Эмиль Факенхайм
Эмиль Людвиг Факенхайм | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 19 сентября 2003 г. | (87 лет)
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Континентальная философия |
Основные интересы |
|
Известные идеи |
|
Эмиль Людвиг Факенхайм (22 июня 1916 — 19 сентября 2003) — еврейский философ -реформатор и раввин . [1] [2]
Родившийся в Галле , Германия , он был арестован нацистами в ночь на 9 ноября 1938 года, известную как Хрустальная ночь . Кратковременно интернированный в концентрационный лагерь Заксенхаузен (1938–1939), он сбежал вместе со своим младшим братом Вольфгангом. [3] в Великобританию , где позже к нему присоединились его родители. Старший брат Эмиля Эрнст-Александр, [3] отказавшийся покинуть Германию, погиб во время Холокоста .
Удерживаемый британцами как вражеский иностранец после начала Второй мировой войны , Факенхайм был отправлен в Канаду в 1940 году, где он был интернирован в отдаленном лагере для интернированных недалеко от Шербрука , Квебек . [4] После этого он был освобожден и с 1943 по 1948 год служил временным раввином в храме Анше Шалом в Гамильтоне , Онтарио . [4] После этого он поступил на аспирантуру философского факультета Университета Торонто , получил докторскую степень в Университете Торонто с диссертацией по средневековой арабской философии (1945) и стал профессором философии (1948–1984). Он был одним из первых редакционных консультантов научного журнала «Дионисий» . В 1971 году он получил степень почётного доктора Университета сэра Джорджа Уильямса , который позже стал Университетом Конкордия . [5]
Факенхайм исследовал отношения евреев с Богом, полагая, что Холокост следует понимать как императив, требующий от евреев продолжения еврейского существования и выживания Государства Израиль. Эмигрировал в Израиль в 1984 году.
«Он всегда говорил, что продолжение еврейской жизни и отказ Гитлеру в посмертной победе — это 614-й закон», имея в виду 613 заповедей, данных евреям в Торе . [6]
Фон
[ редактировать ]Эмиль Факенхайм создал эту концепцию «614-й заповеди» (или «614-й мицвы »). «614-ю заповедь» можно интерпретировать как моральный императив, согласно которому евреи не должны использовать факты Холокоста для того, чтобы отказаться от Бога, иудаизма или – в случае светских евреев также – от дальнейшего выживания еврейского народа, тем самым давая Гитлеру «посмертная победа». Смысл этого императива стал предметом серьезного диалога как внутри еврейской общины, так и за ее пределами. Оппозиция целям Гитлера является моральным пробным камнем, который имеет последствия для ряда деликатных вопросов.
Новый моральный императив
[ редактировать ]... нам, во-первых, приказано выжить как евреям, чтобы не погиб еврейский народ. Во-вторых, нам приказано помнить до глубины души о мучениках Холокоста, чтобы не погибла их память. В-третьих, нам запрещено отрицать Бога или отчаиваться в нем, сколько бы нам ни приходилось бороться с ним или с верой в него, чтобы не погиб иудаизм. Наконец, нам запрещено отчаиваться в мире как в месте, которое должно стать Царством Божьим, чтобы мы не способствовали превращению его в бессмысленное место, в котором Бог мертв или неуместен и все разрешено. Отказ от любого из этих императивов в ответ на победу Гитлера в Освенциме значил бы вручить ему еще одну, посмертную победу.
Эмиль Факенхайм, Чтобы исправить мир , с. 213
Традиционный еврейский закон содержит 613 мицвот (заповедей), составленных Маймонидом . Эти законы, 365 из которых отрицательные (например, «Не...») и 248 положительных, охватывают все аспекты жизни. Факенхайм утверждал, что традиция не могла предвидеть Холокост, поэтому стал необходим еще один закон, 614-я заповедь. «Не давай Гитлеру посмертных побед. Отчаиваться в Боге Израиля — значит продолжать работу Гитлера для него». [7] Это предполагает, что люди еврейского происхождения имеют моральное обязательство соблюдать свою веру и тем самым сорвать цель Гитлера по уничтожению иудаизма на земле.
Факенхайм пришел к этому выводу медленно. Профессор философии в Университете Торонто и раввин- реформатор , он стал сионистом только в 1967 году, когда выкристаллизовалась его реакция на Холокост и его последствия для еврейского закона:
Это было на совещании незадолго до Шестидневной войны . Это была встреча в Нью-Йорке , и мне нужно было произнести речь. До этого Холокост никогда не был существенным для моей идеологии. Однако, когда председатель сказал: «Вы должны признать это», мне пришлось признать это. Я сказал самое важное, что когда-либо говорил. [ нужна ссылка ]
Подразумеваемое
[ редактировать ]сионизм
[ редактировать ]Факенхайм применил это рассуждение к государству Израиль и его Закону о возвращении как к необходимости предотвратить второй Холокост. Если бы еврейское государство существовало в 1930-е годы, оно могло бы принять еврейских беженцев и спасти большое количество людей. [8] Это мнение имеет влияние среди большинства евреев, хотя особенности его применения в современной политике являются предметом споров. Борис Шустефф ссылается на него в качестве консервативной оппозиции выводу Израиля из поселений. [9]
Несмотря на явную связь с сионизмом, немногие источники упоминают Гитлера и посмертные победы в отношении ислама . Палестинец-христианин Сами Альдиб из Швейцарского института сравнительного правоведения в Лозанне иронично перефразирует это утверждение, защищая палестинские интересы. [10] Там, где эта форма появляется в Asia Times как часть цитаты Роберта Новака , культурный резонанс, похоже, остается незамеченным. [11]
Память о Холокосте
[ редактировать ]Эта концепция находит широкое признание в связи с памятью о Холокосте. В конце двадцатого века усилия по документированию воспоминаний оставшихся в живых жертв Холокоста отражали идею о том, что сохранение этих фактов для будущих поколений было способом сохранить Гитлера и его идеи в могиле. В руководстве для британских учителей начальной школы представлена концепция руководства по информированию детей о Холокосте. [12] Ричард А. Коэн из Университета Северной Каролины в Шарлотте цитирует это в эссе «Холокост – христианская проблема». [13]
Предостережение против антисемитизма
[ редактировать ]Эта фраза находит резонанс в христианских общинах как упрек антисемитизму. Методистский священник преподобный Роберт А. Хилл цитирует проповедь Факенхайма в этом контексте:
... дело в том, что христианство повсеместно виновно в скрытом и явном антисемитизме, и Евангелие от Иоанна было одним из его источников. Мы имеем и можем извлечь уроки из этой неудачи, тщательно контролируя использование нами религиозного языка... и наши еврейские братья и сестры могут научить нас вместе с Иаковом продолжать борьбу с Богом. [14]
Обращение в другие религии
[ редактировать ]В более широком контексте религиозной толерантности эта концепция применима к деликатным вопросам обращения и смешанных браков. Грегори Баум богослов немецкого происхождения , католический и почетный профессор религиоведения Университета Макгилла в Монреале , выражает влияние этой концепции на христианские взгляды на обращение. С точки зрения большинства христианских конфессий, чьи доктрины обычно защищают обращение неверующих, это представляет собой глубокое уважение к концепции Факенхайма:
После Освенцима христианские церкви больше не желают обращать евреев. Хотя они, возможно, и не уверены в теологических основаниях, которые освобождают их от этой миссии, церкви осознают, что просить евреев стать христианами — это духовный способ уничтожить их существование и, таким образом, только усиливает последствия Холокоста. [15]
Подтверждение Факенхаймом своего еврейского происхождения, хотя и было поддержано многими другими людьми, пережившими Холокост, ни в коем случае не было универсальным. Физик Лиза Мейтнер родилась и выросла еврейкой. Она отвергла попытки газет охарактеризовать ее как еврейку после бомбардировки Хиросимы , когда пресса узнала, что она была первым ученым, признавшим деление ядра . За десятилетия до того, как Гитлер пришел к власти, она стала лютеранкой . Хотя нацисты украли ее сбережения и разрушили ее карьеру, она отказалась работать над бомбой и позволила Гитлеру определить ее личность. [16]
Критика
[ редактировать ]Раввин Тоба Спитцер считает эту идею убедительной, но неполной. В эссе о Пасхе для SocialAction.com она с сочувствием относится к ней, прежде чем принять традицию Пасхи и ее ритуал Седера как более содержательную историю:
...людей, рожденных в рабстве, освобожденных своим Богом и отправившихся в трансформационный путь. Это история шагов, предпринятых на пути к созданию сообщества, связанного священным заветом, где социальные отношения определяются Божьими принципами цедек и хесед , справедливости и любви. [17]
Раввин Марк Геллман категорически отвергает это в колонке Newsweek за 2005 год :
Я еврей, потому что моя мать еврейка, и, что более важно, потому что я верю, что иудаизм – это любящий, справедливый, радостный, обнадеживающий и истинный подход. Я не еврей, и я не учил своих детей и студентов быть евреями только для того, чтобы позлить Гитлера. [18]
Та же критика была сформулирована еврейским философом Михаэлем Вышогродом в его обзоре « Присутствие Бога в истории» 1971 года . Вышогрод поставил под сомнение ценность определения иудаизма, которое просто превращает антисемитизм в фанатичный «семитизм». Более того, уникальность Освенцима как исторического события весьма сомнительна. «Необходимо признать, что с любой универсально-гуманистической точки зрения уничтожение европейского еврейства является одной из примечательных глав в долгой истории бесчеловечности человека по отношению к человеку». [19] : 292 Однако, не удовлетворившись критикой, Вышогрод предложил традиционное объяснение еврейских претензий на уникальность и избранность, сформулированное в позитивных терминах.
Судьба Израиля имеет центральное значение, поскольку Израиль является избранным народом Божьим, через который совершается Божья искупительная работа в мире. Какими бы трагическими ни были человеческие страдания на человеческом уровне, то, что происходит с Израилем, напрямую связано с его ролью как той нации, которой Бог присвоил Свое имя и через которую Он искупит человека. Поэтому тот, кто наносит удар по Израилю, вступает в битву с Богом, и именно по этой причине история Израиля является точкой опоры человеческой истории. Поэтому страдания других следует рассматривать в свете страданий Израиля. Человеческие муки не оставлены именно потому, что страдает Израиль, и тем самым присутствие Бога втягивается в человеческую историю, а искупление входит в горизонт человеческого существования. [19] : 293
Сосредоточив внимание не на концепции еврейской идентичности Факенхайма, а на сионизме, известный ученый Дэниел Шог представляет критику этой точки зрения изнутри еврейской общины в The Harvard Israel Review :
Хотя мнения Факенхайма о необходимости еврейской самостоятельности в форме еврейского государства чрезвычайно популярны, Факенхайм не может найти религиозный или божественный источник своего морального императива. Для Факенхайма самооборона и ее проявление в сионизме не являются религиозными ценностями, а скорее вещами, которые предшествуют религиозным ценностям или стоят вне их. Таким образом, Факенхайм определяет значение еврейского государства в Холокосте, а не в традиционном иудаизме... [20]
Возможно, наиболее резкое неприятие идеи Факенхайма о 614-й заповеди исходит от раввина Гарольда М. Шульвейса:
Мы злоупотребляем Холокостом, когда он становится дубиной против тех, кто утверждает, что страдает. Шоа . нельзя использовать не по назначению в состязании по унижению с другими жертвами жестокости ... Шоа стал для нас мгновенным смыслом существования , кратким ответом на проницательные вопросы наших детей: «Почему я не должен жениться по вере?» Зачем мне вступать в синагогу? Почему я должен поддерживать Израиль? Почему я должен быть евреем?» Мы полагались на единственный императив: «Ты не дашь Гитлеру посмертную победу». Этот ответ не сработает. Жить назло, говорить «нет» Гитлеру — это далеко не то же самое, что жить «да» иудаизму. [21]
Раввин Михаэль Гольдберг развил такого рода критику в своей книге « Почему евреи должны выжить?: Взгляд за пределы Холокоста к еврейскому будущему».
Заключение
[ редактировать ]Во время последнего интервью Факенхайма в 2000 году он задал вопрос: «Думаете ли вы, что Израиль когда-нибудь сможет прийти к такому моменту, когда ему не придется находиться в состоянии сопротивления?»
Я думаю, это будет очень долго. Но я бы сказал вот что. Наступит ли когда-нибудь время, когда мы сможем сказать, что тень Гитлера исчезла? Я думаю, да, это произойдет, когда Израиль будет принят в мире со своими соседними государствами. Но не похоже, что это произойдет в ближайшее время. [ нужна ссылка ]
Библиография
[ редактировать ]- Пути к еврейской вере: систематическое введение (1960)
- Метафизика и историчность (1961)
- Религиозное измерение в мысли Гегеля (1967)
- Поиски прошлого и будущего; Очерки еврейского богословия (1968)
- Присутствие Бога в истории: еврейские утверждения и философские размышления (1970)
- Состояние человека после Освенцима: еврейское свидетельство поколения спустя (1971)
- Встречи между иудаизмом и современной философией: предисловие к будущей еврейской мысли (1973)
- От Берген-Бельзена до Иерусалима: современные последствия Холокоста (1975)
- Еврейское возвращение в историю: размышления об эпохе Освенцима и Нового Иерусалима (1978)
- Исправить мир: основы будущей еврейской мысли (1982)
- Еврейская мысль Эмиля Факенхайма: читатель (1987)
- Что такое иудаизм? Интерпретация для нашего времени (1988)
- Еврейская Библия после Холокоста (1991)
- Чтобы исправить мир: основы еврейской мысли после Холокоста (второе издание, добавленное предисловие и лекция) (1994)
- Еврейские философы и еврейская философия (1996)
- Бог внутри: Кант, Шеллинг и историчность (1996)
- Эпитафия немецкого иудаизма: от Галле до Иерусалима (автобиография Факенхайма) (2007, University of Wisconsin Press )
Награды
[ редактировать ]- 1969: Национальная еврейская книжная премия в категории «Еврейская мысль» за «В поисках прошлого и будущего». [22]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иоффе, Лоуренс (10 октября 2003 г.). «Некролог, Guardian Unlimited, 10 октября 2003 г.» . Хранитель . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ Вольфганг Саксон (13 октября 2003 г.). «Эмиль Факенхайм, 87 лет, исследователь иудаизма и Холокоста» . Нью-Йорк Таймс . п. Б 8 . Проверено 2 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Наша мемориальная книга погибшим во время Холокоста в Галле» . Галле (на немецком языке). Memorialbook.halle.de. 5 октября 2008 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Chicago Jewish Star , 9 мая 2008 г.
- ^ Френч, SG (июнь 1971 г.). «Почетная грамота — Эмиль Факенхайм» . Архивы Университета Конкордия . Архивировано из оригинала 2 октября 2015 года . Проверено 4 апреля 2016 г.
- ^ «Еврейский философ-раввин Эмиль Факенхайм умирает в возрасте 87 лет - San Francisco Chronicle, 21 сентября 2003 г.» . СФГейт . Архивировано из оригинала 9 декабря 2003 года . Проверено 9 сентября 2017 г.
- ^ Сильверман, Реувен (29 января 2005 г.). «AZ еврейских ценностей: C означает заповеди» . Реформистская синагога Манчестера . Архивировано из оригинала 8 июля 2007 года . Проверено 9 февраля 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Факенхайм, Эмиль Л. (апрель 2002 г.). «Вера в Бога и человека после Освенцима: теологические последствия» . Ресурсный центр для учителей Холокоста . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ Шустефф, Борис (15 августа 2005 г.). «614-я заповедь» . ГАМЛА: Новости и мнения из Израиля . Архивировано из оригинала 25 февраля 2006 года . Проверено 9 февраля 2006 г.
- ^ Алдиб, Сами . «Нет справедливости, нет мира для ханаанской республики» . Латинский Патриархат Иерусалима . Архивировано из оригинала 8 марта 2002 года . Проверено 9 февраля 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Шпенглер (23 ноября 2004 г.). «Мусульманские страдания и западное лицемерие» . Азия Таймс . Архивировано из оригинала 23 ноября 2004 года . Проверено 2 февраля 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Преподавание Холокоста в начальных школах – Институт Фармингтона» . Архивировано из оригинала 13 января 2004 года . Проверено 9 февраля 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Холокост – христианская проблема» . Ghansel.free.fr . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ «Первая объединенная методистская церковь Эсбери» . Архивировано из оригинала 3 мая 2005 года . Проверено 9 февраля 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Освенцим: начало новой эры? п. 113.
- ^ Лиза Мейтнер: Жизнь в науке
- ^ «Преподавание Торы – За неделю, закончившуюся 9 апреля 2004 г.» . Архивировано из оригинала 2 июня 2004 года . Проверено 9 февраля 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Марк Геллман (10 мая 2005 г.). «Духовное государство: бесчеловечность по отношению к евреям» . Newsweek . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Майкл Вышогрод, «Вера и Холокост: обзорное эссе о присутствии Бога в истории Эмиля Факенхайма» , «Иудаизм 20» (1970–71). п. 292.
- ^ «Гарвардское израильское обозрение (HIR)» . Hcs.harvard.edu . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ «С чем мы войдем в новый век?» . Архивировано из оригинала 27 декабря 2001 года . Проверено 9 февраля 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Прошлые победители» . Еврейский книжный совет . Проверено 23 января 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баум, Грегори , изд. (1999). Двадцатый век: богословский обзор . Книги Орбис и Новалис. ISBN 978-1-57075-282-7 .
- Хамиэль, Ефрем (2020). «Раввин профессор Эмиль Факенхайм» . Между религией и разумом (Часть I): Диалектическая позиция в современной еврейской мысли от рава Кука до рава Шагара . Бостон: Издательство академических исследований. стр. 108–118. ISBN 978-1-64469-072-7 . JSTOR j.ctv1zjg80z .
- Дулл, Джеймс А. (1 декабря 1968 г.). «Рецензия на книгу: Религиозное измерение в мысли Гегеля. Эмиль Л. Факенхайм» . Диалог . 7 (3): 483–491. дои : 10.1017/S0012217300031309 . ISSN 0012-2173 . S2CID 170589627 .
- Факенхайм, Эмиль (14 мая 1966 г.) [1965]. «Еврей смотрит на христианство и секуляристский либерализм» . В Килборне, Уильям (ред.). Беспокойная церковь . Компания JB Lippincott . стр. 86–99. АСИН B000LX6G90 . LCCN 66-18678 .
- Флейшнер, Ева, изд. (1977). Освенцим: начало новой эры? Размышления о Холокосте: доклады, представленные на Международном симпозиуме по Холокосту . Нью-Йорк: Издательство КТАВ. ISBN 978-0-87068-499-9 .
- Сайм, Рут Левин (1996). Лиза Мейтнер: Жизнь в физике . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-08906-8 . JSTOR 10.1525/j.ctt1ppz2n .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Архивы на | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
Как использовать архивный материал |
- Архивные документы Эмиля Людвига Факенхайма, хранящиеся в Службе управления архивами и записями Университета Торонто.
- Архивы Эмиля Факенхайма (фонды Эмиля Л. Факенхайма, R4535) хранятся в Библиотеке и архивах Канады.
- Еврейские экзистенциалисты
- 1916 рождений
- 2003 смертей
- Люди из Галле (Заале)
- Немецкие еврейские богословы
- Еврейские философы
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в Соединенное Королевство
- Израильские философы
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в Канаду
- Немецкие эмигранты в Израиле
- Философы иудаизма
- Канадские раввины-реформисты
- Выпускники Университета Торонто
- Академический состав Университета Торонто
- Историки Холокоста
- Канадские сионисты
- Теология Холокоста
- Выжившие в концлагере Заксенхаузен
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Канадские философы XX века
- Заключенные и задержанные Канады
- Реформистские сионисты
- Немецкие раввины XX века
- Выпускники Университета изучения иудаизма
- Похороны в Хар ха-Менухот