, Дэвидом Чиаваттой и Паулой Швебель, Университет Гвельфа с Джоном Рассоном и МакГиллом Университеты, в которых работают такие ученые, как Филип Бакли, Джордж Ди Джованни, Хасана Шарп и Алия Аль-Саджи, являются крупными североамериканскими центрами исследований и преподавания континентальных традиций философии.

Ассоциации и связанная с ними деятельность [ править ]

В эти годы канадская философия развилась до такой степени, что в 1958 году была создана профессиональная организация Канадская философская ассоциация (ACPA) для поощрения и продвижения философии в Канаде. За этим последовало основание региональных ассоциаций в Онтарио, Квебеке, западной и атлантической Канаде, а также начало ежегодного конгресса Канадской философской ассоциации. Профессиональный журнал Dialogue был основан в 1962 году, а Canadian Journal of Philosophy - в 1971 году. Среди известных философов, публиковавшихся там, - Джоэл Фейнберг (1974), Джонатан Беннетт (философ) (1974), Теренс Парсонс (1980), Уильям К. Вимсат (1994 г.) и Дэвид Готье (1994 г.).

Примечания [ править ]

  1. ^ «История Квебека» .

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  • Армор, Лесли ; Тротт, Элизабет, Лица разума: очерк философии и культуры в английской Канаде 1850–1950 гг. , Издательство Университета Уилфрида Лорье , Ватерлоо, 1981.
  • Харрис, Робин С., История высшего образования в Канаде 1663–1960 , University of Toronto Press , Торонто, 1976.
  • Ламонд, Иван, Историография философии в Квебеке (1853–1971) , Hurtubise, Монреаль, 1970.
  • Ламонд, Иван, Философия и ее преподавание в Квебеке (1665–1920) , Hurtubise HMH, Монреаль, 1980.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fed93c9d4c682f2ad58666de8851338d__1709598900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/8d/fed93c9d4c682f2ad58666de8851338d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Philosophy in Canada - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)