Оккамизм
Часть серии о |
Католическая философия |
---|
Оккамизм (или оккамизм ) — философское и богословское учение, разработанное Уильямом Оккамом (1285–1347) и его учениками, имевшее широкое распространение в XIV веке.
Оккамизм отличался от других схоластических школ по двум основным моментам: (1) существуют только индивидуумы, а не надиндивидуальные метафизические универсалии , сущности или формы (универсалии являются абстрактными продуктами разума и не имеют независимого существования); [1] и (2) редукция онтологии .
Содержание и метод [ править ]
Оккамизм подвергает сомнению физическую и аристотелевскую метафизику и, в частности, настаивает на том, что единственная реальность, доступная познанию, является интуитивной . Универсалии , существующие только в уме, [1] не имеют никакого соответствия с реальностью и являются лишь знаками, символизирующими множественность индивидов. Чем дальше мы отходим от опыта и обобщаем, тем больше мы представляем себе конституцию всеобщего, выраженного в именах. Поэтому необходимо пересмотреть логические структуры дискурса и языка, чтобы отделить знак от означаемой вещи. Критика концепции причины и субстанции, особенно со стороны Оккамиста Николая Отрекура , сводит науки к непосредственным и интуитивным способам познания.
Оккамисты, используя номиналистический метод, отделяют теологию от аристотелевских оснований, лишая их всякой возможности выступать в качестве науки и снижая уверенность в силе разума, применяемого к предполагаемым доказательствам существования Бога и любого бессмертия души . Несмотря на это, они постулировали абсолютную власть Бога объяснить случайность творений и законы природы. Божественное всемогущество также включает в себя идею о том, что Бог может постичь несуществующий объект: предвосхищение «обманчивого Бога», тему, которую Декарт использовал, утверждая достоверность cogito ergo sum . [2]
Оккамизм имел широкое влияние между 14 и 17 веками. [3] способствуя постепенному растворению схоластического аристотелизма . [4]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^α De contemptu mundi (книга 1, т. 952) сатирическое произведение Бернара Клюни , бенедиктинского монаха 12 века, который критиковал развращение мирян и церкви своего времени и упомянул номиналистическую полемику 12 века. против реальности универсалий: дискуссия, которую, согласно философской историографии, Оккамизм поднимет в XIV веке. [5] По мнению других авторов, Оккамизм не резюмирует номиналистические положения, а высказывает об универсалиях учение концептуализма . [6]
Ссылки [ править ]
- ^ Бэрд, Форрест Э.; Уолтер Кауфманн (2008). От Платона до Деррида . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл. ISBN 978-0-13-158591-1 .
- ^ Энциклопедия философии Гарзанти, там же.
- ^ Уильям Дж. Кортни, Оккам и оккамизм: исследования распространения и влияния его мысли, 9004168303, 9789004168305, 9789047443575, Brill Academic Pub., 2008.
- ^ Философский словарь Треккани (2009), там же.
- ^ В философском словаре Треккани (2009).
- ^ В Философской энциклопедии Гарзанти
Дальнейшее чтение [ править ]
- Брандейдж, Джеймс (2008). «Каноническое право в юридических школах». История средневекового канонического права в классический период . Издательство Католического университета Америки (Вильфрид Хартманн и Кеннет Пеннингтон, ред.). п. 115. ИСБН 978-0813214917 .
- Паначчо, Клод (2004). Оккам о понятиях . Олдершот: Эшгейт. ISBN 978-0-7546-3228-3 .
- Франческо Боттин , «Наука оккамистов». Наука позднего средневековья, от истоков номиналистической парадигмы до научной революции, Маджиоли, 1982.
- Уильям Дж. Куртенэ, Оккам и оккамизм. Исследования распространения и влияния его мысли , Лейден, Брилл, 2008.
- Кристиан Роде, Соавтор ответов на Оккама , Лейден, Брилл, 2016.