Jump to content

Новое богословие

Nouvelle theologie ( по-французски « Новая теология ») — интеллектуальное движение в католической теологии , возникшее в середине 20 века. Он наиболее известен тем, что Папа Иоанн XXIII поддержал тесно связанную с ним идею возрождения (по-французски « возвращение к истокам »), которая сформировала события Второго Ватиканского Собора. [ 1 ] [ 2 ] Наиболее заметно оно существовало среди определенных кругов французских и немецких богословов.

Nouveaux theologiens (новые богословы) стремились к «духовному и интеллектуальному общению с христианством в его наиболее важные моменты, как оно передано нам в его классических текстах, общению, которое питало бы, оживляло и омолаживало католицизм двадцатого века ». [ 3 ] Многие богословы, связанные с этим движением, выступали за гораздо более широкое «возвращение к истокам» христианской веры, а именно к Священному Писанию и трудам отцов церкви . У них также возобновился интерес к особенностям библейской экзегезы , типологии , искусства, литературы и мистицизма .

Происхождение

[ редактировать ]

После обнародования энциклики Aeterni Patris Папой Львом XIII в 1879 году в католической теологии стал доминировать нео-схоластика . Во время правления Папы Пия X нео-схоластика стала все более определяться в оппозиции к модернизму : в 1914 году Пий X приказал опубликовать список из 24 философских положений, которые обобщали основные положения нео-схоластики, которые должны были преподаваться во всех колледжах как фундаментальные элементы философии. [ 4 ]

Корни сомнений в таком нео-схоластическом доминировании можно проследить у богословов, работавших начиная с 1920-х годов. Хотя некоторые французские иезуитские исследования, проведенные в изгнании в Ор-Плейс , Гастингс , Англия , в 1906–1926 годах, рассматривались некоторыми как предшественники новой теологии , [ 5 ] Само движение «Новая теология» обычно ассоциируется с периодом между 1935 и 1960 годами. [ 6 ] На ранних стадиях своего развития (то есть в 1930-х и начале 1940-х годов) это движение также было особенно связано с французским языком, что отчасти контрастировало с латынью, использовавшейся в то время в преподавании в семинарии. [ 7 ]

были объединены в группу своими противниками, они Несмотря на то, что теологи, связанные с « новой теологией», имели широкий спектр интересов, взглядов и методологий и сами не были скоординированной группой. В более поздних работах Ив Конгар , Анри де Любак и Анри Буйяр отрицали, что новая теология была чем-то иным, как выдумкой ее противников. [ 8 ] действительно существовал ряд общих характеристик Однако последующие исследования этого движения показали, что среди авторов « новой теологии» . К ним относятся: [ 9 ]

  • Тенденция отводить достойное место истории в теологической деятельности.
  • Привлекательность позитивного богословия .
  • Критическое отношение к нео-схоластике.

Отношения с церковными властями

[ редактировать ]

Критика и преследования

[ редактировать ]

Развивающееся движение подверглось критике в конце 1940-х и 1950-х годах. Первое нападение совершил влиятельный доминиканец. [ 10 ] богослов Реджинальд Гарригу-Лагранж О.П. в полемической статье 1946 года в журнале Angelicum . [ 11 ] В то время как богословы движения обычно предпочитали называть свое движение возрождением , основанным на возвращении к первоначальной святоотеческой мысли, Гарригу-Лагранж утверждал, что они не «возвратились к истокам», а отклонились от давней богословской традиции католической церкви. Церковь, создав тем самым свою собственную «новую теологию», которая, как он утверждал, по сути была модернизмом замаскированным . Хотя другой писатель, Пьетро Паренте , использовал термин «teologia nuova» в 1942 году, именно благодаря статье Гарригу-Лагранжа этот ярлык вошёл в широкое употребление. [ а ]

В 1950 году Папа Пий XII опубликовал энциклику Humani Generis , в которой осудил «некоторые новые интеллектуальные течения» в Церкви, обвинив их в релятивизме и нападая на них за переформулирование догматов в способе, не соответствующем церковной традиции, и за следование библейским принципам. герменевтика , отклонившаяся от учений энциклик Providentissimus Deus (1893) и Divino afflante Spiritu (1943); Пий XII также предупреждал, что такие течения пытаются возродить модернистскую ересь , которая была решительно осуждена Пием X в его энциклике 1907 года «Pascendi Dominici gregis» . [ 13 ]

В энциклике не упоминался какой-либо конкретный теолог, но она была воспринята многими как осуждение « Новой теологии» , за чем последовала масштабная чистка в Ле Солшуаре и Фурвьере. [ 14 ] Более широкое влияние Humani Generis заключалось в заморозке систематического богословия в томистской ортодоксальности, представленной «двадцатью четырьмя тезисами» Пия X. [ 15 ] Некоторые части энциклик Mystici Corporis Christi (1943) и Mediator Dei (1947) также рассматривались как осуждение Новой теологии . [ 13 ]

Реабилитация

[ редактировать ]

После избрания Папы Иоанна XXIII и созыва Второго Ватиканского Собора антимодернистская полемика пошла на убыль, и многие богословы, связанные с Новой теологией, были постепенно реабилитированы, и многие из них приняли участие в Соборе с квалификацией перитус .

После Собора наиболее консервативные сторонники Новой теологии сделали важную карьеру в Церкви: Ганс Урс фон Бальтазар , Жан Даниэлу SJ , Ив Конгар OP и Анри де Любак SJ были назначены кардиналами Папой Иоанном Павлом II , а Йозеф Ратцингер был избран Папа Бенедикт XVI в 2005 году. Чего нельзя было сказать о более либеральных членах , которые постепенно маргинализировались из-за к их крайним взглядам: Ганс Кюнг был лишен богословской лицензии Конгрегацией доктрины веры в 1979 году за сомнение в непогрешимости папы , в то время как Эдвард Шиллебеккс OP неоднократно осуждался Конгрегацией и даже самим Папой Павлом VI (энциклика Mysterium fidei ) из-за его неортодоксальных взглядов на христологию и евхаристию . [ 16 ]

Великолепная энциклика Папы Иоанна Павла II «Veritatis» 1993 года Aeterni смягчила позицию Patris и Humani Generis , заявив, что, хотя мысль о святом Фоме имеет приоритет, можно исследовать и другие пути на благо Церкви. [ 15 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Ad fontes — латинская фраза, означающая «к источникам», используемая гуманистами эпохи Возрождения.

Примечания

[ редактировать ]
  1. Этот ярлык впервые был использован в 1942 году Пьетро Паренте в статье в L'Osservatore Romano , но самое широкое признание он получил в результате нападок на движение в 1946 году со стороны доминиканского богослова Реджинальда Гарригу-Лагранжа . [ 12 ] См. Boersma 2009 , с. 8. Со временем, когда «Новая теология» получила широкое распространение, дебаты о собственном названии движения в основном стали второстепенными.
  1. ^ « Ресурсмент», «Аджорнаменто» и II Ватиканский собор в экуменической перспективе» . Гомилетический и пастырский обзор . 26 июля 2014 года . Проверено 27 сентября 2023 г.
  2. ^ Флинн, Габриэль; Мюррей, Пол, ред. (2012). Ресурсмент: движение за обновление католического богословия двадцатого века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 1–12. ISBN  978-0-19-870208-5 . OCLC   951214440 .
  3. ^ Д’Амброзио, доктор Марчеллино (1 октября 2019 г.). «Ресурсная теология, Aggiornamento и герменевтика традиции» . Инициатива «Перекресток» . Проверено 1 сентября 2022 г.
  4. ^ Юрген Меттепеннинген, Nouvelle Théologie - Новая теология: наследница модернизма, предшественник II Ватиканского собора , (Лондон: T&T Clark, 2010), стр. 25.
  5. ^ Груметт 2011 , с. 348.
  6. ^ Меттепеннинген 2010 , с. 4.
  7. ^ Меттепеннинген 2010 , с. 10.
  8. ^ Меттепеннинген 2010 , с. 8.
  9. ^ Меттепеннинген 2010 , стр. 10–11.
  10. ^ Педдикорд, Ричард, 1958- (2005). Священное чудовище томизма: введение в жизнь и наследие Реджинальда Гарригу-Лагранжа . Саут-Бенд, Индиана: Пресса Св. Августина. стр. 1–3. ISBN  1587317524 . OCLC   55588728 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  11. ^ Гарригу-Лагранж 1998 .
  12. ^ Боерсма 2009 , с. 8.
  13. ^ Jump up to: а б Виотто, Пьеро (2016). «Философия и теология в переписке Анри де Любака и Жака Маритена» . Журнал нео-схоластической философии . 108 (4): 1013–1026. ISSN   0035-6247 . JSTOR   26504860 .
  14. ^ Любац, Анри де (1998). Мемуары по случаю моих сочинений (на французском языке). Издания дю Серф . ISBN  978-2-204-07916-7 .
  15. ^ Jump up to: а б Ван Хов, Брайан (24 декабря 2013 г.). «Оглядываясь назад на «Humani Generis» » . Гомилетический и пастырский обзор .
  16. ^ «Тайна веры (3 сентября 1965 г.) | Паоло VI» . www.vatican.va Проверено 26 апреля 2024 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 842d55b95ae3045a94f159c51fc77e11__1722136500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/11/842d55b95ae3045a94f159c51fc77e11.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nouvelle théologie - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)