Бог пробелов
Часть серии о |
Атеизм |
---|
« Бог пробелов » — теологическая концепция, возникшая в 19 веке и вращающаяся вокруг идеи, что пробелы в научном понимании рассматриваются как признаки существования Бога . [1] [2] Эта точка зрения берет свое начало в наблюдении, что некоторые люди, часто с религиозными наклонностями, указывают на области, где наука не в состоянии объяснить природные явления, как на возможность добавить присутствие божественного творца . Сам термин был придуман в ответ на эту тенденцию. Эта теологическая точка зрения предполагает, что Бог заполняет пробелы, оставленные научными знаниями, и что эти пробелы представляют собой моменты божественного вмешательства или влияния.
Эта концепция была встречена критикой и спорами с разных сторон. Недоброжелатели утверждают, что эта точка зрения проблематична, поскольку, похоже, она опирается на пробелы в человеческом понимании и невежестве, чтобы обосновать существование Бога. Поскольку научные знания продолжают развиваться, эти пробелы имеют тенденцию сокращаться, потенциально ослабляя аргументы в пользу существования Бога. Критики утверждают, что такой подход может подорвать религиозные убеждения, предполагая, что Бог действует только в необъяснимых областях нашего понимания, оставляя мало места для божественного участия во всеобъемлющем и последовательном мировоззрении.
Перспектива «Бога пробелов» подвергалась критике за ее связь с логическими ошибками , в частности с ошибкой аргумента от невежества . Это заблуждение утверждает, что если что-то в настоящее время не объяснено наукой, то это должно быть объяснено сверхъестественной причиной. Этот тип рассуждений считается ошибочным по своей сути и не обеспечивает прочного фундамента для религиозной веры. В этом контексте некоторые теологи и ученые предположили, что более удовлетворительным подходом является рассмотрение доказательств действий Бога внутри самих природных процессов, а не полагаться на пробелы в научном понимании для подтверждения религиозных убеждений.
Происхождение термина [ править ]
В 1880-х годах Фридриха Ницше в книге «Так говорил Заратустра », часть вторая, «О священниках», говорилось, что «в каждую брешь они вкладывают свое заблуждение, свою затычку, которую они называют Богом». [3] Эта концепция, хотя и не в точной формулировке, восходит к Генри Драммонду XIX века , преподавателю -евангелисту , из его «Лекций Лоуэлла о восхождении человека» 1893 года . Он наказывает тех христиан, которые указывают на то, что наука не объяснила как присутствие Бога, — «пробелы, которые они заполнят Богом» — и призывает их принять всю природу как Божью, как работу «имманентного Бога , который является Богом Эволюции, бесконечно величественнее, чем случайный чудотворец, являющийся Богом старой теологии». [4] [5]
В 1933 году Эрнест Барнс , епископ Бирмингема, использовал эту фразу при обсуждении вытекающих из общей теории относительности последствий Большого взрыва, :
Должны ли мы тогда постулировать Божественное вмешательство? Должны ли мы привлечь Бога, чтобы создать первый поток туманности Лапласа, или выпустить космический фейерверк воображения Леметра? Я признаюсь в нежелании таким образом выводить Бога на сцену. Обстоятельства, которые, таким образом, требуют его присутствия, слишком далеки и слишком неясны, чтобы доставить мне какое-либо истинное удовлетворение. Люди думали найти Бога в особом творении своего собственного вида или в активном, когда разум и жизнь впервые появились на земле. Они сделали его Богом пробелов в человеческих знаниях. Меня Бог спускового крючка так же мало удовлетворяет, как и Бог пробелов. Именно потому, что во всей физической Вселенной я нахожу мысли, планы и силу, за ними я вижу Бога как творца. [6]
Во время Второй мировой войны немецкий теолог и мученик Дитрих Бонхеффер выразил эту концепцию аналогичным образом в письмах, которые он написал, находясь в нацистской тюрьме. [7] Бонхёффер, например, писал:
насколько неправильно использовать Бога как средство устранения неполноты наших знаний. Если на самом деле границы познания отодвигаются все дальше и дальше (а это неизбежно), то Бог отодвигается вместе с ними и, следовательно, постоянно отступает. Мы должны найти Бога в том, что мы знаем, а не в том, чего мы не знаем. [7]
В своей книге 1955 года «Наука и христианская вера» Чарльз Альфред Коулсон (1910–1974) писал:
Не существует «Бога пробелов», который мог бы взять верх в тех стратегических местах, где наука терпит неудачу; и причина в том, что такого рода пробелы имеют непредотвратимую привычку сокращаться. [8]
и
Либо Бог во всей Природе, без каких-либо пробелов, либо Его вообще нет. [9]
Коулсон был профессором математики в Оксфордском университете, а также лидером методистской церкви, часто появлявшимся в религиозных программах Британской радиовещательной корпорации . Его книга привлекла внимание всей страны. [10] был переиздан в мягкой обложке и несколько раз переиздавался, последний раз в 1971 году.Утверждается, что сама фраза «Бог пробелов» была изобретена Коулсоном. [11] [12]
Затем этот термин был использован в книге 1971 года и статье 1978 года Ричарда Бубе . Он сформулировал эту концепцию более подробно в книге «Человек, достигший совершеннолетия: ответ Бонхеффера Богу пробелов» (1978). Бубе объяснил современные кризисы в религиозной вере отчасти неумолимым сокращением числа «Бога пробелов» по мере развития научных знаний. По мере того, как люди постепенно расширяли свое понимание природы, предыдущее «царство» Бога казалось многим людям и религиям становившимся все меньше и меньше по сравнению с ним. Бубе утверждал, что » Дарвина « Происхождение видов было «похоронным звоном» Бога пробелов. Бубе также утверждал, что Бог пробелов — это не то же самое, что Бог Библии (то есть он не приводил аргументы против Бога как такового, а, скорее, утверждал, что существует фундаментальная проблема с восприятием Бога). как существующие в пробелах современных знаний). [13]
Общее использование [ править ]
Термин «Бог пробелов» иногда используется для описания постепенного отступления религиозных объяснений физических явлений перед лицом все более полных научных объяснений этих явлений. [8] [13] [14] Дороти Диннерштейн включает психологические объяснения отклонений в развитии, приводящих к вере человека в божество, особенно в мужское божество. [15] [ нужна ссылка ]
Р. Лэрд Харрис пишет о физическом научном аспекте этого:
Выражение «Бог пробелов» содержит настоящую истину. Ошибочно, если понимать, что Бог не имманентен естественному закону , а может наблюдаться только в тайнах, необъяснимых законом. Ни одна значительная христианская группа не поверила этой точке зрения. Однако это правда, если подчеркнуть, что Бог не только имманентен естественному закону, но также активен в многочисленных явлениях, связанных со сверхъестественным и духовным. В физико-химическом объяснении этого мира есть пробелы, и они будут всегда. Поскольку наука познала множество чудесных тайн природы, нельзя сделать вывод, что она может объяснить все явления. Смысл, душа, духи и жизнь — это предметы, не поддающиеся физико-химическому объяснению или формированию. [16]
Использование для обозначения типа аргумента [ править ]
Термин «заблуждение Бога пробелов» может относиться к позиции, которая предполагает действие Бога в качестве объяснения неизвестного явления, что, по мнению пользователей этого термина, является вариантом ошибки аргумента от невежества . [17] [18] Иногда такой аргумент сводится к следующему виду:
- Существует пробел в понимании некоторых аспектов мира природы.
- Следовательно, причина должна быть сверхъестественной.
Один из примеров такого аргумента, использующего Бога в качестве объяснения одного из нынешних пробелов в биологической науке, заключается в следующем:«Поскольку современная наука не может точно выяснить, как началась жизнь, должно быть, именно Бог заставил жизнь возникнуть». Критики креационизма разумного замысла , например, обвиняют сторонников в использовании этого основного типа аргументов. [19]
Аргументы о Боге пробелов не одобряются некоторыми богословами, которые утверждают, что такие аргументы имеют тенденцию относить Бога к остаткам науки: по мере увеличения научных знаний владычество Бога уменьшается. [7] [8] [20] [21]
Критика [ править ]
Этот термин был придуман как критика людей, которые считают, что Бог действует только в промежутках, и ограничивают деятельность Бога такими «пробелами». [22] Также утверждалось, что точка зрения «Бога пробелов» основана на предположении, что любое событие, которое может быть объяснено наукой, автоматически исключает Бога; что если Бог не сделал что-то посредством прямого действия, то он вообще не играл в этом никакой роли. [23] [ ненадежный источник? ]
Аргумент «Бог пробелов», традиционно выдвигаемый учеными-христианами, был задуман как критика слабой или хрупкой веры, а не как заявление против теизма или веры в Бога. [4] [7] [24] [ неправильный синтез? ]
Согласно Джону Хабгуду в Вестминстерском словаре христианской теологии , эта фраза в целом носит уничижительный характер и по своей сути является прямой критикой тенденции постулировать действия Бога для объяснения явлений, которым наука (по крайней мере, в настоящее время) не дала удовлетворительного объяснения. . [25] Хабгуд также утверждает:
С богословской точки зрения более удовлетворительно искать доказательства действий Бога внутри естественных процессов, а не отдельно от них, во многом так же, как смысл книги выходит за рамки бумаги и чернил, из которых она составлена, но не является независимым от них. [25]
Ее критиковали как богословы, так и ученые, которые заявляли, что основывать веру в Бога на пробелах в научных знаниях является логической ошибкой. В этом духе Ричард Докинз атеист посвящает главу своей книги «Иллюзия Бога» критике аргумента о Боге пробелов. [26] Он отметил, что:
Креационисты охотно ищут пробелы в современных знаниях и понимании. Если обнаруживается явный пробел, предполагается, что Бог по умолчанию должен его заполнить. Что беспокоит вдумчивых богословов, таких как Бонхёффер, так это то, что пробелы сокращаются по мере развития науки, и Богу грозит, что в конечном итоге ему будет нечего делать и некуда спрятаться. [26]
См. также [ править ]
- Вызов творения
- Деизм
- Деус из машины
- Чудеса (книга)
- Непересекающиеся магистратуры
- Аналогия с часовщиком
Ссылки [ править ]
- ^ Генри Драммонд (1904). Восхождение человека . п. 333.
- ^ См., например, «Телеологические аргументы в пользу существования Бога» в Стэнфордской энциклопедии философии .
- ^ https://antilogyism.files.wordpress.com/2017/07/the-portable-nietzsche-walter-kaufmann.pdf , стр. 204. На немецком языке написано: «... в каждую брешь они поместили свое заблуждение, свою временную меру , которого они называли Богом». [1]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б См. Томаса Диксона «Наука и религия: очень краткое введение», с. 45
- ^ Генри Драммонд (1904). Восхождение человека . п. 333
- ^ Эрнест Уильям Барнс, «Научная теория и религия: мир, описываемый наукой, и его духовная интерпретация», Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-73022-8 . 1933 год
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дитрих Бонхеффер, письмо Эберхарду Бетге , 29 мая 1944 г., страницы 310–312, «Письма и бумаги из тюрьмы» под редакцией Эберхарда Бетге, перевод Реджинальда Х. Фуллера, Пробный камень, ISBN 0-684-83827-3 , 1997 г.; Перевод «Сопротивления и капитуляции» в Мюнхене: Кристиан Кайзер Верлаг, 1970 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чарльз Альфред Коулсон (1955) Наука и христианская вера , Oxford University Press, стр. 20, Fontana Books, 1958 г. и позже (мягкая обложка), с. 32.
- ^ Коулсон, издание Fontana, стр. 35.
- ↑ Издание Fontana цитирует рецензии из The Times Literary Supplement , New Statesman и Manchester Guardian ,
- ^ К. Саутгейт и др. (1999), Бог, человечество и космос: Учебник по науке и религии , T. & T. Clark, стр. 247.
- ^ А. Хаф, Ни единого пробела в поле зрения: пятьдесят лет науки и христианской веры Чарльза Коулсона , Theology 2006 109: 21–27. Хаф пишет, с. 24:
- Эта концепция, безусловно, присутствовала, но, по мнению Саутгейта, именно Коулсон разработал терминологию, которую мы сейчас используем и которая была адаптирована для названия настоящей статьи. Идея о том, что Коулсон придумал эту фразу, подтверждается тем фактом, что он использовал ее без ссылок и объяснений и как естественную часть своей аргументации, не требующую пояснений.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Человек, достигший совершеннолетия: ответ Бонхеффера «Богу пробелов» . Ричард Бубе . Журнал Евангелического богословского общества . Том 14. 1971. С. 203–220.
- ^ Ричард Бубе (1971) Человеческие поиски: новый взгляд на науку и христианскую веру
- ^ См., например, Диннерштейн, Дороти, Русалка и Минотавр.
- ^ Харрис, Л.Л., «Бог пробелов» . ЯСА . Том 15.№4. Декабрь 1963 г., стр. 101–104.
- ^ Майкл Шермер (2003) Как мы верим: наука, скептицизм и поиск Бога , стр. 115 и далее.
- ^ Роберт Лармер, «Что-то не так с рассуждениями о «Боге пробелов»?» Международный журнал философии религии , том 52, номер 3 / декабрь 2002 г., стр. 129 и далее.
- ^ См., например, Марк Исаак (2006) The Counter-Creationism Handbook , стр. 11–12, 35.
- ^ Томас Диксон «Наука и религия: очень краткое введение» с. 45
- ^ Человек, достигший совершеннолетия: ответ Бонхеффера богу пробелов , Ричард Бубе , 1971
- ^ Лармер, Роберт (2002). Есть ли что-то неправильное в рассуждениях о «Боге пробелов»? Архивировано 24 октября 2007 года в Wayback Machine . Международный журнал философии религии . Академическое издательство Клувер. Нидерланды. 52: 129–142.
- ^ «Бог пробелов – определение, заблуждение и теология» . www.asa3.org .
- ^ Чарльз Альфред Коулсон (1955) Наука и христианская вера, стр. 20.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вестминстерский словарь христианского богословия (ред. Алан Ричардсон, Джон Боуден, 1983), стр. 242 [2]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Докинз, Ричард (2006). Бог-обман . Бантам Пресс. стр. 151–161. ISBN 978-0-593-05548-9 .
Библиография [ править ]
- Дитрих Бонхеффер , Письма и документы из тюрьмы , Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1997 ( ISBN 978-0-684-83827-4 ) «Письмо Эберхарду Бетге», 29 мая 1944 г., страницы 310–312.
- Ричард Х. Бубе, «Человек, достигший совершеннолетия: ответ Бонхеффера на Бога пробелов», Журнал Евангелического теологического общества , том 14, осень (1971), страницы 203–220.
- К. А. Коулсон , Наука и христианская вера (Лекции Джона Кэлвина Макнейра, 1954 г.) , Лондон: Oxford University Press, 1955. Стр. 20, см. также стр. 28.
- Генри Драммонд , Лекции Лоуэлла о восхождении человека , Глазго: Ходдер и Стоутон , 1904 г. ( глава 10, содержащая соответствующий текст ).
Внешние ссылки [ править ]
