Jump to content

Эмиль Факенхайм

Эмиль Людвиг Факенхайм
Рожденный ( 1917-06-22 ) 22 июня 1917 г.
Умер 19 сентября 2003 г. (19 сентября 2003 г.) (87 лет)
Эра Философия 20-го века
Область Западная философия
Школа Континентальная философия
Основные интересы
  • Холокост
  • Радикальное зло
  • Израиль
  • Тиккун Олам
Известные идеи
  • 614-я заповедь

Эмиль Людвиг Факенхайм (22 июня 1916 — 19 сентября 2003) — еврейский философ -реформатор и раввин . [1] [2]

Родившийся в Галле , Германия , он был арестован нацистами в ночь на 9 ноября 1938 года, известную как Хрустальная ночь . Кратковременно интернированный в концентрационный лагерь Заксенхаузен (1938–1939), он сбежал вместе со своим младшим братом Вольфгангом. [3] в Великобританию , где позже к нему присоединились его родители. Старший брат Эмиля Эрнст-Александр, [3] отказавшийся покинуть Германию, погиб во время Холокоста .

Удерживаемый британцами как вражеский иностранец после начала Второй мировой войны , Факенхайм был отправлен в Канаду в 1940 году, где он был интернирован в отдаленном лагере для интернированных недалеко от Шербрука , Квебек . [4] После этого он был освобожден и с 1943 по 1948 год служил временным раввином в храме Анше Шалом в Гамильтоне , Онтарио . [4] После этого он поступил на аспирантуру философского факультета Университета Торонто , получил докторскую степень в Университете Торонто с диссертацией по средневековой арабской философии (1945) и стал профессором философии (1948–1984). Он был одним из первых редакционных консультантов научного журнала «Дионисий» . В 1971 году он получил степень почётного доктора Университета сэра Джорджа Уильямса , который позже стал Университетом Конкордия . [5]

Факенхайм исследовал отношения евреев с Богом, полагая, что Холокост следует понимать как императив, требующий от евреев продолжения еврейского существования и выживания Государства Израиль. Эмигрировал в Израиль в 1984 году.

«Он всегда говорил, что продолжение еврейской жизни и отказ Гитлеру в посмертной победе — это 614-й закон», имея в виду 613 заповедей, данных евреям в Торе . [6]

Эмиль Факенхайм создал эту концепцию «614-й заповеди» (или «614-й мицвы »). «614-ю заповедь» можно интерпретировать как моральный императив, согласно которому евреи не должны использовать факты Холокоста для того, чтобы отказаться от Бога, иудаизма или – в случае светских евреев также – от дальнейшего выживания еврейского народа, тем самым давая Гитлеру «посмертная победа». Смысл этого императива стал предметом серьезного диалога как внутри еврейской общины, так и за ее пределами. Оппозиция целям Гитлера является моральным пробным камнем, который имеет последствия для ряда деликатных вопросов.

Новый моральный императив

[ редактировать ]

... нам, во-первых, приказано выжить как евреям, чтобы не погиб еврейский народ. Во-вторых, нам приказано помнить до глубины души о мучениках Холокоста, чтобы не погибла их память. В-третьих, нам запрещено отрицать Бога или отчаиваться в нем, сколько бы нам ни приходилось бороться с ним или с верой в него, чтобы не погиб иудаизм. Наконец, нам запрещено отчаиваться в мире как в месте, которое должно стать Царством Божьим, чтобы мы не способствовали превращению его в бессмысленное место, в котором Бог мертв или неуместен и все разрешено. Отказ от любого из этих императивов в ответ на победу Гитлера в Освенциме значил бы вручить ему еще одну, посмертную победу.

Эмиль Факенхайм, Чтобы исправить мир , с. 213

Традиционный еврейский закон содержит 613 мицвот (заповедей), составленных Маймонидом . Эти законы, 365 из которых отрицательные (например, «Не...») и 248 положительных, охватывают все аспекты жизни. Факенхайм утверждал, что традиция не могла предвидеть Холокост, поэтому стал необходим еще один закон, 614-я заповедь. «Не давай Гитлеру посмертных побед. Отчаиваться в Боге Израиля — значит продолжать работу Гитлера для него». [7] Это предполагает, что люди еврейского происхождения имеют моральное обязательство соблюдать свою веру и тем самым сорвать цель Гитлера по уничтожению иудаизма на земле.

Факенхайм пришел к этому выводу медленно. Профессор философии в Университете Торонто и раввин- реформатор , он стал сионистом только в 1967 году, когда выкристаллизовалась его реакция на Холокост и его последствия для еврейского закона:

Это было на совещании незадолго до Шестидневной войны . Это была встреча в Нью-Йорке , и мне нужно было произнести речь. До этого Холокост никогда не был существенным для моей идеологии. Однако, когда председатель сказал: «Вы должны признать это», мне пришлось признать это. Я сказал самое важное, что когда-либо говорил. [ нужна ссылка ]


Подразумеваемое

[ редактировать ]

Факенхайм применил это рассуждение к государству Израиль и его Закону о возвращении как к необходимости предотвратить второй Холокост. Если бы еврейское государство существовало в 1930-е годы, оно могло бы принять еврейских беженцев и спасти большое количество людей. [8] Это мнение имеет влияние среди большинства евреев, хотя особенности его применения в современной политике являются предметом споров. Борис Шустефф ссылается на него в качестве консервативной оппозиции выводу Израиля из поселений. [9]

Несмотря на явную связь с сионизмом, немногие источники упоминают Гитлера и посмертные победы в отношении ислама . Палестинец-христианин Сами Альдиб из Швейцарского института сравнительного правоведения в Лозанне иронично перефразирует это утверждение, защищая палестинские интересы. [10] Там, где эта форма появляется в Asia Times как часть цитаты Роберта Новака , культурный резонанс, похоже, остается незамеченным. [11]

Память о Холокосте

[ редактировать ]

Эта концепция находит широкое признание в связи с памятью о Холокосте. В конце двадцатого века усилия по документированию воспоминаний оставшихся в живых жертв Холокоста отражали идею о том, что сохранение этих фактов для будущих поколений было способом сохранить Гитлера и его идеи в могиле. В руководстве для британских учителей начальной школы представлена ​​концепция руководства по информированию детей о Холокосте. [12] Ричард А. Коэн из Университета Северной Каролины в Шарлотте цитирует это в эссе «Холокост – христианская проблема». [13]

Предостережение против антисемитизма

[ редактировать ]

Эта фраза находит резонанс в христианских общинах как упрек антисемитизму. Методистский священник преподобный Роберт А. Хилл цитирует проповедь Факенхайма в этом контексте:

... дело в том, что христианство повсеместно виновно в скрытом и явном антисемитизме, и Евангелие от Иоанна было одним из его источников. Мы имеем и можем извлечь уроки из этой неудачи, тщательно контролируя использование нами религиозного языка... и наши еврейские братья и сестры могут научить нас вместе с Иаковом продолжать борьбу с Богом. [14]

Обращение в другие религии

[ редактировать ]

В более широком контексте религиозной толерантности эта концепция применима к деликатным вопросам обращения и смешанных браков. Грегори Баум богослов немецкого происхождения , католический и почетный профессор религиоведения Университета Макгилла в Монреале , выражает влияние этой концепции на христианские взгляды на обращение. С точки зрения большинства христианских конфессий, чьи доктрины обычно защищают обращение неверующих, это представляет собой глубокое уважение к концепции Факенхайма:

После Освенцима христианские церкви больше не желают обращать евреев. Хотя они, возможно, и не уверены в теологических основаниях, которые освобождают их от этой миссии, церкви осознают, что просить евреев стать христианами — это духовный способ уничтожить их существование и, таким образом, только усиливает последствия Холокоста. [15]

Подтверждение Факенхаймом своего еврейского происхождения, хотя и было поддержано многими другими людьми, пережившими Холокост, ни в коем случае не было универсальным. Физик Лиза Мейтнер родилась и выросла еврейкой. Она отвергла попытки газет охарактеризовать ее как еврейку после бомбардировки Хиросимы , когда пресса узнала, что она была первым ученым, признавшим деление ядра . За десятилетия до того, как Гитлер пришел к власти, она стала лютеранкой . Хотя нацисты украли ее сбережения и разрушили ее карьеру, она отказалась работать над бомбой и позволила Гитлеру определить ее личность. [16]

Раввин Тоба Спитцер считает эту идею убедительной, но неполной. В эссе о Пасхе для SocialAction.com она с сочувствием относится к ней, прежде чем принять традицию Пасхи и ее ритуал Седера как более содержательную историю:

...людей, рожденных в рабстве, освобожденных своим Богом и отправившихся в трансформационный путь. Это история шагов, предпринятых на пути к созданию сообщества, связанного священным заветом, где социальные отношения определяются Божьими принципами цедек и хесед , справедливости и любви. [17]

Раввин Марк Геллман категорически отвергает это в колонке Newsweek за 2005 год :

Я еврей, потому что моя мать еврейка, и, что более важно, потому что я верю, что иудаизм – это любящий, справедливый, радостный, обнадеживающий и истинный подход. Я не еврей, и я не учил своих детей и студентов быть евреями только для того, чтобы позлить Гитлера. [18]

Та же критика была сформулирована еврейским философом Михаэлем Вышогродом в его обзоре « Присутствие Бога в истории» 1971 года . Вышогрод поставил под сомнение ценность определения иудаизма, которое просто превращает антисемитизм в фанатичный «семитизм». Более того, уникальность Освенцима как исторического события весьма сомнительна. «Необходимо признать, что с любой универсально-гуманистической точки зрения уничтожение европейского еврейства является одной из примечательных глав в долгой истории бесчеловечности человека по отношению к человеку». [19] : 292  Однако, не удовлетворившись критикой, Вышогрод предложил традиционное объяснение еврейских претензий на уникальность и избранность, сформулированное в позитивных терминах.

Судьба Израиля имеет центральное значение, поскольку Израиль является избранным народом Божьим, через который совершается Божья искупительная работа в мире. Какими бы трагическими ни были человеческие страдания на человеческом уровне, то, что происходит с Израилем, напрямую связано с его ролью как той нации, которой Бог присвоил Свое имя и через которую Он искупит человека. Поэтому тот, кто наносит удар по Израилю, вступает в битву с Богом, и именно по этой причине история Израиля является точкой опоры человеческой истории. Поэтому страдания других следует рассматривать в свете страданий Израиля. Человеческие муки не оставлены именно потому, что страдает Израиль, и тем самым присутствие Бога втягивается в человеческую историю, а искупление входит в горизонт человеческого существования. [19] : 293 

Сосредоточив внимание не на концепции еврейской идентичности Факенхайма, а на сионизме, известный ученый Дэниел Шог представляет критику этой точки зрения изнутри еврейской общины в The Harvard Israel Review :

Хотя мнения Факенхайма о необходимости еврейской самостоятельности в форме еврейского государства чрезвычайно популярны, Факенхайм не может найти религиозный или божественный источник своего морального императива. Для Факенхайма самооборона и ее проявление в сионизме не являются религиозными ценностями, а скорее вещами, которые предшествуют религиозным ценностям или стоят вне их. Таким образом, Факенхайм определяет значение еврейского государства в Холокосте, а не в традиционном иудаизме... [20]

Возможно, наиболее резкое неприятие идеи Факенхайма о 614-й заповеди исходит от раввина Гарольда М. Шульвейса:

Мы злоупотребляем Холокостом, когда он становится дубиной против тех, кто утверждает, что страдает. Шоа . нельзя использовать не по назначению в состязании по унижению с другими жертвами жестокости ... Шоа стал для нас мгновенным смыслом существования , кратким ответом на проницательные вопросы наших детей: «Почему я не должен жениться по вере?» Зачем мне вступать в синагогу? Почему я должен поддерживать Израиль? Почему я должен быть евреем?» Мы полагались на единственный императив: «Ты не дашь Гитлеру посмертную победу». Этот ответ не сработает. Жить назло, говорить «нет» Гитлеру — это далеко не то же самое, что жить «да» иудаизму. [21]

Раввин Михаэль Гольдберг развил такого рода критику в своей книге « Почему евреи должны выжить?: Взгляд за пределы Холокоста к еврейскому будущему».

Заключение

[ редактировать ]

Во время последнего интервью Факенхайма в 2000 году он задал вопрос: «Думаете ли вы, что Израиль когда-нибудь сможет прийти к такому моменту, когда ему не придется находиться в состоянии сопротивления?»

Я думаю, это будет очень долго. Но я бы сказал вот что. Наступит ли когда-нибудь время, когда мы сможем сказать, что тень Гитлера исчезла? Я думаю, да, это произойдет, когда Израиль будет принят в мире со своими соседними государствами. Но не похоже, что это произойдет в ближайшее время. [ нужна ссылка ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Пути к еврейской вере: систематическое введение (1960)
  • Метафизика и историчность (1961)
  • Религиозное измерение в мысли Гегеля (1967)
  • Поиски прошлого и будущего; Очерки еврейского богословия (1968)
  • Присутствие Бога в истории: еврейские утверждения и философские размышления (1970)
  • Состояние человека после Освенцима: еврейское свидетельство поколения спустя (1971)
  • Встречи между иудаизмом и современной философией: предисловие к будущей еврейской мысли (1973)
  • От Берген-Бельзена до Иерусалима: современные последствия Холокоста (1975)
  • Еврейское возвращение в историю: размышления об эпохе Освенцима и Нового Иерусалима (1978)
  • Исправить мир: основы будущей еврейской мысли (1982)
  • Еврейская мысль Эмиля Факенхайма: читатель (1987)
  • Что такое иудаизм? Интерпретация для нашего времени (1988)
  • Еврейская Библия после Холокоста (1991)
  • Чтобы исправить мир: основы еврейской мысли после Холокоста (второе издание, добавленное предисловие и лекция) (1994)
  • Еврейские философы и еврейская философия (1996)
  • Бог внутри: Кант, Шеллинг и историчность (1996)
  • Эпитафия немецкого иудаизма: от Галле до Иерусалима (автобиография Факенхайма) (2007, University of Wisconsin Press )

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Иоффе, Лоуренс (10 октября 2003 г.). «Некролог, Guardian Unlimited, 10 октября 2003 г.» . Хранитель . Проверено 2 февраля 2013 г.
  2. ^ Вольфганг Саксон (13 октября 2003 г.). «Эмиль Факенхайм, 87 лет, исследователь иудаизма и Холокоста» . Нью-Йорк Таймс . п. Б 8 . Проверено 2 августа 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Наша мемориальная книга погибшим во время Холокоста в Галле» . Галле (на немецком языке). Memorialbook.halle.de. 5 октября 2008 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
  4. ^ Jump up to: а б Chicago Jewish Star , 9 мая 2008 г.
  5. ^ Френч, SG (июнь 1971 г.). «Почетная грамота — Эмиль Факенхайм» . Архивы Университета Конкордия . Архивировано из оригинала 2 октября 2015 года . Проверено 4 апреля 2016 г.
  6. ^ «Еврейский философ-раввин Эмиль Факенхайм умирает в возрасте 87 лет - San Francisco Chronicle, 21 сентября 2003 г.» . СФГейт . Архивировано из оригинала 9 декабря 2003 года . Проверено 9 сентября 2017 г.
  7. ^ Сильверман, Реувен (29 января 2005 г.). «AZ еврейских ценностей: C означает заповеди» . Реформистская синагога Манчестера . Архивировано из оригинала 8 июля 2007 года . Проверено 9 февраля 2006 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  8. ^ Факенхайм, Эмиль Л. (апрель 2002 г.). «Вера в Бога и человека после Освенцима: теологические последствия» . Ресурсный центр для учителей Холокоста . Проверено 2 февраля 2013 г.
  9. ^ Шустефф, Борис (15 августа 2005 г.). «614-я заповедь» . ГАМЛА: Новости и мнения из Израиля . Архивировано из оригинала 25 февраля 2006 года . Проверено 9 февраля 2006 г.
  10. ^ Алдиб, Сами . «Нет справедливости, нет мира для ханаанской республики» . Латинский Патриархат Иерусалима . Архивировано из оригинала 8 марта 2002 года . Проверено 9 февраля 2006 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  11. ^ Шпенглер (23 ноября 2004 г.). «Мусульманские страдания и западное лицемерие» . Азия Таймс . Архивировано из оригинала 23 ноября 2004 года . Проверено 2 февраля 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  12. ^ «Преподавание Холокоста в начальных школах – Институт Фармингтона» . Архивировано из оригинала 13 января 2004 года . Проверено 9 февраля 2006 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  13. ^ «Холокост – христианская проблема» . Ghansel.free.fr . Проверено 2 февраля 2013 г.
  14. ^ «Первая объединенная методистская церковь Эсбери» . Архивировано из оригинала 3 мая 2005 года . Проверено 9 февраля 2006 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  15. ^ Освенцим: начало новой эры? п. 113.
  16. ^ Лиза Мейтнер: Жизнь в науке
  17. ^ «Преподавание Торы – За неделю, закончившуюся 9 апреля 2004 г.» . Архивировано из оригинала 2 июня 2004 года . Проверено 9 февраля 2006 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  18. ^ Марк Геллман (10 мая 2005 г.). «Духовное государство: бесчеловечность по отношению к евреям» . Newsweek . Проверено 2 февраля 2013 г.
  19. ^ Jump up to: а б Майкл Вышогрод, «Вера и Холокост: обзорное эссе о присутствии Бога в истории Эмиля Факенхайма» , «Иудаизм 20» (1970–71). п. 292.
  20. ^ «Гарвардское израильское обозрение (HIR)» . Hcs.harvard.edu . Проверено 2 февраля 2013 г.
  21. ^ «С чем мы войдем в новый век?» . Архивировано из оригинала 27 декабря 2001 года . Проверено 9 февраля 2006 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  22. ^ «Прошлые победители» . Еврейский книжный совет . Проверено 23 января 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a80e608477d4aff002ada7f96d232274__1719387780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/74/a80e608477d4aff002ada7f96d232274.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Emil Fackenheim - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)