Jump to content

Теодицея и Библия

Связь теодицеи и Библии имеет решающее значение для понимания авраамической теодицеи , потому что Библия «оказывала, как теоретически, так и фактически, доминирующее влияние на идеи о Боге и зле в западном мире». [1] Теодицея в своей наиболее распространенной форме — это попытка ответить на вопрос, почему добрый Бог допускает проявление зла . Теодицея пытается решить проблему очевидности зла путем примирения традиционных божественных характеристик всеблагости и всемогущества , в их абсолютной или относительной форме, с возникновением зла или страданий в мире. [2]

Теодицея — это «чрезвычайно неотложная» и «постоянная забота» «вся Библии». [3] Библия поднимает проблему теодицеи, изображая Бога как творящего зло, а также рассказывая о людях, которые подвергают сомнению благость Бога своими гневными обвинениями. Однако Библия «не содержит всеобъемлющей теодицеи». [4]

Наиболее распространенной теодицеей является теодицея свободной воли , которая возлагает вину за все моральное зло и некоторые естественные зла на неправильное использование человечеством своей свободной воли . [5] [6]

Бог и зло в Библии

[ редактировать ]

Барри Уитни объясняет, почему теодицея важна для тех, кто верит в библейского Бога, когда он отмечает, что «именно верующий в Бога в большей степени, чем скептик, вынужден смириться с проблемой зла». [7]

Библеист Вальтер Брюггеманн отмечает, что «теодицея является постоянной заботой всей Библии». [8] [9] и он описывает теодицею с библейской точки зрения как предмет, который «касается вопроса о Божьей благости и силе в мире, который явно отмечен беспорядком и злом». [10] Библия вызывает необходимость теодицеи своими обвинениями против Бога в сочетании с выражениями гнева на Бога, и то и другое ставит под сомнение праведность Бога. [11]

Библия содержит множество примеров того, как Бог причиняет зло, как в форме морального зла, являющегося результатом «греховных наклонностей человека», так и физического зла в виде страданий. [12] Эти два библейских использования слова зло соответствуют . » определениям этого слова в Оксфордском словаре английского языка как (а) «моральное зло» и (б) «дискомфорт, боль или неприятности [13] Библия иногда изображает Бога причиняющим зло в самом общем смысле. [14]

В других случаях слово зло относится к страданию. Страдания являются результатом либо (а) «морального» зла, вызванного человеческой волей, либо (б) «физического» зла, непосредственно вызванного природой». [15] Библия изображает Бога причиняющим зло в обоих смыслах, потому что ее авторы «считали Бога конечной причиной зла». [16] Библия содержит примеры страданий, причиняемых природой, приписываемых Богу. [17] а также примеры страданий, причиненных людьми, приписываемых Богу. [18]

Библейские ответы на зло

[ редактировать ]

Тайрон Инбоди утверждает, что «библейской теодицеи не существует». Однако Inbody отмечает, что Библия предлагает «различные решения» вопросов о Боге и зле человеческих страданий. [19] Эти «различные решения» причин страданий и других зол изложены в библейских «ответах» (Джеймс Креншоу). [20] или «приближается» ( Дэниел Дж. Харрингтон ) [21] или «ответы» ( Барт Эрман ) [22] ко злу, которое определили эти библеисты. Эти ученые видят ряд ответов, включая наказание за грех, обучение или испытание, или средства для достижения большего блага. [23]

Грегори Бойд , высоко оценивая «разъяснение различных библейских мотивов, объясняющих, почему мы страдаем, продолжает предупреждать, что «ни один из этих мотивов не претендует на роль всеобъемлющей теодицеи». [24] Соглашаясь с Бойдом, Милтон Крам отмечает, что, хотя такие библейские отрывки могут облегчить бремя страданий, специальные интерпретации зла не дают полной теодицеи. [25] Н. Т. Райт «напоминает нам», что «писания разочаровывают непрямыми и неполными ответами на вопросы теодицеи». [26]

Девтерономическое «теодическое поселение»

[ редактировать ]

Брюггеманн отмечает, что, хотя различные библейские книги не согласны с теодицеей, в библейской Книге Второзакония было временное «теодическое урегулирование». [27]

«Теодическое урегулирование» в Книге Второзакония трактует все скорби как справедливое наказание за грех, то есть как возмездие. Брюггеман определяет «теологическое понятие возмездия» как «предположение или убежденность в том, что мир устроен Богом так, что каждый получает справедливый результат в виде вознаграждения или наказания, соразмерного его или ее поведению». Брюггеманн указывает на Псалом Первый как на краткое изложение этой теодицеи возмездия: «Господь хранит путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Псалом 1:6). [28] [29]

Второзаконие подробно описывает свое «теодическое урегулирование» в главе 28. Второй стих обещает, что «благословения придут на тебя и постигнут тебя, если ты будешь послушен Господу Богу твоему». За этим общим обещанием благословений следует длинный список из четырнадцати конкретных благословений. Но, с другой стороны, пятнадцатый стих предупреждает, что «если не послушаешься Господа Бога твоего..., проклятия падут на тебя». За этим общим предупреждением о проклятиях следует список из пятидесяти четырех конкретных проклятий, каждое из которых соответствует библейскому использованию слова « зло» . [30]

В теодическом урегулировании Второзаконного возмездия любое зло («проклятия»), от которого страдали люди, интерпретировалось как справедливое возмездие, назначенное справедливым Богом. Однако, по крайней мере, еще в начале VI века до нашей эры Иеремия утверждал, что теодицея возмездия противоречит действительности. Иеремия упрекал Бога за то, что он наделил нечестивых процветанием: «Почему путь нечестивых благоденствует? Почему все вероломные процветают? Вы насаждаете их, и они укореняются». [31]

В Евангелии от Иоанна 9:1–34 Иисус отвергает это «теодическое урегулирование», объясняя, что «не согрешил ни [слепой] человек, ни его родители [причинили его немощь]; но это было для того, чтобы дела Божии могли проявиться в нем». [32]

Книга Иова

[ редактировать ]

Брюггеманн рассматривает библейскую Книгу Иова как яркий пример «вновь озвученных теодических вызовов» «старому [Второзаконному] теодическому урегулированию». [33] Иов «был непорок и честен, боялся Бога и удалялся от зла». [34] но тем не менее он претерпел «все зло, какое навел на него Господь». [35] Посреди своих страданий Иов открыто противоречил теодическому постановлению Второзакония: «Все едино; поэтому я говорю: [Бог] истребляет и непорочных, и нечестивых». [36]

Иов не только бросил вызов девтерономическому теодическому урегулированию фактом своих собственных невинных страданий и явным противоречием ветхого урегулирования, он задавал Богу вопрос: «Почему нечестивые живут, достигают старости и становятся могущественными в силе?» [37] Брюггеман осуждает тот факт, что у Бога не было ответа на вопрос Иова « почему?» быть настолько важным, что «Книга Иова основывается на отказе, нежелании или неспособности [Бога] ответить» на вопрос Иова. [38] Еще хуже то, что Бог говорит о себе: [39] «...ты [сатана] настроил меня против него, чтобы погубить его без всякой причины». [40]

Брюггеманн объясняет, что «поворот», который он видит в Книге Иова, — это поворот от видения «правых» как принятия старого теодического урегулирования. Теперь, продолжает он, «возможно, то, что является «правильным», — это отказ Иова уступить, и поэтому то, что прославляется, — это весь его вызывающий аргумент… То есть, что Яхве считает «правильным», так это то, что Иов (Израиль, человечество) должен «представить законное дело» перед Богом «без робости и трусости», чтобы «перенести человеческий вопрос о справедливости в опасную зону Божьей святости». [41]

Библия и теодицея свободной воли

[ редактировать ]

Теодицея — это попытка «примирить силу и добро, приписываемые Богу, с присутствием зла в человеческом опыте». [42] Библия приписывает Богу как «силу», так и «благость». [43]

Теодицея свободной воли, впервые разработанная Августином , защищает Бога, возлагая всю вину за зло на «злоупотребление свободой воли людьми». Эта теодицея свободной воли является «возможно, самой влиятельной теодицеей, когда-либо созданной». [44] и это на данный момент "самая распространенная теодицея" [45]

Объясняя теодицею свободной воли, Ник Тракакис пишет, что «теодист свободной воли продолжает объяснять существование морального зла как следствие злоупотребления нашей свободой». Затем «теодист по свободной воле добавляет, однако, что ценность свободы воли (и благ, которые она делает возможными) настолько велика, что перевешивает риск того, что ею могут злоупотребить различными способами». [46]

Параллельно с теодицеей свободной воли Новый Библейский словарь обнаруживает, что Библия приписывает зло «злоупотреблению свободной волей». [47] Другие отметили «совместимость теодицеи свободной воли с описанием творения, описанным в книге Бытия», а также грехопадение Адама и Евы . [48] Из-за совместимости теодицеи свободной воли и повествования о сотворении и падении человечества в книге Бытия «доктрина грехопадения» была охарактеризована как «по сути упражнение в создании теодицеи». [49]

Свободная воля и свобода: проблемы определения

[ редактировать ]

Два термина, «свобода» и «свободная воля», рассматриваются вместе (а) потому, что по определению «свободная воля» означает «волю», обладающую «свободой» и (б) потому что «свобода воли» является «свободой». обычно используется» как синоним слова «свобода». [50] Точно так же Роберт Кейн, писая о «то, что часто называют проблемой свободы воли или проблемой свободы воли», говорит, что «на самом деле это группа проблем или вопросов, вращающихся вокруг концепции человеческой свободы». [51]

Говоря о свободе воли, Р. К. Спроул указывает, что «в основе проблемы лежит вопрос определения свободы воли». [52] Мануал Варгас добавляет, что «не ясно, есть ли что-то конкретное, что люди имели в виду под термином «свободная воля»». [53] Из-за путаницы, возникающей, когда «определения свободы воли предполагаются без каких-либо формулировок», призывает Рэнди Алкорн, «обязательно дайте определения терминам». [54]

Виды свободы Адлера

[ редактировать ]

Мортимер Адлер признал путаницу, возникающую из-за того, что «люди имеют в виду несколько разных объектов, когда используют слово свобода ». [55] В «Идее свободы » Адлер разрешил эту путаницу, выделив «три вида свободы», которые разные авторы имеют в виду, когда используют это слово. Он называет эти три вида свободы (1) «свободой обстоятельств», (2) «естественной свободой» и (3) «приобретенной свободой». [56] «Естественная свобода» и «приобретенная свобода» имеют отношение к Библии в отношении теодицеи свободной воли.

«Естественная свобода» и Библия

[ редактировать ]

«Естественная свобода», по терминологии Адлера, — это свобода « самоопределения » относительно своих «решений или планов». Естественная свобода «(i) присуща всем людям, (ii) независимо от обстоятельств, в которых они живут, и (iii) независимо от какого-либо состояния ума или характера, которые они могут или не могут приобрести в течение своей жизни» [57]

Библеисты считают, что Библия рассматривает все человечество как обладающее «естественной свободой» воли, которая обеспечивает «самоопределение». В этом смысле этого термина ученые-библеисты говорят, что, хотя Библия не использует этот термин, она предполагает «свободную волю» человека. Например, то, что Адлер называет «естественной свободой», соответствует определению библейского понятия «свобода воли» в Вестминстерском словаре богословских терминов , а именно «свободный выбор воли, которым обладают все люди». [58] Другие ученые описывают свободу воли в Библии следующим образом:

  • Если фразу «свободная воля» понимать с моральной и психологической точки зрения как означающую силу неограниченного, спонтанного, добровольного и, следовательно, ответственного выбора, Библия везде предполагает, что все люди как таковые обладают ею, как невозрожденными, так и возрожденными. Новый библейский словарь . [59]
  • «Свобода воли ясно преподается в таких отрывках Писания, как Матфея 23:37… и в Откровении 22:17». Археология и библейская история . [60]
  • Библия предполагает, что все люди обладают «свободной волей» в смысле «способности делать осмысленный выбор», то есть «способности иметь добровольный выбор, имеющий реальные последствия». Если Бог добр . [61]
  • Мы делаем добровольный выбор, выбор, который имеет реальный эффект ... В этом смысле утверждение о том, что мы обладаем «свободной волей», безусловно, согласуется с Писанием. Библейское учение . [62]

Дебаты о «естественной свободе»

[ редактировать ]

Правильная интерпретация библейских отрывков, касающихся свободы человеческой воли, была предметом споров на протяжении большей части христианской эпохи. Дебаты Пелагия и . Августина Гиппопотама о свободе воли имели место в V веке против Аргументы Эразма Мартина Лютера в 16 веке включали разногласия по поводу свободы воли, как и дебаты арминиан против кальвинистов в конце 16 и начале 17 веков.

Дебаты о свободе воли до сих пор не решены, потому что, как отмечает Роберт Кейн, «дебаты о свободе воли сегодня более живы, чем когда-либо». [63]

«Обретенная свобода» и Библия

[ редактировать ]

«Приобретенная свобода», по терминологии Адлера, — это свобода «жить так, как [человеку] следует жить», а для того, чтобы жить так, как следует, требуется «изменение или развитие», посредством которого человек приобретает «состояние ума или характера, или личность», которую можно описать такими качествами, как «добрый, мудрый, добродетельный, праведный, святой, здоровый, здоровый, гибкий и т. д.». [64]

Таким образом, хотя Адлер приписывает каждому «естественную свободу» «самоопределения», он утверждает, что свобода «жить так, как [человеку] следует жить» должна быть приобретена путем «изменения или развития» в человеке. Новый библейский словарь находит в Библии две различные свободы: [65]

(i) «Библия повсюду предполагает», что по природе каждый обладает свободой «непринужденного, спонтанного, добровольного и, следовательно, ответственного выбора». Новый библейский словарь называет эту естественную свободу «свободной волей» в моральном и психологическом смысле этого слова.
(ii) В то же время Библия, кажется, «указывает, что ни один человек не свободен для послушания и веры, пока он не освободится от власти греха». Он еще обладает «свободой воли» в смысле добровольного выбора, но «все его добровольные выборы являются так или иначе актами служения греху», пока он не обретет свободу от «господства греха». Новый библейский словарь называет эту обретенную свободу «послушания и веры» «свободной волей» в богословском смысле.

Библия дает основную причину, по которой человек должен обрести свободу «жить так, как [человеку] следует жить», когда она применяет грех Адама и Евы ко всему человечеству: «Господь увидел, что нечестие человечества велико на земле, и что всякое помышление сердца их всегда было только злом» (Бытие 6:5). Или, по мнению Павла, «непослушанием одного человека сделались многие грешниками» (Римлянам 5:19). Таким образом, Библия описывает человечество как «порабощенное грехом» (Римлянам 6:6; Иоанна 8:34). Следовательно, с точки зрения библейского мышления, необходимо обрести свободу от «порабощения греха», чтобы «жить как должно», потому что «грех» — это «неспособность жить в соответствии с заповедями Иисуса о любви к Богу и любви к ближнему». [66]

Иисус о обретенной свободе

[ редактировать ]

Иисус сказал своим слушателям, что их нужно освободить : «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики; и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанна 8:32). Но слушатели Иисуса не понимали, что он говорил не о свободе от «экономического или социального рабства». [67] поэтому они ответили: «Мы потомки Авраама и никогда не были чьими-либо рабами. Что вы имеете в виду, говоря: «Вы будете освобождены»?» (Иоанна 8:33)».

Чтобы прояснить, что он имел в виду под «освобождением», Иисус ответил им: «истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоанна 8:34). Говоря «освободиться», Иисус имел в виду «освобождение» от «рабства греху». [68] Продолжая свой ответ, Иисус добавил: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоанна 8:36). «Действительно свободный [ ontós ]» можно более буквально перевести как «по-настоящему свободный» или «действительно свободный», как это происходит в следующих переводах. [69]

  • «Если сын сделает тебя свободным, ты будешь по-настоящему свободен» (Иоанна 8:36, Библия Нового века ).
  • «Итак, если Сын освободит вас, то будете истинно свободны» (Иоанна 8:36, перевод Дарби ).

В отрывке от Иоанна 8:32–36 Иисус учил, что «те, кто грешат, являются рабами своего греха, осознают они это или нет» и «они не могут избавиться от своего греха». [70] Свободу быть «истинно свободным» или «действительно свободным» нужно было обрести, став свободным благодаря «истине» (имя Иисуса, данное Иоанном в 14:6). Таким образом, Иисус охарактеризовал обретение «истинной свободы» как свободу от «рабства греха». В то же время Библия утверждает, что это свобода для праведной жизни, потому что «с самого начала народ Божий был научен, что альтернативой рабству является не свобода в каком-то абстрактном смысле, а свобода служить Господу ». [71]

Павел о обретенной свободе

[ редактировать ]

Когда Новый библейский словарь говорит о естественном состоянии человечества, что «все его добровольные решения являются так или иначе актами служения греху», он ссылается на Римлянам 6:17–22. [72] В этом отрывке Павел изображает естественное человеческое состояние как «рабов греха». Чтобы «освободиться от греха», Павел сказал своим читателям, что они должны «стать рабами праведности».

Что касается превращения из «рабов греха» в «рабов праведности», Дуглас Дж. Му комментирует, что Павел использует образ рабства, чтобы сказать, что «привязанность к Богу и Его воле позволяет человеку стать «свободным»». – в смысле свободы «быть тем, кем Бог хочет, чтобы этот человек был». Образ рабства подчеркивает, как говорит Му, что Павел имеет в виду «не свободу делать то, что хочешь, а свободу повиноваться Богу» и что послушание совершается «добровольно, с радостью, естественно», а не принуждением, как с буквальными рабами. [73]

Падение и свобода воли

[ редактировать ]

Грехопадение (иногда строчные буквы) в богословском использовании означает «впадение людей в состояние естественной или врожденной греховности из-за греха Адама и Евы». [74] История Падения рассказана в Бытие 3:1–7.

Студенческий библейский словарь Нельсона описывает «падение» как «непослушание и грех Адама и Евы, которые заставили их утратить состояние невинности, в котором они были созданы. Это событие повергло их и все человечество в состояние греха и разложения. " [75] Краткий богословский словарь дает аналогичное описание грехопадения. В своем падении Адам и Ева «не повиновались Богу и потеряли свое невинное, идеальное существование» и «принесли в мир нравственное зло». [76]

Библия свидетельствует о пагубном воздействии Падения на все человечество. Вскоре после Падения «Господь увидел, что нечестие человечества велико на земле, и что всякое помышление сердца их всегда было только злом» (Бытие 6:5). Или, по мнению Павла, «грех вошел в мир через одного человека» и «непослушанием одного человека сделались многие грешниками» (Римлянам 5:12, 19).

Свобода воли, данная при творении

[ редактировать ]

посвященном творению Бога, Адаму и Еве, В «Словаре библейского богословия» Бейкера, говорится, что «творение достигает кульминации благодаря людям, обладающим волей, которая может выбирать: подчиняться или не подчиняться». [77] В «Книге Экклезиастика» , которую церкви допротестантской Реформации считают частью Библии , но которую протестанты относят к апокрифам , прямо названа свобода воли как элемент Божьего творения: Бог «сотворил человечество в начале и оставил его в власть своего свободного выбора» (Екклезиастик 15:14). [78]

Свобода воли не дана при творении

[ редактировать ]

Адам и Ева были созданы со «свободной волей», то есть «способностью выбирать добро или зло». [79] Падение свидетельствует о том, что Адам и Ева не были созданы со свободой, которую Павел называет «рабами праведности» (Римлянам 6:18): фраза, которая означает «свободу подчиняться Богу – охотно, с радостью, естественно». [80]

Критики теодицеи свободной воли считают, что она «терпит неудачу», потому что «Бог мог бы создать свободных агентов, не рискуя привнести в мир моральное зло. Нет ничего логически противоречивого в том, что свободный агент всегда выбирает добро». [81] Связывая сотворение Богом Адама и Евы и грехопадение с теодицеей, Дж. Л. Маки утверждает, что «для [Бога] была открыта явно лучшая возможность создания существ, которые действовали бы свободно, но всегда поступали правильно». И, добавляет Маки, «очевидно, что неспособность [Бога] воспользоваться этой возможностью несовместима с тем, что Он одновременно всемогущ и полностью добр». [82]

Бог и моральное зло

[ редактировать ]

Теодицея свободной воли оправдывает Бога, приписывая все зло «злым действиям свободной воли человека». [83] В то же время Библия учит, что Бог «управляет сердцами и поступками всех людей». [84] Библия содержит множество изображений Бога, управляющего «сердцами и действиями» во зло. Ниже приведены несколько примеров: [85]

  • Бог сказал: «Я ожесточу сердце [фараона], и он не отпустит народ» (Исход 4:21).
  • Исайя спросил: «Почему, Господи, Ты отклоняешь нас от путей Твоих и ожесточаешь сердце наше, чтобы мы не боялись Тебя?» (Исаия 63:17).
  • Бог сказал: «Если пророк обманывается и говорит слово, то Я, Господь, обманул того пророка» (Иезекииль 14:9).
  • Иоанн пишет, что те, кто «не верил в [Иисуса], не могли поверить», потому что, цитируя Исайю 6:10, «[Бог] ослепил им глаза и ожесточил их сердца» (Иоанна 12:37–40 абр .).
  • Бог «ожесточает сердце того, кого изберет» (Римлянам 9:18).
  • «Бог посылает [погибающим] сильное заблуждение, приводящее их к вере в ложь, и поэтому [они] будут осуждены» (2 Фессалоникийцам 2:11–12).
  • «Неверующие... преткнутся, потому что не слушаются слова, как им было предназначено [Богом] сделать» (1 Петра 2:7–8).

Теодицея нерешенная

[ редактировать ]

Существование зла в мире, по мнению Рэймонда Лама, «представляет собой серьезнейший вызов существованию всемогущего, всезнающего и вселюбящего Бога». Лам также отмечает, что «любая теодицея не бывает легкой». [86]

Что касается теодицеи и Библии, «Евангелический словарь библейского богословия» Бейкера заключает, что «Библия не отвечает на часто возникающую проблему о том, как справедливый, всемогущий и любящий Бог мог позволить злу существовать во вселенной, которую он создал». [87]

Поскольку «окончательного ответа» на теодический вопрос нет, «дебаты о теодицее продолжаются как среди верующих, так и среди неверующих», - отмечает Роберт Ф. Браун. Поэтому, добавляет Браун, «теодицея остается постоянной заботой вдумчивых религиозных приверженцев». Теодицея остается «постоянной проблемой», потому что, как сообщает Браун, «то, как божественное может быть совместимо с существованием зла в мире, до сих пор озадачивает глубоких мыслителей и обычных людей». [88]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гриффин, Дэвид (1976). Бог, Сила и Зло . Филадельфия: Вестминстер Пресс. п. 31. ISBN  0664207537 .
  2. ^ Маки, Джон «Зло и всемогущество», Mind , New Series, Vol. 64, № 254. (апрель 1955 г.), стр. 200–12, включено в «Философия религии» , изд. Бэзил Митчелл (Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1971), стр. 92 и на сайте http://www.ditext.com/mackie/evil.html . По состоянию на 27 сентября 2015 г. Маки говорит, что «в своей простейшей форме [теодическая] проблема такова: Бог всемогущ; Бог полностью добр; и все же зло существует».
  3. ^ Энтони Дж. Тамбаско, изд. (2002). Библия о страданиях . Нью-Йорк: Паулист Пресс. п. 436. ИСБН  0809140489 .
  4. ^ Келли, Джозеф (2001). Проблема зла в западной традиции . Колледжвилл: Литургическая пресса. п. 227 . ISBN  0814651046 .
  5. ^ «Является ли свободная воля причиной, по которой Бог допускает зло и страдания» . Проверено 11 июня 2012 г.
  6. ^ Алкорн, Рэнди, «Если Бог добр: вера среди страданий и зла» (Multnomah Books, 2009), 238–50, иллюстрирует это взаимодействие с Библией в разделе «Дебаты о свободе воли», в котором рассказывается о предоставленной свободе. Адам и Ева, а также то, что Иисус и Павел говорят о свободе воли.
  7. ^ Уитни, Барри Л. (1989). «2: Решение веры и его трудности». Что они говорят о Боге и зле? . Нью-Йорк: Паулист Пресс. ISBN  0809130785 .
  8. ^ Брюггеманн, Вальтер (октябрь 1985 г.). «Теодицея в социальном измерении». Журнал для изучения Ветхого Завета . 10 (33): 3–25. дои : 10.1177/030908928501003301 . S2CID   170230506 .
  9. ^ Энтони Дж. Тамбаско, изд. (2002). Библия о страданиях . Нью-Йорк: Паулист Пресс. п. 12. ISBN  0809140489 .
  10. ^ Брюггеманн, Вальтер (2002). «Теодицея». Отголоски веры. Богословский справочник по темам Ветхого Завета . Луисвилл : Вестминстер Джон Нокс Пресс . п. 212. ИСБН  0664222315 .
  11. ^ См. Исход 5:22 , Второзаконие 29:4 , Руфь 1:20–21 , 3 Царств 17:20 , Иов 30:21 и Иеремия 4:10 , 12:1–2.
  12. ^ Джей Ди Дуглас; Ф. Ф. Брюс, ред. (1974). "Зло". Новый библейский словарь . Гранд-Рапидс: Эрдманс. ISBN  0802822827 .
  13. ^ "Зло". Оксфордский словарь английского языка (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 1989. ISBN  0198611862 .
  14. ^ См. Исайя 45:5–7 , 1 Царств 2:6–7 и Амос 3:6.
  15. ^ Ринггрен, Хельмер; Грин, Хайнц-Йозеф Фабри; перевод Дэвида Э. (2004). Дж. Йоханнес Боттервек; Хельмер Ринггрен; Хайнц-Йозеф Фабри (ред.). Богословский словарь Ветхого Завета: Том. 13, ко-ракия . пер. Дэвид Э. Грин. Гранд-Рапидс: Эрдманс. п. 567. ИСБН  0802823378 .
  16. ^ Джей Ди Дуглас; Ф. Ф. Брюс, ред. (1974). "Зло". Новый библейский словарь . Гранд-Рапидс: Эрдманс. ISBN  0802822827 .
  17. ^ См. Руфь 1:21 , Амос 4:9–10 , Исход 4:11 и Числа 11:33.
  18. ^ См. Исход 5:22–23 , Луки 22:22 , Деяния 2:23 , 4:24–28 и 1 Петра 2:7–8.
  19. ^ Инбоди, Тайрон (1997). Преображающийся Бог — интерпретация страданий и зла . Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 38 . ISBN  058528881X .
  20. ^ Креншоу, Джеймс Л. (2005). Защищая Бога . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0195140028 .
  21. ^ Харрингтон, Дэниел Дж (2000). Почему мы страдаем? . Франклин: Шид и Уорд. ISBN  1580510434 .
  22. ^ Эрман, Барт Д. (2008). Божья проблема . Нью-Йорк: HarperOne. ISBN  978-0061173974 .
  23. ^ См. Притчи 13:21 , Евреям 12:7 , 2 Коринфянам 1:8–9 , Иакова 1:2–3 . 1:12 , Откровение 2:10 и Бытие 45:5.
  24. ^ Бойд, Грег (21 мая 2008 г.). «Обзор проблемы Бога Эрмана » . Проверено 12 июня 2012 г.
  25. ^ Крам, Милтон (2008). Зло, Гнев и Бог . Ливермор: WingSpan Press. п. 107. ИСБН  978-1595942425 .
  26. ^ Харрис, Скотт (март 2008 г.). «Рецензия на книгу: Зло и справедливость Божия» . Восстановительное правосудие . Проверено 12 июня 2012 г.
  27. ^ Брюггеманн, Вальтер (1997). Богословие Ветхого Завета . Миннеаполис : Фортресс Пресс . п. 385. ИСБН  0800630874 .
  28. ^ Брюггеманн, Вальтер (1997). п. 385.
  29. ^ Брюггеманн, Вальтер (2002). п. 174. глава Теодицея.
  30. ^ Грин, июнь (июнь 2010 г.). «Благословение и проклятие» . Христианский голос . Проверено 13 июня 2012 г.
  31. ^ Иеремия 12: 1–2.
  32. ^ «Иоанна 9 НАНБ 1995» .
  33. ^ Брюггеманн, Вальтер (1997). п. 386.
  34. ^ Иов 1:1
  35. ^ Иов 42:11
  36. ^ Иов 9:22
  37. ^ Иов 21:7
  38. ^ Брюггеманн, Вальтер (1997). п. 387.
  39. ^ Де Лафайет, Максимилиан (2016). 3 самых злых, диких и обманчивых изобретения в истории. Бог, Библия и организованные религии . Моррисвилл, Северная Каролина : Lulu.com . п. 196 . ISBN  978-1365130045 .
  40. ^ Иов 2:3
  41. ^ Брюггеманн, Вальтер (1997). п. 392.
  42. ^ Браун, Деннис (2003). Руководство для студентов по религиоведению A2 для спецификации AQA . Лондон: Рейнголд. стр. 96–97. ISBN  1904226094 .
  43. ^ См. 2 Петра 1:3.
  44. ^ Браун, Деннис (2003). Руководство для студентов по религиоведению A2 для спецификации AQA . Лондон: Рейнголд. п. 97. ИСБН  1904226094 .
  45. ^ «Является ли свободная воля причиной, по которой Бог допускает зло и страдания» . Проверено 11 июня 2012 г.
  46. ^ Тракакис, Ник (31 марта 2005 г.). «Доказательная проблема зла» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 15 июня 2012 г.
  47. ^ Джей Ди Дуглас; Ф.Ф. Брюс, ред. (1974). "Зло". Новый библейский словарь . Гранд-Рапидс: Эрдманс. ISBN  0802822827 .
  48. ^ Джордан, Энн; Нил Локьер и Эдвин Тейт (2004). Философия религии: для уровня A, для OCR . Челтнем: Нельсон Торнс. п. 96. ИСБН  0748780785 .
  49. ^ Макфарланд, Ян А. (2010). В грехопадении Адама . Чичестер: Уайли-Блэквелл. п. 30. ISBN  978-1405183659 .
  50. Тед Хондерих, «Детерминизм и философия свободы – ее терминология», UCL.ac.uk , по состоянию на 7 ноября 2009 г.
  51. ^ Роберт Кейн, Значение свободы воли (Oxford University Press, США, 1998), 5.
  52. ^ Свободная воля или выбор
  53. ^ Мануэль Варгас, «Ревизионизм», в книге «Четыре взгляда на свободу воли» , Джон Мартин Фишер, Роберт Кейн, Дерк Перебум и Мануэль Варгас, 128 (Блэквелл, 2007).
  54. ^ Рэнди Алкорн, Если Бог добр: вера среди страданий и зла (Multnomah Books, 2009), 243.
  55. ^ Мортимер Джером Адлер, Как думать о великих идеях: из великих книг западной цивилизации , изд. Макс Вейсманн (Открытый суд, 2000), 163.
  56. ^ Мортимер Дж. Адлер, Идея свободы: диалектическое исследование идеи свободы , Том 1 (Doubleday, 1958).
  57. ^ Мортимер Дж. Адлер, Идея свободы: диалектическое исследование идеи свободы , Том 1 (Doubleday, 1958), 149.
  58. ^ Дональд К. МакКим, Вестминстерский словарь богословских терминов (Westminster John Knox Press, 1996). св "свободная воля".
  59. ^ Дж. Д. Дуглас, изд., Новый библейский словарь (Eerdmans, 1962), с.в. «Свобода, Раздел III. СВОБОДА ВОЛИ».
  60. ^ Джозеф П. Фри, переработанное и дополненное Говардом Фредериком Восом, Археология и библейская история (Зондерван, 1992), 83
  61. ^ Рэнди Алкорн, Если Бог добр: вера среди страданий и зла (Multnomah Books, 2009), 243.
  62. ^ Уэйн А. Грудем, Библейское учение: основные учения христианской веры , изд. Джефф Персвелл (Зондерван, 1999), 151 год.
  63. ^ Роберт Кейн, Оксфордский справочник по свободе воли , 10–11.
  64. ^ Мортимер Дж. Адлер, Идея свободы: диалектическое исследование идеи свободы , Том 1 (Doubleday, 1958), 135.
  65. ^ Дуглас, изд., Новый библейский словарь , св. «Свобода, Раздел III. Свободная воля».
  66. ^ Тед Питерс, Грех: радикальное зло в душе и обществе (Eerdmans, 1994), 8.
  67. ^ Ф.Ф. Брюс, Евангелие от Иоанна (Eerdmans,), 197.
  68. ^ Гэри М. Бердж, «Евангелие от Иоанна», в комментариях к «Библейским знаниям»: Евангелие от Иоанна, Послание к Евреям-Откровение , изд. Крейг А. Эванс (Дэвид К. Кук, 2005), 88.
  69. ^ Стронга Греческий словарь переводит ontos как «действительно» или «истинно».
  70. ^ Леон Моррис, Евангелие от Иоанна (Эрдманс, 1995), 406.
  71. ^ Евангелический словарь библейского богословия Бейкера , название «Свобода».
  72. ^ Дуглас, изд., Новый библейский словарь , св. «Свобода, Раздел III. СВОБОДА ВОЛИ».
  73. ^ Дуглас Дж. Му, Послание к римлянам (Eerdmans, 1996), 399, 402.
  74. ^ http://dictionary.reference.com/browse/fall . Архивировано 21 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
  75. ^ Рональд Ф. Янгблад, Ф. Ф. Брюс, Р. К. Харрисон, ред., Студенческий библейский словарь Нельсона: Полное руководство по пониманию библейского мира (Томас Нельсон, 2005), sv «Fall, The».
  76. ^ Джеральд О'Коллинз и Эдвард Г. Фарруджа, Краткий богословский словарь (Paulist Press, 2000). св "Падение".
  77. ^ Евангелический словарь библейского богословия Бейкера , св. «Уилл».
  78. ^ Экклезиастик (Сирах) 15:14 в различных английских переводах
  79. ^ Джек Коттрелл, Вера раз и навсегда: Библейское учение на сегодняшний день (2010 College Press, 2002), 165.
  80. ^ Дуглас Дж. Му, Послание к римлянам (Eerdmans, 1996), 399.
  81. ^ Философия религии, «Защита свободы воли», http://www.philosophyofreligion.info/arguments-for-atheism/the-problem-of-evil/the-argument-from-moral-evil/the-free- воля-защита/ , 21 октября 2009.
  82. ^ Дж. Л. Маки, «Зло и всемогущество», Mind , New Series, Vol. 64, № 254. (апрель 1955 г.), 200–12.
  83. ^ Майкл Л. Петерсон и Раймонд Дж. ВанАррагон, Современные дебаты в философии религии (Wiley-Blackwell, 2003). 7.
  84. ^ Дж. Д. Дуглас, изд., Новый библейский словарь (Eerdmans, 1962), с.в. «Провиденс».
  85. Милтон Крам цитирует семьдесят пять отрывков, иллюстрирующих «человеческое поведение, управляемое Богом» в своей книге « Зло, гнев и Бог» , 138–43.
  86. ^ Раймонд Лам, «Проблема зла и теодицеи: неклассический подход через философию Евангелий», Emergent Australasian Philosophers , выпуск 2, 2009 г., онлайн по адресу https://www.scribd.com/doc/24790170/ Проблема-Зла и Теодицеи .
  87. ^ Евангелический словарь библейского богословия Бейкера , название «Зло».
  88. ^ Эрвин Фальбуш и другие, ред., Энциклопедия христианства, том 5 , св. «Теодицея».

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 20842db21d1dc0e4f49045dcaa3b9cc3__1705089060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/c3/20842db21d1dc0e4f49045dcaa3b9cc3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theodicy and the Bible - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)