Джон Ватсон (философ)
Джон Ватсон | |
---|---|
Рожденный | Глазго , Шотландия | 25 февраля 1847 г.
Умер | 27 января 1939 г. | (91 год)
Альма-матер | Университет Глазго |
Эра | Философия XIX века |
Область | Западная философия |
Школа | Спекулятивный идеализм |
Учреждения | Королевский университет |
Основные интересы | |
Известные идеи | Спекулятивный идеализм |
Джон Уотсон FRSC (22 февраля 1847 – 27 января 1939) был канадским философом и академиком.
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Горбалс приходе , Глазго , Шотландия, 25 февраля 1847 года в семье Джона Ватсона, печатника из Ланаркшира , и его жены Элизабет Робертсон из Нортумберленда . Он посещал Свободную церковную школу в Килмарноке . Затем он работал клерком до 1866 года. [3]
Уотсон поступил в Эдинбургский университет . Однако уже через месяц его привлекла в Университет Глазго репутация братьев Джона Кэрда , профессора богословия, и Эдварда Кэрда , профессора моральной философии. По завершении учебы в 1872 году он был назначен на основании рекомендации своего наставника Эдварда Кэрда на кафедру логики, метафизики и этики в Королевском университете в Кингстоне , Онтарио . Кэрд писал, что «Ватсон, возможно, человек самого« сухого света », которого я знаю. Я не знаю никого, кто более ясно видит свой путь сквозь какие-либо философские затруднения». [4] Остаток своей карьеры он провел в Queen's и умер в Кингстоне 27 января 1939 года. Среди его работ — «Кант и его английские критики» , «Христианство и идеализм» и «Государство в мире и войне» . [ нужна ссылка ] В 1910–1912 годах он был лектором Гиффорда в Университете Глазго, после чего его лекции были опубликованы под названием «Интерпретация религиозного опыта» . [1] Он был членом-учредителем Королевского общества Канады . [5] Уотсон-холл в Королевском университете назван в его честь. [6] [7] [8]
Философия
[ редактировать ]Философия Уотсона, которую он назвал спекулятивным или конструктивным идеализмом, продолжила гегелевскую критику Иммануила Канта , проводимую Томасом Хиллом Грином , Фрэнсисом Гербертом Брэдли и особенно его учителем в Университете Глазго Эдвардом Кэрдом . Основное различие между его позицией и позицией критического идеализма Канта состоит в том, что, хотя оба утверждают, что Вселенная рациональна и что разум самогармоничен, критический идеализм отрицает, что любое из этих положений может быть установлено на основе знания, в то время как спекулятивный идеализм утверждает, что противостояние теоретического и практического разума губительно для обеих позиций. В то время как критический идеализм в поддержку «веры» прибегает к некоторым «постулатам» морального сознания, спекулятивный идеализм отказывается признать противоположность веры и знания, теоретического и практического разума, утверждая, что вера, не тождественная разуму, Теоретический разум, который не находится в гармонии с практическим разумом, страдает от внутренней слабости, которая обязательно выдаст себя при самом суровом из всех испытаний — испытании самокритики. [9]
Все существующее разумно и в принципе познаваемо. Степень его известности отражает как эволюцию, так и историю. Человек обладает – в результате эволюции – принципом разумности, позволяющим постичь разумность мира и овладеть ею. Уотсон утверждал, что эта способность, однако, не могла возникнуть в результате естественного отбора. [10] Напротив, человеческая эволюция, особенно продолжающаяся в истории, представляет собой трансцендирование природы, «постепенную реализацию разума в индивидууме и в обществе и постепенное понимание значения того и другого, если рассматривать их в отношении к миру и Богу». ". [11]
Религия и моральная философия
[ редактировать ]Бог есть абсолют. Абсолют неадекватно концептуализируется как субстанция, сила, личность – хотя Уотсон находил «личность» более подходящей, хотя и неадекватной – или сверхрациональной. [12] . Абсолют — это тождество субъекта и объекта, хранилище самого универсального разума, той самой рациональности, которая проявляется в мире и все больше раскрывается сознательным, размышляющим человеческим существам. Мораль действует рационально; и поскольку разум в конечном итоге управляет обоими, реального конфликта между индивидуальными и общественными интересами не существует. Зло, или безнравственность, — это неспособность действовать рационально из-за невежества или замешательства. [13] Уотсона Либеральное богословие оказало значительное влияние на движение социального евангелия и формирование Объединенной церкви Канады в 1925 году. [14]
Политическая теория
[ редактировать ]Социальная мысль Уотсона пронизана коммунитаризмом, вытекающим из его доктрины принципиальной идентичности индивидуальных и общих благ. Таким образом, он резюмирует свою позицию о государстве как существующем «с целью обеспечения внешних условий, при которых все граждане могут иметь возможность развивать лучшее, что в них есть, и успех, с которым достигается эта цель, является проверкой совершенство общества». [15] [а]
Работает
[ редактировать ]- Кант и его английские критики: сравнение критической и эмпирической философии Глазго: Джеймс Маклехоз и сыновья, 1881.
- Трансцендентальный идеализм Шеллинга. Критическое изложение. Чикаго: SC Griggs and Company, 1882.
- Гедонистические теории от Аристиппа до Спенсера Глазго: Джеймс Маклехоз и сыновья, 1895.
- Христианство и идеализм: христианский идеал жизни в его отношении к греческим и еврейским идеалам и современной философии. Нью-Йорк: The Macmillan Co., 1897 г. (Перепечатано с дополнениями, август 1897 г.)
- Философские основы религии Глазго: Джеймс Маклехоз и сыновья, 1907.
- Философия Канта, содержащаяся в выдержках из его собственных сочинений Глазго: Джеймс Маклехоз и сыновья, 1908.
- Философия Канта объяснила Глазго: Джеймс Маклехоз и сыновья, 1908.
- Очерк философии Глазго: Джеймс Маклехоз и сыновья, 1908.
- Интерпретация религиозного опыта (2 тома) Гиффордские лекции, том 1, том 2, Глазго: Джеймс Маклехоз и сыновья, 1912.
- Государство в мире и войне Глазго: Джеймс Маклехоз и сыновья, 1919.
- Отрывки из Канта Глазго: Jackson Wylie & Co, 1927.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Книга Сибли « Северные духи» , указанная ниже в разделе «Для дальнейшего чтения», предлагает подробную оценку политической философии Уотсона.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Серия лекций Гиффорда - Биография - Джон Ватсон» . Архивировано из оригинала 14 сентября 2011 года . Проверено 5 сентября 2011 г.
- ^ Аллен, Ричард (2010). «Салем Голдуорт Блэнд. Часть 1: Корни прогрессивного христианства XIX века» (PDF) . Пробный камень . 28 (1): 46. ISSN 0827-3200 . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ Баучер, Дэвид. «Уотсон, Джон (1847–1939)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/55285 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Уоллес, Роберт С., изд.: Некоторые великие люди Квинса . Торонто: Райерсон Пресс, 1941, стр. 24.
- ^ Элизабет А. Тротт. «Джон Ватсон» . Канадская энциклопедия . Проверено 27 августа 2019 г.
- ^ «Карта кампуса | Королевский университет» .
- ^ «Королевская энциклопедия» . qnc.queensu.ca . Архивировано из оригинала 28 июля 2007 года.
- ^ «Королевская энциклопедия» . qnc.queensu.ca . Архивировано из оригинала 28 июля 2007 года.
- ^ Уотсон, Дж.: Философские основы религии . Глазго: Маклехоз, 1907, с. 100.
- ^ Уотсон, Дж.: Очерк философии. Глазго: Маклехоз, 1908, стр. 143–144.
- ^ Уотсон, Дж.: Христианство и идеализм (новое издание). Глазго: Маклехоз, 1897, с. 240.
- ^ Христианство и идеализм , стр. 256-292.
- ^ Очерк философии , с. 229.
- ^ Уолш, HH: Христианская церковь в Канаде . Торонто: Райерсон Пресс, 1956.
- ^ Уотсон, Дж.: Государство в мире и войне . Глазго: Маклехоз, 1919, с. 285.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Армор, Лесли ; Тротт, Элизабет (1981). Лица разума: очерк философии и культуры в английской Канаде, 1850–1950 гг . Издательство Университета Уилфрида Лорье . ISBN 0-88920-107-2 .
- Маккиллоп, А.Б. Дисциплинированный интеллект: критическое исследование и канадская мысль в викторианскую эпоху . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина , 1979.
- МакКиллоп, А.Б. Вопросы разума: Университет Канады, 1791–1951 гг . Торонто: Университет Торонто Press , 1994.
- Сибли, Роберт К. Северные духи: Джон Ватсон, Джордж Грант и Чарльз Тейлор: ассигнования гегелевской политической мысли . Монреаль и Кингстон: Издательство Университета Макгилла-Куина, 2008.
- Рабб, Дж. Д. Религия и наука в ранней Канаде . Кингстон: Рональд П. Фрай и компания, 1988.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1847 рождений
- 1939 смертей
- Канадские писатели XIX века
- Канадские писатели-мужчины XIX века
- Канадские философы XIX века
- Канадские писатели-мужчины XX века
- Канадские философы XX века
- Выпускники Университета Глазго
- Кальвинистские и реформатские философы
- Канадские специалисты по этике
- Канадские политические философы
- Канадские пресвитериане
- Члены Королевского общества Канады
- Идеалисты
- Философы религии
- Академический состав Королевского университета в Кингстоне