Презрение

Эту фотографию Томаса Уорда, арестованного за кражу монеты в 1 фунт, можно рассматривать как проявление презрения.
Картина Луи-Леопольда Бойи (ок. 1797 г.).
Женщину интерпретировали как проститутку (которая презирает неадекватную монету, предложенную модным джентльменом, чистящим туфли слева).

В разговорной речи презрение обычно относится либо к акту презрения, либо к общему неуважению к чему-либо. Этот набор эмоций обычно приводит к неадаптивному поведению. [1] [2] Другие авторы определяют презрение как отрицательную эмоцию, а не совокупность менталитета и чувств, которые порождают отношение . Пол Экман относит презрение к седьмой основной эмоции , наряду с гневом , отвращением , страхом , счастьем , грустью и удивлением . Роберт К. Соломон относит презрение к тому же эмоциональному континууму, что и негодование и гнев, и утверждает, что различия между ними заключаются в том, что негодование — это гнев, направленный на человека с более высоким статусом; гнев направлен на равного по статусу человека; а презрение — это гнев, направленный на человека с более низким статусом. [3] [ нужна страница ]

Этимология [ править ]

Термин возник в 1393 году. [ нужна ссылка ] в старофранцузском языке от латинского слова contemptus , означающего «презрение». Это причастие прошедшего времени от contemnere и от con - интенсивный префикс + temnere «пренебрегать, презирать»; презрительный появился в 1529 году. [4]

Культурный контекст

Выражение презрения на лице

Экман и Фризен (1986) определили особое выражение лица , которое, по мнению представителей десяти различных культур, как западных, так и незападных, обозначало презрение. В этом исследовании жители Западной Суматры (Индонезия) просматривали фотографии американцев, японцев и индонезийцев. Их способность классифицировать некоторые выражения лица как презрение по сравнению с основными эмоциями гнева, отвращения, счастья, печали, страха или удивления показала, что в разных культурах общее презрение понимается повсеместно (с уровнем согласия, равным 75%). [5] «Выражение, при котором угол губы подтянут и слегка приподнят на одной стороне лица (или гораздо сильнее на одной стороне, чем на другой), сигнализировало о презрении». Это исследование показало, что презрение, а также внешнее выражение презрения можно отметить как у западных, так и у незападных народов, если сравнивать их с другими первичными эмоциями.

В американском английском использование слова «презрение» сократилось с начала 19 века, тогда как в 21 веке слово « неуважение » стало относительно более распространенным. [6]

Характеристики [ править ]

Пол Экман , широко признанный психолог, обнаружил шесть общепризнанных эмоций: гнев, отвращение, страх, радость, печаль и удивление. Результаты по презрению менее однозначны, хотя есть, по крайней мере, некоторые предварительные доказательства того, что эта эмоция и ее выражение общепризнаны. [7]

В 1990-е годы Экман предложил расширенный список эмоций, на этот раз включающий презрение. [8]

Определение функций [ править ]

Презрение имеет пять особенностей. [9] Презрение требует суждения относительно внешнего вида или положения объекта презрения. В частности, презрение предполагает суждение о том, что из-за какого-то морального или личного недостатка или дефекта презираемый человек поставил под угрозу свое положение по отношению к межличностным стандартам, которые презирающий считает важными. Возможно, это было сделано не намеренно, а из-за отсутствия статуса . Отсутствие статуса может привести к тому, что презрительный человек будет классифицировать объект презрения как совершенно бесполезный или как не полностью соответствующий определенному межличностному стандарту. Таким образом, презрение — это реакция на предполагаемое несоответствие межличностным стандартам. Презрение — это также особый способ отношения к объекту презрения или ухода за ним, и эта форма уважения имеет неприятный аффективный элемент. Презрение может переживаться как глубоко интуитивная эмоция, похожая на отвращение, или как холодное пренебрежение.

Выражение лица, выражающее тонкое презрение

Презрение имеет определенный сравнительный элемент. В исследованиях презрения Дэвида Юма он предполагает, что презрение, по сути, требует восприятия «плохих качеств» кого-либо «такими, какие они есть на самом деле», одновременно проводя сравнение между этим человеком и нами самими. Из-за этого рефлексивного элемента презрение также включает в себя то, что мы могли бы назвать «позитивным самоощущением» презрительного человека. Характерной чертой презрения является психологическая отстраненность или дистанция, которую человек обычно ощущает по отношению к объекту презрения. Это психологическое дистанцирование является важным способом выражения своей неидентификации с объектом презрения и исключает сочувственную идентификацию с объектом презрения. (Hume, 2002, 251) Презрение к человеку включает в себя способ негативного и сравнительного отношения к кому-то или оказания ему помощи, который не полностью соответствует межличностным стандартам, которые человек, выражающий презрение, считает важным. Эта форма уважения представляет собой психологическое отстранение от объекта презрения. [9]

Добродетели [ править ]

Презрение может послужить полезной цели в моральном сообществе. Этика презрения обеспечивает гораздо большую широту ответов, чем другие конкурирующие этические системы, независимо от того, основаны ли они на этике действий (оценка действий по их правильности или неправильности) или этике чувств (например, этике обиды). Чувствуя презрение к тем вещам, которые считаются неэтичными, аморальными или морально неприятными, можно одновременно показать, что они плохие, и исключить их из морального сообщества. [10] [ нужна страница ]

Ответ [ править ]

Основная реакция на презрение заключается в «публичном выражении низкого уважения к объектам, вызывающим презрение» (Miller, CH, 2005). Согласно этому рассуждению, у человека, проявляющего презрение, не будет ни желания открыто противостоять человеку, с которым он находится в разногласиях, ни он сам не будет пытаться устранить объект презрения; скорее, тот, кто презирает, будет иметь тенденцию придерживаться мнения, что другие должны удалить объект презрения, или придерживаться мнения, что объект презрения должен удалить себя. Таким образом, хотя человек и может рассказать о своих чувствах другим, человек с презрением не обязательно захочет напрямую разобраться с сложившейся ситуацией. Тот, кто испытывает презрение, будет демонстрировать негативное аффективное поведение, которое можно назвать «холодным» - это просто означает, что тот, кто испытывает эмоцию презрения, будет склонен отталкивать ответственных за это. [11] [ нужна страница ]

Презрение в отношениях [ править ]

Гендерные различия

Мужчины и женщины действуют по-разному, проявляя презрение в однополых отношениях. Мало того, что девочки более склонны к невербальным формам социальной агрессии, чем мальчики, девочки еще и лукавят больше, чем мальчики, говорят красиво, но строят злые рожицы. В исследовании, проведенном Андервудом (2004) в ходе лабораторных наблюдений, в ходе которых они наблюдали за девочками и мальчиками в одинаковом социальном контексте, в котором лучшие друзья реагируют на провоцирующего новичка, гендерные различия проявляются не в вербальном поведении, а в невербальном выражении эмоций. презрение и презрение (которые настолько бросаются в глаза, что их с высокой степенью надежности межкодировщиков наблюдали как женщины, так и мужчины, каппа превышает 0,8; Underwood et al., 2003). [12]

Есть несколько причин, по которым девочки могут быть особенно склонны выражать гнев и презрение посредством невербальных форм социальной изоляции . Одной из причин может быть то, что девочек с младенчества приучают к откровенно милым и примирительным отношениям, и они делают это, чтобы избежать конфликтов, когда это возможно, из-за страха быть исключенными из отношений , нелюбимыми или наказанными (обзоры см. в Brown and Gilligan, 1993; Underwood). , 2003; Зан-Вакслер, 2000). Невербальные формы социальной изоляции могут быть весьма эффективным способом причинения вреда кому-либо с относительно небольшими социальными последствиями; обидное действие мимолетно, часто может быть совершено за спиной жертвы и вне бдительных глаз взрослых, и, даже если его поймают, злые лица обычно не наказываются. Во-вторых, девочки могут причинять вред друг другу посредством невербального выражения исключения или презрения, поскольку девочки и женщины могут больше смотреть на других по причинам, связанным с их более низким социальным статусом, чтобы узнать как можно больше о потребностях и желаниях других (см. LaFrance, 2002, для обсуждения «Бойкотов улыбок и других телесных политик», стр. 319).

Поскольку девушки и женщины часто пристально смотрят на других, возможно, злые взгляды более эффективны как средство проявления власти. В-третьих, невербальные формы социальной изоляции могут иметь большое значение для девочек, поскольку их отношения предполагают высокий уровень близости и самораскрытия (обзор см. в Buhrmester and Prager, 1995), поэтому даже тонкие признаки изоляции представляют угрозу. В-четвертых, невербальные формы социальной изоляции могут иметь большое значение для девочек, поскольку, хотя они страстно желают и защищают популярность среди других девочек, они боятся, что их назовут «заносчивыми» (Merten, 1997). [12]

ответы Юридические

В 2003 году городской совет Пало-Альто отклонил резолюцию, которая запрещала выборным должностным лицам использовать выражения лица, выражающие презрение, на публичных собраниях; это было предложено потому, что члены совета очень устали от коллег, запугивающих друг друга этими тонкими, но грубыми выражениями лиц. [13]

Брак [ править ]

Исследования показывают, как жестокое обращение в детстве связано с неадаптивной динамикой общения , состоящей из конфликта, наполненного презрением, и эмоциональной замкнутости . Эти результаты важны, поскольку неадаптивное супружеское общение может быть одним из механизмов, с помощью которого травматический детский опыт приводит к плохому качеству отношений во взрослом возрасте. Формы вербальной агрессии, такие как презрение, воинственность и оборонительная позиция, связаны с деструктивными, враждебными моделями разрешения конфликтов ([Gottman et al., 1998] и [Straus, 1979]). Пары, использующие такие стили общения, с большей вероятностью будут иметь более высокий уровень семейного дистресса (Робертс, 2000), более низкий уровень удовлетворенности браком (Холман и Джарвис, 2003) и более низкий уровень стабильности брака ([Готтман и др., 1998] , [Холман и Джарвис, 2003] и [ДеМарис, 2000]). [14]

Готтман (1999) выделил несколько моделей поведения, которые особенно указывают на дистресс в отношениях. Одна серия поведений, которую он назвал «четырьмя всадниками», включает в себя каскад реакций, таких как выражение критики, оборонительная позиция, презрение, сарказм , враждебность и отстраненность, комбинация которых указывает на критическое состояние распада брака. [15]

Карстенсен, Готтман и Левенсон (1995) обнаружили, что « негативное эмоциональное поведение, такое как выраженный гнев, печаль, презрение и другие негативные эмоции, по-видимому, является лучшим средством различия между удовлетворенным и неудовлетворенным браком». Карстенсен, Готтман и Левенсон (1995) также обнаружили, что «с точки зрения поведения говорящего, жены были закодированы как демонстрирующие больше эмоций, негативных эмоций, гнева, радости, презрения, нытья и печали». Это подтверждает стереотип о том, что женщины выражают больше эмоций, чем мужчины, как в целом, так и в отношениях. Это также подтверждает идею о том, что мужчины менее экспрессивны, чем женщины, и склонны к более оборонительной позиции в разговоре. [16]

Для оценки нескольких компонентов коммуникативных навыков использовались шесть кратких самоотчетов (Gottman 1999). В частности, в анкетах оценивались попытки ремонта, принятие влияния, резкий запуск, наводнение, тупик и четыре всадника. Эти шесть показателей были выбраны потому, что они представляли теоретический и клинический интерес для авторов, включали как адаптивное, так и неадаптивное коммуникативное поведение и включали те аспекты общения в паре, которые многие считают наиболее токсичными, включая отстраненность и презрение (Gottman 1999; Gottman et др., 1998; Джонсон, 2003). [15] Наконец, «Четыре всадника» создают каскадную последовательность реакций, в которой один партнер выражает критику, а другой отвечает оборонительной позиции, в результате чего первый партнер реагирует на защитную позицию презрением, сарказмом и/или враждебностью по отношению к своему партнеру, в конечном итоге отказываясь от или препятствовать разговору. Считается, что эта каскадная негативная последовательность, возникающая как повторяющийся, взаимосвязанный паттерн, означает критическую конечную стадию процесса распада отношений, представляя собой окончательный общий причинный путь к разрыву отношений (см. Gottman 1994). [15]

В книге « Моргание: сила мышления без размышлений » автор Малкольм Гладуэлл обсуждает теории Джона Готтмана о том, как предсказать, какие пары останутся в браке. Теория Готтмана утверждает, что существуют четыре основные эмоциональные реакции, разрушительные для брака: оборонительная реакция, препятствование, критика и презрение. Среди этих четырех Готтман считает презрение самым разрушительным. [17] Для всех других форм агрессии Четыре Всадника оказались важными предикторами классификации, что и ожидалось, учитывая, что эта конструкция включает в себя очень негативное, презрительное поведение. Это согласуется с исследованиями в области брака, которые утверждают, что такое коммуникативное поведение очень токсично и подрывает удовлетворение от отношений (Корнелиус и др., 2007; Готтман, 1999). [15] [17]

Мощность и расстояние [ править ]

Люди, скорее всего, будут испытывать презрение к человеку, который воспринимается как человек с низким статусом, находящийся в отдаленной близости, а другие эмоции возникают в результате различных комбинаций власти и расстояния. [18]

Объект находится далеко Тема близка
Субъект воспринимается как могущественный Страх Завидовать
Субъект воспринимается как бессильный Презрение Сострадание

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ ТенХаутен, WD (2007), Общая теория эмоций и социальной жизни . Рутледж.
  2. ^ «Определение ПРЕЗРЕНИЯ» . www.merriam-webster.com . 20 января 2024 г. Проверено 26 января 2024 г.
  3. ^ Соломон RC (1993). Страсти: эмоции и смысл жизни . Издательство Хакетт.
  4. ^ «Презрение. (нд)» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 20 апреля 2008 г.
  5. ^ Экман, П; Хайдер, КГ (1988). «Универсальность выражения презрения: репликация». Мотивация и эмоции . 12 (3): 303–308. дои : 10.1007/bf00993116 . S2CID   143817186 .
  6. ^ Средство просмотра Ngram Google Книг .
  7. ^ Экман, П. и Фризен, В.В. (1969). Репертуар невербального поведения: категории, происхождение, использование и кодирование. Семиотика, 1, 49–98.
  8. ^ Экман; Хайдер (1988). «Универсальность выражения презрения: репликация» (PDF) . Мотивация и эмоции . 12 (3): 303–308. дои : 10.1007/bf00993116 . S2CID   143817186 .
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Белл, М. (2005). «Презрение к женщине: к феминистской защите презрения как морального чувства». Гипатия . 20 (4): 80–93. дои : 10.1111/j.1527-2001.2005.tb00537.x . S2CID   143305885 .
  10. ^ Белл, М. (2013). Тяжелые чувства: моральная психология презрения. Издательство Оксфордского университета. ISBN   0199794146
  11. ^ Миллер, CH (2035). Как ты смеешь! Мера возмущения. Рукопись в стадии подготовки, Университет Оклахомы.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Андервуд, МК (2004). «III. Яркий взгляд презрения, закатывание глаз отвращения и отворачивание, чтобы исключить: невербальные формы социальной агрессии среди девочек». Феминизм и психология . 14 (3): 371–375. дои : 10.1177/0959353504044637 . S2CID   143410476 .
  13. ^ «Городской совет позволяет хмуриться», Daily Southtown , 2003 г.
  14. ^ Кривицкас, К.М.; Санчес, Луизиана; Кенни, Коннектикут; Райт, доктор медицинских наук (2010). «Пылкие жены и ледяные мужья: добрачное консультирование и заветный брак как защита от последствий жестокого обращения в детстве на гендерном супружеском общении?». Социально-научные исследования . 39 (5): 700. doi : 10.1016/j.ssresearch.2010.05.003 .
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Корнелиус, ТЛ; Шори, Колорадо; Биб, С.М. (2010). «Переменные коммуникации, о которых сообщают сами люди, и насилие на свиданиях: использование концептуализации супружеского общения Готтмана». Журнал семейного насилия . 25 (4): 439. doi : 10.1007/s10896-010-9305-9 . S2CID   45452691 .
  16. ^ Карстенсен, LL; Готтман, Дж. М.; Левенсон, Р.В. (1995). «Эмоциональное поведение в долгосрочном браке». Психология и старение . 10 (1): 140–149. дои : 10.1037/0882-7974.10.1.140 . ПМИД   7779311 .
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гладуэлл, Малькольм (2005). Моргните . Выходные данные Back Bay Books (Little, Brown and Company). стр. 32–33. ISBN  978-0-316-01066-5 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2008 г. Проверено 13 января 2011 г.
  18. ^ Бомонт, Леланд Р. «Эмоциональная компетентность» . www.emotionalcompetency.com . Проверено 7 июня 2017 г.

Внешние ссылки [ править ]