Jump to content

История этики

Этика — это раздел философии , который исследует правильное и неправильное моральное поведение, моральные концепции (такие как справедливость, добродетель, долг) и моральный язык. Этика или моральная философия — это раздел философии, который «включает в себя систематизацию, защиту и рекомендацию концепций правильного и неправильного поведения». Область этики, наряду с эстетикой, касается вопросов ценностей и, таким образом, включает в себя раздел философии, называемый аксиологией.

Различные этические теории дают разные ответы на вопрос: «Что является величайшим благом?» и разработать полный набор правил поведения для отдельных лиц и групп. Этические теории тесно связаны с формами жизни в различных социальных укладах. [1]

Происхождение

[ редактировать ]

Эпические поэмы, стоящие в начале многих мировых литератур, такие как месопотамский эпос о Гильгамеше Гомера , «Илиада» и исландские «Эдды» , изображают набор ценностей, которые подходят сильному вождю небольшого племени. Доблесть и успех — главные качества героя и, как правило, не ограничиваются моральными соображениями. Месть и вендетта — подходящие занятия для героев. Боги, которые появляются в таких эпосах, не являются защитниками моральных ценностей, а являются капризными силами природы, которых следует бояться и умилостивлять. [2]

Более строго этические утверждения иногда встречаются в литературе древних цивилизаций, ориентированной на низшие классы общества. «Альманах шумерского фермера» и египетская инструкция Аменемопа советуют фермерам оставлять немного зерна бедным сборщикам и обещают за это милость богов. [3] Ряд древних религий и мыслителей-этиков также выдвинули ту или иную версию золотого правила , по крайней мере, в его отрицательном варианте: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали себе. [4]

Древнегреческая этика

[ редактировать ]

В то время как греческая моральная мысль изначально была основана на мифологии , которая обеспечивала моральный смысл, но не имела всеобъемлющей основы, с 600-х годов до нашей эры появился новый моральный подход, который вместо этого использовал рациональные аргументы, что привело к возникновению философии как отдельного способа мышления. [5] Особенно это приписывают Сократу . [5] Сократовский метод был направлен на установление моральных истин, ставя под сомнение убеждения других, а не объясняя их напрямую. [6] Он выступал против морального релятивизма софистов . , настаивая на формулировке моральных принципов с самого начала [7] Как это изображено в Платона » « Государстве , он формулирует величайшее благо как трансцендентную «форму самого добра». [8] В личной жизни Сократ жил чрезвычайно нравственно. Он был целомудренным, дисциплинированным, набожным, ответственным и заботился о своих друзьях. [9] В так называемой дилемме Евтифрона он поднял проблему того, было ли божественное действие мотивировано тем, что оно доброе, или оно было хорошим, потому что оно было божественным. [10] В «Горгии» он защищает идею о том, что лучше терпеть несправедливость, чем совершать ее.

Ключевой работой этики Платона была Республика , которая была сосредоточена на постижении справедливости , концепции, которая для Платона включала также более широкую мораль. [11] В диалоге Фрасимах утверждал, что традиционная мораль — это уловка, придуманная для удержания элиты у власти, от которой следует отказаться в пользу личных интересов. [11] Платон ответил, спланировав утопию и выдвинув метафизическую теорию того, что хорошо. [12] Он утверждал, что существует пять режимов, на которые можно разделить различные общества, лучшим из которых является аристократия , в которой «желания низшего большинства контролируются мудростью и желаниями высшего меньшинства». [13] Напротив, демократия приведет к деградации культуры и морали, при этом он утверждает, что «нельзя ожидать, что крайняя свобода приведет к чему-либо, кроме перехода к крайнему рабству». [14] В то время как обычные люди жили в иллюзии, продемонстрированной аллегорией пещеры , теория форм предполагала, что объективные определения, которых искал Сократ, действительно существовали. [15] Высшей формой была форма Добра, которая давала смысл всему в мире и могла быть понята только философами. [16]

Этика Аристотеля основывается на платоновской этике с важными вариациями. Аристотель определил добро как «то, к чему стремятся все вещи». [17] В то время как разные люди и виды деятельности преследовали множество различных благ, то благо, к которому стремились ради самого себя, было высшим благом, или тем, что он называл эвдемонией , что переводится как « счастье », но в более широком смысле может быть описано как «эвдемония». процветание » и предполагает «хорошо жить и преуспевать», а не просто удовольствие (которое само по себе последует). [18] « Великодушный » гражданин, ведущий добродетельную жизнь, может рассчитывать на достижение эвдемонии , которая, как утверждает Аристотель, является высшим благом для человека. Следуя Платону, Аристотель отводит значительную роль в нравственной жизни добродетелям , устойчивым привычкам поведения, ведущим к хорошим результатам; Главные добродетели — мужество , справедливость , благоразумие и воздержанность . Однако высшая форма жизни — это чисто интеллектуальная деятельность. [19] Однако добродетели для него — лишь средства достижения цели. [18] Более того, он не соглашался с Платоном в том, что существует универсальное трансцендентальное благо, вместо этого рассматривая этику как практическую и частную. [18] Скорее, добродетели должны основываться на поиске золотой середины между крайностями. [20]

Более поздние греческие философские школы, такие как эпикурейцы и стоики , обсуждали условия хорошей жизни. Обе эти школы утверждали, что спокойствие должно быть целью жизни, но расходились во мнениях относительно средств достижения этого, несмотря на то, что обе придерживались сократической традиции. [21] Эпикур учил, что величайшим благом является удовольствие и свобода от боли. [21] Однако последнее было более важным, поскольку следует избегать поблажек, чтобы они не приводили к нужде и, следовательно, к страданиям. [22] Вместо этого эпикурейцы подчеркивали спокойное наслаждение удовольствиями, особенно умственными, без страха и беспокойства. Стоики, основанные Зеноном из Кития , считали величайшим благом не удовольствие, а разум, и все согласно разуму, даже если это болезненно. Следовательно, они восхваляли жизнь разума, жившую в соответствии с природой. [23] На них повлиял аскетизм и безразличие к невзгодам циников и Сократа. [22] Принятие неизбежного впоследствии стало ключевым аспектом их мышления, основанным также на их вере в детерминизм . [24] В то время как эпикурейцы считали, что Вселенная по существу бессмысленна, стоики верили, что Бог (понимаемый единым со Вселенной) придал смысл миру. [24] В ответ на проблему зла стоики разработали концепцию теодицеи . [25] Философ-стоик Гиерокл также разработал концепцию морали, основанную на концентрических кругах близости к личности, такой как семья, сообщество и человечество, с процессом объединения себя и другого, называемым Ойкейосис . [26]

Индийская этика

[ редактировать ]

Основой индуизма является эпос Махабхарата , который содержит концепцию дхармы , концепцию естественного закона и обязанностей, необходимых для поддержания естественного порядка. [27] Сам индуизм рассматривается его последователями как Санатана Дхарма , или «Вечный закон», который связывает всех. [28] Четыре цели индуизма — это мокша (просветление), артха (богатство), кама (удовольствие) и дхарма . [29] Значение мокши состоит в том, что только она способна прорваться сквозь майю , иллюзию, скрывающую реальность, что требует как понимания непостоянства материальной реальности, так и достижения понимания единства Самости ( атмана ) и основы бытия ( брахман ) . [29] Мокша также означает освобождение от цикла перевоплощений , которым управляет карма , накопленный баланс хороших и плохих действий человека. [30] Это, в свою очередь, использовалось в качестве оправдания кастовой системы . [31] В эпоху Осевую популярность аскетизма и отшельничества возросла , что иногда было реакцией на преобладающие социальные структуры. [32] В результате этой реакции возникли две важные системы убеждений. Джайнизм , формализованный философом-аскетом Махавирой , согласно которому просветление приходило через совершенно этическую жизнь, предполагающую полный отказ от убийства любых живых существ, включая мельчайших насекомых. [33] Другим был буддизм , основанный Буддой . Другие реакции на эпоху включали материалистические школы, такие как Чарвака , которые придерживались гедонизма и отвергали духовность. [32]

Самым важным из учений Будды была Дхаммакаккаппаваттана Сутта , в основе которой лежали Четыре Благородные Истины . [34] Первым из них была духкха , страдание, которое является частью жизни. [34] Это также один из трех признаков существования , определяющих жизнь; остальные — это анитья , непостоянство всего, и анатман , или несуществование личности во времени. [34] Вторая Благородная Истина заключалась в том, что все человеческие страдания вызваны желанием, которое не может быть удовлетворено, и что только отказ от желания может положить конец страданиям, что было Третьей Благородной Истиной. [35] Последняя Благородная Истина заключалась в том, что от желания можно отказаться, только следуя Благородному Восьмеричному Пути . [35] Восьмеричный путь состоит из восьми практик: правильный взгляд, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная внимательность и правильное самадхи («медитативное погружение или союз»; альтернативно, невозмутимое медитативное осознавание). [36] Срединный путь относится к основным аспектам учения Будды , либо к духовной практике, которая избегает как крайнего аскетизма , так и чувственных потворств, что определяется как Благородный Восьмеричный Путь, либо к избеганию Буддой этернализма (или абсолютизма ) и аннигиляционизм нигилизм ). [37] В буддизме Махаяны шуньята ( «пустота») относится к принципу, согласно которому «все вещи пусты от внутреннего существования и природы ( свабхава )». [38] [39]

Китайская этика

[ редактировать ]

Конфуций , живший примерно в то же время, что и Будда, был сосредоточен главным образом на этической философии. [40] Его особенно интересовало, как создать гармоничное общество, которое, по его мнению, основывалось на двух человеческих качествах: жэнь и ли . [40] Жэнь , высший принцип, описывает человечность , охватывающую все качества, необходимые для идеального поведения между людьми. [40] Конфуциус утверждал, что некая форма Золотого правила должна быть руководящим принципом всех действий. [40] Однако он также считал, что в разных отношениях уместны разные формы поведения. [40] Второй принцип ли воплотил это, установив необходимость следовать традициям, ритуалам и другим общепринятым нормам. [40]

Этика естественного права

[ редактировать ]

В века средние Фома Аквинский разработал синтез библейской и аристотелевской этики, названный теорией естественного права , согласно которой природа человека определяет, что хорошо, а что плохо. Например, убийство является неправильным, потому что жизнь важна для людей, поэтому лишение кого-либо ее является по своей сути злом. Образование необходимо людям и является их правом, потому что их интеллектуальная природа требует развития. Теория естественного права остается в центре католического учения о морали, например, в ее позициях по контрацепции и другим спорным моральным вопросам. [41]

Католическая практика принудительной исповеди привела к разработке руководств по казуистике , применению этических принципов к детальным случаям совести, например, к условиям справедливой войны . [42]

Кантианская этика

[ редактировать ]

Иммануил Кант в 18 веке утверждал, что добро и зло основаны на долге , который дает нам Категорический императив , команду, которой по своей природе следует подчиняться. Поступок является истинно нравственным лишь в том случае, если он совершается из чувства долга, а самое ценное — это человеческая воля, решившая поступить правильно. Чтобы решить, чего требует долг, Кант предлагает принцип универсализации : правильные моральные правила — это те, которые каждый может принять. [43]

Философия Канта знаменует собой ряд важных концептуальных сдвигов в философском мышлении об этике. Кант утверждает, что вопросы о счастье не должны быть в центре внимания этической мысли, потому что этика должна быть универсальной, в то время как счастье может включать в себя совершенно разные образы жизни для разных людей. Он также считал, что этот подход необходим, чтобы этическая теория не стала «гетерономной»; то есть найти источник правильной моральной мотивации вне собственно моральных проблем.

Утилитаризм

[ редактировать ]

В Британии XIX века Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль пропагандировали утилитаризм , точку зрения, согласно которой правильные действия — это те, которые могут привести к наибольшему счастью наибольшего числа людей. Утилитаризм остается популярным и в XXI веке. [44]

И кантианство, и утилитаризм предлагают этические теории, которые могут поддержать современное либеральное политическое развитие, а также связанные с ним просветительские способы понимания личности.

Двадцатый век

[ редактировать ]

В начале двадцатого века было много дискуссий по метаэтике , то есть философской теории природы этики. Взгляды варьировались от морального реализма , согласно которому моральные истины касаются реальности, независимой от разума, [45] к эволюционной этике , которая считает, что этические практики — это просто развитые способы поведения, которые привели к эволюционному успеху, к ошибок теории Дж. Л. Маки , которая считала, что само понятие этических обязательств является ошибкой. [46]

Размышления о Холокосте , такие как размышления Ханны Арендт , привели к более глубокому пониманию реальности крайнего зла. Холокост оказал огромное влияние на других еврейских философов, например, в послевоенный период Эммануэль Левинас разработал свою «этику другого» и назвал этику «первой философией». [47] Эта философия показала, что отношение к другому человеку, находящемуся в беде, занимает центральное место в развитии этики и поставило этические теории на центральное место в философии. Кроме того, в ответ на Холокост теории прав , выраженные, например, во Всеобщей декларации прав человека 1948 года , утверждали неотъемлемые моральные права человека на жизнь, образование и другие основные блага. Другой ответ на зверства Второй мировой войны включал экзистенциальные размышления о смысле жизни, ведущие к подходам к этике, основанным на «ситуации» и личном взаимодействии. [48]

В конце 20-го века произошел так называемый «аретаический поворот» и возобновился интерес к этике добродетели . Этот поворот часто прослеживается в статье Джема Анскомба, озаглавленной « Современная моральная философия ». Этот подход затем был развит и популяризирован такими фигурами, как Филиппа Фут , Аласдер Макинтайр , Розалинда Херстхаус , а также Поль Рикёр . Возрождение этой этической позиции соответственно привело к возвращению к взаимодействию с более ранними философами, связанными с моральной философией, такими как Фома Аквинский. [49] и Аристотель . [50]

Профессиональная и прикладная этика

[ редактировать ]

В то время как этика середины двадцатого века в основном занималась теоретическими вопросами, медицинская этика продолжала заниматься вопросами практики. В 1970-е годы произошло возрождение других областей прикладной этики , рассмотрение детальных практических случаев в биоэтике , [51] этика животных , деловая этика , [52] экологическая этика , компьютерная этика и другие специальные области. Развитие новых технологий породило множество новых проблем, требующих этических дискуссий.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Макинтайр 1998 .
  2. ^ Т. Кэхилл, Дары евреев (Нью-Йорк, 1998), гл. 1; AWH Адкинс, Заслуги и ответственность: исследование греческих ценностей (Оксфорд, 1960).
  3. ^ С. Н. Крамер, Шумеры (Чикаго, 1963), 108.
  4. ^ Дж. Уоттлс, Золотое правило (Нью-Йорк, 1996), гл. 1.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малик 2014 , с. 12.
  6. ^ Малик 2014 , с. 18.
  7. ^ Малик 2014 , с. 20.
  8. ^ Республика, Книга VI
  9. ^ См. «Пир», «Федон и республика», книга I.
  10. ^ Малик 2014 , с. 21-22.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малик 2014 , с. 24.
  12. ^ Малик 2014 , с. 25.
  13. ^ Малик 2014 , с. 26.
  14. ^ Малик 2014 , с. 27.
  15. ^ Малик 2014 , с. 28.
  16. ^ Малик 2014 , с. 29.
  17. ^ Малик 2014 , с. 33.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Малик 2014 , с. 34.
  19. ^ Д. О. Урмсон, Этика Аристотеля (Нью-Йорк, 1988).
  20. ^ Малик 2014 , с. 37.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малик 2014 , с. 44.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малик 2014 , с. 45.
  23. ^ WO Стивенс, Стоическая этика в Интернет-энциклопедии философии .
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малик 2014 , с. 46.
  25. ^ Малик 2014 , с. 48.
  26. ^ Малик 2014 , с. 50.
  27. ^ Малик 2014 , стр. 77–78.
  28. ^ Малик 2014 , стр. 79–80.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малик 2014 , с. 81.
  30. ^ Малик 2014 , с. 81-82.
  31. ^ Малик 2014 , с. 83.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малик 2014 , с. 87.
  33. ^ Малик 2014 , с. 87-88.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Малик 2014 , с. 89.
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малик 2014 , с. 90.
  36. ^ Веттер 1988 , стр. 11–14.
  37. ^ Кон (1991), с. 143.
  38. ^ Пол Уильямс (2008). Буддизм Махаяны: основы доктрины . Рутледж. стр. 68–69. ISBN  978-1-134-25056-1 .
  39. ^ Кристофер В. Гованс (2014). Буддийская моральная философия: введение . Рутледж. стр. 69–70. ISBN  978-1-317-65934-1 .
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Малик 2014 , с. 98.
  41. ^ Дж. Финнис, Основы этики (Оксфорд, 1983).
  42. ^ А. Р. Йонсен и С. Тулмин, Злоупотребление казуистикой: история моральных рассуждений , Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, 1990.
  43. ^ Р. Джонсон, Моральная философия Канта (Стэнфордская энциклопедия философии).
  44. ^ EgP Singer, Практическая этика (2-е изд., Кембридж, 1993).
  45. ^ Р. Шафер-Ландау, Моральный реализм: защита (Оксфорд, 2003).
  46. ^ Дж. Маки, Этика: изобретение правильного и неправильного (Нью-Йорк, 1977).
  47. ^ Б. Берго, Эммануэль Левинас (Стэнфордская энциклопедия философии), дата обращения 11 ноября 2019 г.
  48. ^ Например, Симона де Бовуар, Этика двусмысленности . Цитадель, 1949 год.
  49. ^ Филиппа Фут, Добродетели и пороки (Оксфорд, 2002), стр. 13-14.
  50. ^ Аласдер Макинтайр, «Моральная философия и современная социальная практика», «Задачи философии, том 1: Избранные эссе» (Кембридж, 2006), стр. 109.
  51. ^ Р. Мартенсен, История биоэтики: обзор эссе, Журнал истории медицины и смежных наук 56 (2001), 168-175.
  52. ^ Т. Ф. МакМэхон, Краткая история американской деловой этики, в изд. Р. Фредерика, « Спутник деловой этики» , Оксфорд: Блэквелл, 2002, стр. 342–52.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6a292ae27383026c1cf8f7bad20d2eca__1714672500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/ca/6a292ae27383026c1cf8f7bad20d2eca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of ethics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)