Jump to content

Джон Ватсон (философ)

Джон Ватсон
Рожденный ( 1847-02-25 ) 25 февраля 1847 г.
Глазго , Шотландия
Умер 27 января 1939 г. ( 1939-01-27 ) (91 год)
Альма-матер Университет Глазго
Эра Философия XIX века
Область Западная философия
Школа Спекулятивный идеализм
Учреждения Королевский университет
Основные интересы
Известные идеи
Спекулятивный идеализм

Джон Уотсон FRSC (22 февраля 1847 – 27 января 1939) был канадским философом и академиком.

Он родился в Горбалс приходе , Глазго , Шотландия, 25 февраля 1847 года в семье Джона Ватсона, печатника из Ланаркшира , и его жены Элизабет Робертсон из Нортумберленда . Он посещал Свободную церковную школу в Килмарноке . Затем он работал клерком до 1866 года. [3]

Уотсон поступил в Эдинбургский университет . Однако уже через месяц его привлекла в Университет Глазго репутация братьев Джона Кэрда , профессора богословия, и Эдварда Кэрда , профессора моральной философии. По завершении учебы в 1872 году он был назначен на основании рекомендации своего наставника Эдварда Кэрда на кафедру логики, метафизики и этики в Королевском университете в Кингстоне , Онтарио . Кэрд писал, что «Ватсон, возможно, человек самого« сухого света », которого я знаю. Я не знаю никого, кто более ясно видит свой путь сквозь какие-либо философские затруднения». [4] Остаток своей карьеры он провел в Queen's и умер в Кингстоне 27 января 1939 года. Среди его работ — «Кант и его английские критики» , «Христианство и идеализм» и «Государство в мире и войне» . [ нужна ссылка ] В 1910–1912 годах он был лектором Гиффорда в Университете Глазго, после чего его лекции были опубликованы под названием «Интерпретация религиозного опыта» . [1] Он был членом-учредителем Королевского общества Канады . [5] Уотсон-холл в Королевском университете назван в его честь. [6] [7] [8]

Философия

[ редактировать ]

Философия Уотсона, которую он назвал спекулятивным или конструктивным идеализмом, продолжила гегелевскую критику Иммануила Канта , проводимую Томасом Хиллом Грином , Фрэнсисом Гербертом Брэдли и особенно его учителем в Университете Глазго Эдвардом Кэрдом . Основное различие между его позицией и позицией критического идеализма Канта состоит в том, что, хотя оба утверждают, что Вселенная рациональна и что разум самогармоничен, критический идеализм отрицает, что любое из этих положений может быть установлено на основе знания, в то время как спекулятивный идеализм утверждает, что противостояние теоретического и практического разума губительно для обеих позиций. В то время как критический идеализм в поддержку «веры» прибегает к некоторым «постулатам» морального сознания, спекулятивный идеализм отказывается признать противоположность веры и знания, теоретического и практического разума, утверждая, что вера, не тождественная разуму, Теоретический разум, который не находится в гармонии с практическим разумом, страдает от внутренней слабости, которая обязательно выдаст себя при самом суровом из всех испытаний — испытании самокритики. [9]

Все существующее разумно и в принципе познаваемо. Степень его известности отражает как эволюцию, так и историю. Человек обладает – в результате эволюции – принципом разумности, позволяющим постичь разумность мира и овладеть ею. Уотсон утверждал, что эта способность, однако, не могла возникнуть в результате естественного отбора. [10] Напротив, человеческая эволюция, особенно продолжающаяся в истории, представляет собой трансцендирование природы, «постепенную реализацию разума в индивидууме и в обществе и постепенное понимание значения того и другого, если рассматривать их в отношении к миру и Богу». ". [11]

Религия и моральная философия

[ редактировать ]

Бог есть абсолют. Абсолют неадекватно концептуализируется как субстанция, сила, личность – хотя Уотсон находил «личность» более подходящей, хотя и неадекватной – или сверхрациональной. [12] . Абсолют — это тождество субъекта и объекта, хранилище самого универсального разума, той самой рациональности, которая проявляется в мире и все больше раскрывается сознательным, размышляющим человеческим существам. Мораль действует рационально; и поскольку разум в конечном итоге управляет обоими, реального конфликта между индивидуальными и общественными интересами не существует. Зло, или безнравственность, — это неспособность действовать рационально из-за невежества или замешательства. [13] Уотсона Либеральное богословие оказало значительное влияние на движение социального евангелия и формирование Объединенной церкви Канады в 1925 году. [14]

Политическая теория

[ редактировать ]

Социальная мысль Уотсона пронизана коммунитаризмом, вытекающим из его доктрины принципиальной идентичности индивидуальных и общих благ. Таким образом, он резюмирует свою позицию о государстве как существующем «с целью обеспечения внешних условий, при которых все граждане могут иметь возможность развивать лучшее, что в них есть, и успех, с которым достигается эта цель, является проверкой совершенство общества». [15] [а]

Работает

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Книга Сибли « Северные духи» , указанная ниже в разделе «Для дальнейшего чтения», предлагает подробную оценку политической философии Уотсона.
  1. ^ Jump up to: а б «Серия лекций Гиффорда - Биография - Джон Ватсон» . Архивировано из оригинала 14 сентября 2011 года . Проверено 5 сентября 2011 г.
  2. ^ Аллен, Ричард (2010). «Салем Голдуорт Блэнд. Часть 1: Корни прогрессивного христианства XIX века» (PDF) . Пробный камень . 28 (1): 46. ISSN   0827-3200 . Проверено 9 мая 2019 г.
  3. ^ Баучер, Дэвид. «Уотсон, Джон (1847–1939)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/55285 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  4. ^ Уоллес, Роберт С., изд.: Некоторые великие люди Квинса . Торонто: Райерсон Пресс, 1941, стр. 24.
  5. ^ Элизабет А. Тротт. «Джон Ватсон» . Канадская энциклопедия . Проверено 27 августа 2019 г.
  6. ^ «Карта кампуса | Королевский университет» .
  7. ^ «Королевская энциклопедия» . qnc.queensu.ca . Архивировано из оригинала 28 июля 2007 года.
  8. ^ «Королевская энциклопедия» . qnc.queensu.ca . Архивировано из оригинала 28 июля 2007 года.
  9. ^ Уотсон, Дж.: Философские основы религии . Глазго: Маклехоз, 1907, с. 100.
  10. ^ Уотсон, Дж.: Очерк философии. Глазго: Маклехоз, 1908, стр. 143–144.
  11. ^ Уотсон, Дж.: Христианство и идеализм (новое издание). Глазго: Маклехоз, 1897, с. 240.
  12. ^ Христианство и идеализм , стр. 256-292.
  13. ^ Очерк философии , с. 229.
  14. ^ Уолш, HH: Христианская церковь в Канаде . Торонто: Райерсон Пресс, 1956.
  15. ^ Уотсон, Дж.: Государство в мире и войне . Глазго: Маклехоз, 1919, с. 285.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 759be15e207a53df73f637cc13da5a76__1715222700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/75/76/759be15e207a53df73f637cc13da5a76.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John Watson (philosopher) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)