Jump to content

Темный романтизм

Послушайте эту статью
Эдгар Аллан По – один из самых известных авторов темного романтизма.

Темный романтизм — литературный поджанр романтизма , отражающий популярное увлечение иррациональным, демоническим и гротескным. Часто отождествляемый с готической фантастикой , он затмевал эйфорическое романтическое движение с момента его возникновения в 18 веке. Эдгара Аллана По часто называют одним из выдающихся приверженцев этой традиции. Темный романтизм фокусируется на склонности человека к ошибкам, саморазрушении, осуждении, наказании, а также на психологических последствиях вины и греха.

Исторический контекст

[ редактировать ]

Термин «романтизм» происходит от латинского слова «romant», что означает «в римской манере». [ нужна ссылка ] Он не только стал культовым стилем искусства, но также оказал влияние на литературу и музыку. Оно основывалось на эмоциях и воображении, а не на науке и рациональности. Романтическое движение зародилось в Европе в конце 18 века и мигрировало в Америку в начале 19 века. [ нужна ссылка ] Между 1830 и 1865 годами авторы американского романтизма были наиболее продуктивными. Внутри романтизма возникли два конфликтующих поджанра: оптимисты, верившие в человеческую добродетель и духовность, сформировали Движение трансцендентализма , в то время как пессимисты, признавшие склонность человека к ошибкам и нашу склонность к греху, сформировали Темное романтическое движение. [ нужна ссылка ]

(1889–1931) к рассказу Эдгара Аллана По Иллюстрация Гарри Кларка , опубликованному в 1919 году.

Определения

[ редактировать ]

Прославление эйфории и возвышенности в романтизме всегда сопровождалось столь же сильным увлечением меланхолией, безумием, преступностью и мрачной атмосферой; с вариантами призраков и упырей, гротеска и иррационального. Название «Темный романтизм» этой форме дал теоретик литературы Марио Праз в своем обширном исследовании жанра, опубликованном в 1930 году « Романтическая агония » . [1] [2]

По мнению критика Г. Р. Томпсона, «Тёмные романтики адаптировали образы антропоморфизированного зла в форме сатаны , дьяволов , призраков, оборотней , вампиров и упырей » как символики человеческой природы. [3] Томпсон резюмирует характеристики поджанра, написав:

Неспособность падшего человека полностью осознать навязчивые напоминания о другом, сверхъестественном мире, который, казалось, еще не существовал, постоянная растерянность необъяснимых и в значительной степени метафизических явлений, склонность к, казалось бы, извращенному или злому моральному выбору, который не имел твердой или фиксированной меры или правила, и чувство безымянной вины в сочетании с подозрением, что внешний мир является обманчивой проекцией разума, — это были основные элементы видения человека, которые темные романтики противопоставляли основному направлению романтической мысли. [4]

Пример цитаты

[ редактировать ]

«Каннибалы? Кто не каннибал? Я говорю вам, что это будет более терпимо для файджи, который засолил тощего миссионера в его подвале против надвигающегося голода; это будет более терпимо для этого предусмотрительного Фаджи, говорю я, в тот день, когда суждения, чем для тебя, цивилизованный и просвещенный гурман, который прибивает гусей к земле и лакомится их раздутой печенью в твоем паштете из фуа-гра». - Германа Мелвилла «Моби Дик: или Кит»

Характеристики

[ редактировать ]

Чтобы полностью понять идею темного романтизма, мы должны признать атрибуты, присущие произведениям искусства, чтобы мы могли их идентифицировать. Характеристики, определяющие темный романтизм, ставят под сомнение естественное совершенство человека, веря в то, что человек никогда не может быть совершенным, что у человека никогда не будет совершенства. [5] Люди стали иметь менее традиционный взгляд на религию, стали уделять больше внимания катастрофам и впускать исследование ужасных реалий в свою повседневную жизнь.

Более того, самые популярные представления заключаются в том, что люди естественным образом подвержены греху и разрушению, что люди никогда не смогут избежать греха или спастись от него и что люди могут разрушить общество, религию и самих себя. [ нужна ссылка ]

Влияние художников

[ редактировать ]

Одиночество и печаль, желание и смерть, одержимость ужасом и абсурдность снов — все это темы, исследованные в произведениях искусства. Такие художники, как Сальвадор Дали , Рене Магритт , Пауль Клее и Макс Эрнст , продолжали мыслить в этом духе на протяжении всего двадцатого века. Темный романтизм возник как реакция на Просвещение , промышленную революцию и широко распространенную рационализацию , подчеркивающую грубые эмоции, чистые эстетические переживания и другие виды крайних эмоций.

Художники

[ редактировать ]

Иоганн Генрих Фюзели

[ редактировать ]
1790–91, Холст, масло, 77 х 64 см, Музей Гете, Франкфурт.

В Швейцарии Иоганн Генрих Фюзели учился на евангелистского проповедника. Своими работами он создал эмблему темного романтизма. Эта часть завершает выставку, которая занимает два уровня временного выставочного пространства. Появление инкуба и развратного коня в сценарии, происходящем в наши дни, сильно потрясло современников Фюсели. Кроме того, требованиям вуайериста отвечал эротико-компульсивный и демонический материал, а также грустная обстановка.

Уильям Блейк

[ редактировать ]
Великий Красный Дракон и Женщина, Одетая в Солнце, ок. 1803–1805, Акварель, графит и резные линии, 43,7 х 34,8 см, Бруклинский музей, Дар Уильяма Огастеса Уайта.

Эта картина отражает конфликт между добром и злом, страданиями и похотью, светом и тьмой и другие аспекты его творчества. Уникальный изобразительный язык Фюсели оказал влияние на ряд художников, в том числе на Уильяма Блейка , чья знаменитая акварель «Великий красный дракон» выставлена ​​в Бруклинском музее .

Франсиско Гойя

[ редактировать ]
Шабаш ведьм , 1821–1823 гг. Гипсовая стена, масло, перенесена на холст; 140,5 × 435,7 см (56 × 172 дюйма). Музей Прадо , Мадрид

Одной из самых значительных личностей в испанской живописи был Франсиско Гойя . Он также был предшественником романтизма в создании современной художественной оценки, как с точки зрения содержания его картин, с их глубоким исследованием реальности и отсылками к миру снов, так и с точки зрения его новаторской техники. Его искусство выражает собственные новаторские взгляды, противостоящие академизму и устоявшимся темам. Гойя охарактеризовал себя как ученик Веласкеса , Рембрандта и природы, приобретя вкус к деликатно затененным цветам, нанесенным слоями у Веласкеса, предпочтение темных и загадочных фонов от Рембрандта и бесконечное разнообразие форм природы; одни красивые, другие уродливые.

Джон Констебль

[ редактировать ]
Джон Констебль, Эскиз «Замка Хэдли» ок. 1828–9 , 1226 × 1673 мм, Холст, масло, Лондон, Галерея Тейт

Целью пейзажных картин Джона Констебла было честно изобразить природу, передать ее красоту и простоту, не становясь претенциозными. Он не является олицетворением страсти, поэзии или печали природы. Он думал, что его жизнь и искусство лежат в руинах, поэтому он искал проблеск своего собственного духа в природе, который он обнаружил в мрачном пейзаже замка Хэдли в Эссексе.

Эжен Делакруа

[ редактировать ]
Эжен Делакруа, Вечер после битвы, холст, масло, ок. 1825 г. , рост: 48 см (18,8 дюйма); ширина: 56 см (22 дюйма)

Делакруа обычно считают основателем романтического движения во французской живописи девятнадцатого века. Его техника живописи – полная богатой, взволнованной манеры письма и пульсирующих ярких цветов – выражала заботу движения об эмоциях, экзотике и возвышенном, а его жизнь и творчество воплощали заботу движения о страсти, экзотике и возвышенном.

Хронология

[ редактировать ]
  • Американский Ренессанс пришелся на период между 1840 и 1860 годами. Он включал в себя темный романтизм и трансцендентализм .
  • Поскольку темный романтизм позволял изучать мрачные идеи, произведения и темы, он оказал огромное влияние на американскую литературу.
  • Темный романтизм зародился как ответ на трансцендентальное движение середины девятнадцатого века. Это был психический сдвиг в мышлении от жесткой религиозной пуританской мысли к темной, аморальной точке зрения. Людей не интересовал оптимизм, когда они размышляли о своем грехе и человеческой природе.
  • Авторы и художники не боялись выражать свою зловещую сторону. Авторы начали исследовать порочную природу человека еще до 1840 года.
  • 1809 — Эдгар Аллан По родился в Бостоне, штат Массачусетс . По, вероятно, один из самых влиятельных писателей того времени. Его темы были сосредоточены на человеческом грехе и зле в человеке. Работы Эдгара Аллана По открыли новую эру темного романтизма. Его повествовательные произведения, такие как «Падение дома Ашеров», сочетают в себе глубокие эмоции и трагический взгляд на любовь, привнося свежую глубину и мрачность в повествование романтических сказок. [6]
  • Герман Мелвилл – еще один влиятельный писатель, но в своем творчестве он совершенно отличается от По и Хоторна. Его темы сосредоточены на «истинах с рваными краями». [ нужна ссылка ]
  • С 1840 до конца 1870-х годов в литературе и искусстве доминировал темный романтизм.
  • Основным использованным элементом был символизм. Они символизировали бы плохую сторону человека и «изучали бы трудности человеческой природы». Художники стремились показать, как зло, а не добродетель, поглощает людей, и как отдельные поступки ведут к саморазрушению. [7]

Направления XVIII-XIX веков в национальных литературах

[ редактировать ]

Элементы темного романтизма были постоянной возможностью в более широком международном движении романтизма как в литературе, так и в искусстве. [8]

Германия

[ редактировать ]

Темный романтизм, возможно, зародился в Германии такими писателями, как ЭТА Хоффманн , [9] и Людвиг Тик , а также доромантическая фигура Кристиана Генриха Шписса , — хотя их акцент на экзистенциальном отчуждении, демоническом в сексе и сверхъестественном, [10] в то же время был компенсирован более домашним культом бидермейера . [11]

Как и готический роман , «Schwarze Romantik» — это жанр, основанный на устрашающей стороне Средневековья и часто содержащий одни и те же элементы (замки, призраки, монстры и т. д.). Однако некромантия ключевыми элементами Шауэрромана являются и тайные общества, и он значительно более пессимистичен, чем английский готический роман. Все эти элементы легли в основу Фридриха Шиллера неоконченного романа «Привидение-призрак» (1786–1789). Мотив тайных обществ также присутствует в «Ужасных тайнах» Карла Гроссе (1791–1794) и Кристиана Августа Вульпиуса ( «Ринальдо Ринальдини, капитан-разбойник» 1797). [12] Бенедикта Нобера Роман «Герман из Унны » (1788) считается очень близким к шауэрроманскому жанру. [13]

Среди других ранних авторов и работ были Кристиан Генрих Шписс с его работами Das Petermännchen (1793), «Старое везде и нигде» (1792), «Рыцари-львы» (1794) и Ганс Хайлинг, четвертый и последний регент земли, воздуха, огня. и Водные духи (1798 г.); рассказ Генриха фон Клейста «Нищенка из Локарно» (1797); и Людвига Тика » «Блондин Экберт (1797 г.) и «Руненберг» (1804 г.). [14]

Младший романтизм

[ редактировать ]

В течение двух десятилетий самым известным автором готической литературы в Германии был эрудит Э.Т.А. Гофман . Его роман «Эликсиры дьявола» Льюиса (1815) написан под влиянием «Монаха» и даже упоминает его. В романе также исследуется мотив Doppelgänger , термина, придуманного другим немецким писателем и сторонником Гофмана, Жаном Полем , в его юмористическом романе «Зибенкяс» (1796–1797). Помимо Гофмана и де ла Мотта Фуке, тремя другими важными авторами той эпохи были Йозеф Фрейхерр фон Эйхендорф ( «Мраморная статуя» , 1818 г.), Людвиг Ахим фон Арним ( «Die Majoratsherren» , 1819 г.) и Адельберт фон Шамиссо ( «Вундерсаме Geschichte Питера Шлемихла» , 1814). [15] После них Вильгельм Мейнхольд написал «Янтарную ведьму» (1838) и «Сидонию фон Борк» (1847). Последнее произведение немецкого писателя Теодора Шторма « Всадник на белом коне» (1888) использует готические мотивы и темы. [16]

Британия

[ редактировать ]

Британских авторов, таких как лорд Байрон , Сэмюэл Тейлор Кольридж , Мэри Шелли и Джон Уильям Полидори , которых часто связывают с готической фантастикой, также иногда называют темными романтиками. [17] Темный романтизм характеризуется историями о личных мучениях, социальных изгоях и обычно предлагает комментарии о том, спасет ли природа человека его или уничтожит. Некоторые авторы английских и ирландских произведений ужасов , такие как Брэм Стокер и Дафна дю Морье , следуют этой линии.

Американский

[ редактировать ]

Американская форма этой чувствительности была сосредоточена на писателях Эдгаре Аллане По , Натаниэле Хоторне и Германе Мелвилле , Чарльз Брокден Браун . предшественником которых был [18] В отличие от перфекционистских убеждений трансцендентализма , эти более мрачные современники подчеркивали склонность человека к ошибкам и склонность к греху и саморазрушению , а также трудности, присущие попыткам социальных реформ .

литературе XIX века В фантастической после 1830 года доминировало влияние ЭТА Гофмана, а затем Эдгара Аллана По. Французские авторы, такие как Жюль Барбе д'Оревильи , Шарль Бодлер , Поль Верлен и Артюр Рембо, повторили темные темы, встречающиеся в немецкой и английской литературе. Бодлер был одним из первых французских писателей, восхищавшихся Эдгаром Алланом По, но это восхищение или даже преклонение перед По получило широкое распространение во французских литературных кругах в конце XIX века.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Первый английский перевод, 1933 год. Название на итальянском языке: «Carne, la morte e ildiavolo nella Letteratura Romantica» (Плоть, смерть и дьявол в романтической литературе).
  2. Темный романтизм: окончательное противоречие. Архивировано 28 января 2007 г. в Wayback Machine.
  3. ^ Томпсон, GR, изд. «Введение: романтизм и готическая традиция». Готическое воображение: очерки темного романтизма. Пуллман, Вашингтон: Издательство Вашингтонского государственного университета, 1974: стр. 6.
  4. ^ Томпсон, GR, изд. 1974: с. 5.
  5. ^ «Тёмный романтизм: Краткое введение» . Эстетик . 29 октября 2018 года . Проверено 9 мая 2022 г.
  6. ^ drfans (8 декабря 2023 г.). «Когда начался темный роман?» .
  7. ^ Законы Энн Маклейн. «Хронология темного романтизма» . sutori.com . Проверено 9 мая 2022 г.
  8. ^ Боргардс, Роланд; Борхес, Инго; Геркенс, Дороти; Диллманн, Клаудия (2012). Темный романтизм: от Гойи до Макса Эрнста . Distributed Art Pub Incorporated. ISBN  978-3-7757-3373-1 .
  9. ^ А. Кьюсак/Б. Мурнейн, Популярные ревенанты (2012), с. 19.
  10. ^ С. Фрейд, «Страшное» имаго (1919), стр. 19–60.
  11. ^ Прикетт, Стивен; Хейнс, Саймон (2010). Европейский романтизм: читатель . Академик Блумсбери. п. 32. ISBN  978-1-4411-1764-9 .
  12. ^ Кьюсак А., Барри М. (2012), Популярные ревенанты: немецкая готика и ее международный прием, 1800–2000 , Camden House, стр. 10–17
  13. ^ Кьюсак, Барри, с. 10–16.
  14. ^ Хогл, с. 65-69
  15. ^ Кьюсак, Барри, с. 91, стр. 118–123.
  16. ^ Кьюсак, Барри, с. 26.
  17. ^ Университет Делавэра: Темный романтизм
  18. ^ Пил, Робин (2005). Помимо модернизма: Эдит Уортон, политика и художественная литература перед Первой мировой войной . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. п. 136. ИСБН  978-0-8386-4079-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Галенс, Дэвид, изд. (2002) Литературные движения для студентов Том. 1.
  • Левин, Гарри. Сила черноты (1958)
  • Праз, Марио . Романтическая агония (1933)
  • Муллейн, Джанет и Роберт Т. Уилсон, ред. (1989) Критика литературы девятнадцатого века, тома. 1, 16, 24.
[ редактировать ]
Послушайте эту статью ( 5 минут )
Duration: 5 minutes and 6 seconds.
Разговорная иконка Википедии
Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 28 декабря 2014 г. ( 28 декабря 2014 г. ) и не отражает последующие изменения.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 79751ed12b76699720a3d54594e7c1a7__1719980940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/a7/79751ed12b76699720a3d54594e7c1a7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dark Romanticism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)