Jump to content

Эмоции при принятии решений

Согласно одной из точек зрения, мысленный процесс принятия решений является (или должен быть) рациональным : это формальный процесс, основанный на оптимизации полезности . [1] Рациональное мышление и принятие решений не оставляют места эмоциям . [2] Фактически, эмоции часто считаются иррациональными явлениями, которые могут исказить рассуждения. [3]

Однако в настоящее время существуют теории и исследования как рационального, так и эмоционального принятия решений, фокусирующиеся на важной роли эмоций в принятии решений и умственных процессах, а также логики на важной роли в рациональном принятии решений.

Левенштейн и Лернер делят эмоции во время принятия решений на два типа: эмоции, предвосхищающие будущие эмоции, и эмоции, непосредственно переживаемые во время обдумывания и принятия решения. Дамасио сформулировал гипотезу соматических маркеров (SMH), которая предлагает механизм, с помощью которого эмоциональные процессы могут направлять (или искажать) поведение , особенно принятие решений. Пфистер и Бём считают, что «вопрос рациональности должен основываться на обоснованности эмоциональных оценок, а не на формальной последовательности».

Классификация Левенштейна-Лернера

[ редактировать ]

Ожидаемые эмоции

[ редактировать ]

Левенштейн и Лернер делят эмоции во время принятия решений на два типа: эмоции, предвосхищающие будущие эмоции, и эмоции, непосредственно переживаемые во время обдумывания и принятия решения. Ожидаемые (или ожидаемые) эмоции не переживаются напрямую, а представляют собой ожидания того, что человек почувствует, когда почувствует выгоды или потери, связанные с этим решением. [4] Большое количество исследований было сосредоточено на спектре риска/доходности, который учитывается при принятии большинства решений. Например, учащиеся могут ожидать сожаления, решая, на какой раздел курса лучше всего записаться. [5] или участники плана по снижению веса могут предвидеть удовольствие, которое они испытают, если похудеют, а не негативные чувства, которые могут вызвать неудачные попытки. [6]

Как правило, именно размышления о дополнительных потерях или приобретениях вызывают у лиц, принимающих решения, ожидаемые эмоции, а не их общее состояние. Это означает, что инвестор, который воображает, что потеряет небольшую сумму денег, обычно с разочарованием сосредотачивается на потерянных инвестициях, а не с удовольствием на общей сумме, которая все еще принадлежит. Точно так же человек, сидящий на диете, который ожидает потерять два фунта, может воображать, что испытывает удовольствие, хотя эти два фунта составляют очень небольшой процент от того, что нужно сбросить в целом.

Кроме того, лица, принимающие решения, склонны сравнивать возможный результат решения с тем, что могло бы произойти, а не со своим текущим состоянием: например, участники игры, которые могли выиграть 1000 долларов и остаться ни с чем, основывают свое разочарование на потере ожидаемого результата. -за приз, а не за то, что у них денег не меньше, чем было в начале игры. Этот процесс и ожидание таких эмоций называются контрфактическим сравнением.

Наконец, лица, принимающие решения, склонны по-разному оценивать возможные результаты в зависимости от величины задержки между выбором и результатом. Решения, принятые с задержкой во времени ( межвременной выбор ), как правило, предполагают различный вес результатов в зависимости от их задержки, включая гиперболическое дисконтирование и аффективное прогнозирование . Эти эффекты затем связаны с ожидаемыми эмоциями по мере обдумывания решения.

Непосредственные эмоции

[ редактировать ]

Истинные эмоции, испытываемые при принятии решений, называются непосредственными эмоциями, объединяющими познание с соматическими или телесными компонентами вегетативной нервной системы и внешними проявлениями эмоций . Однако они могут быть связаны или не связаны с принимаемым решением; хотя размышление о последствиях решения может вызвать непосредственные эмоции, известные как предвосхищающие или интегральные влияния, непосредственные эмоции также могут быть связаны с текущим окружением или диспозиционным аффектом человека. Хотя этот тип эмоций и не связан с рассматриваемым решением, он все же может повлиять на процесс принятия решений как случайное влияние. [7]

Непосредственные эмоции имеют тенденцию действовать иначе, чем ожидаемые эмоции. Во-первых, когда они интенсивны, они имеют тенденцию сводить на нет вероятность возможного результата; например, страх перед полетом, который он испытывает при принятии решения о том, как путешествовать, может привести к тому, что человек выберет вождение автомобиля, даже несмотря на то, что статистика безопасности полетов показывает, что авиаперелеты статистически менее опасны. Сильные эмоции могут оказывать большее влияние на решение, чем рассматриваемые вероятности. Кроме того, непосредственные эмоции могут быть очень чувствительны к тому, насколько ясен возможный результат для лица, принимающего решения. Опять же, страх перед полетом может усиливаться за счет яркости мысленного образа авиакатастрофы, который может возникнуть в сознании лица, принимающего решения. Наконец, то, как скоро может произойти результат, влияет на связанные с ним непосредственные эмоции: чем скорее надвигающийся возможный результат, тем интенсивнее эмоция, связанная с этим событием. В целом, эти эмоции являются реальными, переживаемыми эмоциями, в отличие от тех, которые ожидаются при обдумывании возможных результатов, и поэтому могут очень сильно влиять на принятие решений. [8]

Гипотеза соматических маркеров Дамасио

[ редактировать ]

Гипотеза соматических маркеров (SMH), сформулированная Антонио Дамасио , предлагает механизм, с помощью которого эмоциональные процессы могут направлять (или искажать) поведение , особенно принятие решений. [9] [10]

Эмоции, по определению Дамасио, — это изменения в состояниях тела и мозга в ответ на различные стимулы. [11] Физиологические изменения (например, мышечный тонус, частота сердечных сокращений, секреция эндокринной системы, поза, выражение лица и т. д.) происходят в организме и передаются в мозг, где они преобразуются в эмоцию, которая сообщает человеку что-то о стимуле, который у него есть. столкнулся. Со временем эмоции и соответствующие им телесные изменения становятся связанными с конкретными ситуациями и их прошлыми результатами.

При принятии решений эти физиологические сигналы (или «соматические маркеры») и вызванные ими эмоции сознательно или бессознательно связаны с их прошлыми результатами и склоняют процесс принятия решений к определенным моделям поведения, избегая других. [11] Например, когда воспринимается соматический маркер, связанный с положительным результатом, человек может чувствовать себя счастливым и иметь мотивацию продолжать такое поведение. Когда воспринимается соматический маркер, связанный с негативным исходом, человек может чувствовать грусть, а эмоция может действовать как внутренний сигнал тревоги, предупреждающий человека о необходимости избегать определенных действий. Эти зависящие от ситуации соматические состояния, основанные на прошлом опыте и подкрепленные им, помогают направлять поведение в пользу более выгодного выбора и, следовательно, являются адаптивными.

Согласно SMH, два различных пути реактивируют реакции соматических маркеров. По первому пути эмоции могут быть вызваны изменениями в теле, которые проецируются на мозг — это называется «петля тела». Например, встреча с пугающим объектом, например змеей, может инициировать реакцию «бей или беги» и вызвать страх. По второму пути когнитивные представления эмоций могут активироваться в мозгу, не вызываясь напрямую физиологической реакцией — это называется «петлей тела как будто». Например, представление встречи со змеей вызовет аналогичную реакцию «беги или сражайся», «как если бы» вы находились в этой конкретной ситуации (хотя, возможно, гораздо более слабую). Другими словами, мозг может предвидеть ожидаемые телесные изменения, что позволяет человеку быстрее реагировать на внешние раздражители, не дожидаясь, пока событие действительно произойдет. [12]

По словам Данна, «гипотеза соматических маркеров предполагает, что сигналы смещения «соматических маркеров», исходящие от тела, представлены и регулируются в эмоциональных цепях мозга, особенно в вентромедиальной префронтальной коре (VMPFC), чтобы помочь регулировать принятие решений в ситуациях, связанных с эмоциями. сложность и неопределенность». Поэтому в ситуациях сложности и неопределенности сигналы-маркеры позволяют мозгу распознать ситуацию и быстро отреагировать. [13]

Схема Пфистера и Бема

[ редактировать ]

Пфистер и Бём (2008) разработали классификацию того, как эмоции действуют при принятии решений, которая концептуализирует неотъемлемую роль эмоций, а не просто влияние на принятие решений. [14]

В этой схеме эмоции играют следующие четыре роли:

  • Предоставление информации: сюда входят как положительные, так и отрицательные эмоции, которые возникают непосредственно из вариантов, рассматриваемых лицом, принимающим решения, которое затем может оценить выбор с помощью этой «информации». Эта роль особенно вероятна, когда испытываемая эмоция поддается сокращению; то есть легко сводящиеся к простому сравнению (например, притяжение и отталкивание) и однозначно положительные или отрицательные. Удовольствие и неудовольствие составляют спектр этих эмоций.
  • Повышение скорости: хотя принятие хорошего решения важно, важно также принимать быстрое решение. Таким образом, эмоции и связанные с ними соматические состояния могут предлагать механизмы, побуждающие лица, принимающего решения, принимать решения быстро, особенно когда один или несколько вариантов потенциально опасны. Голод, гнев и страх могут побудить принять быстрое решение.
  • Оценка актуальности: эмоции помогают лицам, принимающим решения, решить, имеет ли определенный элемент решения отношение к их конкретным ситуациям. Личная история и состояние ума каждого человека приводят к различному набору соответствующей информации. Две такие эмоции, наиболее изученные на сегодняшний день, — это сожаление и разочарование .
  • Повышение приверженности: в некотором смысле принятие решения, наилучшего для себя, может быть истолковано как «лучшее» в целом. Однако действовать в лучших интересах других также важно для человеческой цивилизации, а моральные чувства или эмоции помогают лицам, принимающим решения, принять такое решение, а не возвращаться к чистым личным интересам. Такие эмоции, как вина и любовь, помогают лицам, принимающим решения, брать на себя такие обязательства.

Эта структура может помочь в изучении таких концепций, как амбивалентность, склонность к определенным типам действий и устойчивость трудного выбора с течением времени.

Положительные и отрицательные эмоции

[ редактировать ]

Исследования, проведенные Айзеном и Патриком, выдвинули теорию «поддержания настроения», согласно которой счастливые люди, принимающие решения, неохотно играют в азартные игры. Другими словами, счастливые люди отказываются от азартных игр, поскольку не хотят разрушить чувство счастья. [15]

Альтернативно, влияние негативных чувств во время принятия решений изучали Рагунатан и Туан Фам (1999). Они провели три эксперимента по принятию решений об азартных играх и выборе работы, в ходе которых несчастливые испытуемые предпочитали варианты с высоким риском и высоким вознаграждением, в отличие от тревожных испытуемых, которые предпочитали варианты с низким риском и низким вознаграждением. Они заявили, что «тревога и печаль передают лицу, принимающему решения, разные типы информации и ставят перед собой разные цели». Было обнаружено, что «в то время как тревога ставит неявную цель уменьшения неопределенности, грусть ставит неявную цель замены вознаграждения». [16] Таким образом, эмоции нельзя просто классифицировать как положительные или отрицательные, поскольку нам необходимо учитывать последствия эмоций при окончательном принятии решений.

Запоминание, зависящее от состояния

[ редактировать ]

Еще одним важным фактором является память о событиях при принятии решений. Настроение человека работает как «сигнал восстановления», благодаря которому счастливые чувства вызывают на ум позитивные материалы, которые, в свою очередь, оказывают большое влияние на принимаемые решения. То же самое относится и к негативным чувствам. [17] термин «запоминание, зависящее от состояния» . Бауэр ввел для этого явления [18] Бауэр и другие заявили, что эмоции и чувства невозможно извлечь из человеческого разума. Эмоции, испытываемые в конкретной ситуации, будут записаны в эмоциональной памяти и могут быть активированы, когда человек сталкивается с подобной ситуацией или ему приходится за короткий промежуток времени принять трудное решение. Часто лицо, принимающее решения, не знает о своем предыдущем опыте в подобных ситуациях. [18] [19]

Было проведено много исследований о различном влиянии эмоций на принятие решений. Исследования показывают сложность и широту этих воздействий. Ниже приведены некоторые примеры их результатов.

  • Лица, принимающие решения, которых заставили учитывать вопросы безопасности, вызывающие негативные эмоции при принятии решения о покупке автомобиля, с большей вероятностью «решили не выбирать» или придерживаться статус-кво. [20]
  • Участники исследования, испытавшие «разочарованный гнев», с большей вероятностью выбирали в лотерее вариант с высоким риском и высоким вознаграждением – выбор, который авторы классифицируют как «саморазрушительный». [21]
  • «Напуганные люди высказывали пессимистические суждения о будущих событиях, тогда как разгневанные люди высказывали оптимистические суждения». [22]
  • Участники исследования, которых заставили почувствовать грусть, скорее всего, установили более низкую цену продажи за предмет, который их просили продать; Исследователи предполагают, что продажа предмета приведет к изменению обстоятельств участников и, следовательно, возможно, к положительному изменению настроения. [23]
  • Участники с «нормальной обработкой эмоций» выполняли задание по рисованию карточек. Вытягивая карты из «опасных колод» и, как следствие, испытывая потери и связанные с ними негативные эмоции, они впоследствии делали более безопасный и более прибыльный выбор. Участники с повреждением головного мозга, из-за которого они не могли испытывать такие эмоциональные реакции, не изменили свое поведение таким образом. [24]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кант, Ф. (1991). Замечания по поводу наблюдений над чувством прекрасного и возвышенного. (Дж. Т. Голдтуэйт, Пер.). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. (Оригинальная работа опубликована в 1764 г.).
  2. ^ Ливет, П. (2010). Рациональный выбор, нейроэкономика и смешанные эмоции. Философские труды Королевского общества B, 265, 259–269.
  3. ^ Барнс, А. и П. Тагард. 1996. Эмоциональные решения. Материалы восемнадцатой ежегодной конференции Общества когнитивных наук, стр. 426–429.
  4. ^ Ловенштейн, Г., и Лернер, Дж. С. (2003). Роль аффекта в принятии решений. В Р. Дэвидсоне, К. Шерере и Х. Голдсмите (ред.), Справочник по аффективной науке, стр. 619–642. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  5. ^ Зеленберг, М., ван Дейк, WW, и Манстед, ASR (1998). Переосмысление соотношения между сожалением и ответственностью. Организационное поведение и процессы принятия решений человеком, 74(3), 254-272.
  6. ^ Меллерс, Б.А., и МакГроу, AP (2001). Ожидаемые эмоции как руководство к выбору. Современные направления психологической науки, 10(6). 210-214.
  7. ^ Хан С. и Лернер Дж. С. (2009). Принятие решений. В Д. Сандере и К. Р. Шерере (ред.), Оксфордском справочнике по эмоциям и аффективным наукам, стр. 111–113. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  8. ^ Келтнер Д. и Лернер Дж. С. (2010). Эмоции. В С.Т. Фиске, Д.Т. Гилберте и Г. Линдзи (ред.), Справочник по социальной психологии, стр. 317–352.
  9. ^ Дамасио, Арканзас (1994). Ошибка Декарта: эмоции, разум и человеческий мозг . Нью-Йорк: Гроссет/Патнэм.
  10. ^ Дамасио, А.Р., Транел, Д. и Дамасио, Х. (1991). «Соматические маркеры и руководство поведением: теория и предварительное тестирование» (стр. 217–229). В HS Levin, HM Eisenberg и AL Benton (ред.). Функция и дисфункция лобных долей . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  11. ^ Перейти обратно: а б Дамасио, Арканзас (1994). Ошибка Декарта: эмоции, разум и человеческий мозг . Нью-Йорк: Гроссет/Патнэм.
  12. ^ Дамасио, А. (1991). Соматические маркеры и руководство поведением . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 217–299.
  13. ^ Данн, Б.Д. Далглиш, Т. и Лоуренс, А.Д., 2006. Гипотеза соматических маркеров: критическая оценка. Обзоры нейронаук и биоповеденческих исследований, 30, стр. 239–271.
  14. ^ Пфистер, Х.Р., и Бём, Г. (2008). Множественность эмоций: структура эмоциональных функций при принятии решений. Суждение и принятие решений, 3(1), 5-17.
  15. ^ Айзен, А.М. и Патрик, Р., 1983. Влияние положительных чувств на принятие риска: когда фишки упали. Организационное поведение и эффективность работы человека, 31 (2), стр. 194–202.
  16. ^ Рагунатан, Р. и Туан Фам, М., 1999. Не все негативные настроения одинаковы: мотивационное влияние тревоги и печали на принятие решений. Организационное поведение и процессы принятия человеческих решений, 79 (1), 56–77.
  17. ^ Айзен, А.М. и Шалкер, Т.Е., 1982. Влияние эмоционального состояния на оценку положительных, нейтральных и отрицательных стимулов: когда вы «подчеркиваете позитив», «устраняете ли вы негатив»? Ежеквартальный журнал социальной психологии, 45 (1), 58–63.
  18. ^ Перейти обратно: а б Бауэр, Г.Х., 1981. Настроение и память. Американский психолог, 36 (2), стр. 129–148.
  19. ^ Сайег, Л. Энтони, WP и Перреве, PL, 2004. Принятие управленческих решений в условиях кризиса: роль эмоций в интуитивном процессе принятия решений. Обзор управления человеческими ресурсами, 14 (2), 179–199.
  20. ^ Люс, МФ (1998). Выбор, которого следует избегать: борьба с потребительскими решениями, нагруженными негативными эмоциями. Журнал потребительских исследований, 24 (4) 409-433.
  21. ^ Лейт, К.Ф., и Баумайстер, РФ (1996). Почему плохое настроение усиливает саморазрушительное поведение? Эмоции, принятие риска и саморегуляция. Журнал личности и социальной психологии, 71 (6), 1250–1267.
  22. ^ Лернер, Дженнифер; Келтнер (2000). «За пределами валентности: к модели влияния эмоций на суждения и выбор». Познание и эмоции . 14 (4): 473–493. CiteSeerX   10.1.1.318.6023 . дои : 10.1080/026999300402763 .
  23. ^ Лернер, Дж. С., Смолл, Д. А., и Левенштейн, Г. (2004). Струны сердца и кошелька: влияние эмоций на экономические решения. Психологическая наука, 15(5), 337-341.
  24. ^ Бечара, А.Р., Дамасио, Х., Дамасио, А., и Ли, GP (1999). Различный вклад вентромедиальной префронтальной коры миндалины человека в принятие решений. Журнал нейробиологии, 19 (13), 5473-5481.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 24ead6a988bc1c2cc5493150bf58f2a9__1610828340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/a9/24ead6a988bc1c2cc5493150bf58f2a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Emotions in decision-making - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)