Новое богословие
Часть серии о |
Католическая философия |
---|
Nouvelle theologie ( по-французски « Новая теология ») — интеллектуальное движение в католической теологии , возникшее в середине 20 века. Он наиболее известен тем, что Папа Иоанн XXIII поддержал тесно связанную с ним идею возрождения (по-французски « возвращение к истокам »), которая сформировала события Второго Ватиканского Собора. [ 1 ] [ 2 ] Наиболее заметно оно существовало среди определенных кругов французских и немецких богословов.
Nouveaux theologiens (новые богословы) стремились к «духовному и интеллектуальному общению с христианством в его наиболее важные моменты, как оно передано нам в его классических текстах, общению, которое питало бы, оживляло и омолаживало католицизм двадцатого века ». [ 3 ] Многие богословы, связанные с этим движением, выступали за гораздо более широкое «возвращение к истокам» христианской веры, а именно к Священному Писанию и трудам отцов церкви . У них также возобновился интерес к особенностям библейской экзегезы , типологии , искусства, литературы и мистицизма .
Происхождение
[ редактировать ]После обнародования энциклики Aeterni Patris Папой Львом XIII в 1879 году в католической теологии стал доминировать нео-схоластика . Во время правления Папы Пия X нео-схоластика стала все более определяться в оппозиции к модернизму : в 1914 году Пий X приказал опубликовать список из 24 философских положений, которые обобщали основные положения нео-схоластики, которые должны были преподаваться во всех колледжах как фундаментальные элементы философии. [ 4 ]
Корни сомнений в таком нео-схоластическом доминировании можно проследить у богословов, работавших начиная с 1920-х годов. Хотя некоторые французские иезуитские исследования, проведенные в изгнании в Ор-Плейс , Гастингс , Англия , в 1906–1926 годах, рассматривались некоторыми как предшественники новой теологии , [ 5 ] Само движение «Новая теология» обычно ассоциируется с периодом между 1935 и 1960 годами. [ 6 ] На ранних стадиях своего развития (то есть в 1930-х и начале 1940-х годов) это движение также было особенно связано с французским языком, что отчасти контрастировало с латынью, использовавшейся в то время в преподавании в семинарии. [ 7 ]
Идеи
[ редактировать ]были объединены в группу своими противниками, они Несмотря на то, что теологи, связанные с « новой теологией», имели широкий спектр интересов, взглядов и методологий и сами не были скоординированной группой. В более поздних работах Ив Конгар , Анри де Любак и Анри Буйяр отрицали, что новая теология была чем-то иным, как выдумкой ее противников. [ 8 ] действительно существовал ряд общих характеристик Однако последующие исследования этого движения показали, что среди авторов « новой теологии» . К ним относятся: [ 9 ]
- Тенденция отводить достойное место истории в теологической деятельности.
- Привлекательность позитивного богословия .
- Критическое отношение к нео-схоластике.
Отношения с церковными властями
[ редактировать ]Критика и преследования
[ редактировать ]Развивающееся движение подверглось критике в конце 1940-х и 1950-х годах. Первое нападение совершил влиятельный доминиканец. [ 10 ] богослов Реджинальд Гарригу-Лагранж О.П. в полемической статье 1946 года в журнале Angelicum . [ 11 ] В то время как богословы движения обычно предпочитали называть свое движение возрождением , основанным на возвращении к первоначальной святоотеческой мысли, Гарригу-Лагранж утверждал, что они не «возвратились к истокам», а отклонились от давней богословской традиции католической церкви. Церковь, создав тем самым свою собственную «новую теологию», которая, как он утверждал, по сути была модернизмом замаскированным . Хотя другой писатель, Пьетро Паренте , использовал термин «teologia nuova» в 1942 году, именно благодаря статье Гарригу-Лагранжа этот ярлык вошёл в широкое употребление. [ а ]
В 1950 году Папа Пий XII опубликовал энциклику Humani Generis , в которой осудил «некоторые новые интеллектуальные течения» в Церкви, обвинив их в релятивизме и нападая на них за переформулирование догматов в способе, не соответствующем церковной традиции, и за следование библейским принципам. герменевтика , отклонившаяся от учений энциклик Providentissimus Deus (1893) и Divino afflante Spiritu (1943); Пий XII также предупреждал, что такие течения пытаются возродить модернистскую ересь , которая была решительно осуждена Пием X в его энциклике 1907 года «Pascendi Dominici gregis» . [ 13 ]
В энциклике не упоминался какой-либо конкретный теолог, но она была воспринята многими как осуждение « Новой теологии» , за чем последовала масштабная чистка в Ле Солшуаре и Фурвьере. [ 14 ] Более широкое влияние Humani Generis заключалось в заморозке систематического богословия в томистской ортодоксальности, представленной «двадцатью четырьмя тезисами» Пия X. [ 15 ] Некоторые части энциклик Mystici Corporis Christi (1943) и Mediator Dei (1947) также рассматривались как осуждение Новой теологии . [ 13 ]
Реабилитация
[ редактировать ]После избрания Папы Иоанна XXIII и созыва Второго Ватиканского Собора антимодернистская полемика пошла на убыль, и многие богословы, связанные с Новой теологией, были постепенно реабилитированы, и многие из них приняли участие в Соборе с квалификацией перитус .
После Собора наиболее консервативные сторонники Новой теологии сделали важную карьеру в Церкви: Ганс Урс фон Бальтазар , Жан Даниэлу SJ , Ив Конгар OP и Анри де Любак SJ были назначены кардиналами Папой Иоанном Павлом II , а Йозеф Ратцингер был избран Папа Бенедикт XVI в 2005 году. Чего нельзя было сказать о более либеральных членах , которые постепенно маргинализировались из-за к их крайним взглядам: Ганс Кюнг был лишен богословской лицензии Конгрегацией доктрины веры в 1979 году за сомнение в непогрешимости папы , в то время как Эдвард Шиллебеккс OP неоднократно осуждался Конгрегацией и даже самим Папой Павлом VI (энциклика Mysterium fidei ) из-за его неортодоксальных взглядов на христологию и евхаристию . [ 16 ]
Великолепная энциклика Папы Иоанна Павла II «Veritatis» 1993 года Aeterni смягчила позицию Patris и Humani Generis , заявив, что, хотя мысль о святом Фоме имеет приоритет, можно исследовать и другие пути на благо Церкви. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]- Ad fontes — латинская фраза, означающая «к источникам», используемая гуманистами эпохи Возрождения.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Этот ярлык впервые был использован в 1942 году Пьетро Паренте в статье в L'Osservatore Romano , но самое широкое признание он получил в результате нападок на движение в 1946 году со стороны доминиканского богослова Реджинальда Гарригу-Лагранжа . [ 12 ] См. Boersma 2009 , с. 8. Со временем, когда «Новая теология» получила широкое распространение, дебаты о собственном названии движения в основном стали второстепенными.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Ресурсмент», «Аджорнаменто» и II Ватиканский собор в экуменической перспективе» . Гомилетический и пастырский обзор . 26 июля 2014 года . Проверено 27 сентября 2023 г.
- ^ Флинн, Габриэль; Мюррей, Пол, ред. (2012). Ресурсмент: движение за обновление католического богословия двадцатого века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 1–12. ISBN 978-0-19-870208-5 . OCLC 951214440 .
- ^ Д’Амброзио, доктор Марчеллино (1 октября 2019 г.). «Ресурсная теология, Aggiornamento и герменевтика традиции» . Инициатива «Перекресток» . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ Юрген Меттепеннинген, Nouvelle Théologie - Новая теология: наследница модернизма, предшественник II Ватиканского собора , (Лондон: T&T Clark, 2010), стр. 25.
- ^ Груметт 2011 , с. 348.
- ^ Меттепеннинген 2010 , с. 4.
- ^ Меттепеннинген 2010 , с. 10.
- ^ Меттепеннинген 2010 , с. 8.
- ^ Меттепеннинген 2010 , стр. 10–11.
- ^ Педдикорд, Ричард, 1958- (2005). Священное чудовище томизма: введение в жизнь и наследие Реджинальда Гарригу-Лагранжа . Саут-Бенд, Индиана: Пресса Св. Августина. стр. 1–3. ISBN 1587317524 . OCLC 55588728 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Гарригу-Лагранж 1998 .
- ^ Боерсма 2009 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Виотто, Пьеро (2016). «Философия и теология в переписке Анри де Любака и Жака Маритена» . Журнал нео-схоластической философии . 108 (4): 1013–1026. ISSN 0035-6247 . JSTOR 26504860 .
- ^ Любац, Анри де (1998). Мемуары по случаю моих сочинений (на французском языке). Издания дю Серф . ISBN 978-2-204-07916-7 .
- ^ Jump up to: а б Ван Хов, Брайан (24 декабря 2013 г.). «Оглядываясь назад на «Humani Generis» » . Гомилетический и пастырский обзор .
- ^ «Тайна веры (3 сентября 1965 г.) | Паоло VI» . www.vatican.va Проверено 26 апреля 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Боерсма, Ганс (2009). Новая теология и сакраментальная онтология: возвращение к тайне . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Гарригу-Лагранж, Реджинальд (1998). «Куда нас ведет новая теология?» . Серия переизданий католических семейных новостей . № 309. Ниагарский водопад, Нью-Йорк . Проверено 30 декабря 2018 г.
- Груметт, Дэвид (2011). « Новая теология ». В Макфарланде, Ян А .; Фергюссон, Дэвид А.С .; Килби, Карен ; Торранс, Иэн Р. (ред.). Кембриджский словарь христианского богословия . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. стр. 348–349. дои : 10.1017/CBO9780511781285.015 . ISBN 978-0-511-78128-5 .
- Меттепеннинген, Юрген (2010). Nouvelle Théologie – Новая теология: наследница модернизма, предшественник II Ватиканского собора . Лондон: Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-29991-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Флинн, Габриэль; Мюррей, Пол Д., ред. (2011). Ресурсмент: движение за обновление католического богословия двадцатого века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199552870.001.0001 . ISBN 978-0-19-955287-0 .
- Гринсток, Дэвид Л. (1950). «Томизм и новое богословие» (PDF) . Томист . 13 (4): 567–596. дои : 10.1353/th.1950.0002 . ISSN 0040-6325 . S2CID 171538467 . Проверено 30 декабря 2018 г.
- Хирс, Питер (2015). Экклезиологическое обновление II Ватиканского собора: православное исследование экуменического богословия Рима относительно крещения и церкви . Симпсонвилл, Южная Каролина: Uncut Mountain Press. ISBN 978-618-81583-1-3 .
- Керр, Фергюс (2010). «Обзор книги «Новая теология: новая теология: наследница модернизма, предшественник II Ватиканского собора Юргена Меттепеннингена »» (Флэш) . Планшет . Том. 264, нет. 8864. Лондон. п. 24. ISSN 0039-8837 . Проверено 30 декабря 2018 г.
- Кирван, Джон (2018). Авангардное теологическое поколение: Новая теология и французский кризис современности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oso/9780198819226.001.0001 . ISBN 978-0-19-881922-6 .
- Кирван, Джон; Майнерд, Мэтью (2023). Томистический ответ на «Новую теологию: об истине догмы и природе теологии» . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN 9780813236643 .