Моральный ландшафт
![]() | |
Автор | Сэм Харрис |
---|---|
Язык | Английский |
Предметы | Мораль , наука , гуманизм , персонизм |
Опубликовано | 2010 |
Издатель | Свободная пресса |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 322 |
ISBN | 978-1-4391-7121-9 |
ОКЛК | 535493357 |
Предшественник | Письмо христианской нации |
С последующим | Врущий |
«Моральный ландшафт: как наука может определять человеческие ценности» — книга Сэма Харриса , вышедшая в 2010 году , в которой он пропагандирует науку о морали и утверждает, что многие мыслители уже давно путают взаимосвязь между моралью, фактами и наукой. Он стремится проложить третий путь между секуляристами, которые говорят, что мораль субъективна ( моральные релятивисты ), и религиозниками, которые говорят, что мораль диктуется Богом и Священным Писанием.
Харрис утверждает, что единственная жизнеспособная моральная основа - это та, в которой «морально хорошие» вещи относятся к увеличению «благополучия сознательных существ». Затем он утверждает, что, несмотря на проблемы с философией науки и разумом в целом, моральные вопросы имеют объективно правильные и неправильные ответы, основанные на эмпирических фактах о том, что заставляет людей процветать. Бросая вызов традиционному философскому представлению о том, что «должно» не может следовать из «есть» ( закон Юма ), Харрис утверждает, что моральные вопросы лучше всего решать, используя не только философию, но и методы науки , поскольку наука может сказать нам, какие ценности ведут к расцвет человека. Именно в этом смысле Харрис выступает за то, чтобы ученые начали разговор о нормативной науке о морали. [1]
Публикация книги последовала за получением Харрисом в 2009 году степени доктора философии. в области когнитивной нейробиологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе с диссертацией под аналогичным названием: «Моральный ландшафт: как наука может определять человеческие ценности» . [2]
Краткое содержание
[ редактировать ]Дело Харриса начинается с двух предпосылок: «(1) некоторые люди живут лучше, чем другие, и (2) эти различия связаны, каким-то законным и не совсем произвольным образом, с состояниями человеческого мозга и состояниями мира». . [3] Идея состоит в том, что человек просто описывает материальные факты (многие из которых касаются его мозга), когда он описывает возможную «лучшую» и «худшую» жизнь для себя. Принимая это во внимание, Харрис говорит, что мы должны прийти к выводу, что существуют факты, которые позволят человеку добиться лучшей жизни.
Харрис подчеркивает важность признания существования таких фактов, поскольку, по его словам, эта логика применима и к группам людей. Он предполагает, что у общества есть лучшие и худшие способы добиться лучшей жизни. Как и у отдельного человека, у общества может быть множество различных путей и «вершин» к процветанию, а также множество других способов потерпеть неудачу.
Затем Харрис доказывает, что наука может с пользой определять мораль, используя факты о благополучии людей. Его аргументы признают, что проблемы с этим научным определением морали кажутся проблемами, общими для всей науки, или разума и слова в целом. Харрис также уделяет некоторое время описанию того, как наука может учитывать нюансы и проблемы при определении наилучших способов улучшения своей жизни для отдельных лиц и групп. Многие из этих вопросов рассматриваются ниже.
Философский случай
[ редактировать ]Хотя в книге Харриса обсуждаются проблемы, с которыми должна столкнуться наука о морали , он также упоминает, что его научные аргументы действительно являются философскими . Более того, он говорит, что это справедливо почти для всех научных исследований. Он упоминает, что современная наука представляет собой тщательную практику принятых первых философских принципов, таких как эмпиризм и физикализм . [4] Он также предполагает, что наука уже во многом определилась с ценностями , отвечая на вопрос «во что мне следует верить и почему я должен этому верить?». [5] Харрис говорит, что неудивительно, что нормативные этические науки также основаны или будут основаны на основополагающих предположениях ( основных нормах ). Харрис говорит:
...наука на практике часто является предметом философии. Вероятно, стоит напомнить, что первоначальное название физических наук было на самом деле «натурфилософия » . границы науки. [4]
То, как, по его мнению, наука может решать моральные вопросы, опирается на различные философские позиции, такие как этический реализм (существуют моральные факты) и этический натурализм (эти факты относятся к физическому миру). Харрис говорит, что наука о морали может напоминать утилитаризм , но, что важно, эта наука более открыта, поскольку включает в себя развивающееся определение благополучия. Вместо того, чтобы придерживаться редуктивного материализма , Харрис признает аргументы ревизионистов о том, что психологические определения сами по себе зависят от исследований и открытий. Харрис добавляет, что любая наука о морали должна учитывать все: от эмоций и мыслей до реальных действий и их последствий. [6]
Для Харриса моральные положения и явные ценности в целом связаны с процветанием сознательных существ в обществе. [7] Он утверждает: «Социальная мораль существует для поддержания социальных отношений сотрудничества, и мораль можно объективно оценить по этому стандарту». [8] Харрис считает, что разговоры некоторых философов о строго частной морали сродни непродуктивному обсуждению частной, личной физики. «Если философы хотят говорить только о какой-то причудливо противоестественной частной морали, они просто меняют тему». [9]
Харрис также обсуждает, как взаимозаменяемость точек зрения может стать важной частью моральных рассуждений. Он ссылается на «принцип неприятной неожиданности», когда кто-то понимает, что поддерживал неэффективную моральную норму (например, сообщалось о случаях, когда нацисты, охотившиеся за евреями, обнаруживали, что сами были еврейского происхождения). [10]
Наука и моральные истины
[ редактировать ]Харрис выделяет три научных проекта, связанных с моралью: (1) объяснение того, почему люди делают то, что они делают во имя морали (например, традиционная эволюционная психология ), (2) определение того, каким моделям мышления и поведения людям следует следовать ( наука о морали ) и (3) в целом убеждать людей изменить свой образ жизни. [11] Харрис говорит, что первый проект фокусируется только на описании того, что есть, тогда как (2) и (3) сосредоточены на том, что должно и могло бы быть соответственно. Его точка зрения состоит в том, что этот второй, предписывающий проект должен быть в центре внимания науки о морали . [12] Он также говорит, что нам не следует бояться « оруэлловского будущего», когда ученые будут у каждой двери: жизненно важный прогресс в науке о морали можно было бы разделить почти так же, как достижения в медицине. [13]
Харрис говорит, что важно отличать проект (1) от проекта (2), чтобы не допустить моралистической ошибки . [14] Он также подчеркивает важность проведения различия между (2) — вопросом о том, что правильно — и (3) — попыткой изменить поведение. Он говорит, что мы должны осознать, что нюансы человеческой мотивации сами по себе являются проблемой; людям часто не удается сделать то, что они «должны» делать, даже если они успешно эгоистичны: есть все основания полагать, что обнаружение того, что лучше для общества, не изменит привычки каждого его члена в одночасье. [15]
Харрис не думает, что люди, даже учёные, всегда принимали правильные моральные решения; на самом деле именно его аргумент заключается в том, что многие из них ошибаются в отношении моральных фактов. [16] Это связано со многими реальными проблемами хорошей науки в целом, включая человеческие когнитивные ограничения и предубеждения (например, неприятие потерь может повлиять на решения человека по таким важным вопросам, как медицина). Он упоминает исследования Пола Словича и других, чтобы описать лишь некоторые из этих умственных эвристик , которые могут помешать нам правильно рассуждать. [17] Хотя он упоминает, что обучение может смягчить влияние этих предубеждений, Харрис обеспокоен исследованиями, показывающими, что некомпетентность и невежество в определенной области приводят к уверенности ( эффект Даннинга-Крюгера ). [18]
Харрис объясняет, что дебаты и разногласия являются частью научного метода и что одна сторона может ошибаться. [19] Он также говорит, что дебаты, которые все еще доступны науке, показывают, как много работы еще можно проделать и сколько разговоров необходимо продолжать. [20]
Позитивные убеждения Харриса
[ редактировать ]Книга полна вопросов, которые, по мнению Харриса, далеки от морально серых зон. Например, он ссылается на один опрос, который показал, что 36% британских мусульман считают, что отступников следует казнить за их неверие, и говорит, что эти люди «морально запутались». [21] Он также предполагает, что очевидно, что одиночество, беспомощность и бедность — это плохо, но это ни в коем случае не так далеко, как позитивная психология завела и заведет нас. [22]
В одном разделе, «Иллюзия свободы воли», Харрис утверждает, что существует множество доказательств в психологии (например, иллюзия самоанализа ) или конкретно связанных с нейробиологией свободы воли , которые предполагают, что метафизически свободная воля не существует. Он думает, что это интуитивно понятно; «ход мыслей... передают кажущуюся реальность свободно сделанного выбора. Но с более глубокой точки зрения... мысли просто возникают (что еще они могли сделать?)». [23] Он добавляет: «Иллюзия свободы воли сама по себе является иллюзией». [24] Последствия несуществования свободы воли могут быть действующим детерминизмом, и Харрис предупреждает нас, чтобы мы не путали это с фатализмом . [23]
Одним из следствий решительной воли, по словам Харриса, является то, что становится неразумно наказывать людей ради возмездия: только изменение поведения и устрашение других по-прежнему кажутся потенциально вескими причинами для наказания. [25] Это особенно потому, что модификация поведения является своего рода лекарством от злого поведения; Харрис проводит мысленный эксперимент:
Подумайте, что произойдет, если мы откроем лекарство от человеческого зла. Представьте себе, ради аргументации... лекарство от психопатии можно добавить прямо в пищу, как витамин D ... рассмотрим, например, перспективу удержания лекарства от зла у убийцы как части его наказания. Имеет ли это вообще какой-то моральный смысл? [25]
Харрис признает иерархию моральных соображений (например, люди важнее бактерий или мышей). Он говорит, что из этого следует, что в принципе может существовать вид, по сравнению с которым мы относительно неважны (хотя он сомневается, что такой вид существует). [26]
Харрис поддерживает развитие технологии обнаружения лжи и считает, что в целом это принесет пользу человечеству. [ нужна ссылка ]
Религия: хорошо или плохо?
[ редактировать ]В соответствии с определением морали, данным Харрисом, он говорит, что мы должны задаться вопросом, способствует ли религия человеческому процветанию сегодня (независимо от того, увеличивала ли она его в далеком прошлом). [27] Он утверждает, что религии можно практиковать главным образом потому, что они хорошо соответствуют человеческим когнитивным тенденциям (например, анимизму ). [28] По мнению Харриса, религия и религиозные догмы являются препятствием для разума, и он приводит Фрэнсиса Коллинза в качестве примера .
Харрис критикует тактику секуляристов, таких как Крис Муни , которые утверждают, что наука не находится в фундаментальном (и, конечно, не поверхностном) конфликте с религией. Харрис видит в этом покровительственную попытку усмирить более набожных теистов. [29] Он утверждает, что общество может уйти от глубокой зависимости от религии так же, как и от колдовства, которое, по его словам, когда-то было столь же глубоко укоренившимся. [13]
Повышение
[ редактировать ]Перед публикацией четыре личных и профессиональных знакомых автора похвалили книгу: [30] включая биолога и популяризатора науки Ричарда Докинза , писателя Иэна Макьюэна , психолингвиста Стивена Пинкера и физика-теоретика Лоуренса Краусса . Каждый из них входит в состав Консультативного совета Harris's Project Reason . [31] и их похвалы представлены в виде аннотаций (опубликованных издателем книги на веб-сайте Харриса и воспроизведенных на суперобложке книги ). [32] Докинз сказал:
Я был одним из тех, кто бездумно поверил оскорбительному мифу о том, что наука ничего не может сказать о морали. К моему удивлению, «Моральный ландшафт» изменил для меня все это. Это должно изменить это и для философов. Философы разума уже обнаружили, что они не могут уклониться от изучения нейробиологии, и в результате лучшие из них подняли свою игру...». [33]
Макьюэн писал: «Харрис вдыхает интеллектуальный огонь в древнюю дискуссию. Читая эту захватывающую и смелую книгу, чувствуешь, как земля уходит у тебя под ногами. У разума еще никогда не было более страстного защитника». [32] Пинкер сказал, что Харрис предлагает «чрезвычайно привлекательное видение, которое ни один думающий человек не может позволить себе игнорировать». [32] Краусс писал, что Харрис «обладает редкой способностью формулировать аргументы, которые не только стимулируют, но и очень питательны, даже если вы не всегда с ним согласны!» [32] Краусс предсказал, что «читатели обязательно уйдут с ранее твердыми убеждениями о том, что мир бросает вызов, и с жизненно важным новым пониманием природы и ценности науки и разума в нашей жизни». [32]
Прием
[ редактировать ]В октябре 2010 года «Моральный ландшафт» занял 9-е место в твердом переплете по версии New York Times . списке бестселлеров документальной литературы в [34]
Отзывы и критика
[ редактировать ]ECSU Джеймс В. Диллер Доцент кафедры философии [35] и Эндрю Э. Нуццолилли написали в целом положительный обзор в журнале Международной ассоциации поведенческого анализа :
«Моральный ландшафт» представляет собой важный вклад в научное обсуждение морали. Он объясняет детерминанты морального поведения для массовой аудитории, помещая причинно-следственную связь во внешнюю среду и в коррелирующие неврологические состояния организма. [36]
В своем обзоре для & Noble Barnes доцент кафедры философии штата Калифорния Трой Джоллимор написал, что в книге «есть несколько хороших, разумных и временами убедительных вещей, которые можно сказать» людям, незнакомым с моральным скептицизмом , но «мало что можно сказать». тем людям, которые действительно знают, в чем заключаются аргументы, и это не поможет другим стать намного лучше информированными». Джоллимор также обеспокоен тем, что Харрис ошибочно представляет сложные проблемы как имеющие простые решения. [37]
Кваме Энтони Аппиа написал в «Нью-Йорк Таймс» , что «когда [Харрис] ближе всего к нейробиологии, он говорит много интересного и важного». [38] но раскритиковал Харриса за то, что он не смог сформулировать «свое главное утверждение» и определить, как наука «показала», что человеческое благополучие имеет объективный компонент. [38] Аппиа утверждал, что Харрис «в конечном итоге поддерживает… что-то очень похожее на утилитаризм , философскую позицию, которой уже более двух столетий, … которая сталкивается с целым рядом знакомых проблем», на которые Харрис просто «подталкивает[и]… . в сторону». [38] Харрис ответил Аппиа в послесловии к версии в мягкой обложке, заявив, что вся критика Аппиа рассмотрена в главе «Добро и зло».
Когнитивный антрополог Скотт Атран раскритиковал Харриса за неспособность изучить философскую литературу по этике и проблемам попыток научного количественного определения человеческого благосостояния, отметив, что
Лауреат Нобелевской премии Дэниел Канеман изучает, что доставляет американцам удовольствие — просмотр телевизора, общение с друзьями, секс — и что делает их несчастными — поездка на работу, работа, уход за детьми. Итак, где же нам остается...? [39]
Критикуя книгу, Кенан Малик написал:
Представьте себе социолога, который писал об эволюционной теории, не обсуждая работы Дарвина, Фишера, Майра, Гамильтона, Триверса или Докинза на том основании, что он не пришел к своим выводам, читая о биологии и обсуждая такие понятия, как «адаптация». видообразование», «гомология», «филогенетика» или «родственный отбор» «увеличат количество скуки во Вселенной». Насколько серьезно мы могли бы и должны ли мы воспринимать его аргументы? [40]
Дэвид Секстон из London Evening Standard охарактеризовал заявление Харриса о создании науки о морали как «самое чрезвычайно самонадеянное утверждение и явно ошибочное. Наука не создает собственных моральных ценностей; ее можно использовать во благо или во зло, и так оно и было. Харрис не может стоят вне культуры, и «лучшее будущее», которое он пророчит, само по себе является культурной проекцией». [41]
Джон Хорган , журналист блога Scientific American и автор книги «Конец науки» , писал: «Харрис еще больше демонстрирует свое высокомерие, когда утверждает, что нейробиология, его собственная область деятельности, лучше всего подходит для того, чтобы помочь нам достичь универсальной морали. ... Нейронаука Я даже не могу сказать мне, как я могу знать, что большая, черная, волосатая штука на моем диване - это моя собака Мерлин. И мы доверимся нейробиологии, которая расскажет нам, как нам следует разрешать дебаты по поводу морали абортов, эвтаназии и вооруженного насилия. вмешательство в дела других стран?» [42]
Рассел Блэкфорд писал: « Моральный ландшафт - это амбициозная работа, которая порадует сердца и укрепит нервы многих светских мыслителей», но, тем не менее, у него были «серьезные сомнения» по поводу книги. [43]
Философ Саймон Блэкберн , рецензируя книгу, охарактеризовал Харриса как «бездарного атеиста», который «присоединяется к огромным рядам тех, чьи заявления о том, что они превзошли философию, являются лишь примером того, что они делают это очень плохо», отмечая, что «если Бентам бы Если у Аристотеля гедонист находится в одном состоянии мозга, а активный субъект Аристотеля — в другом, как, вне всякого сомнения, они и были бы, то вопрос, какому из них отдать предпочтение, является моральной, а не эмпирической проблемой». [44] А Х. Аллен Орр в «Нью-Йоркском обзоре книг» писал: «Несмотря на браваду Харриса о том, «как наука может определять человеческие ценности», « Моральный ландшафт» не дает ничего подобного». [45]
Стив Айзексон написал «Исследование морального ландшафта: почему наука не определяет (и не может) определять человеческие ценности» . Айзексон заключает: «Самым большим возражением против аргумента Харриса по-прежнему является аргумент Мура с открытым вопросом . Харрис отвергает этот аргумент как игру слов, которой легко избежать, но он никогда не объясняет ни игру, ни то, как ее избежать. Он просто игнорирует ее». [46]
Американская писательница Мэрилин Робинсон в статье для The Wall Street Journal утверждала, что Харрису не удается «сформулировать свою собственную положительную мораль», но если бы он это сделал, он оказался бы в компании « унитаристов », активно сотрудничающих в схемах по улучшить благосостояние мира, как они делали на протяжении поколений». [47]
На семинаре «Движение натурализма вперед» лауреат Нобелевской премии по физике Стивен Вайнберг рассказал, как в юности он был утилитаристом, но его отговорили от идеи, что «фундаментальным принципом, который направляет наши действия, должно быть величайшее счастье для наибольшего числа людей». прочитав Олдоса Хаксли » « О дивный новый мир . Вайнберг добавил: «Теперь Сэм Харрис знает о такого рода контраргументах [утилитаризму] и говорит, что это не счастье, а человеческое благосостояние. скажите, что это не соответствует вашим собственным моральным чувствам, но при этом оно становится все менее и менее полезным как средство вынесения моральных суждений. Вы можете довести это до крайности, придумать какое-нибудь бессмысленное слово и сказать, что это важно, и никто не сможет. опровергнуть это, но это было бы не очень полезно. Я считаю человеческое благополучие и то, как об этом говорит Сэм Харрис, своего рода полпути в этом направлении к абсолютной чепухе». [48]
Ответ критикам Харриса
[ редактировать ]Через несколько месяцев после выхода книги Харрис написал продолжение в The Huffington Post, отвечая своим критикам. [49]
31 августа 2013 года, в ответ на негативные отзывы о своей книге, Харрис публично призвал всех написать эссе объемом менее 1000 слов, опровергающее «центральный аргумент» книги. [50] Представленные материалы были проверены Расселом Блэкфордом, и автор эссе был признан лучшим, получившим 2000 долларов или 20 000 долларов, если им удастся изменить мнение Харриса. [50] К установленному сроку было получено четыреста двадцать четыре эссе. [51] 11 марта 2014 года Блэкфорд объявил, что победившее эссе написал преподаватель философии Райан Борн. [52]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сэм Харрис» . Сэм Харрис . Проверено 5 августа 2012 г.
- ^ Харрис, Сэм (2009). Моральный ландшафт: как наука может определять человеческие ценности . ПроКвест (доктор философии). Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. ISBN 9781124011905 . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Моральный ландшафт , стр. 15
- ^ Jump up to: а б Моральный ландшафт , с. 180
- ^ Моральный ландшафт , стр. 144
- ^ «Новая наука о морали» . Край . Проверено 5 августа 2012 г.
- ^ ТЕД2010. «Сэм Харрис: Наука может ответить на моральные вопросы | Видео включено» . Тед.ком . Проверено 5 августа 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Вашингтон, округ Колумбия (13 октября 2010 г.). «Сэм Харрис рассказывает о «моральном ландшафте» в Нью-Йорке» . Центр расследований . Проверено 5 августа 2012 г.
- ^ Моральный ландшафт , стр. 147
- ^ Моральный ландшафт , стр. 81
- ^ Моральный ландшафт , стр. 49
- ^ Моральный ландшафт , стр. 42
- ^ Jump up to: а б Дон, Кэтрин (17 октября 2010 г.). « Моральный ландшафт: почему наука должна формировать мораль» . Салон.com . Проверено 5 августа 2012 г.
- ^ Моральный ландшафт , стр. 101
- ^ Моральный ландшафт , стр. 92
- ^ Моральный ландшафт , стр. 42–44
- ^ Моральный ландшафт , стр. 69
- ^ Моральный ландшафт , стр. 123
- ^ Моральный ландшафт , стр. 88
- ^ Моральный ландшафт , стр. 67
- ^ Моральный ландшафт , стр. 90
- ^ Моральный ландшафт , стр. 183
- ^ Jump up to: а б Моральный ландшафт , с. 105
- ^ Моральный ландшафт , стр. 112
- ^ Jump up to: а б Моральный ландшафт , с. 109
- ^ Моральный ландшафт , стр. 210
- ^ Моральный ландшафт , стр. 148
- ^ Моральный ландшафт , стр. 150
- ^ Моральный ландшафт , стр. 175
- ↑ См., например, Краусс, «Бог и наука не смешиваются» , The Wall Street Journal (описывающий Харриса и Докинза как своих «друзей») (доступ на личном веб-сайте Харриса, 7 ноября 2010 г.)
- ^ «Консультативный совет по причинам проекта» . Project-reason.org. 14 февраля 1989 г. Проверено 9 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Твитнуть. «www.samharris.org» . www.samharris.org . Проверено 9 сентября 2012 г.
- ^ Моральный ландшафт: как наука может определять человеческие ценности (5 октября 2010 г.). Моральный ландшафт: как наука может определять человеческие ценности (9781439171219): Сэм Харрис: Книги . Свободная пресса. ISBN 978-1439171219 .
- ^ Шюсслер, Дженнифер. «Твердый переплет» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Исследовательские ворота» . Проверено 25 января 2015 г.
- ^ Диллер, Дж.В.; Нуццолилли, А.Е. (2012). «Наука о ценностях: моральный ландшафт Сэма Харриса» . Поведенческий аналитик . 35 (2): 265–273. дои : 10.1007/BF03392286 . ПМК 3501430 .
- ^ Джоллимор, Barnes & Noble Review , 22 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с К. Аппиа, «Наука знает лучше» , The New York Times , 1 октября 2010 г.
- ^ Атран, Скотт (23 февраля 2011 г.). «Путеводитель Сэма Харриса почти по всему» . Национальный интерес . Проверено 24 сентября 2011 г.
- ^ Малик, Кенан (май – июнь 2011 г.). «Истины из пробирки» . Новый гуманист . п. 26 . Проверено 12 ноября 2011 г.
- ^ «Нарушители Библии короля Иакова» . Архивировано из оригинала 30 апреля 2011 года . Проверено 13 мая 2011 г.
- ^ Дж. Хорган, «Остерегайтесь праведных рационалистов: мы должны отвергнуть утверждение Сэма Харриса о том, что наука может быть моральным ориентиром» , блог Scientific American , 11 октября 2010 г.
- ^ «Рецензия на книгу: «Моральный ландшафт Сэма Харриса» . Jetpress.org . Проверено 5 августа 2012 г.
- ^ Мораль без журнала «Проспект Бога» , 23 марта 2011 г.
- ^ Орр, Х. Аллен (12 мая 2011 г.). «Наука о добре и зле» . Нью-Йоркское обозрение книг . Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года.
- ^ Анализ морального ландшафта: почему наука не определяет (и не может) определять человеческие ценности (19 ноября 2012 г.). Анализ морального ландшафта: почему наука не определяет (и не может) определять человеческие ценности (978-1480292680): Стив Айзексон: Книги . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1480292680 . , стр. 38
- ↑ М. Робинсон, «Что знают унитаристы (и не знает Сэм Харрис)» , The Wall Street Journal , 2 октября 2010 г.
- ^ Продвижение натурализма вперед: день 2, утро, 1-е занятие . Ютуб . Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 г.
- ^ Харрис, Сэм (25 мая 2011 г.). «Ответ критикам» . Хаффингтон Пост .
- ^ Jump up to: а б Проблема морального ландшафта :: Сэм Харрис
- ^ "Твиттер Рассел Блэкфорд"
- ^ Моральный ландшафт: победное эссе