Теодор Шассерио
Теодор Шассерио | |
---|---|
![]() Автопортрет Шассерио, написанный в 16 лет. | |
Рожденный | |
Умер | 8 октября 1856 г. | ( 37 лет
Национальность | Французский |
Образование | Жан-Огюст-Доминик Энгр |
Движение | Романтизм ; ориентализм |
Теодор Шассерио (англ. Французское произношение: [teɔdɔʁ ʃaseʁjo] ; 20 сентября 1819 — 8 октября 1856) — доминиканского происхождения, -романтик французский художник известный своими портретами , историческими и религиозными картинами, аллегорическими фресками и изображениями востоковедов, вдохновленными его путешествиями в Алжир . В начале своей карьеры он писал в неоклассическом стиле, близком к стилю своего учителя Жана-Огюста-Доминика Энгра , но в своих более поздних работах он находился под сильным влиянием романтического стиля Эжена Делакруа . Он был плодовитым рисовальщиком и сделал серию гравюр для иллюстраций Шекспира » к «Отелло . написанный им в 15 лет, Портрет Проспера Марилья, делает Шассерио самым молодым художником, выставленным в Лувре . [ 1 ]
Жизнь и работа
[ редактировать ]
Шассерио родился в Эль-Лимоне, Самана , в испанской колонии Санто-Доминго (ныне Доминиканская Республика ). [ 2 ] Его отец Бенуа Шассерио был французским авантюристом, прибывшим в Санто-Доминго в 1802 году, чтобы занять административную должность в стране, которая до 1808 года была французской колонией. [ 3 ] Мать Теодора, Мария Магдалена Куре де ла Бланьер, была дочерью землевладельца- мулата, родившегося в Сен-Доминго (ныне Гаити ). В декабре 1820 года семья уехала из Санто-Доминго в Париж , где молодой Шассерио вскоре проявил не по годам развитые навыки рисования. Он был принят в студию Жана-Огюста-Доминика Энгра в 1830 году, в возрасте одиннадцати лет, и стал любимым учеником великого классика , который считал его своим самым верным учеником. [ 4 ] (В сообщении, которое может быть апокрифическим, Энгр заявляет: «Идите, господа, посмотрите, этот ребенок будет Наполеоном живописи».) [ 5 ]

После того, как Энгр покинул Париж в 1834 году, чтобы стать директором Французской академии в Риме , Шассерио попал под влияние Эжена Делакруа , чей стиль живописного колоризма был анафемой для Энгра. Шассерио впервые выставился в Парижском Салоне в 1836 году и был удостоен медали третьего места в категории исторической живописи . [ 6 ] В 1840 году Шассерио отправился в Рим и встретился с Энгром, чья горечь по поводу направления работы его ученика привела к решительному разрыву. Находясь в Италии, Шассерио делал пейзажные зарисовки и изучал фрески эпохи Возрождения . [ 7 ]






Среди главных произведений его ранней зрелости - «Сусанна и старцы» и «Венера Анадиомена» (обе 1839 г.), «Диана , удивленная Актеоном» (1840 г.), «Андромеда, прикованная к скале нереидами» (1840 г.) и «Туалет Эстер» (1841 г.). все это раскрывает очень личный идеал изображения обнаженной женщины. [ 8 ] Основные религиозные картины Шассерио этих лет: «Христос на Елеонской горе» (тема, которую он рассматривал в 1840 году и снова в 1844 году) и «Снятие с креста» (1842), получили неоднозначные отзывы критиков; Среди чемпионов художника был Теофиль Готье . В 1843 году Шассерио написал фрески, изображающие жизнь Святой Марии Египетской , в церкви Сен-Мерри в Париже, это был первый из нескольких заказов, которые он получил на украшение общественных зданий в Париже. [ 7 ]
Портреты этого периода включают « Портрет преподобного отца Доминика Лакордера» из Ордена монахов-предсказателей (1840 г.) и «Две сестры» (1843 г.), на котором изображены сестры Шассерио Адель и Алина.
На протяжении всей своей жизни он был плодовитым рисовальщиком; его многочисленные портретные рисунки, выполненные тонко заостренным графитовым карандашом, по стилю близки к рисункам Энгра. [ 9 ] Он также создал группу из 29 гравюр, в том числе группу из восемнадцати гравюр с сюжетами из шекспировского « Отелло » 1844 года. [ 10 ]
Он выставил колоссальный портрет Али-Бен-Хамета, халифа Константина и вождя Характаса в сопровождении его эскорта в Салоне 1845 года, где он получил неоднозначные отзывы. В 1846 году Шассерио совершил свою первую поездку в Алжир. По зарисовкам, сделанным во время этой и последующих поездок, он написал такие сюжеты, как арабские вожди, посещающие своих вассалов , и еврейские женщины на балконе (оба 1849 года, сейчас находятся в Лувре ). Основная поздняя работа, «Тепидарий» (1853, в Музее Орсе ), изображает большую группу женщин, вытирающихся после купания, в архитектурной обстановке, вдохновленной поездкой художника в 1840 году в Помпеи . Его самой монументальной работой было украшение парадной лестницы Счетной палаты , заказанное государством в 1844 году и завершенное в 1848 году. Он последовал примеру Делакруа, выполнив эту работу маслом по гипсу, а не фреской. [ 7 ] Эта работа была сильно повреждена в мае 1871 года в результате пожара, устроенного во время Коммуны , и восстановить удалось лишь ее фрагменты; они хранятся в Лувре.
После периода плохого здоровья, усугубленного его изнурительной работой над заказами на фрески для украшения церквей Сен-Рош и Сен-Филипп-дю-Руль, Шассерио умер в возрасте 37 лет в Париже 8 октября 1856 года. похоронен на кладбище Монмартр .
Техника и стиль
[ редактировать ]Искусство Шассерио часто характеризуют как попытку примирить классицизм Энгра с романтизмом Делакруа. [ 11 ] При составлении сюжетных картин его забота о декоративном расположении фигур и создании настроения преобладала над связностью повествования. Его предпочтительным методом работы было тщательное изучение своей модели, а затем рисование по памяти. [ 12 ] Он предпочитал змеиную позу, особенно для своих женских фигур. Историк искусства Джонатан П. Рибнер называет «наклоненную шею и согнутое колено» «фирменным мотивом» Шассерио и говорит, что «его владение ракурсом и трехмерной композицией до конца оставалось неравномерным, и это ограничение отражается в упорстве его… ... склонность к приплюснутым, стилизованным позам». [ 12 ] По словам Леона Розенталя , Шассерио «гораздо меньше заботился о воплощении в жизнь героев или развитии персонажей, чем о стремлении произвести тонкие и бесконечно богатые впечатления, навеянные ему темами, которые он выбирает». [ 12 ]
Наследие
[ редактировать ]Его работы оказали значительное влияние на стиль Пюви де Шаванна и Гюстава Моро и, благодаря влиянию этих художников, нашли отклик в творчестве Поля Гогена и Анри Матисса . [ 13 ] В Париже существует Общество художников: Ассоциация друзей Теодора Шассерио .
Работы Шассерио находятся в Лувре, где ему посвящена комната, в Музее Орсе и в Музее Версаля . Коллекции в Соединенных Штатах, в которых хранятся работы Теодора Шассерио, включают Метрополитен-музей в Нью-Йорке , Художественный музей Фогга Гарвардского университета , Национальную галерею искусств Вашингтона , округ Колумбия , Детройтский институт искусств , Музей искусств Рода. Островная школа дизайна , Музей Дж. Пола Гетти и Чикагский институт искусств .
Выставки
[ редактировать ]- Теодор Шассерио: Parfum exotique , Национальный музей западного искусства Токио, Япония, 28 февраля – 28 мая 2017 г.
- Теодор Шассерио: Работы на бумаге , Национальная галерея изящных искусств Санто-Доминго и Культурный центр Леон-де- Сантьяго-де-лос-Кабальерос , Доминиканская Республика , 2004 г.
- Теодор Шассерио (1819–1856): Другой романтизм , Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США), Национальная галерея Гран-Пале в Париже (Франция) и Музей изящных искусств Страсбурга (Франция), 2002 г.
- Шассерио (1819–1856): выставка в пользу Общества друзей Лувра , Галерея Дабер, Париж, Франция, 1976 г.
- Теодор Шассерио (1819–1856) , Музей изящных искусств Пуатье , Франция, 1969 г.
- Теодор Шассерио , Национальный музей изящных искусств Алжира , Алжир, 1936 год.
- Ретроспектива Теодора Шассерио (1819–1856) , Музей Оранжери , Париж, Франция, 1933 г.
- Акварели и рисунки Шассерио (1819–1856) , Галерея Л. Дрю, Париж, Франция, 1927 г.
- Французские художники-востоковеды - 4-я выставка: Ретроспектива Теодора Шассерио , Галерея Дюран-Рюэль , Париж, Франция, 1897 г.
Избранные произведения
[ редактировать ]- Автопортрет - Лувр
- Алин Шассерио - Лувр
- Битва арабских всадников вокруг штандарта (1854 г.) - Художественный музей Далласа
- Халиф Константина , также известный как Али Бен-Хамет, халиф Константина и вождь Характаса, в сопровождении своего эскорта
- Арабские вожди вызывают друг друга на единоборство под крепостными стенами города
- Андромеда, прикованная к скале нереидами
- Арабские вожди посещают своих вассалов
- Христос на Елеонской горе
- Снятие с креста
- Диана, удивленная Актеоном
- Еврейские женщины на балконе
- Отелло и Дездемона в Венеции
- Портрет отца Доминика Лакордера, ордена монахов-предсказателей.
- Сусанна и старейшины
- Венера Анадиомена
- Тепидарий
- Туалет Эстер
- Две сестры
Галерея
[ редактировать ]-
Портрет графини де Латур Мобур , 1841, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
-
Мир, покровитель искусств и обработки почвы , 1844–1848, гипс, масло, перенесенный на холст. Сохранившийся фрагмент декора Счетной палаты.
-
Отелло и Дездемона в Венеции , 1850, дерево, масло, 25 х 20 см, Лувр , Париж. Еще одно произведение, вдохновленное Шекспиром.
-
Сцена в еврейском квартале Константина , 1851 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
-
Востоковедный интерьер , ок. 1851–1852, дерево, масло, 49 х 39 см.
-
Тепидарий , 1853, холст, масло, Музей Орсе.
-
Портрет мадам Борг де Бальсан , 1847 год, бумага, карандаш, Художественный музей Филадельфии.
-
Портрет Альфонса де Ламартина , 1844, бумага, карандаш.
-
Ребенок и кукла , портрет Лоры Стефани Пьеррюг, 1836, холст, масло, 79,5 х 57 см
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Жан-Батист Нувион, Забытая переписка Шассерио , предисловие Марианны де Толентино, Париж, Les Amis de Théodore Chassériau, 2014
- ^ Геган и др. 2002, с. 163.
- ^ Геган и др. 2002, стр. 58, 163.
- ^ Геган и др. 2002, с. 168.
- ^ Геган и др. 2002, стр. 60, 168.
- ^ Геган и др. 2002, с. 170.
- ^ Jump up to: а б с Розенталь.
- ^ Геган и др. 2002, с. 53.
- ^ Обсуждение 1989, с. 5.
- ^ Фишер 1979, с. 13.
- ^ Розенблюм 1989, с. 32.
- ^ Jump up to: а б с Рибнер, Джонатан П. (1994). «Ювенилия Шассерио: некоторые ранние произведения Enfant du Siècle». Журнал истории искусств , 57 (2), 219–238.
- ^ Геган и др. 2002, с. 287.
Ссылки
[ редактировать ]- Фишер, Джей М. (1979). Теодор Шассерио: Иллюстрации к Отелло . Балтимор: Художественный музей Балтимора. ISBN 0-912298-50-2 .
- Геган, Стефан; Помаред, Винсент ; Прат, Луи-Антуан (2002). Теодор Шассерио, 1819–1856: Неизвестный романтик . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 1-58839-067-5 .
- Миллер, Питер Бенсон (2004). «Мечем и плугом: Счетная палата Теодора Шассерио и Алжир», The Art Bulletin vol. 86, нет. 4 (декабрь 2004 г.), стр. 690–718.
- Прат, Луи-Антуан. и Теодор Шассерио, 1819–1856: рисунки, хранящиеся за пределами Лувра . Париж: Galerie de Bayser [1989?]. OCLC 800724906 .
- Розенблюм, Роберт (1989). Картины в Музее Орсе . Нью-Йорк: Стюарт, Табори и Чанг. ISBN 1-55670-099-7 .
- Розенталь, Дональд А. «Шассерио, Теодор». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. Веб.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бенедит, Леонс (1931). Теодор Шассерио: его жизнь и творчество , Париж: Les Éditions Braun. OCLC 929584128 .
- Бувенн, Аглаус (1884). Теодор Шассерио: Воспоминания и неосмотрительность , А. Детайль, Париж.
- Бувенн, Аглаус. Теодор Шассерио: Воспоминания и неосмотрительность (1884) , новое издание Les Amis de Théodore Chassériau , 2012 (французский язык), 2013 (испанский язык).
- Шевиллар, Вальбер (1893). Художник-романтик: Теодор Шассерио , Париж.
- Шевиллар, Вальбер (1898). «Теодор Шассерио» в «Revue de l’art ancien et Contemporarye» , вып. 3, 10 марта 1898 г.
- Хроника искусств и любопытства , вып. 9, 27 февраля 1897 г.
- Фосийон, Генри (1927). «Живопись XIX века: Возвращение к античности» в журнале Le Romanticism , Париж.
- Готье, Теофиль . «L'Atelier de feu Théodore Chassériau» в L'Artiste , вып. 14, 15 марта 1857 г.
- Гудрич, Ллойд (1928). «Теодор Шассерио», The Arts 14.
- д'Эрувиль, Ксавье (2016). Современный идеал по мнению Шарля Бодлера и Теодора Шассерио , L'Harmattan , Париж.
- Дзингаока, Мэгуми; Помаред, Винсент; Нувион, Жан-Батист; Геган, Стефан; Окасака, Сакурако; Накацуми, Юко (2017). Теодор Шассерио: Экзотические духи , [каталог выставки], Национальный музей западного искусства ( Япония ).
- Ларан, Жан (1913, 1921). Теодор Шассерио , Париж.
- Монтескью, Робер де (1898). Алиса и Алина, картина Теодора Шассерио , Эд Шарпантье и Фаскель, Париж.
- Нувион, Андре-Пьер (2007). Три семьи в Перигор-Лимузене в суматохе Революции и Империи: Нувион, Бесс-Суте-Дюпюи и Шассерио , Париж.
- Нувион, Жан-Батист; Марианна де Толентино (2014). Шассерио Забытая переписка . Издание Les Amis de Théodore Chassériau, Париж.
- Пельтре, Кристина (2001). Теодор Шассерио . Париж: Галлимар. ISBN 207011564X .
- Прат, Луи-Антуан (1988). Рисунки Теодора Шассерио: 1819–1856 гг . Париж: Министерство культуры и коммуникаций, Editions de la Réunion des musées nationalaux. ISBN 2711821382 .
- Ренан, Ари (1897). Художники-востоковеды , Галерея Дюран-Рюэль.
- Сандос, Марк (1974). Теодор Шассерио 1819–1856: каталог-резонне картин и гравюр . Париж: Графика и ремесла. ISBN 2700400038 .
- Тойпсер, Вернер. Теодор Шассерио , Журнал искусств.
- Вайя, Леандр (август 1913 г.). «Работа Теодора Шассерио», Les Arts .
- Вайя, Леандр (1907). «Шассерио», Искусство и художники .
Внешние ссылки
[ редактировать ] медиафайлы, связанные с: Теодором Шассерио Викискладе есть
СМИ, связанные с картинами Теодора Шассерио, на Викискладе?
- Веб-сайт «Друзья Теодора Шассерио» (Франция)
- Веб-сайт Института Франции ( Академия изящных искусств ) — Приз за гравировку Шассерио — Последняя премия была вручена в 2011 году Доминику Вайе.
- Семья Шассерио, Генеалогия Гаити и Санто-Доминго
- Теодор Шассерио в Find a Grave
- 1819 рождений
- 1856 смертей
- Французские художники XIX века.
- Французские художники-мужчины
- Французские художники-романтики
- Французские художники-портретисты
- Похороны на кладбище Монмартр
- Семья Шассерио
- Французские художники-востоковеды.
- Художники исторических сюжетов XIX века.
- Люди из Новой Испании
- Французские художники-мужчины XIX века