Негодование
Часть серии о |
Эмоции |
---|
Обида (также называемая раздражением или горечью ) — сложная, многослойная эмоция. [1] это было описано как смесь разочарования , отвращения и гнева . [2] Другие психологи считают это настроением. [3] или как вторичная эмоция (включая когнитивные элементы), которая может возникнуть перед лицом оскорбления или травмы. [4]
Негодованию присуще восприятие несправедливости (т.е. от тривиального до очень серьезного) и обобщенная защита от несправедливых ситуаций (например, отношений или неблагоприятных обстоятельств). [3]
Слово происходит от французского « ressentir », приставки re-, интенсивный, и sendir « чувствовать »; от латинского « сентире ». Английское слово стало синонимом гнева, злобы и обиды .
Причины
[ редактировать ]Обида может возникнуть в результате различных ситуаций, связанных с предполагаемыми проступками со стороны человека, которые часто вызваны выражениями несправедливости или унижения . Распространенные источники негодования включают публично унизительные инциденты, такие как принятие негативного обращения без выражения какого-либо протеста; ощущение себя объектом регулярной дискриминации или предубеждений ; зависть / ревность ; ощущение, что другие используют или используют в своих целях; и достижения остаются незамеченными, в то время как другие добиваются успеха, не прилагая особых усилий. Обида также может быть вызвана диадными взаимодействиями, такими как эмоциональное неприятие или отрицание со стороны другого человека, намеренное смущение или принижение со стороны другого человека, или невежество, унижение или презрение со стороны другого человека. [5]
Обида также может развиваться и поддерживаться путем: постоянного сосредоточения внимания на прошлых обидах (т. е. тревожных воспоминаниях о обидном опыте); [3] или пытаясь оправдать эмоцию (т.е. дополнительными мыслями/чувствами). [6] [7] Таким образом, обида может возникнуть в результате горя . процесса [8] и его можно поддерживать размышлениями . [9]
Функция
[ редактировать ]Обида имеет здоровые и нездоровые аспекты.
недовольны, показывает, что мы ценим и чего мы привыкли ожидать (или надеяться) от других . Элис Маклахлан пишет: «То, чем мы наше окружение организовано и измерено. [10] «Действительно, она продолжает писать, что только аморальный человек (человек, у которого не было ценностей или заботы о благополучии себя или других) не мог испытывать обиду. [10]
Обида также может предостерегать от повторения будущих, вредных и несправедливых ситуаций (ее внимание сосредоточено на будущем). [3] Обида, используемая как форма недоверия, имеет сильный компонент самонаказания: [3] «ложная привлекательность самонаказания состоит в том, что оно, по-видимому, защищает нас от будущих обид и разочарований», тогда как на самом деле оно причиняет больший вред обидчику (т. е. то, как мы плохо обращаемся или не доверяем другим, не связанным с обидой, себе и т. д.) .
Обида также концептуализируется как форма протеста : «Более конкретно, негодование протестует против прошлых действий, которые сохраняются как настоящая угроза». [11] «Настоящая угроза» заключается в том, что прошлые вредные действия заявляют: что с вами можно обращаться таким образом или что такое обращение приемлемо; Это представляет угрозу, и, возмущаясь этим, вы бросаете вызов этому утверждению (то есть протестуете). «Обида подтверждает то, что отрицает действие {преступников}» — его вред и ценность жертвы. [11] Стоит отметить, что Памела Иероними утверждает, что объектом протеста является прошлое событие, а не виновник события: утверждая, что обида не обязательно перерастает в злобу или желание возмездия (если обида сосредоточена на прошлой вредной ситуации или событии). , а не человек, который это вызвал). [11]
Обида, когда она нездорова, может проявляться в форме: враждебного гнева с мотивом возмездия (т. е. фантазий о том, чтобы кого-то унизить, обесценить или отплатить кому-то за предполагаемую травму); [3] продолжительность времени (которая может продолжаться днями, неделями или даже годами), [3] или когда накопилось слишком много обид; [9] Таким образом, истощаются ресурсы, создаются стрессы и истощаются положительные эмоции. [12]
Физическое выражение
[ редактировать ]В отличие от многих эмоций, обида не имеет исключительно связанных с ней физических признаков, которые сигнализируют, когда человек испытывает эту эмоцию. Однако могут проявляться физические выражения, связанные с соответствующими эмоциями, такими как гнев и зависть, например, нахмуренные брови или обнаженные зубы. [13]
Обида можно диагностировать самостоятельно, обращая внимание на такие признаки, как потребность в регулировании эмоций , симуляция счастья в присутствии человека, чтобы скрыть истинные чувства к нему, или саркастические или унизительные высказывания по отношению к человеку или о нем. Его также можно диагностировать по появлению эмоций, связанных с возбуждением или унынием, таких как чувство необъяснимой депрессии или уныния , гнев без видимой причины, кошмары или тревожные грезы о человеке. [14]
Внутренний опыт
[ редактировать ]Обида наиболее сильна, когда она ощущается по отношению к кому-то, кому человек близок или близок. Травма, вызывающая чувство обиды, нанесенное другом или любимым человеком, вызывает у человека чувство предательства и обиды, и эти чувства могут иметь глубокие последствия. [15]
Обида может иметь различные негативные последствия для человека, испытывающего ее, включая обидчивость или раздражение при мысли о человеке, на которого обижаются, отрицание гнева или ненависти к этому человеку, а также провокацию или возбуждение гнева, когда этого человека признают положительно. Это также может иметь более долгосрочные последствия, такие как развитие враждебного, циничного, саркастического отношения, которое может стать барьером на пути к другим здоровым отношениям; отсутствие личностного и эмоционального роста; трудности в самораскрытии; проблемы с доверием другим; потеря уверенности в себе; и сверхкомпенсация. [5]
Хроническое негодование (т.е. в течение длительного периода времени) также может привести к нездоровым симптомам, таким как сужение нервных окончаний в мышцах (вызывающее хронические, слабые мышечные боли и боли в спине). [3] Такая продолжительная обида может также вызвать разрушение Т-клеток (снижение иммунной системы), гипертонию (что увеличивает угрозу инсульта и сердечного приступа), рак, (наркотическое) пристрастие, депрессию и сокращение продолжительности жизни. [3]
справиться
[ редактировать ]Эти негативные последствия еще больше усугубляются тем, что обида часто движется по нисходящей спирали. Чувства обиды прерывают общение между обиженным человеком и человеком, который, по его мнению, совершил проступок, и могут привести к недопониманию в будущем и развитию дальнейших чувств обиды. [16] Из-за последствий, которые они несут, с чувством обиды опасно жить, и с ним нужно бороться. Обида является препятствием на пути восстановления равных нравственных отношений между людьми. [15]
Обида и злоба также связаны с членовредительством, но различаются в первую очередь по способу их выражения. Обида уникальна тем, что она почти всегда интернализуется и может нанести дальнейший эмоциональный и психологический ущерб, но не оказывает сильного воздействия на человека, на которого обижается. Злость, напротив, носит исключительно внешний характер и включает в себя мстительные действия против (предполагаемого или фактического) источника зла. Однако злобные действия могут быть вызваны чувством обиды.
Психолог Джеймс Дж. Мессина рекомендует пять шагов, чтобы противостоять чувству обиды и избавиться от него: (1) Определить источник чувства обиды и то, что сделал человек, чтобы вызвать эти чувства; (2) развить новый взгляд на прошлую, настоящую и будущую жизнь, в том числе на то, как обида повлияла на жизнь и как отказ от обиды может улучшить будущее; (3) написать письмо источнику обиды, перечислив обиды и объяснив обстоятельства, затем простить и отпустить обиды (но не отправлять письмо); (4) визуализировать будущее без негативного воздействия обиды; и (5) если чувство обиды все еще сохраняется, вернитесь к Шагу 1 и начните снова. [5]
Посттравматическое расстройство озлобленности в некоторых случаях связано с обидой.
Сравнение с гневом
[ редактировать ]Роберт С. Соломон , профессор философии Техасского университета в Остине , относит негодование к тому же континууму, что гнев и презрение , и утверждает, что различия между ними заключаются в том, что негодование — это гнев, направленный на человека с более высоким статусом ; гнев направлен на человека равного по статусу; а презрение — это гнев, направленный на человека с более низким статусом. [17]
Стивен Стосни проводит аналогию, различая функции гнева и негодования, а именно: гнев является огнетушителем, предназначенным для «тушения» и предотвращения немедленных вредных ситуаций, от того, чтобы они стали еще более вредными, в то время как негодование больше похоже на дымовую сигнализацию: нечто, что всегда «включено» (и требует энергии и эмоций для поддержания этой системы сигнализации) и предназначено для защиты нас, если на всякий случай обнаружится кто-то или что-то вредное из прошлого опыта. [3] Обида и гнев различаются прежде всего по способу их внешнего выражения. Гнев приводит к агрессивному поведению, используемому для предотвращения угрозы или борьбы с ней. [18] в то время как обида возникает после того, как обида была нанесена, и не выражается так агрессивно или открыто.
Другое различие между гневом и обидой заключается в следующем: гнев касается непосредственной ситуации (отступить или подчиниться), тогда как обида – это защитный способ мысленно наказать (или, в более крайнем случае, обесценить) себя или запомнившееся событие. преступник. [3] Другая дифференциация заключается в том, чтообида редко (если вообще когда-либо) возникает по поводу одного конкретного стимула: [3] даже после того, как были внесены изменения в поведение (т. е. была решена проблема ответственности) или после того, как стимул больше не присутствует (т. е. ситуация больше не встречается), обида все еще может присутствовать. В то время как гнев вызывается определенным стимулом и обычно снижается по мере того, как стимул ослабевает (или больше не присутствует).
Сравнение с убеждением
[ редактировать ]Важной особенностью действия обиды является то, что оно направлено против чего-либо (например, несправедливости, несправедливости, злоупотреблений, ситуаций, угрожающих ценностям или благополучию). Принимая во внимание, что действия по убеждению предназначены для чего-то (например, справедливости, благополучия себя или других или любых других ценностей, которые человек считает важными). Это различие важно, когда на него действуют, потому что, действуя ради своих более глубоких ценностей, вы создаете действия, соответствующие своим ценностям, действия против вещей (или людей), которых вы не цените, не обязательно приводят к действиям, которые согласуются с вашими более глубокими ценностями (т.е. возмездие , убийство). [3] Саморефлексия может помочь определить, по какому из двух действий человек действует, заявив, почему поведение соответствует его более глубоким ценностям: если ответ человека отражает убежденность, он будет отражать его более глубокие ценности; если он обижен, он обесценит кого-то или что-то. [3]
Философские перспективы
[ редактировать ]- Макс Шелер считал обиду продуктом слабости и пассивности. [19]
- Ницше рассматривал обиду как неблагородную эмоцию, лежащую в основе романтизма в духе Руссо - «ибо под всем романтизмом скрываются ворчание и жадность Руссо ». инстинкта мести [20]
- Философ Роберт К. Соломон много писал об эмоции обиды и ее негативном влиянии на тех, кто ее испытывает. Соломон описывает обиду как средство, с помощью которого человек цепляется за самоуважение. Он писал, что именно в этот момент человечество находится на самом низком уровне. [ нужна ссылка ]
Шелер сыграл важную роль в мысли Ressentiment .
Алкоголизм и фанатизм
[ редактировать ]Анонимные Алкоголики (АА) называют обиду преступником номер один и одной из величайших угроз для алкоголика. [21] Двенадцать Шагов АА включают выявление обиды и борьбу с ней как часть пути к выздоровлению, включая признание своей собственной роли в обиде и молитву об ее устранении. Инвентаризация, которую АА предлагает для обработки обид, заключается в том, чтобы сначала провести инвентаризацию обиды, определив, на какого человека, учреждение или принцип человек злится, а затем определить, почему он злится, на какие собственные инстинкты влияет обида. Наконец, полностью игнорируя другого вовлеченного человека, алкоголик ищет свои собственные ошибки, где он виноват и где он был виноват: в чем алкоголик был эгоистичен, своекорыстен, нечестен или напуган? [21] После написания и распространения инвентаря предпринимаются бескорыстные конструктивные действия.
Обида также может сыграть роль в расовых и этнических конфликтах. Обида считается заразившей структуру социальных ценностей и, таким образом, является регулярным катализатором конфликтов, вызванных неравенством. [22] Это также может быть одна из эмоций, испытываемых во время классового конфликта , особенно угнетённым социальным классом .
Литературные примеры
[ редактировать ]- Писатель Норман Дуглас , признавался в привычке брать деньги взаймы , как и Д. Х. Лоуренс ; но в отличие от Лоуренса, Дуглас смог скрыть «основную реакцию: обиду… Мы возражаем против покровительства; это вызывает у нас обиду». [23]
- Социолог Зигмунт Бауман обсуждает ресентимент: «И Ницше, и Шелер указывают на ресентимент как на главное препятствие на пути к любви к Другому как к самому себе . более простой английский термин «обида»). [24]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Изд. Д.М. Марино, На обиде (2013), стр. 301-3
- ^ ТенХаутен, WD (2007). Общая теория эмоций и социальной жизни . Рутледж.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Стосный, Стивен (1 сентября 2013 г.). Жить и любить после предательства . Публикации Нового Предвестника. ISBN 978-1608827527 .
- ^ В. ТенХаутен, Эмоции и разум (2014), с. 20
- ^ Jump up to: а б с «Работа с обидой» . Livestrong.com. Архивировано из оригинала 23 января 2011 года . Проверено 2 августа 2013 г.
- ^ «Следует ли вам чувствовать эмоции или бежать от них?» . Психология сегодня . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ «Не оправдывайте то, что хотите изменить» . Психология сегодня . Проверено 6 февраля 2020 г.
- ^ Розенберг, Джоан (5 сентября 2017 г.). «Горе: путь к прощению» . Ютуб . Выступления TEDx. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 22 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Цепи обиды» . Психология сегодня . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Маклахлан, Алиса (2010). «Необоснованные обиды» . Журнал социальной философии . 41 (4): 422–441. дои : 10.1111/j.1467-9833.2010.01508.x .
- ^ Jump up to: а б с Иероними, Памела (май 2001 г.). «Формулируя бескомпромиссное прощение» (PDF) . Проверено 18 января 2020 г.
- ^ Лускин, Фред (2003). Прости во благо . ХарперУан. ISBN 978-0062517210 .
- ^ Оутли, Кейт; Келтнер, Дачер; Дженкинс, Дженнифер М. (2006). «Исследования универсальности мимики». Понимание эмоций . Оксфорд: Уайли-Блэквелл. стр. 88–90. ISBN 978-1-4051-3103-2 .
- ^ «Как избавиться от обиды» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2013 года . Проверено 2 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Мерфи, Джеффри Г. (1982). «Прощение и обида». Исследования Среднего Запада в области философии . 7 (1): 503–16. дои : 10.1111/j.1475-4975.1982.tb00106.x .
- ^ Стосный, Стивен (июнь 2008 г.). «Эмоциональное насилие: к этому ли ведут ваши отношения? Возможно, вы намного ближе, чем думаете!» . Психология сегодня . Проверено 2 августа 2013 г.
- ^ Соломон RC (1993). Страсти: эмоции и смысл жизни . Издательство Хакетт.
- ^ Мур, Зелла Э.; Гарднер, Фрэнк Л. (9 июля 2008 г.). «Понимание клинического гнева и насилия: модель предотвращения гнева». Модификация поведения . 32 (6): 897–912. дои : 10.1177/0145445508319282 . ПМИД 18614696 . S2CID 23522935 .
- ^ Альбер Камю Бунтарь (Винтаж nd), с. 17
- ^ Изд. В. Кауфмана, Портативный Ницше (Penguin 1987), с. 514
- ^ Jump up to: а б Службы АА. Анонимные Алкоголики: Большая Книга . Всемирная служба анонимных алкоголиков, Inc., 4-е издание; 2002. стр. 64-67.
- ^ Маккарти, Кэмерон; Родригес, Алисия П.; Буэндиа, Эд; Мичем, Шуайб; Дэвид, Стивен; Година, Эриберто; Суприя, К.Э.; Уилсон-Браун, Кэрри (1997). «Опасность в зоне безопасности: заметки о расе, негодовании и разговорах о преступности, насилии и безопасности пригородов». Культурологические исследования . 11 (2): 274–95. дои : 10.1080/09502389700490151 . OCLC 222710414 .
- ^ Н. Дуглас, Оглядываясь назад (Лондон, 1934), с. 349
- ^ Бауман, Зигмунт. Есть ли у этики шанс в мире потребителей? . Серия лекций Венского института гуманитарных наук в сотрудничестве с издательством Гарвардского университета, Suhrkamp Verlag (Франкфурт) и Znak (Краков). Первое издание Harvard University Press в мягкой обложке, 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Киндер, Дональд Р.; Сандерс, Линн М. (1997). «Тонкое предубеждение для современности» . Разделенные по цвету: расовая политика и демократические идеалы . Американская политика и политическая экономия. Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 92–160. ISBN 978-0-226-43574-9 .