Jump to content

Бог пробелов

« Бог пробелов » — теологическая концепция, возникшая в 19 веке и вращающаяся вокруг идеи, что пробелы в научном понимании рассматриваются как признаки существования Бога . [1] [2] Эта точка зрения берет свое начало в наблюдении, что некоторые люди, часто с религиозными наклонностями, указывают на области, где наука не в состоянии объяснить природные явления, как на возможность добавить присутствие божественного творца . Сам термин был придуман в ответ на эту тенденцию. Эта теологическая точка зрения предполагает, что Бог заполняет пробелы, оставленные научными знаниями, и что эти пробелы представляют собой моменты божественного вмешательства или влияния.

Эта концепция была встречена критикой и спорами с разных сторон. Недоброжелатели утверждают, что эта точка зрения проблематична, поскольку, похоже, она опирается на пробелы в человеческом понимании и невежестве, чтобы обосновать существование Бога. Поскольку научные знания продолжают развиваться, эти пробелы имеют тенденцию сокращаться, потенциально ослабляя аргументы в пользу существования Бога. Критики утверждают, что такой подход может подорвать религиозные убеждения, предполагая, что Бог действует только в необъяснимых областях нашего понимания, оставляя мало места для божественного участия во всеобъемлющем и последовательном мировоззрении.

Перспектива «Бога пробелов» подвергалась критике за ее связь с логическими ошибками , в частности с ошибкой аргумента от невежества . Это заблуждение утверждает, что если что-то в настоящее время не объяснено наукой, то это должно быть объяснено сверхъестественной причиной. Этот тип рассуждений считается ошибочным по своей сути и не обеспечивает прочного фундамента для религиозной веры. В этом контексте некоторые теологи и ученые предположили, что более удовлетворительным подходом является рассмотрение доказательств действий Бога внутри самих природных процессов, а не полагаться на пробелы в научном понимании для подтверждения религиозных убеждений.

Происхождение термина [ править ]

В 1880-х годах Фридриха Ницше в книге «Так говорил Заратустра », часть вторая, «О священниках», говорилось, что «в каждую брешь они вкладывают свое заблуждение, свою затычку, которую они называют Богом». [3] Эта концепция, хотя и не в точной формулировке, восходит к Генри Драммонду XIX века , преподавателю -евангелисту , из его «Лекций Лоуэлла о восхождении человека» 1893 года . Он наказывает тех христиан, которые указывают на то, что наука не объяснила как присутствие Бога, — «пробелы, которые они заполнят Богом» — и призывает их принять всю природу как Божью, как работу «имманентного Бога , который является Богом Эволюции, бесконечно величественнее, чем случайный чудотворец, являющийся Богом старой теологии». [4] [5]

В 1933 году Эрнест Барнс , епископ Бирмингема, использовал эту фразу при обсуждении вытекающих из общей теории относительности последствий Большого взрыва, :

Должны ли мы тогда постулировать Божественное вмешательство? Должны ли мы привлечь Бога, чтобы создать первый поток туманности Лапласа, или выпустить космический фейерверк воображения Леметра? Я признаюсь в нежелании таким образом выводить Бога на сцену. Обстоятельства, которые, таким образом, требуют его присутствия, слишком далеки и слишком неясны, чтобы доставить мне какое-либо истинное удовлетворение. Люди думали найти Бога в особом творении своего собственного вида или в активном, когда разум и жизнь впервые появились на земле. Они сделали его Богом пробелов в человеческих знаниях. Меня Бог спускового крючка так же мало удовлетворяет, как и Бог пробелов. Именно потому, что во всей физической Вселенной я нахожу мысли, планы и силу, за ними я вижу Бога как творца. [6]

Во время Второй мировой войны немецкий теолог и мученик Дитрих Бонхеффер выразил эту концепцию аналогичным образом в письмах, которые он написал, находясь в нацистской тюрьме. [7] Бонхёффер, например, писал:

насколько неправильно использовать Бога как средство устранения неполноты наших знаний. Если на самом деле границы познания отодвигаются все дальше и дальше (а это неизбежно), то Бог отодвигается вместе с ними и, следовательно, постоянно отступает. Мы должны найти Бога в том, что мы знаем, а не в том, чего мы не знаем. [7]

В своей книге 1955 года «Наука и христианская вера» Чарльз Альфред Коулсон (1910–1974) писал:

Не существует «Бога пробелов», который мог бы взять верх в тех стратегических местах, где наука терпит неудачу; и причина в том, что такого рода пробелы имеют непредотвратимую привычку сокращаться. [8]

и

Либо Бог во всей Природе, без каких-либо пробелов, либо Его вообще нет. [9]

Коулсон был профессором математики в Оксфордском университете, а также лидером методистской церкви, часто появлявшимся в религиозных программах Британской радиовещательной корпорации . Его книга привлекла внимание всей страны. [10] был переиздан в мягкой обложке и несколько раз переиздавался, последний раз в 1971 году.Утверждается, что сама фраза «Бог пробелов» была изобретена Коулсоном. [11] [12]

Затем этот термин был использован в книге 1971 года и статье 1978 года Ричарда Бубе . Он сформулировал эту концепцию более подробно в книге «Человек, достигший совершеннолетия: ответ Бонхеффера Богу пробелов» (1978). Бубе объяснил современные кризисы в религиозной вере отчасти неумолимым сокращением числа «Бога пробелов» по ​​мере развития научных знаний. По мере того, как люди постепенно расширяли свое понимание природы, предыдущее «царство» Бога казалось многим людям и религиям становившимся все меньше и меньше по сравнению с ним. Бубе утверждал, что » Дарвина « Происхождение видов было «похоронным звоном» Бога пробелов. Бубе также утверждал, что Бог пробелов — это не то же самое, что Бог Библии (то есть он не приводил аргументы против Бога как такового, а, скорее, утверждал, что существует фундаментальная проблема с восприятием Бога). как существующие в пробелах современных знаний). [13]

Общее использование [ править ]

Термин «Бог пробелов» иногда используется для описания постепенного отступления религиозных объяснений физических явлений перед лицом все более полных научных объяснений этих явлений. [8] [13] [14] Дороти Диннерштейн включает психологические объяснения отклонений в развитии, приводящих к вере человека в божество, особенно в мужское божество. [15] [ нужна ссылка ]

Р. Лэрд Харрис пишет о физическом научном аспекте этого:

Выражение «Бог пробелов» содержит настоящую истину. Ошибочно, если понимать, что Бог не имманентен естественному закону , а может наблюдаться только в тайнах, необъяснимых законом. Ни одна значительная христианская группа не поверила этой точке зрения. Однако это правда, если подчеркнуть, что Бог не только имманентен естественному закону, но также активен в многочисленных явлениях, связанных со сверхъестественным и духовным. В физико-химическом объяснении этого мира есть пробелы, и они будут всегда. Поскольку наука познала множество чудесных тайн природы, нельзя сделать вывод, что она может объяснить все явления. Смысл, душа, духи и жизнь — это предметы, не поддающиеся физико-химическому объяснению или формированию. [16]

Использование для обозначения типа аргумента [ править ]

Термин «заблуждение Бога пробелов» может относиться к позиции, которая предполагает действие Бога в качестве объяснения неизвестного явления, что, по мнению пользователей этого термина, является вариантом ошибки аргумента от невежества . [17] [18] Иногда такой аргумент сводится к следующему виду:

  • Существует пробел в понимании некоторых аспектов мира природы.
  • Следовательно, причина должна быть сверхъестественной.

Один из примеров такого аргумента, использующего Бога в качестве объяснения одного из нынешних пробелов в биологической науке, заключается в следующем:«Поскольку современная наука не может точно выяснить, как началась жизнь, должно быть, именно Бог заставил жизнь возникнуть». Критики креационизма разумного замысла , например, обвиняют сторонников в использовании этого основного типа аргументов. [19]

Аргументы о Боге пробелов не одобряются некоторыми богословами, которые утверждают, что такие аргументы имеют тенденцию относить Бога к остаткам науки: по мере увеличения научных знаний владычество Бога уменьшается. [7] [8] [20] [21]

Критика [ править ]

Этот термин был придуман как критика людей, которые считают, что Бог действует только в промежутках, и ограничивают деятельность Бога такими «пробелами». [22] Также утверждалось, что точка зрения «Бога пробелов» основана на предположении, что любое событие, которое может быть объяснено наукой, автоматически исключает Бога; что если Бог не сделал что-то посредством прямого действия, то он вообще не играл в этом никакой роли. [23] [ ненадежный источник? ]

Аргумент «Бог пробелов», традиционно выдвигаемый учеными-христианами, был задуман как критика слабой или хрупкой веры, а не как заявление против теизма или веры в Бога. [4] [7] [24] [ неправильный синтез? ]

Согласно Джону Хабгуду в Вестминстерском словаре христианской теологии , эта фраза в целом носит уничижительный характер и по своей сути является прямой критикой тенденции постулировать действия Бога для объяснения явлений, которым наука (по крайней мере, в настоящее время) не дала удовлетворительного объяснения. . [25] Хабгуд также утверждает:

С богословской точки зрения более удовлетворительно искать доказательства действий Бога внутри естественных процессов, а не отдельно от них, во многом так же, как смысл книги выходит за рамки бумаги и чернил, из которых она составлена, но не является независимым от них. [25]

Ее критиковали как богословы, так и ученые, которые заявляли, что основывать веру в Бога на пробелах в научных знаниях является логической ошибкой. В этом духе Ричард Докинз атеист посвящает главу своей книги «Иллюзия Бога» критике аргумента о Боге пробелов. [26] Он отметил, что:

Креационисты охотно ищут пробелы в современных знаниях и понимании. Если обнаруживается явный пробел, предполагается, что Бог по умолчанию должен его заполнить. Что беспокоит вдумчивых богословов, таких как Бонхёффер, так это то, что пробелы сокращаются по мере развития науки, и Богу грозит, что в конечном итоге ему будет нечего делать и некуда спрятаться. [26]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Генри Драммонд (1904). Восхождение человека . п. 333.
  2. ^ См., например, «Телеологические аргументы в пользу существования Бога» в Стэнфордской энциклопедии философии .
  3. ^ https://antilogyism.files.wordpress.com/2017/07/the-portable-nietzsche-walter-kaufmann.pdf , стр. 204. На немецком языке написано: «... в каждую брешь они поместили свое заблуждение, свою временную меру , которого они называли Богом». [1]
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б См. Томаса Диксона «Наука и религия: очень краткое введение», с. 45
  5. ^ Генри Драммонд (1904). Восхождение человека . п. 333
  6. ^ Эрнест Уильям Барнс, «Научная теория и религия: мир, описываемый наукой, и его духовная интерпретация», Cambridge University Press, ISBN   978-0-521-73022-8 . 1933 год
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дитрих Бонхеффер, письмо Эберхарду Бетге , 29 мая 1944 г., страницы 310–312, «Письма и бумаги из тюрьмы» под редакцией Эберхарда Бетге, перевод Реджинальда Х. Фуллера, Пробный камень, ISBN   0-684-83827-3 , 1997 г.; Перевод «Сопротивления и капитуляции» в Мюнхене: Кристиан Кайзер Верлаг, 1970 г.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чарльз Альфред Коулсон (1955) Наука и христианская вера , Oxford University Press, стр. 20, Fontana Books, 1958 г. и позже (мягкая обложка), с. 32.
  9. ^ Коулсон, издание Fontana, стр. 35.
  10. Издание Fontana цитирует рецензии из The Times Literary Supplement , New Statesman и Manchester Guardian ,
  11. ^ К. Саутгейт и др. (1999), Бог, человечество и космос: Учебник по науке и религии , T. & T. Clark, стр. 247.
  12. ^ А. Хаф, Ни единого пробела в поле зрения: пятьдесят лет науки и христианской веры Чарльза Коулсона , Theology 2006 109: 21–27. Хаф пишет, с. 24:
    Эта концепция, безусловно, присутствовала, но, по мнению Саутгейта, именно Коулсон разработал терминологию, которую мы сейчас используем и которая была адаптирована для названия настоящей статьи. Идея о том, что Коулсон придумал эту фразу, подтверждается тем фактом, что он использовал ее без ссылок и объяснений и как естественную часть своей аргументации, не требующую пояснений.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Человек, достигший совершеннолетия: ответ Бонхеффера «Богу пробелов» . Ричард Бубе . Журнал Евангелического богословского общества . Том 14. 1971. С. 203–220.
  14. ^ Ричард Бубе (1971) Человеческие поиски: новый взгляд на науку и христианскую веру
  15. ^ См., например, Диннерштейн, Дороти, Русалка и Минотавр.
  16. ^ Харрис, Л.Л., «Бог пробелов» . ЯСА . Том 15.№4. Декабрь 1963 г., стр. 101–104.
  17. ^ Майкл Шермер (2003) Как мы верим: наука, скептицизм и поиск Бога , стр. 115 и далее.
  18. ^ Роберт Лармер, «Что-то не так с рассуждениями о «Боге пробелов»?» Международный журнал философии религии , том 52, номер 3 / декабрь 2002 г., стр. 129 и далее.
  19. ^ См., например, Марк Исаак (2006) The Counter-Creationism Handbook , стр. 11–12, 35.
  20. ^ Томас Диксон «Наука и религия: очень краткое введение» с. 45
  21. ^ Человек, достигший совершеннолетия: ответ Бонхеффера богу пробелов , Ричард Бубе , 1971
  22. ^ Лармер, Роберт (2002). Есть ли что-то неправильное в рассуждениях о «Боге пробелов»? Архивировано 24 октября 2007 года в Wayback Machine . Международный журнал философии религии . Академическое издательство Клувер. Нидерланды. 52: 129–142.
  23. ^ «Бог пробелов – определение, заблуждение и теология» . www.asa3.org .
  24. ^ Чарльз Альфред Коулсон (1955) Наука и христианская вера, стр. 20.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вестминстерский словарь христианского богословия (ред. Алан Ричардсон, Джон Боуден, 1983), стр. 242 [2]
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Докинз, Ричард (2006). Бог-обман . Бантам Пресс. стр. 151–161. ISBN  978-0-593-05548-9 .

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f703f287fbaab3ee175e7866442a3633__1717678560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/33/f703f287fbaab3ee175e7866442a3633.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
God of the gaps - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)