Jump to content

Из рода человеческого

Из рода человеческого
Энциклика Папы Пия XII
Герб Папы Пия XII.
Дата подписания 12 августа 1950 г.
Число 18 понтификата

Humani Generis — это папская энциклика , Папой Пием XII обнародованная 12 августа 1950 года «касающаяся некоторых ложных мнений, угрожающих подорвать основы католической доктрины». В энциклике говорится, что в первую очередь обсуждались «новые мнения», которые могут «происходить из предосудительного стремления к новизне», и их последствия для Церкви.

Было предположение, что голландский иезуит Себастьян Тромп , профессор богословия Папского Григорианского университета, помогал в составлении проекта энциклики. [1]

Говорят, что Реджинальд Гарригу-Лагранж (1877–1964), профессор Папского университета Святого Фомы Аквинского , оказал большое влияние на содержание энциклики. [2]

Содержание

[ редактировать ]

Роль богословия

[ редактировать ]

Humani Generis утверждает: «Этот залог веры наш Божественный Искупитель дал для подлинного истолкования не каждому из верующих, даже не богословам , а только учительному авторитету Церкви». [3]

В Humani Generis Папа Пий придерживался корпоративного взгляда на богословие. Богословы, нанятые Церковью, являются помощниками, обучающими официальным учениям Церкви, а не своим личным мыслям. Они могут свободно участвовать во всех видах эмпирических исследований, которые Церковь будет щедро поддерживать, но в вопросах морали и религии они подчиняются преподавательской должности и авторитету Церкви, Магистериума .

Самая благородная задача богословия — показать, как учение, определенное Церковью, содержится в источниках откровения […] в том смысле, в котором оно было определено Церковью. [4]

Humani Generis критикует некоторые тенденции в современном богословии, но не упоминает и не нападает на отдельные мнения или даже группы несогласных богословов.

Позже Папа ссылается на новую аксиому : «новое интеллектуальное течение , новое общественное настроение внутри Церкви и новые модели поведения» ее членов. Он просил своих коллег- епископов исцелить эту «интеллектуальную заразу», которой нельзя позволить разрастаться. [5] [ нужна проверка ]

В областях как «гуманитарных наук, так и священного богословия» энциклика санкционировала «исследования и дискуссии», в которых «причины обоих мнений, то есть благоприятных и неблагоприятных для эволюции», должны были «взвешиваться и оцениваться». [6]

Препятствия на пути к Богу

[ редактировать ]

Humani Generis начинается с признания нескольких препятствий на пути к поиску и обретению Бога только в свете разума :

Хотя человеческий разум, строго говоря, действительно способен с помощью своей естественной силы и света достичь истинного и достоверного познания единого личного Бога, который наблюдает и управляет миром своим провидением, а также естественного закона, записанного в нашей книге. сердца от Творца; однако существует множество препятствий, которые мешают разуму эффективно и плодотворно использовать эту врожденную способность. Ибо истины, касающиеся отношений между Богом и человеком, полностью превосходят видимый порядок вещей и, если они воплощаются в человеческую деятельность и влияют на нее, они призывают к самоотдаче и самоотречению. Человеческий разум , в свою очередь, затрудняется в постижении таких истин не только из-за воздействия чувств и воображения, но также из-за расстройства аппетитов, которые являются последствиями первородного греха . Вот и случается, что люди в таких вопросах легко убеждают себя в том, что то, что им не хотелось бы быть правдой, является ложным или по крайней мере сомнительным. [7]

Вот почему человек нуждается в истинном просвещении через Божье откровение.

Четыре проблемы

[ редактировать ]

Установив таким образом главный принцип, энциклика продолжает обзор философских течений современной культуры, их потенциала и опасностей в свете божественного откровения веры на различных уровнях. В нем рассматриваются последние богословские, философские и научные разработки.

Новое богословие

[ редактировать ]

Описывая ошибочное развитие католической церкви после Второй мировой войны, энциклика не упоминает имена и не обвиняет конкретных лиц или организации. В энциклике говорится, что « Новая теология» и ее последователи рассматривают католическое учение как относительное , что оно отходит от традиционного неотомизма, используя релятивистский исторический анализ и используя философские аксиомы, такие как экзистенциализм или позитивизм . В энциклике далее говорится, что ученые «Новой теологии» выражали католические догмы с помощью концепций современной философии, имманентизма , или идеализма , или экзистенциализма, или любой другой системы, и что некоторые считали, что тайны веры могут быть выражены действительно адекватными концепциями, но только приблизительными и вечными. - изменчивые понятия. [8] В энциклике также говорилось:

Всем известно, что терминология, используемая в школах и даже используемая педагогическим авторитетом самой Церкви, может быть усовершенствована и отшлифована; и мы знаем также, что сама Церковь не всегда использовала одни и те же термины одинаково. Очевидно также, что Церковь не может быть привязана к каждой философской системе, существовавшей в течение короткого времени. Тем не менее, то, что было создано общими усилиями католических учителей на протяжении веков, чтобы добиться некоторого понимания догмы, определенно не основано на таком слабом фундаменте. Эти вещи основаны на принципах и понятиях, выведенных из истинного знания о сотворенных вещах. В процессе вывода это знание, как звезда, просветило человеческий разум через Церковь. Поэтому неудивительно, что некоторые из этих понятий не только использовались Вселенскими Соборами , но даже санкционировались ими, так что отступать от них неправильно. [8]

Пий умоляет «мятежников» не разрушать, а строить. Он требует не пренебрегать, не отвергать и не обесценивать столь многие и столь великие ресурсы, которые были задуманы, выражены и усовершенствованы на протяжении веков. Новая философия, подобная экзистенциализму, «сегодня, как существующий полевой цветок, завтра устаревшая и старомодная, потрясенная ветрами времени», [8] он говорит, что это плохая и неустойчивая основа богословия Церкви.

Эволюция

[ редактировать ]

Энциклика заняла тонкую позицию в отношении эволюции. Он проводил различие между душой, созданной божественно, и физическим телом, развитие которого может быть предметом эмпирического и разумного изучения:

Учительский авторитет Церкви не запрещает, чтобы в соответствии с нынешним состоянием гуманитарных наук и священного богословия исследования и дискуссии со стороны людей, имеющих опыт в обеих областях, проводились в отношении доктрины эволюции, как поскольку она исследует происхождение человеческого тела как происходящего из предсуществующей и живой материи, - ибо католическая вера обязывает нас считать, что души непосредственно созданы Богом. [9]

Энциклика не поддерживает ни всестороннее признание эволюции , ни ее прямое отрицание, поскольку сочла доказательства на тот момент неубедительными. Это дает возможность в будущем:

Это, конечно, было бы похвально в случае ясно доказанных фактов; но следует проявлять осторожность, когда речь идет скорее о гипотезах, имеющих какое-либо научное основание, в которых учение, содержащееся в Священном Писании или в Предании. замешано [10]

Позиция, разделяющая создание тела и души, была недавно подтверждена Папой Иоанном Павлом II , который полвека спустя выделил дополнительные факты, подтверждающие теорию эволюции.

Полигенизм

[ редактировать ]

Хотя фактическая основа креационизма требует дальнейшего изучения, в энциклике содержится явное «нет» другому научному мнению, популярному в то время, полигенизму , научной гипотезе о том, что человечество произошло от разных групп первоначальных людей (что существовало множество групп Адамов и Ев). ).

Однако когда речь идет о другом предположительном мнении, а именно о полигенизме, чада Церкви ни в коем случае не пользуются такой свободой. Ибо верующие не могут принять того мнения, которое утверждает, что либо после Адама существовали на этой земле истинные люди, которые не произошли естественным путем от него, как от прародителя всех, либо что Адам представляет собой известное число прародителей. Сейчас совершенно непонятно, как такое мнение можно согласовать с тем, что источники откровения истины и документы Учителя Церкви предлагают относительно первородного греха, который происходит от греха, действительно совершенного отдельным Адамом и которое через поколение передается всем и есть в каждом как свое собственное. [11]

Критика Ветхого Завета

[ редактировать ]

Последняя критика высказывается против негативных интерпретаций, которые низводят Ветхий Завет до исторической полуправды или приписывают ошибку предполагаемым древним священным писателям.

Если же древние священные писатели что-то брали из народных повествований (и это можно допустить), никогда нельзя забывать, что они делали это с помощью божественного вдохновения, благодаря которому они были защищены от любой ошибки в выборе и оценивая эти документы. [12]

Поэтому какие бы народные повествования ни были вставлены в Священное Писание, ни в коем случае нельзя рассматривать их наравне с мифами или другими подобными вещами, которые являются скорее продуктом экстравагантного воображения, чем того стремления к истине и простоте, которое в Священные книги, в том числе и Ветхого Завета, настолько очевидны, что следует признать, что наши древние священные писатели явно превосходят древних светских писателей. [13]

Humani Generis поощряет дальнейшие исследования, принимая во внимание и уважая святость Священных Ветхого Завета Писаний как для евреев , так и для христиан .

Заключение

[ редактировать ]

Папа Пий XII, который обычно использует в своих трудах дипломатический и тщательно взвешенный язык, убежден в серьезности этих мнений, угрожающих (цитируя подзаголовок энциклики) «подорвать основы католического учения», что является весьма необычным тоном для этого понтифика. .

Философия и теология являются основными темами этой энциклики. Но оно простирается дальше в сферу культуры и науки .

Наследие

[ редактировать ]

о. Брайан Ван Хов , SJ, заявляет, что Humani Generis вызвала «замораживание систематического богословия в томистской ортодоксальности », отмечая, что «замораживание» позже было смягчено Папы Иоанна Павла II в 1993 году великолепием Veritatis . [1] Например, о. Анри де Любак (позже кардинал де Любак) написал о своем плане комплексного богословского проекта, объединяющего «патристику, литургию, историю, философские размышления [...] Молния Humani Generis убила проект». [14]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Оглядываясь назад на «Humani Generis» » . Гомилетический и пастырский обзор . 24 декабря 2013 г. Проверено 19 августа 2020 г.
  2. ^ Майкл Керлин, «Реджинальд Гарригу-Лагранж: защита веры от Pascendi dominici gregis до Humani Generis », американский католический историк , том. 25, нет. 1, зима 2007, 111: «Никто так и не нашел «дымящегося пистолета», доказывающего, что Гарригу-Лагранж участвовал в написании призраков Humani Generis , и никогда не фиксировал его точный вклад. Но, как отмечалось выше, очевидно, что он важную роль в его зарождении».
  3. ^ Пий XII, Энциклика Humani Generis: некоторые ложные мнения, угрожающие подорвать основы католического учения », Ватикан, 1950, 21.
  4. ^ Пий XII, Enc. Из рода человеческого , 21
  5. Пий XII, Магистериум епископов, 31 мая 1954 г.
  6. ^ Пий XII, Enc. Из рода человеческого , 36
  7. ^ Пий XII, Enc. Из рода человеческого 2.
  8. ^ Jump up to: а б с Пий XII, Прил. Из рода человеческого 15
  9. ^ "Humani Generis (1950)" , Вера и наука , Фонд Ватиканской обсерватории.
  10. ^ Пий XII, Enc. Из рода человеческого , 35
  11. ^ Пий XII, Enc. Из рода человеческого , 37
  12. ^ Пий XII, Enc. Из рода человеческого , 38
  13. ^ Пий XII, Enc. Из рода человеческого , 39
  14. ^ Цитируется по фон Бальтазару, Гансу Урсу, Теологии Анри де Любака , стр. 10-11.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 288cc56b4e4eb1a61cccb6e43bcff32d__1709378700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/2d/288cc56b4e4eb1a61cccb6e43bcff32d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Humani generis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)