Моральные эмоции
Моральные эмоции — это разновидность социальных эмоций , которые участвуют в формировании и передаче моральных суждений и решений, а также в мотивации поведенческих реакций на свое моральное поведение и моральное поведение других. [1] [2] [3] По определению Джонатана Хайдта, моральные эмоции «связаны с интересами или благополучием либо общества в целом, либо, по крайней мере, лиц, кроме судьи или агента». [4] У человека не всегда может быть четкие слова, которые он может сформулировать, но в то же время глубоко внутри он знает, что это правда.
Некоторые различные моральные эмоции включают отвращение, стыд, гордость, гнев, вину, сострадание и благодарность. [5] и помочь дать людям силу и энергию, чтобы делать добро и избегать плохих поступков. [4] Нравственные эмоции связаны с совестью человека – это эмоции, составляющие совесть и способствующие познанию разницы между добром и злом, добром и злом, добродетелью и злом.
Когда дело доходит до моральных эмоций, за последние годы многое изменилось. Во многом это связано с тем, что часть моральных эмоций основана на интерпретации вещей обществом. Хотя это правда, что многие из этих эмоций основаны на абсолютных истинах морали, это лишь часть того, что представляют собой моральные эмоции. Полный спектр того, что влекут за собой моральные эмоции, также включает эмоции, основанные на повествованиях о том, чему учат люди. Во многом это заставляет людей делать свой собственный выбор в жизни посредством процесса, формально известного как «принятие моральных решений». Это то, что влияет на людей каждый день, хотя большинство людей даже не осознают этого. [6]
Фон
[ редактировать ]Моральные рассуждения были в центре внимания большинства исследований морали, начиная с Платона и Аристотеля . Эмотивная сторона морали, рассмотренная в Адама Смита » «Теории моральных чувств , рассматривалась с пренебрежением как подчиненная высшему, рациональному, моральному рассуждению , причем такие ученые, как Иммануил Кант , Пиаже и Кольберг, рекламировали моральное рассуждение как Ключевой авангард морали . [7] Однако в последние 30–40 лет [ когда? ] возник новый фронт исследований: моральные эмоции как основа морального поведения. Это развитие началось с акцента на сочувствии и вине , но с тех пор перешло к новым эмоциональным исследованиям таких эмоций, как гнев , стыд , отвращение , трепет и возвышение . Благодаря новому исследованию теоретики начали задаваться вопросом, могут ли моральные эмоции играть более важную роль в определении морали, которая могла бы даже превзойти роль моральных рассуждений. [2]
Определения
[ редактировать ]Обычно философы использовали два подхода к определению моральных эмоций, при этом первый подход заключался в том, чтобы «определить формальные условия, которые составляют моральное утверждение (например, то, что является предписывающим, что оно универсально, например, целесообразность)». [8] [ нужна страница ] Этот первый подход больше связан с языком и определениями моральных эмоций. Второй подход «заключается в определении материальных условий моральной проблемы, например, что моральные правила и суждения «должны влиять на интересы или благосостояние либо общества в целом, либо, по крайней мере, лиц, не являющихся судьей или агентом » ». . [9] Это определение кажется более основанным на действиях. Он фокусируется на результате моральных эмоций. Второе определение более предпочтительно, поскольку оно не привязано к языку и поэтому может быть применено к долингвистическим детям и животным. Моральные эмоции — это «эмоции, которые связаны с интересами или благополучием общества в целом или, по крайней мере, лиц, кроме судьи или агента». [2] : 853
Виды моральных эмоций
[ редактировать ]Моральные эмоции, как и любая эмоция, подразделяются на категории положительные и отрицательные. Однако среди моральных эмоций есть два типа негативных эмоций: негативные эмоции, направленные внутрь (которые мотивируют людей действовать этично) и негативные эмоции, направленные вовне (которые направлены на дисциплинирование или наказание). [10] Внутри положительных и отрицательных категорий есть определенные эмоции. Примерами положительных моральных эмоций являются благодарность, возвышение и гордость за свои благотворные успехи. Примеры негативных моральных эмоций включают стыд, вину и смущение. [11]
Ведутся споры о том, существует ли набор основных эмоций или существуют «сценарии или набор компонентов, которые можно смешивать и сопоставлять, позволяя создавать очень большое количество возможных эмоций». [2] Даже те, кто выступает за базовый набор, признают, что существуют варианты каждой эмоции (психолог Пол Экман называет эти варианты «семьями»). [12] ). По словам Джонатана Хайдта :
Основные моральные эмоции можно разделить на две большие и две малые общие семьи. Многодетные семьи — это «осуждающая других» семья, в которой три брата — это презрение , гнев и отвращение (и их многочисленные дети, такие как негодование и отвращение ), и «самосознательная» семья ( стыд , смущение, смущение , и вина )…[T] две меньшие семьи: семья «страдающих других» ( сострадание ) и семья «восхваляющих других» ( благодарность и возвышение ). [2]
Хайдт предположил бы, что чем выше эмоциональность морального агента, тем с большей вероятностью он будет действовать морально. Он использует термин «бескорыстный вызывающий» для описания события или ситуации, которая вызывает у нас эмоции, даже если эти эмоции не имеют ничего общего с нашим личным благополучием. Именно эти стимуляторы побуждают людей участвовать в том, что он называет «тенденциями к просоциальным действиям» (действиям, приносящим пользу обществу). Хайдт объясняет моральные эмоции как «семьи эмоций», в которых каждая семья содержит эмоции, которые могут быть похожими, но не совсем одинаковыми. Эти моральные эмоции провоцируются событиями, которые часто приводят к тенденциям просоциальных действий. Вероятность просоциального действия каждого человека определяется степенью его эмоциональности.
Моральные эмоции и поведение
[ редактировать ]Эмпатия также играет большую роль в альтруизме. Гипотеза эмпатии-альтруизма утверждает, что чувство сопереживания другому приводит к альтруистической мотивации помочь этому человеку. [13] Напротив, может существовать и эгоистическая мотивация помочь нуждающемуся. Это модель снижения напряжения Халлиана, в которой личный стресс, вызванный другим нуждающимся, заставляет человека помочь, чтобы облегчить собственный дискомфорт. [14] В литературе «Альтруизм, рожденный страданием» говорится, что люди, пережившие трудные времена и выросшие из этой травмы, идентифицируют себя с тем, что видят других в нужде, и реагируют альтруистически, защищая других или заботясь о них. [15] [16] В контексте изменения климата признается, что для того, чтобы люди могли действовать альтруистично по отношению к своему обществу и окружающей среде, им необходимо научиться повышать свою способность обрабатывать свои эмоциональные переживания, а также улучшать рефлексивные функции. [17]
Бэтсон , Кляйн, Хайбергер и Шоу проводили эксперименты, в которых они манипулировали людьми, используя альтруизм, вызванный эмпатией, для принятия решений, которые требовали от них проявления пристрастия к одному человеку по сравнению с другим. [13] В первом эксперименте участник из каждой группы выбирал кого-то, кому предстоит выполнить положительное или отрицательное задание. Эти группы включали некоммуникативных, коммуникативных/низкоэмпатийных и коммуникативных/высокоэмпатийных. Их попросили принимать решения на основе этих стандартов, в результате чего группа общения/высокой эмпатии проявила в эксперименте большую пристрастность, чем другие группы, из-за успешного эмоционального манипулирования. Те люди, которыми они успешно манипулировали, сообщили, что, несмотря на то, что в данный момент они чувствовали себя вынужденными проявить пристрастность, они все же чувствовали, что приняли более «аморальное» решение, поскольку следовали эмоциям, основанным на сочувствии, а не придерживались справедливой точки зрения морали.
Бэтсон, Кляйн, Хайбергер и Шоу провели два эксперимента по альтруизму, вызванному эмпатией, предположив, что это может привести к действиям, нарушающим принцип справедливости. Второй эксперимент проводился аналогично первому, с использованием групп с низкой и высокой эмпатией. Участники столкнулись с решением перевести якобы больного ребенка в группу «неотложной помощи» вместо того, чтобы оставить ее в списке ожидания после прослушивания ее эмоционально мотивированного интервью, описывающего ее состояние и жизнь, которую оно ей оставило. Те, кто находился в группе с высоким уровнем эмпатии, с большей вероятностью, чем те, кто находился в группе с низким уровнем эмпатии, перемещали ребенка выше в списке, чтобы получить лечение раньше. Когда этих участников спросили, какой выбор был бы более моральным, они согласились, что более моральным выбором было бы не выдвигать этого ребенка вперед в списке за счет других детей. В этом случае очевидно, что когда альтруизм, вызванный эмпатией, противоречит тому, что считается моральным, часто альтруизм, вызванный эмпатией, имеет способность побеждать мораль. [13]
Недавно нейробиолог Джин Десети , опираясь на эмпирические исследования в области эволюционной теории , психологии развития , социальной нейробиологии и психопатии, заявил, что эмпатия и мораль не являются ни систематически противоположными друг другу, ни неизбежно дополняющими друг друга. [18] [19]
Эммонс (2009) определяет благодарность как естественную эмоциональную реакцию и универсальную тенденцию положительно реагировать на доброжелательность другого человека. [20] Благодарность мотивирует и приводит к тому, что Эммонс называет «восходящей взаимностью». Это передача благ третьим лицам вместо возврата благ своим благотворителям. [20]
В контексте поведения в социальных сетях исследования Брейди, Уиллса, Йоста, Такера и Ван Бавела (2017) показывают, что выражение моральных эмоций увеличивает степень распространения моральных и политических идеалов на платформах социальных сетей. Анализ большой выборки сообщений в Твиттере по поляризующим вопросам, таким как контроль над огнестрельным оружием, однополые браки и изменение климата, показал, что присутствие морально-эмоционального языка в сообщениях увеличивает их передачу примерно на 20% на слово по сравнению с чисто эмоциональным языком. -моральный и чисто-эмоциональный язык. [21]
См. также
[ редактировать ]- Совесть
- Эмоции
- Любовь
- Как немой
- Прайм доброты (психология)
- Моральная психология
- Мудита (сочувственная или заместительная радость)
- Жалость
- Ярость
- Раскаяние
- Негодование
- Праведное негодование
- Злорадство
- Застенчивые эмоции
- Социальный интуиционизм
- Гипотеза соматических маркеров
- Сочувствие
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Писарро, Дэвид А. (2007). «Нравственные эмоции». В Баумайстере, Рой Ф; Вос, Кэтлин Д. (ред.). Энциклопедия социальной психологии . SAGE Publications, Inc., стр. 588–589 . дои : 10.4135/9781412956253.n350 . ISBN 9781412956253 .
- ^ Jump up to: а б с д и Хайдт, Джонатан (2003). «Моральные эмоции» (PDF) . В Дэвидсоне, Ричард; Шерер, Клаус; Голдсмит, Х. (ред.). Справочник по аффективным наукам . Издательство Оксфордского университета. стр. 855 . ISBN 978-0-19-512601-3 .
- ^ Тангни, июнь Прайс; Стювиг, Джефф; Машек, Дебра Дж. (январь 2007 г.). «Моральные эмоции и моральное поведение» (PDF) . Ежегодный обзор психологии . 58 (1): 345–372. дои : 10.1146/annurev.psych.56.091103.070145 . ПМЦ 3083636 . ПМИД 16953797 . Архивировано (PDF) из оригинала 5 ноября 2019 года . Проверено 25 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Тангни, июнь Прайс; Стювиг, Джефф; Машек, Дебра Дж. (1 января 2007 г.). «Нравственные эмоции и нравственное поведение» . Ежегодный обзор психологии . 58 (1): 345–372. дои : 10.1146/annurev.psych.56.091103.070145 . ISSN 0066-4308 . ПМЦ 3083636 . ПМИД 16953797 .
- ^ Уолш, Елена (2021), «Моральные эмоции» , в Шекелфорде, Тодд К.; Уикс-Шакелфорд, Вивиана А. (ред.), Энциклопедия эволюционной психологической науки , Cham: Springer International Publishing, стр. 5209–5216, doi : 10.1007/978-3-319-19650-3_650 , ISBN 978-3-319-19650-3 , S2CID 264100209 , заархивировано из оригинала 16 октября 2023 г. , получено 22 июня 2023 г.
- ^ Ван, Давэй; Конг, Сянвэй; Не, Синьсяо; Шан, Юйси; Сюй, Шике; Он, Инвэй; Магуайр, Фил; Ху, Исинь (17 ноября 2021 г.). «Влияние эмоций и социального консенсуса на принятие моральных решений» . Этика и поведение . 31 (8): 575–588. дои : 10.1080/10508422.2020.1830404 . ISSN 1050-8422 . S2CID 225170770 . Архивировано из оригинала 23 июня 2023 года . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ Кольберг, Лоуренс (1981). Философия нравственного развития . Очерки нравственного развития. Том. 1. Сан-Франциско: Харпер и Роу. ISBN 978-0-06-064760-5 . OCLC 7307342 .
- ^ Заяц, РМ (1981). Моральное мышление: его уровни, метод и суть . Издательство Оксфордского университета, Великобритания. ISBN 978-0-19-824659-6 .
- ^ Гевирт, А. (1984). "Этика". Британская энциклопедия . Том. 6. Чикаго. стр. 976–998.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Нравственные эмоции» . Этика в раскрытом виде . Школа бизнеса МакКомбса Техасского университета в Остине.
- ^ Тангни, июнь Прайс; Стювиг, Джефф; Машек, Дебра Дж. (1 января 2007 г.). «Нравственные эмоции и нравственное поведение» . Ежегодный обзор психологии . 58 (1): 345–372. дои : 10.1146/annurev.psych.56.091103.070145 . ПМЦ 3083636 . ПМИД 16953797 .
- ^ Экман, Пол (1 мая 1992 г.). «Аргумент в пользу основных эмоций» (PDF) . Познание и эмоции . 6 (3–4): 169–200. CiteSeerX 10.1.1.454.1984 . дои : 10.1080/02699939208411068 . ISSN 0269-9931 . Архивировано (PDF) из оригинала 5 июля 2020 года . Проверено 25 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Бэтсон, компакт-диск; Кляйн, Т.Р.; Хайбергер, Л.; Шоу, LL (1995). «Безнравственность из-за альтруизма, вызванного сочувствием: когда сострадание и справедливость конфликтуют». Журнал личности и социальной психологии . 68 (6): 1042–1054. дои : 10.1037/0022-3514.68.6.1042 .
- ^ Бэтсон, К. Дэниел; Фульц, Джим; Шенраде, Патрисия А. (1 марта 1987 г.). «Дистресс и сочувствие: две качественно различные заместительные эмоции с разными мотивационными последствиями». Журнал личности . 55 (1): 19–39. дои : 10.1111/j.1467-6494.1987.tb00426.x . ISSN 1467-6494 . ПМИД 3572705 .
- ^ Воллхардт, Джоанна Рэй (март 2009 г.). «Альтруизм, рожденный страданиями, и просоциальное поведение после неблагоприятных жизненных событий: обзор и концептуализация». Исследования социальной справедливости . 22 (1): 53–97. дои : 10.1007/s11211-009-0088-1 . S2CID 144224070 .
- ^ Стауб, Э.; Воллхардт, Дж. М. (2008). «Атруизм, рожденный страданием; корни заботы и помощи после виктимизации и других травм». Американский журнал ортопсихиатрии . 78 (3): 267–280. дои : 10.1037/a0014223 . ПМИД 19123746 .
- ^ Кифт, Дж.; Бенделл, Дж (2021). «Ответственность за сообщение трудной правды о климате повлияла на социальные потрясения и коллапс: введение в психологические исследования» . Периодические статьи Института лидерства и устойчивого развития (ИФЛАС) . 7 :1–39. Архивировано из оригинала 10 марта 2021 года . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ Десети, Жан (1 ноября 2014 г.). «Нейроэволюция сочувствия и заботы о других: почему это важно для морали» . Новые рубежи социальной нейронауки . Исследования и перспективы нейронаук. Том. 21. С. 127–151. дои : 10.1007/978-3-319-02904-7_8 . ISBN 978-3-319-02903-0 .
- ^ Десети, Дж.; Коуэлл, Дж. М. (2014). «Сложная связь между моралью и сочувствием» (PDF) . Тенденции в когнитивных науках . 18 (7): 337–339. дои : 10.1016/j.tics.2014.04.008 . ПМИД 24972506 . S2CID 355141 . Архивировано (PDF) из оригинала 23 октября 2022 года . Проверено 25 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Эммонс, Роберт А. (29 июня 2009 г.), «Величайшая из добродетелей? Благодарность и благодарная личность» , Личность, идентичность и характер , Cambridge University Press, стр. 256–270, doi : 10.1017/cbo9780511627125.012 , ISBN 9780521895071 , заархивировано из оригинала 16 октября 2023 года , получено 16 мая 2023 года.
- ^ Брэди, Уильям Дж.; Уиллс, Джулиан А.; Йост, Джон Т.; Такер, Джошуа А.; Бавел, Джей Дж. Ван (11 июля 2017 г.). «Эмоции формируют распространение морализаторского контента в социальных сетях» . Труды Национальной академии наук . 114 (28): 7313–7318. Бибкод : 2017PNAS..114.7313B . дои : 10.1073/pnas.1618923114 . ISSN 0027-8424 . ПМК 5514704 . ПМИД 28652356 .