Непересекающиеся магистратуры
Непересекающиеся магистерии ( NOMA ) — это точка зрения, которую отстаивает палеонтолог Стивен Джей Гулд , согласно которой наука и религия представляют разные области исследований, факты и ценности , поэтому существует разница между «сетями». [1] в отношении которого они имеют «законную магистратуру или область преподавательской власти», и эти две области не пересекаются. [2] Он предполагает, приводя примеры, что «NOMA пользуется сильной и полностью явной поддержкой, даже со стороны первичных культурных стереотипов жесткого традиционализма» и что это «здравая позиция общего консенсуса, установленная в результате долгой борьбы между людьми доброй воли в обеих странах». магистратура». [1] Некоторые раскритиковали эту идею или предложили ограничить ее, и по-прежнему существуют разногласия по поводу того, где должны быть границы между двумя магистратурами.
Отдельная магистратура Гулда
[ редактировать ]В эссе 1997 года «Непересекающиеся Магистерии». [3] для журнала Natural History , а затем в своей книге « Скалы веков » (1999) Гулд предложил то, что он назвал «блаженно простым и совершенно традиционным решением… предполагаемого конфликта между наукой и религией». [1] от его недоумения по поводу необходимости и принятия обращения Папы Иоанна Павла II к Папской академии наук в 1996 году «Истина не может противоречить истине». [4] Он заимствует термин «магистриум» из Пия XII Humani энциклики Папы Generis (1950) и определяет его как «область, где одна форма обучения содержит соответствующие инструменты для осмысленного дискурса и решения». [1] и описывает принцип NOMA как «Наука пытается документировать фактический характер мира природы и разработать теории, которые координируют и объясняют эти факты. Религия, с другой стороны, действует в столь же важной, но совершенно иной сфере человеческого существования». цели, смыслы и ценности — темы, которые фактическая область науки могла бы осветить, но никогда не решить». [1] «Эти две магистратуры не пересекаются и не охватывают всех исследований (рассмотрим, например, магистратуру искусства и значение красоты)». [1]
Гулд подчеркивал легитимность каждой области деятельности только в пределах соответствующей области исследования: «NOMA также действует в обе стороны. Если религия больше не может диктовать природу фактических выводов, должным образом находящихся в пределах научной науки, тогда ученые не могут претендовать на более глубокое понимание моральная истина, основанная на любом высшем знании эмпирической конституции мира». [1] В главе «Определение и защита NOMA» Гулд привел примеры типов вопросов, подходящих для каждой области исследования, на тему «наши отношения с другими живыми существами»: «Неужели люди так похожи на обезьян, потому что мы разделяем недавние общие взгляды? общим предком или потому, что творение следовало линейному порядку, а обезьяны представляли собой ступеньку чуть ниже нас?» представляет собой исследование, касающееся фактов, в то время как «При каких условиях (если вообще когда-либо) мы имеем право приводить к вымиранию других видов путем уничтожения их среды обитания? Нарушаем ли мы какие-либо моральные кодексы, когда используем генетическую технологию для помещения гена из одного существа?» в геном другого вида?" представляют вопросы в области ценностей. [1] Далее он представил «обзор исторических причин существования конфликта там, где его не должно быть». [1]
В своем выступлении перед Американским институтом биологических наук Гулд также подчеркнул дипломатические причины принятия NOMA, заявив, что «причина, по которой мы поддерживаем эту позицию, заключается в том, что она оказывается верной с точки зрения логики. это также очень практично, если мы хотим победить». Гулд утверждал, что если данные опросов действительно верны — и что от 80 до 90% американцев верят в высшее существо, а такая вера ошибочно воспринимается как противоречащая эволюции , — тогда «мы должны продолжать подчеркивать, что религия — это другая материя, и наука ни в коей мере не противостоит ей», иначе «мы далеко не уйдем». [5] Однако он не считал этот дипломатический аспект первостепенным, написав в 1997 году: «NOMA представляет собой принципиальную позицию по моральным и интеллектуальным соображениям, а не просто дипломатическую позицию».
В 1997 году он развил эту позицию, описав свою роль учёного в отношении NOMA:
Религия слишком важна для слишком многих людей, чтобы можно было отвергать или принижать комфорт, который многие люди все еще ищут в богословии. Я могу, например, в частном порядке подозревать, что настойчивое утверждение папы о божественном вселении души представляет собой подачку нашим страхам, средство поддержания веры в человеческое превосходство в эволюционном мире, не предлагающем привилегированного положения ни одному существу. Но я также знаю, что души представляют собой предмет, выходящий за рамки науки. Мой мир не может доказать или опровергнуть такое представление, а концепция душ не может угрожать моим владениям или влиять на них. Более того, хотя я лично не могу принять католический взгляд на души, я, безусловно, уважаю метафорическую ценность такой концепции как для обоснования моральных дискуссий, так и для выражения того, что мы больше всего ценим в человеческих возможностях: нашей порядочности, заботы и всех этических и интеллектуальных качеств. борьбы, которую навязала нам эволюция сознания.
Киаран Бенсон видит тенденцию к пересмотру границ между «гуманитарными и естественными науками», как в заявлении Вильгельма Дильтея 1883 года о различии между Geisteswissenschaften (гуманитарными науками) и Naturwissenschaften (наукой). [6] Астрофизик Арнольд О. Бенц предполагает, что граница между двумя магистериями заключается в том, как они воспринимают реальность: объективные измерения в науке, совместный опыт в религии. [7] Два плана восприятий различаются, но встречаются друг с другом, например, в изумлении и в этике.
Национальная академия наук
[ редактировать ]Также в 1999 году Национальная академия наук заняла аналогичную позицию. В публикации « Наука и креационизм» говорится: «Учёные, как и многие другие, испытывают трепет перед порядком и сложностью природы. Действительно, многие учёные глубоко религиозны. Но наука и религия занимают две отдельные области человеческого опыта. в совокупности умаляет славу каждого». [8]
Из рода человеческого
[ редактировать ]Гулд писал, что он был вдохновлен рассмотреть вопрос о непересекающихся магистратурах после того, как его заставили изучить энциклику Humani Generis 1950 года , в которой Папа Пий XII разрешает католикам поддерживать гипотезу эволюции человеческого тела до тех пор, пока они принимают божественное вливание душа. [3] Гулд процитировал следующий абзац:
Учительский авторитет Церкви не запрещает, чтобы в соответствии с нынешним состоянием гуманитарных наук и священного богословия исследования и дискуссии со стороны людей, имеющих опыт в обеих областях, проводились в отношении доктрины эволюции, как поскольку она исследует происхождение человеческого тела как происходящего из предсуществующей и живой материи, - ибо католическая вера обязывает нас считать, что души непосредственно созданы Богом. [9]
Прием
[ редактировать ]Ричард Докинз раскритиковал позицию Гулда на том основании, что религия не отделена от научных вопросов или материального мира. Он пишет: «Совершенно нереально утверждать, как это делают Гулд и многие другие, что религия держится в стороне от сферы науки, ограничиваясь моралью и ценностями. Вселенная со сверхъестественным присутствием была бы фундаментально и качественно другим типом вселенной. Разница, несомненно, является научной. Религии выдвигают претензии на существование, а это означает научные утверждения». [10]
Докинз также утверждает, что религия, свободная от божественного вмешательства, будет сильно отличаться от любых существующих и, конечно же, от авраамических религий . Более того, он утверждает, что религии были бы только рады принять научные утверждения, подтверждающие их взгляды. Например, если бы данные ДНК доказали, что у Иисуса не было земного отца, Докинз утверждает, что аргумент о непересекающихся магистратурах был бы быстро отброшен. [11]
Теолог Фридрих Вильгельм Граф симпатизирует этому подходу, но утверждает, что он имеет богословскую сторону: Граф предполагает, что, например, креационизм можно интерпретировать как реакцию религиозных сообществ на Verweltanschaulichung (т.е. интерпретацию как мировоззрение ) (естественной) науки в социальный дарвинизм . Тем не менее, попытки естествознания конкурировать с религией могут вызвать негативную реакцию, наносящую ущерб обеим сторонам. [12] [13]
Киаран Бенсон, светский гуманист, защищает духовное как категорию против обоих. Он предполагает, что, хотя Гулд претендует на NOMA (непересекающиеся магистры науки, морали и религии), а Ричард Докинз, на словах, на «разновидность СМ (порабощение других научными магистрами)», Бенсон предпочитал ОМ (перекрывающиеся magisteria), особенно в отношении искусства и религии. [6]
Фрэнсис Коллинз раскритиковал то, что он считал ограничениями NOMA, утверждая, что наука , религия и другие сферы «частично пересекаются», одновременно соглашаясь с Гулдом в том, что мораль, духовность и этика не могут быть определены на основе натуралистической интерпретации. [14] Это превосходит самую большую взаимосвязь, допускаемую Гулдом в его оригинальном эссе 1997 года «Неперекрывающиеся Магистерии», в котором он пишет:
Каждый... предмет имеет законный magisterium, или область преподавательской власти... Эта резолюция могла бы оставаться четкой и чистой, если бы непересекающиеся magisterium (NOMA) науки и религии были разделены обширной ничейной землей. Но на самом деле две магистратуры сталкиваются друг с другом, удивительным образом сложным образом переплетаясь вдоль своей общей границы. Многие из наших самых глубоких вопросов требуют использования аспектов обоих для разных частей полного ответа, и сортировка законных доменов может стать довольно сложной и трудной. [2]
Мэтт Ридли отмечает, что религия делает больше, чем просто говорит о конечных смыслах и морали, и науке также не запрещено говорить о вышеизложенном. В конце концов, мораль включает в себя человеческое поведение , наблюдаемое явление, а наука изучает наблюдаемые явления. Ридли отмечает, что существуют существенные научные данные об эволюционном происхождении этики и морали . [15]
Сэм Харрис подверг резкой критике эту концепцию в своей книге «Моральный ландшафт» . Сэм отмечает, что «Смысл, ценности, мораль и хорошая жизнь должны относиться к фактам о благополучии сознательных существ – и, в нашем случае, должны законно зависеть от событий в мире и от состояний человеческого мозга». [16]
См. также
[ редактировать ]- Различие факта и ценности
- Бог пробелов
- Новый атеизм § Взгляды на непересекающиеся магистерии
- Связь между наукой и религией
- Сферный суверенитет
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гулд, Стивен Джей (2002). Скалы веков: наука и религия в полноте жизни . Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 0-345-45040-Х .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стивен Дж. Гулд (1998), «Гора моллюсков Леонардо и диета червей» , с. 274. Джонатан Кейп, ISBN 0-224-05043-5
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гулд, С.Дж. (1997). «Непересекающаяся Магистерия» . Естественная история 106 (март 1997 г.): 16–22 и 60–62.
- ^ Папа Иоанн Павел II (22 октября 1996 г.). «Истина не может противоречить истине» .
- ^ С. Дж. Гулд (2000). «Эволюция и XXI век» . Ежегодное собрание Американского института биологических наук . Март 2000 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бенсон, Киаран (2012). «Светская духовность? Джеймс, Деннет и Докинз». У Фрэн О'Рурк (ред.). Человеческие судьбы: философские очерки памяти Джеральда Хэнратти . Издательство Университета Нотр-Дам. стр. 388–414. дои : 10.13140/2.1.3942.4645 . ISBN 9780268037345 .
- ^ Арнольд Бенц. Астрофизика и созидание – восприятие Вселенной через науку и участие. Перекресток, Нью-Йорк, 2016, 96–104. ISBN 978-0-8245-2213-1
- ^ Национальный исследовательский совет (1999) [1984]. Наука и креационизм: взгляд Национальной академии наук . Вашингтон, округ Колумбия: NAS Press . дои : 10.17226/1886 . ISBN 978-0-309-03440-1 .
- ^ Папа Пий XII (12 августа 1950 г.). «Энциклика о некоторых ложных мнениях, которые угрожают подорвать основы католической доктрины» - через Католическую библиотеку Нового Адвента.
- ^ Докинз, Ричард (1998). «Когда религия вступает на территорию науки» . Бесплатный запрос . Архивировано из оригинала 16 марта 2012 г. Проверено 9 августа 2020 г.
- ^ Докинз, Ричард (2006). «Почему Бога почти наверняка нет» . Хаффингтон Пост . Проверено 20 марта 2010 г.
- ^ Граф, Фридрих Вильгельм (2009). «Фонд Александра фон Гумбольдта - Наука и вера: история на обложке: исследования науки и веры и вера не являются противоречием в терминах» . Фонд Гумбольдта . Проверено 6 сентября 2016 г.
- ^ Граф, Фридрих Вильгельм (2013). «Креационизм. Шесть глав из современной истории религии». В Барте, Ульрих; Данц, Кристиан; Грэб, Вильгельм (ред.). Просвещенная религия и ее проблемы: Шлейермахер – Трёльч Тиллих – . Теологическая библиотека Тёпельмана (на немецком языке). Том 165. Берлин/Бостон: Де Грюйтер. стр. 113–134. дои : 10.1515/9783110312522.113 . ISBN 9783110312522 . Статья основана на почетной лекции 2011 года в Баварской академии наук в Мюнхене.
- ^ Коллинз, Фрэнсис. Язык Бога . Саймон и Шустер, 2007. с. 95, 165
- ^ Ридли, Мэтт (1998). Истоки добродетели: человеческие инстинкты и эволюция сотрудничества . Пингвин.
- ^ Харрис, Сэм (2010). Моральный ландшафт: как наука может определять человеческие ценности . Свободная пресса.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Непересекающиеся Магистерии – Стивен Джей Гулд ( MP3 )
- Неморальная природа — Стивен Джей Гулд
- Гулд о Боге – Х. Аллен Орр, Boston Review .
- Обзор « Скал веков » – Майкл Руз, Институт Метанексус .
- Отдельный мир – Майкл Руз, «Наука и дух».
- «Дыры в полупроницаемой мембране Гулда между наукой и религией » — Урсула Гуденаф, американский учёный
- Отдельная «Магистерия» Гулда – Марк Дурм, Массимо Пильуччи, скептический исследователь
- Религиозные взгляды Стивена Гулда и Чарльза Дарвина - Мартин Гарднер, Skeptical Inquirer
- Изобретая союзников в небе – Кенан Малик, New Statesman
- Рецензия на книгу «Скалы веков» — Джим Уокер