Жан-Батист Анри Лакордер
Часть серии о |
Католическая философия |
---|
Жан-Батист Анри-Доминик Лакордер , ОП (12 мая 1802 — 21 ноября 1861), которого часто называли Анри-Домиником Лакордером, был французским священнослужителем, проповедником, журналистом, теологом и политическим активистом. Он восстановил Доминиканский орден в послереволюционной Франции. Лакордер считался величайшим оратором XIX века.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Анри Лакордер, сын врача французского военно -морского флота , родился 12 мая 1802 года в Реси-сюр-Урс ( Кот-д'Ор ) и был воспитан в Дижоне своей матерью Анной Дюгид, дочерью юриста парламента. из Бургундии, которая овдовела в раннем возрасте, когда ее муж умер в 1806 году. У Анри было три брата, одним из которых был энтомолог Жан Теодор Лакордер . Он был воспитан как католик, но прекратил активно практиковать во время учебы в Дижонском лицее. [1] Он продолжил изучать право. обществе исследований Он отличился ораторским искусством в Дижонском , политическом и литературном кружке городской роялистской молодежи. Там он открыл ультрамонтанные теории де Бональда , де Местра и Фелисите де Ламенне . Под их влиянием он постепенно утратил энтузиазм по отношению к энциклопедистам и Руссо , хотя сохранял приверженность классическому либерализму и революционным идеалам 1789 года.
В 1822 году он уехал в Париж, чтобы завершить юридическое образование. Хотя по закону он был слишком молод, чтобы защищать дела, ему было разрешено это делать, и он успешно выступил в суде присяжных, вызвав интерес великого либерального юриста Беррье. [2] Однако в Париже ему стало скучно и он почувствовал себя изолированным, и в 1824 году он вновь принял католицизм и вскоре решил стать священником.
Благодаря поддержке монсеньора де Келена , архиепископа Парижа , который предоставил ему стипендию, он начал обучение в семинарии Сен-Сюльпис в Исси в 1824 году, несмотря на возражения матери и друзей. В 1826 году он продолжил это образование в Париже, которое в целом было посредственным. Позднее он писал: «Те, кто помнит, что наблюдали за мной в семинарии, знают, что у них несколько раз возникало искушение назвать меня сумасшедшим». [3] Его семинарский опыт вдохновил Сент-Бёва на написание романа «Сладость» .
В Сен-Сюльписе он встретился с кардиналом Роаном-Шабо, впоследствии архиепископом Безансона , который посоветовал ему присоединиться к Обществу Иисуса . Тем не менее, после долгих колебаний со стороны начальства, ему удалось быть рукоположенным в священники Парижской архиепархии 22 сентября 1827 года. Вскоре после рукоположения ему была предложена должность ротного аудитора при дворе Рима, должность, которая в однажды присваивает титул монсеньора и всегда является ступенью к епископату, а часто и к кардинальской шапке; но он категорически отказался. Его назначили на скромную должность капеллана женского монастыря Ордена Посещения . [1] В следующем году он был назначен вторым капелланом лицея Генриха IV . [4] Этот опыт убедил его в неизбежной дехристианизации французской молодежи, получившей образование в государственных учреждениях.
Ламенне, Монталамбер, Л’Авенир и либеральный католицизм
[ редактировать ]Обескураженный, когда епископ Нью-Йорка Джон Дюбуа приехал в Париж, чтобы набрать миссионеров для Соединенных Штатов, Лакордер вызвался добровольцем и получил разрешение, но революционные события 1830 года удержали его во Франции. Он посетил отца Хьюга Фелисите Робера де Ламенне . Лакордер долгое время сопротивлялся взглядам отца Ламенне, одного из ведущих интеллектуалов, заботившихся о французской католической молодежи, но в мае 1830 года Ламенне обратил его в свою либеральную версию ультрамонтанизма , то есть приверженность абсолютной универсальной власти папства в оппозиция националистическим и секуляристским идеям.
Он, Ламенне, Олимпия-Филипп Жербе и молодой виконт Шарль де Монталамбер , ставший одним из его ближайших друзей, объединились с Июльской революцией . Они требовали комплексного применения Хартии 1830 г. и высказывались в поддержку зарубежных либеральных революций в Польше, Бельгии и Италии. газету L'Ami de l'Ordre (предшественницу сегодняшней L'Avenir Вместе они запустили 16 октября 1830 года ), девизом которой было «Dieu et la Liberté!» («Бог и свобода!»). В этом преимущественно антиклерикальном и революционном контексте журнал стремился синтезировать ультрамонтанизм и либерализм, чтобы примирить демократические устремления и католицизм.
7 декабря 1830 года редакция «L'Avenir» сформулировала свои требования следующим образом:
Во-первых, мы просим свободы совести или свободы полной универсальной религии, без каких-либо различий, как и без привилегий; и, как следствие, то, что касается нас, католиков, - полное отделение церкви от государства... это необходимое разделение, без которого для католиков не существовало бы никакой религиозной свободы, подразумевает, отчасти, подавление церковного бюджета, и мы полностью осознали это; с другой стороны, абсолютная независимость духовенства в духовном строе... Как не может быть сегодня ничего религиозного в политике, так не должно быть ничего политического и в религии. [5]
Другие их требования включали свободу прессы, свободу объединений и расширение избирательного права.
Особенно яростно он требовал отделения церкви от государства. С этой целью он призвал французских священников отказаться от зарплаты, которую им платило правительство, выступая за принятие духовенством апостольской бедности. 15 ноября 1830 года он заявил: «На нас охотятся наши враги, те, кто считает нас лицемерами или идиотами, и те, кто убежден, что наша жизнь зависит от денег... Свобода не дается, она взято». Эти требования, наряду с многочисленными нападками на епископов, назначенных новым правительством, которых он охарактеризовал как амбициозных и раболепных, спровоцировали скандал во французском епископате, который был в основном галликанским (т.е. соборным, националистическим, роялистским, утверждающим авторитет местных епископство и противник папского абсолютизма) и консерваторы. Злобность «L'Avenir», особенно Ламенне и Лакордера, побудила французских епископов сформировать трибунал против редакторов журнала. Ламенне и Лакордер провели в суде январь 1831 года и добились триумфального оправдания. [4]
Лакордер считал, что государственный контроль над образованием ставит под угрозу религиозное обучение, особенно в колледжах, и что большинство студентов теряют веру после окончания школы. [1] Он был против монополии правительства на университеты и против Монталивета, министра народного образования и веры. 9 мая 1831 года Лакордер и Монталамбер открыли бесплатную школу на улице Изящных Искусств, которая была закрыта полицией два дня спустя. На суде, который проходил перед Chambre des Pairs (Палата пэров), Лакордер защищался, но не смог предотвратить окончательное закрытие школы. [4]
Редакторы «Авенира» основали в декабре 1830 г. Всеобщее общество защиты религиозной свободы. «L'Avenir» был приостановлен его основателями 15 ноября 1831 года, в то время как Лакордер, Ламенне и Монталамбер, «Паломники свободы», отправились в Рим, чтобы обратиться за помощью к Папе Григорию XVI , которому они надеялись представить диссертацию, написанную Лакордером. . Поначалу они были уверены в себе, но вскоре разочаровались в сдержанном приеме, с которым их приняли. 15 августа 1832 года Папа, не называя их имен, осудил их идеи в энциклике Mirari vos , в первую очередь их требования свободы совести и свободы печати. Еще до этого осуждения Лакордер дистанцировался от своих товарищей и вернулся в Париж, где снова приступил к своим функциям капеллана в монастыре посещений.
11 сентября он опубликовал письмо с заявлением о вынесении решения Папе. Затем он успешно употребил всю свою силу убеждения, чтобы убедить Монталамбера, который поначалу оставался непокорным, подражать ему в своем подчинении. В 1834 году он также бросил вызов Ламенне, который вместо того, чтобы принять то, что он считал реакционным абсолютизмом Рима, публично отказался от своего священства и опубликовал «Les Paroles d'un Croyant» («Слова верующего»), громкую республиканскую полемику против установленного общественного порядка. осуждая то, что он теперь считал заговором королей и священников против народа. Папа Григорий отреагировал быстро, назвав новую книгу Ламмене «маленькой по размеру, но огромной по своей извращенности». Он обнародовал энциклику « Singulari Nos » (15 июля 1834 г.), осуждающую ее содержание. Большинство комментаторов рассматривают этот эпизод как эффективное подавление открытого выражения модернистских идей в католических кругах, по крайней мере, до папства Льва XIII в конце века. Лакордер, со своей стороны, затем еще больше дистанцировался от Ламмене, выразил разочарование последствиями революции 1830 года и заявил о своей неизменной верности Римской церкви. Он осудил гордость Ламенне и обвинил его в протестантизме, обвинив его в желании поставить авторитет рода человеческого выше авторитета Церкви.
Проповедь
[ редактировать ]В январе 1833 года он встретил мадам Светчин, которая оказала на него значительное сдерживающее влияние. Она была русской обращенной в католичество, у нее был знаменитый салон в Париже, который также часто посещали Монталамбер , граф Фаллу и Ламенне . У него сложились с ней дружеские сыновние отношения посредством обширной переписки.
В январе 1834 года, при поддержке молодого Фредерика Озанама , основателя Общества Святого Винсента де Поля (благотворительной организации), отец Лакордер начал серию лекций в Колледже Станисласа . Это имело большой успех, даже за пределами его учеников. Его тематический акцент на свободе спровоцировал критиков, которые обвинили его в развращении молодежи. Лакордер считался величайшим оратором XIX века. [6] Проповедь Лакордера была не столько покаянной, сколько упражнением в апологетике. Он продемонстрировал, что можно быть гражданином Франции и католиком. Лекции имели большой успех. [7]
Монсеньер де Келен, архиепископ Парижский, попросил Лакордера прочитать серию постных проповедей в соборе Парижской Богоматери в 1835 году в рамках лекций в Нотр-Дам, специально направленных на катехизацию христианской молодежи, которые были открыты в 1835 году. по велению своего друга Озанама. Первая лекция Лакордера состоялась 8 марта 1835 года и была встречена широким признанием. Светское мероприятие того времени посетило 6000 человек. Благодаря этому немедленному успеху, в следующем году его снова попросили проповедовать. По словам Томаса Боккенкоттера, конференции Лакордера в Нотр-Даме «... оказались одним из самых драматических событий в истории церкви девятнадцатого века». [8] Сегодня лекции Лакордера в Нотр-Даме, в которых смешались богословие, философия и поэзия, по-прежнему воспринимаются как возвышенное современное возрождение традиционной гомилетики. [ нужна ссылка ]
Среди тех, кто присутствовал на его постных проповедях в 1836 году, была Мария-Эжени де Жезю де Миллере. Встреча с Лакордером стала поворотным моментом в ее жизни и началом духовного путешествия, которое в конечном итоге привело ее к основанию Религии Успения . В письме, написанном Лакордеру несколько лет спустя, она вспоминала: «Ваши слова вселили в меня веру, которую отныне ничто не могло поколебать». [9]
Но в 1836 году, после такого значительного успеха, он все еще оставался объектом нападок на его богословскую позицию. Внезапно умерла его мать. Лакордер, осознавая необходимость продолжения богословских исследований, удалился в Рим, чтобы учиться у иезуитов. Там он опубликовал свое «Письмо о Святом Престоле», в котором энергично подтвердил свои ультрамонтические позиции, настаивая на главенстве Римского Понтифика, «единого и постоянного попечителя, высшего органа Евангелия и священного источника Евангелия». всеобщее общение». Этот текст противоречил мнению архиепископа Парижа монсеньора Келена , который был искренним галликанцем.
Восстановление Доминиканского ордена во Франции.
[ редактировать ]В 1837 году, видя пример Геранже восстановления бенедиктинцев несмотря на потерю некоторых личных свобод , , Лакордер решил вступить в Доминиканский орден, которые это повлекло за собой, и восстановить доминиканцев во Франции. [10]
Папа Григорий XVI и главный магистр доминиканцев отец Анкарани поддержали его план, последний предоставил римский монастырь Санта-Сабина в качестве послушничества для французских доминиканцев. В сентябре 1838 года Лакордер вернулся во Францию, чтобы определить кандидатов на послушничество, а также получить финансовую и политическую поддержку. Он опубликовал красноречивое заявление в журнале L'Univers . Он утверждал, что религиозные ордена совместимы с принципами революции, особенно из-за демократической структуры доминиканцев. Он представлял обет бедности как радикальное применение революционных идей равенства и братства.
9 апреля 1839 года Лакордер официально присоединился к доминиканцам в монастыре Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме и получил имя Доминик. Он принял окончательный обет 12 апреля 1840 года. В 1841 году он вернулся во Францию в незаконном доминиканском облачении. 14 февраля 1841 года он проповедовал в Париже, в Нотр-Даме . Затем он основал несколько монастырей, начиная с Нанси в 1843 году. [2] В апреле 1844 года Лакордер получил разрешение на покупку бывшего картезианского монастыря Нотр-Дам-де-Шале и создание доминиканского послушничества. [11] Религиозный художник Гиацинт Бессон был назначен первым учителем послушников. [12] В 1849 году он основал в Париже Дом обучения. Он также оказал важное влияние на Жана-Шарля Принса и Жозефа-Сабина Раймона, двух канадцев, которые перевезли Доминиканский Орден в Канаду.
В 1850 году Доминиканская провинция Франции была официально восстановлена под его руководством, и он был избран настоятелем провинции, но Папа Пий IX назначил Александра Жанделя , философского оппонента Лакордера, генеральным викарием ордена. Жандель придерживался суровой интерпретации средневековых конституций Доминиканской Республики и был против более либерального видения Лакордера. Спор об установлении часов молитвы в монастырях разгорелся в 1852 году. [6] Лакордер предпочитал небрежное соблюдение расписания из уважения к другим функциям, таким как проповедь и обучение. В 1855 году папа поддержал Янделя, назначив его генеральным магистром Ордена. Лакордер, после некоторого времени без административных обязанностей, был переизбран главой французской провинции в 1858 году.
Последние годы
[ редактировать ]Политические разногласия и споры внутри доминиканского ордена омрачили последующие годы Лакордера. Долгое время враждебно относившийся к Июльской монархии, он поддержал революцию 1848 года . Вместе с Фредериком Озанамом и аббатом Маре он основал газету L'Ère Nouvelle ( «Новая эра »), чтобы вести кампанию за права католиков при новом режиме. Их программа смешала защиту свободы совести и образования традиционного либерального католицизма с социал-католицизмом Озанама . Лакордер был избран в Национальное собрание от региона Марсель . Выступая за республику , он занимал крайнее левое положение в Ассамблее, но подал в отставку 17 мая 1848 года. [6] после беспорядков рабочих и вторжения демонстрантов в Национальное собрание 15 мая. Он предпочел уйти в отставку, чем принять чью-либо сторону в гражданской войне между крайними партизанами, которая, как он ожидал, станет гражданской войной. Когда L'Ère Nouvelle поддержала еще более социалистическую политику, 2 сентября он покинул руководство газеты, продолжая при этом поддерживать ее.
Лакордер поддержал революции 1848 года в итальянских государствах и позднее французское вторжение в Папскую область : «Мы ни в коем случае не должны слишком тревожиться по поводу возможного падения Пия IX», — писал он Монталамберу. [ нужна ссылка ] Он нашел законы Фаллу разочарованием, несмотря на их попытку установить определенную степень свободы для католического среднего образования. Выступая против избрания Луи-Наполеона Бонапарта , Лакордер осудил его государственный переворот 2 декабря 1851 года . [8] Он ушел из общественной жизни, а позже объяснил: «Пришел мой час исчезнуть вместе с остальными. Многие католики следовали другой линии и, отделившись от всего, что они говорили и делали, с пылом бросились перед абсолютной властью. Это раскол, который я совершил. вовсе не хочу называть это отступничеством, это всегда было для меня великой загадкой и великой печалью».
Находясь почти на пенсии, он посвятил себя образованию молодежи в соответствии с законами Фаллу . В июле 1852 года он принял руководство школой в Уллене , недалеко от Лиона , затем аналогичную роль в школе Сореза в Тарне в 1854 году. Наконец, 2 февраля 1860 года он был избран во Французскую академию , заняв место Алексиса. де Токвиль , которому он произнес панегирик. Его избрание представляло собой протест Академии и сторонников католиков против Наполеона III, который согласился позволить итальянским государствам Флоренция, Мидена, Парма и Болонья выйти из Папской области и вступить в союз с независимым Пьемонтом. [13] Воодушевленный противниками имперского режима, поддержанный Монталамбером и Беррье, он согласился, что не будет критиковать Наполеона III вмешательство в итальянскую политику. Поэтому его прием в Академии не вызвал споров.
Примерно в это же время он произнес свою знаменитую эпитафию: «Я надеюсь умереть кающимся религиозным человеком и нераскаявшимся либералом». («Я надеюсь умереть кающимся религиозным человеком и нераскаявшимся либералом».)
Лакордер только один раз заседал в Академии. Он умер в возрасте 59 лет 21 ноября 1861 года в Сорезе ( Тарн ) и был похоронен там.
Современный прием
[ редактировать ]Либеральный католицизм , пропагандируемый Лакордером и другими, был воспринят Святым Престолом негативно. [14] В «Мирари вос» (1832 г.) папа осудил свободу печати и требование свободы совести для католиков: «Эта постыдная купель индифферентизма порождает то абсурдное и ошибочное положение, которое утверждает, что свобода совести должна быть сохранена для каждого». . Оно сеет разрушение в священных и гражданских делах, хотя некоторые снова и снова с величайшей наглостью повторяют, что от этого религия получает некоторую выгоду». [15]
Более поздняя энциклика Singulari Nos 1834 года призвала Ламенне и его последователей отказаться от радикальных взглядов, которые он развивал против светского и духовного суверенитета. Эта враждебность разыгралась примерно в то же время, когда был сформулирован догмат папской непогрешимости (1870 г.).
Враждебное отношение к либеральному католицизму уменьшилось во время Второго Ватиканского Собора . Когда Папа Павел VI обнародовал энциклику Dignitatis Humanae, церковь вернула доктрину «права истины» и допустила утверждение, что люди имеют право на свободу совести и свободу религии. [16] Современная католическая наука и литература склонны более благосклонно относиться к движению l'Avenir и взглядам либерального католицизма. [17]
Недавние исследования по истории церкви XIX века, как правило, больше сосредотачиваются на широком развитии либерального католицизма и событиях, связанных со Вторым Ватиканским собором. На соборе было подтверждено отделение церкви от государства и свобода совести. Лакордер и бывшие члены L'avenir теперь признаны частью более крупного интеллектуального течения, которому недавние ученые уделяют больше внимания. [18]
Кавычки
[ редактировать ]- «Между сильным и слабым, между богатым и бедным, между господином и слугой свобода угнетает, а закон освобождает». [19]
- (В переводе: «Между сильными и слабыми, между богатыми и бедными, между господином и рабом свобода угнетает, а закон освобождает».)
- «Не гениальность, не слава и не любовь отражают величие человеческой души; [ нужна ссылка ]
- («Не гениальность, не слава и не любовь отражают величие человеческой души; это доброта».)
- «Слова свободы велики среди людей, не знающих своей меры». [ нужна ссылка ]
- (Переведено: Слова о свободе широко распространены среди людей, которые не знают ее пределов.)
Работает
[ редактировать ]Его самой влиятельной публикацией был сборник его конференций в Нотр-Дам де Пари . [20]
- «Похвалы» ( Антуан Друо , Дэниел О'Коннелл и монсеньор Форбен-Джансон )
- «Письмо о Святом Престоле»
- «Соображения о философской системе М. де Ламенне»
- «О свободе Италии и церкви»
- «Конференции» (только тр. I, Лондон, 1851 г.)
- «Бог и человек» в «Конференциях Нотр-Дам де Пари» (тр. Лондон, 1872)
- «Иисус-Христос» (тр. Лондон, 1869 г.)
- «Дьё» (тр. Лондон, 1870 г.) [2]
- Анри Перрейв , изд., Письма , 8 тт. (1862), тр. Дерби, 1864 г., переработанное и дополненное изд. Лондон, 1902 год.
Лакордер, Жизнь (Фуассе, 2 тома)Лакордер, Жизнь (д'Оссонвиля)Лакордер Оратор и Монах (Боде)Лакордер: Жизнь святой Марии Магдалины
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Этвуд, Рэй Э., Мастера проповеди , Rowman & Littlefield, 2013 г. ISBN 9780761862079
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сканнелл, Томас. «Жан-Батист-Анри Доминик Лакордер». Католическая энциклопедия Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 21 ноября 2015 г.
- ^ Лакордер, Анри-Доминик (2001). Бедуэль, Гай; Кристоф-Алоис, Мартин (ред.). Переписка: справочник, Том 1 . п. 155. ИСБН 2827108356 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Лакордер, Жан Батист Анри», Циклопедия библейской, теологической и церковной литературы . (Джеймс Стронг и Джон МакКлинток, ред.) Харпер и братья; Нью-Йорк; 1880 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Ламенне, Фелисите Робер (1840). Политические и философские вопросы: сборник статей, опубликованных в L'Avenir [с 16 октября 1830 г. по 15 ноября 1831 г.]: предваряются соображениями о католицизме в его отношениях с политическим обществом, за которыми следуют статья о невежестве и «Гимн Польше». , Том 1 . Пагнер. п. 155.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Грэм, Джордж. «Лакордер, Жан-Батист», Энциклопедия католической социальной мысли, социальных наук и социальной политики : приложение (Майкл Л. Коултер, Ричард С. Майерс, Джозеф А. Варакалли, ред.), Scarecrow Press, 2012 г. ISBN 9780810882669
- ^ Старый, Хьюз Олифант. Новое время, 1789–1889 гг. , Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2007 г. ISBN 9780802831392
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бокенкоттер, Томас. «Лакордер, Жан-Батист», Энциклопедия современной христианской политики (Рой Палмер Доменико, Марк Ю. Хэнли, ред.), Greenwood Publishing Group, 2006 г. ISBN 9780313338908
- ^ «Канонизация Марии-Эжени Иисусовой» (PDF) . Религиозное Успения.
- ^ Гильдеа, Роберт. Дети революции , издательство Гарвардского университета, 2008 г. ISBN 9780674032095
- ^ Лир 1870 , с. 101-102.
- ^ Лир 1870 , с. 103.
- ^ Кремона, Мишель (2002). Осман: его жизнь и времена, а также создание современного Парижа . Чикаго: Иван Р. Ди. п. 331.
- ^ Гиненс, Раф; Розенблатт, Хелена, ред. (2012). Французский либерализм от Монтескье до наших дней . Издательство Кембриджского университета. п. 46.
- ^ «Энциклика Mirari vos (15 августа 1832 г.)» . w2.vatican.va . Проверено 25 января 2019 г.
- ^ «Человеческое достоинство» . www.vatican.va Проверено 25 января 2019 г.
- ^ Коултер, Майкл Л. (2012). Энциклопедия католической социальной мысли, социальных наук и социальной политики: Приложение . Пугало Пресс. п. 170.
- ^ Миснер, Пол (1991). «Предшественники Rerum Novarum в католицизме». Обзор социальной экономики : 445.
- ^ Лакордер, Анри Доминик (1872). Конференции Нотр-Дам де Пари: годы 1846–1848, Том 3 . Книги Google: Братья Пуссельг. п. 473.
- ^ Эспин, Орландо. «Лакордер, Жан-Батист», Вводный словарь теологии и религиоведения (Орландо О. Эспин, Джеймс Б. Николофф, ред.), Liturgical Press, 2007 г. ISBN 9780814658567
Источники
[ редактировать ]- Эдвард МакСвини, «Лакордер о собственности», « Католический мир » , Vol. 45 (1887 г.).
- Лир, Генриетта Луиза Сидней (1870). Доминиканский художник . Нобелевская пресса. ISBN 978-5-87677-930-4 . Проверено 30 июня 2014 г.
- Маргарет Олифант , «Анри Лакордер», журнал Blackwood's Magazine , Vol. 93 (1863).
- Харрисон, CE (2016). Католики-романтики: послереволюционное поколение Франции в поисках современной веры .
- Питер М. Баттс, Восстановление Доминиканского ордена Анри-Домиником Лакордером во Франции девятнадцатого века, The Edwin Mellen Press, 2004
- Питер М. Баттс, «Жан-Батист Анри Лакордер» в Новой католической энциклопедии (2003)
- Томас Бокенкоттер, Церковь и революция: католики и борьба за демократию и социальную справедливость (Нью-Йорк: Doubleday, 1998).
- ТБ Сканнелл, «Жан-Батист-Анри Доминик Лакордер» в Католической энциклопедии (1910)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 53.
- Старый, Хьюз Олифант. Современная эпоха, 1789-1889 гг. - за обсуждение стиля проповеди Лакордера.