Иринейская теодицея
Часть серии о |
Философия религии |
---|
Указатель статей по философии религии |

Часть серии о |
Теодицея |
---|
Иринейская теодицея — христианская теодицея (ответ на проблему зла ). Он защищает вероятность существования всемогущего и всеблагого (всемогущего и любящего) Бога перед лицом очевидного зла в мире. Были предложены многочисленные варианты теодицеи, все из которых утверждают, что, пока зло существует, Бог либо не несет ответственности за создание зла, либо он не виновен в создании зла. Обычно иренейская теодицея утверждает, что мир является лучшим из всех возможных миров, поскольку он позволяет людям полностью развиваться. Большинство версий иренейской теодицеи предполагают, что творение неполно, поскольку люди еще не полностью развиты, и для такого развития необходимо пережить зло и страдания.
Богослов и философ второго века Ириней , в честь которого названа теодицея, предложил двухэтапный процесс творения, в котором для развития людям требуется свободная воля и опыт зла. Другой раннехристианский богослов, Ориген , представил ответ на проблему зла, превращающего мир в классную комнату или больницу для души; богослов Марк Скотт утверждал, что отцом такого рода теодицеи следует считать Оригена, а не Иринея. Фридрих Шлейермахер утверждал в девятнадцатом веке, что Бог обязательно должен творить безупречно, поэтому этот мир должен быть лучшим из возможных, потому что он позволяет естественным образом осуществлять цели Бога. В 1966 году философ Джон Хик обсудил сходство предыдущих теодицей, назвав их всех «иринейскими». Он поддерживал точку зрения о неполноте творения и утверждал, что мир лучше всего подходит для полного морального развития людей, поскольку он предлагает подлинный моральный выбор. Британский философ Ричард Суинберн предположил, что для того, чтобы сделать свободный моральный выбор, люди должны иметь опыт последствий своих собственных действий и что естественное зло должно существовать, чтобы обеспечить такой выбор.
Развитие теологии процесса бросило вызов иринейской традиции, уча, что Бог, использующий страдания в своих целях, был бы аморальным. Защита свободы воли философа двадцатого века Элвина Плантинги утверждает, что, хотя это, возможно, лучший мир, который Бог мог создать, возможности Бога были ограничены необходимостью допустить свободу воли. Окончательный ответ Элвина Плантинги на проблему зла заключается в том, что это не проблема, которую можно решить. Христиане просто не могут утверждать, что знают ответ на вопрос «Почему?» Плантинга подчеркивает, что именно поэтому он предлагает не теодицею, а лишь защиту теистической веры как рациональной перед лицом вопросов, оставшихся без ответа. [1] Д. З. Филлипс и Федор Достоевский бросили вызов инструментальному использованию страдания, полагая, что любовь не может быть выражена через страдание. Однако Достоевский также утверждает, что красота любви очевидна в том, что любовь может продолжать расти, противостоять и преодолевать даже самые злые поступки. Майкл Тули утверждал, что масштабы страданий чрезмерны и в некоторых случаях не могут привести к моральному развитию. Французский богослов Анри Блошер раскритиковал универсализм Хика, утверждая, что такая точка зрения отрицает свободу воли, которая была не менее важна для теодицеи.
Контур
[ редактировать ]Иринейская теодицея была впервые определена как форма теодицеи Джоном Хиком в книге «Зло и Бог любви» , написанной в 1966 году. По Августину, люди были созданы совершенными, но пали, и после этого продолжали делать плохой выбор по своей собственной воле. По мнению Иринея, люди не были созданы совершенными, а вместо этого должны постоянно стремиться приближаться к этому. [2] Иринейская теодицея отличается признанием того, что Бог несет ответственность за зло, но что он не виноват, поскольку это необходимо для большего блага. [3]
Ключевые моменты теодицеи создания души начинаются с ее метафизической основы: «(1) Целью Бога при создании мира было создание души для рациональных моральных агентов». [4] (2) Люди выбирают свою реакцию на процесс создания души, тем самым развивая моральный облик. (3) Для этого необходимо, чтобы Бог оставался сокрытым, иначе свобода воли будет поставлена под угрозу. (4) Эта сокрытость частично создается присутствием зла в мире. (5) Расстояние до Бога делает возможной моральную свободу, а наличие препятствий делает возможной осмысленную борьбу. (6) Конечным результатом существ, завершающих процесс создания души, является «благо такой превосходящей ценности», что оно оправдывает средства. (7) Те, кто завершит процесс, будут допущены в Царство Божие, где зла больше не будет. [4] Хик утверждает, что для того, чтобы страдание имело ценность для создания души, «человеческие усилия и развитие должны присутствовать на каждом этапе существования, включая загробную жизнь». [5] [6]
Доказательная проблема зла
[ редактировать ]Иринейская теодицея является ответом на доказательную проблему зла , которая поднимает проблему того, что, если всемогущий и всеблагой (всемогущий и совершенно любящий) Бог существует, в мире не должно быть зла. Признаки зла в мире сделали бы существование Бога невероятным. [7] Теодицея пытается продемонстрировать, что существование Бога остается вероятным, несмотря на возникновение зла. [8]
Создание и развитие человека
[ редактировать ]Согласно иринейской традиции, человек создан не совершенным, а в состоянии несовершенства. [9] Теодицея учит, что творение состоит из двух этапов: люди сначала были созданы по образу Божьему, а затем будут созданы по подобию Бога. Люди несовершенны, потому что вторая стадия не завершена, что влечет за собой еще не реализованный потенциал человека для достижения совершенства. Чтобы достичь этого подобия Божию, люди должны быть очищены и развиты. [10] Теодицея предполагает, что зло и страдания существуют в мире, потому что это лучший способ развития человека. Таким образом, иринейскую теодицею иногда называют «теодицеей, создающей души», фраза, взятая у поэта Джона Китса . [9]
Величайший возможный мир
[ редактировать ]Типичным для вариаций иренейской теодицеи является представление о том, что нынешний мир — это величайший из возможных миров или лучший из всех возможных миров . [11] Это основано на иринейской идее человеческого развития, предполагающей, что лучший из возможных мир лучше всего подходит для человеческого развития: мир, содержащий зло и страдания, позволит развитие лучше, чем тот, который этого не делает, поэтому мир считается лучшим возможным миром. . [12]
Разработка
[ редактировать ]
Ириней
[ редактировать ]По мнению ее сторонников, философ второго века Ириней разработал теодицею, основанную на идее о том, что сотворение человека все еще продолжается. [13] Он предположил, что творение состоит из двух отдельных частей: сначала по образу Божию , затем по подобию Божию. Ириней считал, что первая стадия завершена, но вторая стадия требует, чтобы люди развивались и становились подобием Бога, и эта стадия, по мнению Иринея, все еще продолжается. Он считал, что для достижения нравственного совершенства людям должна быть предоставлена свобода выбора с реальной возможностью выбора творить зло. [14] Ириней утверждал, что для того, чтобы люди имели свободную волю, Бог должен находиться на эпистемическом расстоянии (или интеллектуальном расстоянии) от людей, достаточно далеком, чтобы вера в Бога оставалась свободным выбором. [15] Как сказал Ириней, «нет принуждения у Бога, но благоволение [к нам] пребывает у Него постоянно». [16]
Поскольку Ириней видел цель мира в развитии моральных качеств людей, он считал, что хороший мир лучше всего подходит для этой цели. Ириней считал, что этот мир будет включать в себя некоторые страдания и зло, чтобы помочь людям приблизиться к Богу. Он воспринял заявление Бога в Книге Бытия о том, что его творение было благим, как означающее, что мир пригоден для своей цели, а не свободен от страданий. [14] Чтобы проиллюстрировать пользу страданий, Ириней привел библейский пример Ионы из Книги Ионы . Его страдания, когда он был проглочен китом, позволили осуществить Божий план, а также приблизили Иону к Богу: в конечном итоге Иона раскаялся в своем грехе, и жители Ниневии обратились к Богу. Как сказал Ириней: «Ибо, как Он терпеливо позволил Ионе быть проглоченным китом, не для того, чтобы тот был поглощен и погиб совсем, но чтобы, будучи снова изгнан, он мог более покориться Богу и прославить Тем более, что Он даровал ему столь неожиданное избавление и мог привести ниневитян к прочному покаянию, чтобы они обратились к Господу, Который избавит их от смерти». [17]
Иринея Эсхатология основывалась на буквальном толковании Библии, особенно Книги Откровения . [18] Он считал, что пройдет 6000 лет страданий, прежде чем мир погибнет в огненной чистке. Этот огонь очистит верующих перед появлением нового человеческого сообщества, существующего в Новом Иерусалиме . [19] Загробная жизнь, как предположил Ириней, больше сосредоточена на времени, чем на пространстве; он с нетерпением ждал того времени, когда люди полностью разовьются и будут жить жизнью Бога. [20]
Источник
[ редактировать ]Раннехристианский богослов Ориген также считал страдания необходимыми для развития человека. Богослов Марк Скотт утверждал, что теодицея Джона Хика более тесно связана с верованиями Оригена, чем убеждения Иринея, и ее следует называть «оригеновской теодицеей». Ориген использовал две метафоры мира: это школа и больница для душ с Богом как Учителем и Врачом, в которых страдание играет как воспитательную, так и целительную роль. Через аллегорическое прочтение Исхода и книг Соломона Ориген представляет человеческое развитие как движение через ряд стадий, происходящих в этой жизни и после смерти. Ориген считал, что все люди в конечном итоге достигнут небес, что является логическим заключением того, что Бог является «всем во всем». Ад – это метафора очищения наших душ: наша греховная природа попадает в «Ад», а наша изначальная природа, созданная Богом, попадает в рай. Скотт утверждает, что важные аспекты теологии Оригена означают, что между ней и теодицеей Хика существует более сильное продолжение. Эти аспекты представляют собой аллегорическую трактовку Оригена. Адам и Ева , представление мира как больницы или школьной комнаты, прогресс, который он защищает, человеческой души и его универсализм. [21]
Фридрих Шлейермахер
[ редактировать ]В начале 19 века Фридрих Шлейермахер написал «Речи и христианскую веру» , предложив теодицею, которую Джон Хик позже определил как иринейскую по своей природе. Шлейермахер начал свою теодицею с утверждения, что Бог всемогущ и великодушен, и пришел к выводу, что благодаря этому «Бог творит безупречно». Он предположил, что было бы нелогично, если бы совершенное творение пошло не так (как предположил Августин), и что зло должно было быть создано Богом по уважительной причине. [22] Шлейермахер задумал идеальный мир как мир, в котором цели Бога могут быть естественным образом достигнуты и в конечном итоге приведут к зависимости от Бога. Он рассматривал грех как препятствие зависимости человечества от Бога, утверждая, что он почти неизбежен, но приводил Иисуса как пример безгрешного человека, чье сознание Бога было беспрепятственным. [23] Эта теология привела Шлейермахера к универсализму , утверждая, что спасение каждого является волей Бога и что ни один человек не может это изменить. [24]
Если исходить из того определенного предположения, что все принадлежащие к человеческому роду в конце концов будут приняты в любовное общение со Христом, то для этого не останется ничего, кроме этого единственного божественного предопределения.
— Фридрих Шлейермахер, Христианская вера [24]
Джон Хик
[ редактировать ]Джон Хик опубликовал «Зло и Бог любви» в 1966 году, в котором разработал теодицею, основанную на работах Иринея. Хик проводил различие между теодицеей Августина, основанной на свободной воле, и теодицеей Иренея, основанной на человеческом развитии. [6] Хик сформулировал свою теодицею как попытку ответить на проблему зла в свете научного развития, такого как теория эволюции Дарвина , и как альтернативу традиционно принятой теодицее Августина . [25] Отвергая идею о том, что люди были созданы совершенными, а затем отпали от совершенства , Хик вместо этого утверждал, что люди все еще находятся в процессе творения. [26] , он интерпретировал Падение человека , описанное в книге Бытия как мифологическое описание современного состояния человечества. [27]
Хик использовал идею Иринея о двухэтапном творении и поддержал веру в то, что второй этап, создание по подобию Бога, все еще продолжается. Он утверждал, что быть созданным по образу Божьему означает иметь потенциал познания Бога и взаимоотношений с ним; это исполняется, когда творение по подобию Божию завершено. Человечество в настоящее время существует по образу Божию и развивается в духовную зрелость. [28] Хик предположил, что человеческая мораль развивается через опыт зла, и утверждал, что люди могут познать Бога, но только если они захотят сделать это по своей собственной свободной воле. [27] Хик признает, что некоторые страдания, похоже, не служат никакой конструктивной цели, а вместо этого просто наносят вред человеку. Хик оправдывает это, апеллируя к понятию тайны. Он утверждает, что, если бы страдание всегда было полезно для людей, у людей было бы невозможно развить сострадание или сочувствие, потому что мы знали бы, что тот, кто страдает, обязательно получит от этого пользу. Однако, если в страдании есть элемент тайны, например, некоторые люди страдают без пользы, это позволяет проявиться чувствам сострадания и сочувствия. [29]
Ценность, которую Хик придавал свободе воли, была результатом его веры в то, что она необходима для настоящей любви: он считал, что любовь, которая не выбрана свободно, бесполезна. По-настоящему любящий Бог, утверждал он, создал бы людей со свободной волей. Хик считал, что Бог может создать существ, которые всегда будут свободно выбирать делать добро, но утверждал, что подлинные отношения требуют возможности быть отвергнутыми. [30] Представление Иринея о людях, существующих на «эпистемическом расстоянии» от Бога, также повлияло на Хика, поскольку оно обеспечивало свободный выбор веры в Бога. [27] Хик утверждал, что мир без боли и страданий помешает нравственному развитию; такой мир не будет иметь фиксированной структуры или будет иметь структуру, подверженную божественному вмешательству, предотвращающему причинение людям какого-либо вреда. Хик утверждал, что это лишит людей возможности помогать или вредить друг другу, лишая их морального выбора и тем самым препятствуя моральному развитию. [31]
Природа его теодицеи потребовала от Хика предложить эсхатологию , в которой люди полностью морально развиты. Он предложил универсалистскую теорию, утверждая, что все люди в конечном итоге достигнут рая. Хик считал, что вечный ад не принесет никакой пользы или цели, поскольку он сделает любое моральное развитие несущественным. Вечные страдания ада невозможно объяснить с точки зрения человеческого развития, поэтому Хик отверг их. Несмотря на это, он не отвергал существование ада напрямую, поскольку это могло сделать моральную жизнь в этой жизни неактуальной. Скорее, он утверждал, что ад существует как мифологическая концепция и как предупреждение о важности этой жизни. [32]
Ричард Суинберн
[ редактировать ]Британский философ Ричард Суинберн предложил версию иренейской теодицеи, основанную на его либертарианском взгляде на свободу воли, на взгляде, согласно которому свободные действия человека не вызываются каким-либо внешним фактором. [33] Он утверждал, что для того, чтобы люди могли принимать свободные моральные решения, они должны осознавать последствия таких решений. Знание этих последствий должно быть основано на опыте: Суинберн отверг идею о том, что Бог может насаждать такое знание, утверждая, что люди поставят под сомнение его достоверность. [34] Суинберн утверждал, что люди должны иметь непосредственный опыт естественного зла, чтобы понять последствия морального зла, и что для того, чтобы Бог дал людям моральную свободу воли, он должен позволить человеческим страданиям. [35] Суинберн рассматривал ад как отделение от Бога, отвергая идею вечного физического наказания. [36] и утверждал, что люди, которые решили отвергнуть Бога на протяжении всей своей жизни, будут продолжать делать это и после смерти. [37]
Прием
[ редактировать ]Теология процесса
[ редактировать ]
Развитие богословия процесса бросило вызов иринейской теодицее. Доктрина предполагает, что Бог великодушен, но предполагает, что его сила ограничивается убеждением, а не принуждением, и поэтому не может предотвратить возникновение определенных злых событий. [38] Теология процесса признает косвенную ответственность Бога за зло, но утверждает, что Он невиновен и делает все, что в его силах, для достижения добра. [39] В своем введении в теологию процесса К. Роберт Мелс утверждал, что, хотя страдание иногда приносит пользу, не все страдания ценны и что большинство из них приносит больше вреда, чем пользы. [40] Теолог процесса Дэвид Гриффин оспаривал «полезность создания душ». Он утверждал, что иринейская теодицея предполагает, что Бог причиняет боль ради своих собственных целей, что Гриффин считал аморальным. [41]
ДЗ Филлипс
[ редактировать ]Философ Дьюи Софония Филлипс опубликовал «Проблему зла и проблему Бога» в 2004 году, бросив вызов иринейской теодицее. На протяжении всей своей работы Филлипс утверждал, что люди неспособны полностью понять Бога, и представил понимание морального разнообразия человеческого существования. [42] Что касается страданий Холокоста , он отверг любую теодицею, которая представляет страдания как инструмент, утверждая, что такие страдания не могут быть оправданы, независимо от какого-либо блага, которое из них вытекает. [43] Эдвард Фезер , католический философ, вспоминает, что Д. З. Филлипс критиковал иринейскую теодицею на своих занятиях, резюмируя ее суть так: «Вот, немного рака должно помочь вам закалить!» [44]
Дж. Стэнли Кейн утверждает, что человеческий характер можно развивать непосредственно конструктивными и заботливыми способами любви, и неясно, почему Бог считает или допускает зло и страдания как необходимые или предпочтительные пути духовного роста. [4] [45] : 376–379 Хик отвечает, что «...тот, кто достиг добра, встретив и в конечном итоге преодолев искушение и, таким образом, сделав правильный ответственный выбор в конкретных ситуациях, хорош в более богатом и более ценном смысле, чем тот, кто был создан ab initio в состоянии либо невиновности, либо добродетели. характер, который возникает в результате вложения дорогостоящих личных усилий». [45] : 255
Однако добродетели, определенные как результат «сотворения души», могут оказаться ценными только в мире, где уже существуют зло и страдания. Например, готовность пожертвовать собой, чтобы спасти других от преследований, добродетельна, потому что преследования существуют. Точно так же готовность пожертвовать свою еду тем, кто голодает, ценна, потому что голод существует. Если бы не было преследований и голода, не было бы оснований считать эти действия добродетельными. Если добродетели, развитые посредством сотворения души, ценны только там, где существует страдание, тогда неясно, что было бы потеряно, если бы страдания не существовало. [46] К. Роберт Месли говорит, что такая дискуссия между подлинным и кажущимся злом и добром предполагает, что такие добродетели, как благотворительность, имеют лишь инструментальную, а не внутреннюю ценность. [47]
Федор Достоевский
[ редактировать ]Русский писатель Федор Достоевский представил аналогичный аргумент в своем романе « Братья Карамазовы» . Однако это не последний аргумент, учитывая полифонический характер творчества Достоевского. В романе герой Иван Карамазов рассказывает своему брату-теисту Алеше о невероятной жестокости к невинным людям и детям. После этого Иван спрашивает брата, выберет ли он гипотетически стать архитектором вечного счастья человечества, которое возникнет, если и только если он будет истязать невинного ребенка, необходимое зло, после чего это появится вечное счастье. [48]
«Вы бы согласились быть архитектором при таких условиях? Скажите мне честно!»
— Нет, я бы не согласился, — тихо сказал Алеша.— Федор Достоевский, «Братья Карамазовы» , с. 308 [49]
Но в полифоническом по своему характеру произведении Достоевского говорится и о том, что любовь Христа ко всем людям и ко всем людям, которая является конечной позицией Алеши в романе, есть единственное добро, а перед лицом зла красота, которая спасет мир.
Майкл Тули
[ редактировать ]В своей статье в философии Интернет- энциклопедии Майкл Тули отвергает иринейскую теодицею как неудовлетворительную, утверждая, что масштабы страданий, испытываемых некоторыми людьми, чрезмерны, поддерживая точку зрения Элеоноры Стамп о том, что страдания, которые переносят люди с неизлечимыми заболеваниями, не могут быть использованы для морального развития, и чтобы такие болезни не обрушивались чаще на тех, кто кажется безнравственным или нуждается в развитии. Он также бросил вызов страданиям животных и маленьких детей. Ни один из этих случаев страдания не служит никакой полезной цели, поскольку не может вести к нравственному развитию. Наконец, он задался вопросом, является ли нынешняя Вселенная лучшим возможным миром для морального развития людей. Приводя примеры тех, кто умирает молодым, и тех, кто испытывает слишком сильную боль, чтобы учиться на ней, а также людей, которые слишком мало страдают, чтобы чему-либо научиться, он предполагает, что этот мир не идеально подходит для человеческого развития. [50]
Иринейской теодицее бросает вызов утверждение, что многие пороки не способствуют духовному росту, а вместо этого могут быть разрушительными для человеческого духа. Хик признает, что в нашем мире этот процесс часто терпит неудачу. [45] Ужасающие страдания часто приводят к дегуманизации, а их жертвы становятся злыми, ожесточенными, мстительными и духовно хуже. [51] Тем не менее, жизненные кризисы являются катализатором перемен, которые часто бывают положительными. [52] Неврологи Брайан Колб и Брюс Векслер указывают, что это связано с пластичностью мозга. Мозг очень пластичен в детстве, но становится менее пластичным к взрослой жизни, когда развитие завершается. После этого мозг сопротивляется изменениям. [53] : 5–9 Нейроны мозга могут производить постоянные изменения только «при подходящих условиях», поскольку развитие мозга зависит от получаемой им стимуляции. [54] : 7 [53] : 13 Когда мозг получает мощный стимул, который вызывают такие переживания, как тяжелая утрата, опасная для жизни болезнь и другие глубоко болезненные переживания, начинается длительная и трудная внутренняя борьба, в ходе которой человек полностью пересматривает свою самооценку и восприятие реальности, изменяет неврологические структуры. . [53] : 6–7 [55] : 4 В литературе упоминаются поворотные моменты, [56] определяющие моменты, [57] суровые моменты, [58] и события, меняющие жизнь. [59] Это опыт, который формирует катализатор в жизни человека, благодаря чему он лично трансформируется, часто появляясь с чувством обучения, силы и роста, что дает ему возможность идти разными путями, чем он бы пошел в противном случае. [55] : 2
Анри Блошер
[ редактировать ]Французский теолог Анри Блошер раскритиковал универсализм теории Джона Хика. Блохер утверждал, что универсализм противоречит свободе воли, которая жизненно важна для иринейской теодицеи, потому что, если каждый получит спасение, люди не смогут отказаться от Бога. Хик действительно пытался решить эту проблему: он утверждал, что свободное действие - это действие, которое отражает характер человека, и что люди были созданы с «предвзятостью к Богу», поэтому выбрали бы спасение. Блохер предположил, что Хик должен затем принять определенный уровень детерминизма , хотя и не до конца. [60]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Плантинга, Элвин (6 декабря 2012 г.). Томберлин, Х.; Томберлин, Джеймс Э.; ван Инваген, П. (ред.). Элвин Плантинга «Автопрофиль» . Спрингер Нидерланды. п. 33. ISBN 9789400952232 .
- ^ Свендсен, Ларс Фр. Х. (2010). Философия зла . Архивное издательство Далки. п. 51. ИСБН 9781564785718 .
- ^ Свендсен и Пирс 2010, стр. 15.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кейн, Дж. Стэнли (1975). «Провал теодицеи, создающей души» . Международный журнал философии религии . 6 (1): 1–22. дои : 10.1007/BF00136996 . JSTOR 40021034 . S2CID 170214854 .
- ^ Андерсон, АК (2005). «Зло и Бог повествования: четыре типа современной христианской теодицеи» . Высший богословский союз : 132, 138.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Холл 2003, с. 132
- ^ Тули, Майкл (16 сентября 2002 г.). «Проблема зла» . существенная редакция от 21 августа 2009 года . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 17 сентября 2011 г.
- ^ Свендсен 2010, стр. 43.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Свендсен и Пирс 2010, стр. 51.
- ^ Энгель, Солдан и Дюран 2004, стр. 214
- ^ Эриксен 1998, стр. 447.
- ^ Эллвуд и Аллес 2006, с. 446
- ^ Дэвис 2001, стр. 40–42
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Энгель, Солдан и Дюран 2007, с. 214
- ^ Дэвис 2001, стр.41
- ^ «Ириней, против ересей (книга IV, глава 37)» .
- ^ «Ириней, против ересей (книга III, глава 20)» .
- ^ Помните, 2010 г., стр. 144.
- ^ Барбер и Невилл 2005, с. 82
- ^ Бретертон 2011, гл. 10
- ^ Скотт 2010, стр. 322-333.
- ^ Энгель и Солдан 2008, с. 213
- ^ Беннетт, Питерс, Хьюлетт и Рассел, 2008, стр. 127–128.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Холл 2003, стр. 21–22.
- ^ Гейветт 1995, с. 29
- ^ Пойман и Ри 2011, стр. 349
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Крамер, Дэвид К. (3 ноября 2009 г.). «Джон Хик (1922–)» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 6 сентября 2011 г.
- ^ Дэвис 2001, стр. 40–41
- ^ Скотт 2010, с. 320
- ^ Читам 2003, стр. 48–49.
- ^ Стамп 1999, стр. 222–227.
- ^ Холл 2003, с. 133
- ^ Литтл 2005, с. 73
- ^ Стамп 1999, с. 155
- ^ Кэмпбелл и Уилкинсон 2010, стр. 181
- ^ Холл 2003, с. 76
- ^ Холл 2003, с. 74
- ^ Мильоре 2004, с. 129
- ^ Мелсе 1993, стр. 13.
- ^ Мелсе 1993, стр. 18.
- ^ Тиселтон 2005, стр. 131–133
- ^ Уилкинсон и Кэмпбелл 2010, стр. 183
- ^ Уилкинсон и Кэмпбелл 2010, стр. 183–184
- ^ «Эдвард Фезер: Несломленный и проблема зла» . 30 декабря 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хик, Джон (1966). Зло и Бог Любви . Лондон: Макмиллан. ISBN 978-0-06-063902-0 .
- ^ Аллан, Лесли (28 июля 2015 г.). «Проблема зла» (PDF) . Рациональная сфера . Проверено 12 сентября 2018 г.
- ^ Месле, К. Роберт (1986). «Проблема подлинного зла: критика теодицеи Джона Хика» . Журнал религии . 66 (4): 413. дои : 10.1086/487442 . JSTOR 1202728 . S2CID 170193070 .
- ^ Эйтфилд 2006, с. 137
- ^ Барнхарт 2550, с. 25
- ^ Тули, Майкл (16 сентября 2002 г.). «Проблема зла» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 12 февраля 2012 г.
- ^ Никола Хоггард Криган (2013). Страдания животных и проблема зла . Издательство Оксфордского университета. п. 185 со сноской 3. ISBN. 978-0-19-993184-2 .
- ^ Тедески, Ричард Г.; Парк, Кристал Л.; Калхун, Лоуренс Г., ред. (1998). Посттравматический рост: позитивные изменения после кризиса . Рутледж. стр. 99, 117. ISBN. 9781135689803 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Векслер, Брюс Э. (2008). Мозг и культура Нейробиология, идеология и социальные изменения . МТИ Пресс. ISBN 9780262265140 .
- ^ Колб, Брайан (2013). Пластичность мозга и поведение . Психология Пресс. ISBN 9781134784141 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Горовиц, Д.С.; Ван Иден, Р. (2015). «Изучение знаний, полученных в результате каталитического опыта в контексте лидерства» . SA Journal of Human Resource Management/SA Tydskrif vir Menslikehulpbronbestuur . 13 (1).
- ^ Макадамс, Дэн П. (2013). Искупительное «Я»: истории, которыми живут американцы (пересмотренное и расширенное издание). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199969760 .
- ^ Бадаракко младший, Джозеф Л. (2016). Определение моментов, когда менеджеры должны выбирать между правильным и правильным . Harvard Business Review Press. ISBN 9781633692404 .
- ^ Беннис, Уоррен Г.; Томас, Роберт Дж. (2002). Компьютерщики и чудаки: как эпоха, ценности и определяющие моменты формируют лидеров - Как трудные времена формируют хороших лидеров . Издательство Гарвардской школы бизнеса.
- ^ Бояцис, Ричард Э.; Макки, Энни (2005). Резонансное лидерство: обновление себя и связь с другими посредством осознанности, надежды и сострадания (иллюстрированное издание). Гарвардская деловая пресса. ISBN 9781591395638 .
- ^ Блохер 2005, с. 52
Библиография
[ редактировать ]- Аллес, Грегори; Эллвуд, Роберт (2006). Энциклопедия мировых религий . Издательство информационной базы. ISBN 978-0-8160-6141-9 .
- Аттфилд, Робин (2006). Творение, эволюция и смысл . Издательство Эшгейт. ISBN 978-0-7546-0475-4 .
- Барнхарт, Джо (2005). Полифонический талант Достоевского . Университетское издательство Америки. ISBN 978-0-7618-3097-9 .
- Беннетт, Гаймон; Питерс, Тед; Хьюлетт, Мартинес Дж.; Рассел, Роберт Джон (2008). Эволюция зла . Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3-525-56979-5 .
- Блошер, Анри (2005). Зло и крест: аналитический взгляд на проблему боли . Крегель академик. ISBN 978-0-8254-2076-4 .
- Бретертон, Люк (2011). Христианство и современная политика: условия и возможности верного свидетельства . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-5769-1 .
- Кэмпбелл, Хью; Уилкинсон, Майкл (2010). Философия религии: Введение . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 978-1-4411-6773-6 .
- Кэнфилд, Джон В. (1997). Философия англоязычного мира в ХХ веке: смысл, знание и ценность, Часть 2 . Том. 10 из истории философии Рутледжа. Рутледж. ISBN 978-0-415-05605-2 .
- Читам, Дэвид (2003). Джон Хик: критическое введение и размышления . Издательство Эшгейт. ISBN 978-0-7546-1599-6 .
- Коттингем, Джон (1996). Западная философия: антология . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0-631-18627-4 .
- Дэвис, Стивен Т. (2001). Встреча со злом: живые варианты в теодицее . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22251-2 .
- Энгель, С. Моррис; Солдан, Анжелика; Дюран, Кевин (2007). Изучение философии . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-7425-4892-3 .
- Эриксон, Миллард (1998). Христианская теология . Бейкер Академик. ISBN 978-0-8010-2182-4 .
- Гейветт, Р. Дуглас (1995). Зло и доказательства существования Бога: вызов теодицеи Джона Хика . Издательство Университета Темпл. стр. 151–169. ISBN 978-1-56639-397-3 .
- Холл, Линдси (2003). Ад Суинберна и универсализм Хика: свободны ли мы отвергнуть Бога? . Издательство Эшгейт. ISBN 978-0-7546-3400-3 .
- Хик, Джон (2010). Зло и Бог Любви . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-25279-0 .
- Ириней (ок. 180). Adversus haereses (Против ересей) . из собрания доникейских отцов . Т. и Т. Кларк, Эдинбург.
- Мелс, К. Роберт (1993). Богословие процесса: базовое введение . Чалис Пресс. ISBN 978-0-8272-2945-7 .
- Литтл, Брюс Альва (2005). Теодицея творческого порядка: Бог и неоправданное зло . Университетское издательство Америки. ISBN 978-0-7618-2989-8 .
- Мильоре, Дэниел (2004). Вера, ищущая понимания: введение в христианское богословие . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2787-6 .
- Миннс, Денис (2010). Ириней: Введение . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 978-0-567-03366-6 .
- Пойман, Луи; Ри, Майкл (2011). Философия религии: Антология . Cengage Обучение. ISBN 978-1-111-30544-4 .
- Скотт, Марк С.М. (июль 2010 г.). «Страдание и создание души: переосмысление теодицеи Джона Хика». Журнал религии . 90 (3): 313–334. дои : 10.1086/651707 . JSTOR 651707 . S2CID 170899610 .
- Свендсен, Ларс Фр. Х. (2010). Философия зла . Перевод Керри А. Пирс. Архивное издательство Далки. ISBN 978-1-56478-571-8 .
- Шарма, Арвинд (2006). Первичный взгляд на философию религии . Спринге. п. 88. ИСБН 978-1-4020-5013-8 .
- Стилвелл, Гэри А. (2009). Где был Бог: зло, теодицея и современная наука . Окраина Пресс. ISBN 978-1-4327-3529-6 .
- Стамп, Элеонора (1999). Философия религии: большие вопросы . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0-631-20604-0 .
- Тиселтон, Энтони К. (2005). Краткая энциклопедия философии религии . Бейкер Академик. ISBN 978-0-8010-3120-5 .
- Вермеер, Пол (1999). Обучение теодицее: проблема зла и практика религиозного образования . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-11650-4 .