Мраморная статуя
![]() Титульный лист « Воспоминания никчемного человека » и «Мраморная статуя», Берлин, 1826 г. | |
Автор | Йозеф фон Эйхендорф |
---|---|
Оригинальное название | Мраморная картина |
Язык | немецкий |
Дата публикации | 1818 |
Место публикации | Германия |
Мраморная статуя ( нем . Das Marmorbild ) — новелла немецкого писателя Йозефа фон Эйхендорфа, написанная в 1818 году . Действие происходит в Лукке , речь идет о человеке, который изо всех сил пытается выбрать между благочестием, представленным музыкантом и прекрасной девушкой, и миром искусства , представленным статуей Венеры .
Сюжет
[ редактировать ]Летней ночью юноша Флорио оказывается участником гулянья у ворот Лукки . Он знакомится со знаменитым музыкантом Фортунато, красивой девушкой, которую, как он позже узнает, зовут Бьянка, и красноречивым кавалером Донати. Донати приветствует Флорио как старого друга и знает много подробностей о его юности, но Флорио не может припомнить, чтобы встречал Донати раньше.
Флорио останавливается в гостинице в Лукке, но не может заснуть и отправляется на ночную прогулку. Он находит мраморную статую Венеры , которая кажется до странности знакомой, напоминает ему о его юности, но в то же время тревожит его. Посетив статую на следующее утро, он попадает в экстравагантный сад, окружающий дворец, где замечает красивую поющую женщину, черты лица которой поразительно похожи на черты статуи. Он встречает Донати, который говорит, что эта женщина - его богатая родственница, и предлагает в ближайшем будущем познакомить с ней Флорио.
На следующее утро Донати приглашает Флорио пойти на охоту, но тот отказывается, поскольку сегодня воскресенье, и он хочет пойти в церковь. Фортунато приглашает его вечером на вечеринку. Там Флорио встречает женщину в маске и греческом халате или, возможно, двух женщин, которых он объединяет. Когда женщина однажды приглашает его посетить ее дом и показывает свое лицо, Флорио узнает в ней даму из сада. Поздно ночью Фортунато знакомит Флорио с ведущим вечеринки, дядей Бьянки Пьетро, а также с самой Бьянкой, но она разочарована холодностью и рассеянностью Флорио.
Несколько дней спустя Донати приводит Флорио во дворец дамы. Получив их в саду, дама приводит Флорио в покои, ложится и начинает раздеваться. Затем Флорио слышит что-то вроде того, как Фортунато поет благочестивую песню возле дворца. Когда Флорио произносит короткую молитву, начинает приближаться гроза, дама бледнеет, а статуи начинают оживать, что побуждает Флорио быстро покинуть дворец. Когда он возвращается на виллу Донати, чтобы спросить, что случилось, он находит только скромную хижину и садовника, который не знает, кто такой Донати.
Флорио едет из Лукки, и к нему присоединяются трое гонщиков, которыми оказываются Фортунато, Пьетро и Бьянка. Они видят вдалеке полуразрушенные руины, и Флорио узнает в них дворец дамы. Пьетро и Фортунато объясняют, что это бывший храм Венеры, и говорят, что существуют легенды о людях, которых там искушали духи.
Темы
[ редактировать ]Целью Эйхендорфа в «Мраморной статуе» была тенденция романтизма относиться к искусству как к религии. Он использовал статую Венеры, чтобы олицетворять очарование, которое приводит к неприятию жизни и реальных людей. [1]
Мраморная статуя представляет собой современную адаптацию традиционного мифа о Венусберге , в котором Венера соблазняет мужчин своей красотой, заставляя их вести греховную жизнь, за что они обычно становятся жертвами проклятия.
История публикаций
[ редактировать ]Мраморная статуя была впервые опубликована осенью 1818 года как часть книги Леонхарда Шрага Иоганна « Frauentaschenbuch für das Jahr 1819» ( букв. « Женский карманный справочник за 1819 год » ). В 1826 году он был опубликован в сборнике с повестью Эхендорфа « Воспоминания бездельника» и рядом его стихотворений. [2]
Прием
[ редактировать ]Когда «Мраморная статуя» была впервые опубликована, ее критиковали за то, что она слишком фантастична, фрагментарна и запутанна. В 20 веке ее критиковали за жесткость и за то, что она представляла черно-белый конфликт между искупительным христианством и проклятым язычеством. В конце 20-го века это было переоценено, и критики указали на двусмысленность перекрытия христианских и языческих элементов и то, как сексуальные образы подрывают предполагаемое моралистическое послание истории. [3]
Адаптации
[ редактировать ]- Опера Венера» « Отмара Шока 1922 года основана как на «Мраморной статуе» , так и Проспера Мериме на рассказе « Венера Ильская ». [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Андерматт, Майкл (2008). «Искусственная жизнь и романтические невесты» . В Гиллеспи, Джеральд; Энгель, Манфред; Дитерле, Бернар (ред.). Романтическая проза . Амстердам и Филадельфия: Издательство Джона Бенджамина. ISBN 978-90-272-3456-8 .
- ^ Шиви, Гюнтер (2007) [2000]. Эйхендорф. Поэт в свое время (на немецком языке) (2-е изд.). Мюнхен: Издательство CH Beck. п. 442. ИСБН 978-3-406-54963-2 .
- ^ Стратхаузен, Карстен (1999). Эйхендорфа « Мраморная картина и упадок романтизма» . В Хелфере, Марта Б. (ред.). Перечитывая романтизм . Вклад Амстердама в современные исследования Германии. Том 47. Амстердам: Роподи. стр. 367–368. ISBN 90-420-0739-7 .
- ^ Франк, Эриксон (27 марта 1997 г.). «Оперы без границ» . L'Express (на французском языке) . Проверено 10 декабря 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беккер-Кантарино, Барбара (1999). « 'Красивое тело становится камнем'. О функции поэтических образов как гендерного дискурса в мраморной картине Эйхендорфа » . В Лабруасе, Герд; Стекеленбург, Дик ван (ред.). Язык-образ как текстовое взаимодействие . Вклад Амстердама в современные исследования Германии (на немецком языке). Том 45. Амстердам: Ропиди. ISBN 978-90-420-0714-7 .
- Прагер, Брэд (2007). Йозефа фон Эйхендорфа «Я и другие: Das Marmorbild » . Эстетическое видение и немецкий романтизм: написание образов . Колумбия, Южная Каролина: Камден Хаус. ISBN 978-1-57113-341-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст на английском языке на сайте Майкла Холдейна.
- Полный текст на немецком языке в Project Gutenberg.