История этики
Этика — это раздел философии , который исследует правильное и неправильное моральное поведение, моральные концепции (такие как справедливость, добродетель, долг) и моральный язык. Этика или моральная философия — это раздел философии, который «включает в себя систематизацию, защиту и рекомендацию концепций правильного и неправильного поведения». Область этики, наряду с эстетикой, касается вопросов ценностей и, таким образом, включает в себя раздел философии, называемый аксиологией.
Различные этические теории дают разные ответы на вопрос: «Что является величайшим благом?» и разработать полный набор правил поведения для отдельных лиц и групп. Этические теории тесно связаны с формами жизни в различных социальных укладах. [1]
Происхождение
[ редактировать ]Эпические поэмы, стоящие в начале многих мировых литератур, такие как месопотамский эпос о Гильгамеше Гомера , «Илиада» и исландские «Эдды» , изображают набор ценностей, которые подходят сильному вождю небольшого племени. Доблесть и успех — главные качества героя и, как правило, не ограничиваются моральными соображениями. Месть и вендетта — подходящие занятия для героев. Боги, которые появляются в таких эпосах, не являются защитниками моральных ценностей, а являются капризными силами природы, которых следует бояться и умилостивлять. [2]
Более строго этические утверждения иногда встречаются в литературе древних цивилизаций, ориентированной на низшие классы общества. «Альманах шумерского фермера» и египетская инструкция Аменемопа советуют фермерам оставлять немного зерна бедным сборщикам и обещают за это милость богов. [3] Ряд древних религий и мыслителей-этиков также выдвинули ту или иную версию золотого правила , по крайней мере, в его отрицательном варианте: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали себе. [4]
Древнегреческая этика
[ редактировать ]В то время как греческая моральная мысль изначально была основана на мифологии , которая обеспечивала моральный смысл, но не имела всеобъемлющей основы, с 600-х годов до нашей эры появился новый моральный подход, который вместо этого использовал рациональные аргументы, что привело к возникновению философии как отдельного способа мышления. [5] Особенно это приписывают Сократу . [5] Сократовский метод был направлен на установление моральных истин, ставя под сомнение убеждения других, а не объясняя их напрямую. [6] Он выступал против морального релятивизма софистов . , настаивая на формулировке моральных принципов с самого начала [7] Как это изображено в Платона » « Государстве , он формулирует величайшее благо как трансцендентную «форму самого добра». [8] В личной жизни Сократ жил чрезвычайно нравственно. Он был целомудренным, дисциплинированным, набожным, ответственным и заботился о своих друзьях. [9] В так называемой дилемме Евтифрона он поднял проблему того, было ли божественное действие мотивировано тем, что оно доброе, или оно было хорошим, потому что оно было божественным. [10] В «Горгии» он защищает идею о том, что лучше терпеть несправедливость, чем совершать ее.
Ключевой работой этики Платона была Республика , которая была сосредоточена на постижении справедливости , концепции, которая для Платона включала также более широкую мораль. [11] В диалоге Фрасимах утверждал, что традиционная мораль — это уловка, придуманная для удержания элиты у власти, от которой следует отказаться в пользу личных интересов. [11] Платон ответил, спланировав утопию и выдвинув метафизическую теорию того, что хорошо. [12] Он утверждал, что существует пять режимов, на которые можно разделить различные общества, лучшим из которых является аристократия , в которой «желания низшего большинства контролируются мудростью и желаниями высшего меньшинства». [13] Напротив, демократия приведет к деградации культуры и морали, при этом он утверждает, что «нельзя ожидать, что крайняя свобода приведет к чему-либо, кроме перехода к крайнему рабству». [14] В то время как обычные люди жили в иллюзии, продемонстрированной аллегорией пещеры , теория форм предполагала, что объективные определения, которых искал Сократ, действительно существовали. [15] Высшей формой была форма Добра, которая давала смысл всему в мире и могла быть понята только философами. [16]
Этика Аристотеля основывается на платоновской этике с важными вариациями. Аристотель определил добро как «то, к чему стремятся все вещи». [17] В то время как разные люди и виды деятельности преследовали множество различных благ, то благо, к которому стремились ради самого себя, было высшим благом, или тем, что он называл эвдемонией , что переводится как « счастье », но в более широком смысле может быть описано как «эвдемония». процветание » и предполагает «хорошо жить и преуспевать», а не просто удовольствие (которое само по себе последует). [18] « Великодушный » гражданин, ведущий добродетельную жизнь, может рассчитывать на достижение эвдемонии , которая, как утверждает Аристотель, является высшим благом для человека. Следуя Платону, Аристотель отводит значительную роль в нравственной жизни добродетелям , устойчивым привычкам поведения, ведущим к хорошим результатам; Главные добродетели — мужество , справедливость , благоразумие и воздержанность . Однако высшая форма жизни — это чисто интеллектуальная деятельность. [19] Однако добродетели для него — лишь средства достижения цели. [18] Более того, он не соглашался с Платоном в том, что существует универсальное трансцендентальное благо, вместо этого рассматривая этику как практическую и частную. [18] Скорее, добродетели должны основываться на поиске золотой середины между крайностями. [20]
Более поздние греческие философские школы, такие как эпикурейцы и стоики , обсуждали условия хорошей жизни. Обе эти школы утверждали, что спокойствие должно быть целью жизни, но расходились во мнениях относительно средств достижения этого, несмотря на то, что обе придерживались сократической традиции. [21] Эпикур учил, что величайшим благом является удовольствие и свобода от боли. [21] Однако последнее было более важным, поскольку следует избегать поблажек, чтобы они не приводили к нужде и, следовательно, к страданиям. [22] Вместо этого эпикурейцы подчеркивали спокойное наслаждение удовольствиями, особенно умственными, без страха и беспокойства. Стоики, основанные Зеноном из Кития , считали величайшим благом не удовольствие, а разум, и все согласно разуму, даже если это болезненно. Следовательно, они восхваляли жизнь разума, жившую в соответствии с природой. [23] На них повлиял аскетизм и безразличие к невзгодам циников и Сократа. [22] Принятие неизбежного впоследствии стало ключевым аспектом их мышления, основанным также на их вере в детерминизм . [24] В то время как эпикурейцы считали, что Вселенная по существу бессмысленна, стоики верили, что Бог (понимаемый единым со Вселенной) придал смысл миру. [24] В ответ на проблему зла стоики разработали концепцию теодицеи . [25] Философ-стоик Гиерокл также разработал концепцию морали, основанную на концентрических кругах близости к личности, такой как семья, сообщество и человечество, с процессом объединения себя и другого, называемым Ойкейосис . [26]
Индийская этика
[ редактировать ]Основой индуизма является эпос Махабхарата , который содержит концепцию дхармы , концепцию естественного закона и обязанностей, необходимых для поддержания естественного порядка. [27] Сам индуизм рассматривается его последователями как Санатана Дхарма , или «Вечный закон», который связывает всех. [28] Четыре цели индуизма — это мокша (просветление), артха (богатство), кама (удовольствие) и дхарма . [29] Значение мокши состоит в том, что только она способна прорваться сквозь майю , иллюзию, скрывающую реальность, что требует как понимания непостоянства материальной реальности, так и достижения понимания единства Самости ( атмана ) и основы бытия ( брахман ) . [29] Мокша также означает освобождение от цикла перевоплощений , которым управляет карма , накопленный баланс хороших и плохих действий человека. [30] Это, в свою очередь, использовалось в качестве оправдания кастовой системы . [31] В эпоху Осевую популярность аскетизма и отшельничества возросла , что иногда было реакцией на преобладающие социальные структуры. [32] В результате этой реакции возникли две важные системы убеждений. Джайнизм , формализованный философом-аскетом Махавирой , согласно которому просветление приходило через совершенно этическую жизнь, предполагающую полный отказ от убийства любых живых существ, включая мельчайших насекомых. [33] Другим был буддизм , основанный Буддой . Другие реакции на эпоху включали материалистические школы, такие как Чарвака , которые придерживались гедонизма и отвергали духовность. [32]
Самым важным из учений Будды была Дхаммакаккаппаваттана Сутта , в основе которой лежали Четыре Благородные Истины . [34] Первым из них была духкха , страдание, которое является частью жизни. [34] Это также один из трех признаков существования , определяющих жизнь; остальные — это анитья , непостоянство всего, и анатман , или несуществование личности во времени. [34] Вторая Благородная Истина заключалась в том, что все человеческие страдания вызваны желанием, которое не может быть удовлетворено, и что только отказ от желания может положить конец страданиям, что было Третьей Благородной Истиной. [35] Последняя Благородная Истина заключалась в том, что от желания можно отказаться, только следуя Благородному Восьмеричному Пути . [35] Восьмеричный путь состоит из восьми практик: правильный взгляд, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная внимательность и правильное самадхи («медитативное погружение или союз»; альтернативно, невозмутимое медитативное осознавание). [36] Срединный путь относится к основным аспектам учения Будды , либо к духовной практике, которая избегает как крайнего аскетизма , так и чувственных потворств, что определяется как Благородный Восьмеричный Путь, либо к избеганию Буддой этернализма (или абсолютизма ) и аннигиляционизм (и нигилизм ). [37] В буддизме Махаяны шуньята ( «пустота») относится к принципу, согласно которому «все вещи пусты от внутреннего существования и природы ( свабхава )». [38] [39]
Китайская этика
[ редактировать ]Конфуций , живший примерно в то же время, что и Будда, был сосредоточен главным образом на этической философии. [40] Его особенно интересовало, как создать гармоничное общество, которое, по его мнению, основывалось на двух человеческих качествах: жэнь и ли . [40] Жэнь , высший принцип, описывает человечность , охватывающую все качества, необходимые для идеального поведения между людьми. [40] Конфуциус утверждал, что некая форма Золотого правила должна быть руководящим принципом всех действий. [40] Однако он также считал, что в разных отношениях уместны разные формы поведения. [40] Второй принцип ли воплотил это, установив необходимость следовать традициям, ритуалам и другим общепринятым нормам. [40]
Этика естественного права
[ редактировать ]В века средние Фома Аквинский разработал синтез библейской и аристотелевской этики, названный теорией естественного права , согласно которой природа человека определяет, что хорошо, а что плохо. Например, убийство является неправильным, потому что жизнь важна для людей, поэтому лишение кого-либо ее является по своей сути злом. Образование необходимо людям и является их правом, потому что их интеллектуальная природа требует развития. Теория естественного права остается в центре католического учения о морали, например, в ее позициях по контрацепции и другим спорным моральным вопросам. [41]
Католическая практика принудительной исповеди привела к разработке руководств по казуистике , применению этических принципов к детальным случаям совести, например, к условиям справедливой войны . [42]
Кантианская этика
[ редактировать ]Иммануил Кант в 18 веке утверждал, что добро и зло основаны на долге , который дает нам Категорический императив , команду, которой по своей природе следует подчиняться. Поступок является истинно нравственным лишь в том случае, если он совершается из чувства долга, а самое ценное — это человеческая воля, решившая поступить правильно. Чтобы решить, чего требует долг, Кант предлагает принцип универсализации : правильные моральные правила — это те, которые каждый может принять. [43]
Философия Канта знаменует собой ряд важных концептуальных сдвигов в философском мышлении об этике. Кант утверждает, что вопросы о счастье не должны быть в центре внимания этической мысли, потому что этика должна быть универсальной, в то время как счастье может включать в себя совершенно разные образы жизни для разных людей. Он также считал, что этот подход необходим, чтобы этическая теория не стала «гетерономной»; то есть найти источник правильной моральной мотивации вне собственно моральных проблем.
Утилитаризм
[ редактировать ]В Британии XIX века Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль пропагандировали утилитаризм , точку зрения, согласно которой правильные действия — это те, которые могут привести к наибольшему счастью наибольшего числа людей. Утилитаризм остается популярным и в XXI веке. [44]
И кантианство, и утилитаризм предлагают этические теории, которые могут поддержать современное либеральное политическое развитие, а также связанные с ним просветительские способы понимания личности.
Двадцатый век
[ редактировать ]В начале двадцатого века было много дискуссий по метаэтике , то есть философской теории природы этики. Взгляды варьировались от морального реализма , согласно которому моральные истины касаются реальности, независимой от разума, [45] к эволюционной этике , которая считает, что этические практики — это просто развитые способы поведения, которые привели к эволюционному успеху, к ошибок теории Дж. Л. Маки , которая считала, что само понятие этических обязательств является ошибкой. [46]
Размышления о Холокосте , такие как размышления Ханны Арендт , привели к более глубокому пониманию реальности крайнего зла. Холокост оказал огромное влияние на других еврейских философов, например, в послевоенный период Эммануэль Левинас разработал свою «этику другого» и назвал этику «первой философией». [47] Эта философия показала, что отношение к другому человеку, находящемуся в беде, занимает центральное место в развитии этики и поставило этические теории на центральное место в философии. Кроме того, в ответ на Холокост теории прав , выраженные, например, во Всеобщей декларации прав человека 1948 года , утверждали неотъемлемые моральные права человека на жизнь, образование и другие основные блага. Другой ответ на зверства Второй мировой войны включал экзистенциальные размышления о смысле жизни, ведущие к подходам к этике, основанным на «ситуации» и личном взаимодействии. [48]
В конце 20-го века произошел так называемый «аретаический поворот» и возобновился интерес к этике добродетели . Этот поворот часто прослеживается в статье Джема Анскомба, озаглавленной « Современная моральная философия ». Этот подход затем был развит и популяризирован такими фигурами, как Филиппа Фут , Аласдер Макинтайр , Розалинда Херстхаус , а также Поль Рикёр . Возрождение этой этической позиции соответственно привело к возвращению к взаимодействию с более ранними философами, связанными с моральной философией, такими как Фома Аквинский. [49] и Аристотель . [50]
Профессиональная и прикладная этика
[ редактировать ]В то время как этика середины двадцатого века в основном занималась теоретическими вопросами, медицинская этика продолжала заниматься вопросами практики. В 1970-е годы произошло возрождение других областей прикладной этики , рассмотрение детальных практических случаев в биоэтике , [51] этика животных , деловая этика , [52] экологическая этика , компьютерная этика и другие специальные области. Развитие новых технологий породило множество новых проблем, требующих этических дискуссий.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макинтайр 1998 .
- ^ Т. Кэхилл, Дары евреев (Нью-Йорк, 1998), гл. 1; AWH Адкинс, Заслуги и ответственность: исследование греческих ценностей (Оксфорд, 1960).
- ^ С. Н. Крамер, Шумеры (Чикаго, 1963), 108.
- ^ Дж. Уоттлс, Золотое правило (Нью-Йорк, 1996), гл. 1.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малик 2014 , с. 12.
- ^ Малик 2014 , с. 18.
- ^ Малик 2014 , с. 20.
- ^ Республика, Книга VI
- ^ См. «Пир», «Федон и республика», книга I.
- ^ Малик 2014 , с. 21-22.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малик 2014 , с. 24.
- ^ Малик 2014 , с. 25.
- ^ Малик 2014 , с. 26.
- ^ Малик 2014 , с. 27.
- ^ Малик 2014 , с. 28.
- ^ Малик 2014 , с. 29.
- ^ Малик 2014 , с. 33.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Малик 2014 , с. 34.
- ^ Д. О. Урмсон, Этика Аристотеля (Нью-Йорк, 1988).
- ^ Малик 2014 , с. 37.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малик 2014 , с. 44.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малик 2014 , с. 45.
- ^ WO Стивенс, Стоическая этика в Интернет-энциклопедии философии .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малик 2014 , с. 46.
- ^ Малик 2014 , с. 48.
- ^ Малик 2014 , с. 50.
- ^ Малик 2014 , стр. 77–78.
- ^ Малик 2014 , стр. 79–80.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малик 2014 , с. 81.
- ^ Малик 2014 , с. 81-82.
- ^ Малик 2014 , с. 83.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малик 2014 , с. 87.
- ^ Малик 2014 , с. 87-88.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Малик 2014 , с. 89.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малик 2014 , с. 90.
- ^ Веттер 1988 , стр. 11–14.
- ^ Кон (1991), с. 143.
- ^ Пол Уильямс (2008). Буддизм Махаяны: основы доктрины . Рутледж. стр. 68–69. ISBN 978-1-134-25056-1 .
- ^ Кристофер В. Гованс (2014). Буддийская моральная философия: введение . Рутледж. стр. 69–70. ISBN 978-1-317-65934-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Малик 2014 , с. 98.
- ^ Дж. Финнис, Основы этики (Оксфорд, 1983).
- ^ А. Р. Йонсен и С. Тулмин, Злоупотребление казуистикой: история моральных рассуждений , Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, 1990.
- ^ Р. Джонсон, Моральная философия Канта (Стэнфордская энциклопедия философии).
- ^ EgP Singer, Практическая этика (2-е изд., Кембридж, 1993).
- ^ Р. Шафер-Ландау, Моральный реализм: защита (Оксфорд, 2003).
- ^ Дж. Маки, Этика: изобретение правильного и неправильного (Нью-Йорк, 1977).
- ^ Б. Берго, Эммануэль Левинас (Стэнфордская энциклопедия философии), дата обращения 11 ноября 2019 г.
- ^ Например, Симона де Бовуар, Этика двусмысленности . Цитадель, 1949 год.
- ^ Филиппа Фут, Добродетели и пороки (Оксфорд, 2002), стр. 13-14.
- ^ Аласдер Макинтайр, «Моральная философия и современная социальная практика», «Задачи философии, том 1: Избранные эссе» (Кембридж, 2006), стр. 109.
- ^ Р. Мартенсен, История биоэтики: обзор эссе, Журнал истории медицины и смежных наук 56 (2001), 168-175.
- ^ Т. Ф. МакМэхон, Краткая история американской деловой этики, в изд. Р. Фредерика, « Спутник деловой этики» , Оксфорд: Блэквелл, 2002, стр. 342–52.
Источники
[ редактировать ]- Макинтайр, Аласдер (1998). Краткая история этики . Лондон: Макмиллан. ISBN 0-415-04027-2 .
- Ирвин, Теренс (2007). Развитие этики . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-415-96824-9 .
- Малик, Кенан (01 мая 2014 г.). В поисках морального компаса: глобальная история этики . Атлантические книги. ISBN 978-1-78239-030-5 .
- Веттер, Тилманн (1988). Идеи и медитативные практики раннего буддизма . БРИЛЛ. ISBN 90-04-08959-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беккер, Лоуренс К .; Шарлотта Б. Беккер (2003). История западной этики . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-04027-2 .
- Крисп, Роджер (2013). Оксфордский справочник по истории этики . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-954597-1 .