Ужас и террор
Часть серии о |
Эмоции |
---|
Различие между террором и ужасом является стандартной литературной и психологической концепцией, особенно применяемой к готике и произведениям ужасов . [1] Террор обычно описывается как чувство страха и ожидания, которое предшествует ужасающему опыту. Напротив, ужас — это чувство отвращения, которое обычно следует за пугающим зрелищем, звуком или другим опытом.
также определил террор Ноэль Кэрролл как сочетание ужаса и отвращения. [2]
Литературная готика
[ редактировать ]Различие между террором и ужасом впервые было охарактеризовано готической писательницей Энн Рэдклифф (1764–1823). тревожиться или бояться. [3] Рэдклифф считал, что террор характеризуется «неясностью» или неопределенностью в подходе к потенциально ужасным событиям, что ведет к возвышенному . В эссе «О сверхъестественном в поэзии», опубликованном посмертно в 1826 году, она говорит, что террор «расширяет душу и пробуждает способности к высокой степени жизни». Ужас, напротив, «замораживает и почти уничтожает их» своими недвусмысленными проявлениями жестокости. Она продолжает: «Я понимаю, что ни Шекспир , ни Мильтон в своих вымыслах, ни мистер Берк в своих рассуждениях нигде не смотрели на положительный ужас как на источник возвышенного, хотя все они согласны с тем, что террор — это очень высокий уровень; и где находится великая разница между ужасом и ужасом, но в неуверенности и неясности, которые сопровождают первый, относительно более страшного зла». [4]
По словам Девендры Вармы в «Готическом пламени» (1966):
Разница между Ужасом и Ужасом — это разница между ужасным предчувствием и тошнотворным осознанием: между запахом смерти и спотыканием о труп.
Ужасы
[ редактировать ]Ужасы — это также жанр кино и художественной литературы , который опирается на ужасающие образы или ситуации, чтобы рассказывать истории и вызывать реакции или пугать, чтобы довести аудиторию до крайности. В этих фильмах моменту ужасающего разоблачения обычно предшествует ужасающая развязка, часто с использованием пугающей музыки. [5]
В своей научно-популярной книге « Танец смерти » Стивен Кинг подчеркнул, что в рассказах ужасов обычно изображена вспышка безумия/ужасного в повседневной обстановке. [6] Он также подробно остановился на двух темах террора и ужаса, добавив третий элемент, который он назвал «отвращением». Он описывает террор как «самый прекрасный элемент» из трех, и тот, который он изо всех сил старается сохранить в своих произведениях. Приводя множество примеров, он определяет «террор» как тревожный момент ужаса перед тем, как раскрывается настоящее чудовище. «Ужас», пишет Кинг, — это момент, когда человек видит существо/аберрацию, вызывающую ужас или ожидание, «шокирующее значение». В конце концов Кинг сравнивает «отвращение» с рвотным рефлексом, дешевым трюком нижнего уровня, к которому, как он признает, он часто прибегает в своих собственных художественных произведениях, если это необходимо, признаваясь:
Я признаю ужас лучшим чувством и поэтому постараюсь запугать читателя. Но если я обнаружу, что не могу напугать, я попытаюсь напугать, а если я обнаружу, что не могу напугать, я пойду на грубые действия. Я не горжусь. [7]
Психоаналитические взгляды
[ редактировать ]Фрейд сравнил переживание ужаса с переживанием сверхъестественного . [8]
Вслед за ним Жорж Батай считал ужас сродни экстазу в его превосходстве над повседневностью; [9] как открытие пути выхода за пределы рационального общественного сознания. [10] Юлия Кристева, в свою очередь, считала, что ужас вызывает переживание примитивных, инфантильных и демонических аспектов непосредственной женственности. [11]
Ужас, беспомощность и травма
[ редактировать ]Парадокс удовольствия, получаемого от фильмов/книг ужасов, можно объяснить частично как результат облегчения от ужаса реальной жизни в переживании ужаса в игре, частично как безопасный способ вернуться во взрослой жизни к парализующему чувству детской беспомощности. [12]
Беспомощность также является фактором подавляющего переживания настоящего ужаса при психологической травме . [13] Игра в повторное переживание травмы может оказаться полезным способом ее преодоления. [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рэдклифф 1826; Варма 1966 г.; Кроуфорд 1986: 101–3; Брум 1994: 37; Райт 2007: 35–56.
- ^ М. Хиллз, Удовольствия ужаса (2005), с. 17
- ^ Варма 1966.
- ^ Рэдклифф: 1826.
- ^ Вискер 2005.
- ^ S King, Danse Macabre (Лондон, 1994), с. 443 и с. 308
- ^ «Цитата Стивена Кинга» . www.goodreads.com .
- ^ С. Фрейд, «Жуткое» имаго V 1919 с. 27
- ^ Э. Рудинеско, Жак Лакан (Кембридж, 1999), с. 122 и с. 131
- ^ W Паулетт, GS Bataille (2015) с. 67 и с. 101
- ^ Дж. Кристева, Силы ужаса (Нью-Йорк, 1981), с. 63-5
- ^ Р. Соломон, В защиту сентиментальности (200) с. 108-113
- ^ Д. Гоулман, Эмоциональный интеллект (Лондон, 1996), с. 203-4
- ^ О Фенихель, Психоаналитическая теория неврозов (Лондон, 1946), с. 542-3
Библиография
[ редактировать ]- Стивен Брум (1994) Готические тела: политика боли в романтической фантастике . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
- Гэри Кроуфорд (1986) «Критика» в книге Дж. Салливана (редактор) Энциклопедия ужасов и сверхъестественного Penguin .
- Энн Рэдклифф (1826) «О сверхъестественном в поэзии» в The New Monthly Magazine 7, 1826, стр. 145–52.
- Девендра Варма (1966) Готическое пламя . Нью-Йорк: Рассел и Рассел.
- Джина Вискер (2005) Хоррор: Введение . Нью-Йорк: Континуум.
- Анджела Райт (2007) Готическая фантастика . Бейзингсток: Пэлгрейв.
- Джулиан Ханич (2010) Кинематографические эмоции в фильмах ужасов и триллерах. Эстетический парадокс приятного страха . Нью-Йорк: Рутледж .
- Ноэль Кэрролл (1990) Философия ужаса: или парадоксы сердца . Нью-Йорк: Рутледж.