Jump to content

Чудо (эмоция)

Интересно ..., образ. (1978)

Удивление — это эмоция, сравнимая с удивлением , которую испытывают люди, воспринимая что-то редкое или неожиданное (но не угрожающее). Исторически это рассматривалось как важный аспект человеческой натуры , особенно связанный с любопытством и стремлением к интеллектуальному исследованию. [1] Чудо также часто сравнивают с чувством трепета. [2] но благоговение подразумевает скорее страх или уважение , чем радость . Научная фантастика может вызвать чувство удивления .

Философские размышления

[ редактировать ]

Первыми философами, обсудившими концепцию чуда, были Платон и Аристотель , которые считали, что оно лежит в основе зарождения философии . [3]

Французский философ, математик, учёный и писатель Рене Декарт назвал восхищение одной из основных эмоций, поскольку утверждал, что эмоции в целом являются реакцией на неожиданные явления. Он отметил, что когда люди впервые сталкиваются с удивительным или новым объектом, который «сильно отличается от того, что мы знали раньше или от того, каким, по нашему мнению, он должен был быть, мы восхищаемся им и поражаемся». [4] Но Декарт, в отличие от греческих философов до него, придерживался принципиально негативного взгляда на восхищение: «Хотя хорошо родиться с некоторой склонностью к этой страсти [восхищению], потому что она располагает нас к приобретению наук, тем не менее мы должны впоследствии приложить все усилия, чтобы избавиться от него». [5]

Это мнение отражено у других ранних современных авторов, таких как Томас Гоббс, в его обсуждении английских слов «Любопытство» , «Радость» и «Восхищение» . Гоббс утверждал, что, поскольку «... все, что происходит с человеком новым, дает ему надежду и возможность узнать что-то, чего он не знал раньше», что создает «... надежду и ожидание будущих знаний от всего, что происходит, нового и странного». «Страсть, которую мы обычно называем ВОСПИТАНИЕМ и то же самое, что и аппетит, называется ЛЮБОПЫТСТВОМ, то есть жаждой знаний». [6]

В De Homine XII Гоббс обсуждает «радость» «восхищения», снова противопоставляя людей другим животным. Гоббс утверждает, что «...эта страсть почти свойственна мужчинам». Он указывал, что «даже если другие животные, всякий раз, когда они видят что-то новое или необычное, восхищаются этим, поскольку они видят что-то новое или необычное», чтобы они могли определить, опасно ли это или безвредно, люди, с другой стороны, «когда они увидеть что-то новое, попытаться узнать, откуда оно пришло и какое применение они могут ему применить».

В «Истории астрономии » шотландский экономист и философ 18-го века Адам Смит останавливается на удивлении не только для того, чтобы объяснить разницу между мышлением человека и животного, но, скорее, для того, чтобы объяснить, почему мы изучаем естественные науки . Нецивилизованный человек, или ребенок, все же явно отличается от других животных тем, что «бьет камень, который его ранит». Ребенок озабочен поиском объяснения причины и следствия, но его возможности сделать это ограничены: [7]

«Но когда закон устанавливает порядок и безопасность и существование перестает быть ненадежным, любопытство человечества возрастает, а его страхи уменьшаются... Поэтому чудо, а не какое-либо ожидание выгоды от его открытий, является первым принцип, который побуждает человечество к изучению философии, той науки, которая претендует на раскрытие скрытых связей, объединяющих различные проявления природы, и они занимаются этим изучением ради него самого, как первоначального удовольствия или блага самого по себе, не принимая во внимание; его тенденция доставлять им средства для многих других удовольствий». [8]

В «Сартор Ресартус » Томас Карлейль тесно связывает чудо со своей трансценденталистской концепцией естественного сверхъестественного . [9] Главный герой Диоген Тойфельсдрек критикует «логических прерывателей, насмешников на тройной трубке и явных врагов чуда», а именно сторонников сциентизма , и настаивает на «необходимости и высокой ценности универсального чуда», особенно в религиозном смысле: «Чудо ", - говорит он, - является основой Поклонения: царствование чуда вечно, нерушимо в Человеке только на определенных стадиях (как в настоящее время), это в течение некоторого короткого периода царствование in partibus infidelium ... «Человек, который не умеет удивляться, который обычно не удивляется (и не поклоняется),… всего лишь очки, за которыми нет глаза. Пусть те, у кого есть глаза, смотрят сквозь него, тогда он может быть полезен». [10]

«Стремление» Э. Дж. Салливана Томаса Карлайла. , иллюстрация 1898 года к «Сартору Ресартусу»

В книге «Бог в поисках человека» Авраам Джошуа Хешель утверждает, что удивление — это ключевая эмоция в достойной жизни. Религиозный человек должен занять такую ​​позицию: «Это от Господа, дивно это в очах наших» (Псалом 118:23). Хешель настаивает на том, что высший смысл можно ощутить за пределами натуралистического понимания природных явлений, и что такой смысл таинственен и внушает трепет. [11]

В «Запутанном крыле » Мелвин Коннер рассматривает точку зрения биолога на боль и удовольствие от обучения. Он отмечает, что «если проблема слишком незнакома, она вызовет внимание; если она трудна, но выполнима, она вызовет интерес, внимание и возбуждение, а при решении вызовет удовольствие, часто сигнализируемое улыбкой» (с. 242). Он говорит, что «чудо» — это «отличительная черта нашего вида и центральная черта человеческого духа». [12]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Фишер
  2. ^ Келтнер
  3. ^ См. Платон, Теэтет , 155d; Аристотель, Метафизика , I, 2, 982б.
  4. ^ Декарт, Рене. Страсти души . Статья 53.
  5. ^ Декарт, 2 Статья 76.
  6. ^ Элементы права I (Человеческая природа) IX, параграф 18.
  7. ^ Смит, Адам (1982) [1795], ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ - Адам Смит, Издание трудов и переписки в Глазго, том. 3 эссе на философские темы , заархивировано из оригинала 5 августа 2010 г.
  8. ^ Раздел III История астрономии
  9. ^ ап Робертс, Рут (1991). «Карлейль и эстетическое движение» . Ежегодник Карлайла (12): 58. ISSN   1050-3099 . JSTOR   44945538 .
  10. ^ «Сартор Ресартус Томаса Карлайла» . www.gutenberg.org . Проверено 3 февраля 2023 г.
  11. ^ Хешель, Авраам Джошуа. Бог в поисках человека .
  12. ^ Коннер, Мелвин Дж. (2002) [1982]. Запутанное крыло: биологические ограничения человеческого духа (2-е изд.). Нью-Йорк: Книги Таймс.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d7479bca56fe429541feb31d59087cd1__1708606380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/d1/d7479bca56fe429541feb31d59087cd1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wonder (emotion) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)